Процесс формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни

1. Введение……………………………………………………………………………………….3

2. Рациональное питание, труд и отдых…………………………………………………..4

3. Преодоление вредных привычек………………………………………………………..6

4. Закаливание………………………………………………………………………………7

5. Физическое здоровье…………………………………………………………………….8

6. Психическое здоровье……………………………………………………………….…10

7. Репродуктивное здоровье……………………………………………………………….11

8. Личная гигиена………………………………………………………………………….12

9. Заключение…………………………………………………………..………………….14

10. Литература………………………………………………………………………………15

Введение

Здоровье – это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

По данным ВОЗ, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды, и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы.

Рациональное питание, труд и отдых

Среди факторов окружающей среды, влияющих на здоровье, питанию принадлежит ведущее значение. Оно поддерживает постоянство внутренней среды организма, обеспечивает непрерывность обмена веществ и энергии, выполнение жизненно важных функций.

Пища выполняет пластическую, энергетическую, регуляторную, информационную, защитную функции, обеспечивает прирост показателей роста и массы тела, развитие всех органов и систем организма, постоянство массы тела и хорошее самочувствие, активное долголетие, обусловливает сопротивляемость организма к воздействию различных факторов окружающей среды, нервно-психическое состояние, репродуктивную способность. От питания зависит уровень заболеваемости, продолжительность жизни, работоспособность.

Еще до начала труда в организме отмечаются изменения в обмене веществ и энергии, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах. Ведущее значение в подготовке организма к трудовой деятельности принадлежит центральной нервной системе, обеспечивающей согласование функциональных изменений. В нервных центрах коры головного мозга повышается уровень процессов возбуждения, изменяется функциональное состояние зрительного, слухового и других анализаторов.

При физической работе в мышцах происходят биохимические и биофизические процессы, обеспечивающие их сокращение. Происходит учащение числа сердечных сокращений, возрастание систолического объема крови, повышение максимального артериального давления, увеличение массы циркулирующей в организме крови и количества эритроцитов, увеличение частоты и глубины дыхания. Под влиянием мышечной нагрузки происходит торможение секреторной и моторной функций желудка, замедляется переваривание и всасывание пищи.

Умственная работа теснейшим образом связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. На выполнение умственной работы существенно влияет состояние окружающей среды, интенсивность мышечной работы. Обычно легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа снижает ее качество. Поэтому для многих представителей умственной деятельности ходьба является необходимым условием восполнения работы.

Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления в процессе работы большое значение имеет рациональная организация труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха – это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение возможно длительного периода. Основная задача научно обоснованного рационального режима труда и отдыха заключается в снижении утомления, достижении высокой производительности труда на протяжении всего рабочего дня при минимальном напряжении физиологических функций и сохранении здоровья и длительной трудоспособности.

Режим труда включает оптимальные нагрузки и ритм работы. Общая нагрузка формируется при взаимодействии следующих компонентов: предмет и орудия труда, организация рабочего места, факторы производственной среды, технико-организационные мероприятия. Эффективность согласования указанных факторов с возможностями человека во многом зависит от наличия определенной работоспособности, под которой понимают величину функциональных возможностей организма, характеризующуюся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимально интенсивном напряжении. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду.

Преодоление вредных привычек

Здоровый образ жизни не мыслим без категорического отказа от вредных привычек. Профилактика и преодоление табакокурения, употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств остаются важными проблемами современного общества, разрешение которых немыслимо без участия общественных организаций. Ответственные задачи в этой области возложены на органы и учреждения здравоохранения.

Единственный путь успешной борьбы с наркоманией – полный отказ от приема наркотика. Нужно научить свой организм выделять в кровь «гормоны радости» естественным путем. Дыхание гортанью, обливание водой – важное средство в борьбе с желанием пить или курить. Пользоваться обливанием желательно в кри¬тических случаях. Не следует обливаться чаще 3-4 раз в день. Но не следует забывать, что обливанием нужно пользоваться вместо употребления спиртных напитков и курения та-бака, а не для расширения спектра приятных ощущений. «Похмелье» будет намного тяжелее, если употреблять и то и другое. Нужно фиксировать ежедневно в дневнике свои чувства, особенно когда появляется желание выпить, покурить, или принять наркотик, анализировать причины плохого самочувствия и дурного настроения, искать пути, как эти причины устра¬нить, планировать свои действия на следующий день.

