Психологическое сопровождение в условиях фгос. Психологическое сопровождение учебного процесса в нпо

Министерство образования Московской области

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

Итоговая проектная работа по инвариантному модулю «Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в учреждениях НПО и СПО» 72 часа

ТЕМА ПРОЕКТА : «Психологическое сопровождение учебного процесса в НПО»

педагог - психолог

ГБОУ НПО ПУ №17 г. Коломна, МО


Введение.

Психологическое сопровождение образования – это одно из важнейших требований современного общества. Получение образования во все времена было связано с различными испытаниями для знаний, умений и навыков обучающихся. Испытания – это почти всегда стресс. В связи с этим активная работа психологов образования способствует решению данной проблемы.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования.

В современном представлении понятие «качество образования» сводится не только к обученности, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

В этой связи, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения уже не может ограничиваться только вопросами преодоления трудностей в обучении, а должна включать в себя еще и задачи обеспечения успешной социализации обучающихся, профессионального самоопределения, сохранения и укрепления здоровья.

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса.

Оно осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности обучающихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.

Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся также являются:
предупреждение возникновения проблем развития;
помощь в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
развитие социально-психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов;
психологическое обеспечение образовательных программ;
профилактика девиантного поведения.

Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).

В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.
Система сопровождения Н.Я. Семаго и М.М. Семаго рассчитана на «проблемных детей». Этим термином определяются дети, имеющие «отклонения в развитии».

В качестве детей группы риска М.Р. Битянова выделяет детей с проблемами адаптации и социализации. Аналогично, в системе сопровождения Э.М. Александровской осуществляется ориентация на детей, «имеющих психическое отклонение, в особенности в легких его формах».

В целом, деятельность психолога как часть системы сопровождения характеризуется направленностью на группу обучающихся, имеющих отклонения от статистической нормы в аспекте психических функций.

Следует отметить существующее противоречие: обучающиеся с проблемами выявляются преимущественно не по результатам соответствующей диагностики, а по «запросам» педагогов или родителей. Существующий механизм отбора учащихся в группу сопровождения способствует выявлению тех, «с которыми трудно взрослым», а не тех «кому трудно».

В работе психолога по сопровождению обучающихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.
В литературе эти этапы могут разделяться – Э.М. Александровская, например, выделяет пять этапов - но при обобщении все они составляют два первичных этапа.

Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам.

Сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.

В качестве методов работы используется весь спектр методов, традиционных для психологии: тренинг, игра, консультация и прочее.

В условиях начального профессионального образования целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение профессионально-личностного развития обучающихся, где основная задача – это формирование самостоятельной, ответственной, психически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся

Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание его представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога.

Психологическое содействие же подразумевает то, что психолог работает не только с теми обучающимися, у которых наличествуют проблемы, а со всеми, оказывая, таким образом, содействие их развитию. Для психолога, работающего в колледже, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего всем субъектам образования.

Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Но не исключаются моменты, когда психолог должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

Миссия практической психологии профессионального образования заключается в обеспечении стабильности развития обучающихся в сфере профессионального образования, в создании психологических условий успешного личностного, социального и профессионального развития юношей и девушек.

Целью психологической службы НПО является создание благоприятных условий для успешного развития молодежи, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.

Задачи психологической службы:

· сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в условиях профессионального образовательного пространства, поликультурного по своему составу;

· психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

· содействие развитию психологической культуры всех субъектов;

· психологическое содействие личностному, социальному и профессиональному развитию обучающихся в процессе учебно-производственной деятельности, развитие способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию, выстраивании профессиональной карьеры.

1) проблемы профессионального и личностного развития субъектов деятельности в образовательном пространстве;

2) уровни взаимодействия участников сопровождения;

3) условия, обеспечивающие качество психологического сопровождения.

Направления деятельности психологической службы НПО.

1. Психологическое обеспечение развивающего компонента профессионального образования (мониторинг, информационно-аналитическая деятельность, проектирование, экспертиза составляющих образования).

