Характеристика педагогической деятельности. Своеобразие и специфика педагогической деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности преподавательской деятельности

Преподавательская деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

Преподавательская деятельность - это, в первую очередь, общение, и поэтому будущий преподаватель обязательно должен обладать коммуникативными качествами. С точки зрения психологии такой тип людей относятся к экстравертам, но это не означает, что интроверт не может быть преподавателем. Ведь преподавание - деловое общение, подобного уровня может достичь абсолютно каждый человек, который считает своим долгом донести свои мысли до других. Порой замкнутый в повседневной жизни человек может лучше разъяснить что - либо, нежели коммуникативный человек. преподавательский обучение учебный воспитание

Энгельгардт Е. А. (директор Петербургского педагогического института, а затем второй директор Царскосельского лицея), на вопрос, почему он считает преподавательскую деятельность самой продуктивной для социума , ответил: "Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десять юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я полагаю, что нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества".

Научная педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной .

Традиционно основными видами педагогической деятельности , осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения.

Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя.

Особенности профессиональной педагогической деятельности :

1. Управляющая деятельность педагога, т.е. деятельность по организации образовательной деятельности обучающегося (обучающихся).

2. Педагог является важнейшим источником социализации обучающегося. В самом широком смысле педагог является примером Человека.

3. Педагог должен постоянно учиться сам. Третья особенность педагогической деятельности - постоянное саморазвитие. Педагог «и начальник, и актер, и ученик».

Структура педагогической деятельности :

Конструктивная деятельность - конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);

Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на активное включение студентов в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности преподавателя в вузе;

Коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;

Гностический компонент - система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

Контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Литература

1. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С.612

2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. С 14-16.

3. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры(1811 - 1817гг.): Историко - педагогический очерк. - М., 1999.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

5. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Пути решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности: мотивация, цели, задачи, средства, продукт и результат. Характеристика целеполагающих и организационно-структурных функций педагогической деятельности.

    реферат , добавлен 26.10.2011

    Особенности и виды педагогической деятельности, требования к личности педагога. Объект, предмет и функции педагогики. Воспитание как организованная деятельность по достижению целей образования. Роль обучения в развитии личности и её социализации.

    учебное пособие , добавлен 19.11.2013

    Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    Сущность и значение педагогической культуры. Характеристика профессиональной деятельности. Организация исследования по формированию педагогической культуры как основы профессиональной деятельности. Активные способы обучения студента реальным условиям.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Факторы, воздействующие на стиль педагогической деятельности. Индивидуальный и эмоционально-импровизационный стили педагогической деятельности, их характерные особенности. Рассуждающе-методический стиль и его ориентация на процесс и результаты обучения.

    презентация , добавлен 16.03.2015

    Выделение основных элементов педагогической компетентности. Описание нормативного, преобразующего и творческого уровней качества преподавательской деятельности. Особенности специального, социального и личностного видов профессиональной квалификации.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Тематика, типы, сложности и результаты проведенных уроков по предмету "Русский язык и литература". Цели и реализация воспитательной работы с учениками. Анализ собственного стиля педагогической деятельности, применяемые методы, приемы и средства обучения.

    практическая работа , добавлен 14.05.2009

    Изучение профессиональной педагогической деятельности преподавателей школы №18 и Кубанского Государственного Технологического Университета. Составление плана-конспекта проведения семинарского занятия по дисциплинам "Правоведение" и "Обществознание".

    отчет по практике , добавлен 16.02.2015

    Основные понятия и виды педагогической деятельности. Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии. Понятие анализа и самоанализа педагогической деятельности. Пример разработки урока "Технология точения на токарном станке".

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Структура спортивно-педагогической деятельности. Определение и планирование задач физического воспитания с профессиональной направленностью. Творчество в деятельности учителя физкультуры. Применение разнообразных подходов к методике обучения.

Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, нс может быть воспитателем.

А. С. Макаренко

Специфика педагогической деятельности. Отношение педагога к своему труду. Взаимоотношения в системе «педагог-

студент».

Специфика профессиональной деятельности педагога, ее уникальность и исключительность определяются, в первую очередь, предметом педагогического труда. Если у инженера предметом его труда являются механизмы и машины, у агронома - растения и земля, у врача - человеческое тело, то у педагога предметом труда является живая человеческая душа. Ее формирование, развитие, становление происходит на глазах педагога и с его помощью. Волею судьбы или случая, по личному призванию или по назначению общества человек становится учителем - и получает право, как поется в гимне Санкт-Петербургского педагогического университета им. А. Герцена, «учиться и учить на Человека». Это удивительное свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности.

Если нас что пугает или тревожит в обществе, то винить, кроме нас, педагогов, некого: ведь и народные депутаты, и предприниматели, и ученые мужи - все они прошли школу и имели учителей. Все они в конечном счете - результат чьей-то педагогической деятельности (в том числе и «брак», который педагогу так хочется отнести не на свой счет, а на счет «среды», «улицы» и т.д.).

Глобальное понимание ответственности не у всех вызывает согласие. «Воспитывает не учитель, а окружающая среда», «учитель не может противостоять развращающему влиянию действительности», «семья должна формировать душу ребенка»... Все это действительно так. Конечно, и семья, и улица, и средства массовой информации, и состояние общества - на душу ребенка воздействует все. Но только школа и учитель специально подготовлены к формированию личности. Только они профессионально и целенаправленно должны заниматься этим.

Наверное, каждый педагог относится к этому по-разному: кто-то с негодованием отвергнет это требование глобальной ответственности, кто-то воспримет как само собой разумеющееся, кто-то всю свою долгую профессиональную жизнь будет мучиться и страдать от сомнений - тому ли учу, то ли и так ли делаю. Последний вариант и есть один из важнейших показателей высокой профессиональной культуры учителя.

Безусловно, каждый педагог, в первую очередь, должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненное знание своего предмета. Однако это необходимое, но недостаточное условие профессиональной культуры педагога.

Хорошему инженеру, например, достаточно свободно разбираться в машинах и механизмах, хорошему врачу - в анатомии, физиологии человека и симптомах заболевания. Для педагога мачо же досконально знать свой предмет. Можно быть прекрасным специалистом в области ботаники, физики или эстетики, сделать научное открытие или защитить диссертацию, но нс быть при этом хорошим педагогом.

Высокий профессионализм педагога предполагает кроме наличия специальных знаний умение передать их, умение научить , воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и заключается педагогическое мастерство.

Потребность в этих качествах определяется полифунк- циональным характером педагогической деятельности. Он проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний.

