Играем в сказку: как провести занятие по сказкотерапии в детском саду. Терапевтические сказки для дошкольников

Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

Сказки в давние времена

Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание. Даже такой мастер написания сказок, как Ханс создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории. Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Сказкотерапия для детей

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод

Эффекты сказкотерапии

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

Узнать ребёнка

Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии. Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы,

Как применять сказкотерапию

Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому. Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию. Главное - не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека. В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

Самодиагностика

Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был. Многим близка сказкотерапия как лучший метод потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

Польза лечения сказкой

Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в "волшебную" обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело.

В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

Вывод

Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным детей.

8

Счастливый ребенок 15.09.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами познакомимся с таким чудесным способом решения детских трудностей, как сказкотерапия. Казалось бы, что общего у терапии и сказки? Мы привыкли сказку все же воспринимать как легкое чтение для развлечения ребенка, но уж никак не для лечения, правда? Но, оказывается, сказка способна не только воспитывать малыша, но и помогать ему в решении многих проблем.

Есть даже специальное направление в психотерапии – сказкотерапия. Прикоснуться к такому интересному направлению и начать уже завтра рассказывать детям и внукам полезные сказки, попутно решая трудности, поможет ведущая рубрики , психолог, сказкотерапевт Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Сказкотерапия для детей

Добрый день всем читателям блога Ирины. У большинства людей детство ассоциируется с куклами и машинками, песочницей и, конечно же, сказкой. Мы с удовольствием читаем деткам перед сном маленькие истории, покупаем новые книжки, разыгрываем сюжеты любимых сказок. А сейчас еще и добавились новые возможности – аудиосказки, которые помогают развивать внимание и речь ребенка, в то время, пока мама занята другим делом.

Да и можно ли представить себе ребенка, который никогда не слышал сказок? Ведь именно на них выросли мы сами, наши родители и бабушки с дедушками. Наверное, что-то в этом есть, правда, если времена меняются, а связка «детство – сказка» остается?

И вот уже в который раз мы перечитываем крохе полюбившиеся «Теремок» и «Курочку Рябу», «Рукавичку» и «Огниво». И, только голос затихает, вместо мирного посапывания слышим: «Мамочка, а можно еще разочек? Ну, пожалуйста!». В чем же магическая сила сказки? Давайте подумаем вместе.

Что сказка дает детям?

Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.

Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:

Воспитание хороших человеческих качеств

На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

Мягкое обучение без насилия

Из сказок малыш узнает что-то новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою. Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.

Но, конечно же, не только дидактические сказки обучают. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован.

Проживание эмоций

Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

Привитие извечных ценностей

Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

Понимание мира вокруг и отношений между людьми

Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

Мягкая коррекция поведения ребенка

В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми. А также заботливыми мамочками. И мы с вами сегодня познакомимся с примером такой сказки.

Лечение души

Иногда человеку, пусть даже маленькому, не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – глубокие истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, осознать глубинный смысл происходящего.

Расслабление, набор положительного опыта

С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

Виды сказок в сказкотерапии

Итак, мы с вами выявили основные функции сказок, и теперь давайте систематизируем знания, перечислив основные виды сказок в сказкотерапии. К ним относятся:

  • Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
  • Дидактические или обучающие сказки.
  • Психокоррекционные сказки , призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.
  • Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
  • Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.

Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.

Как работает сказкотерапия для дошкольников: реальные примеры

Вот, например, одна история, написанная мною в помощь одной чудесной мамочке, для мягкого отлучения уже подросшего ребенка от груди.

Как Медвежонок стал кушать мед

Жила-была большая Медведица. И однажды она стала самой счастливой Медведицей на свете, потому что у нее родился маленький Медвежонок. Поначалу Медвежонок был очень маленьким и слабеньким, и мама носила его на ручках и поила своим молочком. Медвежонку было очень вкусно, уютно и совсем не страшно. После еды Медвежонок засыпал, и мама могла в это время убираться в берлоге, или охотится.

Но иногда маленький Медвежонок просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не поила его молочком.

