Как устроены школы в разных странах мира. Системы образования в разных странах




Система государственного образования в Великобритании начала складываться в 1870 году, а в 1944 году была учреждена система бесплатного обязательного начального и среднего образования. Государственные школы Англии финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Частные школы в Англии также носят названия «независимых» и «публичных». Они существуют исключительно на деньги, которые платят родители за обучение детей.




Национальная программа разрабатывается государством и является обязательной для всех школ. Большинство частных школ придерживаются национальной программы обучения, но имеют право варьировать преподавание предметов. В национальную программу входят следующие предметы: · Английский язык · Технология и дизайн · География · Математика · Информатика · Музыка · Естествознание · Иностранные языки · Искусство · Физ. Подготовка · История


Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей, а с 7 до 11 лет – в младшей школе) Среднее - для детей от 11 до 16 лет. Имеется три основных типа неполных средних школ: «грамматические» школы «современные» школы «Единые» школы


Учебный год с 1 сентября по 31 августа. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний (до Рождества), весенний (до Пасхи) и летний (до конца июня). Школы работают, как правило, с 9.00 до 16.00, учебная неделя обычно 5-дневная. Родительских собраний нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с учителем. Обязательна школьная форма Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом. Учащиеся многих британских школ обязаны заниматься социальными работами, например, на бензоколонках или в домах престарелых.


В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников.


Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет; начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет, средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте лет; учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.


Элементарная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом, но часто есть еще помощник учителя. Хаpактеpным для элементаpной школы является комплектование классов по способностям учащихся. После опpеделения "ай-кью" появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется.


Сpедняя школа в США делится обычно на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Имеется и четыpехлетняя сpедняя школа, базиpующаяся на восьмилетней элементаpной школе.. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов. Сpедние школы бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные "и "многопpофильные".


А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично). В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо). С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне). Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего). F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.


Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день – 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Состав класса меняется каждый год, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников. Учителя узко специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го только детей 5-го, и т. д.


Выпускникам должны получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Последние четыре года рекомендуется обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин»: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2- летний курс иностранного языка.


В этих странах государство гарантирует бесплатное среднее образование Все системы школьного образования делятся на несколько ступеней: начальная школа, основная и старшая школа. Однако распределение учебного времени разное В России есть государственный стандарт образования, в Великобритании национальная программа, а в США нет единой государственной программы. Однако во всех странах определен обязательный перечень предметов к изучению Во всех странах школьное образование завершается экзаменами в письменной форме Наряду с государственными школами существуют частные, где обучение ведется на платной основе.

Введение

Условия поступления в высшие учебные заведения, формы оплаты высшего образования, применяемые государством и населением, выступают в последние годы предметом острых обсуждений и в средствах массовой информации, и в самих вузах, и в научных кругах, и в органах государственной власти. Центральной темой дискуссий о недостатках существующих правил и целесообразности широкомасштабного введения новых механизмов является соотношение государственного и частного финансирования высшего образования и условия его получения за бюджетные средства. Но сравнительно мало внимания уделяется обсуждению влияния действующих и предлагаемых механизмов на доступность высшего образования для различных групп населения. Различия в возможностях получения высшего образования для представителей разных социальных групп оказывают определяющее воздействие на характер экономического и социального развития общества и должны выступать предметом внимательного анализа и целенаправленной государственной политики. Проблематика доступности высшего образования в России активно разрабатывается в настоящее время. Но фокусом проводимых исследований является влияние на доступность высшего образования для разных групп населения их различных социально-экономических характеристик (уровень семейных доходов, социальный статус, место жительства и т.д.). Роль институциональных факторов - формальных и неформальных правил приема в вузы и экономических условий получения высшего образования - в воспроизводстве различий доступности высшего образования для разных социальных групп не выступала предметом специальных исследований.

Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения - или царство цветущей сложности? Бесплатное образование хорошего уровня - или родителям придется платить почти за всё, кроме пресловутых «физкультуры и ОБЖ»? Обо всем этом в российском обществе нет не только консенсуса, но и ясности: даже эксперты при высказываниях «на публику» предпочитают говорить длинными малозначащими фразами. Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. Система образования в США

Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования - он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Единых стандартов в системе школьного образования не существует - их качество зачастую зависит от местожительства, которое выбирает семья. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя. Высшее образование платное и достаточно дорогое. Во многих семьях папы с мамами начинают копить деньги на колледж еще до того, как их чадо - он или она - выговорит первое слово. Многие студенты обеспечивают себя сами - подрабатывают во время учебы или же берут ссуду на обучение. А значит, по окончании колледжа или университета их ждет не только диплом, но и тяжкое бремя долгов (существуют образовательные кредиты). Особенности системы образования в Великобритании В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными муниципальными школами существуют и частные, платные учебные заведения. Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения. Различия среди университетов довольно сильные. «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые и «краснокирпичные» университеты повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию. Высшее образование платное. За образец в Великобритании взяли модель финансирования высшего образования, используемую в США, которая включает гибкую политику сочетания высокой платы за обучение с одновременным предоставлением долгосрочных кредитов под низкие проценты. Система кредитования имеет и негативные стороны. В частности, по этой причине повышается тревожность молодежи относительно возврата кредита, и все чаще молодые люди предпочитают высшему образованию раннее начало трудовой деятельности.

Особенности системы образования в Японии Высшее образование

На 2005 год, более 2,8 млн студентов Японии обучались в 726 университетах. Высшее образование предполагает четырёхлетнее обучение для степени бакалавра. Иногда предлагается шестилетняя программа для достижения определённой профессиональной степени. Имеется 2 типа университетов: 96 национальных университетов и 39 государственных университетов. Оставшиеся 372 заведения на 1991 год были частными.

Бесплатное образование в стране практически отсутствует. По данным на 2011 год, из 2 880 000 студентов японских вузов только около 100 получили стипендию японского правительства. Стипендии дают только самым талантливым и самым необеспеченным ученикам, причём выдаются они с условием возврата и расходы на обучение покрывают не полностью .

Особенности системы образования в Китае

К образованию китайцы относятся очень серьезно: университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование огромные средства.

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов.

Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование является бесплатным.

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени.

Высшее образование

По закону в Китае есть три разновидности высшего образования:

Курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года),

Бакалавратура (4-5 лет),

Магистратура (дополнительно 2-3 года).

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени:

Бакалавр,

Магистр,

Для поступления в вуз необходимо наличие аттестата о среднем образовании и быть старше 18 лет. Абитуриенты сдают вступительные экзамены и языковой тест. Преподавание в учебных заведениях ведется на китайском языке. Если иностранный абитуриент не владеет китайским, то имеется возможность записаться на 1-2-х годичные языковые курсы, по окончании которых можно поступать в университет. Также проводятся краткосрочные курсы китайского языка сроком от одного месяца.

Обучение в магистратуре и докторантуре возможно на английском языке.

Академический год начинается в сентябре и состоит из 2-х семестров, по окончании которых студенты сдают экзамены. В процессе учебы семинары и зачеты как таковые отсутствуют.

Обучение в университетах платное, но есть шансы получить стипендию – для чего необходимо подать заявку с января по март в посольство Китая или в специальный совет, который непосредственно занимается распределением стипендий. Стипендия покрывает стоимость обучения, медицинской страховки, расходы на проживание и питание. Особенности системы образования в Италии Экзамен на аттестат зрелости в 18 лет открывает дорогу к поступлению в университет и получению диплома бакалавра

Университет считается бесплатным, но все обязаны внести налог на обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента. Если же вы будете хорошо учиться, то в государственном университете вас могут освободить от уплаты налога. Очень важное отличие от нашей системы - это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших. У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь "куратора" по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность - зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете

Система образования в России

Российские вузы используют два основных механизма приема: 1) на основе общего конкурса по результатам сдачи экзаменов в вузе и 2) целевой прием на основе отдельного конкурса. Ряд категорий лиц имеет право на льготные условия поступления в вузы. В советское время обучение в вузах было бесплатным для студентов. В последнее десятилетие под влиянием изменений в экономике происходит трансформация институтов, регулирующих условия получения высшего образования. В дополнение к бесплатному обучению интенсивно развивается рынок платных образовательных услуг, причем как легальный, так и теневой. Эти процессы, очевидно, меняют ситуацию с доступностью высшего образования для различных социальных групп. Так, рост числа вузов и размеров приема увеличивает возможности лиц, получивших общее образование, продолжить обучение в вузе. Но одновременное распростронение платных услуг по подготовке к поступлению в вуз и развитие теневых форм оплаты поступления сужает возможности способных детей из низкодоходных семей попасть в вузы, пользующиеся повышенным спросом.

Одной из преобладающих тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения.

