Конкретно-исторический подход к социальным явлением. Явление социальное

2. Политическая система общества, ее структура.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют

отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; \

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объ-

екта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общ-ностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Билет № 10

(1. Духовное производство и духовное потребление.

Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их? Прежде всего правильный подход к ним. Это означает, что в понимании общественных явлений следует исходить из их сути. Если развитие общества, его история - это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и ее условия, которые являются результатом деятельности предыдущей. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводит известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно также рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности. Наконец, необходим также анализ деятельности различных ее субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей.

Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего. Если вы изучаете, например, мануфактурное производство, то понять его можно, только обратившись к ремесленного производства, из которого выросла мануфактура, а в последнем увидеть предпосылки перехода к машинному, фабричного производства (подумайте, что дает этот подход для объяснения общественного прогресса).

Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследим этапы ее развития от зарождения до наших дней. Но знания современной роли и функций государства в этих странах помогает лучше понять ее предыдущую историю. Вместе с тем, знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем будто в виде зародыша.

Проявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальные, неповторимые отдельные события истории, но и своеобразный исторический путь народов, стран, регионов.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие факторы, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии.

Аналогия подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признакам, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития истории.

Из сказанного вытекает следующая важное требование научного подхода: изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы, важная особенность социальных процессов и явлений. И только изучая эти связи и взаимодействия, положение и интересы действующих сил, можно правильно понять исследуемый объект. Так, золото само по себе, - это лишь металл с определенными свойствами. Но в одних условиях оно становится материалом для украшений, в других - составляющим технологического процесса, а на определенном этапе - деньгами. Или другой пример: роль государства невозможно объяснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапе.

Еще одно требование конкретно-исторического подхода связана с проблемой повторяемости исторических событий. Выше мы говорили, что исторические события неповторимые по своим "рисунком". Однако расхождение индивидуального вида событий не означает, что у них вообще нет ничего общего. Если бы это было так, мы не могли бы их объединить словами "революции", "крестьянские восстания" и т. Например, как бы ни различались политические революции, в них всегда происходит устранение прежней власти. И как бы ни различались крестьянские восстания, главной силой каждого из них были крестьяне, которые боролись за свои интересы. Если в многообразии связей, взаимодействий, выясняются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, то есть такие, без которых процесс не происходит, мы обнаружим исторические закономерности. Они и составляют то общее, что присуще данной группе явлений (революции, создания централизованных государств, промышленный переворот и т.д.). Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся добавленной группы.

Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, проявляя как ее неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это уроки истории, выводы, обобщения, доведенные историей. Сопоставление исследуемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события.

Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях - важные принципы познания социальных явлений.

1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

2. Государство, его признаки.

1, Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов - субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных* часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов: 1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развития, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, когорые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

2. Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной

организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной

от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей» профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны

государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.


Билет № 10


1. Духовное производство и духовное потребление.

2. Политическая система общества, ее структура.

1. Под духовным производством обычно понимается

производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группа-

ми людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом

духовного производства являются идеи, теории, по-

нятия, законы, духовные ценности, а также сами ин-

дивиды и складывающиеся между ними обществен-

ные связи. Отличительная особенность духовного

производства состоит в том, что его продуктом явля-

ются идеальные образования, которые не могут быть

отчуждены от их непосредственного производителя.

Ученые выделяют три вида духовного производствам

1) наука; 2) искусство; 3) религия.

Некоторые философы склонны добавлять к ним

еще и мораль^ политику и право. Однако мораль соз-

дается самим обществом, а не изобретается профес-

сионалами. а общественные связи, возникающие ме-

жду индивидами в результате политической и право-

вой деятельности отдельных членов общества, вряд

ли могут быть названы духовными. Однако этот во-

прос до сих пор остается дискуссионным*

Важнейшим видом духовного производства явля-

ется наука. Наукой принято называть теоретически

систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его существенные стороны в абст-

рактно-логической форме и основанные на данных

научных исследований.

На начальных этапах своего существования наука

не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на

развитие общества/ Однако с течением времени поло-

жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина-

ет играть заметную роль, опережая развитие матери-

ального производства, которое в свою очередь изме-

няется в соответствии с логикой развития науки.