2. Психологическое сопровождение участников образовательной деятельности в процессе решения задач профессионального образования и развития (психологическая профилактика, просвещение, диагностика, развитие (коррекция), консультативная деятельность).

3. Совершенствование службы как организационной системы и профессионального развития специалистов (самообразование, обмен опытом, научно-методическое, инструментальное обеспечение).

Деятельность психологической службы училища обусловлена рядом специфических особенностей, определяющих своеобразие ее функционирования и выделяющую ее в системе службы практической психологии в целом.

К специфическим особенностям относятся:

· профессиональная направленность образовательного процесса;

· характеристика контингента обучающихся;

· особенности детско-родительских отношений;

· состав педагогических работников;

· особенности деятельности педагога-психолога колледжа.

Специалисты службы должны не только хорошо знать особенности самой системы профессионального образования и ее участников, но и понимать своеобразие собственной деятельности.

Далее следует коснуться основных направлений работы на примере деятельности психологической службы ГБОУ ПУ№17 г. Коломна. Структура деятельности психологической службы включает в себя психологическую диагностику, консультирование, профилактическую, методическую, а также психокоррекционную работу.
1) Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью:

· выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;

· выявление учащихся «группы риска»;

· определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

· определения индивидуального стиля познавательной деятельности.

2) Психологическое консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном процессе психолога и обучающегося, в ходе которого оказывается помощь:

· в самопознании;

· в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;

· в формировании новых установок и принятии собственных решений;

· в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;

· в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях.

3) Профилактическая работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:

· профилактика актуальных социальных проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением специалистов;

· профилактика конфликтов;

· профилактика депрессий и суицидов;

4) Методическая работа – направлена на решение следующих задач:

· составление блока психодиагностических методик для диагностики учащихся первого курса;

· разработка материалов для учащихся по проблемам обучения;

· подготовка методических материалов для помощи в проведении классных часов в группах;

Заметную роль в методической работе психологической службы НПО играет психологическое просвещение обучающихся, родителей, учителей и мастеров.

Психологическое просвещение обучающихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, достаточно остро стоит вопрос о его эффективности.

Результатом просвещения обучающихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться, а также обрести перспективы качественного овладения избранной профессией.

Для того, чтобы передаваемые обучающимся знания могли активно использоваться ими в процессе личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания и форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению обучающимися тех или иных знаний и умений. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы обучающихся.

Также имеет значение направленность на объекты профессиональной деятельности, обеспечивающая их восприятие и перевод этих знаний из кратковременной памяти в долговременную. При этом важную роль играют индивидуальные особенности памяти обучающихся. Одни быстро запоминают и быстро забывают, другие медленно запоминают, но надолго сохраняют в памяти то, что запомнили.

Наиболее низкими оказались показатели уровня концентрации внимания. Это можно объяснить недостаточным развитием произвольной регуляции личности. Учебная деятельность обучающихся НПО требует волевых усилий и умения планировать свои действия и поступки.

5) Психокоррекционная работа – систематическая работа психолога и социального педагога с обучающимися, имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с обучающимися, отнесенными к категории «группы риска». Она может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.

В зависимости от курса обучения задачи сопровождения могут меняться:

· для 1-го курса – актуальным является вопрос успешной адаптации в учебном заведении;

· для 2-го курса – индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей;

· для 3-го – содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности.

В организационном плане работа специалиста по сопровождению может осуществляться в зависимости от избранной модели - это может быть:

· Модель сопровождения одаренных обучающихся;

· детей – сирот;

· детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета;

· детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет-зависимость;

· Модель психологического сопровождения детей – мигрантов;

· Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

· Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и т.п.)

В нашем училище разработана своя модель сопровождения, с учетом сложности контингента, которая направлена на решение проблем адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу и условно распределена на три этапа:

1. Диагностический.