Основные проблемы системы образования

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:

1 недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2 плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3 низкая заработная плата педагогов

4 доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

- общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

- начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

- высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;

отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;

большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Основные меры и направления в системе образования РФ

В высшем профессиональном образовании:

Разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;

Повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

Развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

Разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь - филиалов и негосударственных;

Введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);

Создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов»

По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:

Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

Формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения

Сравнительная характеристика систем образования России,США, Германии и Японии.

Любое общество для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать функцию воспитания. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

Государственными,

Муниципальными,

Негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего образования). Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: 1 ступень - начальная школа (3-4 года); 2 ступень – основная школа (5 лет); 3 ступень - средняя школа (2 - 3 года).;

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения

доп. образования; учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей; другие учреждения.

В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

В систему образования США входят:

Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет;

Начальная школа (1-6 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6 - 11 лет;

Средняя школа (7 - 12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 12-17 лет; учебные заведения после среднего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.

Обучение в Германии начинается с шести лет в единой начальной школе (1-4 классы), а затем продолжается в одном из трех типов школ:

Основная школа (5-10 классы),

Реальное училище (5-10 или 7-10 классы),

Гимназия (5-13 или 7-13 классы).

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу (1-6 классы). Средняя школа состоит из двух ступеней: обязательная младшая средняя школа (7-10) и необязательная старшая средняя школа (11-12). Профессиональное начальное и среднее образование дается по преимуществу в средних общеобразовательных заведениях и отчасти в специальных школах.

Дошкольные образовательные учреждения в России (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от 1 года до шести лет.

Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования. Такую характеристику дошкольного образования можно дать не только России, но и всем другим странам, существенных отличий в принципах обучения в дошкольном возрасте в России не наблюдается.

В школах Германии обучение начинается с 6летнего возраста и является обязательным для всех детей. Подготовленность будущего ученика определяют не школьные комиссии, а врачи и социальные психологи.

Немецкие начальные школы представляют собой организационно и административно независимые учреждения. Обучение в них длится 4 года. С 3 класса успеваемость оценивается по 6-балльной шкале. Высшие оценки «1» и «2» («очень хорошо» и «хорошо»), оценки «5» и «6» считаются неудовлетворительными.

По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образования в том или ином типе старшей школы: гимназии, общеобразовательной или единой школе, реальной школе, основной школе. Большую роль в выборе школы играет и мнение родителей.

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Начальное обучение в Японии начинается с шести лет. В начальной

школе (1-3 классы) основная часть учебного времени отведена на японский язык и арифметику. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный

министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать

гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума

нужно овладеть уже в младших классах. Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться в необязательную школу, но крайне

необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в

университет.

Основная школа России закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа США (коллеж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (7-9 классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (10-12 классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе - тесты. Выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93-100) - отлично; Д (65-74) - плохо; Е (0-^64) - не засчитывается.Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17-18 лет.

Германия. В среднем до успешной сдачи Abitur доходят около 20%учащихся, принятых в 5 класс. Многие школьники, для которых гимназическое обучение оказывается не по силам или изменяются их планы, заканчивают учебу в 10-11 классах или же еще раньше переходят в школы других типов. В

реальной школе и обыкновенных (не гимназических) классах общеобразовательной школы обучение продолжается до 10 класса, после чего ученики сдают экзамены на диплом о среднем образовании.

Реальные и общеобразовательные школы - самые распространенные типы школ в Германии.

Самым коротким путем к получению профессии считается основная школа (Haupt-schule), в которой школьники учатся до 9 или 10 класса. Со свидетельством об окончании Hauptschule можно впоследствии приобрести профессию, не требующую высокой квалификации.

В 5-8 классах основными учебными предметами для всех учащихся

являются религия, немецкий язык, один-два иностранных языка, география, математика, биология, музыка, искусство, спорт, история, физика. В 9 классе школьники могут отказаться от изучения некоторых предметов, взяв при этом один-два дополнительных предмета по выбору.

Наряду с основными предметами оценки за предметы по выбору включаются в диплом о среднем образовании Mittlere Reife.

В гимназии, начиная с 11го года обучения, школьники занимаются уже полностью по индивидуальным планам, а организация занятий напоминает вузовскую. Классы отсутствуют есть только группы которые формируются свободно. Ученики составляют учебный план самостоятельно, но согласно определенным правилам. Все предметы разделяются на три группы: филологическую (немецкий и

иностранные языки), естественно-научную (математика, физика, химия,

биология, информатика), общественно-научную (история, обществоведение,

география, религия, этика или педагогика). До конца школьного обучения для всех учащихся остаются основные предметы(нем.язык, математика и др.)