Наука становится особым видом духовного производ-

ства. продукция которого предопределяет появление

новых отраслей материального производства (хи-

мии, радиотехники, ракетостроения, электроники,

атомной промышленности и т. д.). Огромную роль

приобретают так называемые научные модели обще-

ственного развития, с помощью которых общество

получает возможность, не прибегая к таким методам

познания, как эксперимент, определять цели и на-

правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст-

ва является искусство. Искусство есть специфиче"

екая форма общественного сознания и человеческой

деятельности, которая представляет собой отраже-

ние окружающей действительности в художествен-

ных образах. Создавая художественные образы* ко-

торые с известной долей условности могут быть при-

равнены к научный моделям, экспериментируя с ни-

ми при помощи собственного воображения, люди

могут лучше познать себя и мир, в котором они жи-

вут. При помощи искусства художники, писатели,

скульпторы воспроизводят часто скрытые, незамет-

ные, однако весьма существенные стороны окружаю-

щей действительности.

Что ясе касается религии как вида духовного про-

изводства, то создаваемые с ее помощью теории и

идеи играли большую роль в развитии общества преж-

де всего на ранних, донаучных этапах его развития,

формируя у людей абстрактное мышление* способ-

ность вычленять общее и особенное в окружающем

мире. Однако возникающие в рамках религиозных

воззрений духовные ценности и складывающиеся на

их основе общественные связи играют важную роль в

жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Духовное потребление представляет собой удов-

летворение духовных потребностей человека:

познавательной, эстетической потребности в обмене

идеалами и ценностями.

Основным свойством духовного потребления, от-

личающим его от материального, является его всеоб-

щий характер. В отличие от материальных ценно-

стей, размер которых ограничен, ценности духовные

не уменьшаются пропорционально количеству лю-

Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова Билет 8 1. Философия Гегеля. Первый изложил принцип диалектического метода. Истинное значение и революционный характер гегелевской философии состояло в том, что она разделалась со...

Обществен­ного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социали­стов-утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория). д) Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм). 2. Общественные науки: а) социология, б) политология, в) культуроло­гия, г) история, д) религиоведение, е) экономика и...

еловеческое общество весьма часто определяют как сумму, совокупность социальных явлений, а сами общественные явления рассматривают как основные его элементы.

Социологи обозначают сущность общественного явления через взаимосвязанное действие поведения индивидов, производящее определенные изменения, которых не было бы без этого действия.

Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих (Д. Маркович, 1993). В подобной дефиниции выделяются три важнейших элемента: взаимная связь поведения, поступков людей, воздействие такого совместного поведения и в результате осуществление перемен, которых не было бы без данного взаимодействия. Во взаимодействие при этом вступают как отдельные индивиды, так и социальные группы.

По мнению П. Сорокина, социальное явление представляет собой комплекс фактов и процессов, настолько сложный, что изучить его, не разложив на составные части, невозможно. Он полагал, что явление необходимо рассматривать через призму взаимодействия двух или большего числа индивидов. Именно эту модель взаимодействия он называл «родовым понятием социальных явлений». Чтобы явление взаимодействия было возможным, по мнению классика, необходимо соблюдение трех основных условий: наличие двух или большего числа индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому.

Сторонники органической школы простейшим социальным явлением считали человеческого индивида. Но с позиций современной социологии необходимо точно проводить различия между общественными и природными явлениями, а также различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Следовательно, социальные явления могут одновременно выступать и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу.

Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека. Но чаще всего, давая дефиницию общественных явлений и осуществляя их классификацию, исходят из их нераздельной связи с личностными явлениями и рассматривают их как взаимосвязанные действия индивидов. Сущность человека есть совокупность общественных отношений, поэтому из единства, существующего между индивидом и обществом, и проистекает взаимосвязь личностных и общественных явлений.

Поведение отдельных людей вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Социальное явление представляет собой тот элемент общества, который оказывается неразложимым далее без того, чтобы не потерять при этом свою социальность, т.е. социальный характер.

Действия и поступки индивидов остаются индивидуальными и не являются общественными явлениями до тех пор, пока между ними не установится связь и в результате их совместного действия не будут осуществлены некие изменения.

Существует определенная связь между характером общественного явления и особенностями, качествами личностей, в результате взаимодействия которых осуществляются определенные перемены. Социология, исследуя характер общественных явлений, учитывает этот факт.

