Как снять стресс у ребенка? Консультация на тему: Снятие психоэмоционального напряжения у детей.

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Причины стрессов

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Симптомы стресса у детей

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Как же бороться со стрессом у детей?

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

Врач педиатр Литашов М.В.

Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

Симптомы, сопровождающие стресс:

  • Раздражительность.
  • Мышечное напряжение.
  • Низкая активность ребенка.
  • Боли в спине, животе или мигрень.
  • Нарушение или чрезмерное повышение аппетита.
  • Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
  • Нарушения сна.
  • Плаксивость.
  • Отстраненность.
  • Быстрая утомляемость.
  • Плохая концентрация внимания и запоминания.
  • Снижение или прибавка массы тела.
  • Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

    Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

    Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться заикание.

    В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

    Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

    Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

    Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

    Подростковые проблемы

    Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

  • Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
  • Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
  • Развод или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
  • Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
  • Смерть близкого питомца или родственника.
  • Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

    Действия для устранения стресса:

    1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
    2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
    3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
    4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
    5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
    6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
    7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
    8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.

    Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

    Самой старой собаке в мире исполнился 21 год (147 человеческих лет). Таксу зовут Шанель. Носит темные очки, потому что в таком возрасте от света развивается катаракта. Свитер нужен, чтобы собака не чувствовала холод.

    Причины появления стресса у ребенка: как снять стресс у ребенка?

    Детский стресс для взрослых может обернуться целым потоком проблем, в том числе, истериками, скандалами и регрессом в развитии. Снять стресс у ребенка можно самостоятельно, в домашних условиях, но действовать нужно предельно осторожно.

    Причины и последствия возникновения детского стресса

    Как снять стресс у ребенка — вопрос, волнующий очень многих взрослых, ведь чрезмерное волнение крохи может в итоге обернуться его истериками и скачками в настроении. Проблемы могут возникнуть по многим причинам, но чаще всего они беспокоят ребенка из-за не лучшей атмосферы в доме. Если родители все время ссорятся или в семье присутствуют элементы агрессии, малыш обязательно столкнется с чрезмерным переживанием данной ситуации.

    Следующая причина, по которой детки сталкиваются со стрессом — это долгая разлука с мамой. Особенно актуален данный момент в возрасте до двух лет, когда регулярное взаимодействие с матерью незаменимо для крохи.

    Стресс у малыша может возникать и на фоне развития неких болезней или неприятных ощущений. Например, в процессе прорезывания зубов, многие детки сталкиваются и с истериками, и с нарушениями в эмоциональном фоне. Последствиями частого детского стресса становится регресс в плане интеллектуального развития, частая бессонница, нарушения в режиме питания. Часто у деток, страдающих из-за нарушения эмоционального фона, полностью отсутствует аппетит, да к тому же, они еще и начинают вести себя как младенцы, отказываясь реагировать на рациональное общение со взрослыми.

    Бороться с детским стрессом нужно незамедлительно, поскольку часто проявление подобной проблемы грозит ухудшением психологического и интеллектуального состояния крохи.

    Признаками детского стресса выступают следующие симптомы: повышенная возбудимость, бессонница у малыша, головные боли, отстраненность и плохая концентрация. Обычно родители быстро замечают негативные изменения в состоянии ребенка и незамедлительно обращаются к врачу.

    Методики избавления от стрессового состояния напрямую зависят от возраста малыша. Так, например, если речь идет о крохе до года, матери необходимо спокойным голосом рассказать что-то малышу, спеть ему песню, сделать аккуратный, расслабляющий массаж со специальными маслами. Малыш в таком возрасте еще не может рассказать матери, что конкретно его беспокоит, но тактильный и визуальный контакт с самым дорогим человеком помогает крохе обрести эмоциональное спокойствие.

    Еще один прекрасный метод борьбы с детским эмоциональным стрессом — это специальные успокаивающие ванны. В теплую воду следует добавить отвар ромашки и эфирные масла мяты с эвкалиптом. Такая ванна поможет малышу успокоиться, наладить свой эмоциональный фон. К тому же, данную методику активно используют при борьбе с детской бессонницей.

    Если малышу уже 2-3 года, и он активно общается с родителями, стоит попытаться выяснить, что вызвало его неустойчивое эмоциональное состояние. Обычно простая беседа со взрослыми помогает ребенку успокоиться, а родителям осознать имеющиеся бреши в методике воспитания. Психологи рекомендуют по возможности часто беседовать с ребенком начиная с трех лет, чтобы иметь представление о его эмоциональном состоянии и взглядах на жизнь. Поняв, что именно вызвало детскую истерику, родителям следует устранить данную проблему, пока она не сказалась на постоянном психологическом состоянии крохи.

    Психологи советуют избавляться от детского стресса с помощью регулярного общения и успокаивающих процедур. Прибегать к использованию разнообразных успокоительных медикаментов стоит в крайнем случае, если эмоциональное состояние малыша не улучшается.