Важная роль в изучении причин возникновения и формирования вредных привычек, их профилактика и преодоление у лиц молодого возраста принадлежит наркологам, психиатрам, подростковым врачам, медицинским психологам, педагогам. В своей практической работе они должны выявлять

лиц с вредными привычками и лиц, отнесенных к группе повышенного

риска, изучать данные объективного анамнеза с учетом социальных и биологических факторов развития, проводить психологическое изучение интеллектуальных способностей и характерологических особенностей лиц с вредными привычками, их возраста и полученного образования, характера личностных изменений, разрабатывать и применять профилактические мероприятия, направленные на предотвращение и преодоление вредных привычек. Кроме этих не менее важны задачи по лечению ранних форм алкоголизма и наркомании у подростков, психологической коррекции аномальных проявлений личности и их социальной реабилитации.

Закаливание

Закаливание – это система процедур, направленных на выработку устойчивости организма к неблагоприятным метеорологическим условиям. Поскольку из всех отрицательных факторов природной среды население нашей страны наиболее часто подвергается переохлаждению и простуде, то адаптация именно к этому воздействию имеет особенно большое значение.

Закаливание может быть успешным только при правильном выполнении его основных принципов: систематичности, постепенности и последовательности, учете индивидуальных особенностей организма, разнообразии средств и форм, сочетании общих и местных процедур, самоконтроле.

Принцип систематичности требует регулярного выполнения закаливающих процедур. Для достижения высокой степени закаленности необходимо повторное воздействие того или иного метеорологического фактора, иначе нельзя добиться желаемого эффекта. При регулярных процедурах последующие раздражители попадают на следы, оставшиеся от предшествующих, благодаря чему и происходит постепенное изменение реакции организма на данное раздражение.

Другое обязательное условие закаливания – постепенность и последовательность увеличения дозировки сеансов. Только последовательный переход от малых доз к большим по времени, количеству и форме принимаемых процедур, постепенное усиление того или иного раздражителя (будь то понижение температуры воды или иная закаливающая процедура) обеспечивает желаемый результат.

При выборе дозировки и видов закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности человека: возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность. Объясняется это тем, что реакция организма на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например, обладают большей, чем взрослые, чувствительностью к влияниям внешних факторов. Лица, слабо развитые физически или недавно перенесшие какое-либо заболевание, также значительно сильнее реагируют на воздействие метеорологических факторов по сравнении со здоровыми людьми, наконец, нельзя не считаться и с возрастом, Обычно к 40-50 годам (а тем более в более зрелые годы) происходят возрастные изменения кровеносных сосудов и других систем организма. Поэтому пожилым людям опасно применять сильнодействующие закаливающие средства и увлекаться длительными процедурами. Постепенность нарастания нагрузки должна соответствовать и тем климатическим условиям, в которых живет и работает человек.

Физическое здоровье

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье.

В основе физического здоровья лежат морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом. Выделяют также соматическое здоровье, под которым понимается текущее состояние органов и систем организма.

Физическое здоровье определяется антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями. К антропометрическим показателям относятся росто-массовые индексы Брока (отношение массы тела в кг к росту в см минус сто), Кетле (отношение массы тела в кг к квадрату роста в м2) и другие. Состав массы тела зависит от физической активности человека и питания. В активную массу входят клеточная жидкость, белки, минеральные соли, в малоактивную – жир, костные минеральные соли и внеклеточная вода. Для выявления состава массы тела обычно определяют общее и подкожное содержание жира, мышечную и скелетную массу в абсолютных и относительных величинах.

Физиологические показатели здоровья включают прирост пульса и тип реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, восстановление пульса после физической нагрузки, уровень тренированности организма, резерв кардиореспиратроной системы, резерв здоровья, биохимические показатели – содержание общего холестерина по отношению к уровню липопротеидов высокой плотности в организме.

