Социально-трудовая сфера как основа социальной политики. Социально-трудовая сфера в рыночной экономике и существующие здесь группы интересов


В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше - социально-трудовая сфера (СТС). Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения - отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать экономику социально-трудовой сферы.
Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы (рис. 1): социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование,"здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок составных элементов СТС входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда: система социальной защиты населения; система социального партнерства; система социального страхования; пенсионная система; охрана труда и т.д.
Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод, что большинство из них имеют острые теоретические и практические проблемы как в понимании, так и в процессе прикладного построения и функционирования, о чем пойдет речь в следующих главах учебника.
В ходе проводимых реформ по сравнению с другими областями экономики социально-трудовая сфера пострадала и подверглась отрицательным деформациям в большей мере. Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата мотивационного потенциала практически всеми видами личных доходов, снижение производительности труда и т.д.

Еще по теме Социально-трудовая сфера как основа социальной политики:

  1. Глава1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  2. РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  3. Глава 14 МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. Стратегия социальной политики - социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления Стратегия социальной политики для современной России
  5. Глава 1.6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ЭТОЙ СФЕРЕ
  6. Глава 2.6. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. Социальные перспективы, социальные цели, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс их обеспечения, мобилизации или предотвращения (минимизации)
  8. Управление социальной сферой как объектом социальной политики в регионе
  9. Глава 1.11. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  10. Глава 4.4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОГЛА СОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЕГО СУБЪЕКТОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  11. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Структура общества - это его строение, устройство, расчле­ненное и качественно воспроизводимое единство взаимодейст­вующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, ор­ганизованность общества как целостности (системы) и, во-вто­рых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по сохранению и изменению социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу.

Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) - несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­ности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций.

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­тойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

Социальная защищенность - одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение.

Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности лю­дей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Про­цесс труда включает в себя три основных момента: целесообраз­ную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото­рый направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудо­вой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно счи­тать основой экономики труда экономику рабочей силы.

Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроиз­водства рабочей силы: ее производство, формирование (подго­товка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способ­ности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в инсти­тутах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социально­го партнерства - работодателей, наемных работников и государст­ва, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также пред­полагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.

Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно со­провождается производством конкретной общественно полез­ной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирова­ние труда, социальная защита и т.д.

Экономика труда как наука изучает социально-экономичес­кие отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспече­ния условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффек­тивности экономики труда.

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)» . Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнёрства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика ». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика , главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются, прежде всего, посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придаёт ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается, прежде всего, в процессе реализации государст­венной социальной политики.

5. Формирование групп интересов (субъектов) в социально-трудовой сфере в рыночной экономике (работники и профсоюзы, работодатели и их объединения)

Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.
К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.
Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.
Таким образом, социально-трудовая сфера — область действия, пределы распространения трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода. Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы: социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

2. Проблемы социально-трудовой сферы
В настоящее время глобальными тенденциями мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий является развитие и широкое применение прогрессивных информационных и коммуникационных технологий и повышение эффективности использования информационных ресурсов. Информатизация имеет решающее значение для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, разработки и реализации государственной политики, в том числе в социально-трудовой сфере.
Несмотря на достаточно высокие темпы развития информатизации в отдельных областях социально-трудовой сферы Российской Федерации ее современное состояние в целом характеризуются наличием ряда актуальных проблем:
— недостаточное финансирование мероприятий по информатизации в социально-трудовой сфере;
— невысокий приоритет и статус информатизации в социально-трудовой сфере и, как следствие, остаточный принцип финансирования;
— неравномерное развитие информатизации социально-трудовой сферы в отраслевом и региональном разрезе;
— недостаточный уровень подготовки в области информатизации кадров, участвующих в государственном управлении социально-трудовой сферой;
— несовершенная нормативно-правовая и методологическая база в области информатизации в социально-трудовой сфере.
Перечисленные выше проблемы снижают эффективность расходования бюджетных средств, затрудняют управление социально-трудовой сферой, препятствуют ее эффективному функционированию и требуют решения в рамках мер по информатизации социально-трудовой сферы.

Под информатизацией социально-трудовой сферы понимается процесс создания организационных, социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения и реализации информационных потребностей и прав граждан, субъектов управления социально-трудовой сферой, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.
Социально-трудовая сфера как объект информатизации имеет сложную структуру и включает следующие предметные области: доходы и уровень жизни населения; рынок труда, занятость и безработица; социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях; условия и охрана труда; социально-демографические и миграционные процессы; социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование; социальное партнерство.
Однако важнейшей проблемой социально-трудовой сферы России, не позволяющая равномерно регулировать эту сферу по всей территории страны, является социально-экономическая дифференциация регионов: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными, характеризующимися остротой социальных, экономических, экологических проблем. К числу причин неравенства в уровне социально-экономического развития регионов в экономической литературе относят: разные темпы экономических преобразований, например процессов приватизации, конверсии; незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти; предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с другими; недоучет региональных последствий проведения федеральной политики в сфере макроэкономики; неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения реформ и в глубине экономического спада. С.