    Постоянный стресс негативно сказывается на интеллектуальном и физиологическом состоянии ребенка, поэтому с ним следует оперативно бороться. Грамотный родитель сможет преодолеть детскую истерику с помощью элементарной беседы, устранив источники стресса.

    Как снять стресс у ребенка

    Стресс у ребенка – угрожающее состояние эмоционального напряжения. Но его последствия несет еще большую опасность, и первоочередная задача взрослого – вовремя определить симптомы подавленности.

    Причины появления стресса у ребенка как снять стресс у ребенка

    Стресс у ребенка может появиться из-за долгой разлуки с мамой или напряженной обстановки в семье. Как снять стресс у ребенка, и какие меры здесь окажутся наиболее рациональными и действенными?

    Как снять детские и подростковые стрессы

    Приемы, способные помочь вашему ребенку справиться со стрессом — если состояние еще не настолько тяжело, чтобы требовалась помощь специалиста:

    Убедите подростка не заниматься сразу несколькими делами – одновременные занятия в музыкальной школе, в художественном кружке и школе верховой езды способны вызвать переутомление и привести к синдрому опустошения уже в юном возрасте, что еще более опасно, чем для взрослых людей, в силу особенностей неокрепшей психики подростка. Дети и подростки еще не умеют правильно распределять свое время и справляться с перегрузками.

    Помните, что дети младшего школьного возраста и подростки очень нуждаются во внимании, ласке, несмотря на постоянное стремление к большей независимости. В период стресса все дети нуждаются в большей ласке, чем обычно, — не только словесной, но и физической. Объятия, поцелуи, поглаживания очень важны для их душевного равновесия.

    Постарайтесь научить ребенка отстаивать свои права, уметь говорить «нет», правильно справляться с гневом. Умение общаться, правильно выражать свои чувства, не блокировать их поможет ребенку почувствовать себя увереннее и избежать лишних стрессов.

    Не забывайте хвалить своего ребенка за то, что ему удалось сделать хорошо, в чем он преуспел. Возможная реакция у подростков на это – пренебрежение. Но, невзирая на это, они нуждаются в одобрении и осознании, что вам небезразличны их успехи.

    Помните, что юмор обладает хорошей способностью снимать стресс и разряжать обстановку. Развивайте у ребенка чувство юмора и демонстрируйте ему свое умение относиться с юмором к любой, даже самой неприятной ситуации.

    Покажите ребенку, что вы ему доверяете, — дайте ему возможность принимать самостоятельные решения в тех сферах, где это безопасно для его здоровья, — сначала по мелочам, постепенно увеличивая количество ситуаций, где он мог бы проявить свой здравый смысл.

    Как смягчить стресс, связанный с поступлением в школу

    Заранее подготовьте ребенка к тому, что его ожидает, расскажите, что представляет собой школьный день, сколько часов он будет находиться в школе, как туда добираться. Малыш будет меньше нервничать, если сможет себе представить, что именно его ждет. Желательно также, если будет возможность, познакомить его с несколькими будущими одноклассниками – сознание, что он не окажется совсем один в незнакомом месте, что рядом будет кто-то, кого он знал раньше, поможет смягчить испытываемый стресс.

    Постарайтесь превратить первый школьный день малыша в незабываемое, праздничное событие. Пусть поступление в школу ассоциируется у него с чем-то радостным, ярким, счастливым. Покажите, как вы рады тому, что он стал взрослым, но дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

    В первые дни, недели, даже месяцы, когда вы будете провожать ребенка до школы, будьте тверды при расставании, пусть вас не смущают его слезы – они, как правило, быстро исчезают, как только он войдет в полный малышей класс. Не надо устраивать долгие душераздирающие сцены прощаний и убеждений быть умницей и позволить папе или маме пойти на работу.

    Всегда выражайте позитивное отношение к школе. Не высказывайте своего недовольства учителями и качеством преподавания, даже если для этого будут причины, в присутствии ребенка. Встречая его после школы, интересуйтесь, как прошел день, что нового произошло. Пусть он видит, что вам небезразлична его школьная жизнь.

    У ребенка обязательно должно оставаться время для игры. Теперь, когда часть его жизни регламентирована, подчинена распорядку, определенному расписанию, ему как воздух нужен досуг, время, когда он сможет почувствовать, что полностью свободен в выборе занятий.

    Если у ребенка будет что-то не получаться, возникнут сложности с учебой, поведением – от чрезмерного напряжения или желания таким образом снять стресс, не надо припоминать ему эти промахи спустя время. Не заостряйте внимание на отрицательных поступках. Дайте понять, что недовольны им, но покажите свою уверенность, что это – временное явление.

    Вопрос о посещении школы обсуждаться не должен – это обязательно. Не создавайте у ребенка ложное представление, будто этой обязанностью можно пренебрегать.

