Гигиена нервной системы и отдельных органов нервная. Интересные факты

Главная > Учебное пособие

ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И

ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Физиология и гигиена нервной системы в

раннем и дошкольном возрасте

Нервная система человека - биологический субстрат его психики - интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства . К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована. Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350-400 г, но уже к году она утраивается, а к шести годам близка к массе мозга взрослого человека. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые пять лет жизни. Число нервных клеток в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелы. Созревание клеток коры заканчивается к 18-20 месяцам, продолговатого мозга и регуляторных структур - к семи годам.

Развитие головного мозга запрограммировано генетически: в определенной последовательности на каждом этапе развития созревают его определенные структуры. Созревание наиболее эволюционно молодых отделов происходит только под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации. По мере роста и созревания мозга усложняется его взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, стимулирует развитие мозга, совершенствует его структурно-функциональную организацию. Чем выше уровень развития мозга, тем

сложнее и разнообразнее становятся психические реакции, тем большее значение в регуляции поведения приобретает жизненный опыт.

Таким образом, развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы», заложенной генетически, но и от формирующего воздейст вия окружающей среды, прежде всего социальной . Развитие личности ребенка происходит в совместной с окружающими людьми деятельности. Известно, что недостаток стимулирующего воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке и нарушению их формирования. В психологии существует понятие сензитивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного развития в первые три года жизни (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для двигательного развития) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.

Функциональные особенности развивающегося мозга характеризуются повышенной возбудимостью подкорковых отделов и склонностью к иррадиации (распространению) возбуждения на другие отделы: чем моложе ребенок, тем более генерализованный характер имеют его реакции. Наблюдаются также повышенная эмоциональность и более выраженная ориентировочная реакция , обусловленные несовершенной регуляцией протекающих процессов.

Формирование высшей нервной деятельности происходит через этапы становления основных функций коры. Уже к моменту рождения у ребенка есть определенные возможности: он слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусовые раздражения, у него имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный,

оборонительный, ориентировочный). С первых дней жизни возможна выработка условной реакции на время кормления. На 10-12-й день после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов - вестибулярного, тактильного, а затем и зрительного. Это так называемый рефлекс на положение под грудью.

Показателем достаточного уровня функциональной активности коры в периоде новорожденности служит также реак ция типа «доминанта». Доминанта представляет собой такой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуждения, а с другой - усугубление тормозного состояния в окружающих зонах. В таком случае перераспределение зон возбуждения происходит с большим трудом. В первые дни и недели жизни имеются пищевая и вестибулярная, а с третьего месяца четко выявляется и ориентировочная доминанта. Пищевая доминанта характеризуется тем, что посторонние раздражители (похлопывание по щеке, стук двери и др.) усиливают сосательные движения у ребенка. При ориентировочной доминанте, наоборот, добавочные раздражители вызывают прекращение сосания и поворот головы в сторону раздражителя. На вестибулярной доминанте основан обычай успокаивания ребенка покачиванием.

Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка происходит по пути становления условных рефлексов. На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.

На выработку реакций условно-рефлекторного плана влияют определенные условия:

1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма.

2. Оптимальное состояние функциональной активности подкорковых центров, участвующих в образовании условного рефлекса. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т. д. 3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и

проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка.

4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности существенно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции.

5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрики т.д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, препятствующее развитию специфической реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.

6. Подкрепление. У детей следует использовать только позитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, похвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведенческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому же такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.

Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для него.

Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условно-рефлекторных процессов осуществляется посредством торможения - прекращения активности определенных групп нервных клеток.

Состояние запредельного торможения возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния.

Сон как вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восстанавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.

Виды внутреннего, или условного, торможенияявляются более сложными реакциями. Так, если у ребенка выработан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то рефлекс угасает - ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движения. Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1-2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, чтобы рефлекс восстановился. Реакция условного торможения используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения.

Сущность « встречи двух возбуждений » заключается в том, что если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент, приходит в состояние торможения. У детей такая реакция наблюдается в виде отвлечения: например, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребенок отвлекается и перестает есть. У детей раннего и дошкольного возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например еда.

Дифференцировка реакции в зависимости от вызывающего ее стимула возможна с третьего месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого. Способность ребенка к дифференцированному восприятию в значительной степени отражает уровень его психического развития.

