Эфиопия. Общие сведения

Эфиопия на карте Африки
(все картинки кликабельны)

Эфиопия не имеет морского побережья. От Индийского океана, Аденского залива и Красного моря государство отделяют земли северных и восточных соседей — Эритреи , Джибути и Сомали . На западе граничит с Суданом и Южным Суданом , на юге — с Кенией . Общая площадь — свыше 1,1 миллиона км².

Географическое положение

Практически вся страна расположена на Эфиопском нагорье, высота которого оказывается максимальной в северных областях. На востоке рельеф меняется, горы резко срываются во впадину Афар, окруженную небольшими спящими вулканами, ближе к югу встречаются равнины. На западе перепады высот не так заметны — ближе к границе с Суданом нагорье переходит в каскад плавно снижающих «ступеней».

От центра к югу Эфиопии тянется цепочка пресноводных водоемов, а на севере находится крупнейшее озеро страны — Тана. Из него вытекает Аббай, известный также как Голубой Нил. В целом бассейны местных рек не слишком обширны. На западе и частично на северо-востоке встречаются пустыни.

Здешний климат по большей части субэкваториальный, заметная смена времен года отсутствует. Благодаря гористому рельефу северная и центральная Эфиопия меньше страдает от жары, чем остальная Восточная Африка. Днем термометр показывает от +22 до +27 °C, на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря — в районе +16 — +18 °C (по ночам возможны даже заморозки). В районе впадины Афар картина совершенно иная — здесь очень жарко и сухо, обычная температура — от +35 до +40 °C (иногда выше).

Дожди идут во второй половине лета, захватывая сентябрь, изредка — еще и в начале весны. В горах они могут быть обильными, а вот в низменных юго-восточных областях осадков выпадает очень мало.

Флора и фауна

В древности эту территорию густо покрывали влажные лиственные леса, которые были частично истреблены благодаря деятельности человека и природным катаклизмам. Растительный мир значительно обеднен. Тропические леса остались лишь на склонах гор, равнинные участки освобождены от лесных массивов под пастбища. Восточные области заняты саванной и лесосаванной. А к жизни в пустыни Данакиль приспособились лишь засухоустойчивые растения. Не смотря на это путешествие по стране позволяет насладиться буквально всеми африканскими ландшафтами: саванны сменяются горными пиками и пустынями, а тропические заросли в долинах рек —альпийскими лугами.

Вырубка лесов и неконтролируемая охота явились причиной сильного сокращения популяции животных, многие виды находятся на грани исчезновения. В плане фауны многие страны Африки гораздо богаче, но в Эфиопии все еще можно увидеть и крупных хищников (львов и гепардов), и травоядных (жирафов, антилоп), приспособившихся к жизни в условиях засухи. Здесь водятся слоны и носороги, близь рек — гиппопотамы, в лесах — обезьяны.

Государственное устройство

Карта Эфиопии

Современная Эфиопия — парламентская республика. Президент выбирается палатой народных представителей, а премьер назначается от партии, которая лидирует по итогам выборов. Государство разделено на девять штатов, правами относительной автономии пользуется столица Аддис-Абеба, а также город Дыре-Дауа — крупнейший транспортный узел страны.

Население

По численности населения среди африканских стран Эфиопия занимает второе место (14-ое в мире). По последним данным здесь проживает свыше 96 миллионов человек. Государство многонациональное, оно дает приют потомкам более чем ста народностей (преимущественно эфиопской расы, совмещающей европейские и негроидные черты). Самые многочисленные народности — амхара, тиграи и тигре; отдельную группу составляют арабы, живущие в основном в городах. Имеются итальянские и арабские диаспоры. Язык официального общения — амхарский.

Страна считается христианской, хотя примерно треть населения исповедует ислам. Популярны традиционные африканские культы. Состояние здравоохранения и образования далеко от идеала, высок уровень заражения малярией и желтой лихорадкой, правда, в последние годы ситуация значительно улучшилась. Уровень урбанизации низкий, некоторые семьи до сих пор ведут кочевой образ жизни.

Экономика

Эфиопия считается одной из беднейших стран, почти половина населения живет в нищете. В экономическом плане лидирует аграрный сектор, на экспорт из этого государства идут масличные культуры, скот, кофе, для внутреннего потребления выращиваются злаки, сахарный тростник, картофель, хлопок. Здешние недра потенциально богаты полезными ископаемыми, но геологическая разведка и разработка уже известных месторождений находится на низком уровне, исключение составляет только добыча золота в штате Сидамо.

Про историю Эфиопии можно сказать, что она написана кровью. Веками здесь существовала монархия, основы которой сотрясали перевороты и мятежи. Государство никогда не являлось заморской колонией европейских держав — местные жители смогли дать отпор итальянским и британским захватчикам. В XIX веке велись войны с соседями по континенту — Египтом, Суданом, а в конце XX — с Эритреей, боровшейся за независимость.

Достопримечательности

Несмотря на свою сложную историю Эфиопия привлекательна для туристов. Страна удивительно красива: древние города соседствуют с национальными природными парками, уникальные минеральные источники — с поселениями кочевников, которые с удовольствием демонстрируют гостям особенности своего быта. В архитектурном плане выделяется столица с ее музеями и Королевским Дворцом, а любителей экотуризма манит живописное озеро Тана.

Эфиопия фото

Эфиопия. Общие сведения

Территория. Государство в Восточной Африке. На северо-востоке граничит с Эритреей и Джибути, на востоке и юго-востоке - с Сомали, на юго-западе - с Кенией, на западе и северо-западе - с Суданом. Площадь страны около 1130000 км2. В центре страны находится Эфиопское нагорье, занимающее больше половины территории. Восточно-Африканский разлом пересекает нагорье по диагонали с северо-востока на юго-запад. Средняя высота плато около 1675 м над уровнем моря, однако реки, протекающие через него, находятся на высоте всего 610 м. В некоторых местах находятся горные вершины, самая высокая из которых гора Рас-Дашан (4620 м). На севере Эфиопии расположено живописное озеро Тана, из которого берет начало Голубой Нил. На северо-востоке нагорье переходит в прибрежную равнину и пустыню Денакиль. На западе оно переходит в Суданскую пустыню. На юге и юго-западе нагорье плавно опускается к озеру Туркана (Рудольф). Главные реки страны: Веби-Шевели, Уайб, Дауа, Аббай (Голубой Нил). Кроме озера Тана, на юге страны находятся небольшие озера, самым крупным из которых является озеро Абая.

Административное деление. Страна делится на 11 автономных регионов (штатов), 8 из которых образованы по этническому принципу. Это – Тыграй, Афар, Амхара, Оромия, Эфиопское Сомали, Бенишангуль-Гумуз, Гамбелла и Штат народов и народностей Юга. Статус федеральных территорий, приравненных к штатам, имеют три многонациональных городских района – Аддис-Абеба, Харэр и Дыре-Дауа.

Столица Эфиопии – Аддис-Абеба (в пер. с амхарского "Новый цветок"), 3 млн. чел. В Аддис-Абебе размещаются Секретариат Организации Африканского Единства (ОАЕ), Экономическая Комиссия ООН для Африки (ЭКА ООН), представительства других международных организаций, диппредставительства 70 государств.