Практические выводы к § 9

89].
Существенны различия и в социально-трудовой сфере регионов. Например, по уровню безработицы в 2000-е гг. регионы отличались друг от друга в 40 с лишним раз.
В 2010 г. в ряде субъектов Российской Федерации коэффициент напряженности (отношение численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к количеству заявленных свободных рабочих мест и вакантных должностей) в несколько раз (от 8 до 1075) превышал среднероссийский уровень. Разница в средней продолжительности поиска работы безработными по регионам Российской Федерации составляла от 2 до 3,2 раза (рассчитано автором на основе статистических данных.

Скачать реферат "Понятие и проблемы социально-трудовой сферы" DOC

Отрасли социальной сферы экономики

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к со! альной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей, социальные нужды работает промышленность - и не только пищевая и леп но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально о вотированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, i говля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одежд1 обувью, пищевая - продуктами питания, машиностроение - бытовой техш деревообрабатывающая - мебелью, энергетическая - теплом и электроэнерп Сельское хозяйство - основной источник продовольствия. Строительство обе

чивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодо-рожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Теле-фонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в комму-никациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание - кормить людей не только дома, но и на рабо-те, в пути, во время отдыха.

Из перечисленных отраслей пассажирский транспорт, связь для населения, розничная торговля и общественное питание настолько тесно связаны с удовлетво-рением потребностей людей, что их правомерно относить непосредственно к от-раслям социальной сферы, к социальной экономике.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и ком-мунальное хозяйства, поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водо-снабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищ-ную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строи-тельство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать со-циальными отраслями народного хозяйства.

Среди отраслей социальной сферы видное место занимает бытовое обслужи-вание населения. Прачечные, парикмахерские, ремонтные мастерские, такси, пун-кты проката, ломбарды, бюро информационных услуг, учреждения ритуальных и так называемых рекреационных услуг (рекреация - восстановление сил,отдых), ох-рана квартир, услуги по уходу за малолетними детьми и многое другое относится к отрасли бытовых услуг.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле-ние, очистку окружающей среды, по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чув-ствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость ис-ключительно велика.

Отрасль культуры - это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концер-тные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохра-нять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку куль-турных достижений в области литературы, искусства, художественного творче-ства, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования - это школы и дошкольные детские учреждения, гим-назии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследова-тельские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми Формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, °на призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой - осуществ-лять подготовку, и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет Непитательная функция образования.

Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья лю-дей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по-мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать поте-рянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здо-рового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к не-производственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный резуль-тат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли - производи-телями этого продукта.

Отметим, что в рыночной экономике социальный продукт отраслей культу-ры, образования, здравоохранения преимущественно или в значительной степе-ни платный, тогда как в централизованной экономике советского типа он был в основном бесплатным, что, однако, зачастую негативно влияло на доступность и качество. При переходе к рыночной экономике поневоле приходится иметь дело с возрастанием негосударственных и платных форм доступа к источникам культу-ры, образования, медицинского обслуживания, смягчаемых социальными мера-ми со стороны государства, например страховой медициной.

Значительную социальную нагрузку несет и отрасль науки, на достижения которой непосредственно опираются культура, образование, охрана.здоровья, отрасли производства предметов потребления. Эта отр.асль, особенно фундамен-тальная наука, и в централизованной, и в рыночной экономике финансируется в основном государством.

Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансовых ресур-сах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных дохо-дов, принимает на себя, как уже упоминалось, отрасль социального обеспечения населения, называемую иногда социальной защитой.

Уровень жизни и ее качество

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способ ствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоят и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообрази жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в к торых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает жизнь. Все это вместе взятое называют качеством жизни.

Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, расп страняется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставл< ными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, i фортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современ требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, чество жизни - это насколько хорошо живется людям. Когда мы говорим «ка1

ство жизни», то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выра-женный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низ-кое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, кото-рыми характеризуют знания учащихся. Но в отличие от оценки качества знаний качество жизни не принято выражать цифрами, пятерками, четверками, тройка-ми, двойками.

Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, чис-ловыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходит-ся прибегать к ряду показателей.

Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни?

Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или опреде-ленных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престаре-лые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизни используются показатели годового потребления пищи, одеж-ды, обуви в расчете на человека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Кроме того, используются показатели, ха-рактеризующие обеспеченность населения школами, детскими садами, врачеб-ным обслуживанием (скажем, количество врачей или больничных коек, приходя-щееся на тысячу человек), пунктами бытового обслуживания, прачечными, па-рикмахерскими, банями, столовыми.

Приведем, к примеру, таблицу, приближенно характеризующую годовое по-требление продуктов питания в 1995 году в расчете на одного взрослого российс-кого жителя.

хлеб картофель овощи фрукты молоко мясо рыба сахар яйцо кг кг кг кг л кг кг кг шт.

120 100 90 40 220 45 13 35 230

Чтобы понять, насколько такой уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекоменда-ций науки о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреб-лять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место Перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов - 70-80 Кг, мяса - 60-70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление.