В основе задерживания реакции (с седьмого-восьмого месяца жизни) лежит способность произвольно отсрочить ее до того момента, когда она будет более целесообразна. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На втором году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка второго года жизни в процессе еды 4-5 мин не следует, так как такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности. Кроме того, на втором году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка третьего года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические

потребности. В этом возрасте, например, ребенок должен уметь спокойно подождать 5-6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть.

Условное торможение - еще более сложная реакция, при которой тормозящим фактором является дополнительное условие. Подобное поведение требует значительной функциональной зрелости мозга. Оно проявляется у ребенка с конца первого года жизни в виде адекватной реакции на универсальный для человека условный тормозящий фактор - слово «нельзя». На его основе формируются такие важные для человека качества, как способность произвольно откладывать удовлетворение органической потребности ради чего-то или кого-то, пожертвовать чем-то для блага другого человека. Это качество тоже нужно формировать в оптимальные сроки, стимулируя у детей интерес к окружающим, сопереживание, понимание чувств и потребностей других людей.

Особенности и гигиена кожи ребенка

Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: она выступает в роли органа чувств (рецепторная функция), защищает внутренние органы от воздействий внешней среды (защитная функция), путем расширения или сужения сосудов и выделения пота регулирует теплоотдачу (терморегулирующая функция), участвует в газообмене (дыхательная функция), в обмене веществ и т. д.

Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагопри ятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. У маленьких детей недостаточно развиты теплорегулирующая и выделительная функции кожи, сравнительно легко возникают аллергические кожные реакции. Потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ через кожу у детей в раннем возрасте в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Для сохранения водного и солевого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья. У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребенку лечебных или косметических мазей и кремов, строго соблюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо большую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи используют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на животе. Если собранная в складку кожа быстро расправляется - эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблюдаться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощущается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наиболее часто он ослабевает при острых и хронических расстройствах питания.

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего необходимо соблюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцевокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шести месяцев его можно купать через день, после года - два раза в неделю, а после трех лет - один раз в неделю и обязательно ежедневно подмывать и обмывать ноги.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцовокислого калия. Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36-37°С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22°С, затем 20°С. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чистой кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1-2°С ниже температуры воды в ванной.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. После акта дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температура 36-37°С), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое, сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи. Для предупреждения образования опрелостей в тех местах, куда попадает срыгиваемая пища, следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен ежедневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначительной сыпи. В каждом таком случае малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.

Особенности и гигиена опорно- двигательного

аппарата ребенка

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Внутриутробно окостенение скелета происходит довольно поздно, и при рождении в нем еще много хрящевой ткани, особенно в позвоночнике, запястьях, костях таза. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка легкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давления или при систематическом неправильном положении тела. К 2 годам их строение уже в значительной степени приближается к строению костей взрослого.

Позвоночник у новорожденного выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Они появляются позднее, по мере роста ребенка и формирования новых функций:

Удержание головы - шейный лордоз - в 2 месяца,

Сидение - грудной изгиб - в 6 месяцев,

Ходьба - поясничный лордоз - после года.

Хотя к 3-4 годам и появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, а поясничной - лишь к 12 годам. Позвоночник ребенка отличается очень большой гибкостью. Неблагоприятные внешние воздействия, длительно сохраняющаяся неправильная поза легко могут вызвать его искривления. Таз у детей до 3 лет состоит почти целиком из хрящевой ткани.

Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. У здоровых детей обычно передние резцы появляются в 6-8 месяцев, боковые резцы - в 8-12 месяцев, первые моляры (четвертые пары зубов сверху и снизу) - в 12-16 месяцев, клыки (третьи пары) - в 16-20 месяцев, вторые моляры (пятые пары) - в 20-30 месяцев. Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5-6 лет.

Сроки прорезывания молочных зубов и их смены на постоянные во многом зависят от состояния организма, поступления и обмена минеральных веществ, индивидуальных (наследственных) особенностей. Значительная задержка прорезывания зубов заставляет задуматься о латентном (вялом) течении рахита или отклонениях в формировании костной ткани организма, обусловленных каким-либо заболеванием.

Мышцы новорожденного и ребенка грудного возраста составляют около 25% массы его тела, т.е. почти наполовину меньше, чем у взрослого. Новорожденный обладает только хаотичной двигательной активностью. Координированные мышечные движения проявляются вначале у мышц шеи, что выражается в удерживании головы; затем при соответствующих условиях формируется хватательная функция кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья; позже наблюдаются координированные движения туловища и нижних конечностей. Мышцы у ребенка слабые; постепенно их сила увеличивается в большей степени у мальчиков. Становлению координации и силы мышц в значительной степени способствуют гимнастика и массаж, которые нужно проводить со второго месяца жизни ребенка.

