Чем отличается живое от неживого кратко. Окружающий мир: чем живая природа отличается от неживой

Ответы к школьным учебникам

Все обилие живого разделяют на следующие царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные.

2. Что общего в строении всех живых организмов?

Невзирая на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и подобный набор химических элементов и веществ, образующих их тело. Так, и слон, и комар состоят из клеток. Клетка - это элементарная живая система, основная структурная единица живых организмов; она была открыта в 1665 г. английским ученым Р. Гуком.

3. Чем растения отличаются от животных?

Рост растений не ограничен, т. е. они могут расти в течение почти целой жизни. Большая часть животных растут до определенного возраста.

Животные подвижны. Растения способны только к ограниченным движениям листьев и стеблей.

4. Как питаются растения?

Растения самостоятельно образуют питательные вещества, используя энергию света. Этот сложный и многоступенчатый процесс называется фотосинтезом. В процессе него из углекислого газа и воды с участием энергии солнечного света образуются питательные органические вещества (углеводы) и выделяется свободный кислород.

5. Перечислите основные признаки живого.

Для живого свойственны обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.

6. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ и энергии - важнейшая функция живого организма и один из важнейших признаков жизни. Между организмом и внешней средой обмен веществами и энергией осуществляется постоянно. Он начинается с поступления в организм воды, пищи и кислорода и заканчивается удалением из него образовавшихся продуктов распада. В процессе обмена организм получает вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, и энергию для обеспечения жизненных процессов.

7. В чем сущность питания?

Питание - это процесс получения питательных веществ из окружающей среды. Пища необходима всем живым организмам, так как она служит источником энергии и веществ, нужных для деления клеток организма, их роста и многих других процессов.

8. Что такое раздражимость?

Раздражимостью называют способность живых клеток, тканей или целого организма избирательно реагировать на внешние или внутренние воздействия - раздражители. Раздражимость проявляется на всех уровнях развития жизни, лежит в основе приспособления организмов к изменяющимся условиям среды.

9. Почему движения животных более активны, чем движения растений?

Животные подвижны и активны, так как им приходится добывать себе пищу и спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны улавливать лучи солнца. Однако их движения гораздо медленнее и не так заметны. Для активного перемещения в пространстве у животных имеется специальная двигательная ткань - мышечная, прикрепленная к скелетным образованиям. У растительных организмов двигательной системы нет.

10. Какова роль выделения в жизни организмов?

В результате обмена веществ в организме образуются и накапливаются ненужные, а часто и ядовитые вещества. В процессе выделения они удаляются из организма.

11. Способны ли растения к движению?

Растения способны лишь к ограниченным движениям листьев и стеблей. Это объясняется тем, что клетки растений имеют прочную стенку, состоящую из особого вещества - целлюлозы. Движение отдельных частей растений обусловлено изменением напряжения отдельных клеток или их частей - тургором. Однако это не позволяет растениям активно передвигаться в пространстве.

- 60.50 Кб

Введение

Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд. лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное множество видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали.

От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: более 1,5 млн. видов животных, 500 тыс. видов растений, значительное количество разнообразных грибов, а также множество прокариотических организмов (бактерии).

Мир живых существ, включая человека, представлен биологическими системами различной структурной организации и разного уровня соподчинения, или согласованности. Из курса ботаники и зоологии известно, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка, например, может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, но и значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – Простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка Простейших представляет собой целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированны, т.е. могут осуществлять только одну какую-либо функцию и не способны самостоятельно существовать вне организма. Элементы организма – клетки, ткани и органы – в сумме ещё не представляют собой целостный организм. Лишь соединение их в исторически сложившемся в процессе эволюции порядке, их взаимодействие, образует целостный организм, которому присущи определенные свойства.

Сущность живого, его основные признаки.