Климат Эфиопии в значительной степени зависит от высоты над уровнем моря. В тропической зоне, расположенной ниже 1830 м над уровнем моря, среднегодовая температура составляет око ло 27 гр. С, а среднегодовая норма осадков - около 510 мм. В субтропической зоне (1830-2440 м над уровнем моря) среднегодовая температура около 22 гр. С, а норма осадков от 510 до 1530 мм. Выше 2440 м над уровнем моря лежит зона умеренного климата со среднегодовой температурой около 16 гр. С и средней нормой осадков от 1270 до 1780 мм.
Сезон дождей обычно продолжается с середины июня по сентябрь, иногда в феврале или марте бывает короткий сезон дождей. Обычно же в Эфиопии практически нет дня, когда не светит солнце, и один из туристических девизов звучит: "Эфиопия - страна 13 месяцев солнца" (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев).
Растительность страны также зависит от высоты над уровнем моря и поэтому в стране встречается как пустынная и тропическая, так и альпийская растительность.
Фауна представлена довольно богато: жираф, леопард, гиппопотам, лев, слон, антилопа, носорог, рысь, шакал, гиена, несколько видов обезьян. Большое количество птиц: орел, сокол, стервятник, цапля, куропатка, чирок и другие. Среди множества насекомых особенно выделяются саранча и муха цеце на юге страны.
Население Эфиопии (по оценке на 1998 год) составляет около 58390350 человек
Средняя плотность населения - около 52 человек.
Этнические группы: оромо - 40%, амхара - 25%, тигре - 12%, шангалла - 6%, сомали, денакиль, йеменцы, индийцы, армяне, греки.

Средняя продолжительность жизни (на 1998 год): 46 лет - мужчины, 49 лет- женщины.
Уровень рождаемости (на 1000 человек) - 44,7.

Уровень смертности (на 1000 человек) - 21,2.
Язык : амхарский (государственный), тигре, галла, английский, арабский, около 70 различных местных языков.

Вероисповедание: эфиопская равославная церковь - 45-50%, ислам - 35-40%, язычество - 12%.
Столица - Аддис-Абеба.
Крупнейшие города : Аддис-Абеба (2209000 человек), Диредава (127400 человек), Гон-дер (95000 человек), Назрет (91000 человек).
Государственное устройство -- переходное правительство.
Глава государства - президент Негассо Гидада (в должности с августа 1995 года).
Глава правительства - премьер-министр Тимират Лайние в должности с 6 июня 1991 года).
Денежная единица - быр.
История . В I тысячелетии до н.э. Савское царство подчинило себе территории, ставшие впоследствии Эфиопской империей. К концу П века н.э. было основано королевство Аксум, которым правила династия Соломонидов, считавших себя потомками царя Соломона и царицы Савской. В VII веке королевство начало слабеть и в Х веке власть взяла мусульманская династия Загве. В XIII веке христианская (коптская) династия вернулась на трон. В XVI-XVII веках эфиопские императоры часто обращались за помощью к европейским державам в борьбе против мусульманских завоевателей. С открытием Суэцкого канала в 1869 году побережье Красного моря стало весьма привлекать европейцев. На Эфиопии сосредоточила внимание Италия, захватив в 1872 году порт Ассаб, а в 1885 году - Массауа. В 1889 году было подписано соглашение между Италией и Эфиопией, однако итальянская версия отличалась от амхарской и согласно ей Эфиопия становилась протекторатом Италии. В результате в 1895 году вспыхнула война, однако менее чем через год итальянская армия потерпела сокрушительное поражение и Италия была вынуждена признать независимость Эфиопии. Но через 40 лет, в правление Бенито Муссолини, Италия оккупировала Эфиопию. В 1941 году с помощью британских войск страна была освобождена. В начале. 70-х годов Эфиопия пережила серию засух; настроение народа было использовано военными, совершившими 12 сентября 1974 года военный переворот и свергнувшими императора Хайле Селассие. В марте 1975 года страна была провозглашена республикой. В 1977 году произошел внутренний переворот, в результате которого к власти пришел подполковник Менгис-ту Хайле Мариам. В сентябре 1984 года страна стала называться Социалистическая Эфиопия, в 1987 году - Народно-демократическая Республика Эфиопия. В начале 1990-х годов резко сократилась помощь, оказываемая Советским Союзом режиму, что в конечном итоге привело к его падению. В мае 1991 года Менгисту бежал в Зимбабве, в стране было создано временное правительство. В мае 1993 года от Эфиопии отделилась Эритрея, почти 30 лет ведшая войну за независимость. Эфиопия является членом ООН, МВФ, ВОЗ, Организации африканского единства.
Достопримечательности . Одной из главных природных достопримечательностей является живописное озеро Тана, а также водопады Голубого Нила. Недалеко от Гондера расположен комплекс монастырей XIII-XV веков, в которых находится несколько святынь эфиопской православной церкви, в том числе чудотворный бассейн, купание в котором вылечивает женщин от бесплодия. В Хараре: дворец губернатора, коптская церковь и несколько мечетей. В Дире-дауа: огромный рынок. В Аддис-Абебе: дворец императора Менелика II; коптский храм св. Георгия (1896); Дворец Африки с великолепными витражами; знаменитый открытый рынок "Меркато"; Археологический музей; Художественный музей.

Опасные заболевания. СПИД, малярия, желтая лихорадка.
Время : Совпадает с московским.

Дипломатические отношения с Россией установлены в 1898 г.

Посольство Эфиопии в РФ : Орлово-Давыдовский пер., 6. Приемная: 280-1676, 280-1616, 280-6608. Пн-Пт 09.00 – 17.00 (13.00 – 15.00). Яз.: англ. Метро: Проспект Мира. Временный поверенный в ранге Посла Эфиопии в РФ г-н Берхану Кебеде

Материалы раздела подготовлены Анной Бражкиной

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Площадь: 1,1 млн. км2.

Численность населения: около 60 млн. человек (1999).

Государственный язык: амхарский.

Столица: Аддис-Абеба (около 2,5 млн. жителей, 1999).

Денежная единица: быр.

Член ООН с 1945 г., ОАЕ и др.

Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали - на востоке и юго-востоке, с Кенией - на юго-западе и Суданом - на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина - Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро - Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).

Орошаемое муссонными дождями Эфиопское нагорье - оазис среди пустынь. Север и восток нагорья - единственная в Тропической Африке древняя область пахотного земледелия, местами с искусственным орошением. Во второй половине XX в. начали выращивать чай, тропические фрукты, арбузы, дыни, помидоры, картофель, виноград.

Единственная железная дорога связывает Аддис-Абебу с портом Джибути. Основной вид транспорта - автомобильный, на втором месте - воздушный.

Около половины населения принадлежит к эфиосемитским народам, немногим меньше - к кушитским и омотским.

Самый многочисленный из эфиосемитских народов - амхарцы (около 20 млн. человек). Они живут в северной части (округ Амхара), а также во всех городах, включая Аддис-Абебу. Амхарский язык - наиболее литературно развитый из языков Эфиопии. Второй по численности эфиосемит-ский народ - тыграйцы (около 6 млн. человек). Они населяют округ Ты-грай на севере страны и соседнюю часть Эритреи. Много тыграйцев живет в Аддис-Абебе и других городах. Народ гураге (около 1 млн. человек), культурно близкий к амхарскому, сконцентрирован к югу от столичного района. Гураге говорят на двух близкородственных языках, распадающихся на многие диалекты. Харари (около 40 тыс. человек) живут в городе Харэр, где составляют ядро населения. Этот маленький народ отличается всеобщей грамотностью. Многие из них говорят на нескольких языках: харарском, амхарском, арабском и др. Амхарцы, тыграйцы и харари имели в прошлом развитые феодальные общества и уже давно сложились в народности. На их языках еще до XX в. существовала письменность. Оромо (свыше 22 млн. человек) - самый многочисленный из народов Эфиопии и кушитских народов. В основном оромо сосредоточены в одноименном округе, но территориальные группы этого народа разбросаны в разных районах Эфиопии, заселенных ими еще в XVI в. На севере большинство из них - крестьяне-пахари, на юге - кочевники или полукочевники: разводят овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов или ослов. Среди этой части оромо сохранилось деление на племена (в XIX в. - около 100), а также остался такой древний общественный институт, как организация сверстников по поколениям (не обязательно одного возраста): каждые 8 лет однажды сорганизованная группа сверстников переходит на новую социальную ступень (система гада). На ступени неженатых воинов группа устанавливает законы племени, активно участвует в управлении, является ударной военной силой; на более высокой ступени - заводит семьи и семейные хозяйства, на следующей - формирует совет старейшин и т. д. В системе управления племенем свою роль играют и вожди-жрецы, и колдуны. Вне этой системы - низшие касты.