Для оценки уровня физического здоровья широко применяется экспресс-метод с использованием индексов массы тела, дыхания, силы кисти, сердечно-сосудистой системы и время восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний за 30 с. Каждый из показателей оценивается в баллах и затем рассчитывается общая сумма баллов. Если по всем 5 показателям общая сумма баллов меньше или равна 3 баллам, то уровень здоровья низкий, 4-6 баллов – ниже среднего, 7-11 баллов, средний, 12-15 баллов – выше среднего, 16-18 баллов – высокий.

Критериями физического здоровья являются уровень физического развития, возрастные анатомо-физиологические особенности, степень физической подготовленности, наличие острых или хронических заболеваний, физических дефектов.

Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят наследственность, пол, конституция, к внешним – экологические и социально-экономические факторы.

С генетическими особенностями, унаследованными от родителей, человеку предстоит жить всю жизнь. От соответствия образа жизни человека генотипической программе будет зависеть его здоровье и продолжительность жизни.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям, плодовитость и долголетие.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией. Особенно раним генный аппарат на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма. Большое число раздражающих факторов современной жизни, вызывающих изменения в генах, привело к тому, что перечень и количество наследственных заболеваний в мире неуклонно растет. Наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом жизни будущих родителей или беременной женщиной. Помимо дефицита двигательной активности беременной, ведущего к нарушению нормального развития плода, следует отметить переедание, психические перегрузки социального, профессионального и бытового характера, вредные привычки.

К экологическим факторам, оказывающим влияние на организм, относятся энергетические воздействия, физические, химические и биологические факторы атмосферы, гидросферы и литосферы, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний, сбалансированность и стабильность климатических условий, ритма природных явлений и др. Особая роль отводится загрязнителям окружающей среды, против которых организм человека не имеет механизмов нейтрализации.

Социально-экономические факторы включают условия труда, быта, питания, воспитания, медицинское обеспечение и т.д.

Психическое здоровье

Психическое здоровье – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям, преодолевать их и в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Оно обусловлено потребностями биологического и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора.

Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в жизни человека и общества.

По определению ВОЗ «репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов». В настоящее время репродуктивное здоровье ухудшается в связи с недостаточностью знаний сексуальности человека, некачественной или недоступной информацией и обслуживанием в области репродуктивного здоровья, распространенностью опасных форм сексуального поведения и инфекций, передаваемых половым путем и проблемы с выбором партнера.

Многие из названных проблем возникают во время подросткового возраста – в то самое время, когда формируются основные поведенческие черты, которые имеют в дальнейшем самые серьезные последствия для репродуктивного здоровья.

За последние годы четко определены сексуальные и репродуктивные права человека, которые включают право на репродуктивное и сексуальное здоровье как один из составляющих элементов общего здоровья на протяжении жизни, принятие решений по семейным вопросам, включая добровольное решение вопроса о браке и образовании семьи, определение числа, времени и интервалов между рождениями детей, а также право иметь доступ к информации и средствам, которые необходимы для свободного выбора, равенство мужчин и женщин, позволяющее людям принимать добровольные и продуманные решения во всех сферах жизни, не подвергаясь дискриминации по признаку пола, сексуальную и репродуктивную безопасность, включая свободу от сексуального насилия и принуждения, а также право на защиту от вмешательств в личную жизнь.

Личная гигиена

Здоровье человека во многом зависит от влияния факторов окружающей среды. Поэтому соблюдение гигиенических нормативов и правил в повседневной жизни определяет сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Медицинский подход к вопросам укрепления индивидуального здоровья был неоднозначен в различные периоды развития общества. Первоначально медицина связывала значимость сохранения индивидуального здоровья с рационализацией питания, закаливанием, организацией труда и быта. По мере развития крупных городов, промышленного производства, обязательного всеобщего обучения детей, общественного питания потребовались гигиенические нормативы и рекомендации по организации водоснабжения и удалению нечистот в крупных городах, планировке и застройке новых населенных пунктов, предупреждению инфекционных и профессиональных заболеваний, а вопросы укрепления индивидуального здоровья отошли на второй план.

Гигиена полости рта

Систематический и правильно организованный уход за полостью рта является неотъемлемой частью профилактики в предупреждении заболеваний зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки рта, но и в снижении заболеваний всего организма.