Интуитивно мы все понимаем, что есть живое и что – мертвое. Однако при попытке определить сущность живого возникают трудности. Широко известно, например, определение, данное Ф.Энгельсом, что жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. И все же живая мышь и горящая свеча с физико-химической точки зрения находятся в одинаковом состоянии обмена веществ с внешней средой, равно потребляя кислород и выделяя углекислый газ, но в одном случае – в результате дыхания, а в другом – в процессе горения. Этот простой пример показывает, что обмениваться веществами с окружающей средой могут и мертвые объекты. Таким образом, обмен веществ является хотя и необходимым, но недостаточным критерием определения жизни, впрочем, как и наличие белков.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что дать точное определение жизни весьма непросто. И это люди поняли очень давно. Так, французский философ-просветитель Д. Дидро писал: «Я могу понять, что такое агрегат, ткань, состоящая из крохотных чувствительных телец, но живой организм!... Но целое, система, представляющая собой единый организм, индивидуум, сознающий себя как единое целое, выше моего понимания! Не понимаю, не могу понять, что это такое!»

Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

К числу свойств живого обычно относят следующие:

Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.

Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если толкнуть камень, то он пассивно сдвигается с места. Если толкнуть животное, оно отреагирует активно: убежит, нападет или изменит форму. Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.

Живые организмы не только изменяются, но и усложняются. Так у растения или животного появляются новые ветви или новые органы, отличающиеся по своему химическому составу от породивших их структур.

Все живое размножается. Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Причем потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей. В этом проявляется действие механизмов наследственности и изменчивости, определяющих эволюцию всех видов живой природы.

Сходство потомства с родителями обусловлено ещё одной замечательной особенностью живых организмов – передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах – единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах. Генетический материал определяет направление развития организма. Вот почему потомки похожи на родителей. Однако эта информация в процессе передачи несколько видоизменяется, искажается. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.

Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни. Строение крота, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует условиям, в которых они живут.

Обобщая и несколько упрощая сказанное о специфике живого, можно отметить, что все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются и распространяются в природе, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут, не размножаются.

Из совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

И, наконец, ещё более краткое определение жизни предложил американский физик Ф. Типлер в своей сенсационной книге «Физика бессмертия». «Мы не хотим, - пишет он – привязывать определение жизни к молекуле нуклеиновой кислоты, потому что можно вообразить себе существования жизни, которая к этому определению не подходит. Если к нам в космический корабль явится внеземное существо, химическую основу которого составляют не нуклеиновая кислота, то нам все равно захочется признать его живым». Жизнь, по мнению Типлера, представляет собой лишь информацию особого рода: «Я определяю жизнь как некую закодированную информацию, которая сохраняется естественным отбором» . Но если это так, то жизнь-информация является вечной, бесконечной и бессмертной. И хотя с этим определением согласны далеко не все, его несомненная ценность состоит в попытке выделить из всех критериев жизни в качестве главного – способность живых организмов сохранять и предавать информацию.

Учитывая сохраняющуюся дискуссионность категории жизни, анализ ее признаков следует дополнить рассмотрением структуры живого, составляющих его элементов, частей.

Отличие живого от неживого.

Есть несколько фундаментальных отличий в вещественном, структурном и функциональном планах.

В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, - белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).

В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением.

В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Устойчивость и воспроизведение есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.

Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т.д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти» .

Многогранность живого.

Живая природа (коротко – жизнь) – это такая форма организации материи на уровне макромира, которая резко отличается от других форм сразу многими признаками. Каждый из этих признаков может служить для разграничения живой и неживой природы, а соответственно – основой для определения, что есть жизнь. Существенными оказываются все эти признаки. Ни одним из них нельзя пренебречь.

Прежде всего любой живой объект является системой – совокупностью взаимодействующих элементов, которая обладает свойствами, отсутствующими у элементов, образующих этот объект.