На данном этапе происходит сбор общих сведений об обучающихся, проводятся комплексные диагностические исследования личности:

· диагностика акцентуаций характера;

· определение типа темперамента;

· диагностика тревожности;

· социально-метрические измерения;

· изучение психологического климата в группах;

· исследование самооценки;

· изучение направленности личности;

· определение индивидуального стиля мышления

2. Составление индивидуального плана работы

На втором этапе после подробного анализа полученных сведений совместно с педагогами и мастерами вырабатываются рекомендации, строятся индивидуальные коррекционные программы взаимодействия с обучающимися. Это позволяет мастерам НПО и классным руководителям учитывать личностные особенности обучающихся, прогнозировать появление конфликтных ситуаций и в дальнейшем проектировать гармоничные взаимоотношения.

3. Коррекционно-развивающий.

На третьем этапе организовывается непосредственно коррекционная (развивающая) деятельность, которая включает беседы и консультации с обучающимися и родителями о результатах тестирования, перспективах дальнейшего развития, проведение социально-психологических игр и тренингов:

· тренинг общения;

· тренинг уверенного поведения;

· тренинг на развитие творческих способностей;

· релаксационные занятия; коммуникативные игры.

В дальнейшем проводятся повторные исследования, мониторинг развития, который позволяет оценить результативность проводимой работы и сделать проделать необходимую коррекцию.

Более подробно следует остановиться на первом этапе – диагностическом. Результаты диагностики социализации и адаптации и их влияние на воспитательный и учебный процессы в училище.

Понятие «социализация» в социальной психологии было введено в 40-е годы ХХ в. Психологом Альбертом Бандурой.

В современном понимании социализация имеет несколько значений, т.к. это понятие междисциплинарное. Используется в социологии, психологии, педагогике, философии.

Социализация – это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Существует несколько классификаций стадий социализации.

Первая классификация выделяет следующие стадии:

Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни;

Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличие от первичной социализации.

Вторая классификация выделяет несколько иные стадии:

Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.

Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации

Интеграция – желание найти свое место в обществе.

Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.

Послетрудовая – передача социального опыта новым поколениям.

Сегодня социализация определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду, но иногда он не может полностью адаптироваться в социальной среде, таким образом знания остаются «Мертвым капиталом». Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения.

Следует сопоставить дав процесса: процесс социализации и воспитания.

Воспитание

Социализация

Воспитание – это целенаправленный процесс

Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них

Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования.

Социализация – процесс непрерывный

Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания

Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни

Социализация – не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду.

Адаптация представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако, изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям.

Интеграция, как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции все же проявляются.

Важную роль в процессе социализации играет создание ситуации успешности. Прежде всего следует развивать поисковую активность, которая проявляется в:

· познавательной творческой активности;

· самостоятельном поиске источника информации;

· готовности к принятию решения в ситуации выбора.

В условиях ПУ№17 формирование ситуации успеха осуществляется следующими мерами:

· самоуправление училища;

· участие в различных программах;

· сотрудничество с учреждениями социума;

· кружковая работа;

· стенгазета;

· работа с родительской общественностью.

Заключение

В настоящее время практической психологии профессионального образования России необходимо инновационное и опережающее развитие, обусловленное происходящими изменениями в системе среднего профессионального образования, связанными со стратегией достижения его иного качества. Предметом изменений становится:

Образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;
- требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
- процессы интеграции учреждений профессионального образования;
- внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
-система оценки качества образования.

Помимо перечисленных, важным представляется учет изменений, связанных с молодежными субкультурами, поликультурными аспектами в образовании, демографическими процессами.

В связи с этим, деятельность психологов предполагает решение задач психологического сопровождения и помощи:

Студентам в подготовке к овладению субъектно-личностными, интеллектуальными, социально-коммуникативными профессиональными компетенциями;
- педагогическим работникам в освоении технологий развития общих (личностных) компетенций обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности, проведении мониторинга уровня развития компетенций.

Психологу приходится, не теряя свой специфический предмет (психику, субъективность человека), учитывать специфику работы (в колледже), исследовать и включаться в образовательную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность педагогических работников и инициировать создание психолого-педагогических условий для развития и профессионального становления обучающихся. То есть он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника учебно-воспитательного процесса и становится реальным членом педагогического коллектива.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.: Академия, 1994.

2. Безулева Г.В. Проектирование моделей психологических служб в учреждениях профессионального образования. Методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008.

3. Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2008.

4. Безулева Г.В., Шаронин Ю.В. Положение о службе психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса НПО. – М.:ИОО, 1998.

5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в ОУ. - М., 1997.

6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентная модель от идеи к образовательной программе // Педагогика.М., 2003 №10.

7. Бондарев В.П. Выбор профессии. М: Педагогика 1989.

8. Борисова Е. М, Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание 1991

9. Ботякова Л.В., Голомшток А.Е. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. М.: Просвещение 1996

10. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. Пособие / И.В. вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.В. Гриншпуна. – 3-е изд.,стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2007.

11. Глинкина О.В. Адаптация первокурсника // Проф. образование, 2002. №9.

12. Грищенко Н.А., Головей Л. А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. - Л., 1988

13. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учеб. пособие. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.

14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.

15. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. - М., 1988

16. Концепция модернизации российского образования до 2010-М., 2002

17. Лезова Л.В. Тренинг как метод активизации профессионального самоопределения студентов // Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых социально-экономических условиях. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2001.

18. Овчарова Р.В. Практическая психология в образовании. – М., Академия, 2003.

19. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Понятие «социализация» в социальной психологии было введено в 40-е годы ХХ в. Психологом Альбертом Бандурой. В современном понимании социализация имеет несколько значений, т.к. это понятие междисциплинарное. Используется в социологии, психологии, педагогике, философии.

Определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду, но иногда он не может полностью адаптироваться в социальной среде, таким образом знания остаются «Мертвым капиталом» Социализация сегодня

В самом общем виде: социализация – это влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает ЗУНы, необходимые для жизни среди людей. Понятие «социализация»

ОБЩЕСТВО ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НОРМЫ ЦЕННОСТИ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЗУНы

1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни. 2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации Стадии социализации

1. Первичная (стадия адаптации) – от рождения до 12-13 лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым. 2. Индивидуализации – от 12-13 лет до 22. Характерно желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения. Стадии социализации

3 . Интеграции – желание найти свое место в обществе. 4. Трудовая – период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду. 5. Послетрудовая – передача социального опыта новым поколениям. Стадии социализации

Группа №1(0,9)

Группа №2 (0,8)

Группа №3 (1)

Группа №4 (1,4)

Группа №5 (1)

Группа №6 (1)

Группа №7 (0,8)

Группа №8 (1)

Группа №9 (0,9)

Группа №10 (1,2)

Группа №11 (1)

Группа №12 (0,9)

Группа №13 (1)

Группа №14 (1)

Группа №15

Группа №16 (0,8)

Группа №19 (0,8)

Протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга. Направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

по своей сущности РАЗЛИЧНЫ ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Сравнение процессов Воспитание Социализация Воспитание – это целенаправленный процесс Социализация – процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться»от них ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Сравнение процессов Воспитание С оциализация Воспитание – дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, школе, творческом коллективе дополнительного образования. Социализация – процесс непрерывный ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Сравнение процессов Воспитания Социализаци и Воспитание – осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания Социализация – осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жи зни ПРОЦЕССЫ воспитания и социализации

Адаптация 1 курса

Адаптация 1 курса Группа №1 Группа №7

Адаптация 1 курса (коррекция)

Социализация как адаптация к определенным социальным условиям Социализация – не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду. Два понятия «социализации»

Представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако, изменения в среде, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации

Как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельны решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции все же проявляются. Интеграция

Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Что именно надо развивать? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой? Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы? Цель воспитания:

Прежде всего развивать поисковую активность, которая проявляется в: познавательной творческой активности самостоятельном поиске источника информации готовности к принятию решения в ситуации выбора Создание «ситуации успешности»

самоуправление училища участие в различных программах сотрудничество с учреждениями социума Кружковая работа Стенгазета Работа с родительской общественностью Успешная социализация в училище:

Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и много понять. Дж. Бруно


Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

Полноценное развитие ученика на всех ступенях жизни складывается из двух составляющих:

· реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;

· реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;

2. Создание атмосферы безопасности и доверия в системе педагог – ребенок – родитель;

3. Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение:

1. Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем:

§ умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).

2. Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от сверстников:

§ особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности);

§ мотивация.

3. Индивидуальные особенности личности, составляющих внутреннюю физиологическую и психологическую основу:

§ тип темперамента;

§ ведущая модальность.

С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна, прежде всего, рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов , классный руководитель , педагоги-предметники, родители ребенка, так как сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного, педагог-психолог решает три основные задачи:

1.Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям , испытывающим трудности психологического развития . Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов последовательно и детально разрабатывается в настоящее время в работах, Г. Бардиер и др. в трех основных плоскостях:

ценностно-смысловые основания метода сопровождения;

организационные модели сопровождающей деятельности;

указывает ценности, на которые опирается метод сопровождения.

Во-первых, это ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, сопровождающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика.

Во-вторых, это ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути развития ребёнка, имеющем право на существование и самореализацию.

В-третьих, это ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути. Задача взрослых – сформировать способность и готовность воспитанника как к осознанию своих возможностей и потребностей, так и к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями.

Профессиональная и личностная позиция педагога-психолога, отражающая ценностно-смысловую основу сопровождающей деятельности, реализуется в следующих принципах:

приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;

опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности;

ориентация на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми, самим собой и самостоятельно преодолевать трудности;

безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства ребёнка.

Для современных систем психолого-педагогического сопровождения характерны следующие организационные принципы, также составляющие его методологическую базу:

комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

информационное и диагностическое обеспечение процесса сопровождения;

необходимость социально-педагогического и психологического проектирования в сопровождающей деятельности;

рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату психолого-педагогического сопровождения;

ориентация на работу в современном правовом поле.

Что касается организационных моделей сопровождения, то отмечает, что можно выделить три основных вида сопровождения:

предупреждение возникновения проблемы;

обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;

экстренная помощь в кризисной ситуации.

Кроме того, называет еще два вида сопровождения:

индивидуально-ориентированное;

системно-ориентированное.

Последнее предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы детей.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного, педагог-психолог решает три основные задачи.

Первая. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

Вторая. Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

Третья. Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

В организационной модели сопровождения, которой придерживаемся и мы, в качестве "базисных элементов" выделяются: социально-психологический статус – характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной и развивающей работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод "сборки" целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.

Данная модель достаточно универсальна и может быть использована на любом этапе школьного обучения. Именно от нее мы отталкивались, когда предлагали алгоритм (процессуальные шаги) и схематично описывали содержание программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе в 1-ой части методического пособия "Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации".

Однако следует заметить, что содержание и последовательность действий педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей к школе существенно зависят от той конкретной школьной среды, в которой осуществляется обучение и развитие личности ребенка. Обычная массовая школа – одни возможности, одни ориентиры в работе. Маленькая, уютная школа – другие. Большое значение имеют образовательные технологии, используемые в школе, общие педагогические принципы, применяемые учителями. Вариативность программ сопровождения задают и характеристики социума, в частности, условия семейного воспитания, установки и ценностные ориентации родителей. Наконец, концептуальная база и профессиональные возможности самого педагога-психолога – еще одно основание для вариативности программ сопровождения.

В то же время закономерности возрастного развития детей в этот период задают и некие общие ориентиры психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

Существует много подходов к толкованию понятия «психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое сопровождение - это определенная система деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Джумадилова А.К.

Скабекова К.И.

Касымова Л.Е.

Жамбылский гуманитарный колледж им. Абая

г.Тараз, Республика Казахстан

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило).

Существует много подходов к толкованию понятия «психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое сопровождение – это определенная система деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации. При этом Казакова Е. делает акцент на сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Пахальян В.Э. уделяет внимание позитивному развитию отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическому и психическому развитию ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития. Битянова М.Р. считает, что сопровождение – это ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы и, наконец, организационная модель деятельности психолога.