Селекция - это отбор из всего многообразия постоянно увеличивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации. Чем дольше и дальше развивается человечество, тем больше увеличивается объем и усложняется содержание этого знания и тем сложнее вести необходимую селекцию, чтобы вместить его в краткий отрезок времени, отведенный на обучение новых поколений. Осуществление этого отбора поручается, как правило, специально уполномоченным чиновникам министерств и ведомств. Именно они решают, чему следует учить школьников и студентов.

В любом случае важно иметь в виду, что процесс селекции чрезвычайно ответственен и для рядового педагога.

Консервация - сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью. Она является логическим продолжением селекции.

Осуществляется консервация всей системой образования в целом и каждым педагогом в отдельности.

Вместе с тем, здесь таится серьезная моральная опасность: незаметно для самого учителя консервация знания из профессиональной необходимости может превратиться в личный консерватизм , становясь не только характеристикой деятельности, но и характеристикой личности. Постоянное, из урока в урок, повторение «вечных», незыблемых истин, самоновторение (с незначительными вариациями) собственных педагогических находок может привести к тому, что постепенно начинают консервироваться взгляды, убеждения, манера поведения самого преподавателя. Более того, с присущей всем педагогам категоричностью он начинает навязывать их окружающим.

Действительно, каждый год, в сентябре, он заходит в класс и говорит: «Здравствуйте, меня зовут... Тема сегодняшнего урока...» Не меняются теоремы Пифагора и законы Ньютона, остается тем же количество тычинок вокруг пестика, и Волга по-прежнему впадает в Каспийское море... А учитель повторяет эти бесспорные истины из года в год. Он - их хранитель - «консерватор», в этом его предназначение. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа здесь нет.

Конечно, как и любой человек, педагог имеет право на собственные взгляды, даже ошибочные, может сохранять верность старым убеждениям, выработанным им в той системе, в которой он формировался как личность. Но как учитель, готовящий новое поколение к жизни, имеет ли он право нести их своим ученикам? Не закладывает ли он тем самым в них основы «старого» - «консервативного» мышления? Не затруднит ли он этим их и без того трудное вхождение в новую жизнь?

Трансляция - это процесс передачи знаний от поколения к поколению. Именно она требует от учителя педагогического мастерства - от логики мышления, умения аргументированно и увлекательно преподнести материал до виртуозного владения культурой речи и личного обаяния. Но для этого педагог должен прежде всего принять как необходимость задачу постоянного совершенствования мастерства передачи знаний. И это задача, нацеливающая педагога на готовность и желание творчества.

Казалось бы, какое творчество может быть у педагога, когда он зажат в тиски учебных программ, рабочих планов, отчетности и г.д.? И вместе с гем творчество - сущность профессиональной культуры педагога.

Во-первых, как бы ни готовился педагог к занятию, ни предусматривал все средства и методы воздействия, ни подбирал дидактический материал, никогда один урок не будет похож на другой.

Во-вторых, творческого подхода требует процесс адаптации современного научного знания к возможностям и потребностям учебного процесса в соответствии с возрастом, интеллектуально-познавательным и общим культурным уровнем учащихся.

Задача усложняется тем, что в разных школах и вузах, а порой в одном классе и студенческой группе, обучаются дети с разным уровнем культуры и знаний и с разными потребностями в знаниях. И найти в этих условиях единственно нужные и возможные аргументы, примеры, язык, интонацию бывает иногда делом не просто педагогического мастерства, но и профессиональной виртуозности.

В-третьих, творческий характер профессии педагога определяется необходимостью вести «конкурентную борьбу» за влияние на умы и души детей.

Сравнительно недавно учитель был фигурой исключительной - монопольным и потому авторитетным носителем истины и информации. Сегодня же его деятельность протекает в условиях влияния на учащихся самых разнообразных факторов, среди которых главным «конкурентом» учителя выступают средства массовой информации. Мы можем сколь угодно возмущаться их растлевающим влиянием, пропагандой пошлости и насилия и т.п., но это реальность, не считаться с которой нельзя, бороться с которой бессмысленно. Единственный выход в этих условиях - творчески использовать эти средства, превратить их из конкурента в помощника, органично включать их в свое общение с учениками, комментируя, ссылаясь на них или дискутируя с ними.

В-четвертых, творческий подход в педагогической профессии связан с задачей преодоления собственного консерватизма и проявляется в требовании творчески-критичес- кой позиции.

Еще недавно педагогу было довольно просто работать по единым учебникам и программам. Все было понятно и ясно: цели, задачи, идеалы. Сегодня все обстоит по-другому. Как быть учителю в ситуации, когда даже учебники перестали быть носителями истины и часто противоречат друг другу?

Пересматривать ли собственные взгляды и позиции или гордиться их незыблемостью? Есть ли у педагога в принципе готовность, силы, желание и понимание необходимости время от времени производить подобную «переоценку ценностей» в этом меняющемся мире?

Вот тут и становится понятно, что учитель - профессия творческая. И, как всякая творческая профессия, требует от исполнителя высокой профессиональной культуры, в основе которой лежат, прежде всего, знания и гибкость мышления.

И, наконец, творческий характер педагогического труда определяется тем, что каждый урок, лекция или семинар - это спектакль, который должен проходить по всем канонам драматического жанра, не оставляя никого равнодушным, и в котором зрители и действующие лица то и дело меняются местами. Это «театр одного актера», в котором творчество педагога сродни творчеству актера.

Из арсенала актерского мастерства учитель вообще может многое почерпнуть. Скажем, можно привлечь ослабшее внимание учащихся замечанием, окриком, нотацией. А можно и по-другому. В телевизионном спектакле «Театр» по С. Моэму героиня говорит, что главное для актера - умение держать паузу: «Чем больше артист, тем больше пауза». Действительно активизирует внимание учащихся. Эффективное использование средств общения из разных источников - от сценического мастерства до специальных тонкостей Д. Карнеги («искренне, как можно чаще и доброжелательнее улыбайтесь людям») - свидетельство профессиональной культуры педагога и его творческого подхода к своему делу.

Первое требование , регламентирующее отношение педагога к труду, формулируется довольно жестко: педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.

Но что значит соответствовать требованиям современной школы? Это:

  • - постоянно помнить о специфике своей профессии;
  • - осознавать и нести ответственность за все, что ты делаешь, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у личности;
  • - уметь проявлять гибкость собственного мышления, адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;
  • - знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи и считаться с объективной ситуацией.

Поэтому соответствовать - это значит искать новые пути и методы обучения. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педагогического мастерства служит умение научить слабых и «трудных». Здесь апробированные, традиционные методы педагогического воздействия и общения могут не сработать. Нужны поиск, дополнительные усилия, переоценка моральных ценностей и ориентиров. Именно эта тяжелая работа, готовность к ней и означает соответствовать.

Вопрос о соответствии учителя требованиям дня - вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недовольство, то он должен честно признаться себе, что это не они не соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не соответствует школе он сам. По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», которому не может быть места рядом с детьми.