    Важно в первые же дни создать дома для ученика правильный режим, к которому он скоро привыкнет, если этот режим не будет постоянно нарушаться.

    Не следует сравнивать успехи или неудачи своего ребенка с достижениями других детей. Этим вы не стимулируете его на дальнейшие свершения.

    Вот несколько приемов для того, чтобы помочь подростку преодолеть стрессовую ситуацию:

    Когда подросток вам что-то рассказывает, обязательно дайте ему понять, что слушаете, — невнимание, настоящее или кажущееся, способно сильно ранить его, вызвать дополнительный стресс.

    Ваш тон в разговоре с подростками никогда не должен быть насмешливым, саркастичным или всезнающим. Подростка всегда раздражает само упоминание о том, что у вас больше жизненного опыта, и значит, вы больше знаете об обсуждаемом предмете. Всегда воспринимайте всерьез его предложения, замечания.

    Старайтесь не забывать хвалить подростка как можно чаще. Отыскивайте в его действиях малейший повод, чтобы выразить свое одобрение, — это очень важно для повышения его самооценки.

    Если результат труда подростка не соответствует вашим ожиданиям, все равно похвалите его за усилия. Пусть он знает, что вы любите его в любом случае – будет он совершенством во всех отношениях или нет.

    Делая замечания подростку, осуждайте его поступок, а ни в коем случае не его самого. Не следует отождествлять с ним его действия.

    Когда ваш ребенок достигает подросткового или юношеского возраста, вы сами можете часто испытывать стресс от его непредсказуемого поведения, резкости, собственного сознания, что ваш ребенок уже настолько вырос, и вы больше не можете полностью контролировать его жизнь. Несколько приемов помогут родителям снять напряжение и создать в доме менее стрессовую обстановку:

    Если ваш ребенок выражает желание с вами поговорить, выслушайте его внимательно и спокойно, без криков и упреков.

    Обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них – он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение.

    Не ожидайте, что подросток или юноша примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять, — настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет.

    Во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле, — что он не любит вас, ненавидит и так далее; имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику.

    Знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что плохая мать или никчемный отец, — это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

    Помните, что у молодежи иное отношение к вашим взрослым проблемам, не ждите, что они полностью воспримут их так, как вам бы того хотелось.

    Как снять отек слизистой носа у ребенка — самые эффективные и безопасные методы лечения

    Возникновение отека слизистой оболочки носа является характерным симптомом для целого ряда заболеваний. Появление такого недуга у ребенка может серьезно отразиться на его состоянии и поведении. В настоящий момент существует множество препаратов, которые позволяют устранить отек, однако далеко не все можно принимать детям. Ввиду этого следует узнать о том, какие эффективные лекарства и народные способы помогут избавить ребенка от неприятного симптома болезни.

    Причины и симптомы отека слизистой носа

    Особенности развития отека слизистой носа у ребенка

    Отек слизистой оболочки носа представляет собой процесс набухания, который происходит вследствие существенного прилива крови. Нередко данный процесс возникает на фоне воспаления.

    Основная функция слизистой оболочки носа заключается в защите от попадания вредоносных бактерий, которые с воздухом могут попасть в организм, повлияв на работу других органов. Появление отека свидетельствует о том, что происходит активная борьба с инфекцией. Кроме этого, причиной отека может быть механическое повреждение носового органа.

    В большинстве случаев заболевание возникает именно на фоне заражения вирусными инфекциями. При этом важным фактором, влияющим на появление отека, является температура воздуха. Нередко патологический процесс возникает в том случае, если вдыхаемый воздух слишком холодный. Он не только негативно влияет на состояние тканей, но и ослабляет иммунные свойства, делая организм более чувствительным к инфекции.

    Еще одна распространенная причина отека слизистой оболочки носа – аллергия.

    Негативная реакция организма на вещества-аллергены может иметь как круглогодичный, так и сезонный характер. Наиболее распространенные группы аллергенов: шерсть животных, цветочная пыльца и пух, продукты бытовой химии, лекарственные препараты. При попадании раздражителя в организм происходит резкое расширение кровеносных сосудов слизистой оболочки, что сопровождается обильным выделением слизи.

    При травмах носового органа возникновение отека является естественной реакцией организма. При ударах или других способах механического воздействия на нос, нарушается целостность слизистой оболочки. Расширение сосудов и сильный прилив крови в данном случае связан с активизацией защитных систем организма.

    Заложенность носа, прозрачная слизь — признака отека слизистой носа

    Распространенной причиной отека у детей является аденоиды. При таком заболевании нарушается кислородное питание носоглоточных миндалин. Как правило, болезнь развивается на фоне частых простуд, а также из-за низкого иммунитета, недостатке определенных витаминов.

