Скорочтение – как способ повысить степень своего развития. Лучшие техники для быстрого чтения

Многие люди желают повысить скорость чтения, чтобы получать истинное удовольствие от изучения книг. Важно также умение запоминать прочитанное, подобная особенность помогает улучшить память. Опытные специалисты рекомендуют использовать практические рекомендации. Они направлены на улучшение памяти и общее восприятие информации. Рассмотрим важные аспекты по порядку, выделим главное.

Создайте условия для восприятия информации

  1. Для улучшения скорости чтения создайте комфортные условия. Достаточно выделить уютное место, мягкий диван или кресло, в меру яркий свет. Чтение не должно проводиться в шуме, иначе вам придётся по несколько раз пробегаться глазами по материалу.
  2. При отсутствии оптимальных условий рассеивается внимание, вы не сможете запомнить прочитанное. По этой причине не нужно брать книгу в общественный транспорт или заниматься этим при включенном телевизоре.
  3. Отправляйтесь читать в отдельную комнату, в которой отсутствуют другие домочадцы. По возможности изучайте книги на природе под щебетание птиц и лёгкий ветерок. Важно полностью погрузиться в чтение, чтобы вас ничего не отвлекало.
  4. Самым идеальным временем считается раннее утро (период с 07.00 до 11.00). После пробуждения голова работает достаточно хорошо, главное, не забывайте завтракать. Если нет возможности читать утром, проводите процедуру днём.
  5. Многие люди предпочитают укладываться с книгой по вечерам. Однако в данное время информация усваивается хуже всего. Также нельзя читать после принятия пищи, обязательно выждите 30-45 минут. В противном случае организм занимается перевариванием еды, вследствие чего ему «некогда» усваивать информацию.

Выделяйте главное

  1. Чтобы повысить концентрацию и лучше запоминать информацию, изучайте материал и выделяйте из него главное. Таким образом вы запомните прочитанное без особых усилий, поскольку суть будет ясна.
  2. Приведём простой пример, который поможет решить проблему. Предложение: «Мы поехали с родителями в отпуск за границу, чтобы насладиться лазурным морем». Смысл будет понятен из следующих ключевых слов: «мы-отпуск-море». Необязательно читать всё, пропускайте лишнее.
  3. Таким способом вы сократите время на обработку информации без потери смысловой нагрузки. Данную технику желательно применять при чтении небольших текстов, таких как журналы, газеты, посты в социальных сетях.

Исключите регрессию

  1. Под регрессией понимается чтение одного и того же предложения/фразы много раз подряд. При этом абсолютно неважно, умышлено вы это делаете либо нет. Подобные действия значительно увеличивают длительность чтения, но не добавляют понимания происходящего.
  2. Регрессия появляется тогда, когда смысл текста потерян. Получается, что человек возвращается к началу предложения или, того хуже, абзаца, чтобы найти. Избежать таких ситуаций можно при помощи карандаша, закладки или пальца. Помечайте место, в котором вы остановились ранее.
  3. Другие люди начинают регрессировать, когда не понимают смысла с первого раза. Избавиться от этой особенности можно, но придётся проявить внимательность. Когда садитесь за чтение, сконцентрируйтесь, лишь затем приступайте к работе с текстом.
  4. Ошибочно полагать, что чтение относится к пассивному действию. Во время обработки информации мозг задействован достаточно сильно, поэтому действие требует собранности. В результате вы полностью исключите регрессию, тем самым ускорив скорость обработки текста и улучшив восприятие информации.
  5. Также стоит определить, насколько важна информация, которую вы перечитываете. Если вы понимаете суть без повторного прочитывания, не стоит возвращаться к абзацу снова и снова. Таким способом вы лишь потратите время.