Ответ на вопрос о соответствии педагога школе порождает второе требование: необходимость принятия решения. В случае принятия отрицательного ответа (несоответствия) возможны два выхода. Первый - оставить школу. Выход жестокий по отношению к одному педагогу, но милосердный но отношению ко многим детям. Потому что, если учитель не любит детей - кто дал ему право своей нелюбовью калечить души сотен детей? Конечно, такой выход - проблема не административная, никто не может и не должен вынудить учителя сделать такой шаг. Это дело внутренней совести каждого педагога.

Вопрос этот должны одинаково ставить перед собой и молодые, и опытные учителя, ибо педагогическое «старчество» - болезнь не возрастная, а состояние души. Им может страдать и педагог молодой, начинающий. Конечно, в этом случае решение уйти, сменить профессию менее болезненно. Но принимать его следует чем раньше, тем лучше. Не должно быть в школе людей случайных, для которых педагогическая деятельность нс призвание, а просто работа.

К счастью, есть другой выход, когда в свои права вступает третье требование , регулирующее отношение педагога к своему труду: педагог должен постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство , но и личные качества. Необходимость самосовершенствования особенно возрастает в наше время, когда изменения происходят так быстро и носят столь радикальный характер.

Гражданский и профессиональный долг педагога - честно и непредвзято донести всю информацию до своих учеников. Ребенок должен уходить из школы не с готовыми ответами, а с собственными мучительными вопросами. Не к демократии и не к диктатуре надо готовить человека, а к жизни в условиях непредсказуемости. Таковы правила плюрализма в действии.

Рассмотренные требования предполагают наличие у педагога особого - интегрального стиля мышления , который представляет собой системное единство мировоззренческого, специально-педагогического, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном счете должен стать основой формирования профессиональных личностных качеств педагога. Их совокупность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности.

Е. О. Галицких выделяет следующие необходимые качества и свойства личности, выступающие показателем готовности и способности педагога к интегральному стилю мышления.

  • - умственная самостоятельность;
  • - единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний как следствие потребности личности в целостном восприятии мира и себя в нем;
  • - открытость диалогу, основанная на способности видеть в другом человеке цель, а не средство; творческая активность педагога.

Эти интегральные свойства и качества личности не являются простой суммой индивидуальных проявлений; они отражают сущность, качественное своеобразие сознания педагога, уклад и стиль его жизни, являясь результатом его профессионального и личностного развития. Вместе с тем, они определяют моральные принципы отношений педагога с коллегами и учениками.

Общение в системе «педагог - учащийся» и «педагог - педагог» является показателем профессиональной культуры педагога и предъявляет к нему особые требования.

Мы рассмотрели специфику труда преподавателя и особенности его деятельности. Мы не будем касаться специфики поведения учеников: оно достаточно регламентировано правилами для учащихся и сложившимися традициями. Также не будем подробно останавливаться на системе взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали».

Мы более подробно остановимся на взаимоотношениях «педагог - студент» и посмотрим, в чем эти отличия от школьной системы.

Поведение преподавателя вуза включает несколько блоков.

1. Это его отношение к своему труду , включающее осознание ответственности перед студентами, коллегами; выбор стратегии и тактики обучения; использование собственного научного опыта в качестве информации для слушателей и др.

Специфичным для вузовской педагогики является отношение преподавателя к общепринятым программам и стандартам вузовского образования, регламентирующим преподавательский труд. В вузе отношение к ним иное, чем в школе. Учитывая более высокий уровень профессионализма, самостоятельный научный вклад вузовских преподавателей в развитие своей отрасли знания, допускается, например, гораздо большая свобода в соблюдении, возможной модификации и изменениях вузовских стандартов. Это проявляется, в частности, в поощрении создания авторских программ основных курсов, разработки спецкурсов, модификации учебных планов. На первый план выдвигаются такие требования, как свобода творчества, соединение в одно целое своей научной и учебной деятельности, более персонифицированная ответственность за результаты обучения студентов.

  • 2. Это взаимоотношения двух главных участников процесса - преподавателя и студента. Отношения между ними более демократичные, чем в школе между учителем и учеником.
  • 3. Это отношения преподавателей между собой в процессе достижения общей цели - передачи студентам надежных знаний.
  • 4. Это научное творчество, которое является отличительной особенностью высшей школы. Педагог обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.

Все названные аспекты тесно переплетаются друг с другом. Определить, какой из них важнее, практически невозможно.

Одной из особенностей педагогической деятельности вообще является то, что обе участвующие в ней стороны - и тот, и кто учит, и тот, кто учится, являются партнерами. В вузовской педагогике эта особенность проявляется гораздо ярче, чем в школьной.

Во-первых, студент - это взрослый человек, с вполне сформировавшимися взглядами, интересами, убеждениями.

Во-вторых, если школьное образование является обязательным, то студент добровольно и сознательно выбирает ту сферу, в которой он стремится получить высшее образование, и подтверждает твердость своего намерения тем, что выдерживает вступительные экзамены в избранный им самим вуз. Если школьник просто расширяет свой кругозор, то студент стремится к углублению и расширению познаний в определенной области - той, которая уже выбрана им как сфера будущей профессиональной деятельности, карьерных перспектив и личного самосовершенствования. Поэтому студент в большей мере, чем школьник, активно заинтересован в получении знаний.

В-третьих, учебную деятельность студентов отличает самостоятельное (и добровольное) усвоение знаний, понимание их смысла и назначения, владение способами учебной работы, умение проконтролировать и оценить качество своих учебных действий.

В-четвертых, учебная деятельность студентов по способам и средствам осуществления приближается к научно-исследовательской.

В-пятых, период обучения в вузе не так долог, и студент уже через несколько лет сам будет являться специалистом в той области, в которую его вводит преподаватель.

В-шестых, положения и задачи вузовского преподавателя и школьного учителя также существенно отличаются. Если учитель должен излагать «азбучные истины», обычно существенно не меняющиеся за время жизни одного поколения, то задача педагога высшей школы - знакомить студента с самыми передовыми достижениями в соответствующей области знаний. Здесь преподавателю трудно претендовать на роль носителя истины «в последней инстанции», тем более, что различные научные школы и направления нередко имеют прямо противоположные взгляды на некоторые вопросы.

Все свидетельствует о том, что взаимодействие в системе «преподаватель - студент» должно быть демократичным, должно строиться на основе диалога и взаимного уважения обеих сторон.

Взаимоотношения преподавателя вуза и студентов складываются постепенно. Они зависят не только от установок и направленности личности вузовского педагога, но и от опыта обучающихся (жизненного, учебного, общественного), традиции вуза, кафедры, университета.