Микроскопичность живого означает, что любой живой организм, начиная с бактерии, или же его самостоятельно функционирующая подсистема должна содержать большое число атомов. Иначе упорядоченность, необходимая для жизни, разрушилась бы флуктуациями (случайное отклонение от среднего значения физических величин).

Гетерогенность означает, что организм образован из множества различных веществ.

Открытость живой системы проявляется в непрерывном обмене энергией и веществом с окружающей средой. Самоорганизация возможна лишь в открытых сильнонеравновесных системах.

Помимо отмеченных ключевых особенностей живых систем следует указать на другие важные свойства живых организмов.

Сходство химического состава всех живых организмов . Элементный состав живого определяется главным образом шестью элементами: кислород, углерод, водород, азот, сера, фосфор. Кроме того, живые системы содержат совокупность сложных биополимеров, которые для неживых систем не характерны (белки, нуклеиновые кислоты, ферменты и др.)

Живые системы существуют конечное время . Свойство самовоспроизведения сохраняет биологические виды. Конечность живых систем создает условия их сменяемости и совершенствования.

Свойство всего живого – раздражимость – проявляется в виде реакции живой системы на информацию, воздействие извне.

Живая система обладает дискретностью – состоит из отдельных (дискретных) элементов, взаимодействующих между собой. Каждый из них также является живой системой. Наряду с дискретностью живой системе присуще свойство цельности – все ее элементы функционируют только благодаря функционированию всей системы в целом.


Проблемы живого.

Уже неоднократно делались попытки системного подхода к изучению Живого, т.е. к решению проблемы феномена живой материи. эта глобальная проблема, как известно, включает в себя ряд также нерешенных до сих пор фундаментальных проблем, таких как возникновение жизни, эволюция живого, природа мышления и т.д. В завершении этого неполного списка проблем нужно добавить еще одну, быть может, самую главную - проблему феномена человека, места его в объективном мире, смысла и цели его существования.

Испокон веков, как только человек осознал себя, человечество пытается

решить эту проблему. Очевидно, что невозможно рассматривать проблему феномена человека без, хотя бы беглого, обсуждения основных специфических функций его психики.

Как отмечает Э.Фромм в своей работе "Психоанализ и религия", самосоз-

нание, разум и воображение нарушили "гармонию" животного существования человека. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз "универсума", и что человек никогда не освободится от дихотомии своего существования. Человек всегда будет стремиться объяснить себе самого себя и смысл своего существования. эта проблема всегда будет иметь наивысший приоритет в познавательной деятельности человечества.

Традиционно считается, что эти вопросы входят в компетенцию философии

и религии, т.к. одним из основных методологических принципов точных наук

в настоящее время является принцип "естественности", детерминированности всех процессов, протекающих во Вселенной. Принцип, который, в существующей сегодня его трактовке, полностью исключает телеологичность, т.е. саму постановку вопросов типа "зачем", "для чего", "с какой целью" и т.д.Иначе говоря, сегодня наука считает, что в природе не может быть цели.