К средствам ухода за полостью рта и зубами относятся пасты, порошки и соответствующие инструменты: щетки, зубочистки, зубные нити.

Зубная щетка выполняет основную функцию в уходе за зубами. Она состоит из ручки и головки (рабочей части), на которой укреплены пучки щетинок, расположенные рядами. Имеется несколько видов щеток в зависимости от величины и формы головок, длины, толщины, густоты и качества щетины. Наиболее рациональная зубная щетка должна иметь головку длиной 25 – 30 мм при ширине 10 – 12 мм. Ряды щетинок должны располагаться редко, на расстоянии 2 – 2, 5 мм, не более трех в ряду.

Гигиена пищеварительной и дыхательной системы

Гигиена пищеварительной системы включает очистку желудка и кишечника. Очистка желудка осуществляется один раз в одну-две недели. Применяется очистка желудка водой, при этом выпивается 1, 5-3 л теплой воды и обратного извержения ее после определенного времени нахождения в желудке. Процедуру можно проводить как на пустой, так и на полный желудок не раньше, чем через 3 ч после еды, и лишь через 3 ч после окончания процедуры можно принимать пищу. По завершении упражнения нужно выпить. 250 г молока с рисом, которые необходимо подготовить до начала процедуры. Употребление этой порции крайне необходимо, ибо в противном случае желудок не будет «подсушен», что может иметь вредные последствия. Очистка толстого кишечника проводится с помощью воды, которая вводится при помощи аппарата для клизмы. Такую процедуру следует проделывать один раз в неделю (в день воздержания от пищи) или один раз в 2 недели. Полезна полная очистка пищеварительной системы.

Для того чтобы дыхание было качественным, нужно, чтобы нос был чистым, освобождены дыхательные пути носа от выделений, препятствующих свободному прохождению воздуха. Очистка носа способствует также и очистке придаточных пазух. Гигиена носа обеспечивает и очистку слизистой оболочки носовой полости, которая в изобилии снабжена нервными окончаниями, способными оказывать рефлекторное влияние на функцию достаточно отдаленных органов. Очистка обусловливает устойчивость к насморку, когда обычные лекарства оказываются недостаточно эффективными.

Гигиена органов чувств

После перенесенных заболеваний, травм уха и нервной системы область слухового восприятия сужается. В среднем ухе звук усиливается в 50 – 70 раз. Поэтому поражение среднего уха и повреждение барабанной перепонки резко снижают слух. Необходимо тщательное лечение при вирусных, «простудных» заболеваниях, чтобы предотвратить возникновение воспаления среднего уха.

Наиболее распространенным нарушением зрения является близорукость (миопия). Существует две причины возникновения и развития близорукости: зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил по профилактике нарушений зрения и наследственные факторы.

Первыми признаками близорукости являются расширение глазной щели, расширеное глазное яблоко начинает выдаваться вперед, увеличение зрачка. Приходится склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться, жалобы на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.

Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые и сложные упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.

Заключение

В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. По ряду исследований оказывается, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, таким как питание, а не всему комплексу мер по его реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режима дня и др. Пока очень неубедительно звучат призывы вести здоровый образ жизни без доказательства его решающего влияния на улучшение показателей здоровья на конкретных примерах. Именно в этом деле первостепенная роль должна принадлежать практическим врачам и в первую очередь – самой массовой медицинской организации – ПМСП.

Литература

1) Валеология: курс лекций / И.И.Бурак [ и др.]. – Витебск, 2008

2) Свободная электронная энциклопедия / Здоровый образ жизни.

3) Мохнач Н.Н. Валеология. Конспект лекций. Ростов н/Д «Феникс» 2004 г.

4) Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник Москва 2002 г.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование здорового образа жизни [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Здоровый образ жизни сейчас перестал быть чем-то второстепенным и неинтересным. В современных социальных, экологических условиях – это осознанная необходимость, благодаря которой, можно укрепить здоровье и продлить жизнь. Поэтому особый интерес представляет процесс формирования здорового образа жизни как основы долголетия.