    В целом, необходимо уметь грамотно определять причины недуга, так как в таком случае значительно проще выяснить как снять отек слизистой носа у ребенка. Для этого также следует знать основные симптомы нарушения.

  • Визуальное увеличение тканей слизистой оболочки
  • Затрудненное дыхание
  • Чувство заложенности носа
  • Повышение температуры тела
  • Головная боль
  • Обильное выделение бесцветной слизи
  • Неспособность различать запахи
  • Чувство сухости и жжения в носовой полости
  • Также следует отметить, что если отек появляется вследствие инфекции, у человека может повышаться утомляемость, значительно ослабляется тело. При длительном отеке может появляться гнойное воспаление, при котором периодически из носовых путей выделяется слизь зеленого или желтого цвета с неприятным запахом.

    Полезное видео — Заложенность носа: причины и последствия.

    При возникновении аллергического отека у больного наблюдается регулярное чихание. Кроме этого, отечность появляется очень быстро, практически сразу после контакта с раздражителем. При этом выделяемая жидкость может быть абсолютно прозрачной. К тому же, такое заболевание сопровождается чувством першения в горле, а также зудом кожи. В большинстве случаев, аллергический отек, и его симптомы исчезают достаточно быстро, после удаления аллергена.

    Отек носа является распространенным недугом, который может возникнуть как из-за заражения инфекцией, так и вследствие аллергии или травматического воздействия.

    Медикаментозное лечение

    Безопасное лечение отека слизистой носа с помощью медикаментозных препаратов

    Для большинства родителей вопрос о том, как снять отек слизистой носа у ребенка является очень актуальным. Связано это, в первую очередь с тем, что существует очень много вариантов для лечения, как медикаментозных, так и народных.

    Определить наиболее оптимальный способ терапии поможет врач-педиатр, который, к тому же, сможет определить точную причину недуга.

    Медикаментозное лечение может производиться такими способами:

  • Сосудосуживающие капли. Существует целый ряд препаратов, действие которых направлено на суживание кровеносных сосудов, что в свою очередь увеличивает артериальное давление и способствует устранению отека. Важно помнить о том, что такие средства можно применять не более 5-7 дней, так как в противном случае они могут спровоцировать развитие гипертонической болезни у ребенка. Кроме этого, перед приемом нужно ознакомиться с инструкцией и выяснить противопоказания и возможные побочные эффекты.
  • Антисептические капли. Отек, вызванный респираторными заболеваниями, а также различными видами инфекции следует лечить с использованием антисептических препаратов. При носовой отечности оптимальным вариантом является прием препаратов именно в форме капель, так как это позволяет усиливать местное действие.
  • Антибиотики. При вирусных и инфекционных заболеваниях ребенку могут быть назначены антибиотики. Данная группа препаратов характеризуется сильным действием на организм, но могут спровоцировать ряд побочных реакций. Лечение с использованием таких препаратов лучше всего производить под контролем специалиста.
  • Глюкокортикостероиды. Лекарственные средства данной группы не рекомендуется для приема детям, однако в случаях, если другие лекарства не помогают при лечении отека, или же существует риск осложнений, специалист может назначить короткий курс приема. Как правило, такие препараты производятся в форме спреев, которые позволяют увлажнять ткани слизистой оболочки.
  • Промывания. Для промывания носа можно использовать специальные средства на основе морской воды или же обычным физиологическим раствором. Прием следует производить в полном соответствии с инструкцией, так как, даже не смотря на свой безопасный состав, жидкости для промывания могут негативно повлиять на состояние ребенка при длительном и чрезмерно частом использовании.
  • Ингаляции. Проведение процедур с использование небулайзера очень полезны при отеках любого происхождения. Ингаляции оказывают комплексное воздействие на органы дыхания, что очень важно при респираторных заболеваниях. Производить процедуры можно как с применением эфирных масел и обычной минеральной воды, так и специальных жидкостей с лекарственными компонентами.
  • Мази. При лечении отека носа у ребенка достаточно часто используются мази, изготовленные на основе растительных компонентов. При применении такого способа лечения важно помнить о том, что кожа ребенка значительно чувствительнее, чем у взрослых, а потому процедуру следует производить с осторожностью.
  • В редких случаях устранить причину отека можно только с помощью хирургической операции. В число таких нарушений входит аденоиды, которые нужно удалить для того чтобы заболевание прошло. Кроме этого, операция может быть назначена в тех случаях, если появление отека вызвано патологическими новообразованиями в носовой полости. Также, хирургическое вмешательство достаточно часто применяется в случаях сильных носовых травм, при которых дыхание становиться невозможным.
  • В целом, существует достаточно большое количество медикаментозных способов лечения отека, которые можно использовать как взрослым, так и детям.