Не читайте по словам

  1. Скорость сильно замедлится, если вы будете читать по одному слову. Замените неправильную технику обработкой информации предложениями или кусками (словосочетаниями).
  2. Если привести пример, ситуация будет выглядеть следующим образом: «машина в гараже» или «машина + в + гараже». Менее натренированные читатели поступят по второму принципу, что не будет считаться правильным.
  3. Мозг имеет приятную особенность восполнять пробелы, которые он находит в определённом отрезке предложения. Вы можете прочитать «машина в гараже» как «машина», «гараж», предлог подставится автоматически на подсознательном уровне.
  4. Таким способом мы опять возвращаемся к выделению ключей из целого предложения или словосочетания. Вы сократите объём обработанной информации на 45-50%, что значительно повысит скорость чтения.

Не проговаривайте текст губами

  1. Многие люди совершают ошибку, когда в процессе чтения прокручивают слова в голове или произносят их губами. Данную особенность именуют субвокализацией. Именно она влияет на скорость чтения.
  2. Безусловно, детей обучают получать и воспринимать информацию подобным способом, но им не важна скорость. В вашем случае субвокализация мешает воспринимать сведения быстрее, поскольку вы не разговариваете с молниеносной скоростью. В уме это можно сделать гораздо быстрее.
  3. Если избавиться от проговаривания слов губами, скорость увеличится в 2-3 раза, что является неоспоримым плюсом. Чтобы исключить субвокализацию, достаточно на период чтения занять рот зубочисткой или конфетой. Отныне вам необходимо читать, что называется, сознанием, без бормотания.

Пропускайте то, что вам уже известно

  1. Чтобы увеличить прочитанное и лучше освоить информацию, нужно пропускать ненужные разделы. К ним относятся сведения, не несущие смысловой нагрузки. Достаточно легко определить, какие подразделы стоят вашего внимания.
  2. Чтобы выполнить манипуляции, просканируйте текст глазами, выделив ключевые слова (либо их отсутствие). Также можно прочитать по первому предложению из всех абзацев, уяснив суть. Такой ход поможет понять содержание и определиться, стоит текст вашего времени или нет.
  3. Приём особенно актуален в тех случаях, когда нужно понять из книги какую-то отдельную главу или отрывок (если вы не можете найти нужные сведения). Это относится к мемуарам, справочникам и пр. Человеческая природа может сильно противиться, но так вы лучше усвоите суть и повысите скорость чтения.
  4. К тому же, если книга не пришлась по душе либо не несёт пользы, вовсе откажитесь от её прочтения. По большей части многие произведения написаны недостаточно хорошо, в них не отражена концепция. Читайте по 7% каждого издания, после чего выбирайте для себя самое подходящее.

Перед чтением изучите материал

  1. Чтобы повысить скорость чтения, изучайте материал перед его масштабной обработкой. Для этого пробегитесь глазами по первому и последнему предложению каждого абзаца. Обращайте внимание на слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом.
  2. Подобные действия помогут понять, если ли смысл читать главу полностью либо её можно исключить. Не пропускайте заголовки, как правило, они характеризуют суть.
  3. В результате выборочного чтения вы получите полное представление обо всех составляющих текста. При необходимости можно вернуться к тому или иному абзацу и изучить его более подробно.
  4. Техника предварительного изучения материала помогает легче воспринять, запомнить и прочитать ранее невиданную книгу. Таким образом вы можете быстро обработать сложную статью или научное издание.

