Игры для развития слухового восприятия. Картотека игр по развитию слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихо, чем слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка -- активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным развитием.

Методики для развития восприятия неречевых звуков

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомобиля. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаете звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрения -- слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Для развития слухового восприятия 2 методики:

1)Шумящие коробки

2)Движения под музыку

Методика «Шумящие коробки»

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого - педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалы для развития чувств, которые побуждают ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Если ребенок не может справиться с заданием следует попробовать провести методику с открытыми глазами.

Данная методика позволяет развить слуховое восприятие и дифференциацию шумовых различий, учит прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности. так же тренирует моторику, развивает слуховую память, дает возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть.

Методика «Двигаемся под музыку»

Оборудование: барабан, гармошка, бубен.

Данная методика учить различать звучание музыкальных инструментов и соотносить движения с характером звучания. Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной. Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.

Методики для развития восприятия речевых звуков

Речевой слух -- понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки родного языка -- различать смысл слов, близких по звучанию (уточка -- удочка, дом -- дым). Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5--6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее -- на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением. Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха -- звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Методики:

1. «Хлоп-хлоп»

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

Данное упражнения помогает в развитии слуховой дифференцировке, обучает звуковому анализу слова, развивает внимание.

2. «Путаница»

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?

В океане кто плывет?

В огороде что растет?

Под водою кто живет?

Перепутались слова!

Я командую "раз-два"

И приказываю вам

Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Главное в этом упражнении, чтобы ребенок понял, что один звук полностью может изменить значение слова.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ. Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Задачами работы по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом являются:

· развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;

· создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;

· обогащение представления детей о звуках окружающего мира.

В соответствии с данными задачами предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В связи с тем что на фронтальных занятиях в первую очередь осуществляется развитие неречевого слуха, в основном представлены игры, направленные именно на его развитие.

Предложенные игры могут быть использованы как в работе сурдопедагога, так и воспитателей, а также родителями в домашних условиях. Чтобы эта работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:

1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который; они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух.

2. В ходе игр-упражнений звучания, предлагаемые для различения на слухо-зрительной или слуховой основе, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания.

3. При проведении игр-упражнений надо учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого количества звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.

4. Игры-упражнения в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования (см. программу по развитию слухового восприятия). Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 м (т.е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры. Определение направления источника звука (справа - слева - спереди - сзади) можно проводить либо при использовании каждым ребенком двух индивидуальных слуховых аппаратов заушного или внутриушного типа, либо без них; в последнем случае в качестве источника звука следует использовать те звучания, которые дети могут слышать без аппаратов на расстоянии не менее одного метра (например, барабан, громкая дудка и т.п.).



5. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерные. Они могут изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.

6. При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной: детям по одному или по двое предлагается выполнять описанные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при различении звучаний на слухо-зрительной или слуховой основе могут ошибаться.

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ

Барабан

Цель :вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование : барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (СНОСКА:Здесь и далее крупным шрифтом выделены те слова, словосочетания и фразы, которые предъявляются детям письменно - на табличке).



Ход игры. Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

Бубен

Оборудование : бубен.

Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН. Ход игры Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

Дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка)

Оборудование : дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки, гармошки.

Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.

Ход игры Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом детей учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка дети имитируют движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Педагог стимулирует детей сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут), например:

· гармошка, металлофон, шарманка - ля-ля-ля,

· дудка - у ,

· свисток – и или пи .

с. 1
Игры-упражнения для развития слухового внимания,

восприятия и памяти
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук, как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также других взрослых, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи.

Выделяют два направления по развитию слухового восприятия: непосредственное развитие слухового восприятия и развитие фонематического восприятия.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.

Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.

Развитие неречевого слуха проводится по направлениям:


  • знакомство со звучащими игрушками;

  • обучение умению реагировать на начало и конец звучания;

  • обучение различению на слух звучащих игрушек;

  • обучение различению на слух длительности звучаний;

  • обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний;

  • обучение различению на слух темпа звучаний;

  • обучение различению на слух громкости звучаний;

  • обучение различению на слух высоты звучаний;

  • обучение различению на слух количества звучаний;

  • обучение различению на слух музыкальных ритмов;

  • обучение различению на слух голосов птиц и животных;

  • обучение определению направления источника звука.

Игры-упражнения для развития неречевого слуха

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
«Барабан или гармошка?»

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА .

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательно то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан - зайка, который прыгает; гармошка - кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан - дудка - металлофон, гармошка – бубен – дудка.
«Найди такую же коробочку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек одинаковой крупой должно быть по две.

Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от ост Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой те себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
«Звуки улицы»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.