Молодой человек, поступивший в вуз, не сразу по своим психологическим характеристикам становится студентом: идут разноплановые адаптационные процессы. На процесс адаптации влияет вся вузовская атмосфера. Неправомерный перенос «школьных» форм взаимоотношений на вузовскую систему обучения будет деформировать общую структуру педагогического общения.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. В чем заключается целостность педагогического процесса и почему она нам необходима?
  • 2. Почему вуз можно назвать педагогической системой и каковы ее основные компоненты?
  • 3. Каковы основные различия процессов обучения и воспитания личности? Какой из них вам представляется более сложным и почему?
  • 4. Какими принципами необходимо руководствоваться при организации педагогического процесса и почему?
  • 5. Каков алгоритм организации педагогического процесса и в чем его универсальность?
  • 6. Как осуществляются организация и руководство образовательным учреждением?
  • 7. Какие результаты характеризуют деятельность образовательного учреждения?
  • 8. Как сказывается специфика вузовского образования на взаимоотношениях преподавателей и студентов?
  • 9. Какие причины порождают конфликты в образовательном учреждении?
  • 10. Назовите функции педагогического общения и дайте их характеристику.
  • В параграфе использованы материалы из учебного пособия:Мишаткина Т. В. Педагогическая этика. Мм.: ТетраСистемс, 2004.

Особенности педагогического труда на современном этапе

Функции педагогического труда

1. Образовательная: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков.

2. Воспитательная: формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали».

3. Развивающая: при обучении следует развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.

4. Общественно-педагогическая: воспитывать не только ученика, но и его родителей, осуществляя педагогическое просвещение.

5. Общественная: педагог – проводник идей общечеловеческих ценностей, пропагандист, активный член нашего общества.

Характерные черты учебно-воспитательного (педагогического) процесса

1. Определенная направленность.

2. Взаимосвязь и внутренняя противоречивость процессов преподавания и учения.

3. Непрерывное изменение компонентов учебного процесса в связи с изменением социального заказа общества (цели, задач, содержания, форм, методов).

4. Субъект – субъективные отношения, постоянные взаимодействия. Эти черты обусловливают всю структуру педагогической деятельности и делают труд учителя отличным от труда других людей.

Основные факторы, опосредующие деятельность учителя и ее результаты

1. Характер этапа социально-экономического развития общества.

2. Идеология общества.

3. Превращение науки в производительную силу.

4. Дифференциация и интеграция наук.

5. Научно-технический прогресс.

6. Нарастание потока информации.

7. Возрастание роли досуга в становлении людей нового типа.

Требования к деятельности учителя современной школы

1. Целенаправленность обучения, развития и воспитания подрастающих поколений.

2. Осуществление учебно-воспитательного процесса на деятельностно-коммуникативной основе и гуманно-личностном подходе.

3. Учет изменения социальных и возрастных соотношений, ускорения умственного и физического развития школьников.

4. Реализация постоянно изменяющегося содержания образования и воспитания.

5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

6. Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с инновационными образовательными учреждениями и новыми педагогическими технологиями.

7. Систематическое повышение квалификации.

Особенности труда учителя в современной школе

1. Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.

2. Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций. Развитие происходит не в прямой зависимости от педагогических воздействий, а по законам, свойственным психике человека, соответственно особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера школьника.

3. Объект педагогических воздействий является одновременно и их субъектом. Могут быть ответные реакции на воздействия: реакция сопротивления (от минимальной по степени напряженности до остро конфликтной) или реакция в виде познавательной активности (от низкой по уровню до максимальной). В учебно-воспитательном процессе должно быть не просто воздействие педагога на учащихся, а своеобразное взаимодействие их, диалектические отношения между ними, а также между коллективами педагогов и учащихся. При этом могут быть преломления таких воздействий до самостоятельного воздействия субъекта на самого себя: самовоспитание, самообучение, самоусовершенствование.

4. Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.

5. Существенным моментом в педагогических воздействиях является характер видов деятельности, в которые учитель включает школьников, вызывая потребность и интерес к знаниям и способам их добывания, а также вырабатывая у них настойчивость в преодолении учебных затруднений.

6. Педагогический труд – творческий труд. Он требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи.

7. Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.

8. Творческий характер педагогического труда проявляется во всех областях деятельности учителя:

1) в конструктивной, включающей в себя деятельность, направленную на проектирование учебно-воспитательного процесса (отбор содержания и составление композиции из информации, которую он сообщает учащимся; планирование деятельности учащихся, направленной на овладение этим содержанием; конструирование собственной деятельности на каждом этапе обучения);

2) в организаторской, включающей в себя: организацию информации в процессе изучения нового материала, организацию деятельности учащихся, организацию собственной деятельности и поведения;

3) в коммуникативной, включающей в себя организацию взаимоотношений в процессе различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.);

4) в гностической, включающей в себя изучение:

а) объекта своей деятельности (учащихся);
б) содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется;
в) достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования.

9. Творчество в педагогической деятельности представляет собой такую деятельность, продуктами которой являются духовные ценности, имеющие общественное значение. Педагогическое творчество носит, во-первых, массовый характер; во-вторых, оно редко завершается новыми изобретениями или педагогическими открытиями; в-третьих, творчество учителя имеет широкий диапазон.

10. Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.

11. Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство . Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.

Уровни осуществления педагогической деятельности учителем

1-й уровень репродуктивный . Педагог пересказывает другим то, что знает сам, и так, как знает сам.

2-й уровень адаптивный . Педагог не только передает информацию, но и трансформирует ее применительно к особенностям объекта, с которым работает (обеспечивает ее доступность).

3-й уровень – локально моделирующий . Педагог не только передает и трансформирует информацию, но и моделирует системы деятельности, обеспечивающие овладение знаниями, умениями и навыками по отдельным темам и разделам программы у большинства учащихся.

4-й уровень системно моделирующий знание и поведение . Педагог моделирует и реализует систему деятельности, формирующей систему знаний и умений по предмету, а также систему ценностных ориентаций учащихся.

5-й уровень системно моделирующий деятельность и отношения . Педагог моделирует систему деятельности, которая в свою очередь, формирует у учащихся способность добывать знания, вырабатывать черты общечеловеческих ценностей и отношений. Этот уровень является высшим доказательством сформированного творческого мастерства учителя, он обеспечивает максимальный результат его деятельности.

Характеристика типов учителей

1-й тип – проактивный: инициативен в организации общения и взаимодействия в классе.

2-й тип – реактивный: тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен стихии общения (не он, а ученики диктуют характер его общения с классом).

3-й тип – сверхреактивный: замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, считая, что эта модель и есть действительность.

Если ученик чуть активнее других, в их глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь, кретин и т.д. Отсюда и поведение учителя не всегда объективно и оправдано в общении.