Тренируйте память

  1. Если вы испытываете сложность с запоминанием прочитанной информации, развивайте память. Отличным вариантом считается изучение иностранного языка или слов в отдельности. Вы можете заниматься дома либо записаться в соответствующую школу. Также навык пригодится в повседневной жизни (работа, путешествия и пр.).
  2. Чтобы натренировать память, начните читать стихи, а затем заучивать их наизусть. Для улучшения зрительного восприятия регулярно просматривайте сложные фотографии или картинки, старайтесь запомнить каждую мелочь с изображения.
  3. Ещё одним способом улучшения памяти считается правильная расстановка слов. К примеру, попросите домочадцев написать 12 слов в разном порядке. Прочитайте их, уберите в сторону, затем попробуйте воспроизвести последовательность на отдельном листе. Повторяйте манипуляции по 7 раз за сеанс 2 раза в день. Постепенно увеличивайте количество слов в списке, старайтесь запомнить их последовательность.
  4. Опытные умы мира в один голос твердят, что при чтении крайне важно развивать память. Если говорить об исследованиях, специалисты выяснили, что после прочтения книги человек запоминает около 18-22% от её содержимого. Чем хуже созданы условия для обработки текста, тем пагубнее это сказывается на восприятии и усвоении.
  5. Известно, что возраст напрямую связан со способностью мозга запоминать информацию. После окончания школы и института многие люди прекращают развивать память, но такие действия являются неправильными. Важно всегда тренироваться, иначе вы не сможете зафиксировать даже малейшие сложные фрагменты.
  6. На коэффициент усвоения влияет жанр книги и то, с каким удовольствием она читается. Если вам нравится сюжет и тематика, процент запоминания автоматически увеличивается в 1,5-2 раза. По этой причине важно выбирать литературу, подходящую именно вам.

Не двигайте глазами

  1. Если вспомнить момент, когда маленького ребёнка учат читать, можно понять следующее. Чаду говорят, что необходимо внимательно смотреть на читаемое слово, прежде чем приступать к следующему. В случае с детьми этот шаг частично правильный, но он уже заранее ведёт к провалу в будущем.
  2. Известно, что мозг улавливает большее количество информации посредством глаз благодаря периферическому зрению. В результате вы можете охватить не одно слово, а 4-5, всё зависит от сложности текста. Практика «останавливаться» пагубно сказывается на скорости чтения.
  3. Чтобы избавиться от вредной привычки, перед работой с текстом расслабьте мышцы лица и глаза. В результате вы сможете рассмотреть большую часть страницы. Старайтесь читать минимум 4-5 слов, лишь затем двигайте глаза дальше.

Достаточно сложно научиться быстро читать и впоследствии запоминать полученную информацию. Как показывает практика, память фиксирует лишь 20-30% от всего изученного материала. Выделяйте главное, исключайте регрессию, не проговаривайте текст губами, не читайте по словам. Пропускайте те главы, которые вам уже известны. Изучайте материал по абзацам перед тем, как приступить к массовой обработке. Тренируйте память посредством упражнений, не двигайте глазами.

Видео: как научиться читать и запоминать прочитанное

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Сегодня стала чрезвычайно востребована техника быстрого чтения. И неудивительно, ведь навык читать быстро и понимать прочитанное требуется людям любых профессий. Развить эту способность в себе может каждый, если будет использовать метод быстрого чтения.

Техника скорочтения включает в себя несколько этапов. Но главным в освоении этой методики является мотивация и самооценка человека. То есть, чтобы техника скорочтения успешно применялась на практике, обучаемый должен понимать, для чего он ставит перед собой эту цель. Также чрезвычайно важно, чтобы в сознании того, кто хочет научиться читать очень быстро, отложилась мысль, что всё достижимо и практически у каждого это должно получиться.

Методика быстрого чтения включает в себя принцип «пристрелки». Он заключается в том, что человек развивает в себе умение за несколько секунд мгновенным просмотром выделить в тексте лишь те отрывки, на которые следует обратить особое внимание, отсеяв уже известный материал. То есть, чтобы научиться читать очень быстро нужно уметь секундным просмотром выделить незнакомую информацию.

Упражнение будет выполняться правильно, если обучающийся поймёт его суть, проверив свои способности к выделению главного сначала на предметах. Делается это так: несколько секунд нужно пристально рассмотреть какой-либо предмет. Затем, закрыв глаза, представить его себе во всех мелочах.

Открыв глаза, следует отметить про себя разницу между визуальным представлением этого предмета и реальным образом. Выделив в предмете 3 незамеченных ранее черты, снова следует закрыть глаза и опять вообразить предмет. Теперь картинка будет более полной. Это упражнение проделывается до 7 раз – оно развивает внимание и умение выделять главное.

