Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон?

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Особенности законодательства

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса

Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

Как все организовать на деле?

Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса

Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

Начинать нужно с детского сада

Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями - не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития - не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:

  • своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
  • выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
  • определение оптимального педагогического маршрута;
  • оказание индивидуально-ориентированной помощи;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
  • оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
  • консультативную помощь родителям.

Этапы диагностики ребенка

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

  1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
  2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
  3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Какие имеются цели?

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач. Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

Инклюзив в мире и в России

Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов. В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.

В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. - она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.

Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

Особенности развития инклюзива в нашей стране

Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.

В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.

В чем преимущества?

Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:

  • детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
  • в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
  • организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.

Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.

Быть или не быть?

Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.

Все люди разные, у каждого есть право отличаться от других, быть не таким, как все. Современное общество должно быть готово к этому. Одним из самых ярких социальных нововведений является инклюзивное образование, позволяющее детям-инвалидам учиться в обычных классах наравне со всеми. Сегодня образование не только приобрело вид свободного блага, но и стало подстраиваться под определённые категории людей.

Юридическая сторона

Школы инклюзивного типа в какой-то степени деформируют роль учителя, раскрывая её с другой стороны. Педагог вынужден вступать в более близкие взаимодействия с ребёнком-инвалидом в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе.

Учителя, уже имеющие опыт работы с детьми-инвалидами в классе, выработали некоторые правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»,

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.)

Совместность главный принцип инклюзии. В замкнутом пространстве взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Хотя в массовых школах уже довольно часто можно встретить детей с ограниченными возможностями и инвалидов, это явление всё ещё остаётся тем, в ответ на что может возникнуть агрессия. Негативные эмоции могут исходить как от членов класса и учителей, так и от родителей остальных учеников. Проблема совместности и терпимости требует особого внимания, так как она не решается дополнительными вложениями средств правительства – это что-то другое, человеческое. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует от них внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.

«Совместность – главный принцип инклюзии»

Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования , которые детально характеризуют особенности этого феномена:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Кажется, что эти пункты вполне очевидны и просты, они будут импонировать любому педагогу. Однако на практике сложно обеспечить их совместную реализацию. Стоит сделать акцент на роли учителя в организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно и успешно усваивал учебный материал независимо от его личностных особенностей. Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо. Класс – то место, где дети могут раскрыться, попробовать себя в разных ролях, проявить свои таланты.

Адаптированные образовательные программы

Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «ИУП» (индивидуальный учебный план), «адаптированная программа». Согласно статье 79 Федерального Закона РФ об образовании, условия организации обучения детей с ограниченными возможностями должны определяться специально разработанной адаптивной программой, подстроенной под особенности каждого ребёнка. Особенность такой программы в том, что она не вынуждает ребенка следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, она лишь предполагает индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками ему помогают специальными методами. Адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое в России, тем не менее, в российских образовательных учреждениях уже можно наблюдать тенденцию индивидуализации подходов к обучающимся.

Инклюзивное образование – новая тенденция, только развивающаяся и распространяющаяся в обществе. Как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

«Очень важно уметь создать внутри класса тёплую доверительную обстановку, чтобы никто не чувствовал себя ущемлённо»

Преимущества инклюзивного образования

1. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.

«Первая цель внедрения такого образования - ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование », - говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг .

2. Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.

3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?

Успешное самоопределение очень важно для формирующейся личности: в процессе она осознаёт, что человека нужно воспринимать таким, какой он есть, что все люди разные. Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека.

«.. здорово, когда в классе учится «особый» ребёнок. Это невероятно полезно и важно для обычных детей, они учатся милосердию, вниманию к каждому человеку. Общество, в котором инвалиды не отделены с детства, растет гораздо более гуманным и благородным », - утверждает Игорь Шпицберг .

«Ребёнок начинает понимать, что внешние физические недостатки не определяют сути человека»

Отрицательные черты инклюзивного образования

1.Первые два плюса могут обернуться психологической травмой, если ребёнок не будет способен адекватно существовать в создавшихся обстоятельствах.

Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать инвалида, обзывать его, выражать признаки агрессии. Избежать этого можно. Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель, важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами.

«Дети в силу своей юности и отсутствия опыта могут быть жестокими, но это все во власти учителей, которые их воспитывают. Если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для инвалидов тоже есть место в мире », - говорит психотерапевт Ирина Логинова .