Дубровина И.В. и Яничева Т. главным результатом сопровождения видят создание оптимальных условий для развития детей, причем Дубровина И.В. главный акцент ставит на психологическое здоровье детей. Овчарова Р.В. уделяет внимание психическому здоровью и полноценному развитию личности ребенка. Семаго М.М. и Семаго М.Я. выделяют понятие взаимоадаптации образовательной среды и ребенка как единого процесса. Шипицына Л.М. выделяет фактор создания условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. считают особо важным своевременное выявление трудностей и обеспечение позитивных изменений в психическом развитии ребенка.

Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, генеративного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

На наш взгляд, психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.

Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности психолога. Модель определяется не столько квалификацией психолога, сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации - с другой.

Битянова М.Р. выделяет три основных идеи, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве педагогическим процессом. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение педагогического процесса.

Идея вторая: смысл деятельности психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения и воспитания. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка. Нам более близка эта идея модели психологического сопровождения, которую мы представляем в виде данной схемы.

Модель психологического сопровождения педагогического процесса

Изучение педагогического процесса


Изучение

Анализ предметно-развивающей среды

Анализ и оценка программного материала, методов и предметов работы с детьми

Изучение моделей педагогического взаимодействия педагогов с детьми

Изучение социально-эмоционального и когнитивного развития детей


Промежуточный и итоговый анализ результатов изучения педагогического процесса


Соорганизация деятельности со старшим воспитателем, ПМКк текущее и перспективное планирование работы по психологическому сопровождению педагогического процесса


Направления работы с участниками педагогического процесса


Работа с педагогами: психологическое просвещение и обучение практическим умениям

Работа с детьми: психологическая профилактика, развитие и коррекция

Работа с родителями: психологическое просвещение и обучение практическим умениям


Корректировка действий в зависимости от хода работы с участниками педагогического процесса


При данном варианте организации работы педагога-психолога целью является комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников педагогического процесса.

Задачами деятельности психолога становятся: создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей детей, оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии, повышение психологической компетентности всех участников педагогического процесса, участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Литература

    Жан Пиаже: теория. Эксперименты, дискуссия/под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской.-М.,2001

    Захарова А.В. Психологическая формирования самооценки / А.В.Захарова. -Минск, 1993

    Орлов С.Б. Методы современной возрастной и педагогический психологии. М.,1982.

Целью психолога образовательного учреждения является создание психологических условий для того, чтобы дети, учителя, родители, т.е. все субъекты учебно-воспитательного процесса чувствовали себя эффективно и комфортно в стенах школы. Эту цель психолог должен пытаться достигнуть с помощью всех известных ему средств.

Одним из универсальных, действенных средств работы психолога (помимо диагностики и консультирования) является организация диалога между людьми, находящимися в одном социальном пространстве, но обладающими различными точками зрения. Это различие, с одной стороны, обусловлено особенностями деятельности и ролью каждого участника взаимодействия, а с другой - его человеческими качествами. Так, основная функция учителя - организаторская, поэтому на ребенка он смотрит как на часть общей классной системы, на часть, которая может либо мешать, либо помогать классу в целом эффективно функционировать. Понятно, что в этом случае учитель меньше ориентируется на ребенка как отдельно взятую личность. Основная функция родителя, наоборот, заключается в том, чтобы понять и принять своего ребенка как отдельного человека, обладающего персональной самоценностью и никак не связанного с другими людьми. И тот и другой взгляд по природе своей однобоки и обусловлены спецификой ролей, которые играют люди. Эти взгляды - как сегменты круга: каждый в отдельности неполон, но, дополняя друг друга, они создают единое пространство, единое гармоничное поле. В случае взаимодействия педагога и родителя эти разные взгляды могут стать либо ареной боевых действий, на которой разыгрываются шекспировские страсти, либо почвой, которая обогащает каждого участника взаимодействия. Психолог и может стать человеком, который помогает сделать плодотворным диалог учителя и родителя, стыкуя их взгляды, помогая найти точки соприкосновения в двух разных позициях.