Техника скорочтения включает упражнения, подобные описанному: Быстро просмотрев текст (но читать его не нужно!) в течение 30 секунд, следует выделить 3 основные мысли отрывка. Закрыв глаза, нужно представить себе эти мысли. Затем метод повторяется ещё 4 раза, но каждый раз следует находить новые мысли и факты, визуализируя их.

Метод нахождения ключевых слов


Но как научиться не только читать быстро, но и ? Для этого существуют упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово».

То есть, перед прочтением следует определиться с тематикой текста и, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме.

Подавление артикуляции

Так как научиться каждому читать быстро можно и самостоятельно, следует просто регулярно проводить необходимые упражнения. Одним из основных «тормозящих» чтение моментов является навык людей проговаривать текст про себя. Мы даже мысленно артикулируем! И на всё это требуется время. Следовательно, для того чтобы научиться читать очень быстро, следует развить в себе навык подавлять артикуляцию. И упражнениями для развития навыка быстрого чтения будут такие:

  • Во время чтения мысленно считать.
  • Отбивание пальцами во время чтения знакомого ритмического рисунка, например, там-тарарам-там-тарарам.

Навык использования зрительной памяти

Научиться читать очень быстро невозможно, если пользоваться способом буквенного чтения. Кстати, сегодня даже в начальной школе многие методисты стараются уже на раннем этапе обучения отказываться от этой методики. Малышей пытаются приучить запоминать слоги, целые четырёх и пятибуквенные слова. А взрослые обладают более развитой памятью, поэтому им следует научиться схватывать (а не читать по буквам!) слова, состоящие их 9, 10 и более букв.

Научиться скорочтению длинных слов, задействуя зрительную память, вовсе не сложно, если выполнять ежедневно необходимые упражнения. Следует подготовить таблички с напечатанными длинными словами, чаще всего встречающимися в текстах (или чисто профессиональными). Можно создать картинки в компьютерных программах с напечатанными словами. В табличку могут входить 2-3 слова или даже больше. Упражнения эти заключаются в том, что обучающийся должен лишь взглянуть на табличку, но не читать слово, закрыть глаза (или убрать с монитора картинку) и произнести то, что написано.

Начинать эти упражнения можно со слов, содержащих 6-7 букв, постепенно усложняя задание. Так как научиться в одно мгновение очень быстро читать невозможно, то следует уделять каждому упражнению ежедневно не менее 15 минут.

Тренировка вертикального чтения

Освоить скорочтение невозможно, если не научиться читать по вертикали. То есть, следует «научить свои глаза» не двигаться вдоль строки, а охватывать всю строчку одним взглядом. Для развития и совершенствования этого навыка существуют специальные разработки – упражнения по системе Шульте .

Этот метод основывается на использовании квадратных разлинованных таблиц с расположенными в них цифрами в произвольном порядке. Начинать упражнения нужно с таблицы в 16 цифр, затем постепенно переходить на 25, 36, 49 цифр. Таблицы отличаются друг от друга расположениями цифр, поэтому будет лучше, если готовить их будет кто-то другой. Удобно заниматься развитием навыков скорочтения вдвоём, тогда табличками легко можно будет поменяться.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы видеть сразу всю страницу, не фокусируя взгляд на мелочах. Поэтому при работе с таблицами следует смотреть чётко в одну точку, расположенную в центре таблицы.

Особенности мозговой деятельности


«Перепутанные буквы»

Так как научиться скорочтению дома самостоятельно удобнее всего вдвоём, будут очень уместны некоторые интересные, в какой-то степени даже креативные, упражнения.

Техника скорочтения базируется на специфических особенностях работы человеческого мозга, открытых сравнительно недавно. Оказывается, мозг воспринимает лучше всего не буквенное чтение, а именно словарное . Причём буквы в словах могут стоять не в обычном порядке, а произвольно, главное – чтобы первая и последняя буква не изменяла своего места.

Использовать эту особенность для того, чтобы читать быстро, можно при помощи следующего упражнения. Оба обучающихся готовят друг другу тексты, в которых переставляют буквы внутри слов. Затем меняются отрывками и проверяют чтение друг у друга.