2. Третий плюс также может быть обращен в минус. «Обычные» дети могут страдать от присутствия в классе инвалидов. У педагога появляется вдвое больше бумажной работы, за которую он не получает вознаграждение, вследствие чего его мотивация к работе не увеличивается. Учителя необходимо дополнительно подготавливать к работе с инклюзивными классами для того, чтобы он мог качественно работать в новых условиях.

«Особые» дети будут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Будет снижаться качество образования для обычных детей », - убеждена педагог, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребёнку Татьяна Шишова .

Аргумент вполне весомый, однако негативные последствия обратимы.

«Я знаю школы, которые много лет используют инклюзивные подходы, и никаких проблем с качеством обучения детей нет. Специально разработаны федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей. Для этого мы проводим масштабные обучающие мероприятия для педагогов, заранее апробируем стандарты. Это позволяет выявить наряду с положительными моментами и те трудности, которые возникают у педагогов, детей, родителей », - утверждает замминистра образования Каганов В.Ш.

3. Не все школы имеют возможность финансово создать необходимые условия для инвалидов. Государство выделяет недостаточно средств для создания безбарьерной среды, то есть школы, в которой ребёнок с ограниченными возможностями будет чувствовать себя комфортно.

«Мы обеспокоены тем, что только 20% школ имеют фрагменты безбарьерной среды », — говорит заведующая сектором специального образования Министерства образования Ставропольского края Наталья Тимошенко .

«Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель: важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с инвалидами»

Инклюзия на практике

Мотивация сторонников и противников обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах понятна. Интерес представляет, какое отражение она находит в реальности и как в российских школах реализуется концепция инклюзивного образования.

Споры о том, насколько эффективно совместное обучение здоровых детей и детей, имеющих трудности в обучении, не утихают. Как помочь ребенку-инвалиду избежать конфликтов в детском коллективе и справиться со школьной программой, как сделать так, чтобы он не переутомился на занятиях и не утратил веру в себя. Эти вопросы мы адресуем директору московской инклюзивной школы № 1429 Любови Олтаржевской.

Любовь Евгеньевна, вашей школе эксперимент по инклюзивному образованию идет уже шестой год. Как удается ввести ребенка в новую для него среду? Какие проблемы при этом возникают?

Сегодня в нашей школе девятнадцать детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть дети с ДЦП, расстройствами аутистического характера, эпилепсией, с серьезными нарушениями зрения. У большинства сохранен интеллект. В этом году в первый класс мы приняли мальчика-колясочника с тяжелой формой ДЦП и девочку с синдромом Дауна.

В каждом инклюзивном классе введена ставка тьютора-воспитателя. Он находится рядом с ребенком в течение всего учебного дня. Ребенку не нужно в одиночку преодолевать психологические и физические барьеры. В этом залог успеха.

Если у ребенка возникают трудности с усвоением материала, преподаватель дает ему индивидуальные задания. Тьютор сидит с ребенком за одной партой. Он не вмешивается в работу, только деликатно направляет, если это нужно. Главное задача тьютора – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников. Воспитатель координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. Кроме того, он помогает выстраивать отношения ребенка с другими детьми.

Конечно, немаловажно, что наша школа находится в новом здании, в котором есть пандусы, туалеты для инвалидов, специальный лифт, опознавательные цветовые символы для слабовидящих, зона релаксации, кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, зал ЛФК.

Для детей с трудностями в обучении не предусмотрены сокращенные уроки?

Конечно, не каждый наш ученик может выдержать сорокапятиминутный урок. Для того чтобы контролировать ситуацию как раз и нужен тьютор. Если ребенок ушел мыслями с урока, он пытается вернуть его в школьную ситуацию, помочь сконцентрироваться. Мы используем в обучении элементы программы коррекционных школ. Если ребенок устал, можно переключить его внимание на какое-то время – пойти в зал физкультуры, зимний сад.

Сегодня меняется парадигма образования. Если раньше мы говорили о знаниях, то сейчас говорим о компетенциях в ключевых областях, которые позволяют человеку успешно социализироваться. В связи с этим наша главная задача – помощь в социализации особого ребенка.

Как происходит оценка знаний?