Второй по численности кушитский народ Эфиопии и Северо-Восточной Африки в целом - сомалийцы (около 1,5 млн. человек только в Эфиопии), живут в основном на юго-востоке; близкородственные им по языку и культуре афары (около 1 млн. человек) - на востоке, в пустынях и полупустынях. Лишь немногочисленные группы кушитских народов занимаются кочевым и полукочевым скотоводством и разводят верблюдов. Большинство из них сочетают скотоводство с земледелием и ведут оседлый образ жизни. Оседлыми земледельцами являются и кушитские этносы группы сидамо (собственно сидамо, камбата, тимбаро, алаба, хадья и другие, общей численностью около 0,7 млн. человек), а также консо (свыше 100 тыс. человек). Им близки по культуре, общественному строю и религии омотские народы (валяйта, куло, конта, гофа, кафа, гимира и др.). В отдаленном прошлом кушитские народы населяли и север. Теперь там отдельными островками среди амхарцев и тыграйцев сохранились группы агау, а также фалаша - эфиопские иудаисты, многие из которых выехали в Израиль.

Широко распространены касты - касты ремесленников (например, кузнецов, жены которых - горшечницы), касты кожевников, касты охотников и рыболовов (хотя сами эфиопы в основном не едят ни рыбы, ни мяса диких животных), касты музыкантов и сказителей.

Несмотря на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют культурную общность. Например, у большинства эфиопов - сходный национальный костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма - подобие римской тоги.

Оригинальна общеэфиопская кухня: острые соусы, сырое парное мясо, большие лепешки из пшеничной и теффовой муки, домашнее пиво и медовуха.

Древние праздники годового цикла - общие для разных народов Эфиопии: их отмечают и христиане, и язычники, и даже часть мусульман. Так, конец сезона больших дождей (в сентябре), когда зацветает желтыми цветами особый кустарник, отмечается таким общим праздником. После церковного богослужения сооружаются костры на площадях, люди поют и пляшут с эфиопскими свечами в руках. Эти свечи - длинные (больше метра) сплетенные фитили, пропитанные воском. И кустарник, и праздник на всех языках Эфиопии называется «мэскэль» («крест»). Популярный праздник водосвятия празднуется у источников. Эфиопский календарь - очень древний и общий у разных народов Эфиопии (у мусульман он сосуществует с лунным исламским календарем); он тот же, что и у египетских коптов, но только названия месяцев - оригинальные.

По сравнению с арабскими странами и Сомали общественная культура народов Эфиопии отличается большей свободой нравов.

Крупнейший город, главный центр образования, науки и культуры Аддис-Абеба (буквально «Новый цветок») был основан в 1884 г. От первых 50 лет истории города сохранились несколько каменных зданий, в том числе старый императорский дворец, греческая, армянская, старая католическая церкви, постройки русских инженеров: старое посольство России, бывшая русская церковь, один из мостов. Большая часть городских зданий построена в 60 - 90-е гг. XX в. Основные магистрали - широкие проспекты с современными кварталами. В некоторых постройках отражены древние эфиопские архитектурные элементы. За фасадом проспектов - немощеные улочки из одноэтажных мазанок, где бродят куры и козы. Здесь пищу готовят во дворах или прямо на улице, разжигая костры из эвкалиптовых дров, которые доставляют вязанками, навьючив на ослов. Большинство жителей Аддис-Абебы - вчерашние сельчане или их дети, выходцы из всех этносов. Здесь находятся университет, научные институты, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, штаб-квартира ОАЕ, Дом Африки. В городе и окрестностях много церквей различных конфессий, мечети, несколько госпиталей и клиник и крупнейший в Африке базар «Маркадо», где можно купить все - от монет Аксума и императоров Менелика и Хайле Селассие до видеотехники. Аддис-Абеба - крупнейший в Эфиопии центр промышленности (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, строительной).

Харэр (около 40 тыс. жителей) в XVI - XIX вв. был столицей мусульманского государства. Окруженная стеной старая часть города - типичный мусульманский город. Среди достопримечательностей - бывшая мечеть, превращенная в XIX в. в церковь, католический собор, дом французского поэта А. Рембо.

Дыре-Дауа (около 120 тыс. жителей) - транспортный узел, центр торговли и промышленности (текстильной, пищевой). В городе - железнодорожные мастерские.

Гондэр (около 100 тыс. жителей) - к северу от озера Тана. Был в 1636 - 1868 гг. столицей Эфиопии, теперь главный город округа Амхара, центр пищевой промышленности.

Бахр-Дар - центр пищевой, текстильной, марганцевой промышленности, расположен к югу от озера Тана. К югу и востоку от Аддис-Абебы находятся промышленные города Акаки. Моджо (текстильная промышленность), Уонджи (бумажно-картонная), Назрет, или Адама (тракторосборочная). Все они тесно связаны со столицей Эфиопии.

Природа исключительно разнообразна - от заснеженных зимой гор до жаркой каменистой пустыни Афар. Нагорье занимает 1/3 страны (1500- 2500 м).

Характерны амба - столовые горы с плоскими вершинами и отвесными склонами. Климат - субэкваториальный. Количество осадков - от 150 - 600 до 1500 - 1800 мм в год. Среднемесячная температура + 13...+35° С. В горах юго-запада - самый влажный в Эфиопии климат. Здесь под высокими пальмами, маслинами, фиговыми и другими деревьями растут дикие кофейные деревца. Больше половины территории - саванны и полупустыни. Обилие дикорастущих цветов. Фауна чрезвычайно богата. Помимо обычных для Африки видов животных есть и эндемичные: зебра Греви, несколько видов обезьян, сэменская лисица, дикий сомалийский осел и др.

B I тысячелетии до н. э. на север Эфиопии переселились народы южно-аравийской цивилизации, было создано государство. В I - VIII вв. здесь процветало Аксумское царство (христианское - с середины IV - VI в.). Позднее в Эфиопии сложилась система христианских, мусульманских, иудаистских и других государств во главе с христианским императором. В XIX в. Эфиопская империя отстояла свою независимость, но в 1936 - 1941 гг. была захвачена Италией. В 1942 - 1974 гг. на территории Эфиопии - абсолютная монархия, в 1974 - 1991 гг. был установлен коммунистический режим.

Эфиопская ортодоксальная церковь существует с середины IV в. У нее свой священный язык - геэз (древнеэфи-опский), свои святые, особые праздники, своеобразная церковная архитектура. Необычно и то, что в церквях исполняют обряды под музыку и аккомпанемент барабанов. Эфиопский ислам также оригинален: представлены три ветви суннизма, есть свои места паломничества. Около половины населения - христиане (в большинстве - прихожане эфиопской православной церкви). Около 45% - мусульмане-сунниты.

Многочисленные памятники всемирно-исторического значения находятся в Аксуме - главном религиозном центре христианской Эфиопии. Среди них - стелы с надписями царя Эзаны (IV в.), самые высокие в мире обелиски, выточенные в форме многоэтажных дворцов, древняя цистерна, собор гробницы царей. В округе Тыграй сохранились раннесредневековые церкви, в том числе пещерные; южнее, в Лалибэле, - 11 монолитных церквей (около XII в.), в Гондэре - императорские дворцы и церкви XVII - XVIII вв. Места паломничества - старинные монастыри в Тыграе, на берегах озер Тана и Хайк, а в центральной и южной Эфиопии - монастыри, связанные с именем святого Тэкле-Хайманота. Харэр знаменит памятниками исламской цивилизации. Древние скульптуры (начиная с середины I тыс. до н. э.), изделия из бронзы, иконы и рукописные книги с миниатюрами хранятся в музеях и библиотеках Аддис-Абебы и в старинных монастырях.

Эфиопия - федеративная республика с двухпалатным парламентом и президентом, наделенным обширными полномочиями. Состоит из 10 национальных округов и городов федерального подчинения - Аддис-Абебы и Дыре-Дауа.