«Вычеркнутые буквы»

Также для выработки навыка быстрого чтения прекрасно подходят упражнения по вычёркиванию букв внутри слов. Оба обучающихся также готовят друг для друга задания, убирая из текста почти половину букв, например, все гласные. Можно даже устраивать соревнования на время, определяя при помощи секундомера, как быстро сможет читать такой текст напарник.

Чтение через слово

Подобные упражнения способствуют не только приобретению навыка скорочтения, но и стимулируют работу мозга, давая ему тренировку и развивая интеллектуальные способности человека. Навык быстрого чтения приобретается, если знать, как можно быстро читать текст, «не зацикливаясь» на каждом конкретном слове, то есть, через слово.

Упражнения для развития данного навыка также просты. Нужно сначала приготовить материал: текст с вычеркнутыми (стёртыми) словами, например, сначала убрать каждое третье, далее переходить на упражнения, в которых убраны каждое второе слово.

Штурмовая техника — соревнование

Нужно взять два текста или разные отрывки из одного и тоге же и по очереди на время читать с последующим пересказом.

Раньше люди читали не торопясь, размеренно, при неровном свете свечи. Быстрота чтения не была необходима. Но мы живем в стремительное время, нам нужны довольно большие объемы информации, уже со школы дети должны читать не только художественную литературу, но и учебники, технические описания к разным гаджетам, статьи и так далее.


Если читать медленно, времени учиться в хорошем темпе может не хватить. Как же быть? Неужели придется с утра до вечера сидеть над книгами и учебниками? На самом деле есть несколько секретов, которые помогут научиться читать быстро с полным пониманием прочитанного. Сегодня мы ими поделимся.

1. Определяем скорость.

Вы читаете медленно или считаете, что можете быстрее? Определите вашу скорость. Включите таймер и прочитайте полстраницы текста. Запишите ваш результат. Это нужно для того, чтобы следить за прогрессом обучения и правильно подбирать упражнения, которые помогут улучшить навыки.


Не старайтесь ускоряться до предела, важно достичь равновесия скорости и понимания прочитанного. Контролируйте ваше чтение, чтобы точно знать, что вы движетесь.


Стремитесь стать быстрее, но при этом не терять в понимании текста.

2. Читаем слова группами.

Причина замедлений в чтении по слову, остановках на каждом слове, движении взгляда обратно, чтобы прочитать строчку еще раз. Часто нам кажется, что так мы лучше поймем смысл. Но это не так. Читая отдельными словами, а не конструкциями, мы просто замедляем темп. Старайтесь читать словосочетаниями, цепляйте взглядом группы слов.


Обратите внимание, что даже сложные предложения в русском языке разделены на смысловые единицы – простые предложения, причастные и деепричастные обороты, обособления. Все эти конструкции обычно отделяются от остальной части предложения запятыми. Попробуйте охватывать кусок текста от запятой до запятой, затем следующий. Потихоньку вы привыкнете сразу замечать интонационные паузы и впитывать информацию блоками.


Установите для себя правило: каждое предложение делить на 2-3 части.

3. Без остановок.

Почему мы останавливаемся? Вероятно, потому что не очень уверены, что правильно поняли смысл. Так тоже бывает, если читать сложную теоретическую литературу, но вряд ли смысл ускользнет от вас в процессе чтения художественных произведений.


Приучите себя читать без остановок. Скользите глазами по строчкам, не спотыкайтесь о каждое слово. Если вам сложно побороть привычку, возьмите себе в помощники карандаш и водите по строкам. Пусть глаза двигаются за указкой, так вы понемногу привыкнете читать подряд, без топтания на месте.


Вот увидите, ваши страхи потерять смысл скоро останутся позади. Наоборот, концентрация внимания повысится, а скорость чтения увеличится (напоминаем про пункт 1, следите за вашим прогрессом).


Тренируйте себя. Чтение – это почти как спорт. Чем больше тренировок, тем больше результат.

4. Знакомимся с терминами.