Рассуждения о сущности живого ввиду своей полемичности, в последнее время принимают крайне пессимистическую окраску. Поэтому структура биологического знания не определяется существующим определением категории «живого», а является традиционно-эмпирической, вследствие чего в ней не так отчётливо видна проблема определения данной категории в отличие от структуры теоретической биологии. .
Решение вопроса о сущности живого и проблеме его происхождения, на сегодняшний день находится на начальной стадии – это только «постановка вопроса». Прежде всего, по тому, что понятия «живое» и «жизнь» до сих пор отождествляются исследователями, а это в принципе не допустимо, т.к. «жизнь» это определённый процесс – т.е. способ существования, а «живое» – это объект. Проблема происхождения живого тоже часто отождествляется. Существует две формы вопроса происхождения живого: 1) происхождение живого на Земле; 2) происхождение живого во Вселенной (т.е. в принципе). В свою очередь они делятся ещё на два типа вопросов: 1) происхождение «впервые»; 2) происхождение «вторично и в наше время». Разумеется, необходимо определится с тем, какую всё-таки проблему надо решать, т.е. какое решение имеет смысл. .
Методологические подходы исследования сущности живого. Рассмотрим вкратце основные методологические подходы к разрешению проблемы познания сущности живого. .
Моноатрибутивный подход. Согласно данному подходу выводы о сущности живого делаются на основе анализа одного из жизненных явлений и соответствующих ему структур. .
Полиатрибутивный подход. Включает требование учитывать все основные свойства и проявления живой материи. Определения живого, разработанные на основе полиатрибутивной методологии, сводятся к перечислению главных жизненных процессов. .
Функциональный подход. Его сторонники предлагают отказаться от анализа субстрата живого, ограничиваясь лишь его функциями.
Механистический подход . Отрицание, каких бы то ни было принципиальных отличий живого от неживого. Объясняет все жизненные процессы на основе физических и химических закономерностей. .
Виталистический подход. Характеризуется стремлением выйти за рамки материального мира, объяснить жизненные явления посредством особого нематериального «начала». .
Субъективистский подход. Отвергает объективное содержание определений живой материи. Сторонники этого подхода считают, что суждения о живом зависят исключительно от произвольных толкований исследователей.

Описание работы

Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд. лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное множество видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали.
От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: более 1,5 млн. видов животных, 500 тыс. видов растений, значительное количество разнообразных грибов, а также множество прокариотических организмов (бактерии).

Живая и неживая природа по-своему важны, одна без другой существовать не могут, проведем их краткий обзор. Чем живая природа отличается от неживой ученики 5 класса узнают на уроках биологии и ботаники.

Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого, - это способность к эволюции в процессе роста.

Живая природа

Клеточные организмы делятся на 4 царства:

  1. Бактерии - это простейшие организмы, не имеющие ядра, питаются через мембрану или оболочку. Используются для изготовления закваски. Болезнетворные разновидности приносят вред здоровью.
  2. Растения - их клетки содержит хлоропласты, в которых происходит процесс фотосинтеза, благодаря чему растения получают питание и растут.
  3. Грибы - по своему строению сходны одновременно и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами, поглощая их из окружающей среды.
  4. Животные - двигательная активность появилась у них благодаря сложному строению клеток, которые без внешней оболочки весьма подвижны.

Особенности живых организмов:

  • имеют сложный состав, в который включены органические соединения;
  • способны размножаться;
  • внутри у них происходит процесс обмена веществ, от которого зависит жизнь;
  • умение двигаться, вести определенную деятельность.

Признаки живой природы - это способность::

  • питаться,
  • дышать,
  • расти,
  • накапливать энергию,
  • размножаться,
  • выделять ненужные вещества.

Неживая природа

Самые важные объекты неживой природы:

  • воздух,
  • вода,
  • земля,
  • солнце, планеты, звезды.

Все неживые объекты принято делить на три группы:

  1. Твердые тела: горы и камни, минералы и песок, планеты, ледники и все остальное, что имеет твердую текстуру.
  2. Жидкие субстанции: вода от моря до капли росы, а также лава.
  3. Газообразные тела: воздух, пар, звезды.

Признаки неживой природы - это отсутствие физиологических процессов:

  • движения,
  • питания,
  • дыхания,
  • размножения..

По сути, они вечны, если не брать во внимание временную коррозию или стихийные бедствия.

Один из признаков отличия живого от неживого - это способность к размножению или воспроизводству себе подобных. Камень не может иметь потомство, только разбивается на несколько маленьких камешков.

Важность природы в целом

Что важнее - живая или неживая природа? Этот вопрос является некорректным, потому ответ на него нельзя найти ни в одном источнике. Оба вида природы связаны между собой, не могут существовать по отдельности. Неживая породила живую, которая продолжает свое существование.