Признаки, по которым можно «опознать» наличие негативных установок, то есть бессознательно плохое отношение к ученику:

1) он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему», то есть не дает ему подумать, подготовиться;

2) если «плохим» учеником дан неверный ответ, учитель не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;

3) он «либеральничает» – оценивает положительно неверный ответ;

4) в то же время он чаще ругает «плохого» за неверный ответ;

5) соответственно он реже хвалит «плохого» за правильный ответ;

6) стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки;

7) реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему»;

8) реже вызывает, иногда вообще не работает с «плохим» учеником на уроке.

Профессиональное самосознание учителя

Оно является важным условием роста педагогического мастерства и включает:

1) знания о себе как о специалисте;

2) знание о себе как о личности;

3) эмоциональное отношение к себе как к педагогу-профессионалу.

Развитие профессионального самосознания происходит:

1) в процессе осмысления уровня подготовленности;

2) в самопознании себя как личности;

3) в самопознании себя как профессионала;

4) в процессе самоанализа своей деятельности и ее результатов;

5) в процессе профессиональной самооценки.

От глубины анализа указанных критериев зависят профессиональный рост учителя и развитие его творческого потенциала. Важным показателем уровня профессионального самосознания, критического отношения к себе, к результатам своей деятельности и возможностям самосовершенствования учителя является его профессиональная самооценка. Она играет регулирующую роль в процессе профессионального роста учителя, который возможен лишь при саморегуляции, опирающейся на «рассогласование» между оценкой себя и идеальным представлением об учителе.

Параметры саморегуляции:

1) потребность в саморегуляции познавательной деятельности и самосовершенствовании (стремление изменить себя, свой характер, свою волю, организовать свою деятельность, совершенствовать мастерство и т.п.);

2) устойчивая саморегуляция (реальная продуктивность самоусовершенствования, саморегуляция на уровне привычки, то есть владение своим поведением, умение организовать свою деятельность и т.п.).

Уровни саморегуляции

1-й уровень – высокий . Потребность в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании, то есть в повышении показателей проявления всех личностных и профессиональных качеств. Этот уровень характеризуется высоким развитием любознательности, интеллекта, воли, общей и профессиональной культуры и эрудиции, потребностей и ценностных ориентаций. Высокий уровень саморегуляции предполагает интеллектуальную активность, которой присущи следующие признаки:

1) осознание и вычленение проблемы;

2) умение прогнозировать свою деятельность и деятельность других;

3) умение планировать и реализовывать планы;

4) умение пользоваться логическими операциями и переносить имеющиеся знания и умения в другие ситуации;

5) мотивационно-ценностный диалектический подход к деятельности; способность к восприятию, поиску, анализу и переработке информации, необходимой при принятии и реализации педагогических решений;

6) экономичность мышления (рациональность, нахождение наиболее оригинального способа решения задач и т.п.);

7) самостоятельность мышления в преодолении затруднений, в выборе путей разрешения трудностей, в выработке алгоритмов действий и т.п.;

8) гибкость мышления: быстрота преобразования способа действия в соответствии с изменениями ситуации, отход от стандартных решений, от стереотипа, нахождение целесообразного варианта, переключение с прямого хода мысли на обратный;

9) развитая способность педагогического предвидения, как содержательно-целевого, так и оперативного, обеспечивающего вооружение учителя комплексом стратегических и тактических средств и методов для более совершенной организации учебно-воспитательного процесса.

2-й уровень промежуточный . Он характеризуется тем, что при высокой потребности в саморегуляции наблюдается бессистемность в выполнении необходимой работы: «Хочу быть хорошим педагогом, но не всегда планирую выполнение намеченного», – или «Не всегда могу согласиться с тем, что предлагается или рекомендуется делать» – и т.п. В этом случае резко отстает устойчивость саморегулирования, самосовершенствования, так как такой человек не владеет своим поведением, не руководствуется методическими требованиями и практическими рекомендациями, не может правильно и в нужном направлении организовать свою деятельность. В суждениях такого человека преобладает субъективность; из него редко получается учитель-мастер, так как при подготовке любого дела он пренебрегает главными постулатами и руководствуется «своим разумением», своими не всегда рациональными подходами.

3-й уровень низкий . Саморегуляция характеризуется тем, что она сочетается с низкой потребностью в самосовершенствовании. Хотя такой человек знает мало, он и не хочет знать больше, не желает находить и читать соответствующую литературу, которая подняла бы его на более высокий уровень интеллекта, эрудиции, личностных и профессиональных качеств. Интеллект такого человека узок и инфантилен. Ему свойственно выбирать легкие развлекательные мероприятия, проводить свободное время, гуляя с друзьями, игнорировать чтение газет и художественной литературы. Из таких людей творчески работающих учителей не выходит. Им свойственны самовлюбленность, эгоизм, субъективизм. Главной особенностью такого человека является то, что его самооценка носит конфликтный характер, так как вступает в прямое противоречие с нормой, с научно обоснованными выводами, подтвержденными практикой. Это, как правило, конфликтные люди, потому что им свойственно завышать свои способности, уровни знаний и суждений, завышать притязания и самооценку и снижать значение совершенствования мотивации деятельности и важности работы над собой.

Педагогическая деятельность представлена в современной педагогической литературе в качестве особого вида общественно-полезной деятельности взрослых людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, аккумулирует многовековой опыт поколений. Педагог, по сущности, представляет собой связующее звено между поколениями, является носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, изменяясь на протяжении столетий с развитием общества, всегда охватывают сферу образования, воспитания, обучения. Передовыми мыслителями разных времён отмечается социальная значимость педагогической деятельности.

Основной специфической особенностью педагогической деятельности является её использование практически всеми людьми при выполнении различных социальных ролей: родителя и родственника, старшего товарища, друга, руководителя, должностного лица, но данная педагогическая деятельность – непрофессиональная.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специалистом, имеющим специальное, профессионально-педагогическое образование; она реализуется в определенных педагогических системах, представляет собой основной источник существования и соответственно оплачивается.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Основными составляющими компонентами педагогической деятельности, которые одинаково важны и представляют собой динамические взаимосвязи, являются:

  • производство знаний, то есть проведение исследований, поиск нового, осуществление разработок, проведение экспертизы и т.д.;
  • передача знаний в организованном образовательно-воспитательном процессе;
  • распространение знаний (разработка и издание учебников, учебных пособий, написание научных статей);
  • воспитание учащихся, формирование и развитие их личности.

Основным содержанием педагогической профессии является наличие и использование специальных, предметных знаний, а также разнонаправленные взаимоотношения с людьми (учениками, родителями, коллегами). Отметим требования двойной подготовки специалиста педагогической профессии – наличие специальных, предметных знаний, а также необходимость психолого-педагогической подготовки.