    Народные методы лечения отека

    Лучшие рецепты народной медицины

    Говоря о том, как снять отек слизистой носа у ребенка, немало важно отметить, что лечение может осуществляться не только с помощью лекарств, но и с использованием нетрадиционных методов.

    Преимуществом народной медицины является то, что многие из ее методов достаточно безопасны, а потому могут использоваться для лечения детей.

    Лучшие народные средства против отека:

    • Йодный раствор. С помощью такой жидкости производится промывание пораженных участков носового органа. Чаще всего, раствор применяется при заболеваниях, вызванных попаданием бактерий. Для приготовления нужно добавить 1-2 капли йода в 1 стакан теплой кипяченой воды. При промывании очень важно чтобы жидкость не попала ребенку в глотку, так как он может случайно проглотить ее.
    • Ингаляции. Для проведения паровых процедур не обязательно использовать небулайзер. Осуществить лечение можно при помощи эфирных масел, которые необходимо добавить в кипящую воду. Для одной ингаляции достаточно нескольких капель масел хвойных деревьев. Процедуру следует повторять несколько раз в сутки.
    • Ингаляции с картофелем. Паровые процедуры с вареным картофелем являются одним из наиболее эффективных народных средств против отоларингологических заболеваний. Необходимо сварить несколько картофелин в кожице, слить воду и дышать парами, исходящими от картофелин, накрывшись при этом полотенцем. Повторять процедуру следует 2 раза в день по 3-5 минут.
    • Луковый сок. Для приготовления лечебного средства от носового отека необходимо перетереть на терке одну крупную луковицу. Далее необходимо взять три чайных ложки полученной кашицы, и смешать ее с 200 мл кипяченой воды. Также рекомендуется добавить одну ложку меда. После того как жидкость настоится 40-50 минут, необходимо закапывать средство в каждый носовой проход по 5 капель.
    • Сок из алоэ. Чтобы приготовить лекарство, необходимо выбрать несколько нижних листьев растения и аккуратно их срезать. После этого, их нужно тщательно промыть и перемолоть с помощью мясорубки. Полученную массу следует выжать с помощью марли, а полученный сок закапывать в каждую ноздрю по 3 капли. Повторять процедуру рекомендуется 4-5 раз в сутки.
    • Мед. При отсутствии аллергии на продукты пчеловодства можно использовать эффективное средство от отека. Необходимо нагреть небольшое количество меда с водой в одинаковом соотношении, тщательно перемешать и закапать в нос по несколько капель. Также, мед рекомендуется принимать внутрь, так как он характеризуется противомикробным действием и эффективен при лечении вирусных болезней.

    В целом, в народной медицине существует достаточно большой выбор способов лечения отека слизистой оболочки носа, которые непременно помогут избавиться от неприятных симптомов данного недуга.

    В настоящий момент многих интересует, как снять отек слизистой носа у ребенка, так как такая болезнь может не только принести массу дискомфорта, но и спровоцировать развитие осложнений. Для лечения можно использовать как медикаменты, так и методы народной медицины, однако лучше всего производить лечение теми средствами, которые одобрены лечащим врачом.

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

    Снятие нервного напряжения у ребёнка, или Играми по стрессу!

    Нервное напряжение у детей, как и у взрослых, необходимо вовремя снимать, чтобы оно не нарушило физическое и психическое состояние. Как известно, основной деятельностью детей является игра. Через игру можно не только развиваться, но и лечиться.

    Предлагаем вашему вниманию расслабляющие игры для снятия стресса, которые подходят для деток уже с двух лет. Обратите внимание на то, что упражнения, рассчитанные на младших деток, могут выполнять и старшие.

    Когда ребёнку нужно представить себя где-то или кем-то, помогайте его воображению, описывайте картинку, которую он может видеть в предложенной ситуации, и ощущения, которые может испытывать.

    Заранее заготовьте лёгкие предметы - бумажные шарики, небольшие мягкие игрушки, маленькие пластмассовые кубики и т.п. И кидайтесь ими друг в друга. Эта весёлая игра должна закончиться перемирием, то есть объятиями.

    Объясните ребёнку, что, когда кошки злятся, они шипят, изгибая спину, царапаются и кусаются. А добрые кошки мурлыкают и трутся об ноги хозяев. Изображайте вместе с ребёнком то злых, то добрых кошек. Только кусайтесь и царапайтесь понарошку.

    Покажите ребёнку недовольное, рассерженное лицо - наморщите лоб и нос, надуйте губы, посмотрите исподлобья. Попросите малыша повторить вашу гримасу (желательно сделать это на вдохе). А на выдохе пусть он расслабит мышцы лица.

    Представьте, что по комнате летает бабочка, и попытайтесь поймать её, проделывая хватательные движения то одной рукой, то другой, а затем и обеими. Ребёнок должен повторять ваши движения. Когда бабочка будет «поймана», медленно разожмите кулаки и посмотрите на неё.