Медвежонок рос, и вскоре у него выросли большие крепкие зубки. Однажды, когда Медвежонок вновь заплакал, мама попыталась накормить малыша; но Медвежонок нечаянно укусил ее. Мама вскрикнула от боли. Медвежонок испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его голодным. Тогда мама взяла его на ручки и понесла в кухню. Там она показала ему бочонок с медом, и сама зачерпнула оттуда большую ложку.

— Попробуй! – сказала мама Медвежонку, и сунула ему в рот ложку.
Медвежонку стало так вкусно и приятно, что он заурчал от удовольствия. А после еды мама дала ему бутылочку с молоком, и он от души напился.

Потом Медвежонок с мамой долго играли, обнимались и веселились. А вечером они пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали к себе. Медвежонок убежал играть, но потом забыл и прибежал к маме снова просить молочка. И в этот раз он укусил ее еще больнее. Мама опять вскрикнула, и предложила Медвежонку бутылочку с молочком.

Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Медвежонок не идет к деткам за стол кушать мед. Ведь большие мишки уже не пьют мамочкино молочко! Медвежонок совсем испугался и спрятался у мамы на груди.

День за днем Медвежонок рос, и росли его зубки. Теперь они были очень острые. Медвежонок начал очень много кушать, и маминого молочка ему не хватало. Он понемножку стал кушать мед, орехи, малинку и прочие вкусности. Медвежонку очень хотелось вместе с другими детками бегать по зеленой полянке возле дома, строить куличики из песка, и тут же кушать мед, но так страшно было уходить от мамы. Ему так хотелось все время быть с ней рядом, прижиматься к ее груди и чувствовать ее тепло, он все еще хотел быть маленьким.

Однажды утром мама-Медведица ушла в магазин. Медвежонок проснулся, увидел, что мамы рядом нет, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Медвежонок увидел соседских мальчиков, которые сидели за столом и ели мед из большого бочонка, на блюде лежали лесные орехи, а в миске была сладкая малина. Им было очень весело. А Медвежонок был очень голодным. Он перестал плакать и решил, что тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе. Он наелся меда, а потом бегал и прыгал вместе с друзьями. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить по делам и в магазин — ведь Медвежонок уже совсем не боится оставаться один, без мамы и ее молочка. У него есть свой бочонок с медом, и он всегда может покушать, даже когда мамы нет дома. Медвежонок знает, что днем мама может быть занята своими делами, но по вечерам она обязательно поиграет с ним, и они полежат, крепко обнявшись.

Казалось бы, незамысловатый сюжет, простые слова. Но, тем не менее, они сделали свое дело, без насилия и обид. И теперь обе – и мама, и дочка – счастливы.

Вот еще один пример сказкотерапии. Эта сказка для деток, которые дерутся и обижают друзей.

Полет на Луну

В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.

А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.

— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!

На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:

— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.

Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.

— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?

— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.

Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.

— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!

А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.

– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.

— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул. – Без них – никак!

— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?

Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.

— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.

Тигренок повернулся и увидел мышку.

— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!

— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?

— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.

— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!

Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.

«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!

Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.

С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.

И напоследок – теплая и нежная сказка на ночь, которую я частенько читаю сыну перед сном.

Медвежонок Топа и волшебный полет

Жил-был маленький медвежонок Топа. Он очень любил играть в песочнице, рисовать яркими красками и гулять вместе с мамой. А еще он всегда помогал по дому – убирал свои игрушки, мыл овощи на суп и подметал в берлоге. Мама очень радовалась такой помощи, и всегда хвалила медвежонка. И потом они вместе шли творить: рисовать чудесные картины, лепить из соленого теста и делать аппликации.

Так, в творчестве и веселых заботах, пролетал день. И вот уже солнышко начинало садиться за горизонт, и на земле появлялись большие тени. Медвежонок очень радовался, ведь в это время к нему прилетал добрый сказочник. Он садился на одеяло к Топе, и они вместе улетали в волшебную страну снов.