Государство в Восточной Африке, не имеющее выхода к морю. Граничит с Эритреей на севере, Джибути на северо-востоке, Сомали и непризнанной Сомалиленд на востоке, Кенией на юге и с Суданом на западе.

Эфиопия - самая высокогорная страна африканского континента. Значительную часть её территории занимает Эфиопское нагорье, простирающееся с севера на юг Эфиопии. Самая высокая часть нагорья - северная. Здесь расположены наивысшие точки страны - Рас-Дашен (4620 м) и Тало (4413 м). На востоке нагорье резко обрывается во впадину Афар - одну из самых низких точек Африки.

Западная часть Эфиопского нагорья имеет более пологий рельеф и опускается к суданской границе небольшими ступенями. Равнины также занимают значительную часть территории Эфиопии. Самая крупная находится на востоке страны. Местами она переходит в плато высотой более 1000 м. Это одна из самых засушливых частей Эфиопии. Также небольшие равнины, зажатые между горными хребтами, расположены на севере и западе страны.

Большая часть рек запада Эфиопии относится к бассейну Нила. Крупнейшая среди них - Аббай, или Голубой Нил. Здесь же расположено крупнейшее озеро Эфиопии - Тана.

На востоке реки менее полноводны, что связано с более засушливым климатом. Крупнейшая река - Джубба. Для Эфиопии характерно наличие небольших озёр в Великой рифтовой зоне.

Климат в Эфиопии

Вся территория Эфиопии расположена в субэкваториальном и экваториальном климатических поясах. Но тот факт, что большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье, объясняет более мягкий и влажный климат Эфиопии. Температура здесь круглый год +25…+30 и выпадает достаточное количество осадков.

Полную противоположность представляют восточные регионы Эфиопии - здесь жаркий и сухой пустынный климат. Вообще, для Эфиопии не характерны перепады температур в течение года. Единственным отличием являются ночные и дневные температуры: здесь разница составляет около 15 градусов.

Климат Эфиопии позволяет путешествовать по стране круглый год. Время поездки зависит от того, какой район Вы хотите посетить, и какая цель у Вашего путешествия.

Последние изменения: 26.04.2013

Население

Численность населения - около 88 млн. чел. (2010 год). Средняя продолжительность жизни - 53 года у мужчин, 58 лет у женщин. Городское население - 17 %.

Этнический состав: оромо - 32,1 %, амхара - 30,1 %, тиграи - 6,2 %, сомали - 5,9 %, гураге - 4,3 %, сидамо - 3,5 %, уолаита - 2,4 %, прочие народности - 15,4 %.

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь), сильны также позиции ислама во всех периферийных регионах. Эфиопская Церковь придерживается монофизитства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство, в результате Эфиопская Церковь Мекане Йесус является самой быстро растущей лютеранской деноминацией в мире.

По переписи 1994 года: христиан - 60,8 % (монофизитов - 50,6 %, протестантов - 10,2 %), мусульман - 32,8 %, африканских культов - 4,6 %, другие - 1,8 %.

Амхарский язык - государственный язык Эфиопии. Является одним из эфиосемитских языков, входящих в семитскую семью, хотя и обладает рядом отличий и в большей степени подвергся кушитизации.

Последние изменения: 26.04.2013

Валюта

Эфиопский быр (ETB) - денежная единица в Эфиопии. 1 быр = 100 сантимам.

Валюту (доллары, евро и английские фунты) можно обменять в аэропорту или в банках. Валюту также обменивают также в открытую на улицах и в мелких лавках (что не законно), но по курсу порядка на 10% выше официального, и справок при этом не дают, а значит, на таможне возникнут проблемы, если при отъезде из страны Вы захотите поменять оставшиеся эфиопские бырры на наличную иностранную валюту.

Кредитные карточки (Visa) и дорожные чеки принимаются в основном только в банках Аддис-Абебы, в маленьких городах их использование может быть затруднительно.

Чтобы без проблем поменять оставшиеся эфиопские бырры при отъезде, нужно сохранять справки об обмене валюты, а также иметь документы подтверждающего намерение человека выехать из страны. Таким документом может быть авиабилет или паспорт с действительной выездной визой.

Последние изменения: 26.04.2013

Связь и коммуникации

Телефонный код: 251

Интернет-домен: .et

Как позвонить

Чтобы позвонить из России в Эфиопию, нужно набрать: 8 - гудок - 10 - 251 - код города - номер абонента.

Чтобы позвонить из Эфиопии в Россию, нужно набрать: 00 - 7 код города - номер абонента.

Стационарная связь

Позвонить за границу в Эфиопии можно из отелей или офисов телефонных компаний.

Мобильная связь

Стандарт связи GSM 900. Местные операторы пока не могут обеспечить уверенный прием на всей территории страны: в настоящее время уверенный прием обемпечен в основном в крупных городах и их окрестностях

Интернет

В последние годы интернет получил развитие в крупнейших городах страны. В Аддис-Абебе действует несколько десятков интернет-кафе, использующих модемную связь. Чаще всего это небольшие комнаты со старыми компьютерами и переполненные молодежью, общающейся с внешним миром как посредством электронной почты и icq, так и просто играя в компьютерные игры. Связь медленная, но достаточная для проверки электронной почты.

В других городах ситуация хуже, связь часто обрывается, соединения медленны, а компьютеры часто “зависают”.

Последние изменения: 26.04.2013

Шопинг

Популярные сувениры из Эфиопии: эфиопский кофе, плетеные шкатулки, шерстяные ковры, изделия из кожи и меха, драгоценные ювелирные украшения из слоновой кости и серебра.

Самые знаменитые сувениры Аддис-Абебы - цветные картины на коже, сюжеты которых повторяются с древнейших времен и являются историческими источниками сродни археологическим.

Последние изменения: 26.04.2013

Море и пляжи

Эфиопия не имеет выхода к морю.

Последние изменения: 26.04.2013

История Эфиопии

Эфиопское нагорье было местом обитания людей с древнейших времён, о чём свидетельствуют останки австралопитеков в долине реки Омо и стоянки олдувайской культуры на юге Эфиопии.

Эфиопское нагорье - предполагаемый центр формирования эфиопеоидного антропологического типа, кушитских языков и одного из наиболее древних очагов земледелия.

Древняя история

В VI - V веках до н. э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей Южной Аравии, в том числе из Сабейского царства. Они принесли с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос.

В V веке до н. э. на плато Тигре образовалось самостоятельное царство, распавшееся в IV-м веке до н. э.

В первых веках н. э. на севере современной Эфиопии возникло раннефеодальное царство Аксум. Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египта в Индию, а также к берегам Восточной Африки.

В период расцвета Аксумского царства, в IV - VI веках, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию, а также обширные области восточного Судана, Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога.

С IV-го века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство монофизитского толка.

Возвышение в VII-м веке Арабского халифата привело к упадку в VIII - IX веках Аксумского царства.

Средние века

С IX века на северных окраинах Эфиопского нагорья начинает распространяться ислам. Возникшие там мусульманские княжества монополизировали внешнюю торговлю.

В первой половине XI века Аксумское царство распалось. На территории нынешней Эфиопии возникло множество княжеств - мусульманских, христианских, иудаистских, языческих.

В XII веке христианские княжества объединились под властью Ласты. Это царство установило связи с Египтом и Йеменом, начался подъём экономики и культуры. В 1268 (или 1270 г.) к власти пришла Соломонова династия, претендующая на происхождение от библейского царя Древнего Израиля Соломона. Ее основателем был Йикуно-Амлак (1268-1285). Император Амдэ-Цыйон (1314-1344) подчинил христианские, иудаистские, языческие и мусульманские княжества Эфиопского нагорья и создал обширную державу.

Император Йисхак (1414-1429) обложил данью не только мусульманские государства, но и языческие царства на юге Эфиопского нагорья. Император Зэра-Яыкоб (1434-1468) все свое правление вел борьбу за укрепление центральной власти; он сместил всех вассальных князей и вместо них поставил императорскими наместниками своих дочерей и сыновей, а затем заменил их своими чиновниками. В 1445 г. Зэра-Яыкоб разгромил султанат Йифат, ещё несколько мусульманских княжеств, и установил гегемонию в этой части Северо-Восточной Африки. Были укреплены связи с Египтом, Йеменом, налажены контакты с Западной Европой.