Особенность педагогической профессии выражается в её гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Три характера педагогической деятельности

Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

  1. Гуманистический характер педагогической профессии имеет направленность на воспитание человека, который формируется и развивается как личность, им осваиваются достижения человечества, и тем самым обеспечивается продолжение человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер педагогической профессии предполагает воздействие на обучающегося не только отдельного педагога, но и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, а также семьи и других источников, обеспечивающих групповое, коллективное воздействие.
  3. Творческий характер педагогической деятельности является наиболее важной специфической особенностью, отражается в степени использования педагогом своих возможностей в достижении поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога обусловлено накопленным им социальным опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, новыми идеями, умениями и навыками, позволяющими в нахождении и использовании оригинальных решений, новаторских форм и методов.

Педагогическая деятельность отличается трудностью, уникальностью и неповторимостью, представлена системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение педагогических задач в определенный срок и с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Осуществление педагогической деятельности предваряется осознанием цели, которая задает импульс деятельности. Определяя цель как предполагаемый результат деятельности, под педагогической целью понимается предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение целей педагогической деятельности обладает большим теоретическим и практическим значением, которое выражается в следующем.

  • Чёткая постановка целей оказывает влияние на разработку педагогических теорий, цель педагогической деятельности влияет на осознание того, формированию каких качеств человека необходимо отдать предпочтение, сказывается на сущности педагогического процесса.
  • Формулирование целей педагогической деятельности непосредственным образом влияет на осуществление практической работы педагога. Важным профессиональным качеством педагога является проектирование личности воспитанников, что требует знания, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

Цели педагогической деятельности опираются на идейные и ценностные установки общества, что порождает традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

В современном обществе интенсивно совершенствуется производство, повышается его технический уровень, что сказывается на предъявлении высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни общества привело к формулированию цели педагогической деятельности, в которой в качестве идеала современного образования и воспитания выступает разносторонняя и гармонично развитая личность. Данная представляет собой потребность развития личности, общества, государства.

В содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вкладывается необходимость обеспечения умственного и физического развития, духовно-нравственного и художественного развития, выявления склонностей и задатков, развития способностей; приобщения к современным достижениям науки и техники; воспитания гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

Вывод

Таким образом, главной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Современной педагогической наукой выделены традиционные основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание - вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение познавательной деятельности школьников. Деление педагогической деятельности на виды достаточно условно, так как в процессе преподавания решаются частично воспитательные задачи, а при организации воспитательной работы решаются не только воспитательные, но и развивающие, а также образовательные задачи. Такое понимание видов педагогической деятельности помогает в раскрытии смысла тезиса о единстве обучения и воспитания. Вместе с тем для более глубокого осознания сущности обучения и воспитания данные процессы в педагогической науке рассматриваются изолированно. В реальной педагогической практике целостный педагогический процесс подразумевает полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность имеет свой предмет, которым является организация учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

В литературе представлены основные средства педагогической деятельности:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, которые способствуют формированию понятийно-терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации, знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое при осуществлении систематических наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.) организованном преподавателем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Основными способами передачи социального опыта в педагогической деятельности является использование объяснения, показа (иллюстрации), совместной работы, непосредственной практической деятельности учащихся и т.д.

Определение

Продукт педагогической деятельности - формируемый у обучаемого индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзаменах, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражен в интеллектуальном и личностном совершенствовании, становлении их как личности, как субъектов учебной деятельности.

Итак, нами была рассмотрена специфика педагогической деятельности, которая заключается в наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, наличии творчества. Основной целью педагогической деятельности является формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа; подчеркнём наличие взаимосвязи между видами педагогической деятельности. Средствами педагогической деятельности являются: научные знания, носители информации, знаний, вспомогательные средства.

Педагогическая деятельность имеет множество принципов и особенностей, о которых каждый педагог должен помнить и придерживаться. Мы попробуем рассмотреть не только общую характеристику педагогической деятельности, но и узнать о ее особенностях, способах построения, способах работы с детьми. Ведь даже дипломированный педагог не всегда может точно знать каждое правило и понятие.

Характеристика

Итак, начать, пожалуй, стоит с характеристики профессиональной педагогической деятельности учителя. Она заключается в том, что педагогическая деятельность - это, в первую очередь, воздействие педагога на ученика, которое является целенаправленным и мотивированным. Педагог должен стремиться развить всестороннюю личность, подготовить ребенка к выходу во взрослую жизнь. В основу такой деятельности заложены основы воспитания. Педагогическая деятельность может быть реализована только в условиях учебного заведения, а реализаторами ее выступают исключительно подготовленные педагоги, которые прошли все необходимые ступени обучения и овладения этой профессией.

Характеристика цели педагогической деятельности заключается в том, что необходимо создать все необходимые условия для нормального развития ребенка, чтобы он мог полностью реализовать себя как объект и как субъект воспитания. Можно легко определить, реализовалась ли поставленная цель. Для этого просто сопоставляются те качества личности, с которыми ребенок пришел в школу и те, с которыми он образовательное учреждение покидает. Такова основная характеристика педагогической деятельности.

Предмет и средства

В качестве предмета этой деятельности выступает сама организация процесса взаимодействия между учителем и его учениками. Это взаимодействие имеет следующую направленность: ученики должны полностью освоить социокультурный опыт и принять его как основу и условие развития.

Характеристика субъекта педагогической деятельности очень просто, в его роли выступает учитель. Если говорить более подробно, то это тот человек, который выполняет определенный вид педагогической деятельности.

Есть в педагогической деятельности и определенные мотивы, которые принято делить на внешние и внутренние. Внешние включают в себя стремление к профессиональному и личностному росту, а вот внутренние - это гуманистическая и просоцильная направленность, а также доминирование.

К средствам педагогической деятельности относятся: знания не только теории, но и практики, на основе которых педагог может обучать и воспитывать детей. Также сюда включена литература не только учебная, но и методическая, различные наглядные материалы. На этом можно закончить характеристику содержания педагогической деятельности и перейти к практическим аспектам.

Ценностные характеристики

Издавна известно, что педагоги относятся к классу интеллигенции. И, конечно, каждый из нас понимает, что именно от работы учителя зависит, каким будет наше будущее поколение, на что будет направлена его деятельность. Именно в связи с этим каждый педагог должен брать во внимание ценностные характеристики педагогической деятельности. Итак, к ним относят:

  1. Отношение педагога к периоду детства. Здесь главный акцент делается на то, насколько педагог полно понимает особенности взаимоотношений между детьми и взрослыми, понимает ли он те ценности, которые сейчас стоят перед детьми, понимает ли саму сущность этого периода.
  2. Гуманистическая Только из названия становится ясно, что педагог должен проявлять свою гуманистическую позицию. Его профессиональная деятельность должна быть ориентирована на культурные ценности всего человечества, на построение правильного диалога с учениками, на организацию творческого и главное рефлексивного отношения к трудовой деятельности. В качестве некоего приложения к этой ценности можно выделить принципы педагогической деятельности, озвученные Ш. Амонашвили, о том, что педагог должен любить детей и очеловечивать ту среду, в которой эти дети находятся. Ведь это нужно для того, чтобы душа ребенка находилась в комфорте и равновесии.
  3. Высокие нравственные качества педагога. Эти качества можно легко заметить, немного понаблюдав за стилем поведения учителя, его манерой общения с детьми, его способностью разрешать различные ситуации, которые встречаются в педагогической деятельности.