И вот они уже поднимаются высоко-высоко. Где-то внизу остаются шумные города и дороги, леса и поля. А перед ними – огромное ночное небо! Мимо плывут звездочки. Они тихо шуршат, и, кажется, даже напевают негромкую песенку «Сон-сон, сон-сон».

— Послушай, Топа! Звездочки поют! Значит, мы уже совсем близко! – улыбается сказочник.

— Ура! – радостно отвечает медвежонок. Ему так хорошо и тепло на мягком одеяле. Так и хочется потянуться, свернуться клубочком и задремать.
Небо вкусно пахнет ванилью. Топа с мамой всегда добавляют ваниль, когда пекут ароматные булочки к чаю. Ням-ням. Какие же они вкусные!

Рядом проплывает маленькое облачко.

— Можно, я его потрогаю? – спрашивает медвежонок.

— Попробуй. Ведь это твоя сказка!

Топа прикасается к облачку, и его лапки погружаются во что-то мягкое и нежное. И снова появляется чудесная музыка.

«Баю-бай! Баю-бай! Спи, сыночек, засыпай!», — звучит в воздухе, и медвежонок закрывает глазки. Теперь он в стране снов, где его ждут волшебные единороги, мишки и тигрята, нежные цветочки и зеленые полянки. Полеты на радуге и тихие разговоры с луной и звездочками. Здесь все возможно.

Топа очень любит бывать тут. Ведь он знает, что утром проснется свежий и бодрый, и снова будет играть и творить. А пока что его ждет волшебное путешествие. Ура… Глазки слипаются. Баю-бай…

Друзья, этими примерами сказкотерапии я хочу показать вам, что сказка на самом деле способна творить чудеса! И почему бы нам не пользоваться такими ее свойствами?

Очень здорово, что существует такой волшебный метод помощи ребенку, как сказкотерапия. Большое спасибо его автору, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, и всем замечательным учителям, которые несут сказку в мир.

Хотите научиться писать сказки сами?

Полезные и добрые сказки для своих детей мы можем писать сами! Для этого нужно немножечко терпения, капельку вдохновения и горсточку нужных знаний! Если вам интересно научиться творить чудесные сказки, и самостоятельно развивать деток, милости просим в нашу Мастерскую Сказок – онлайн-пространство, в котором мы будем писать волшебные сказки! Совсем скоро начнется новый поток обучения . И для читателей теплого блога Ирины у нас будут особые условия – скидка в 1000 рублей!

Заявки в ранний список оставляйте на почту [email protected] с пометкой «От Ирины Зайцевой», и мы пришлем вам приглашение на курс!

Я искренне желаю вам теплой, яркой, сказочной жизни!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за материал о сказкотерапии для наших детей. Сразу вспомнились времена, когда дочки были маленькими. Как же мы любили читать. И для меня это было настоящим спасением и огромной радостью. Читать мы могли часами, и, конечно, никогда не усыпали без сказки на ночь.

И очень важный момент: не только читать надо сказки с детьми, но и обязательно обсуждать все, разговаривать с ними на важные темы: как поступил главный герой, хорошо ли так делать, а как бы сделал он сам и т.д.- думаю, мысль понятная очень. Так мы развиваем речь ребенка, учим его логическому мышлению, воспитываем многие качества. Чем больше мы общаемся с нашими детьми, тем лучше. Применяйте сказкотерапию на радость вам и вашим детям. И примеры сказкотерапии Аня дала интересные. Можете почитать что-то новенькое детям, внукам.

Стихи о зиме как зеркальное отражение русской души

Читайте в этой статье:

Сказкотерапия — это особое направление психотерапии, которое оказывает влияние на человека с целью улучшить поведенческую реакцию и восприятие, а также ликвидировать существующие страхи и фобии (источник — Википедия). Эта терапия используется как резервная практика, то есть как средство эффективного поиска первопричины в психотерапии у пациента .

Методология сказкотерапии, как правило, направлена на коррекционные психологические воздействия у ребенка. Сказкотерапия применяется для детей любого возраста, начиная с самого рождения.