В начале XVI в. восточный сосед и старый противник, султанат Адаль, начал против Эфиопской империи ожесточенную войну. Имам Ахмед ибн Ибрахим (Ахмед Левша) провозгласил джихад и между 1529-1540 гг. завоевал почти всю территорию Эфиопской империи. Император Гэлаудеуос (1540-1559) сумел изгнать мусульман с помощью португальцев. В 1557 году турки захватили Массауа и другие порты на побережье Красного моря. В тот же период начинается наступление на ослабленную Эфиопию негритянских племен оромо.

В этот же период в Эфиопии появились иезуиты; их проникновение вместе с желанием императоров создать абсолютную монархию по европейскому образцу привело к нескольким войнам на религиозной почве, особенно когда император Сусныйос (1607-1632) принял католицизм. Эти войны прекратились с воцарением императора Фасиледэса (1632- 1667), который изгнал из Эфиопии иезуитов и прекратил отношения с португальцами.

Император Иясу I Великий (1682-1706) вновь подчинил мятежных вассальных князей, попытался провести реформу управления, для развития торговли упорядочил систему таможен и пошлин.

Однако с конца XVIII века в Эфиопии вновь усилилась феодальная раздробленность. Каждый крупный (и даже средний) феодал имел свою армию. Феодалы брали налоги с крестьян, живших общинным укладом. Ремесленники считались низшей кастой, а купечество (в основном арабы, турки, армяне) было связано с высшими феодальными слоями отношениями клиентелы. В средние слои входили военные поселенцы, приходское духовенство, зажиточные горожане. У знати имелись рабы-слуги, в общинах кочевников также было распространено рабство.

В середине XIX века мелкий феодал Каса из Куары начал борьбу за объединение Эфиопии в централизованное государство. Опираясь на мелкопоместных феодалов, он нанёс в 1853 г. поражение правителю центральных областей - расу Али, затем после упорных боёв разбил правителя области Тигре раса Уыбе. В 1855 г. Каса провозгласил себя императором под именем Теодрос II.

Теодрос повёл решительную борьбу с феодальным сепаратизмом. Была создана регулярная армия, реорганизована налоговая система, запрещена работорговля, у церкви была отобрана часть земель, оставшиеся владения обложены налогом. Было сокращено число внутренних таможен, началось строительство военно-стратегических дорог, в Эфиопию приглашались европейские специалисты.

Однако введение налогов на духовенство привело к конфликту с церковью, которая подняла феодалов на борьбу против императора. К 1867 г. власть Теодроса распространялась лишь на незначительную часть страны. В этом же году произошёл конфликт с Великобританией, вызванный арестом в Эфиопии нескольких подданных британской короны. В октябре 1867 г. в Эфиопии высадился корпус британских войск (численностью более 30 тыс. чел, включая вспомогательный персонал из индийцев). Армия императора Теодроса насчитывала к этому времени не более 15 тыс. чел.

Единственное сражение между эфиопами и англичанами в открытом поле произошло 10 апреля 1868 г.: 2 тыс. британцев победили 5 тыс. эфиопов благодаря превосходству в дисциплине и вооружении. После этого Теодрос попытался заключить мир, освободив арестованных и прислав в подарок англичанам множество скота. Однако британцы отвергли мир и начали штурм крепости Мэкдэла, где находился император. Не желая сдаваться в плен, Теодрос покончил с собой. Британцы взяли Мэкдэлу, уничтожили всю эфиопскую артиллерию, забрали в качестве трофея императорскую корону и в июне 1868 г. покинули территорию Эфиопии.

После гибели Теодроса II началась война за трон. Тэкле-Гийоргис II (1868-1871) был побежден императором Йоханнысом IV (1872-1889). Ему пришлось отражать войска Египта, которые вторглись в Эфиопию в 1875 г. В ноябре 1875 г. эфиопам удалось в битве при Гундэте разбить основную группировку египетских войск. Однако в декабре 1875 г. Египет высадил в Массауа новый экспедиционный корпус. В марте 1876 г. эфиопам удалось разгромить его в битве при Гуре. Мир между Эфиопией и Египтом был заключеён в июне 1884 г., причем Эфиопия получила право пользования портом Массауа.

В 1885 г. император Йоханныс IV сам начал войну против махдистского Судана. В 1885-1886 гг. эфиопские войска побеждали суданцев, однако в это же время началась оккупация Италией северных районов Эфиопии. Боевые действия между эфиопами и итальянцами шли с переменным успехом.

В 1888 году император Йоханныс предложил мир Судану. Однако халиф Судана Абдаллах выдвинул неприемлемое условие - принятие Йоханнесом ислама. В начале 1889 г. Йоханныс лично повёл 150-тысячную армию на Судан, и в марте 1889 г. был смертельно ранен в битве на границе.

Новый император Менелик II (1889-1913) подавил сепаратизм в Годжаме и Тигре, воссоздал единое эфиопское государство. В 1889 г. между Италией и Эфиопией был заключён Уччиальский договор, по которому Менелик признал переход к итальянцам прибрежных районов.

В 1890 г. Италия объединила все свои владения на Красном море в колонию Эритрея и объявила, что по договору 1889 г. Эфиопия признала протекторат Италии над собой. Это привело к возобновлению с 1894 г. военных действий между Эфиопией и Италией.

В конце 1894 г. итальянские войска заняли города Адди-Угри, Адди-Грат и Адуа. К октябрю 1895 г. итальянцы оккупировали всю область Тигре. Император Менелик отправил против итальянцев 112-тыс. армию, сформированную из отрядов правителей областей Эфиопии. 7 декабря 1895 г. в сражении при Амба-Алаге эфиопские войска под командованием раса Мэконнына (отца будущего императора Эфиопии Хайле Селассие) нанесли крупное поражение итальянским войскам. Император Менелик предложил мир Италии, однако после отказа военные действия возобновились, и 1 марта 1896 г. состоялась битва при Адуа, в которой итальянцы были полностью разгромлены.

В 1893-98 гг. Менелик II завоевал ряд областей к югу и юго-западу от Аддис-Абебы - Уоламо, Сидамо, Кафа, Гимира и др. Он издал указ, разрешающий обращать в рабов только военнопленных и на срок не более 7 лет. Менелик активизировал строительство дорог, телеграфных и телефонных линий, развивал внутреннюю и внешнюю торговлю. В правление Менелика в Эфиопии была открыта первая больница и стала выпускаться первая газета. В 1897 г. император Менелик распорядился об установлении дипломатических отношений между Эфиопией и Россией.

Первая половина XX века

После смерти в 1913 г. Менелика II императором стал его 17-летний внук Лидж Иясу V. Эфиопия формально не участвовала в Первой мировой войне, однако император Иясу активно вёл курс на сближение с Германией, рассчитывая на неё как на союзника в борьбе против англичан, французов и итальянцев.

В сентябре 1916 г. император Иясу был свергнут. Императрицей была объявлена 40-летняя дочь Менелика Заудиту (тётка свергнутого императора), а регентом, то есть фактическим правителем, 24-летний Тэфэри Мэконнын. До этого он (один из младших сыновей раса Мэконнына) с 16-летнего возраста был губернатором области Сидамо, затем области Харэра. После переворота 1916 г. Тэфэри Мэконнын получил титул рас (примерно соответствует князю), и ныне почитается поклонниками как «бог Растафари».

После смерти в ноябре 1930 императрицы Заудиту рас Тэфэри был коронован как император Хайле Селассие (1930 - 1974).

В 1931 г. была провозглашена первая в истории Эфиопии конституция. Утверждалась абсолютная власть императора, был создан двухпалатный парламент (с палатой депутатов и сенатом). Было объявлено об окончательном упразднении рабства в течение ближайших 15-20 лет.