Что понимается под формированием здорового образа жизни

Здоровье человека – важнейший фактор его долголетия и благополучия. требует постоянной работы над собой и своими привычками. Для его сохранения на долгие годы необходимо сформировать .

Каждого человека происходит с опорой на тот режим труда и отдыха, который навязан учебой, профессией или просто привычками. В последние годы значительно вырос интерес к формированию здорового образа жизни начиная с детского возраста.

Формирование здорового образа жизни – процесс самовоспитания и самосовершенствования на основе преодоления вредных привычек и воспитания у себя стремления к физической и социальной активности, правильному питанию и психологической гармонии.

Факторы, формирующие здоровье человека

В процессе формирования здорового образа жизни активно участвуют не только граждане, но и общество и государство.

Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации.
Проект: Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года

Формирование здорового образа жизни невозможно без избавления от таких вредных привычек как:

  1. Алкоголь
  2. Табакокурение
  3. Регулярное переедание

До 2012 года основным фактором, препятствующим формированию здорового образа жизни в России, можно было смело назвать алкоголизацию. В 2018 ситуация изменилась. По итогам за 2017 год употребление алкоголя сократилось на треть. Однако по-прежнему остаются "пьющие регионы". Там формирование здорового образа жизни затруднено по ряду причин:

  • повышенная алкоголизация населения
  • недостаточная социальная активность населения
  • низкий уровень профилактики на региональном уровне
  • низкий уровень заинтересованности населения в собственном здоровье.

По итогам исследования российских регионов, за 2017 год самыми "трезвыми" регионами признаны Чеченская Республика, Ингушетия и Дагестан. Самыми пьющими оказались Бурятия, Ненецкий автономный округ и Магаданская область .

Соответственно можно с уверенностью сказать, что формирование здорового образа жизни представляет процесс, зависящий от множества факторов, ключевыми из которых является:

  1. Самодисциплина
  2. Государственная пропаганда
  3. Профилактика здоровья нации

Формирование культуры здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни неразрывно связано с культурой. Два этих понятий в тандеме создают термин "культура здорового образа жизни". Культура здорового образа жизни привлекла внимание ученых еще в середине прошлого века. Понимание культуры здорового образа жизни окончательно оформилось к концу прошлого столетия.

Культура здорового образа жизни – это способ жизнедеятельности, система социальных механизмов, формирующих мотивацию личности к сохранению и укреплению здоровья, которая зависит от типа господствующей культуры, природного и социального окружения, модели социальной политики государства, традиций .

Ключевые показатели уровня сформированности культуры здорового образа жизни

Формирование культуры здорового образа жизни является важнейшей задачей общества и государства. Воспитание у молодежи силы воли, требовательности к себе в совокупности с уважением к своему здоровью и здоровью окружающих способно не только повысить продолжительность жизни в России, но и повысить рождаемость.

Принципы формирования здорового образа жизни

Любое важное социальное, правовое или культурное явление обладает определенной системой принципов. Формирование здорового образа жизни, как важный элемент здоровья нации обладает своими принципами, которые только подчеркивают его важность.

Принципы формирования здорового образа жизни :

  • Принцип физической активности
  • Принцип уважения к собственному здоровью
  • Принцип уважения к здоровью окружающих
  • Принцип рационального питания
  • Принцип психологической гармонии
  • Принцип социальной активности

Пути формирования здорового образа жизни

В современной валеологии имеют место несколько научно обоснованных подходов к формированию здорового образа жизни. Они классифицируются на: социальные подходы, здоровьесберегающие и общие. Рассматривать все их многообразие в данной статье не имеет смысла, так как для читателя больший интерес представляют пути формирования здорового образа жизни . Именно они, в большинстве своем, имеют прикладной и общедоступный для каждого характер. Отдельно следует отметить, основные пути формирования здорового образа жизни базируются на рекомендациях ВОЗ, которые выглядят следующим образом:

  • Сбалансированное и рациональное питание;
  • Сокращение количества потребляемой соли;
  • Сокращение количества потребляемого сахара до уровня безлопастной для здоровья нормы;
  • Сокращение потребления алкогольных напитков;
  • Поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения;
  • Снижение уровня стрессов;
  • Закаливание организма;
  • Социальная активность.