Становление костно-мышечной системы, интенсивно растущей и совершенствующейся на протяжении всего дошкольного детства, в значительной мере зависит от поступления необходимых для формирования костной и мышечной ткани питательных веществ (прежде всего белков, солей кальция и фосфора, витамина D). Вторым существенным условием ее оптимального развития является рациональный режим статических и динамических нагрузок, обеспечение достаточной двигательной активности. Для его соблюдения необходима правильная организация бодрствования, включающая наряду с физическими упражнениями достаточную возможность для подвижных игр.

Особенности и гигиена органов дыхания и

Система органов дыхания ребенка имеет значительные особенности. Нос меньше и короче, носовые ходы уже, особенно у детей грудного возраста, слизистая оболочка богата кровеносными сосудами - все это приводит к легкому возникновению отека и нарушения носового дыхания. Глотка у детей раннего возраста узкая, а слуховая евстахиева труба короткая и широкая. Ее отверстие расположено ниже и ближе к носовым ходам, чем у старших детей и взрослых, поэтому проникновение инфекции из носоглотки в слуховую трубу происходит очень легко.

Гортань у детей первого года жизни имеет воронкообразную форму, она относительно длиннее, чем у более старших детей, ее слизистая оболочка и голосовые связки нежны, богаты кровеносными сосудами и лимфоидной тканью. Такое строение обусловливает частое развитие отека гортани (крупа) в этом возрасте. На втором году жизни форма гортани постепенно меняется, но остальные особенности сохраняются на всем протяжении раннего детства. Все особенности анатомического строения гортани присущи и трахее. Здесь также легко развиваются воспалительные процессы и велика опасность отека.

Бронхи у детей узки, хрящи мягки и податливы. Слизистая оболочка сухая, но богата кровеносными сосудами, что также способствует развитию воспалительных явлений и отека. Легкие в раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические сосуды широкие, эластическая ткань развита слабо. Однако они менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны, что облегчает легкое возникновение и развитие воспалительного процесса. Плевра в грудном возрасте тонка, плевральная полость легко растяжима. Диафрагма расположена относительно выше, чем у взрослого. В раннем детском возрасте сокращение диафрагмы слабое. Все условия, затрудняющие ее движения (метеоризм, увеличение печени), ухудшают вентиляцию легких.

Грудная клетка у грудного ребенка выпуклая, относительно короткая; ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. Поскольку в первые месяцы жизни легкие больше грудной клетки, вентиляция недостаточно полная, затруднен полный выдох. На втором году жизни интенсивно изменяются форма грудной клетки и положение ребер, они переходят из горизонтального в косое положение, таким образом облегчаются дыхательные движения и вентиляция легких.

Дыхательная мускулатура у малышей развита слабо. Упругость легочной ткани выше, а растяжимость ниже, чем у взрослых и детей школьного возраста, относительно малый диаметр бронхов создает в дыхательных путях дополнительное сопротивление. Таким образом, чем моложе ребенок, тем большую работу выполняет он для обеспечения вентиляции легких.

Повышенный обмен веществ у детей обусловливает высокую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличением частоты, дыхания. Наибольшее число дыханий в минуту отмечается после рождения - 50-60, что иногда называют «физиологической одышкой» новорожденного, затем оно снижается с увеличением возраста. Так, у детей 1-2 лет оно находится в пределах 30-35, 5-6 лет - около 25, 10 лет - 18-20, у взрослых - 15-16.

В профилактике воспалительных заболеваний органов дыхания большое значение имеет соблюдение режима дня, занятия физкультурой, закаливание, лечение болезней, ослабляющих детский организм (таких, как малокровие, рахит, гипотрофия). Активный двигательный режим, достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, дыхательные упражнения в комплексе утренней гимнастики, физкультурные занятия, массаж и пассивная гимнастика у грудных детей, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя таким образом профилактике воспалительных явлений.

Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается.

Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при хроническом насморке, появлении в носоглотке аденоидов

Здоровый сон – крепкие нервы

Когда ребенок бодрствует, его мозг находится в нервном возбуждении, которое провоцируют раздражительные факторы извне. Через слух, зрение, обоняние и осязание сигналы раздражителей проникают в кору головного мозга. Чем меньше ребенок, тем неустойчивее и слабее его нервная система, и тем скорее он устает. Ему необходимо восстановить свои нервные клетки, чтобы они могли снова нормально работать. В этом ребенку поможет только достаточный по времени и правильно организованный крепкий сон и соблюдение правил гигиены нервной системы. В существовании живого организма есть две фазы – возбуждение и торможение. Если первая – это активная жизнь во время бодрствования, то торможение - это состояние сна. В здоровом организме этот баланс соблюдается.