    Ребёнок - воздушный шарик. Изображайте, будто бы вы надуваете шарик, а ребёнок в это время разводит ручки по сторонам, расставляет широко ноги, надувает щёчки и животик. Но тут вы перестаёте дуть, и шарик сдувается - ручки опускаются, голова склоняется вперёд, ножки сгибаются, и ребёнок постепенно ложится на спину в расслабленную позу, раскинув ручки и ножки и закрыв глаза.

    Положите на середину комнаты игрушечного зайку (мышку, белочку, рыбку или другого беззащитного зверька). Ребёнок в этой игре - волк (лиса, тигр, медведь или другой хищник, которого он не боится). Хищник сидит в засаде и медленно, осторожно и бесшумно подбирается к своей «жертве».

    Менее «кровавый» вариант этой игры - ловля бабочек, к которым нужно подходить так же осторожно.

    Ребёнку надо представить, что он - мороженое. Его только достали из морозилки - он твёрдый, холодный, его руки и тело напряжены. Но тут начинает пригревать солнышко, и мороженое тает - постепенно становится мягким, ручки и ножки ребёнка расслабляются.

    Попросите ребёнка представить, что ему холодно. Пусть он обхватит себя ручками, согнётся. Теперь набросьте ему на шею шарфик. Пусть ребёнок повертит головой из стороны в сторону. Его шейке, ему стало тепло, он может расслабиться.

    Ребёнок ложится на спину и расслабляется. Он - море, спокойное, тихое. Положите на животик ребёнка бумажный кораблик. Когда ребёнок дышит, кораблик, как на волнах, поднимается и опускается. Если ребёнку удастся сконцентрировать взгляд на кораблике, он успокоит своё дыхание и успокоится сам.

    Ребёнку нужно представить, что он сидит на открытой полянке и вдруг дует холодный ветер. Малышу становится холодно, он прижимает коленки к подбородку, обхватывает их ручками, стараясь согреться. Ветер утихает, и тёплое, ласковое солнышко согревает ребёнка своими лучами - он расслабился, поднял личико к солнышку. Внезапно - новый порыв ветра… (Действия нужно повторить несколько раз).

    Предложите ребёнку отдохнуть, поспать (понарошку, конечно) - пусть он сядет на корточки, закроет глаза и посидит в этом положении несколько секунд. Приходит время просыпаться: малыш медленно встаёт, поднимает вверх ручки и тянется к потолку, встаёт на носочки и смотрит наверх. После хороших потягушек, можно немного постоять, опустив руки вниз и поулыбавшись друг другу.

    Ручки ребёнка - это стрелки часов. «Заведите» часики - они станут говорить «тик-так» и вертеть стрелками (по очереди размахивать прямыми руками вперёд и назад). Завод закончился, и часики отдыхают. (Повторите игру несколько раз).

    Стоит каша на плите и кипит. Покажите ребёнку, как кипит каша, а он пусть повторяет за вами. Одна рука лежит на животе, другая - на груди. Делается глубокий вдох, при котором живот втягивается внутрь. На выдохе произнесите: «Ф-ф-ф,» - и выпячивайте живот с каждым произнесённым звуком.

    Для этой игры вам понадобятся большой лист обоев, пара восковых мелков, карандашей или фломастеров (можно разноцветные), спокойная музыка.

    Положите ребёнка так, чтобы руки от кистей до плеч лежали на обоях. Дайте ему в руки карандаши. Пусть ребёнок закроет глаза, а когда зазвучит музыка, двигает руками, рисуя в такт мелодии. Через 2-3 минуты выключите музыку и вместе рассмотрите получившиеся рисунки.

    Ребёнку нужно представить, что в правой руке он зажал лимон и выдавливает из него сок. Ладонь сжимается в кулак как можно сильнее. А затем - расслабляется. Повторите то же левой рукой.

    «Поймайте» вместе с ребёнком воображаемую бабочку. Она замёрзла, её можно согреть дыханием. Подуйте на свои раскрытые ладони, а ребёнок пусть дует на свои. Через минуту бабочка согрелась, и теперь её надо отпустить - сдуйте бабочку с ладоней.

    Стресс у ребенка: 10 причин, почему ваш ребенок расстроен

    Взрослые часто произносят наивную фразу: «Хорошо быть маленьким, никаких забот!» Однако они забывают, что дети постоянно подвергаются негативному воздействию стрессов, вызванных школьными оценками, конфликтами с родителями и сверстниками. По статистике, у 72% детей частые беспокойства становятся причиной проблем с поведением, а у 62% ухудшается физическое здоровье: появляются головные боли, расстройства желудка и другие симптомы ВСД. В этой статье мы рассмотрим 10 негативных факторов, подавляющих настроение ребенка.