Из всего многообразия объектов особенно важными для жизни считаются:

  • почва. Спустя миллионы лет после образования земли, она стала плодородной, тогда выросли на ней первые растения. В ней происходят важные процессы, появляются полезные ископаемые и накапливаются питательные вещества для живых организмов;
  • воздух - животные и растения дышат, кислород необходим для правильного функционирования организмов;
  • вода - без нее невозможна жизнь на планете, в воде зародились кислород и первые одноклеточные организмы. Это питательная среда для растений, у животных - необходимый элемент в рационе;
  • солнце - еще одна составляющая, которая причастна к зарождению жизни и дальнейшему ее развитию. Свет и тепло, которое производит солнце, жизненно необходимы всем обитателям Земли.

Отличительные черты

Живые организмы отличаются от неживых на молекулярном уровне:


Полезное видео

Подведем итоги

Отличие живого и неживого существует, но и точек соприкосновения очень много.. Тонкая грань, зачастую, попросту стирается. Все процессы находятся в постоянной взаимосвязи. Так, рыбы погибая в воде, разлагаются и насыщают ее необходимыми микроэлементами, которые делают комфортным проживание других живых организмов. Погибшие растения обогащают землю, которая отдает питательные вещества новым представителям флоры, а также грибам и мелким насекомым.

Введение

Проблема происхождения жизни приобрела сейчас неодолимое очарование для всего человечества. Она не только привлекает к себе пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще всех людей мира.

Сейчас считается общепризнанным, что возникновение жизни на Земле представляло собой закономерный процесс, вполне поддающийся научному исследованию. В основе этого процесса лежала эволюция соединений углерода которая происходила во Вселенной задолго до возникновения нашей Солнечной системы и лишь продолжалась во время образования планеты Земля – при формировании ее коры, гидросферы и атмосферы.

С момента возникновения жизни природа находится в непрерывном развитии. Процесс эволюции длится уже сотни миллионов лет, и его результатом является то разнообразие форм живого, которое во многом до конца еще не описано и не классифицировано.

Вопрос о происхождении жизни труден в исследовании, потому, что, когда наука подходит к проблемам развития как создания качественно нового, она оказывается у предела своих возможностей как отрасли культуры, основанной на доказательстве и экспериментальной проверке утверждений.

Ученые сегодня не в состоянии воспроизвести процесс возникновения жизни с такой же точностью, как это было несколько миллиардов лет назад. Даже наиболее тщательно поставленный опыт будет лишь модельным экспериментом, лишенным ряда факторов, сопровождавших появление живого на Земле. Трудность - в невозможности проведения прямого эксперимента по возникновению жизни (уникальность этого процесса препятствует использование основного научного метода).

Вопрос происхождении жизни интересен не только сам по себе, но и тесной связью с проблемой отличия живого от неживого, а также связью с проблемой эволюции жизни.

Глава 1. Что такое жизнь? Отличие живого от неживого.

Для понимания закономерностей эволюции органического мира на Земле необходимо иметь общие представления об эволюции и основных свойствах живого. Для этого необходимо охарактеризовать живые существа с точки зрения их некоторых особенностей и выделить основные уровни организации жизни.

Когда-то считалось, что живое можно отличить от неживого по таким свойствам, как обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение, приспособляемость. Но анализ показал, что порознь все эти свойства встречаются и среди неживой природы, и поэтому не могут рассматриваться как специфические свойства живого. В одной из последних и наиболее удачных попыток живое характеризуется следующими особенностями, сформулированными Б. М. Медниковым в виде аксиом теоретической биологии:

Все живые организмы оказываются единством фенотипа и программы для его построения (генотипа), передающейся по наследству из поколения в поколение (аксиома А. Вейсмана).

Генетическая программа образуется матричным путем. В качестве матрицы, на которой строится ген будущего поколения, используется ген предшествующего поколения (аксиома Н. К. Кольцова).