Когда человек засыпает, все его важные процессы, например, кровообращение, дыхание, переваривание пищи и т.д., приостанавливаются, переходят на более заторможенный ритм, нервные окончания, отвечающие за двигательную активность, совершенно расслаблены и заторможены, поэтому при таком положении человек отлично отдыхает и восстанавливает силы.

В детских садах и яслях первоочередная задача – обеспечение для детей всех возрастов спокойного, долгого и крепкого сна. Причем, для детей, которые недавно переболели или страдают хроническими заболеваниями, а также для гипервозбудимых детей должен организовываться более длительный сон, часа на полтора больше, чем для здоровых детей.

Мероприятия для обеспечения здорового сна

Перед укладыванием в кровать ребенка, нужно дать ему успокоиться после активных игр или напряженных занятий. Для этого не стоит разговаривать с ним громко, резко, движения и речь воспитателя должны быть мягкими, тихими, ласковыми, успокаивающими. Желательно отказаться от сказок и песенок перед сном, так как этот ритуал быстро войдет в обиход, и ребенок станет требовать каждый раз укачивать его. Это может негативно отразиться на его нервной системе, так как он уже не сможет нормально заснуть без долгого укачивания.

Прекрасным усыпляющим средством является прохладная температура в помещении и свежий чистый воздух. В детских учреждениях для этого днем выставляют кроватки на веранды, либо под навесы, если позволяет погода. Температура воздуха на улице должна быть не ниже 15 градусов и без ветра. В ночное время в спальнях оставляют открытыми форточки, через них хорошо проветриваются помещения.

Зимой следует поступать так: за полчаса до отхода детей ко сну проветрить спальню, затем снова открыть фрамугу, когда дети уже заснули, и закрыть ее за полчаса до пробуждения. Также обязательно нужно регулярно проветривать матрасы и постельное белье. Укладывать детей нужно в спальные мешки, если сон на улице, либо под теплые ватные одеяла.

В летний зной нельзя допускать, чтобы дети во время дневного сна находились на солнце и перегревались. Для защиты от прямых солнечных лучей на окна вешают жалюзи, шторы и прочие солнцезащитные устройства.

Необходимо следить за позой ребенка во время сна. Нежелательно малышу засыпать на животе, с одеялом на голове. Также недопустимы громкая музыка, смех, разговоры, включенный телевизор. Сон ребенка должен проходить в спокойной тихой обстановке, можно при негромкой приятной музыке.

Укладываться спать нужно в одно время, а перед сном лучше не слушать ужастиков, не бегать и не прыгать, это перевозбудит нервную систему ребенка. Плотно обедать также нежелательно, особенно давать малышу чай, какао, кофе. Эти напитки неполезны для нервной системы детей. Можно заменить их чистой.

Нервная система n это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Значение нервной системы n n Поддержание постоянства состава внутренней среды организма; Обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма; Осуществление ориентации организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения; Составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Основные свойства нервной системы n n n Нервная система имеет ряд специфических свойств: – раздражимость. Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью-способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс.

-возбудимость – способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением. n -торможение результатом которого является ослабление или подавление возбуждения. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта. n

Рефлекс как основная форма нервной деятельности n Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.

n Нервная система – биологический субстрат его психики – интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована.

n Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350 -400 г, но уже к к году она утраивается, а к шести годам близка к массе взрослого человека.

n Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики.

n Развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы» , заложенной генетически, но и от формирующего воздействия окружающей среды, прежде всего социальной.

n n Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима жизни детей. Правильный режим – это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

n Режим жизни должен предусматривать достаточное время для (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и др.) и при этом на протяжении бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

n Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.

n Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

n Важным фактором полноценного и своевременного развития нервной системы является рациональное питание, включающее все необходимые ей питательные вещества (белки, витамины, фосфолипиды, достаточное количество глюкозы – основного «энергоносителя» для нервных клеток.

n В последние годы накопилось много данных о важности для психического развития ребенка прежде всего «человеческого» фактора: контактов с близкими, значимыми взрослыми, понимания и принятия его индивидуальности со своими специфическими особенностями и потребностями. Без учета этого фактора нельзя говорить об условиях полноценного нервнопсихического развития, становлении ребенка как личности.