Медицинской практике давно известна совокупность факторов, которые способствуют формированию здорового образа жизни. Соответственно они обязательно должны быть включены в структуру подходов к формированию здорового образа жизни и как следствие, являются шагами к долголетней, интересной и достойной человека жизни.

Пути формирования здорового образа жизни базируются на том, что все болезни современно человека обусловлены тем, что образ жизни, который он избрал, пришел в противоречие с биологическими особенностями человека. Лень, склонность к перееданию, повышенный уровень потребления, неумение общаться в социуме – лишь малая толика того, что препятствует полноценному формированию здорового образа жизни.

Литература

  1. Проект: Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gnicpm.ru/UserFiles/PROEKT_STRATEGII_NIZ-210616.pdf
  2. Рейтинг трезвости регионов // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2958301
  3. Крылатов С.А. Культура здорового образа жизни // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки, 2013
  4. Мандриков В.Б., Ушакова И.А., Мицулина М.П. Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс.- Волгоград, Изд-во ВолГМУ. – 2006

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В настоящее время доказано, что образ жизни на 50% определяет состояние здоровья человека (остальные – 20% - наследственность, 20% - экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Поэтому здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер. В то же время, это динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье, и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из по­нимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно счи­тать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, ук­репление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинс­кую активность. Так, в практическом плане можно определять здо­ровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех ин­дивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в фор­мировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что существуют четыре составляющих, определяющих формирование здорового образа жизни:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни – это так называемое «обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

Необходимо особо отметить, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Сложившаяся к настоящему времени коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения как средство формирования здорового образа жизни.

Реализация указанных положений на практике будет способствовать формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья населения – важнейшего богатства страны и каждого человека.

Безродных Т.В., Шароватова А.В. (Россия, Чита, ЗабГГПУ)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

Здоровье перестало быть ценностью. Многие вспоминают о здоровье в тот момент, когда его теряют. По словам Е.Н. Назаровой, «человек, не думающий о своем здоровье смолоду, рискует полностью утратить его к 25-30 годам, и наоборот, соблюдая ЗОЖ, можно даже вопреки наследственности и имеющимся болезням укрепить своё физическое состояние» [Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – Москва, ACADEMA, 2007, с.3]. Современная модель здоровья определяет следующие факторы, влияющие на состояние здоровья в их процентном соотношении:

Проценты

окружающая среда

наследственность

государство и меры здравоохранения

образ жизни человека

Из таблицы видно, что здоровье человека в большей степени зависит от него самого. Эта мысль должна осознаваться всеми взрослыми людьми, так как они являются главными воспитателями подрастающего поколения. Ведь, как известно, показателем здоровья нации выступает здоровье детей. Однако в последнее время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей, особенно за период обучения в школе.

Президент РФ Дмитрий Медведев в своем обращении к Федеральному собранию от 6 ноября 2008 года выразил обеспокоенность по поводу неудовлетворенного состояния здоровья российских школьников. Он подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школах значительную часть времени, поэтому заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги». Одной из задач, по его словам, должна стать минимизация рисков для здоровья, связанных с процессом обучения .

Обеспокоенность властей радует! Но это, как говорится, одна сторона медали. Социальные проблемы российского общества не обходят стороной школьников. Увеличивается число детей, которые уже в младшем школьном возрасте страдают алкогольной, табачной и наркотической зависимостями. Одной из причин этого является доступность алкогольных и табачных изделий. Ребенок проводит в школе от 9 до 11 лет – весомый период!

Формирование привычек и норм поведения происходит в детские и подростковые годы. Из этого следует, что начинать формирование представлений о здоровом образе жизни нужно уже в младшем школьном возрасте.

Итак, что же такое здоровье? ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов [Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – Санкт-Петербург, PETROC, 1997].

По мнению Е.В. Змановской, существует ещё и личностное здоровье. Автор отмечает, что «чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде». Однако существуют разные признаки личностного здоровья. В. Франкл признаками личностного здоровья считал духовность, свободу и ответственность. С точки зрения Э.Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание чуждых ему ценностей и отказ от своей личности. В подходе К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации – актуализации врожденного стремления человека к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [Змановская Е.В. Девиантология. – М., Академия, 2006].