В процессе передачи из поколения в поколение генетические программы в результате различных причин изменяются случайно и не направленно, и лишь случайно такие изменения могут оказаться удачными в данной среде (1-ая аксиома Ч. Дарвина).

Случайные изменения генетических программ при становлении фенотипа многократно усиливаются (аксиома Н. В. Тимофеева-Ресовского).

Многократно усиленные изменения генетических программ подвергаются отбору условиями внешней среды (2-ая аксиома Ч. Дарвина).

«Дискретность и целостность – два фундаментальных свойства организации жизни на Земле. Живые объекты в природе относительно обособлены друг от друга (особи, популяции, виды). Любая особь многоклеточного животного состоит из клеток, а любая клетка и одноклеточные существа – из определенных органелл. Органеллы состоят из дискретных высокомолекулярных органических веществ, которые в свою очередь состоят из дискретных атомов и элементарных частиц. В то же время сложная организация немыслима без взаимодействия ее частей и структур – без целостности».

Целостность биологических систем качественно отличается от целостности неживого, и прежде всего тем, что целостность живого поддерживается в процессе развития. Живые системы – открытые системы, они постоянно обмениваются веществами и энергией со средой. Для них характерна отрицательная энтропия (увеличение упорядоченности), увеличивающаяся, видимо, в процессе органической эволюции. Вероятно, что в живом проявляется способность к самоорганизации материи.

«Среди живых систем нет двух одинаковых особей, популяция и видов. Эта уникальность проявления дискретности и целостности живого основана на замечательном явлении ковариантной редупликации.

Ковариантная редупликация (самовоспроизведение с изменениями), осуществляемая на основе матричного принципа (сумма трех первых аксиом), - это, видимо, единственное специфическое для жизни (в известной нам форме ее существования на Земле) свойство. В основе его лежит уникальная способность к самовоспроизведению основных управляющих систем (ДНК, хромосом и генов)».

«Жизнь – одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития».

Итак, что такое живое и чем оно отличается от неживого. Наиболее точное определение жизни дал около 100 лет назад Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Наиболее точное определение жизни дал около 100 лет назад Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Термин "белок" тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к протоплазме в целом. Сознавая неполноту своего определения, Энгельс писал: "Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них... Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы её проявления, от самой низшей до наивысшей".

Кроме того, есть несколько фундаментальных отличий живого от неживого в вещественном, структурном и функциональном планах. В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, - белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением. В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Устойчивость и воспроизведение есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.

Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т. д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти».

Жизнь возможна лишь при определённых физических и химических условиях (температура, присутствие воды, ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов, например при высушивании семян или глубоком замораживании мелких организмов, не ведёт к потере жизнеспособности. Если сохраняется неповрежденной структура, она при возвращении к нормальным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.

Однако строго научное разграничение живого и неживого встречает определенные трудности. Так, например, вирусы вне клеток другого организма не обладают ни одним из атрибутов живого. У них есть наследственный аппарат, но отсутствуют основные необходимые для обмена веществ ферменты, и поэтому они могут расти и размножаться, лишь проникая в клетки организма-хозяина и используя его ферментные системы. В зависимости от того, какой признак мы считаем важным, мы относим вирусы к живым системам или нет.

Итак, суммируя все выше сказанное, дадим определение жизни:

«Жизнь – процесс существования биологических систем (например, клетка, организм растения, животного), основу которых составляет сложные органические вещества и способные самовоспроизводиться, поддерживать свое существование в результате обмена энергией, веществом и информацией со средой.»


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Биология 10 класс

http://testent.ru/
1..Живое отличается от неживого:

А) составом неорганических веществ С) обменом веществ

В) наличием катализаторов Д) взаимодействием молекул друг с другом

2. Основными веществами в живых организмах являются:

A) Углеводы. B) Витамины. C) Жиры. D) Белки.

3. Биологической системой называют:

А) объединение однородных клеток С) несколько рядом расположенных органов

В) органы живого организма Д) любые биологические объекты

A) На биогеоценотическом уровне.