n n Главный психогигиенический фактор в воспитании детей – отношение к ним. При общении с ребенком, при организации его жизнедеятельности обязательно должны учитываться индивидуальные особенности (различный темперамент, темп развития, разный предел выносливости и работоспособности нервной системы). Они обусловливают разные ответные реакции на одинаковые требования к детям одного и того же возраста.

n Неправильным воспитательным подходом является обилие запрещений и частых требованиях остановить действия ребенка. Очень неблагоприятно также отсутствие единства воспитания. Причиной нарушения поведения может быть также недостаток общения со взрослыми.

n К весьма неблагоприятным факторам относятся отсутствие условий для активной деятельности, ограничение впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обучаемости, отставанию в развитии. Ограничение в движениях также нарушает его поведение и развитие.

Гигиена нервной системы n n n Это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально. Она включает: 1. соблюдение всех правил психогигиены, 2. учет порога чувствительности рецепторов, 3. правильная регламентация физических нагрузок,

n n 4. учет влияний факторов внешней среды, 5. соблюдение режима дня, 6. закаливание, занятие физической культурой и спортом, 7. предупреждение факторов, отрицательно влияющих на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Особенности и гигиена кожи n Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: рецепторная, защитная, терморегулирующая, дыхательная и др.

n n Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий.

Гигиена опорно-двигательного аппарата ребенка. n Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки – привычного положения тела при сидении, стоянии, ходьбе, которое начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается осанка, которая характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Она наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма.

n Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорнодвигательного аппарата.

Гигиена органов дыхания и голосового аппарата n Повышенный обмен веществ у детей обуславливает высокую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличением частоты дыхания.

Гигиена органов пищеварения в детском возрасте n Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов.

Гигиена органов мочевыделения n Недостаточное соблюдение личной гигиены может легко привести к инфицированию мочевыводящих путей и развитию в них воспалительного процесса.

Гигиена зрения у детей n Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка – забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора.

Каждый человек должен беречь это главное чудо природы — мозг и выполнять все гигиенические мероприятия, необходимые для раз-вития и совершенствования его.

Вопросы ухода за ребенком с первых дней его рождения, его воспитания, предохранения его от заболеваний, повреждений дол-жны быть в центре внимания родителей, воспитателей, педагогов. С возрастом дети должны сами беречь свое здоровье , они не должны поддаваться вредным привычкам; соблюдать режим дня, чередовать умственный труд с физическим — все это способствует нормально-му развитию нервной системы .

Во время умственного труда (чтения, письма, размышлений, решения задач, прослушивания и подготовки уроков и т. д.) рабо-тают в основном органы зрения, слуха, речи и клетки их корковых мозговых центров. До определенного времени работоспособность этих органов чувств и их мозговых центров сохраняется в хорошем состоянии. Но при длительной умственной деятельности работоспособ-ность их постепенно снижается и качество выполняемой работы ухудшается. У человека ослабевает внимание, снижается способность усвоения материала, появляется слабость и он начинает дремать, а маленькие дети засыпают. Такое состояние свидетельствует о пере-ходе нервных клеток работающих мозговых центров от возбужде-ния к торможению , то есть об их усталости.

Чтобы предупредить усталость мозга, в повседневной жизни проводятся несколько видов гигиенических мероприятий. Так, в школах, учебных заведениях после каждых 45 минут занятий сле-дует 5-10-минутный перерыв, во время которого классные комна-ты должны проветриваться, ученики, оставив классную комнату, должны погулять в школьном дворе, заниматься разными подвиж-ными спортивными играми.

Физический труд выполняется при участии скелетных мышц, сухожилий, суставов и двигательных центров, представляющих скоп-ления нервных клеток спинного и головного мозга . Во время опре-деленной физической работы мышечные группы, ответственные за выполнение данной работы, сокращаются и расслабляются, нервные центры, регулирующие их деятельность, возбуждаются. При выпол-нении сложных действий во время спортивных занятий участвует несколько групп мышц и возбуждаются их мозговые нервные цент-ры. Если эти сложные действия систематически повторяются в те-чение нескольких дней, месяцев, то одновременное возбуждение мышц, участвующих в этих движениях, и нескольких нервных цент-ров подкорки головного мозга приведет к образованию временной связи между ними или двигательных условных рефлексов . А это будет способствовать тому, что даже самые сложные движения будут выполняться быстро, легко и четко. Это указывает на то, что у человека уже выработан динамический стереотип движений.