Потенциал сказкотерапии

  1. Сказка выступает в роли инструмента, который передает некий опыт. Благодаря такой практике можно научить ребенка каким-то навыкам, например, наделить его глубоким смыслом жизни или вразумить разницу между добром и злом. Сказки, которые всемирно известны, обладают обширным набором аллегорий, морали и других поучительных жизненных ситуаций. На основе этого в нынешние дни проводятся психологические исследования, которые ищут закономерность влияния фольклорных сказок на сознание и подсознание детей.
  2. Сказкотерапия для дошкольника является эффективным методом для коррекции психологических состояний, фобий, различных страхов. Существуют некоторые фразы, которые способны значительно повлиять на интерес детей в лучшую сторону. Если ребенку сказать фразу «жил-был ребенок, в точности похожий на тебя…», то это смоделирует у него сказку, напоминающую его жизнь, в которой повторяются какие-то жизненные моменты. Но, используя такой способ повествования сказки, можно вызвать у ребенка определенные страхи, угнетения (стрессы, первые посещения детского садика или школы, боязнь темноты и т.д.). Все это зависит от стилистического жанра сказки и ее смысла, поэтому стоит тщательно подбирать эквиваленты. Сказкотерапия отличается своей многогранностью в методиках, поэтому она имеет эффективное применение не только для детей, но даже и для взрослых людей.
  3. Сказкотерапия способна выявить все имеющиеся глубинные душевные расстройства у ребенка, определяя причину. Именно эта способность наилучшим образом подходит для детей дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет. Этот возраст считается самым определенным в создании подсознательных моделей страхов и фобий. Существует такая практика, как «продолжи сказку…». На этой основе у детей дошкольников формируется собственная картина сюжетного представления, опираясь на собственные подсознательные границы, установки и эмоции. Благодаря выявлению внутренних фантазий ребенка можно определить его психологическое состояние и восприятие мира.
  4. Ресурсы сказкотерапии заметны уже на тренинговой практике. Один из методов, который «обречен» на явный результат, имеет название «Совместная сказка». Суть методики заключается в сюжете, который формируется на основе миниатюрных действий или описаний, которые придумывает каждый участник тренинговой группы поочередно. Уникальность такой методики заключается в том, что сказка сочиняется людьми, которые незнакомы между собой, но, подводя итог, раскрывается четкое представление окружающего в виде ответа на вопрос. Подобные тренинговые мероприятия имеют отличительную особенность, что сказки создаются для каждого участника. Из подводящих итогов каждый в силах выявить свою проблему или реализацию поставленной задачи, которая ему так важна на этапе определенного периода времени. Объяснение всему дает общая совместная работа, которая имеет характер коллективного бессознательного действия.

Сказкотерапия для детей

Дети — это существа, которые обладают тонкой психической организацией, поэтому они способны эмоционально реагировать на какие-либо внешние или внутренние факторы в виде переживания, плача, страха и т.д. Сказкотерапия для детей — это очень хороший способ корректировки негативного воздействия, поведения и любого другого состояния. При изучении этого метода помощь врача-психотерапевта нужна только в разовой форме посещения (исключением считаются патологические случаи), чтобы родители вошли в правильное русло действий.

Методика «Жил-был ребенок, похожий на тебя» является самой популярной для тех случаев, когда ребенок ведет себя слишком агрессивно по отношению к другим детям. Родитель должен выбрать момент, когда ребенок готов его слушать, после чего повествует сказку в подобном стиле:

Сказкотерапия: пример сказки для урегулирования агрессивного поведения ребенка

Жил-был мальчик, который был очень похож на тебя. У него были такие глаза, как у тебя, такие волосы, как у тебя, и он так же любил гулять на улице, как ты. У него даже было точно такое же имя, как у тебя — Сережа. Однажды мальчик вышел на прогулку во двор со своей мамой и увидел, как в песочнице весело играют соседские дети. Сережа очень долго смотрел в сторону ребят, а потом спросил у своей мамы: — Почему они все смеются и что они делают? Мама ответила: — Они строят замок из песка, у них такая игра, поэтому им весело, Сережа. — А почему? — спросил Сережа. — Потому что они дружат, Сережа. Они хотят гулять и играть вместе. — Хочу тоже играть с ними! — сказал мальчик. А мама с добротой и улыбкой ответила ему: — Ты тоже можешь с ними подружиться, пойди и попробуй с ними познакомиться. Сережа пошел к песочнице. В руке он нес ведерко и лопатку, чтобы играть в песке. Он подошел к ребятам и быстро познакомился со всеми, все были рады принять его в свою компанию. Все показывали друг другу свои игрушки, давали поиграть. Сережа очень сильно обрадовался, что играет со всеми. Но вдруг один мальчик попросил Сережу поиграть с его лопаткой. Сережа скривил лицо и не стал давать лопатку, а когда мальчик начал тянуться до нее, чтобы взять, Сережа грубо оттолкнул мальчика, и тот упал в песок. — Уходи отсюда! Не буду с тобой дружить! — воскликнул мальчик, которого толкнул Сережа. Все дети в песочнице тоже сказали Сереже, что не будут с ним дружить, и резко отвернулись от него. Сережа загрустил и в одиночестве пошел к маме, а потом сказал ей: — Не хочу с ними дружить!

Эта сказка является примером для идентификации ситуации в том случае, когда ребенок слишком агрессивен, и вследствие такой реакции возникли неприятные последствия. Родитель может изменять сценарий сказки на любой лад, главное, чтобы сказка в большей степени подходила для конкретной ситуации и несла в себе поучительный характер. Когда первая часть сказки уже рассказана, вам необходимо спросить у ребенка: «Как ты думаешь, Сережа хочет подружиться с ребятами?». Положительный ответ ребенка будет означать то, что он готов слушать вас дальше, что ему интересно. После того как вы завершили свое повествование ребенку, вам следует спросить: «Понравилась ли тебе сказка?». Дети могут дать вам абсолютно любой ответ, но даже он поможет вам сделать какие-то умозаключения. Ваша конечная задача заключается в том, чтобы вы и ваш ребенок вышли на новый уровень поучительного общения.

Сказкотерапия: пример продолжения сказки «стадия урегулирования поведения»

Мальчик Сережа очень расстроился после того случая, когда все ребята отказались с ним дружить. Он очень долго думал об этом, обижался, не мог уснуть. Сереже трудно было выбросить из головы произошедшее, но вскоре он уснул. Мальчику приснился большой рыжий пес. Пес был в очках, а на голове была черная шляпа. Он сидел в той песочнице, где Сережа пытался завести новое знакомство с ребятами. Сережа подошел к псу, а он начал говорить человеческим голосом: — Ну привет, Сережа, знаю, что у тебя произошло. У тебя нет друзей, потому что ты не умеешь дружить. А все потому, что ты обижаешь других детей, а порой даже бьешь. Сережа растерялся, посмотрел на пса и спросил: — А что нужно было делать? Пес вздохнул, снял свою шляпу, поправил очки и сказал: — Если бы ты попросил у ребят игрушку, которая тебе понравилась и которой ты хочешь играть, а они в ответ толкнули тебя в песок, то что бы ты чувствовал? Знаю, что тебе не понравилось бы. Поэтому относись к своим друзьям так, как будто это ты сам. Ведь ты же не причинил бы обиды самому себе? Пускай они играют твоими игрушками, они все равно тебе все вернут, ты ведь самый сильный. Мальчик очень внимательно слушал пса. Он понял, что тогда поступил неправильно. Сережа поблагодарил пса, ведь теперь он знает, что у него будет много друзей. Сережа проснулся, с этого дня он стал вежливым и смог подружиться со всеми ребятами во дворе. Он сам предлагал ребятам поиграть в его игрушки, и дети его простили.

Бывают случаи, когда ребенок не воспринимает даже первую часть сказки и продолжает вести себя агрессивно. Такое поведение говорит о том, что содеянный случай слишком повлиял на него. Родителям важно выяснить первопричину, которая так травмирует ребенка. Старайтесь не критиковать и не угнетать его, вам необходимо найти контакт доверия. Если вам не под силу найти общий язык с ребенком, то вам поможет обследование у психотерапевта. Специалист установит проблему, которая тревожит поведение ребенка и пропишет курс необходимых действий для лечения.

