Обучение пациентов правильно кашлять. Лекция по ПМ04

Простуда у взрослых - неприятное заболевание, доставляющее массу неудобств. Насморк не дает полноценно вдыхать свежий воздух, а от кашля возникают боли в грудной клетке. На лечение бронхита уходит до 3-х недель, а иногда и месяц. Поэтому врачи часто рекомендуют при кашле массаж, который оказывает благотворное влияние на организм. Методика воздействия подбирается индивидуально для каждого пациента.

Польза массажа при кашле: преимущества, противопоказания

Процедура способствует усилению кровообращения, сокращению стенок бронхов, улучшению циркуляции эпителия легких. Массаж от кашля, позволяет быстро вывести из бронхов мокроту, тем самым снизив интоксикацию организма. Терапия показана пациентам с рождения.

Техника детского массажа отличается от обычной методики, применяемой для лечения кашля у взрослого человека. Она спокойная, мягкая, так как внутренние органы только начинают формироваться. Массаж взрослым предполагает интенсивное воздействие на определенные участки тела.

При каком виде кашля показана процедура?

Бронхит сопровождают приступы различного характера. Различают два типа кашля - сухой и мокрый кашель. В первом случае процедура не поможет, так как в грудной клетке сосредоточена мокрота, дыхательные пути забиты слизью, что не дает возможность полноценно дышать и откашливаться. Здесь одно средство - медикаментозная терапия.

А вот мокрый кашель при массаже - показание для проведения лечения. Главная цель в этом случае помочь мокроте, слизи выйти наружу, тем сам, облегчив состояние больного.

Противопоказания к процедуре.

Массаж при кашле не назначается в следующих случаях:

Массаж при остром бронхите - действенное средство, используемое при лечении сухого кашля. Благодаря применению различной техники врачи, воздействуя на определенные точки, облегчают течение заболевания.

Массаж при патологии бронхов: методика

Функциональное предназначение процедуры, используемой при лечении кашля - активизация выведения скопившейся мокроты, слизи из бронхов. Подобного эффекта массажисты достигают благодаря различным методикам, между которыми имеются некоторых сходства и различия.

Выбор техники зависит от течения, характера заболевания. Так как некоторые виды процедур без наличия знаний выполнить невозможно.

Основная методика: вибрационный массаж

Если слышны хрипы, доносящиеся из грудной клетки можно приступить к лечению кашля. Данный вид манипуляций проводится дома.

Лечебный массаж выполняется в следующем порядке:

  1. Пациента уложить на живот. Растереть поверхность спины прямыми ладошками от поясницы к голове, мягко воздействуя на кожу вдоль позвоночного столба до образования небольшого покраснения.
  2. Второй прием - легкое интенсивное толкание отдельных участков, с помощью обеих рук и 4-х пальцев, поднимаясь снизу и устремляясь вверх продольно позвоночному столбу с двух сторон.
  3. Аккуратные постукивания кончиками пальцев параллельно позвоночнику, от области поясницы поднимаясь постепенно к верху.
  4. Ладошками в форме лодочек похлопывать в области грудной клетки

Между отдельными приемами больному дают возможность откашляться, ведь все выполняемые манипуляции направлены на интенсивное выведение скопившейся мокроты, слизи из бронхов.

Продолжительность лечения полчаса 2 раза в день. Если у пациента сухой кашель, то прежде чем проводить массаж, назначается терапия лекарственными препаратами, чтобы вызвать мокроту.

Дренажный

Процедура против кашля показана и малышам, и взрослым. Пациента укладывают в таком положении, чтобы таз был немного выше головы. В этих целях подкладывают валик. После разогрева и разминания мышц спины, переходят к манипуляциям. При кашле они направлены от поясницы к голове, что способствует отхождению мокроты.

По окончанию лечения массажист помогает на выдохе аккуратно вытолкнуть скопившийся воздух, надавливая на спину в области грудной клетки.

Данный вид манипуляций используется для лечения запущенной формы бронхита, но в этом случае потребуется дополнительное воздействие на ноги.

Точечный массаж при кашле

Основа лечения - воздействие на отдельные места тела. Для устранения кашля надавливают, поглаживают точки, расположенные на ногах, в области рук, за ушами. А также около лопаток с двух сторон позвоночного столба и шеи над 7 позвонками.

Данный вид лечебной процедуры требует знания анатомии, поэтому выполнять его может только профессиональный массажист с медицинским образованием.

Медовый

Одна из самых популярных процедур, которая полезна после сильного бронхита. В состав меда входит питательные вещества.

Техника выполнения:

  • Перед нанесением натурального продукта проводится разогрев, разминание мышц спины.
  • Затем массажист аккуратно воздействует на область грудной клетки с помощью техники «отлипание рук». Голова пациента должна быть ниже всего туловища.
  • Когда появится дискомфорт, массаж нужно прекратить. После манипуляции наложить компресс на грудную клетку, принять душ и лечь спать.