Ал-коголь оказывает сильное влияние на все органы, в особенности на корковый отдел больших полушарий головного мозга. Алкоголь препятствует равномерному протеканию процессов возбуждения и торможения. Спиртные напитки снижают образование условных рефлексов; возбуждая отделы головного мозга , вызывают чувство радости. Однако кора головного мозга не может контролировать работу других центров. Поэтому пьяный человек не испытывает чувства стыда, совершает действия, которые обычно будучи трезвым не совершает, не контролирует себя, много говорит.

Большое количество алкоголя еще хуже нарушает деятельность высшей нервной системы: нарушаются движения рук, ног, языка, глаз и т. д. Систематическое употребление алкоголя приводит к алкоголизму. Алкоголизм, или пьянство, проявляется в пристрастии к алкоголю. Материал с сайта

Наркотики вначале употребляются для ощущения радости, самоуспокоения, поднятия настроения. Затем организм привыкает к принятию этих веществ и наступает нарко-мания. Наркомания — тяжелое психическое заболевание, наступаю-щее вследствие пристрастия к принятию средств, поднимающих настроение. Частое употребление наркотиков отравляет организм полностью. У наркоманов вначале наблюдается раз-дражительность, нарушение памяти. В дальнейшем появляются бо-лее глубокие физические нарушения: сердцебиение, сухость во рту , дрожание конечностей, расширение зрачков и т. д.

Алкоголизм и наркомания приносят вред не только организму больного, но отравляют жизнь окружающих людей и общества в целом. Основная часть тяжелых преступлений связана с пьянством и принятием наркотиков.


Привычка - действие или система действий, к которым организм человека полностью адаптирован и которые стали естественным проявлением его жизнедеятельности.

У человека, впервые поступающего к определенного рода деятельности, происходит процесс адаптации к данной деятельности и условиям ее осуществления.

С точки зрения достигаемых результатов привычные действия могут быть полезными и вредными. Они еще бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относятся: привычка ценить время, соблюдать четко распорядок дня, доводить начатое до конца. К простым привычкам относятся: привычка держать каждый необходимый предмет на своем месте, где его сразу можно найти и т.д.

Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики - эйфория, для которого характерно приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей.

Алкоголизм, как и любая другая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и их систем), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, т.к. при этом заболевании полностью изменяется отношение человека, к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью алкоголизма является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. Алкоголь оказывает на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, головокружение, головная боль и т.д.

Этиловый алкоголь (спирт) - продукт жизнедеятельности дрожжевых микроорганизмов, вырабатываемый ими в процессе брожения, - является наиболее известным и широко распространенным наркотическим веществом. Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь.

Профилактика употребления алкоголя в подростково-юношеском возрасте может быть эффективной в случае, если в процессе воспитания у учащихся будут сформированы твердые антиалкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни и недопустимости даже эпизодического и в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма.

Употребляющий алкоголь человек - субъективно и объективно плохой работник, т.к. он думает не столько о своих служебных обязанностях, сколько об очередном застолье: к нему сводятся все его мысли и разговоры, все его заботы, он не стремиться к повышению квалификации и достижению высоких показателей в труде. Пьющий человек наносит большой моральный вред обществу, являясь источником несчастных случаев в быту и на производстве, гибели людей, вызывая своими неосторожными или неумелыми действиями пожары, аварии, ДТП.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии.

Потребность во сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь - самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет надо спать 11ч в сутки, учащимся 10-12 лет надо спать 9-10ч, учащимся 13-14лет 9ч, учащимся 15-16 лет 8-9 ч.

Ложиться спать и вставать следует в одно и тоже время суток, т.к. благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и засыпание.

Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, зимой при открытой форточке, летом при открытом окне. Проветривание необходимо не только для очищения воздуха, но и для его охлаждения. Во время сна не следует закрываться с головой, поскольку дышать воздухом, насыщенным испарениями тела вредно.

Спать следует на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка жесткой и высокой.

Глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители - свет, шум. Поэтому не следует спать при включенном радио, телевизоре.

Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. По этим признакам можно судить, что человек здоров и физически.

Каковы основы психического здоровья ?

Первое: доброжелательное отношение к окружающим, культура общения.

Второе: умение в отношениях с окружающими ив делах отличать главное от второстепенного, важное от несущественного.

Третье: правильное соотношение переживаний и конкретных действий.


error: Content is protected !!