В 1934-35 гг. произошли вооружённые столкновения на границе Эфиопии с итальянскими владениями. В октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии. Несколько месяцев эфиопские войска оказывали ожесточённое сопротивление, иногда добиваясь отдельных успехов. Однако 31 марта 1936 г. основные силы эфиопской армии были разгромлены в сражении при Май-Чоу. 5 мая 1936 г. итальянские войска под командованием маршала Бадольо заняли столицу Эфиопии Аддис-Абебу, а 1 июня 1936 г. Италия объявила о включении Эфиопии в состав колонии Итальянская Восточная Африка (вместе с Эритреей и Сомали).

Итальянская оккупация страны продолжалась до весны 1941 г., когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, освободила Эфиопию и заняла другие итальянские владения на Африканском роге.

Вторая половина XX века

После войны император Хайле Селассие продолжал править как абсолютный монарх. В 1951 г. в Эфиопии было отменено рабство, главным образом под давлением международной общественности. Многие привилегии традиционной знати сохранялись, печать находилась под жестким контролем монарха, политические партии были запрещены.

В 1953 г. Эфиопия заключила с США договор о дружбе и экономическом сотрудничестве. В течение следующих 20 лет США предоставили Эфиопии финансовые субсидии в размере почти полумиллиарда долларов, займы, а также бесплатно предоставили вооружения на сумму 140 млн. долл.

К началу 1970-х гг. режим стал совершенно одиозным: император подвергался критике со всех сторон политического пространства, и катализатором дальнейших событий стал голод 1972-1974 гг., приведший к большим человеческим жертвам.

В 1974 г. меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста; ситуация была использована группой военных с марксистскими политическими воззрениями, организационно оформившейся летом того же года в комитет под названием «Дерг». Он и возглавил процесс демонтажа монархии, известный ещё как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» практически полностью подчинил себе все административные структуры и провозгласил курс на построение социалистического общества.

Низложенный император Хайле Селассие I умер 27 августа 1975 при подозрительных обстоятельствах - официально по причине нездоровья. В 1976-1977 Дерг укреплял свои позиции путём расправ с оппонентами, как роялистами и сепаратистами, так и с «левыми»; эта кампания известна также как «красный террор». Вождем Дерга на этом этапе стал Менгисту Хайле Мариам. Как следствие смены ориентиров во внешней политике, с 1975 по 1991 год СССР и страны Восточной Европы оказывали всестороннюю помощь Эфиопии.

Воспользовавшись трудным положением страны в этот период, сомалийская армия интенсивно поддерживала сепаратистское движение этнических сомалийцев в юго-восточном регионе страны, Огадене, а в 1977-1978 пыталась силой аннексировать Огаден. События эти известны как Война за Огаден. Большую помощь в борьбе с противником Эфиопии оказали Куба, СССР и Южный Йемен.

Поставленную задачу вывести Эфиопию из феодального общества в коммунистическое режим выполнить так и не смог. Попытки коллективизации сельского хозяйства привели только к дальнейшей его деградации. В 1984 г. в стране разразился голод, намного превзошедший по размаху и числу жертв пандемию начала 70-х. Правительству Менгисту также не смогло решить эритрейский вопрос; эритрейские повстанцы продолжали вооружённую борьбу за независимость, начатую ещё в 1961 г., и правительственные войска так и не сумели подавить их сопротивление.

В конце 80-х, в условиях нараставшего в СССР кризиса, правительство Менгисту оказалось в критической ситуации, и в итоге в мае 1991 года было свергнуто в результате деятельности альянса повстанческих движений, в котором главную роль играли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка, начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор бессменно возглавляет представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

Из внутриполитических событий новейшей истории выделяются таковые, окружавшие парламентские выборы 2005 года, когда оппозиция обвинила власти в подтасовках результатов и вывела на улицы десятки тысяч своих сторонников, в результате столкновений погибло несколько десятков человек, тысячи были арестованы.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи, однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Надир в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился Эфиопо-эритрейский конфликт, окончившийся с незначительным перевесом в пользу Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остается нерешённым.

В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали. В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом.

Последние изменения: 26.04.2013

Несмотря на то, что Эфиопия официально признана светским государством, население крайне религиозно. Доминирующие религии (эфиопская ортодоксальная церковь и ислам суннитского толка) имеют сильное влияние на повседневную жизнь. Очень многие законы и правила основаны на религиозных нормах, это может иметь отношение и к туристу. Например, проявления гомосексуализма неприемлемы в Эфиопии, не стоит прилюдно проявлять нежность чувств даже в гетеросексуальных парах.

Рекомендуется проявлять максимум осторожности в питании. Понятия о хранении продуктов могут существенно отличаться от принятых в Европе, что ведет к отравлениям и заболеваниям. Не рекомендуется пить воду из-под крана, а лучше использовать минеральную воду в бутылках даже для чистки зубов.

Страна очень бедная. Большая часть из 80-миллионного населения живёт в сельской местности и неграмотна. Очень любят попрошайничать.

Официально при отъезде можно реконвертировать сумму, на которую вы имеете справки о первоначальном обмене, за вычетом $30 на каждый день, проведенный в этой стране. Но на практике сотрудники аддис-абебского аэропорта отказываются реконвертировать больше сотни бырр.

Последние изменения: 26.04.2013

Как добраться в Эфиопию

На самолете

Прямых рейсов между Россией и Эфиопией нет. Наиболее выгодные тарифы предлагают авиакомпании Turkish Airlines (через Стамбул), EgyptAir (через Каир) и Emirates Airline (через Дубай). Стоимость билета 600-1000 USD (в оба конца).

Национальный перевозчик Ethiopian Airlines летает в Эфиопию из некоторых городов Европы (Лондон, Париж).

Поездом

Единственная железнодорожная линия протяженностью в 782 километра, связывающая Эфиопию с внешним миром, ведет из Аддис-Абебы в соседнее государство Джибути. Долгое время пассажирское сообщение не осуществлялось из-за несогласованности в осуществлении пограничных формальностей между Эфиопией и Джибути. В настоящее время сообщение восстановлено.

Поезда отправляются несколько раз в неделю и прибывают в пункт назначения после 24 часов пути. Поезда обычно переполнены, поэтому рекомендуется резервировать билеты заранее.

Фактически поездка между Аддис-Абебой и Джибути состоит из двух частей - из Аддис-Абебы в Дыре-Дауа (450 километров) и Дыре-Дауа - Джибути на другом поезде. Билеты на оба поезда можно приобрести на железнодорожном вокзале в Аддис-Абебе. Стоимость проезда зависит от класса и составляет от $10 до $40.

Путешествующим на поезде важно помнить, что визы не оформляются на наземных пограничных пунктах, и в этом случае следует оформить эфиопскую и джибутийскую визы заранее.

Паром

После получения Эритреей независимости Эфиопия лишилась выхода к морю, и вся связь с внешним миром осуществляется через морской порт соседнего государства Джибути.

Автобусом

Регулярное автобусное сообщение между Эфиопией и соседними государствами отсутствует. Туристы, путешествующие по странам региона, обычно добираются до нужного пограничного перехода, пересекают его пешком и продолжают путь на местном транспорте. На автобусах можно добраться до пограничных переходов с Джибути, Кенией и Суданом. Граница с Сомали и Эритреей в данный момент закрыта.

Автомобилем

Между Эфиопией и соседними государствами действуют следующие пограничные переходы, открытые для автотранспорта:

Джибути: КПП Ферате (Ferate) / Довеле (Dewele), основная дорога из Аддис-Абебы в Джибути и КПП Лофефле (Lofefle) / Бальхо (Balho) на второстепенной дороге в северной части Джибути;

Общие сведения

Официальное название - Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия . Государство расположено в Восточной Африке. Площадь составляет 1 104 300 км 2 . Численность населения - 93 877 025 чел. (на 2013 год). Государственный язык - амхарский. Столица - г. Аддис-Абеба. Денежная единица - эфиопский быр.