Для лечения используется жидкий мед. При аллергии и ранках на коже от проведения процедуры стоит отказаться. Подобное лечение показано и при воспалении легких.

При кашле медовый массаж оказывает благотворное действие, как на начальном этапе заболевания, так и при продолжительном бронхите. Но для каждого эффект от манипуляции индивидуален.

Криомассаж, как средство лечения от кашля.

Криомассаж назначается в редких случаях, но он не менее эффективен, чем другие лечебные процедуры. Манипуляции начинают с разминания правой стороны спины с плавным переходом на другую часть.

Воздействие проводится криопакетом, при температуре 23 градуса. Сначала осторожно поглаживают кожу, затем накладывают аппликацию на 10 секунд. Затем прохладный пакет прикладывается несколько раз к телу на 5 минут, закутать больного в теплое одеяло.

Для получения надлежащего эффекта от лечения, за полчаса до его проведения следует принять отхаркивающий препарат. Высокая температура, онкология, гипертония - основные противопоказания к проведению процедуры.

Баночный массаж: особенности

Данная методика дает возможность добиться высоких результатов при сильном бронхите за счет вакуума. Для этих целей используется банка из пластика, которую помещают на спину больного или грудную клетку. Кашель при массаже становится более мягким, мокрота выводится интенсивно.

Подобные манипуляции проводятся и при пневмонии. За счет такого воздействия ускоряется циркуляцию крови, лимфы. Что способствует:

  • интенсивному питанию клеток тканей;
  • устранению заболевания.

Данная методика лечения стимулирует органы дыхания. Проводиться она может самостоятельно.

Лечебный массаж грудной клетки благотворно воздействует на организм, восстанавливая иммунитет, и способствует отхождению слизи при затяжном кашле. Процедура помогает ускорить выздоровление без применения дополнительных медикаментов. Лечение проводится по клиническим показаниям и только в отсутствии противопоказаний. Поэтому прежде стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

Неотложное состояние: лёгочное кровотечение

Задачи
Ø Придать пациенту положение «полусидя» с наклоном в сторону поражённого лёгкого, Ø Повернуть голову набок для предупреждения аспирации Ø Обеспечить полный физический и психический покой, речевая психотерапия Ø Обеспечить предметами ухода (плевательница, полотенце, судно) Ø Холод на грудную клетку (пузырь со льдом, холодный компресс) Ø Наложение венозных жгутов на 3 конечности Ø Приготовить стерильный инструментарий и по назначению врача ввести кровоостанавливающие (кальция хлорид, натрия хлорид, кальция глюконат, желатин 10%; аминокапроновая кислота 5%; аскорбиновая кислота 5%; андроксон 0,025%; дицинон 12,5% - этамзилат) или для уменьшения давления в малом круге: р-р эуфиллина, атропина.
Ø Пульс, АД Ø Цвет кожного покрова Ø ЧДД
4. Профилактика возможных осложнений (острая сосудистая недостаточность; усиление кровотечения) Ø Транспортировка только на носилках Ø Соблюдение стандарта наложения и (расслабления) снятия венозных жгутов Ø Наблюдение за функциональным состоянием

Приступ удушья – бронхиальная астма

Диагностические критерии, позволяющие констатировать неотложное состояние:

Ø чувствонехватки воздуха,

Ø приступ удушья с затруднённым выдохом,

Ø непродуктивный кашель

Ø Положение полусидя с наклоном вперёд и опорой на руки

Ø Дистанционные сухие свистящие хрипы

Задачи План сестринских вмешательств
1. Тактика по отношению к врачу Срочно вызвать врача (через посредника)
2. Способствовать купированию неотложного состояния Ø Придать положение полусидя с наклоном вперёд и опорой на руки Ø Расстегнуть стесняющую одежду Ø Обеспечить приток свежего воздуха Ø Оксигенотерапия через увлажнитель Ø Обильное горячее щелочное питьё (минеральная вода, содовый раствор 0,5%) или 4-5 таблеток мукалтина, растворённых в 1 стакане горячей воды Ø Горячая ножная ванна Ø По назначению врача симпатомиметик с помощью карманного ингалятора через спейсер или через небулайзер (сальбутамол, астмопент, беротек 2 – 3 вдоха с интервалом 2-3 минуты в начальной фазе приступа удушья) –эффект через 15-20 минут Ø или холинолитик «Атровент» - эффект через 30-40 минут Ø или приготовить стерильный инструментарий и по назначению врача ввести в\венно медленно р-р эуфиллина 2,4% на физиологическом растворе
3. Наблюдение за функциональным состоянием Ø Самочувствие Ø Цвет кожного покрова Ø Пульс, ЧДД, Ø Наличие хрипов
4. Профилактика возможных осложнений: Ø Повторный приступ удушья Ø Переход в затяжное, более тяжёлое состояние Ø Обеспечение покоя Ø Полное и своевременное выполнение назначений врача Ø Правильное использование симпатомиметиков

Плевральная пункция.