Таковы ценностные характеристики педагогической деятельности. Если педагог не будет брать во внимание эти моменты, то его работа вряд ли будет успешной.

Стили педагогической деятельности

Итак, теперь стоит обратить внимание на характеристику стилей педагогической деятельности, которых современная наука насчитывает всего три.

  1. Авторитарный стиль. Здесь ученики выступают лишь как объекты воздействия. При организации процесса обучения таким выступает в роли некоего диктатора. Поскольку он дает определенные задания и ждет от учеников их бесприкословного выполнения. Он всегда жестко контролирует учебную деятельность и при этом не всегда бывает достаточно корректен. И нет смысла спрашивать у такого педагога, почему он отдает какие-либо приказы или же так жестко контролирует действия своих учеников. Ответа на этот вопрос не последует, поскольку такой педагог не считает нужным объясняться со своими детьми. Если немного копнуть вглубь психологической характеристики педагогической деятельности такого вида, то можно заметить, что чаще всего такой учитель не любит свою работу, обладает весьма жестким и волевым характером, отличается эмоциональной холодностью. Современные педагоги не приветствуют такой стиль обучения, поскольку полностью отсутствует контакт с детьми, у них заметно снижается познавательная деятельность, пропадает желание учиться. От авторитарного стиля в первую очередь страдают ученики. Некоторые дети пытаются протестовать против такого обучения, идут на конфликт с учителем, но вместо того, чтобы получить объяснения, наталкиваются на негативную реакцию учителя.
  2. Демократический стиль. Если педагог выбрал демократический стиль педагогической деятельности, то он, безусловно, очень любит детей, ему нравится вступать с ними в контакт, таким образом он проявляет свой высокий профессионализм. Главное стремление такого педагога заключается в том, чтобы наладить контакт с ребятами, он хочет общаться с ними на равных. Его цель - это теплая и спокойная обстановка на уроках, полное взаимопонимание между аудиторией и педагогом. Такой стиль педагогической деятельности не предусматривает отсутствие контроля за детьми, как может показаться. Контроль существует, но несколько скрытый. Педагог хочет научить детей самостоятельности, он желает увидеть их инициативу, научить отстаивать свое собственное мнение. Дети быстро идут на контакт с таким учителем, они прислушиваются к его советам, предлагают свои варианты решения тех или иных проблем, у них просыпается желание принимать участие в учебной деятельности.
  3. Педагогов, которые выбирают такой стиль педагогической деятельности называют непрофессионалами и недисциплинированными. Такие учителя не имеют уверенности в себе, часто колеблются на уроках. Они предоставляют детей самим себе, не контролируют их деятельность. Любой ученический коллектив такая манера поведения учителя безусловно радует, но только первое время. Ведь дети крайне нуждаются в наставнике, их нужно контролировать, давать задания, помогать с их выполнением.

Итак, характеристика стилей педагогической деятельности дает нам полное понимание того, каким образом могут выстраиваться отношения между учениками и педагогом и к чему приведет то или иное поведение последнего. Прежде чем идти на урок к детям, нужно точно определиться со своими предпочтениями в преподавании.

Психолого-педагогическая деятельность

В данной теме необходимо также обратить внимание на характеристику психолого-педагогической деятельности, поскольку она немного отличается от уже рассмотренной нами педагогической.

Психолого-педагогическая деятельность - это деятельность педагога, которая направлена на то, чтобы субъекты образовательного процесса развивались в личностном, интеллектуальном и эмоциональном направлениях. И все это должно служить основой для начала саморазвития и самообразования этих самых субъектов.

Педагог-психолог в школе должен направить свою деятельность на социализацию личности ребенка, иными словами, он должен подготовить детей ко взрослой жизни.

Данное направление имеет свои механизмы реализации:

  • Педагог должен приводить детям реальные и придуманные им социальные ситуации и вместе с ними искать пути их разрешения.
  • Проводится диагностика того, готовы ли дети вступать в социальные отношения.
  • Педагог должен стимулировать детей к тому, чтобы они стремились к самопознанию, могли легко определить собственную позицию в обществе, адекватно оценивали свое поведение и могли искать пути выхода из различных ситуаций.
  • Педагог должен помогать ребятам анализировать различные социальные проблемы, проектировать свое поведения в тех случаях, когда они будут попадать в сложные жизненные ситуации.
  • Педагог создает для каждого своего ученика развитое информационное поле.
  • Любая детская инициатива в школе поддерживается, на первый план выходит ученическое самоуправление.

Вот такая простая характеристика психолого-педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность учителя

Отдельно в педагогической деятельности хотелось бы выделить виды деятельности школьного учителя. Всего выделяют восемь видов, каждый из которых имеет сои особенности. Сущность каждого из имеющихся видов мы рассмотрим далее. Описание этих видов также можно назвать характеристикой педагогической деятельности учителя, который работает в школе.

Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность заключается в том, что учитель должен изучить все возможности учащихся, понять, насколько высок их уровень развития и насколько хорошо они воспитаны. Ведь выполнить качественно педагогическую работу просто невозможно, если ты не знаешь психологических и физических возможностей детей, с которыми приходится работать. Важными моментами также является нравственная и умственная воспитанность детей, их взаимоотношения с семьей и общая атмосфера в родительском доме. Учитель может правильно воспитать своего ученика только в том случае, если он изучил его абсолютно со всех сторон. Что правильно осуществлять диагностическую деятельность учитель должен овладеть всеми методами, с помощью которых можно точно установить уровень воспитанности учащегося. Учитель должен знать не только все об учебной деятельности детей, но и интересоваться их интересами вне школы, изучать их склонности к тому или другому виду деятельности.

Ориентационно-прогностическая

Каждый этап воспитательной деятельности требует от учителя определять ее направления, точно устанавливать цел и задачи, уметь делать прогнозы на результаты деятельности. Это значит, что педагог должен точно знать, чего он хочет добиться и какими способами он это сделает. Сюда же включаются и ожидаемые изменения в личности учащихся. Ведь именно на это направлена педагогическая деятельность учителя.