Сегодня все ребята справляются с программой. Кто-то лучше, кто-то с проблемами, но их успеваемость позволяет переходить из класса в класс. В будущем году нас ожидает серьезное испытание. Старшие дети перейдут в шестой класс, начнутся сложные предметы – география, физика, химия, биология.

Мы государственное образовательное учреждение, предоставляем образовательную услугу и в итоге должны выдать документ, который свидетельствует о том, что ребенок освоил программу. В то же время для нас очевидно, что часть детей программу не освоят. Непонятно, какой документ об образовании следует им выдавать.

И в Москве принят закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это стратегический, прорывной документ, но ему не хватает конкретики. Если под него не будут приняты подзаконные акты, он не будет работать.

Надеемся, что к моменту выхода детей из школы эта проблема будет решена. Не так давно у нас были гости из Англии, где действует 100-балльная система оценки знаний. Думаю, она могла бы решить нашу проблему оценки знаний. Все дети получают единый документ, но у кого-то по математике 80-100 баллов, которые позволяют ему продолжить образование в университете, а у кого-то 7-10 баллов. Это говорит о том, что ребенок получил социальные навыки в процессе обучения – научился считать, может расплачиваться в магазине, знает время.

За время проведения эксперимента педагоги убедились в преимуществе инклюзивного образования?

Безусловно. Приведу примеры. Мальчик, страдающий аутизмом, пришел к нам в прошлом году в первый класс. На первых порах он не контактировал со сверстниками, очень сложно было привлечь его внимание.

Недавно у нас побывали специалисты из городской службы. Они были крайне удивлены результатам, который этот ребенок показал за год обучения в инклюзивном коллективе. Он здоровается, улыбается, отвечает на вопросы, усваивает школьную программу.

В нашей школе нет ребят, которые не занимаются физкультурой. Те, у кого есть ограничения по здоровью, занимаются в отдельной группе. Но малыши настаивают на том, чтобы заниматься вместе со здоровыми сверстниками. Один первоклассник из спецгруппы по физкультуре подошел к преподавателю и спросил: «Игорь Анатольевич, почему вы лишаете меня общения?». Мы пришли к такому решению этого вопроса – первые двадцать минут дети занимаются лечебной физкультурой, а потом вместе со всем классом играют.

Когда принималось решение о начале эксперимента, не возникало возражений со стороны родителей здоровых детей?

В нашей школе традиционно обучались все дети: конкурсного отбора никогда не было, существовали классы коррекционного обучения. Мы восприняли вхождение в эксперимент как помощь в уже ведущейся работе. Наши педагоги прошли подготовку в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской», который стоял у истоков проекта «СТРИЖИ» (стремление к инклюзивной жизни). Включение в проект позволило ввести дополнительные ставки специалистов службы сопровождения, улучшить материальную базу школы. Наши специалисты побывали на стажировках в Белоруссии, Армении, где есть большой опыт инклюзивного образования. Эта работа могла не получиться, если бы у нас не было поддержки со стороны окружного управления образования и городского департамента образования.

Многие родители, услышав о том, что мы работаем по программе «СТРИЖИ», приводят своих здоровых детей к нам в первый класс. По их мнению, в обстановке инклюзивной школы их дети будут более милосердными, добрыми к окружающим. Для родителей это важный критерий.

– уникальный педагог, доктор философских наук, создатель и директор Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге (Германия). Более 40 лет она работает в качестве психолога и специального педагога с детьми, имеющими серьезные нарушения развития (синдром Дауна, аутизм, СДВГ и др.), разработав на собственном опыте ряд методик обучения таких учеников чтению, математике и другим предметам. В конце года Кристель Манске приехала в Россию, чтобы представить свою книгу «Каждый ребенок – особенный» . Перед презентацией в интервью «Правмиру» она рассказала о своей методике работы с особыми детьми, а также ее основе – трудах Льва Выготского и Алексея Леонтьева.

– Сегодня в России только начинается путь по внедрению , и, конечно, препятствий будет много. Ожидается и негативная реакция родителей, и неумение обычных учеников принимать особых детей, и ошибки педагогов, недостаточно обученных, а главное – пока мы будем проходить этот путь, те самые дети, для которых устроена инклюзия, будут страдать. Как же быть, если пока в реальной жизни инклюзия – не лозунг, а стресс для всех?