Перед пункцией:

Ø Провести с пациентом психотерапевтическую беседу

Ø Кварцевание кабинета

Ø Приготовить необходимый инструментарий и лекарственные препараты (шприцы Жане и 20 мл, 2 мл, пункционную иглу с резиновой трубочкой, зажим, стерильные пробирки со штативом, спирт, йод,лейкопластырь или клеол, стерильные ватные шарики и салфетки, спиртовку, спички,0,5% р-р новокаина, 10% р-р кофеина, р-р кордиамина, нашатырный спирт, ёмкость для плевральной жидкости)

Ø Пригласите пациента в процедурный кабинет. Предложите ему: сесть лицом к спинке стула, спиной к источнику света, руку со стороны прокола положить на противоположное плечо или затылок, наклонить голову вниз

Ø Подготовьте руки (1,2 уровни) себе и подайте всё необходимое для обработки рук врачу

Во время манипуляции

Ø Подайте врачу всё необходимое для обработки кожи больного и места прокола

Ø Подайте шприц с новокаином для местной анестезии

Ø Наденьте на пункционную иглу с резиновой трубочкой зажим

Ø После прокола врачом плевры подсоедините к трубочке шприц Жане

Ø Соберите плевральную жидкость в приготовленные пробирки, предварительно обжигая их края над пламенем спиртовки

Ø Проводите контроль над состоянием пациента (самочувствие, цвет кожного покрова, пульс). При необходимости окажите неотложную помощь.

Ø Обработайте место прокола спиртом,йодом. Наложите пластырь или стерильную повязку

После пункции:

1. Проводите пациента в палату и обеспечьте предметами ухода (судно, мочеприёмник) на время постельного режима – 2 часа

2. Напишите направление и отправьте пробирки с плевральным содержимым в лабораторию

3. Уберите рабочее место

4. Проводите профилактику острой сосудистой недостаточности

Ø Контроль над соблюдением постельного режима

Ø Обезболивающая терапия по графику, установленному врачом

Ø Контроль за цветом кожного покрова, пульсом, АД, жалобами

5. Проводите мероприятия по уменьшению боли

Ø По назначению врача введение обезболивающих средств

6. Проводите мероприятия по профилактике присоединения инфекции и своевременному её выявлению:

Ø Контроль над состоянием повязки и своевременная её смена

Ø Термометрия

Ø Кварцевание палаты


Проблема: нарушение сна

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу
· Беседовать с пациентом о проблеме сна ежедневно, побуждая выражать своё беспокойство во время поступления в стационар и на всём протяжении времени пребывания в нём · Провести сестринскую оценку качества сна · Обеспечить комфортную спокойную обстановку: тишину, чистоту, свежий воздух в палате, оптимальная температура (18-20 градусов), минимальное освещение над кроватью · Убедиться, что пациент осознаёт важность сна для своего выздоровления · Контроль над соблюдением «тихого часа» в отделении · С разрешения врача посоветовать пациенту прогулки на территории ЛПУ за полчаса до сна · Обеспечить пациенту постоянный комфорт: удобный матрац, подушку, одеяло, свежее бельё · Дать совет: не переедать перед сном На ночь выпивать стакан тёплого молока с мёдом или снотворное (по назначению врача) · Беседы с родственниками и другими пациентами по палате о необходимости избегать утомительных бесед, раздражающих известий на ночь · Обучить специальным упражнениям на релаксацию, облегчающих процесс засыпания · Организовать досуг пациента для удержания его от сна в дневное время
· Самочувствие

Проблема: тревога о своём состоянии и страх инвалидизации.

Задачи План сестринских вмешательств
1.Определить тактику по отношению к врачу · Поставить врача в известность
2. Способствовать облегчению данной проблемы · Уделять достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах лечения, ознакомит пациента с литературой по данной теме · Провести беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки пациента · Поощрять проявления внимания семьи пациента по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, письма, цветы…) · Поощрять родственников навещать его и проинформировать о должном поведении · Обеспечить консультацию психолога (психотерапевта) приём седативных по назначению врача
3. Наблюдение за функциональным состоянием · Самочувствие (степень тревожности) · Состояние сна

Проблема пациента: дефицит знаний о правилах применения антибактериальных препаратов.