Государство на востоке и юго-востоке граничит с (длина границы 1 626 км), на западе и северо-западе - с Суданом (1 606 км), на северо-востоке - с Эритреей (912 км) и (337 км), на юго-западе - с Кенией (830 км). Общая протяженность границы 5 311 км.

Климат тропический в северо-восточной части страны (среднегодовая температура около +27°С), субэкваториальный - на остальной части территории. Среднегодовая норма осадков от 150-600 мм в тропической зоне, до 1 500-1 800 мм в субэкваториальной. Некоторые территории регулярно подвергаются засухе, сезон дождей продолжается с июня по сентябрь.


История

Имя Эфиопия этой стране дали древние греки. С I по XI век на ее территории существовало сильное царство Аксум. Называлась страна и Абиссинией. Но какое бы имя ни принимала, всегда оставалась самостоятельным государством.

Они были предками современно­го человека, - утверждает часть палеонтологов и антропологов, говоря об австралопитеке афарском, гоминиде, названном так по находкам в условном Северном Афарском треугольнике в Эфиопии. Он жил 2,5-1 млн лет назад. Хотя другие их коллеги считают эту ветвь гоминидов параллельной по отношению к человеку разумному. Но в отношении термина «эфиопская раса» разногласий никаких, такая ра­са существует Она имеет признаки и негроидной, и европеоидной рас. По сравнению с негроидной чаще всего более светлый цвет кожи, бо­лее узкий и вытянутый овал лица, нестоль жесткие и курчавые волосы, другое строение скелета. По-види­мому, эта раса начала складываться в I тысячелетии до н.э., когда с Аравийского полуострова на ее ны­нешние территории пришли пересе­ленцы, говорившие на семитских языках и отличавшиеся внешне от африканского населения, но ассими­лировавшиеся с ним. Хотя есть и другие теории происхождения эфиопской расы.

А в IV в. уже нашей эры в Аксуме распространяется христианство. Эти два события - появление пришель­цев и крещение - определили судь­бу страны. В Библии есть пророче­ства, связанные с Эфиопией. Одно из них гласит: «Эфиопляне будут из­биваемы мечом, но не будут уничто­жены» (Иез. 30:5; Соф. 2:12). А если вынести за скобки религиозную ми­стику, то становится понятно, что благодаря христианству это госу­дарство впитало европейские прин­ципы государственной политики и всегда им следовало, хотя и не без африканской специфики.

История Эфиопии, начиная с ан­тичных времен, состоит из описания побед и поражений в бесконечных войнах, взлетов и падений ее прави­телей. Только в XIX в. Эфиопия отра­зила попытки колонизировать ее со стороны , и одного из суданских халифатов. Принципиально важную для ее даль­нейшего развития победу Эфиопия одержала над Италией при Адуа (1896 г.) входе Первой итало-эфиоп­ской войны. Италия признала неза­висимость Эфиопии. И тут нельзя не вспомнить снова императора Менелика II. Он наладил дипломати­ческие и деловые взаимоотношения не только с Россией, но и с Фран­цией, и Германией. Однако нельзя сказать, что начинания просвещенного и дальновидного мо­нарха были поддержаны его пре­емниками.

Другой яркой, но неоднозначной фигурой в истории Эфиопии был им­ператор Хайле Селассие I (1892-1975), правивший с 1930 по 1974 г. При нем страна была оккупирована Италией в ходе Второй итало-эфиоп­ской войны (1935-1941 гг.) и в ре­зультате действий эфиопских парти­зан совместно с британскими войсками освобождена; в 1945 г стала одним из государств учре­дителей ООН; в 1952 г присоедини­ла к себе бывшую итальянскую коло­нию Эритрею, что означало выход к Красному морю. В 1955 г была принята Конституция страны, кото­рая закрепляла монархию, но про­возглашала всеобщее избиратель­ное право и равенство граждан перед законом. В 1974 г на фоне го­лода после сильнейшей засухи Хайле Селассие был свергнут моло­дыми офицерами во главе с подполковником Менгисту Хайле Мириамом, марксистом. Но к весне 1990 г рухнул и режим Менгисту. В 1993 г по результатам референдума отделилась от Эфиопии. С 1995 г страна стала парламент­ской республикой, а в последние го­ды, несмотря на конфликты с Сомали и сепаратистские выступ­ления некоторых национальных общин, вышла на новые позиции в экономике: экспортирует уже нетолько кофе и немного золота, как раньше, но и масличные культуры, живой скот, ведет разведку место­рождений нефти и газа. И все же про­рыва в экономике пока не произошло.

В 2008 г мировые средства мас­совой информации облетело со­общение, что при раскопках в древ­нем эфиопском городе Аксум археологами из Гамбургского универ­ситета найден дворец легендарной царицы Савской и даже... Ковчег Завета со скрижалями Моисея, кото­рый сын царицы, как сообщалось, вы­вез из Иерусалима. Однако позже оказалось, что насчет Ковчега журна­листы явно погорячились: никто его не находил, а коллеги профессора Хельмута Цигерта, объявившего о на­ходке дворца царицы, подвергли его заявление резкой критике. Однако профессор действительно обнаружил под развалинами дворца эфиопских правителей гораздо более древнее сооружение. Чей именно был этот древний дворец, пока неясно исследования продолжаются.

Императорская династия, правив­шая Эфиопией более двух тысяч лет, вела свое генеалогическое древо от самого царя Соломона и царицы Савской. Царь Соломон правил объ­единенным Израильским царством в 965-928 гг до н.э. А вот существо­вала ли в реальности царица Савская, точно не установлено. Но эфиопская «Книга о славе царей» (XII в.) утверждает: правители страны ведут свой род именно от царя Соломона и царицы Савской (в эфиопских легендах - Македа). И будто бы их сын - Менелик - ез­дил к отцу в Иерусалим и привез от­туда Ковчег Завета, который и доны­не хранится, где-то в Эфиопии.

Это цари Соломоновой династии приняли в IV в. христианство и пра­вили до конца X в., когда были изгна­ны с престола. В 1270 г «соломониды» восстановили свою власть в стране и правили вплоть до 1974 г., когда был свергнут последний импе­ратор Эфиопии Хайле Селассие I (1892-1975), считавший себя потом­ком царя Соломона и царицы Савской в 225-м колене.

Одним из самых выдающихся пра­вителей Эфиопии, или Абиссинии, как она тогда называлась, был Менелик II (1844-1913), император с 1889 г. Это он основал Аддис-Абебу, расширил границы Эфиопии, покровительствовал внедрению в жизнь страны технического прогресса и отстоял независимость Абиссинии от Италии в Первой ита­ло-эфиопской войне (1895-1896). Доверенным лицом Менелика был русский офицер и исследователь Александр Ксаверьевич Булатович (1870-1919), в 1896 г член рос­сийской миссии Красного Креста в Эфиопии.

В 1893-1913 гг поддержи­вала самые теплые отношения с этой страной, как тогда считалось, роди­ной прадеда Александра Сергеевича Пушкина Абрама Петровича Ганнибала (ок. 1688-1781). (Поздней­шие исследования современного бенинского слависта Дьёдонне Гнамманку называют его родиной султанат Логон на границе современ­ных и .) В Эфиопию приезжали русские добровольцы, по­ставлялось оружие, оказывалась по­мощь и в модернизации государст­венного устройства страны.

Ко времени правления Менелика относятся и экспедиции в Абисси­нию поэта и бесстрашного офицера Николая Степановича Гумилева (1886-1921).

Между берегом буйного Красного моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

Так описал Эфиопию Николай Гумилев в стихотворении «Абиссиния».

Достопримечательности Эфиопии

Гондэр древний королевский город, дом многих императоров и принцесс Соломоновой династии в Эфиопии, правивших в стране с двенадцатого до первого десятилетия XX века. Основанный императором Фасиледэса около 1635 году. Гондэр известен многими средневековыми замками и красочным оформлением церквей, в частности церкви Дебра Берхан Селассие, интерьер её представляет шедевр гондэрской живописной школы, особенно потолок с ангелами.