Деятельность социального педагога пронизана идеями сохранения здоровья детей и взрослых, формирования представлений о здоровом образе жизни у детей. Особое место в структуре социально-педагогической деятельности занимает работа по формированию представлений о здоровом образе жизни школьников, поскольку это обеспечивает профилактику многих девиаций, не только подросткового возраста, но и младших школьников (употребление наркотиков, алкоголя и табакокурения, проституции и т.д.).

Основными направлениями деятельности социального педагога выступают: работа с детьми «группы риска»; работа с детьми - сиротами; работа с детьми, находящимися под опекой; работа с неполными семьями; работа с детьми - инвалидами; работа с детьми, родители которых - алкоголики; профилактика бродяжничества; профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения; пропаганда ЗОЖ через интерактивные стенды, круглые столы и дискуссии со школьниками, мастер-классы.

Нельзя не отметить усилия социального педагога, направленные на половое воспитание школьников. Так, в сотрудничестве с центром планирования семьи социальный педагог обеспечивает заботу о сексуальном здоровье подростков на интересных занятиях для подростков, где необходимая для них информация подается в адекватной форме.

Сущность социально-педагогической деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни состоит в разработке стратегического плана по взаимодействию и включению в эту деятельность потенциалов социально-педагогической инфраструктуры города, области и края (на примере Забайкальского края – это Центр планирования семьи, центры «Доверие», «Лад», «Семья», активно выполняющие функцию здоровьесбережения детского и взрослого населения).

В завершение хочется сказать: «чем раньше у человека сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек, и общество в целом» (И.И. Соковня-Семенова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Анализ психолого–педагогической литературы позволяет нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.

1. Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.

  1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов».

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.

С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время.

Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для ребёнка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление организма

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством.

Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.

Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения им компьютера.

В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребенка.

В возрасте 6-8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9-10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10-15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К летальному исходу могут привести 2-3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет. Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление - опьянение. Поэтому пьяный человек теряет контроль над своим поведением, говорит и делает то, на что не решился бы в трезвом состоянии. По данным некоторых исследований, к 9-10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них. Приобщиться к наркотикам ребёнок может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7-8 лет. Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают. В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ребёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше, ещё в дошкольный период, формировать у детей однозначно отрицательное отношение к наркотикам. Токсикомания - один из самых опасных видов наркомании. Уже в течение первых недель снижаются умственные способности, слабеет концентрация внимания. Полностью деградирует сфера эмоций. Под действием токсинов происходит распад мозговой и нервной ткани и поражение центральной нервной системы.

Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения.

Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.

Между тем, если у родителей недостаточно развита культура ЗОЖ (нарушение режима дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность, превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры питания, употребление алкоголя и курение), то влияние семьи в формировании ЗОЖ младшего школьника сведено к минимуму.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия. Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо им в его, будущей деятельности.

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

2. Обобщение опыта по данной проблеме

Для формирования здорового образа жизни ребенка школьного возраста главное - это комплексность воздействия.

То есть каждым учителем должна быть создана комплексная система социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящая из следующих блоков:

Социально-психологический,

Базовое образование,

Внеклассная работа и досуг.

Работа по формированию у ребят навыков здорового образа жизни должна носить систематической характер, к сожалению, следует отметить, что во иногда она носит эпизодический характер. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем детей.

Наиболее важно создание команды, осуществляющей профилактическую программу. При этом большую роль играет личность организатора и руководителя. В превентивном обучении и воспитании необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышению эффективности данной работы.

Формирование навыков здорового образа жизни должны происходить и на уроках, являясь закреплением занятий на классных часах.

На уроках эта работа должна происходить интегрировано через различные предметы (музыка, физическая культура, изобразительное искусство, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью, т.к. информация передаётся как учителем, так и самими учащимися, а для класса она становится более значима. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

Для работы в школе могут быть внедрены специальные программы превентивного образования “Полезные привычки”, «Полезные навыки», которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности.

Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, т.к. данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания.

Ежегодно в школе может проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:

Единый классный час,

Библиотечная выставка,

Конкурс плакатов,

Спортивные соревнования,

- “круглые столы”,

- “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и т.д. с привлечением различных специалистов.