План сестринских вмешательств Мотивация
1.Объяснить пациенту, что принимать лекарственные средства нужно только по назначению врача. Для предупреждения самолечения.
2. Объяснить пациенту, что нельзя самостоятельно заменять одно лекарственное средство другим, т.к. антибиотики назначаются с учетом чувствительности возбудителя. Для эффективности лечения.
3. Объяснить пациенту, что прием антибиотиков должен быть курсовым, иначе у микроорганизмов выработается устойчивость к препарату. Для эффективности лечения.
4. Объяснить пациенту важность приема препаратов в строго определенное время. Для поддержания постоянной концентрации препарата в крови и эффективности лечения.
5.Предупредить, что во время приема антибиотиков возможно развитие побочных эффектов и аллергических реакций, в этом случае необходимо срочно поставить в известность медицинский персонал. Для предупреждения нежелательных эффектов терапии и осложнений.
6. Попросить повторить всю информацию, которой Вы его обучили Для уточнения полноты усвоения знаний по данному вопросу

Сестринский диагноз: лихорадка первый период

Жалобы на дрожь в теле, озноб;

При осмотре: положение закрывшись, нездоровый блеск глаз, лицо лихорадочного больного, «гусиная кожа», бледность кожного покрова, сухие холодные конечности, тахикардия, температура выше нормы;

Сестринский диагноз: лихорадка второй период

Жалобы на сильную головную боль, жар в теле, сухость во рту, снижение аппетита, снижение отделения мочи, задержка стула;

Осмотр: положение раскрывшись, сухость кожи и слизистых, тахикардия, тахипноэ, гиперемия кожного покрова, температура стабильно удерживается на максимальном уровне;

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу - Поставить врача в известность, при тяжёлом состоянии, высокой лихорадке – срочно вызвать - При необходимости организовать индивидуальный пост
2. Способствовать облегчению самочувствия - Постельный режим - Снять тёплую одежду, откинуть одеяло - Обеспечить диетой №13: обильное щелочное питьё, прохладные морсы, фрукты, овощи, питание дробное, исключить мясо - Обтирание кожного покрова, примочки (пузырь со льдом), влажные общие и местные обёртывания - Смазывание губ несолёным маслом, гигиенической помадой, обработка слизистых - По назначению врача жаропонижающие, антибиотики
- Контроль над уровнем сознания, при его нарушении срочно вызвать врача - Термометрия, пульс, АД - Мочеиспускание - Стул
4. Предупредить возможные осложнения: - Нарушение сознания - Задержка стула - Задержка мочеиспускания - Своевременное и качественное выполнение задач 1 - 3

Сестринский диагноз: лихорадка третий период;

Жалобы на слабость, потливость;

Осмотр: лёгкая испарина, тёплая кожа, температура снижается;

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу - Поставить врача в известность, при тяжёлом состоянии, критическом снижении температуры - срочно вызвать - При необходимости организовать индивидуальный пост
2. Способствовать облегчению самочувствия - Постельный режим - Обеспечить свежим воздухом без сквозняков - Укрыть - Обеспечить своевременную смену нательного и постельного белья - Обеспечить питанием диета №13 с включением мяса и другой белковой пищи
3. Проводить наблюдение над функциональным состоянием - Термометрия, пульс, АД - Цвет кожного покрова
4. Предупредить возможные осложнения: - коллапс при критическом снижении температуры - Своевременное и качественное выполнение задач 1 – 3 - Контроль над соблюдением постельного режима

Проблемы пациента: кашель влажный, дефицит знаний эффективного кашля, правил кашлевой дисциплины

1. Краткосрочная цель: у пациента мокрота будет отходить легко в результате проводимых мероприятий в полном объёме через один день

Проблема: влажный кашель

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу - Поставить в известность врача, если пациент впервые предъявляет подобные жалобы
2. Способствовать облегчению самочувствия (способствовать облегчению отхождения мокроты) - Обеспечить горячим питьём - Горячие ножные ванны - Щёлочные ингаляции - По назначению врача: муколитики, отхаркивающие, противовоспалительные, антибиотики - Обучить правилам эффективного кашля - Обучить технике дренажных положений (по 30 минут 3-4 раза в день) - Обучить правилам использования индивидуальной плевательницы
3. Наблюдение над функциональным состоянием - Термометрия - Цвет и количество мокроты

Правила кашлевой дисциплины:

Пациенту объяснить, что мокроту сглатывать нельзя;

Следует сдерживать кашель в непосредственной близости людей;

Прикрывать рот платком и отворачиваться;

Мокроту откашливать только в плевательницу;

Правила использования индивидуальной плевательницы:

Плевательница на 1\3 должна быть заполнена дезраствором;

Откашливать мокроту, не задевая её краёв;

Сразу закрывать крышкой;

Заранее готовить сменную плевательницу;

Отдавать наполненную плевательницу медсестре, которая осуществляет контроль над количеством и качественными характеристиками мокроты;

Правила эффективного кашля:

После медленного глубокого вдоха задержать дыхание на 2-3 секунды, осуществляя выдох через рот, откашляться;

Откашливать на выдохе через плотно сомкнутые губы;

Принять отхаркивающие, назначенные врачом, через 5 минут сделать ингаляцию симпатомиметика с помощью индивидуального ингалятора, занять одно из дренажных положений с активным форсированным дыханием и откашливанием мокроты на выдохе;

Правила использования индивидуального ингалятора с симпатомиметиком:

Приготовьте ингалятор с лекарственным веществом (сальбутамол, беротек).