– В первую очередь нужно задаться вопросом, каким образом в педагогике добиться от инклюзии оптимизма. Причем этот оптимизм должен иметь под собой научную основу, так как пока инклюзия несет в себе только моральную основу.

У нас нет специальных программ для преподавателей, которые могли бы с новыми знаниями включиться в процесс , – материалов, методических книг для преподавателей и так далее. Пока всё, что у нас есть – это желание.

Четыре ступени психического развития

Итак, прежде всего, рассмотрим, какая основа нужна для того, чтобы сделать инклюзию возможной. Мы исходим из того, что в одном классе находятся дети примерно одного возраста, но на разных ступенях психологического развития. Наша цель – чтобы каждый ребенок, вне зависимости от того, на какой психологической ступени развития он находится, смог участвовать в уроке и делать то, что он может.

Теоретическим концептом для работы с детьми является теория становления функциональных систем мозга. В ее основе лежит теория Льва Выготского об этапах психического развития от младенца до подростка. Выготский говорит, что человек является единством чувства, восприятия, мышления и воспоминания. Именно эти четыре ступени психического развития должны учитываться при ведении инклюзивного занятия.

У младенца доминантным является чувство. Когда он реагирует на мир, выражая удовольствие или неудовольствие.

У маленького ребенка доминантным является восприятие. Алексей Леонтьев называет это «единым функциональным органом». Если маленький ребенок играет, например, с каким-то определенным предметом, то этот предмет как функциональный целостный орган встраивается в систему только при том условии, если действия органов чувств ребенка, с помощью которых он познает этот предмет – пробует на вкус, нюхает, слушает звук предмета – сопровождаются речью. Тогда функциональная система замыкается. Ребенок должен потрогать чашку, попробовать ее на вкус, и обязательно назвать ее, сказать, что это чашка.

Для дошкольника доминантным является мышление. Очень важно, чтобы дошкольник представил себе эту чашку в уме как внутренний образ.

И затем ребенок покидает поле мыслительного восприятия – он уже не должен смотреть на чашку, он должен действовать в уме. Доминантой становится воспоминание, в нашем случае о чашке. И на этой ступени ребенок начинает пользоваться знаками, абстракцией. Петр Гальперин называет это внутренним психическим действием.

Применение четырех ступеней в инклюзивном образовании

Инклюзивное занятие должно проходить по всем этим четырем ступеням. Например, мы начинаем занятие в классе, где есть ребенок, который находится на уровне младенческого восприятия, учится показывать, хочет он что-либо или нет. Выготский говорит, что это ступень чувствования органами чувств. Тот орган, которым ребенок познает в этом возрасте мир – это язык: как на вкус это яблоко, сладкое ли оно? Если сладкое, ребенок радуется, если кислое, может заплакать. Мы даем ребенку такой предмет, который либо вызывает у него желание взаимодействовать с этим предметом, либо вызывает отторжение. И все остальные дети в классе также повторяют действие с яблоком.

Для каждого ребенка на любой стадии психического развития важно уметь показывать, что он хочет, что ему нравится.

Это потребность, которая очень глубоко заложена в нас, ядро внутри нас. Некоторые дети разучиваются демонстрировать эту потребность, и очень важно не допустить этого. Поэтому эта первая ступень обязательна для всех детей.

Затем мы переводим ребенка на следующую ступень. Если ребенку понравилось яблоко, если оно вкусное, мы говорим: «Тебе оно понравилось, оставь его себе. Почувствуй, понюхай и попробуй». Яблоко по-немецки apfel, и если ребенок не может повторить это слово, мы учим его обозначать яблоко при помощи буквы «А». Звук «а» становится словом для ребенка.

Далее у нас начинается ролевая игра, дети играют во врача. Все дети знают, что когда они приходят к врачу, то нужно открыть рот и сказать «а». Даже ребенок, который отстает в развитии, это знает. И звук «а» приобретает значение именно в этой ролевой игре, обозначая весь опыт похода к врачу. То есть звук «а» изучается не механически, а как слово со значением. Потому что слово – это самая маленькая смысловая единица.