В начальной и средних школах Японии применяется пятиуровневая

шкала оценок: S (очень хорошо), А (хорошо), В (удовлетворительно), С

(плохо), Д (очень плохо). В средней школе при оценке знаний используется, как

и в американских средних учебных заведениях, система кредитов.

Профессиональные образовательные учреждения в России создаются

для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его

можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального

образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях,

институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное

образование соответствующего профиля, могут получать высшее

профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет

гражданам возможность повышения уровня образования, научной и

педагогической квалификации на базе высшего профессионального

образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры,

докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях

высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги. дополнительного образования можно получить в учреждениях повышения квалификации, курсах и др.

Во многих школах США для получения аттестата зрелости время,

затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, приравнивается

ко времени, отводимому на изучение математики, английского языка, химии,

истории, биологии. В большинстве школ обучение навыкам самостоятельной работы игнорируется и многие, оканчивая среднюю школу и поступая в колледж, не умеют самостоятельно трудиться, систематически овладевая знаниями.

Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала

выпускникам средних школ в последние четыре года пребывания в школе

обязательное изучение современных достижений пяти «базовых дисциплин», составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык, математика, естественные науки, социальные науки, овладение компьютерной грамотностью.

Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем

учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.

Особое внимание должно быть уделено дальнейшему развитию

компьютерно-информационной базы, в частности, ЭВМ последнего поколения,

библиотечному фонду, лабораторному оборудованию и др.

Следует подчеркнуть, что в США профессиональный средний уровень в

системе образования не выделяется. Этот уровень интегрирован в систему

высшего образования. Высшее образование США характеризуется значительным

разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя

собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические,

социальные и идеологические функции.

В профессиональном обучении Германии существует система ученичества на предприятиях с одновременным посещением профессионализированных учебных заведений в течение двух-трех лет. Действуют также профессиональные школы повышенного типа - школы специальностей, рассчитанные на один-четыре года обучения. Введена следующая организация профессионального

обучения: один день - в школе, четыре дня на предприятии.

В среднем профессиональном образовании наметился отход от узкой специализации к

широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.

Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций.

В Японии к учреждениям высшего образования относятся

университеты, а также младшие и технические коллежи. Университеты дают,

прежде всего, академическое образование. Младшие и технические коллежи

большое внимание уделяют профессиональной и практической деятельности.

Рассмотренные системы образования России, США, Германии и

Японии безусловно схоже- воспитание личности, развитой личности. Образование в этих странах призвано дать детям знания, умения и навыки, для дальнейшей жизни в обществе.

В мире не существует двух одинаковых образовательных систем. В каждой стране могут различаться возраст начала обучения и его продолжительность, набор предметов и экзаменов, и другие характеристики. Начинать выбор конкретного учебного заведения для своего ребенка лучше в первую очередь с существующих особенностей образования в стране. Это поможет сделать взвешенный и обдуманный выбор.

Образовательная система Великобритании

Возраст начала обучения: 5 лет

Этапы обучения: Preparatory School (4-11 лет), Secondary School (11-14 лет), GCSE (14-16 лет), A-Levels (16-18 лет)

Высшее образование: полностью платное

Образовательная система Великобритании - это традиции, складывавшиеся веками и стандарт качества, который признается во всём мире. Британские дети проводят в школе 12 лет. С этим связаны трудности с поступлением в вуз у российских выпускников - им необходим дополнительный год обучения - Foundation.

В возрасте 15-16 лет школьники сдают экзамены GCSE (General Course of Secondary Education). Таким образом завершается их обязательное обучение. Те, кто готовится к поступлению в колледж, учатся дополнительные два года на программе A-Levels. Для изучения выбирают 3-4 предмета, которым и посвящают всё время. Такая глубокая подготовка по уровню фактически соответствует обучению на первых курсах колледжа.

В Великобритании особенно много частных школ. Обычно это заведения с именем и историей, а также весьма высокой стоимостью обучения. Иностранцев в британские школы принимают с удовольствием - здесь создается настоящая международная образовательная среда.

Почти сотня британских вузов входит в мировые рейтинги - и не просто входит, а уверенно занимает позиции в пределах первых двух сотен. Наиболее престижные университеты страны объединены в Russel Group. Высшее образование в Великобритании платное и это удовольствие не из дешевых. Однако вложенные средства быстро окупаются, поскольку дипломы признаются во всем мире.