Аналогичные сложные соотношения мы можем проследить в отношении социальных и природных явлений. Сами по себе землетрясение, ураган, смерч - явления природы, но в современном мире довольно часто вызывают вслед за собой многие негативные социальные явления: бездомность, сиротство, безработицу и т.д. Желание людей минимизировать потенциальные угрозы природных явлений ведет к созданию специального взаимодействия: организации служб профилактики, спасения, реабилитации после стихийных бедствий.

В обществе существует множество социальных явлений, которые могут быть разделены на виды на основании разных признаков. Среди видов общественных явлений принято выделять простые и сложные.

Наиболее значительные общественные явления - это социальные группы и общественные отношения. Согласно точке зрения Р. Лукача, общественные явления делятся на два наиболее общих вида: социальные процессы и социальные образования. Подобным образом можно разделить общественные явления, которые существуют во всех обществах и во все периоды человеческой истории.

В результате связи отдельных общественных явлений образуются сложные социальные образования. Социальное образование определяют как сравнительно уравновешенное, кристаллизованное состояние, которое возникает как результат социальных процессов. Образование может быть рассмотрено как сгусток, целостное скопление социальных процессов, отличное от других подобных целостностей, составленных из них же, но в ином сочетании.

Заметим, что взаимосвязанное поведение людей может носить физический характер или включать в себя психическую деятельность. Это поведение выражается как в действии, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия.

По результативности социальные явления подразделяются на явления, ведущие к изменениям в природе, изменениям, происходящим с самим человеком, и изменениям в социуме.

Явления должны изучаться в процессе их возникновения и формирования, так как при таком подходе обнаруживаются их связи с остальными общественными явлениями и может быть установлена их причинная связь в составе общественного целого.

Основная литература

Сорокин П.А. Система социологии. T. 1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: На- ука, 1993. С.137-142.

Социология / Под ред. Г.В. Осипова, J1.H. Моск- вичева. М., 2003. Гл. «Социальное».

Социшьное // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 689-690.

Волков Ю.Е. Социальность // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. С. 479-480.

Дополнительная литература

Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений//СОЦИС. 1993. № 11. С 138-146.

Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993.

С.Н. Майорова-Щеглова

Социальные явления

Все те элементы, аспекты социальной жизни людей, которые являются прямым следствием сложившихся в данное время и предшествующий период отношений между людьми.

Тот факт, например, что люди каждый день принимают пищу, не является социальным явлением, потому что это прямой результат не отношений между людьми, а элементарной биологической потребности. Однако то обстоятельство, что за едой большинство людей ходит в магазин, уже является социальным явлением, потому что это продукт сложившихся социальных отношений. Другой пример: тот факт, что случился природный катаклизм, не является социальным явлением, но возникшая паника – является, потому что ее причина не только природный катаклизм, но и особенности социальной жизни людей.

К социальным явлениям относятся:

Процессы, происходящие в обществе (например, образовательные процессы или политическая борьба);

социальные институты (те или иные организации, например религиозные или пенитенциарные, и процессы, связанные с этими организациями);

– социальные группы (например, футбольные фанаты или трудовые коллективы);

– отношения между социальными группами (например, конфронтация политических партий);

– социальный уклад, характерные закономерности межличностных отношений (например, коллективизм, как было в советское время, или индивидуализм, как стало при капитализме);

– духовно-нравственные ценности общества (то поведение, которое одобряется обществом или отдельными социальными группами, и то, которое порицается);

– социальные потребности и интересы (например, потребность всего общества победить в войне);

– социальное состояние (например, подъем энтузиазма или всеобщая апатия);

– особенности разделения труда и вообще экономический уклад;

– коллективный разум (как мы вместе понимаем и интерпретируем происходящее, как рационально обустраиваем свою жизнь).

Само слово «явление» подразумевает, что мы можем наблюдать эти элементы и аспекты социальной жизни. Однако не все социальные явления лежат, как говорится, «на поверхности». Для определения многих социальных явлений приходится трудится ученым и вообще исследователям, чтобы выявить эти латентные явления. В основном такой работой занимаются социологи (именно социология номинально является наукой об обществе), но не только. Социальные психологи, политологи, культурологи, социальные философы, антропологи и другие специалисты тоже вносят свой вклад в общее дело.

Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. Социально-психологический феномен – утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Социальное, социально-психологическое или психологическое явление, заключающееся в социальной мимикрии – человек или социальная группа «делают как все», стараясь ничем не отличаться от других людей или социальных групп. Дифференциация и сосуществование в обществе как целом различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия и др.).
error: Content is protected !!