Предложите пациенту:

· Снять с баллончика защитный колпачок

· Сесть или встать, голову запрокинуть, ингалятор встряхнуть, взять вверх дном

· Сделать глубокий выдох через рот

· Охватить губами мундштук ингалятора

· Нажать на дно ингалятора, одновременно делая вдох через рот

· Задержать дыхание на 5-10 секунд

· Извлечь мундштук изо рта, плотно сомкнуть губы

· Сделать выдох через нос

· Надеть на мундштук защитный колпачок

Примечание:

· Если пациент пользуется ингаляционным симпатомиметиком, ему следует объяснить, что количество доз аэрозоля определяется врачом (не более 2-х с интервалом 1-10 минут)

· Ингаляцию следует начинать только в начале приступа удушья

· Ингалятором можно пользоваться не более 3-4 раз в сутки.


Проблема: сухой кашель

Жалобы на кашель без отделения мокроты;

Осмотр: кашлевые толчки одиночные или приступообразный кашель с выражением страдания на лице;

Кашель сложный рефлекс, задача которого состоит в очищение дыхательных путей. Благодаря кашлю дыхательные пути избавляются от раздражающих веществ, слюны или инородных тел, которые могли попасть туда при вдохе (аспирация), а также секрета, фрагментов клеток и микроорганизмов, секретируемых тканью легких или клетками бронхиального дерева. Кашель может быть непроизвольным как реакция на попадание инородного тела (в том числе фрагментов пищи) или произвольным как осознанное действие, призванное очистить гортань от слизи.

Как БАС влияет на силу кашля

Поддержание чистоты дыхательных путей имеет первостепенное значение, и кашлевой рефлекс служит основным средством для этого. Поскольку БАС приводит к снижению силы мышц, способность человека произвольному и непроизвольному кашлю также нарушается. К основным мышцам, обеспечивающим вентиляцию легких, относятся диафрагма, межреберные мышцы и мышцы шеи. Кроме того, при БАС также могут быть поражены мышцы области рта и горла (бульбарные), ответственные за голос и глотание, что приводит к невозможности закрытия, открытия и защиты голосовой щели, располагающейся между голосовыми связками.

Кашель включает три фазы:

  1. вдох;
  2. форсированный выдох при закрытой голосовой щели;
  3. открытие надгортанника с резким выходом воздуха из гортани, обычно сопровождающееся характерным звуком.

В каждой из этих фаз задействованы определенные мышцы:

  • диафрагма и межреберные мышцы в фазе вдоха;
  • мышцы горла при закрытии голосовой щели, при этом диафрагма и мышцы груди создают повышенное давление;
  • при открытии голосовой щели за счет силы, создаваемой изгоняемым воздухом, из дыхательных путей удаляются твердые частицы и секрет.

Кашель предназначен для защиты дыхательных путей от частиц пищи, жидкостей или секрета, другими словами он нужен, чтобы пища «не попала не в то горло». Кашель также способствует очищению нижних дыхательных путей от скопления секрета в альвеолах, что является условием адекватного обмена кислорода и углекислого газа между легкими и кровью. Глубокое дыхание и кашель способствуют поддержанию адекватной вентиляции легких. Поддержание чистоты дыхательных путей снижает риск пневмонии.

Люди с БАС часто испытывают проблемы с поддержанием достаточной силы кашля в связи с невозможностью сделать глубокий вдох и слабым выдохом, а также слабостью мышц, участвующих в акте глотания. Снижение двигательной активности или поступления жидкости может стать причиной нарушения поверхностного дыхания и сгущения секрета. В этом случае для очистки дыхательных путей требуется больше усилий.

Техники откашливания

Существуют техники, с помощью которых можно добиться более глубокого вдоха и большей силы кашля. Одно упражнение заключается в том, что человек с БАС производит серию коротких вдохов до полного расправления легких с последующим резким выдохом, сопровождающимся кашлем. В другом случае помогает ухаживающий.

Третья методика механическая гиперинфляция легких. Она имеет сходства с предыдущей, однако в отличие от первого способа подразумевает использование мешка Амбу и маски или мундштука для достижения глубокого вдоха. Ухаживающий может помочь человеку с БАС в использовании данных приспособлений.