    1. Быстрое развитие ребенка

    Если 30 лет назад в детском саду малыши складывали кубики и рисовали картинки пальцем, то сегодня усиленно занимаются чтением, математикой, иностранными языками, учатся компьютерной грамоте и приобретают первые деловые навыки. Родители отдают их в центры раннего развития, надеясь воспитать маленьких гениев. Однако постоянные нагрузки – испытание для неокрепшей психики: дети попросту не успевают адаптироваться.

    2. Школьные нагрузки и контрольные

    Современные академические нагрузки, частые тесты и контрольные оказывают на детей нешуточное давление. Вспомните, как вы боялись получить плохую оценку и зубрили непонятные математические формулы. Если ребенок отказывается ходить в школу, плачет, нервничает, плохо ест и спит – это не обычные капризы, а серьезные признаки стресса.

    3. Внеклассная деятельность

    Уровню активности современных детей может позавидовать любой взрослый. Каждый их день распланирован: поход в школу, в спортивную секцию, на курсы языка, к репетитору по алгебре или на танцы. Однако спорт и искусство должны снимать стресс, а не добавлять его. Если ребенок устает, поговорите с ним: возможно, он захочет уменьшить нагрузки или заняться саморазвитием в более спокойных условиях.

    4. Недостаток физической активности

    Во многих школах сокращают часы физкультуры, опасаясь за здоровье учеников. В этом действительно есть логика: непомерные нагрузки много раз становились причиной серьезных заболеваний и даже смерти детей. Однако спорт – естественный выход для стресса, и если у ребенка зашкаливает количество нерастраченной энергии, это может сделать его беспокойным и даже агрессивным.

    5. Влияние медиа и просмотр взрослого контента

    Дети регулярно видят сцены секса и насилия по ТВ, в интернете и кино, но им сложно самостоятельно сформировать к этим вещам правильное отношение. Действительно, родителям стало труднее контролировать контент, который потребляет ребенок, да и делать это нужно осторожно, без фанатизма. Вместо того чтобы прятать компьютер, планшет или смартфон, достаточно регулярно говорить с любопытным ребенком об актуальных проблемах, доступно объясняя события окружающей действительности.

    6. Издевательства и насмешки

    Если раньше конфликты со сверстниками происходили исключительно в школе и во дворе, то сегодня список потенциально опасных мест пополнился социальными сетями. Люди в интернете более жестоки и раскованны. Касается это и детей. Послать оскорбительный комментарий можно в один клик, не особо беспокоясь о последствиях. И если взрослые меньше обращают на них внимание, то подростки с ранимой самооценкой по-настоящему страдают от насмешек. Запущенные случаи издевательств в интернете могут даже стать причиной депрессии у ребенка.

    Сегодня каждый третий ребенок от 6 до 17 лет имеет в своей комнате хотя бы один электронный девайс, который мешает вовремя уснуть. Зависимость от социальных сетей и компьютерных игр – одна из главных причин бессонницы у детей и подростков, а систематические проблемы со сном вызывают ухудшение памяти и снижение настроения.

    8. Хронические заболевания

    Увы, хронические заболевания у детей – не редкость. Некоторые из них долгое время протекают бессимптомно, другие досаждают частыми рецидивами. Так или иначе, ребенок чувствует не только физический, но и психологический дискомфорт, ведь ему хочется играть со сверстниками, развлекаться, учиться. Постоянные походы к врачу и прием лекарств – испытание, с которым непросто справиться даже взрослому.

    Почти 1,5 миллиона детей каждый год переживают развод родителей, что само по себе является тяжелой психологической травмой. Выясняя отношения или решая неурядицы, взрослые часто забывают спросить мнение ребенка, и это не может не отразиться на его эмоциональном благополучии. Страхи, комплексы, замкнутость, вспышки гнева – лишь немногие последствия распада семьи.

    10. Стрессы родителей

    Даже если вы старательно скрываете собственные стрессы, обмануть ребенка вряд ли получится. Дети обладают удивительной проницательностью и сенситивностью. Даже младенец способен почувствовать эмоции мамы и папы, глядя на их напряженные лица. Конечно же, это не значит, что вы должны отворачиваться или прятаться. Хотите, чтобы ребенок был счастлив? Станьте счастливыми сами.

    ФОТО Getty Images

    Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

    Раннее детсво

    Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

    Симптомы:

    гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

    Что делать родителям

    • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
    • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
    • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
    • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
    • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

    Младшие классы

    Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

    Симптомы:

    утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

    Что делать родителям

    • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
    • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
    • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
    • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
    • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
    • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.

    МОЖНО ЛИ «ЛЕЧИТЬ СТРЕСС» У РЕБЕНКА?

    Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

    «Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».

    Наступила середина учебного года. Для одних ребятишек он первый в детском саду, для других - в школе. Дети утомились от занятий, кружков и секций, нахождения «в рамках». Самое время напомнить ребенку, как справляться с перегрузами, и научиться самому не давать завладеть малышом. О том, как это сделать порталу ННмама.ру рассказала психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, дыхательный терапевт Любовь Богданова.