Если я теперь назову умственно отсталому ребенку букву «а», он сразу начнет вспоминать всю ролевую игру. Этот ребенок, конечно, не сможет, как его одноклассники, пересказать эту историю словами, но он совершенно точно вспомнит смысл истории. Для всех детей интересно выучить буквы именно в таком смысловом контексте, а не просто в абстрактном. Как говорит Леонтьев: «Названное действие я всегда вспомню».

Теперь мы можем написать с ребенком букву «А» или дать ему деревянную букву «А» и раскрасить ее, наклеить на нее пластилин и так далее. То есть мы учим ребенка писать букву «А».

Затем мы покидаем зону зрительного и тактильного восприятия и переходим к третьей ступени. Если мы представим какое-либо действие, например, как мы задуваем свечку, то можно символизировать это действие, поднеся указательный палец ко рту и подув на него. Это будет символика для действия задувания свечи.

Так же с походом к врачу – сначала была ролевая игра, а теперь ребенок делает жест, поднося указательный палец ко рту и открывая рот, и таким образом символизирует действие похода к врачу. Даже больные дети с тяжелой умственной отсталостью могут символизировать это действие.

Следующая ступень, соответственно, когда ребенок может написать это действие, как определенный знак. То есть, даже если совсем слабенькому и умственно отсталому ребенку показать деревянную букву «А», он вспомнит и вторую ступень, где он играл в ролевую игру, и символизацию этого действия поднесением пальца ко рту, и сможет сказать букву «А».

Потом мы даем детям первый текст-комикс про поход к врачу. Сначала дети просто смотрят на картинку и описывают ее. И опять же, даже умственно отсталый ребенок узнает на этой картинке, о чем идет речь. И если таким образом составлена целая азбука, то дети учатся читать по ней сначала по слогам, а потом уже целыми словами и предложениями.

Как избежать стресса при обучении

Самая главная цель урока – чтобы ни один ребенок во время урока не потерпел неудачу. Если ребенок терпит неудачу на уроке, то на самом деле терпит неудачу инклюзия, а не ребенок. Итак, как провести урок так, чтобы в рамках него каждый ребенок смог учиться и не потерпел неудачу? Возьмем, например, инклюзивный урок по биологии в первом классе. Тема урока «Вымирающие виды птиц», на примере филина.

Первая ступень – почувствовать. Мы одолжили чучело филина из музея. Девочка Хильда слепая, но она чувствует руками перья чучела, она ищет руками, где расположены глаза, и когда она чувствует клюв, она говорит, что он твердый, как гвоздь. Тогда я отвечаю, что это орган, с помощью которого филин ест. Затем она ощупывает руками его когти. Она никогда не видела когти, не представляет, что это. Тогда она говорит, что у него твердые ногти. Про перья она говорит, что это шерсть. И я ей объясняю, что это перья.

Для всех детей интересно потрогать и посмотреть вблизи такую замечательную птицу. Во время знакомства с этим чучелом дети учат разные понятия. Например, что есть пух, есть перья, есть разные части тела и так далее.

Флоре 4 года, у нее синдром Дауна, и она находится на ступени между маленьким ребенком и дошкольником. Она осматривает филина: вот крылья, уши, желудок, и говорит: «Оказывается, у филина есть лицо, как у меня. У филина есть сердце, как у меня!»

После того, как все дети потрогали и посмотрели птицу, они переходят на вторую ступень – восприятия. Если дети еще совсем не умеют говорить, они обозначают филина жестом и говорят «У».

На следующей ступени символизации мы делаем такую сову или филина из шариков, обклеивая их разными перышками. Мы рисуем филина, используя разные техники изобразительного искусства.

Затем идет ступень абстракции. Дети, которые только начинают писать, пишут полностью слова «сова» или «филин». Другие дети пишут историю о сове. И таким образом все дети приобретают опыт знакомства с филином.

Все вместе

Для инклюзивных занятий мы сделали специальные книги с параллельными текстами. То есть у нас есть две книги, одна из которых рассчитана на уровень, когда дети умеют читать только буквы или слоги, там совсем мало текста, а вторая для детей, которые могут читать целый текст. Причем картинки в обеих книгах одинаковые, это очень важно, так как картинка порождает всё содержание текста. Единственное, чем отличаются книги – сложностью текста, но все дети получают одно и то же содержание на уроке.

И наша цель заключается в том, чтобы все дети, которые находятся на уроке, могли почувствовать, воспринять, подумать и вспомнить о предмете урока. То есть пройти все четыре ступени психического развития, о которых мы говорили, а также рассказать о предмете в процессе коммуникации.