Автоматические инсуффляторы-эксуффляторы (откашливатели) Philips Cough Assist™ или Hill-Rom Vital Cough™ эффективны при недостаточной силе кашля. Создавая положительное давление, устройство через мундштук или маску обеспечивает глубокий вдох, после чего переключаясь на отрицательное давление, симулирует нормальный кашель и позволяет переместить секрет вверх по дыхательным путям.

Придание определенного положения человеку с БАС, когда он спит или сидит, а также соблюдение диеты и использование техник безопасного глотания позволяет уменьшить нагрузку на дыхательные мышцы, затрачиваемую на поддержание адекватного дыхания и чистоты дыхательных путей. С помощью лекарственных средств и физиотерапевтических процедур можно добиться снижения секреции желез ротовой полости и бронхов, а использование аппаратных средств для вспомогательного дыхания поможет в поддержании адекватного объема легких.

Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом для получения дополнительной информации о том, как снизить нагрузку на дыхательные мышцы, обеспечить поддержание чистоты дыхательных путей и как применять техники дыхательных или кашлевых упражнений.

Лекарственная терапия

Обезвоживание, дыхание через рот и испарение слюны способствуют накоплению густой слюны и слизи в ротовой полости и на задней стенке глотки. Это может привести к образованию густой слизи и закупорке дыхательных путей. Некоторое облегчение обеспечивают лекарства, перечисленные в таблице ниже.

Внимание! С осторожностью применять при выраженной слабости дыхательной мускулатуры.
Препарат Лекарственные формы и комментарии
Муколитики средства, которые способствую разжижению слюны. Ацетилцистеин АЦЦ таблетки или порошок
Бромлейн (bromelaine) биологически активная добавка
Таблетки папаина или Папайя-ЖКТ (или фрукт папайя) принимайте препараты, полученные из папайи, в то время дня, когда вязкая слюна беспокоит больше всего. Фермент папаин помогает сделать вязкую слюну более жидкой. Протирайте полость рта или пейте сок.
  • увеличение количества жидкости пейте больше жидкости, желательно добавлять лед;
  • сократите прием молочных продуктов;
  • употребляйте меньше кофеина и алкоголя;
  • воздержитесь от использования жидкостей для полоскания рта, содержащих алкоголь (попробуйте вместо этого раствор из 1 чайной ложки соли, 1 чайной ложки соды и 4 стаканов теплой воды);

Вопросы для контроля:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Каковы основные функции органов
дыхания?
Какими показателями характеризуется
процесс дыхания?
Каким образом регулируется процесс
дыхания?
Чем стимулируется дыхательный центр?
Объясните механизм первого вдоха
новорожденного ребенка.
Что произойдет в организме при
гипервентиляции? Вдыхании чистого
кислорода?

Функции дыхания

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КИСЛОРОДОМ
ВЫВЕДЕНИЕ
УГЛЕКИСЛОГО
ГАЗА И ВОДЫ
ОРГАНИЗМА

Характеристика дыхания

ЧАСТОТА
ДЫХАНИЯ
ГЛУБИНА
ДЫХАНИЯ
РИТМ
ТИП
ДЫХАНИЯ
ДЫХАНИЯ

Регуляция дыхания

Дыхательным центром,
расположенным в
продолговатом мозге,
и корой головного мозга.
Стимулятором
дыхательного центра
является углекислый газ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОЦЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДИАГНОСТИКА
ПЛАНИРОВАНИЕ

1 этап Первичная оценка

Субъективная
информация
1 этап
опрос
осмотр
Объективная
информация
Перкуссия,
пальпация,
аускультация
Лабораторные и
инструментальные
данные

1 этап Первичная оценка: Опрос

одышка,
ЖАЛОБЫ:
кашель,
кровохаркание,
боль
в грудной клетке
тахикардия.

Одышка –

субъективное ощущение
затруднения дыхания,
обычно сопровождается
неприятным ощущением
нехватки воздуха.
Объективными признаками
одышки будут изменение
частоты, глубины и ритма
дыхания, также
продолжительности вдоха
и выдоха.

Виды одышки:

одышка
одышка
физиологическая
патологическая
инспираторная
экспираторная
смешанная

Виды дыхания

Поверхностное
Глубокое
Поверхностное дыхание часто
сопровождается с патологическим
учащением дыхания (тахипное), при
котором вдох и выдох становятся короче.
Глубокое дыхание, наоборот, в
большинстве случаев связано с
патологическим урежение дыхания
(брадипное).

Патологическое нарушение ритма и глубины

Чейна-Стокса
Биота
Куссмауля

Удушье

– резкая одышка с
глубокими вдохом и
выдохом, учащением ЧДД и
мучительным ощущением
стеснения в груди и
нехватки воздуха. Внезапно
развивающиеся приступы
удушья называются астмой.
Астма любого
происхождения (сердечная
или бронхиальная) требует
проведения экстренной
помощи.