Педагог должен заранее планировать свою воспитательную работу и направлять ее на то, чтобы у детей повышался интерес к учению. Также он должен озвучить конкретные цели и задачи, которые ставятся перед детьми. Педагог должен стремиться сплотить коллектив, научить детей работать вместе, сообща, ставить перед собой общие цели и вместе достигать их. Педагог должен направить свою деятельность на стимуляцию познавательных интересов у детей. Для этого в свою речь следует добавлять больше эмоций, интересных моментов.

Ориентационно-прогностическую деятельность нельзя прерывать, учитель должен действовать в этом направлении постоянно.

Конструктивно-проектировочная деятельность

Она очень связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Эту связь легко увидеть. Ведь, когда учитель начинает планировать налаживание связей в коллективе, параллельно с этим он должен конструировать задачи, поставленные перед ним, разрабатывать содержание воспитательной работы, которая будет проводиться с данным коллективом. Здесь учителю крайне пригодятся знания из области педагогики и психологии, а точнее те моменты, которые непосредственно касаются способов и методов организации воспитательного коллектива. А также нужно иметь знания о существующих формах и методах организации воспитания. Но это еще не все, что должен уметь учитель. Ведь здесь также важно суметь правильно распланировать воспитательную работу и учебную деятельность, а также заняться саморазвитием. Поскольку в этом вопросе крайне пригодится умение творчески мыслить.

Организаторская деятельность

Когда учитель уже точно знает, какую работу он будет проводить со своими учениками, наметил себе цель и определил задачи этой работы, нужно вовлечь в эту деятельность самих детей, пробудить у них интерес к знаниям. Здесь не удастся обойтись без следующего ряда умений:

  • Если педагог всерьез взялся за обучение и воспитание учащихся, то он должен быстро и верно определять задачи этих процессов.
  • Педагогу важно развить инициативу со стороны самих учащихся.
  • Он должен уметь правильно распределять задачи и поручения в коллективе. Для этого нужно хорошо знать коллектив, с которым придется работать, чтобы здраво оценить возможности каждого участника педагогического процесса.
  • Если учитель организовывает какую-либо деятельность, то он просто обязан быть руководителем всех процессов, внимательно следить за ходом действий учеников.
  • Ученики не смогут работать без вдохновения и именно поэтому задача учителя стать этим самым вдохновителем. Учитель должен контролировать весь процесс, но настолько аккуратно, чтобы со стороны это было едва заметно.

Информационно-объяснительная деятельность

Эта деятельность имеет довольно большое значение в современном педагогическом процессе, поскольку сейчас практически все связано с информационными технологиями. Здесь учитель снова будет выступать в качестве организатора учебно-воспитательного процесса. Именно в нем дети должны видеть основной источник, из которого они почерпнут научную, нравственно-эстетическую и мировоззренческую информацию. Именно поэтому недостаточно будет просто подготовить к уроку, нужно разбираться в каждой теме и быть готовым ответить на любой вопрос ученика. Нужно полностью отдаваться предмету, который ты преподаешь. Ведь, наверное, ни для кого не будет новостью, что ход урока напрямую зависит от того, насколько сумел учитель овладеть материалом, который он преподает. Может ли он приводить качественные примеры, легко переходить от одной темы к другой, приводить конкретные факты из истории этого предмета.

Итак, мы видим, что учитель должен быть максимально эрудированным. Он должен знать обо всех новшествах в рамках своего предмета и постоянно сообщать о них своим ученикам. А также важным моментом является уровень его овладения практическими знаниями. Поскольку именно от него зависит то, насколько хорошо ученики смогут овладевать знаниями, умениями и навыками.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность

Это та деятельность, которая напрямую связана с влиянием учителя на учеников в момент обучения. Здесь педагог должен обладать высоким личным обаянием и нравственной культурой. Он должен уметь не только установить дружеские отношения с учениками, но и грамотно их поддерживать на протяжении всего учебного процесса. Не стоит ожидать от детей высокой познавательной активности, если при этом, учитель будет пассивен. Ведь он должен на собственном примере показать необходимость проявления своих трудовых, творческих и познавательных навыков. Только так можно заставить детей работать и не просто заставить, а пробудить в них желание. Дети все чувствуют, а значит, они должны чувствовать от своего педагога уважение. Тогда они тоже будут уважать его. Они должны чувствовать его любовь, чтобы взамен отдавать свою. Во время педагогической деятельности педагог должен интересовать жизнью детей, брать во внимание их желания и потребности, узнавать об их проблемах и вместе пытаться их решить. И, конечно, каждому учителю важно завоевать доверие ребят и уважение. А это возможно только при правильно организованно и главное содержательной работе.

Педагог, который на своих уроках проявляет такие черты характера как сухость и черствость, если при разговоре с детьми он не проявляет никаких эмоций, а просто использует казенный тон, то такая деятельность точно не увенчается успехом. Таких учителей дети обычно боятся, они не желают выходить с ними на контакт, мало интересуются предметом, который этот учитель преподносит.

Аналитико-оценочная деятельность

Сущность характеристики педагогической деятельности такого вида заключается в ее названии. Здесь педагог осуществляет сам педагогический процесс и одновременно с этим делает анализ хода обучения и воспитания. На основе этого анализа он может выявить положительные стороны, а также недостатки, которые позже он должен исправить. Педагог должен четко обозначить для себя цель и задачи процесса обучения и постоянно сравнивать их с теми результатами, которых удалось достичь. Также здесь важно проводить сравнительный анализ между своими достижениями в работе и достижениями своих коллег.

Здесь четко можно просмотреть обратную связь своей работы. Иными словами, происходит постоянное сравнение между тем, что сделать хотелось и тем, что сделать удалось. А на основе полученных результатов педагог уже может вносить некоторые коррективы, отмечать для себя допущенные ошибки и своевременно исправлять их.

Исследовательско-творческая деятельность

Характеристику практической педагогической деятельности учителя хотелось бы закончить именно на этом виде деятельности. Если учитель хоть немного заинтересован своей работой, то элементы такой деятельности обязательно присутствуют в его практике. Такая деятельность имеет две стороны и если рассматривать первую, то она имеет следующий смысл: любая деятельность педагога должна иметь хоть немного, но творческий характер. А с другой стороны, педагог должен уметь творчески развивать все новое, что приходит в науку и уметь правильно это преподносить. Ведь согласитесь, если не проявлять никакого творчества в своей педагогической деятельности, то дети просто перестанут воспринимать материал. Никому не интересно просто слушать сухой текст и непрерывно заучивать теорию. Намного интереснее узнавать что-то новое и смотреть на это с разных сторон, принимать участие в практических работах.

Заключение

В этой статье были представлены все педагогической деятельности, которые максимально полно раскрывают весь процесс обучения.

error: Content is protected !!