Образовательная система США

Возраст начала обучения: 5 лет в 3 штатах, 6 лет в 18 штатах, 7 лет в 29 штатах

Этапы обучения: Junior School (6-11 лет), Middle School (11-15 лет), High School (15-17 лет)

Высшее образование: платное

В штатах США нет единства по вопросам обучения, ведь в каждом из них действует свой образовательный стандарт. Таким образом обучаться в школе, например, в Калифорнии и Северной Каролине можно совершенно по-разному. Отличается не только возраст начала обучения, но даже даты семестров и набор предметов.

В США нет общего расписания занятий у школьников. Для того чтобы получить диплом нужно получить определенное количество кредитов (баллов) по каждому направлению. Курсы, за посещение которых он получит эти кредиты, школьник выбирает сам. Классов в привычном для нас понимании также нет - у каждого из учеников свой набор дисциплин. Частных кол в США много, при этом считается, что в них можно получить лучшее образование по сравнению с государственными. Много школ, где предоставляется только дневная форма обучения - в этом случае иностранные ученики живут в принимающей семье.

Объединение престижных вузов этой страны называется Лига Плюща. Учебные заведения страны занимают верхние строки многих международных образовательных рейтингов. Например, большая часть лучших бизнес-школ мира находится именно этой стране, здесь же придумали программу MBA, которая сегодня не нуждается в особом представлении в любой стране мира.

В вузах также действует система кредитов, то есть самостоятельный выбор студентом дисциплин для изучения помимо обязательных. Иностранцы, в том числе и россияне, могут поступать в учебные заведения сразу по окончании школы Для тех, кому необходимо усовершенствовать свой уровень английского языка, а также отдельные профильные предметы, есть подготовительные программы.

Образовательная система Франции

Возраст начала обучения: 6 лет

Этапы обучения: Начальная школа: 6-11 лет, Колледж (11-15 лет), Лицей (16-18 лет)

Высшее образование: бесплатное в государственных университетах

Юные французы начинают обучение с 6 лет, при этом большая их часть отправляется учиться в государственные школы - доля частных учебных заведений не превышает 17%. В возрасте 15 лет они сдают экзамен для получения диплома National du Brevet. В лицей переходят только успешно сдавшие его ученики, а остальные получают сертификат об окончании средней школы и могут устраиваться на работу.

Обучение в вузах Франции бесплатное за исключением организационных взносов. Их в равной степени оплачивают как местные, так и иностранные студенты, но суммы обычно не превышают нескольких сотен евро. Студенты из других стран также получают равные с местными социальные льготы, например. Компенсацию транспортных расходов и аренды жилья.

Помимо университетов во Франции существует также система Высших школ, где часто дают даже более престижное образование. Поступить в университет Франции иностранцу несложно, а вот процедура поступления в высшую школу будет значительно сложнее.

Частные университеты во Франции предлагают немало программ с обучением на английском языке, однако образование в них будет полностью платным, а потому значительно дороже, чем в госвузе на французском языке.

Образовательная система Германии

Возраст начала обучения: 6 лет

Этапы обучения: Grundschule (с 6 до 10-12 лет), Средняя школа (11-18 лет)

Высшее образование: зависит от региона

В Германии образование контролируется государством, но большинство земель вносит в этот процесс свои особенности. Средние школы в Германии делятся на 4 типа: Gymnasium - самая престижная, Realschule - среднее во всех смыслах образование, чуть выше необходимого стандарта, Hauptschule - база, необходимая тем, кто не планирует продолжать обучение. В зависимости от выбора школы длительность обучения может составлять от 9 до 13 лет. Есть также Gesamtschule, где можно обучаться по любой из трех вышеперечисленных программ.

Образование в немецких вузах уже не является для иностранцев повсеместно бесплатным. Теперь каждый регион проводит отдельную политику по этому направлению, однако общее число бесплатных программ постоянно сокращается. Наиболее престижными для изучения в Германии являются технические специальности - немецкие вузы этого направления входят в первую сотню многих международных рейтингов.

Образовательная система Канады

Возраст начала обучения: 6-7 лет

Этапы обучения: Начальная школа (6-11 лет), Средняя школа (11-15 лет), Высшая школа (15-17 лет)

Высшее образование: платное

Канадская система образования, в целом, соответствует структуре этого процесса в США. В школу ребенок может пойти в 6 или 7 лет, а длительность обучения составляет 12 лет. Для оценки результатов учеников канадских школ используют не баллы, а проценты. Показатель в 50% по всем предметам является обязательным условием перехода на следующий год.

Официальным языком обучения в Канаде может быть английский или французский. Каждая провинция определяет не только язык, но и основное содержание процесса обучения.

error: Content is protected !!