Кашель

– это сложный защитнорефлекторный акт,
направленный на
выведение из бронхов и
ВДП мокроты или
инородных тел. Кашлевой
толчок является
форсированным звучным
выдохом.

Виды кашля, виды мокроты

По своему характеру кашель может быть
сухим (без выделения мокроты) и влажным
(с выделением мокроты).
Мокрота может различаться:
По консистенции (густая, жидкая пенистая),
По цвету (прозрачная, желто-зеленая,
розовая, ржавая),
По запаху (без запаха, зловонная,
гнилостная).

Кровохаркание

– выделение крови или мокроты с кровью
во время кашля.
Чаще при кровохаркании в мокроте
обнаруживаются прожилки крови, могут
быть сгустки, может вся мокрота
окрашиваться кровью («ржавая» мокрота
при пневмонии).

Боли в грудной клетке

появляются у больного при
вовлечении в патологический
процесс листков плевры. Они
появляются или усиливаются на
высоте глубокого вдоха и при
кашле. Больные занимают
вынужденное положение - лежа на
больном боку.
Следует уточнить у пациента:
локализацию боли;
интенсивность и характер боли;
причину усиления или уменьшения
боли (например, лежит на больном
боку, прижимает больной бок
рукой)

Курение

особенно в течение
продолжительного
времени, большого
количества сигарет,
вызывает ХОБЛ и рак
легкого, эти
заболевания вызывают
гипоксию органов и
тканей организма.

Осмотр

Положение пациента
(вынужденное – ортопное,
высокое Фаулера; лежа на
больном боку),
Цвет кожных покровов и
слизистых оболочек
(цианоз, бледность).

Нормальные показатели дыхания

ДД ритмичны
ЧДД 16-20 в минуту, у женщин на 2-4 ДД
больше
Поверхностное дыхание
Типы дыхания:
◦ грудной (в основном у женщин,
участвуют межреберные мышцы),
◦ брюшной (в основном у мужчин,
участвует диафрагма)
◦ смешанный

Наблюдение за дыханием

надо проводить
незаметно для больного, т.к. он может
произвольно менять частоту, ритм и
глубину дыхания

Острая дыхательная недостаточность (крах потребности)

характерные признаки: одышка до 24 в
минуту и более; беспокойство, эйфория,
многословие (страх смерти). Говорить на
фоне ОДН трудно, при высокой степени
ОДН человек постепенно теряет сознание и
впадает в кому. Цвет кожи – цианоз,
опаснее – серая бледность, холодный
липкий пот, тахикардия, тахиаритмия или
брадикардия, АД вначале повышается
(гипертензия), а затем понижается
(гипотензия).
Пациент с ОДН нуждается в экстренной
помощи!

2 этап Диагностика

- одышка вследствие заболевания сердца (лѐгких);
- малопродуктивный кашель вследствие повышенной вязкости мокроты
(вследствие снижения кашлевого рефлекса, вследствие незнания
пациентом необходимости стимуляции откашливания и др.);
- риск развития застойной пневмонии вследствие длительного
положения на спине (вследствие снижения иммунитета, вследствие
неэффективного очищения дыхательных путей);
- кашель с выделением зловонной мокроты;
- болезненный кашель вследствие воспаления плевры
(послеоперационной раны);
- кровохарканье, легочное кровотечение;
-удушье вследствие заболеваний органов дыхания (сердечнососудистой системы);
- курение;
- дефицит знаний о заболевании и способах лечения и профилактики
желания участвовать в реабилитации,
нежелание выполнять дыхательные упражнения регулярно,
дефицит знаний о культуре кашля,
неумение пользоваться ингалятором,
неумение занять положение, облегчающее одышку (боль), дренаж
положением

2 этап Диагностика

Проблемы пациента
(сестринские
диагнозы)
одышка
экспираторная,
инспираторная,
смешанная
удушье
кашель (сухой,
влажный)
кровохаркание
боли в грудной
клетке
легочное
кровотечение
лихорадка
Причины проблем пациента
(с чем связаны проблемы пациента)
незнание, неумение использовать ингалятор
неумение использовать плевательницу
незнание и невозможность занять дренажное
положение
затруднение отхождения мокроты
невозможность занять положение уменьшающее
одышку или боль в грудной клетке
страх смерти от удушья
необходимость отказа от курения
аспирация мокротой или инородным телом
отрицательными факторами окружающей среды
(загазованность, запыленность, табачный дым,
переохлаждение и т.д.)
связанные
с
хроническим
характером
заболевания

3 этап Цели сестринского ухода

пациент будет знать и сможет занять положение,
облегчающее дыхание;
у пациента восстановится (сохранится) физическая
активность, необходимая для самообслуживания;
пациент сможет самостоятельно пользоваться
ингалятором (плевательницей);
пациент будет принимать ЛС в соответствии с
назначениями врача;
пациент бросит курить (уменьшит количество
выкуриваемых сигарет);
пациент будет знать приемы самопомощи при приступе
удушья;
пациент сумеет принять меры, уменьшающие
дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;
пациент будет выполнять всю программу лечения;
пациент будет осуществлять профилактику
инфицирования ДП и др.