Ход игры: Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы - сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в мет;стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут, угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т.д.
«Где позвонили?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Весёлый Петрушка»

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Педагог начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки- повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
Игра «Мишка и зайчик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа. -Давай поиграем! Мишка ходит медленно -вот так, а зайчик прыгает быстро - вот как! Когда я стучу в барабан медленно - ходи как мишка, когда стучу быстро - бегай, прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана - медленный, быстрый - несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.


«Ритмические рисунки»

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Игровое задание – прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.

Обратное задание – воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.


«Топайте – идите»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование : барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: Будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕСЛИТНО.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает ни месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (неслитно), топает одной ногой, произнося та та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то неслитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та та та, В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та та та (неслитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог после того, как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало?» и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕСЛИТНО.

По мере того, как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухо-зрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухо-зрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» - один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания: «Играй слитно (неслитно)».


«Высоко - низко»

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Оборудование: пианино, игрушки - птичка и мишка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), ВЫСОКО, НИЗКО .

Ход игры

Дети располагаются вокруг пианино, за которым сидит педагог. На пианино над нижними регистрами стоит (сидит) мишка, над верхними - птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играет, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося, по возможности, низким голосом - о____ , о о о. Аналогично предъявляются высокие звуки - летает птичка, дети изображают птичку - пипипи (по возможности, высоким голосом).

Педагог играет на пианино в разной последовательности то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают или мишку, или птичку. Педагог обращает внимание детей и на то, как изменяется вибрация пианино при воспроизведении низких и высоких звуков (они прикладывают руки к пианино). По мере усвоения данного упражнения педагог после воспроизведения детьми движений спрашивает: «Как звучало?» и учит детей отвечать с помощью табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой - над высоким. Дети часто вместо характеристики звука называют игрушку, того, кого они изображают. В этом случае педагог подтверждает: «Да, мишка». И вновь спрашивает: «Как звучало?», показывая ребенку на соответствующую табличку и помогая ее прочитать.

Когда они начинают уверенно справляться с данным заданием, видя, как педагог играет на пианино, звучания предлагаются уже на слух. С этой целью пианино закрывается ширмой. Важно, чтобы вначале педагог воспроизводил максимально контрастные звуки по высоте. Постепенно контрастность должна снижаться. В ответ дети изображают птичку или мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высоким и низким регистрами).

В дальнейшем игра может видоизменяться и усложняться:


  • детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (например, танцует кукла);

  • дети могут не изображать игрушки, а показывать соответствующие картинки, размещать их над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа - птички, посередине - куклы, слева - мишки и т.п.;

  • дети могут изображать высоту звука рукой – разводить руки в стороны внизу - а___ (низким голосом), у груди – а___ (голосом нормальной высоты), над головой – а___ (высоким голосом) и т.п.

Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:


  • научить различать голоса близких детей и взрослых;

  • научить распознавать по интонации и содержанию реплики взрослых;

  • запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков, слогов, слов;

  • научить подбирать сходные по звучанию слова.

Игры-упражнения на развитие фонематического слуха
«Можно есть»

Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.


  • Картошка. Ложка. Окрошка.

  • Апельсин. Блин. Мандарин.

  • Конфета. Котлета. Ракета.

  • Миска. Сосиска. Ириска.

  • Банан. Диван. Барабан.

  • Мёд. Компот. Плот.

  • Лимон. Вагон. Бульон.

  • Сало. Залы. Хала.

  • Пироги. Сапоги. Утюги.

  • Калач. Кулич. Циркач.

  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

  • Пирожок. Творожок. Горшок.

  • Пломбир. Кефир. Сыр.

  • Суп. Зуб. Дуб.

  • Салат. Халат. Мармелад.

  • Жакет. Букет. Пакет.

  • Кабачок. Крючок. Значок.

  • Ананас. Квас. Контрабас.

  • Торты. Шорты. Корты.

  • Солянка. Полянка. Склянка.

  • Булочка. Будочка. Дудочка.

«Будь внимателен»

Цель: различение правильно и дефектно произнесенного звука

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д.


«Покажи»

Цель : развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие слова-команды.


  • Покажи все зеленые квадраты.

  • А где синие треугольники?

  • Покажи красный овал.

  • А синий прямоугольник?

  • Где желтый круг?

  • Покажи желтый круг и красный квадрат.

  • А где фигуры без углов?

  • Покажи все прямоугольники.

  • Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

  • Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

  • А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

  • Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?

«Восстанови пропущенное слово»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.


«Какой звук есть во всех словах?»

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.


«Поймай звук»

Цель : выделить звук на фоне слова.

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».
«Начало, середина, конец»

Цель: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


«Различай и повторяй»

Цель: дифференциация звуков

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» - предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т.д.


«Какой отличается?»