Для того чтобы определить точки соприкосновения, первое, что должен сделать психолог, - это составить представление о личностях учителя и родителя, определить для себя то пространство, на котором соприкосновение двух различных психологических реальностей может произойти. Психолог может говорить о том, почему это пространство выбрано для организации диалога, почему именно эти качества и потребности родителя и учителя становятся максимально значимыми в данном проблемном поле. Для обоснования своей позиции он может озвучить данные диагностических исследований, а может и не озвучивать: главное, чтобы психолог помог двум разным людям создать свой общий разносторонний взгляд на любую ситуацию - проблемную или просто деловую. В том случае, если такой общий взгляд выработан, цель психологической работы достигнута.

У самого школьного психолога, как у каждого участника учебно-воспитательного процесса, тоже существует своя точка зрения на других людей, обусловленная его профессиональной позицией и личностными особенностями. У него есть свой угол зрения на человека, своя профессиональная позиция, в которой самым важным вопросом является вопрос «что?»: что происходит с человеком, что хорошо и что плохо внутри личности, что является личностным ресурсом, а что ограничением, что нужно изменить, чтобы личности стало комфортно, что нужно сделать, чтобы она (личность) смогла эффективно функционировать... Для педагога главный вопрос - это «как?»: как сделать так, чтобы класс эффективно работал, как организовать процесс обсуждения, как эффективно подготовить домашнее задание... На пересечении этих взглядов и рождается истина: с одной стороны, школьная система становится управляемой, сбалансированной и стабильной, а с другой - свободной, активной и творческой; каждый член педагогического и детского коллектива обретает, с одной стороны, понимание себя, с другой - понимание и принятие других.

В том случае, когда психолог хочет создать полноценное, насыщенное психологическое пространство, эффективное и гармоничное для каждого члена взрослого и детского коллектива, он должен встраивать свой ограниченный сегментарный взгляд в поле общего круга, но никак не настаивать, чтобы другие люди приняли взгляд психолога как единственно верное руководство к действию.

Если инструментами психологической диагностики являются тесты, проективные методики, опросники и анкеты, то единственным инструментом психологического воздействия является личность психолога. Психолог образовательного учреждения, как и любого другого, является живым инструментом, и работать ему приходится своим внутренним миром, своими эмоциями, чувствами, переживаниями, сознанием. От того, насколько отточен, лаконичен, гармоничен и эффективен этот инструмент, и зависит результативность работы психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в системе непрерывного образования

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитииребенка.

Общие цели непрерывного образования детей школьного возраста могут быть сформулированы как:

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

    личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

    предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

    ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

    создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

    формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

    сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

На рубежных эта­пах возрастного развития, которые соотносятся со ступенями обучения в системе непрерывного образования и воспитания, растущий чело­век достигает своей вершины, своей общей зрелости как готовности к переходу на новую, более высокую ступень образования и развития.

В последнее десятилетие в системе образования складывается особая культура поддержки и помощи учащемуся в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение выступает реальным воплощением гуманной педагогики, личностно ориентированного образования, проявлением инновационных процессов, обеспечивающих внесение новых тенденций в деятельность образовательных учреждений. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание помощи ребёнку, его семье, педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта образовательного процесса за выбор решения актуальной проблемы. Это отвечает новой парадигме образования – развитию субъектности и индивидуальности ребёнка. Процесс психолого-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации ребёнка: семью, школу, учреждения дополнительного образования детей. Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения деятельности учащегося в учреждении дополнительного образования детей обусловлена реализацией идей предпрофильной подготовки, направленной на профессиональное самоопределение личности воспитанника исходя из её интересов, способностей, склонностей и потребностей.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.

Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:

    реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;

    реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    Оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях;

    Создание атмосферы безопасности и доверия в системе учитель – ребенок – родитель;

    Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение:

    Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем:

    интеллектуальное развитие ребенка (уровень обучаемости, интеллектуальное развитие, креативность мышления;

    умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).

    Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от сверстников:

      особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности);

      мотивация.

    Индивидуальные особенности личности, составляющих внутреннюю физиологическую и психологическую основу:

      тип темперамента;

      ведущая модальность.