Художественная литература обычно не требует знания каких-то особых слов. Конечно, в ней встречаются незнакомые, устаревшие, диалектные слова, но не очень часто, поэтому всегда можно быстро понять их значение по контексту или остановиться и использовать словарь.


Но что делать, если вы читаете учебники или другую обучающую литературу? Здесь встречаются не просто незнакомые слова, но терминология, причем, для каждого предмета и направления она своя.

Совершенно не важно, изучаете вы курс биологии за 7 класс или проходите курс маркетинга, постарайтесь сначала познакомиться с особыми словами, которые будут вам встречаться в тексте. Не бросайтесь в омут понятий с головой, вы быстро устанете разгадывать смысл и остановитесь.


Но как же выяснить, какие слова требуют особого знакомства? Возможно, первую-вторую главу вашего трактата нужно прочитать медленно, найти научные термины и профессионализмы, посмотреть в словаре их значение. Теперь, если вы встретите их снова, вам не нужно будет останавливать чтение. Добавляйте в свой словарный запас новые слова и скоро вы привыкнете к особому языку научных и обучающих изданий.


Познакомьтесь с новыми словами и терминами заранее, иначе быстрое чтение превратится в неприятную поездку по плохой дороге, от которой останутся только синяки.

5. Не проговариваем!

Еще одна популярная ошибка читателей – проговаривание слов про себя .


С одной стороны, артикуляция важна, особенно если вы читаете стихи или классическую прозу. Артикуляция помогает почувствовать звучание речи, ритм и стиль текста. Поэтому полностью отказываться от нее не нужно. Но мы часто читаем тексты, где нужно понять смысл, а не вдохновиться красотой слова. В этих случаях проговаривание нам не нужно.


Если вы уже попробовали читать не по слову, а словосочетаниями, избавиться от артикуляции будет легче. Мы переходим на зрительное восприятие, образное. Чтобы добиться переключения на такое восприятие, попробуйте несложное упражнение. Читайте любой текст (допустим, газетную статью), одновременно “мешая” самому себе артикулировать. Произносите не те слова, которые видите, а что-то другое. Можно считать до десяти, можно говорить “лалалала”, можно крутить в голове популярную песню. А потом, после того, как ваши глаза закончат считывать информацию, спросите себя – вы поняли содержание статьи? Скорее всего, да, возможно, не целиком. Потренируйтесь еще, и вы увидите, что начали впитывать текст и быстрее, и четче.


Обманите свой мозг: пойте песню, пока читаете книгу.


Способов увеличить скорость чтения немало. Можно заниматься самостоятельно, можно отправиться на курсы скорочтения.

Оптимальный вариант достичь скорости – 150-200 в минуту . Но, стремясь, читать быстрее, не забывайте, что некоторые произведения все же требуют медленного, вдумчивого чтения, понимания художественного языка.

Время – один из ценнейших ресурсов в современном обществе. Потому-то хочется делать многое как можно скорее, чтобы сэкономить его. В том числе возникает необходимость ускорять темпы образования. Как научиться быстро читать и возможно ли это? Конечно, да. При этом возраст и начальные навыки обучающихся не играют большой роли. Но не стоит думать, что есть какая-то хитрость, узнав которую можно будет глотать книги за минуты. Обучение скорочтению – это целый комплекс упражнений и техник, практикуя которые можно значительно сократить время на обработку печатной информации.