Цель: научить дифференцировать слоги

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие речевого слуха -умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, - это съедобное и то, что нельзя есть, - это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне - заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

-Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Литература


  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников, 2000

  2. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап., 2005

  3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста, 2010

  4. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под. ред. Л.А. Головчиц, 2003

  5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет., 2007.

  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, 1994. http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/razvivaemsja_igraja/razvitie_slukhovogo_vnimanija/10-1-0-35

  7. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков (Статья 3) О.А. Степанова http://www.school2100.ru/upload/iblock/d7e/d7e4913d657ae12eb311df61de3efc64.pdf

  1. Картотека игр по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. www.twirpx.com
с. 1

Традиционной задачей дидактических игр для дошкольного возраста является сенсорное воспитание. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и т.д.). Играя, ребенок учится различным приемам обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их. Дидактических игр, направленных на сенсорное развитие огромное количество и они широко представлены в педагогической литературе. Ниже мы предлагаем лишь несколько игр, направленных на развитие слухового и осязательного обследования, а также на восприятие формы и величины.

Игры на слуховое восприятие

Умение нс просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности - очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы. Способность слушать и понимать звуки не возникает стихийно, даже при наличии нормального слуха. Ее нужно целенаправленно развивать с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Цель таких игр - сделать мир звуков привлекательным, значимым, говорящим о чем-то. Игры на слуховое восприятие имеют характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. В них разные звуки становятся сигналами, которые предвосхищают конкретные события (появление какого-то персонажа или музыкального инструмента) и настраивают детей на соответствующие игровые действия. Игровой замысел побуждает улавливать особенности знакомых звуков, передавать их характер с помощью движений, звукоподражаний или слов. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Так в игре постепенно формируется способность слышать и понимать звуки, что является важнейшей предпосылкой чувствительности к миру звуков и пониманию музыки.

Ниже представлено несколько игр на развитие слухового восприятия.

«Кто разбудил Мишутку?»

Эта игра учит детей прислушиваться к голосам детей и различать их. Ежедневно дети слышат свои и чужие голоса, но при этом они не обращают внимания на их звуковые особенности. В данной игре дошкольники учатся не только различать голоса друг друга, но и управлять своим голосом.

Игра эта проста по содержанию и близка интересам детей и их опыту - игровому, познавательному и житейскому. Центральное место в ней занимает игрушечный мишка, который воспринимается ребятами как живой. Эта игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и связанное с ними решение слуховой задачи. Она создается образной речью взрослого и колыбельной песенкой. Игра приучает детей к сдержанности, к организованному поведению. Ведь согласно правилам нельзя ни подглядывать, ни подсказывать, нужно соблюдать тишину и т.д. И что особенно важно, обучение в игре происходит без принуждения и назиданий, которые часто не доходят ребенка и потому малоэффективны.

Описание игры

В игре участвуют все дети группы. Вместе с воспитателем они садятся на стульчики, расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, он остается свободным. Взрослый приносит игрушечного мишку и предлагает познакомиться с ним. Воспитатель предлагает поиграть в такую игру: кто-то будет укладывать мишку спать, а кто-то его разбудит словами: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!»

«Давайте все вместе скажем эти слова», - предлагает воспитатель. Дети хором повторяют слова. Взрослый, убедившись в том, что ребята запомнили текст, предупреждает, что будить мишку будет только тот, кого он назовет.

Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, передает ему мишку, предлагает сесть спиной к остальным детям на свободный стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый объясняет, что убаюкивать мишку будет этот ребенок, а будить другой. «Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказывать ему нельзя», - продолжает он.

Воспитатель начинает рассказывать: «Настала ночь. Набегался, нагулялся наш Мишутка, устал и уснул. Спит Мишутка, крепко спит и снится ему что-то вкусное-вкусное... Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись. А наш Мишутка спит да спит. Надо его разбудить». Взрослый указывает рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишутка, проснись! Довольно спать, пора вставать!» Педагог просит детей соблюдать полную тишину («А то Мишутка не услышит и не узнает, кто его разбудил»), не подсказывать Мишутке. Чтобы облегчить детям выполнение этого правила, можно предложить им тыльной стороной ладони прикрыть рот («Чтобы слова не выскочили»).

«Проснулся Мишутка? - спрашивает воспитатель. - А знаешь, Мишутка, кто тебя разбудил? Иди и найди его».

Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и кладет мишкины лапы ему на плечи или усаживает мишку ему на колени.

После этого выбирается новый ребенок, который будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается снова.