Так и не известно, почему Фасиледэса решил основать в этих местах свою резиденцию. В легенде говорится, что архангел пророчествовал, что эфиопскую столицу построят в области, название которой будет начинаться с буквы "Г". Благодаря легенде появилась несколько городов - Гузала, Горгора и Гондэр. Другая легенда утверждает, что место для основания города было выбрано непосредственно Богом. Якобы он указал его императору. Когда Фасиледэса охотился, Бог направил его за буйволом, который и привёл на выбранное место.

Самая поразительная часть Гондэра - руины замков XVII столетия. Обширный комплекс солидных руины внушительных замков возле центра города называют африканским Камелотом . Их зубчатые стены и башни воскрешают в памяти средневековые рыцарские турниры и вместе с тем интригуют и пугают отголосками страшных заговоров, интриг, пыток, отравлений. Ещё одно напоминание приходит в голову, когда находишься в Гондэре. Очень многие названия, многие факты из истории города кажутся очень знакомыми для тех, кто читал Толкина. В первую очередь это, Гондэр и королевство Гондор в Средиземье Толкина.

Главный замок построен в конце 1630-х в начале 1640-х годов для императора Фасиледэса. Император был очень увлечен архитектурой и ответственен за строительство собора Святейшей Девы Марии Сиона в Аксуме, ещё семи церквей, многих мостов. Также каменный павильон, расположенный рядом с прямоугольным бассейном, называемым Фасил Мевагниа (в Гондэре) и привлекающий многочисленные толпы паломников, которые собираются в области для празднования Тимкат (на амхарском "Крещение"), отмечаемого 19 января или 20 января в високосный год. Старые деревья с огромными обнаженными корнями, держащие стены бассейна, направляют в городской парк, специальное поощрение для уставших туристов, исследующих неведомые земли, где они могут отдохнуть в приятной прохладе.

Величайшим достижением императора Иясу Великого является церковь Дебра Берхан Селассие , Свет Троицы. Окруженная высокой стеной, стоящая на холмистой поверхности в северо-западной части города, церковь удивляет потрясающими росписями, живописующими разнообразные сцены из религиозной истории. Восемьдесят ангельских ликов - блестящее произведение мирового искусства. Наивные изображения и вместе с тем каждое лицо отличается собственным выражением. Северная стена церкви, святая святых, посвящена Троице, над распятием Христа. Тема южной стены - Богородица. Западная стена - важные святые абиссинской православной традиции со святым Георгием в красно-золотых одеждах верхом на белом коне.

Бахр-Дар называют воротами к полуострову Зегхе с его церквями и Водопадам Голубого Нила - знаменитому Тис-Ысат (Тис-Аббай). Небольшой современный город, третий по величине в стране находится на южном берегу крупнейшего озера Эфиопии озера Тана усеянного 37 островами, на двадцати из которых выстроены церкви и монастыри. Расположившись на высоте 1 850 метров над уровнем моря, Бахр-Дар очень красивый город с широкими улицами, обрамленными пальмами, многими ботаническими садами.

Испанский иезуитский миссионер в Эфиопии - Педро Паес контролоровал строительство нескольких зданий в XVI-XVII веках.

Самой впечатляющей достопримечательностью Бахр-Дара является величественный водопад Тис-Ысат , что расположен в тридцати километрах от озера Тана, недалеко от города.

Водопад шириной четыреста метров, когда река полноводна, низвергающийся в туманную пропасть более чем на сорок пять метров. Падающие потоки, ударяясь о поверхность реки, непрерывно подбрасывают крупные брызги, разлетающиеся на огромное расстояние. Абай на ахмарском языке "дымящаяся вода". Восхищают радуги, мерцающие над ущельем, небольшой тропический лес, окружающий водопад, который населяют обезьяны, красочные птицы. Немного ниже водопада - каменный мост, первый построенный в Эфиопии в 1626 году по указу императора Сусныйоса.

Большой интерес представляют монастыри на островах озера Тана , в которых сохраняются яркие фрески, прекрасные манускрипты, кресты и другие объекты вероисповедания, останки эфиопских императоров, короны, королевская одежда, - сокровища эфиопской православной церкви. Большинство монастырей датируются XVI-XVII столетиями и, начиная со времени своего основания, мало изменились. Они представляют несложные структуры, украшенные очень ярко сценами из Библии, из жизни святых в интерпретации эфиопской православной церкви. Пожалуй, самый посещаемый остров Зеге, на котором находятся Уда Кидане Михрет, знаменитый своими фресками и Бет Мариам, состоящий из трех построек концентрической формы, в середине Святая святых с копией Ковчега Завета.

Лалибэла , расположенная высоко в горах на севере Эфиопии, одно из самых важных мест паломничества для эфиопских христиан.

Изначально Лалибэла называлась Роха. Город переименовали после XII столетия, в честь короля Лалибэла, благодаря которому и появились удивительные церкви. Гебре Мескель Лалибэла принадлежал к династии Загве, которая находилась у власти в XII-XIII столетиях. Когда конкуренты стали угрожать трону, Лалибэла решил искать поддержку у влиятельной эфиопской православной церкви. Он и уполномочил создание церквей в этом небольшом городе, основав здесь столицу - Новый Иерусалим , в то время как старый Иерусалим был захвачен мусульманами. Поэтому некоторые объекты, в том числе и географические, имеют библейские имена, например, река Иордан.

Церкви не строили, их высекали в скалах. Одиннадцать церквей, объединенные в три группы, Северная Группа , Западная Группа и Восточная Группа и исключительные образцы мастерства. Высеченные из мягкой вулканической породы, церкви имеют разные типы архитектуры, некоторые представляют изолированные блоки в глубоких ямах, другие вырезаны на открытом склоне холма.


Кухня Эфиопии

Эфиопия - это тропическая страна, и для нее характерна употребление весьма острой пищи.

В кухне Эфиопии многие блюда сопровождаются соусом под названием "ван", который соединил в себе множество приправ и специй, вот некоторые из них - красный молотый перец, лук, соль, горчица, гвоздика, кориандр, имбирь. Из ароматических в соус добавляют "тзень".

Очень популярен стручковый перец, семена которого имеют яйцевидную форму. Эти семена добавляют в пищу в качестве приправы, а в народной медицине используются как обезболивающее средство при зубной боли. А в горах Эфиопии ростет дерево "мариандра", листья которого дают сильный запах, и используются как в Европе шалфей. Еще одно оригинальное растение Эфиопии - это "бананье де брю ". Из его сердцевины готовят блюда, а семена используются для выпекания хлеба.

Для гостей страны есть особенное блюдо - это яйца по-африкански. На кусочек поджаренного хлеба кладется поджаренная ветчина, а на ветчину кладут яйцо, сваренное "в мешочек".

Для приготовления мясных блюд используют мясо экзотических животных, которые обитают на территории Эфиопии. Это мясо змей, крокодилов, ящериц, причем в пищу идут и внутренности, и даже хвосты. По особым семейным торжествам готовят деликатесное блюдо из ступни слона. Ее заворачивают в листья, приправляют специями и запекают в земле на протяжении нескольких часов. Причем позволить его могут исключительно состоятельные семьи. Также на столе богатых граждан можно встретить свежие фрукты, желе, муссы, фрукты в сиропе.

Пауки и саранча, поджаренные на пальмовом масле, - еще одно национальное эфиопское блюдо.

Также в эфиопской кухне используют мясо верблюда, а верблюжье молоко и изготовленное из него масло, по мнению жителей, обладают тонизирующими свойствами. Также употребляют баранину и мясо кур.

Очень часто эфиопы употребляют в пищу плоды от хлебного дерева, которые по вкусу и структуре напоминают пряники. Овощи в эфиопской кухне практически отсутствуют, зато присутствует множество каш из проса.

В прибрежных районах популярна рыба, которую готовят самыми разнообразными способами.

Из напитков наиболее популярными являются "жалла " (пиво из ячменя), медовые напитки, молоко, и, безусловно, кофе.

Эфиопия на карте

6 388
error: Content is protected !!