Цель занятия заключается в совместной коммуникации преподавателей с детьми и детей внутри детского коллектива. Все дети идут по одному пути в рамках одного занятия.

– Именно это вы имеете в виду, когда пишете в своей книге «Каждый ребенок – особенный», что умственно отсталыми не рождаются, а становятся, приводя в пример слова Выготского: «В наших руках находится ответственность за то, станет ребенок умственно отсталым или нет»?

– Да, Выготский говорит, что развитие происходит по общим законам. Закон онтогенеза действует на всех детей, поэтому такой концепт подходит и для обычных детей, и для детей особенных. Становление новых психических систем подчиняется общим психическим законам для всех детей. И ребенок не сможет жить без образования новых функциональных систем.

Любой ребенок, который борется за свою жизнь, действует очень умным способом, в каждом его действии есть смысл. Особенно, если это умственно отсталый ребенок или .

– К сожалению, прежде всего по вине нашего общества, часто у родителей возникает бремя вины, они думают, что надо скрыть своего ребенка от общества. Как объяснить родителям, что ребенка не нужно прятать в четырех стенах, что для развития ребенка очень важно взаимодействовать с другими, быть в обществе?

– Все дети хотят учиться. Все дети хотят развиваться. Все дети хотят чувствовать, воспринимать, думать и вспоминать.

Мы должны им предложить такие занятия, в рамках которых всё это возможно. Даже обычные дети на обычных занятиях не всегда успешны, и многие обычные дети разочаровываются в школе.

Надо понимать, что важно не то, сумею ли я в конце обучения как выпускница школы высчитывать интегралы, а то, что я буду уметь восхищаться и интересоваться тем, что делаю. Все дети в старших классах школы проходят тему интегралов, но я уже несколько раз спрашивала у преподавателей математики, что же такое интегралы, и они не могут мне ничего объяснить. Они выучили наизусть определение, но так и не поняли, что это такое по сути. Также они учили историю, но не смогли понять, что действительно произошло в это время. Они читали какую-то книгу, но ничего не чувствовали во время чтения.

Когда я была профессором в университете, я дала своим студентам домашнее задание – прочитать отрывок из Выготского, где он пишет, что любая умственная отсталость обусловлена социальным контекстом, а не биологическим. Это сочинение в свое время настолько сильно повлияло на мою жизнь, что я примирилась со всем миром. Все мои студенты прочитали этот отрывок и написали замечательные рефераты на эту тему. Но когда я спросила: «Что же вы почувствовали, когда читали сочинение Выготского?», все тридцать студентов сказали, что они ничего не почувствовали. Тогда я встала и ушла со своей профессорской должности и больше не преподаю.

Если мы ничего не чувствуем, мы ничему не учимся. Если у нас нет внутренних образов, мы тоже ничему не научились. Гений – это не тот, кто обладает несколькими навыками, а тот, кто целостен в рамках тех четырех ступеней, о которых мы говорили. Тогда глухой уже не так сильно отличается от нормально слышащего человека. И целью инклюзивного занятия должна быть эта мысль, она должна лежать в основе.

Инклюзия задает нам очень интересный и сложный вопрос, она заставляет нас задуматься о том, как нужно построить для детей занятия должным образом. Это большой шанс для нас к изменениям. Таким образом, мы имеем возможность реабилитировать культурно-историческую школу и традицию лучшим образом. Я не вижу лучшего пути к инклюзии.

– Думая об инклюзивном образовании, родители боятся, что пребывание в классе ребенка с отклонениями снизит темп обучения обычных детей. Особенно эта проблема характерна для российских школ, в которых идет постоянная гонка за баллами, за результатом, нагнетание важности ЕГЭ.

– Когда я приглашала родителей на урок и брала умственно отсталого ребенка, работая с ним так, как считаю нужным, все убеждались в том, что ребенок может работать, что он включен в занятие. В университете я проводила семинар под названием «Плохих учеников не бывает». Я делала показательный урок, работая с ребенком, а затем студенты должны были провести, на основе своих наблюдений, такое же занятие перед всеми остальными с этим же ребенком. Для студентов это было сложно, они весь семестр готовились только к одному такому занятию. Но потом они признавались, что за одно такое занятие научились большему, чем за всё остальное время обучения.