С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна, прежде всего, рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов, классный руководитель, педагоги-предметники, родители ребенка, так как сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М.Р.Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи:

1.Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития . Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:

Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели школьной психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае - психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения школьником этих трех задач - образования, социализации и психологического развития - постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать? «Корректировать» ребенка, подгоняя его под заданные требования или изменять что-то в условиях обучения? Однозначно, приоритет должен быть отдан ребенку, его актуальным и потенциальным возможностям. И задачей психолого-педагогического сопровождения будет создание условий для максимально успешного обучения данного, конкретного школьника.

Но, с другой стороны, гибкость и приспосабливаемость образовательной среды не может быть бесконечной. Для того, чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые требования к ребенку и в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей психолога будет приспособление ребенка к ним.

То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.

Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких конфликтов. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учетом приоритета внутреннего мира ребенка и значения некоторой необходимой и достаточной системы, предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие ребенка, находят наилучшее сочетание приспособления школьной среды к нему и его к школьной среде.

Психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. По крайней мере, постулируется преимущество таких скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь ребенка, его внутришкольные и внутрисемейные отношения. Это особым образом задает роль педагога в психологической практике. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и основным ее реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.

Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность психологической службы гимназии, как важнейшая составляющая образовательного процесса.

Утверждение идеи сопровождения в качестве основы школьной психологической практики, постулирование её объекта и предмета в описанной выше форме, имеет ряд важнейших следствий, на которые и опирается вся модель школьной психологической работы. Следствия эти касаются целей, задач и направлений этой деятельности, принципов ее организации, содержания работы, профессиональной позиции психолога в отношениях с различными участниками учебно-воспитательного процесса, а также подходов к оценке эффективности его деятельности. В этой связи важно выделить следующие концептуальные следствия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса гимназии:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

Основа психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание социально - психологических условий в макросреде каждого ребёнка для успешного развития и обучения с учётом его личностных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих такое развитие, является главной целью деятельности психологической непрерывного образования.

Таким образом, психолого-педагогическому сопровождению деятельности педагога непрерывного образования, системно организованное совместное движение субъектов сопровождения, направленное на создание оптимальных условий повышения качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования.

Педагогическое сопровождение деятельности педагога непрерывного образования, способствующее повышению качества и эффективности деятельности педагога непрерывного образования сопровождается согласованностью взаимодействия субъектов сопровождения (педагогов дополнительного образования, администраторов, методистов, психологов, старших педагогов дополнительного образования – наставников, обучающихся и их родителей); ценностно-мотивационное отношение педагога к деятельности в учреждении дополнительного образования детей, способствующего выработке самостоятельной профессиональной позиции; учет уровня базового и дополнительного образования педагогов; учет психовозрастных особенностей субъектов взаимодействия; профессионально-личностная рефлексия, своевременное и адекватное реагирование на изменения социального заказа.

Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога непрерывного образования и реализации может быть использована при организации образовательного процесса в учреждениях образования детей.

Модульный алгоритм создания формы системы психологической поддержки включает в себя:

(1) прогнозирование востребованности психолого-педагогического сопровождения личности в образовательном процессе непрерывного образования;

(2) формирование банка данных по результатам медико-компенсаторной, корректировочной диагностики с учетом развития инклюзивного образования;

(3) участие специалистов в работе с педагогическими коллективами по социальной адаптации с целью практической реализации идеи инклюзивного образования;

(4) внедрение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, включающей психолого-педагогическое просвещение, диагностику, обучение, адаптацию;

(5) организация системы мониторинга психического здоровья личности;

(6) внедрение в образовательный процесс координационно-методических разработок по вопросам методического обеспечения процесса освоения основных, дополнительных образовательных программ, программ самообразования;

(7) применение психологических и психофизиологических методов сопровождения личности в образовательном процессе непрерывного образования. Его функция направлена на: психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях, имеющих возможность оказывать расширенный спектр психологических и медицинских услуг для обучающихся, в том числе с ослабленным здоровьем.

Сопровождение ребёнка по его жизненному пути - это движение вместе

с ним, рядом с ним иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при

этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребёнок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь

error: Content is protected !!