    Разгребаем эмоциональные завалы

    Если не мыть посуду несколько дней – образуется большая гора грязных тарелок и кастрюль, с которой придется долго заниматься, чтобы навести чистоту. Точно так же обстоит дело и с внутренними напряжениями: если от них не избавляться регулярно, они накапливаются и потом расчисткой эмоциональных завалов заниматься гораздо сложнее. А у детей они тоже случаются.

    1. Осознайте, что если ваш ребенок начинает носиться как угорелый и кричать во все горло – это значит, что у него внутри накопилось много психологического, физического и эмоционального напряжения, и его переизбыток просится наружу. Подумайте, есть ли в вашем семейном укладе жизни с ребенком пространство и время для своевременного гармоничного выхода таких напряжений.

    2. Осознайте собственные внутренние убеждения и установки. Вдруг вы никогда не разрешаете ему «разрядиться» естественным и свойственным ребенку способом – через тело, голос и ?

    Многие родители старательно изучают, как привить ребенку внешние составляющие чистоплотности (как приучить ребенка к горшку), но эмоциональная чистоплотность, увы, остается без внимания.

    3. Нужно следить за тем, чтобы у ребенка было пространство и время для разрядки, а в те моменты, когда внутреннее напряжение вырывается наружу – не подавлять ребенка, не осуждать его, а прививать ему навыки социально приемлемого поведения.

    Если у ребенка начинается выплеск активности, вместо одергивания его и упреков в его адрес:

    • радуйтесь, что у ребенка внутренняя структура личности еще не «забита», он слышит естественные природные импульсы, помогающие самостоятельно сохранить хорошее здоровье и психику. И помните о своей родительской задаче научить ребенка такому поведению, которое одновременно будет гармоничным и для него самого и для внешнего мира.
    К сожалению, складывающиеся в последнее время общественные представления о детях как о существах, которые должны быть «удобны» во взрослом мире, все дальше уводят семьи от здоровья и благополучия.

    Посмотрите вокруг, много ли вы знаете взрослых и детей, которые могут похвастаться хорошим физическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью и хорошими взаимоотношениями? Если для своей семьи вы желаете лучшего – учитесь действовать по-другому: учитесь у природы и приспосабливайте естественные способы к обстоятельствам современной жизни.

    • Говорите ребенку, что вам нравится, как он двигается, прыгает и кувыркается, как он поет или что-то восклицает, какую игру или танец он придумал. Это хорошо, что он такой активный, сильный и веселый, что у него громкий голос.
    Именно родительское неодобрение и родительские запреты создают самые глубокие психологические травмы, в силу которых человек довольно быстро уже сам

    Запрещает себе проявлять инициативу,

    Заявлять о своей потребности,

    Быть творческим,

    Делать что-то, что приносит внутреннее удовлетворение,

    Привыкает жертвовать собой,

    Подавлять себя, ориентироваться только на мнение других людей. Если что-то подобное вы чувствуете в своей жизни – это повод разобраться в себе. Главное – не разрушать своими руками формирующуюся структуру личности ребенка.

    • Предложите ребенку другую форму, другую возможность для свободного и спонтанного (если нужно – громкого, шумного, активного) выплеска его внутренней энергии.
    Приведу пример ваших слов ребенку: «Сыночек, я вижу, ты здорово научился прыгать! Это хорошо, что ты такой ловкий и сильный. Но у нас есть правило: дома на диване мы не прыгаем. А вот мы с тобой сегодня пойдем на прогулку, там на площадке есть батут, вот там я с удовольствием посмотрю, как ты будешь прыгать. Там даже еще сильнее можно будет прыгать, ты там по-настоящему покажешь класс! А дома от прыжков у нас мебель будет портиться и вообще сломается. И мы с папой будем очень расстраиваться. Так что запоминай: прыгать хорошо - но обязательно в подходящем месте».

    Создайте свод домашних законов

    1. Создайте «правила», которыми определяется разрешенное и запрещенное поведение ребенка. Обсудите их со всеми взрослыми, которые общаются с ребенком, особенно – с тем, кто живет с ребенком. Помните, что у родителей приоритет в правилах для своего ребенка перед бабушками и дедушками.

    2. Эти правила должны быть известны ребенку. Расскажите ему о них, научите его им следовать. Обратите внимание, что от вас потребуется период обучения, спокойной помощи, поддержки и поощрения ребенка в том, чтобы запомнить правила и их придерживаться. Ориентируйтесь на 21 день ежедневного увлекательного обучения с вашей стороны. Если такого обучения взрослые не проводили – несправедливо и незаслуженно ругать ребенка, критиковать и делать замечания.

    error: Content is protected !!