Конечно, такие процессы не происходят сами по себе, нам нужно почувствовать их на себе, вместе с родителями и преподавателями, с профессорами в университете, только тогда могут произойти какие-то изменения.

Всегда есть учителя, которые боятся проводить уроки, тем более перед большой аудиторией, но надо пытаться. И сегодня я настроена оптимистично, так как вижу, что и родители, и преподаватели, и студенты – все хотят учиться.

Словосочетание «инклюзивное образование» в последнее время у всех на слуху. Школьник, пострадавший в аварии, возвращается в свой класс, но уже сидя в инвалидной коляске, это – инклюзия. Ребенок с синдромом Дауна идет в ближайший к дому детский сад – это тоже инклюзия. Злом или благом является инклюзия российских школьников и дошкольников? Родители здоровых детей пожмут плечами: «Нас это, слава Богу, не касается». Еще как касается! Ведь инклюзия предполагает совместное обучение всех детей – и здоровых, и с особыми образовательными потребностями.

Приключение инклюзии в России.

Ратификация конвенции ООН перевела дискуссию об инклюзивном образовании на другой уровень – споры идут не о том, нужна ли инклюзия или нет, а о конкретных методах ее внедрения и проблемах, которые возникают по ходу процесса.

Для выступления на Слушаниях записалось более 40 человек, процитировать каждого выступившего, даже тезисно, возможности нет. Можно лишь пересказать суть опасений, которые высказывали педагоги и родители детей с особыми потребностями.

Сама по себе инклюзия – инициатива очень хорошая, опробованная и принятая во многих странах, но в России с нею – определенные проблемы. Давайте начнем с конкретного факта: на всю Владимирскую область не нашлось детского сада, который бы принял слепого ребенка. Специализированного учреждения нет, а обычные от слепого ребенка отказываются. Причем напрасно вы думаете, что эта проблема касается только родителей слепого ребенка.

Как бы вы отнеслись к тому, что вместе с вашим ребенком в группе будет слепой или ребенок с ДЦП? Как правило, родители относятся очень негативно. И не только из-за боязни «иных», но по соображениям чисто практическим – особый ребенок будет оттягивать на себя внимание педагога.

Советская система образования предполагала существование коррекционных школ 8 видов. С одной стороны, дети загонялись в резервации, но, с другой стороны, в этих резервациях было финансирование и педагоги, обладающие специальными знаниями и четкие правила.
Финансирование школ сейчас отдано на откуп регионам, а коррекционные учреждения – удовольствие дорогое, вот и закрывают. Введение инклюзивного образования послужило поводом, пусть формальным и косвенным, но – поводом, для закрытия таких учреждении, например, системы лекотек и школ надомного обучения в Москве. Нет, в законе об образовании, никто не призывает закрывать коррекционные учреждения, но такая трактовка – возможна.

Некоторым чиновникам показалось, что инклюзия – способ сэкономить. В коррекционном садике больше сотрудников, чем в обычном, там меньше группы, особая оплата работы специалистов и другие специальные условия. Все это для областного бюджета – дорого. Коррекционная школа – учреждение интернатного типа, в среднем 5-12 детей в классе, работают не только учителя, но и воспитатели, да и средств на одного учащегося по норме выделяется в разы больше, чем на обычного школьника.

И вот вводится инклюзия - значит, всех детей можно поместить в обычные школы и садики. Ура! Коррекционные учреждения больше не нужны, давайте их закрывать. И вот коррекционный садик сливают с обычным, в котором по норме – 20-25 детей на одного воспитателя. Теперь представим, что 10 из 20 детей имеют некоторые особенности развития. Отдадите вы своего ребенка в такой садик? Кому придется остаться дома – ребенку с особыми потребностями, или обычному?

Похожая ситуация и в школе. Как вы думаете, сможет ли обычный учитель, прошедший 72 - часовой курс подготовки заменить нескольких специалистов, изучавших олигофренопедагогику в течение пяти лет? Количество детей в классе устанавливается в регионах, и делается это, исходя из экономических соображений, а не из интересов детей.

Кстати педагоги-дефектологи за свой труд получают надбавки. Предполагается, что обычному учителю они не нужны. Теперь назовите хоть один повод, чтобы обычный загруженный и замотанный российский педагог захотел видеть среди учеников в своем классе детей с особыми потребностями.