Ребята, как показывает практика, активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни.

Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе.

Школа и родители должны быть партнёрами. В школах должна проводиться работа с родителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, где предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определённого поведения на их детей. Формы проведения данной работы может быть разной: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей (в рамках программ “Полезные привычки, навыки, выбор”), тренинги, конференции..

Самостоятельным направлением является профилактическая работа с педагогическим коллективом, которая имеет информативный и обучающий характер, с целью повышения компетентности в вопросе формирования установок и навыков здорового образа жизни, а также ценностного отношения к своему здоровью, т.к. педагоги являются реальными значимыми другими лицами для учащихся и берут на себя частичное выполнение профилактических обязанностей. Это семинары, педсоветы, заседания научных кафедр и научно-методического совета гимназии, индивидуальные консультации.

В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках.

Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно - учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.

Заключение.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников, должны составлять комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек. Наибольшей эффективности можно ожидать лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.


Является одной из первоочередных задач для общества. Нормальное физическое состояние способствует успешному решению основных задач, преодолению трудностей, помогает переносить нагрузки. Формирование способствует поддержанию в тонусе всего организма. Это, в свою очередь, обеспечивает активную и продолжительную жизнь.

Следует сказать, что многие не соблюдают самых простых норм. Некоторые становятся жертвами гиподинамии (малой подвижности). Гиподинамия является одной из причин, провоцирующих Некоторые люди не соблюдают режим питания. Нарушения в рационе, в свою очередь, зачастую приводят к ожирению, сахарному диабету. Некоторые люди не могут отвлечься от повседневных забот, все время беспокоятся, страдают бессонницей, нервничают, подвержены стрессу. Это часто приводит к развитию патологий внутренних органов. Не на последнем месте стоят и вредные привычки. Так, курение и пристрастие к алкоголю значительно укорачивают жизнь.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников имеет огромное значение для нормального развития организма. Профилактической мерой является закаливание. Оно позволяет развить в организме стойкость к простудным, инфекционным заболеваниям. Наиболее простым является воздушное закаливание. Немаловажное значение и имеют и водные процедуры. Они способствуют стабилизации функции не только нервной системы, но и благотворно воздействуют на сосуды и сердце, стабилизируют артериальное давление, способствуют улучшению качества процессов обмена.

Формирование здорового образа жизни у школьников также имеет огромное значение для детей. Нормальное физическое состояние способствует лучшей успеваемости, укреплению костно-мышечного аппарата, стабильности нервной системы.

Для взрослых людей формирование здорового образа жизни не менее актуально. В особенности это имеет значение в современных условиях. Особое место в процессе жизнедеятельности человека имеет правильный режим отдыха и труда. Бытует мнение, что труд оказывает вредное воздействие на организм, провоцируя его «износ», преждевременное старение, расход ресурсов. Однако специалисты заявляют, что работа, как умственная, так и физическая, напротив, стимулирует организм, способствует поддержанию тонуса. Как показывает практика, дольше живет тот, кто много и качественно трудится, чей трудовой процесс хорошо организован. При этом безделье приводит к замедлению обменных процессов, вялости мускулатуры, преждевременному одряхлению, ожирению.

Согласно результатам наблюдений, пагубно на состояние здоровья человека влияет неправильный режим труда. Необходимо уметь распределять свои силы при выполнении и умственной и физической работы. Как известно, ритмичный, равномерно организованный труд полезнее и продуктивнее, чем смена периодов напряженной работы периодами простоя.

Формирование здорового образа жизни предполагает также грамотную организацию отдыха. В частности, большое значение имеет для сохранения стабильности в нервной системе полноценный сон. Как утверждал Павлов, сон является механизмом, позволяющим предотвратить чрезмерное напряжение и переутомление нервной системы. Организм должен отдыхать. Сон должен быть глубоким и длиться необходимое время. Если человек спит мало, то утром он просыпается раздраженным, утомленным, иногда и с головной болью. Систематическое же недосыпание провоцирует нарушение в нервной системе, может вызвать невроз, снижение работоспособности, повышение раздражительности, утомляемости.

error: Content is protected !!