Об уровне потребления продуктов питания иногда судят по их калорийности, Суточный рацион питания взрослого человека должен обладать калорийностью

примерно 3000 ккал, в России средняя калорийность рациона в 1995 году состав-ляла 2600 ккал.

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жизни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячный доход превышал так называемый прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого «потребительской корзиной». Прожиточный минимум существенно зависит от цен поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется.

Понятие и проблемы социально-трудовой сферы - реферат

В России в 1999 году прожиточный минимум составил в среднем 600 руб. О людях, потребление кото-рых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут «за чертой бедности». В России в 1999 году доходы ниже прожиточного минимума имели свыше 30% населения.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют так называемые общественные блага или общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно, или за огра-ниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных вып-лат, трансфертов. В странах с централизованной экономикой полностью бесплат-ными могут быть здравоохранение и образование, частично - услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени - питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В странах с рыночной экономикой суще-ствует обширный набор общественных благ, но чаще всего блага или услуги бес-платны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладаю-щих низкими доходами.

Уровень жизни людей характеризуется также их имущественными и денежными накоплениями (имущественным цензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими доходами сейчас, могли иметь в прошлом высокие доходы и накопить значительное богатство, позволяющее им неплохо жить при низких до-ходах. Поэтому, чтобы судить об уровне жизни человека, недостаточно -изучить его декларацию о доходах, надо еще присовокупить к ней декларацию об имуще-стве и сбережениях.

Весьма специфическими показателями уровня жизни являются детская и об-щая смертность, уровень заболеваемости и средняя продолжительность жизни. К примеру, средняя продолжительность жизни мужчин в России составила в 1998 году примерно 60 лет, а женщин - 72 года, что на несколько лет ниже, чем в Швеции, США и ряде других стран.

В качестве определяющего показателя уровня и качества жизни рассматрива ется и количество свободного времени, которое человек вправе использовать п своему выбору и усмотрению. Чаще всего свободное время сопоставляют с рабе чим или полным временем. Определенное представление об уровне жизни з; тых в производстве можно получить исходя из продолжительности рабочей не, ли. Так, сорокачасовая рабочая неделя считается вполне приемлемой, а тридиат пятичасовая (семь рабочих часов в день при двух выходных) - желаемой.

Если судить об уровне жизни людей по их текущему потреблению, то саг существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного ры играют доходы и цены. Ведь "чем выше доходы и чем ниже цены, тем боль

товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекват-ным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителем для приобретения за деньги.

В условиях спада производства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения изменения доходов и цен крайне трудно и выводы могут быть ошибочными. Если весь произведенный и закупленный по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень по-требления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребля-емого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от дохо-дов, ни от цен.

Например, если Россия производит и закупает 7,5 миллиона тонн мяса в год при численности населения в 150 миллионов человек, то ясно, что годовое потреб-ление в расчете на одного человека составит 7,5 х 1000/150-= 50 кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене смо-жет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникнет диф-ференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не изменится.

Еще раз напомним суровую истину о том, что невозможно потребить больше, чем получено, ибо действует неумолимый закон сохранения вещества. Так что если мы желаем увеличить потребление всего населения, то есть лишь один спо-соб - увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров за счет экспорта других! Путем увеличения доходов без роста производства, а тем более в условиях его спада можно получить один-единственный результат - рост цен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Никакого роста уровня жизни таким способом достичь не удается.

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось вы­ше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнерства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются прежде всего посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.

Социально-трудовая сфера

Социально-трудовая сфера

Социально-трудовая сфера - область действия:
- отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса;
- отношений занятости; и
- отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социально-трудовая сфера" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА - область действия, пределы распространения трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    По законодательству РФ правовой акт,регулирую щий правовые, социально экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником на предприятии, в учреждении, организации.Условия КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, ухудшающие по сравнению с… … Финансовый словарь

    - (pension) Установленная сумма, регулярно выплачиваемая получателю по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и до смерти. Вдова имеет… … Финансовый словарь

    Государственная политика воздействия на поведение профсоюзов и администраций предприятий с целью побудить их принимать в области заработной платы и цен решения, более совместимые с задачами обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.… … Финансовый словарь

    Государственная политика, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы и предусматривающая: организацию профессионального обучения; предоставление информации о рабочих местах; противодействие дискриминации. По… … Финансовый словарь

    Экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни. См. также: Социально трудовая сфера Государственная экономическая политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Занятость - (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная. 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора

    - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

    - … Википедия

    Альберт Моисеевич Вильдерман Дата рождения: 1 мая 1923(1923 05 01) Место рождения: Четатя Албэ, Бессарабия, Румыния Дата смерти: 19 декабря 2012 … Википедия

Книги

  • Антикризисное управление обществом риска. Синергетическая концепция , Т. А. Колесникова. В книге исследуется современное российское общество как общество резкого социального неравенства, а также рассматриваются процессы гармонизации в сфере социально-трудовых отношений. При этом…
  • , Осипов Егор Михайлович. В монографии исследуются развитие российского малого бизнеса и институционализация социального партнерства в этой сфере. Раскрываются особенности изучения малого бизнеса как объекта…
error: Content is protected !!