B) На популяционно-видовом уровне.

C) На организменном уровне.

D) На биосферном уровне.

5. Предметом изучения биологии является :

A) Строение и функции организма.

B) Природные явления.

C) Закономерности развития и функционирования живых систем.

D) Строение и функции растений и животных.

6. В 1988 году вышел 4-томный труд А.А.Слудского и А.Бекенова :

A) «Флора Казахстана».

B) «Заповедники Казахстана».

C) «Биологические открытия Казахстана».

D) «Млекопитающие Казахстана»

7. К прокариотам относятся :

А) растения В) животные С) грибы Д) бактерии и цианобактерии

А) пластиды С) клеточный центр

В) митохондрии Д) рибосомы

9. Рибосомы участвуют в синтезе :

А) АТФ В) белков С) липидов Д) углеводов

10. Размножение - это процесс : А) увеличения числа клеток; В) воспроизведения себе подобных;

В) все белки клеток построены из 20 аминокислот;

С) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;

Д) все живые организмы, кроме вирусов , построены из клеток.

13. Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки : А) митоз; В) мейоз; С) амитоз; Д) биоценоз.

14. При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается?
А) митоз; В) митоз и мейоз; С) мейоз и амитоз ; Д) мейоз.

15. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются :


А) нуклеотиды; В) аминокислоты ; С) пептиды; Д) моносахариды.

16. Какое число хромосом у человека ?

А) 46; В) 25; С) 47; Д) 48

17. Уровень, являющийся высшим уровнем организации жизни:

А) биосферный; В) биогеоценотический; С) популяционно-видовой ; Д) организменный.

18. Ядро – это:

А) двумембранная структура; В) одномембранная структура; С) немембранная структура; Д) трехмембранная структура.

19. Ассимиляция – это процесс:

А) катализа ; В) распада; С) биосинтеза; Д) гидролиза.

20. В реакциях распада веществ:

А) энергия накапливается; В) энергия не изменяется; С) энергия выделяется ; Д) энергия сохраняется.

21. Один триплет ДНК содержит информацию:

А) о последовательности аминокислот в белке; В) об одном признаке организма; С) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь ; Д) о начале синтеза и-РНК,


22. Количество этапов в энергетическом обмене:

А) один; В) два; С) три; Д) четыре.

23. Автотрофные организмы получают энергию:

А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических; В) из готовых органических веществ ; С) за счет распада неорганических веществ; Д) за счет распада воды.

24. К гормонам не относится:

А) инсулин; В) окситоцин; С) меланин; Д) прогестерон.

25. Индивидуальное развитие организма называется:

А) филогенез; В) овогенез ; С) метаморфоз; Д) онтогенез.

26. У всех цветковых растений происходит:

А) двойное оплодотворение; В) двойное опыление; С) простое оплодотворение ; Д) тройное оплодотворение.

27. Оплодотворенная яйцеклетка называется:

А) гамета; В) гаструла; С) бластула; Д) зигота.

28. Нервная система, органы чувств , эпителий кожи, зубная эмаль образуются во время органогенеза:

А) из эктодермы; В) из мезодермы; С) из энтодермы ; Д) из гаструлы.

29. Способность организма на должном уровне поддерживать постоянство своего строения и функциональных возможностей называется:

А) гомеостаз; В) раздражимость; С) онтогенез; Д) обмен веществ.

30. Заключительной фазой в митозе является:

А) анафаза; В) профаза; С) телофаза; Д) метафаза.


1

С

16

А

2

С

17

А

3

А

18

В

4

С

19

В

5

В

20

В

6

Д

21

А

7

Д

22

В

8

Д

23

В

9

С

24

А

10

А

25

В

11

Д

26

А

12

С

27

А

13

С

28

А

14

В

29

Д

15

Д

30

Д
error: Content is protected !!