«Встречайте гостей»

Цель игры - научить детей выделять звук как сигнал какого-либо действия или события. Детям предлагается различить по слуху три звука, каждый из которых сигнализирует о появлении нового гостя. К тому же данная игра способствует дальнейшему сближению детей и помогает робким и пассивным малышам преодолеть неуверенность в себе. Для игры потребуются звучащие игрушки и различные атрибуты роли в виде элементов костюма (шапочки, юбочки и бантики для кукол, колпачок для клоуна и т.п.). Можно использовать дудочку, игрушечную гармошку, металлофон, бубен и др. Кроме того, для игры нужна настольная ширма, чтобы загородить звучащие игрушки на детском столе.

Описание игры

Взрослый сообщает, что скоро придут клоун, куколка и зайчик, а все дети по очереди будут то гостями, то хозяевами.

Воспитатель показывает детям приготовленные атрибуты, а потом показывает, что будут делать гости: клоун может бегать и смешить детей, кукла - танцевать, а зайчик - прыгать. Хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его. «А теперь - продолжает ведущий, - слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой звук (исполняет простую мелодию на металлофоне), знайте, что сейчас появится клоун. Если вы услышите красивый, протяжный звук (играет на гармошке), вот такую музыку - значит, к нам идет кукла. Под такую музыку она будет танцевать. Какие это звуки, протяжные или отрывистые? Ну, а если зазвучит такой звук (берет барабан и издает ударные звуки), знайте, к нам прискакал зайка. Он любит прыгать под такие звуки - «скок-скок».

Как только прозвучит сигнал, нужно всем вместе позвать гостей и пригласить их войти. Если звуковая загадка будет отгадана, гости войдут и покажут, что умеют делать. Так по очереди хозяева будут встречать всех гостей.

На роль каждого гостя можно выбрать по два ребенка и помочь им надеть соответствующие атрибуты. Гости выходят за дверь так, чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе, главное, чтобы им были слышны сигналы. (Можно усадить детей и в той же групповой комнате подальше от хозяев.)

Взрослый подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам и подает первый сигнал. Обращаясь к хозяевам, он предлагает назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер. Каждый гость может сам придумать, что показать хозяевам, но он должен об этом заранее договориться с партнером. Лучшим гостем считается тот, кто придумал что-нибудь оригинальное и не нарушил правил игры. Потом, передав свой костюм любому из участников игры, они садятся вместе с хозяевами. Затем подается новый сигнал для следующей пары гостей. Хозяева встречают новых гостей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли гостей.

Количество и состав персонажей, как и звуковые сигналы, можно варьировать, усложняя игровую задачу.

«Что выбрал Петрушка»

В предлагаемой игре малыши учатся узнавать на слух источник звука, что важно для развития музыкальных способностей.

Материалом для игры служат три-четыре музыкальные и озвученные игрушки, например барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком; или музыкальная шарманка, бубен, деревянная колотушка или две деревянные ложки.

Игрушки лежат в специальной коробке. Нужна также настольная ширма.

Описание игры

В игре участвует вся группа детей. Усадив их на стулья, воспитатель достает красивую коробку и, не снимая крышки, слегка покачивает ее в руках, заставляя звучать находящиеся в ней игрушки. «Как вы думаете, что лежит в коробке? - спрашивает он. - Давайте еще раз послушаем». Попросив детей соблюдать полную тишину, педагог повторяет те же действия, и звуки слышатся громче и яснее: «Да, в коробке что-то лежит. Как вы думаете, что это?»

Предоставив детям возможность высказаться и настроив их на внимательное слуховое восприятие, взрослый открывает коробку и вынимает одну за другой игрушки. Показывая каждую игрушку, взрослый просит детей назвать ее и послушать, как она звучит (при этом обращает внимание на то, как извлечь из игрушки красивый звук средней громкости). Воспитатель подзывает к себе кого-то из детей, передает ему в руки игрушку и поручает заставить игрушку прозвучать, чтобы все еще раз могли услышать, как она красиво «поет».

Он задает вопросы о том, что слышат дети, и побуждает их к словесному обозначению воспринимаемых звуков или к звукоподражанию. При этом взрослый дает наглядные примеры воспроизведения звуков. Так ребята узнают, что металлический колокольчик звенит и будто говорит «дзинь-дзинь», бубен стучит и говорит «там-там-там», барабан барабанит свою песенку: «трам-трам-там-там-там», а резиновая игрушка с пищиком издает отрывистый звук.

Познакомив детей со всеми игрушками, воспитатель ставит на стол ширму и прячет за нее игрушки. Затем начинает объяснять правила игры наглядно-действенным способом.

Педагог вызывает кого-нибудь из детей, одевает ему на голову колпачок Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится. Затем показать, как она звучит, а остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка. Если ребята отгадали загадку, Петрушка показывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.

При загадывании загадок важно соблюдать тишину и слушать внимательно, как звучит предмет. Отгадывают звуковую загадку все дети вместе.

error: Content is protected !!