Как научиться быстро читать: упражнения и техники

  1. Если при чтении проговаривать слова вслух, то скорость изучения материала заметно снижается. Ведь одно дело пробежать по строчке глазами, а совсем иное совершить ряд артикуляционных манипуляций, чтобы воспроизвести прочитанное. Поэтому первое, от чего стоит отказаться – это от произношения слов . В том числе и про себя. Ведь это встречается тоже часто. Итак, нет нужды воспроизводить слова. Чтобы отучиться от этого, можно, например, приставлять палец к губам и контролировать, чтобы они оставались неподвижны. А еще можно мычать или произносить какой-то монотонный звук. Так удастся в первое время занимать чем-то речевой аппарат. А позже это уже может и не понадобиться.
  2. Когда маленькие дети учатся читать, они любят водить пальцем по строчке от буквы к букве . Так проще сосредоточиться. Почему бы не воспользоваться этим же приемом, потому как научиться быстрее читать так станет проще. Достаточно лишь постепенно ускорять движение пальца и взгляд станет с каждым разом перемещаться скорее. А значит, и скорость прочтения станет увеличиваться.
  3. Для того чтобы сделать бег по строчкам еще быстрее, нужно стараться развивать периферическое зрение . Это позволит останавливать взгляд еще за два-три слова до конца строчки и переходить на последующую. Причем тоже уже сразу на третье-четвертое слово. Так не будет тратиться время на «прохождение» пустых полей. Чтобы улучшить периферическое зрение можно заниматься с таблицей Шульте и подобными. Как научиться быстро читать помощью различных гаджетов? Имеются электронные приложения, показывающие каждое слово поочередно на большой скорости. Так исчезает необходимость тратить время на движение глаз. Идеально, вообще не перемещать взгляд по строке, а смотреть на страницу и видеть сразу большой отрезок текста, воспринимать его, словно фотографируя. Для этого потребуется гораздо дольше тренироваться, но подобное умение значительно сэкономит время, затрачиваемое на чтение.
  4. Чтобы как научиться читать как можно быстрее, следует начать воспринимать не каждое слово в отдельности, а цельные словосочетания , если слова в них образуют нечто единое по смыслу. Скажем «косточки в сливе». Можно «видеть» лишь существительные, предлог же мозг допишет самостоятельно.
  5. Скорее всего, вопрос, как научиться быстрее читать, возникает потому, что нужно быстренько усвоить значимое количество информации, а не ради особых показателей по скорчтению. Если это так, что следующий совет также поможет. Дело в том, что далеко не вся информация в тексте (если только это не кредитный договор, например) требует обязательного прочтения. Поэтому какие-то строки, абзацы и даже главы порой можно безболезненно пропустить. Так скорость прочтения конкретной книги увеличится.
  6. Немало времени отнимает перечитывание . К нему приходится обращаться, если с первого раза усвоить материал не удалось. Чтобы этого избежать, нужно сосредотачиваться на чтении и одновременно рисовать в воображении образы, создавая целостную картину по кирпичикам. Если все делать верно, то отсутствие одного-двух слов-кирпичиков не будет иметь особого значения и нужда перечитывать отпадет.
  7. Идеальная тишина или монотонные негромкие звуки – лучшие условия для занятий умственным трудом. Потому как научиться быстрее читать не так уж и просто, лучше соблюдать эти условия. Хорошее освещение также позволит видеть в книге больше, причем в буквальном смысле.
  8. Чтобы не терять время на чтение ненужного и маловажного материала, можно выделять из него лишь ключевые слова. Также предлагается прочитывать начальное и последнее предложение абзаца, а еще заголовки и подзаголовки. Если книга большая, тема знакома, а времени изучать талмуд нет, то вполне можно ограничиться введением и заключением. Как правило, наиболее важные мысли сосредотачиваются именно этих разделах.
  9. Чтобы контролировать свои результаты, можно каждый день замерять количество слов, прочитанных за минутку. При этом важно тренироваться ежедневно. Не стоит ожидать результатов слишком быстро. Но если действительно стараться и заниматься как прилежный ученик, то со временем можно будет понять, что научиться быстрее читать все-таки удалось.
  10. Не стоит начинать тренировки со сложных тестов . Лучше взять что-то уже знакомое, без замысловатых и непонятных терминов, мыслей. А уже после постепенно брать более непростые задания. И еще важно относиться к чтению не как к занудному и обязательному занятию, а как к способу получения ценной информации.

Если не все получается сразу же, отчаиваться не стоит, потому как научиться быстро читать может получиться не сразу. Зато когда это умение будет освоено, гораздо больше времени можно будет посвятить своим любимым занятиям. Например, чтению интересных книг.

error: Content is protected !!