Недавно в Москве произошла трагедия: попал под поезд ребенок. Этот мальчик был слабовидящим, но учился в обычной школе. В коррекционной школе слабовидящих детей учат правильно определять расстояние до предмета и никогда не отпускают учащихся одних, без сопровождающего, а инспекторы ГИБДД постоянно проводят в таких школах специальные занятия. То, что для особого ребенка не были созданы условия в обычной школе, стоило ему жизни.

Среди детей с особыми образовательными потребностями есть дети с ментальными нарушениями. По новому закону об образовании такие дети могут учиться в обычной школе. Но при этом в законе нет критерия, по которому можно перевести такого ребенка в следующий класс. Есть девочка с задержкой развития и есть четвертная контрольная, которую эта девочка должна написать, чтобы перейти в следующий класс. Понятно, что девочка эту контрольную никогда не напишет. Это – вопросы только по учебному процессу. Если начать разговор о поведенческих особенностях детей с различными нарушениями, то количество вопросов увеличится в геометрической прогрессии.

Экономия при закрытии коррекционных школ – кажущаяся. Если в обычную школу придут несколько детей с особыми потребностями, создать условия для каждого из них будет дороже, чем в коррекционном интернате. Если в класс пришел слепой или глухой ребенок или аутист, педагогов нужно обучить педагогов хотя бы способам коммуникации. Слепому и глухому нужно как-то объяснить материал, а с аутистом –выстроить отношения. Каждый родитель ребенка с аутизмом знает, что в какой-то момент, для обычных людей непредсказуемый, аутист может «съехать с катушек», например, упасть на пол и закричать. Представим, что учитель из самых лучших побуждений захотел такого ребенка прижать к себе, чтобы успокоить. Это специалисты знают, что аутисты негативно реагируют на попытки взаимодействия.

Пока в системе образования нет достаточного количества специалистов, которые были бы способны организовать и поддерживать инклюзию на местах. Но такие специалисты есть в системе коррекционного образования, которую сейчас активно разрушают вместо того, чтобы использовать как базу для обучения кадров.

Пока никаких условий для особых детей в российских школах нет, да нет и желания это делать в школах. В одной школе мальчика-колясочника, проучившегося четыре года в обычной начальной школе, перевели в коррекционную только потому, что в старших классах занятия проходили в разных кабинетах, а возить коляску было некому, да и пандусом школу никто не оборудовал.

Конечно, если в регионе нет коррекционных учреждений - делать нечего, придется создавать и обучать, а если есть – то зачем их расформировывать? Можно создать на этой базе ресурсные школы. Чтобы ребенка с нарушениями отправлять не в открытый космос, а туда, где есть условия. Например, в одной школе есть педагоги, умеющие работать со слепыми, и создана для них среда, в другой – сурдопедагоги, а в третей – пандусы и подъемники. Можно помечтать и о школе, в которой есть условия для детей с несколькими видами нарушений. При этих условиях дети с особыми потребностями вполне могут учиться вместе с обычными. Первое, что для этого нужно – желание педагогов создавать доступную среду, но, положа руку на сердце, есть ли у них для этого время?

Особняком стоят дети с хроническими заболеваниями, которые будучи полностью готовыми к учебе в обычной школе, не могут туда попасть. А ведь для того, чтобы ребенок с эпилепсией, или диабетик, даже инсулинозависимый, мог учиться в обычной, школе, хватило бы обычной школьной медсестры. Но ее «оптимизировали». Впрочем, сейчас в школах и садиках и для ребенка с гастритом нет условий, готовить запретили, кухни демонтировали, в качестве еды детям предлагают разогретые концентраты и шоколадки по «буфетным» ценам. Плоды такой экономии не заставят себя ждать, ведь уже сейчас на всю школу можно найти только несколько человек с первой группой здоровья, а если копнуть глубже, то и эти несколько – не здоровые, а недообследованные.

Источник и продолжение:

От себя добавлю, что идея инклюзивного образования хорошая в случае детей, чья особенность заключается в двигательных проблемах. Для них достаточно сделать пандусы и удобные пороги.

А вот дети с нарушением слуха, зрения и психики в современных условиях не могут учится в обычной школе.

error: Content is protected !!