3 этап Планирование ухода

Сестринский диагноз: приступ удушья на фоне
бронхиальной астмы
Цель: устранение удушья (время
индивидуально)
Характер сестринского вмешательства:
◦ немедленно вызвать врача
◦ придать пациенту полусидящее положение с упором
на руки, расстегнуть стесняющую одежду
◦ обеспечить ингаляцию кислородом, доступ свежего
воздуха
◦ обеспечить пациенту горячую ножную ванну
◦ применить карманный ингалятор с бронхолитиками
(«Астмопент», «Беротек», «Сальбутомол»)
◦ обеспечить наблюдение за состоянием пациента
(дыхание, пульс, АД, цвет кожных покровов)

Методы СВ
оказание доврачебной помощи
выполнение врачебных назначений
создание комфортных условий для пациента с
целью удовлетворения его основных
потребностей
оказание психологической поддержки и
помощи пациенту и его семье
выполнение манипуляций
осуществление мероприятий по профилактике
осложнений и укреплению здоровья
организация обучения, проведение бесед и
консультирования пациента и членов его семьи

4 этап Сестринские вмешательства

положение в постели, облегчающее
дыхание: положение пациента в
постели с приподнятым изголовьем
кровати или использование двух-трех
подушек позволит значительно
улучшить дыхание.
положение в постели, облегчающее
отхождение мокроты: есть несколько
поз для опорожнения различных
сегментов легких; постуральный
дренаж будет эффективным только в
случае длительного пребывания
пациента заданном положении.

Постуральный дренаж

Обучение пациента технике

кашля даст ему возможность наиболее
эффективно выводить мокроту.
Один из способов: сделать медленный
глубокий вдох; задержать дыхание на 2 с;
открыть рот и откашляться во время
выдоха.
Другой из этих приемов заключается в том,
пациент выдыхает через сложенные
трубочкой губы, при этом выдох
удлиняется. При такой технике дыхания
пациенты легче откашливают мокроту, т.е.
кашель становится более продуктивным.

Оксигенотерапия

По назначению врача м\с проводит
оксигенотерапию. Лечение кислородом
применяют при различных заболеваниях
органов дыхания и ССС. Длительное вдыхание
кислородно-воздушной смеси устраняет
гипоксии тканей и органов

Сестринские вмешательства

применение обильного, теплого, щелочного питья
выполнение простейших физиопроцедур
обучение пациента технике применения или применение
карманного ингалятора
применение противокашлевых, отхаркивающих,
бронхолитических препаратов
проведение динамического наблюдения за состоянием
пациента
проведение массажа грудной клетки
проведение визуального осмотра мокроты
проветривать помещение
обучение приемам релаксации
обучение правилам сбора мокроты для анализа
проведение туалета ротовой полости
применение пеногасителей
наложение венозных жгутов на конечности
проведение СЛР

5 этап Оценка результатов СУ

Во время реализации плана ухода м\с
осуществляет текущую и итоговую оценку
эффективности СУ. Если СВ, направленные
на расширение возможностей пациента
удовлетворить потребность в нормальном
дыхании оказались недостаточны и
неэффективны, следует изменить характер
СВ, согласовав их с лечащим врачом.

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент не
понимает
опасности
курения
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент
1. провести
беседу
о
вреде
продемонст
курения,
обеспечить
рирует
необходимой литературой
знания об 2. Обучить приемам отказа от
вреде
курения
курения
3. Привлечь специалистов для
проведения
иглорефлексотерапии,
аутотренинга
4. Рекомендовать занятия спортом,
хобби

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент
испытывает
страх
удушья при
приступе
бронхиальн
ой астмы
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент не
боится
приступов
удушья,
готов
купировать
приступы
1. Провести беседу о правильном
поведении во время приступа
2. Научить пациента пользоваться
карманным ингалятором
3. Научить применять отвлекающие
процедуры
4. Обеспечить
психологическую
поддержку пациента
5. Проконтролировать
уровень
владения приемами самопомощи
при приступе
6. Обеспечить
консультацию
клинического психолога

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Лекция
Учебник
Заполнить
карту
сестринского ухода по
проблеме: риск развития
пневмонии из-за
ограничения подвижности

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

error: Content is protected !!