Сказкотерапия — алгоритм, раскрывающий суть поведенческого урегулирования

  1. Первым делом нужно подобрать главного героя сказки, чтобы он был похож на вашего ребенка. Тем самым ваше чадо должно представить себя в его роли. Герой не обязательно должен быть человеком, зная своего ребенка, вы можете выдумывать его любимых персонажей из мультиков или комиксов.
  2. Затем следует описать жизнь героя подобным образом, чтобы ваш ребенок заметил определенные сходства со своей жизнью и был в этом заинтересован.
  3. Третьим этапом сказкотерпии является создание проблемной ситуации для героя, чтобы напомнить конкретную проблему из реальной жизни. Ситуация, которая должна приписываться к герою, должна напоминать переживания вашего ребенка.
  4. Вымышленный герой пытается найти выход из неприятной сложившейся ситуации. Главный герой должен пройти через паутину событий, он может встречать каких-либо персонажей, которые такие же по поведению или которые способны дать мудрый совет. В этом поиске альтернативных решений сказка должна напоминать о том, что исход должен быть благим. Ребенок должен освоить представленную пред ним аллегорию и сделать собственный вывод.
  5. Герой признает свою ошибку и начинает новый положительный образ жизни, который ему советовали в ходе всей сказки.

Процедура сказкотерапии является типичной историей в воспитании ребенка. Многие родители пользуются таким методом, не зная даже, что для этого действия существует специальный термин. В большей степени такая терапия заложена у родителей на подсознании, но все равно важно иметь четкое представление алгоритма для корректного применения.

Именно сказки стали предметом изучения и действенным инструментом в руках известнейших мировых психологов, врачей, педагогов и многих других. Благодаря их многолетним трудам у нас с вами, неопытных родителей, есть уникальная возможность проводить сложные психотерапевтические занятия с ребенком в домашних условиях, не травмируя его психику и не тратя огромного количества денег.

Если вовремя рассказать ребенку правильную сказку, эффект будет таким же, как у взрослого, прошедшего психологическую консультацию у опытного психолога.

Главное отличие состоит лишь в том, что ребенку не придется вслух анализировать и делать соответствующие выводы о том, что происходит в его жизни. У ребенка работа будет проходить на подсознательном уровне, внутри.

Многие уважаемые психологи отмечают огромное значение сказкотерапии, которая является не просто направлением в психотерапии, а результатом синтеза педагогики, психологии, психотерапии и философии многих мировых культур.

Методика сказкотерапии: структурирование сказок по проблемам

Сегодня совершенно не обязательно придумывать отдельные сказки в зависимости от проблем малыша – все они уже существуют, причем в очень удобном для родителей виде.

Все сказки можно структурировать по типу проблем, имеющихся у ребенка:

  • Сказки для работы с детскими страхами (страх медицинского кабинета, страх темноты и прочие страхи).
  • Сказки для работы с гиперактивными детьми.
  • Сказки для работы с проявлением агрессии у детей.
  • Сказки для детей, имеющих расстройство поведения, которое проявляется физически: отсутствие аппетита, энурез (проблемы с мочевым пузырем) и пр.
  • Сказки для работы с детьми, страдающих от проблем в семье (развод родителей, рождение братика/сестрички, мечта о новой семье, где к ребенку, по его мнению, будут лучше относиться).
  • Сказки для работы с детьми, которые потеряли близких людей или любимых домашних питомцев.

Популярные жанры сказок, используемых в методике сказкотерапии

Сказкотерапия – это совершенно не обязательно рассказывание одних лишь сказок. К этому методу лечения относится работа с любыми видами литературных жанров – басни, притчи, былины, легенды, сказки, мифы, анекдоты.

Всегда можно использовать и более современные жанры литературы – фэнтези, детективы, любовные романы и пр. До начала работы следует индивидуально подойти к подбору оптимального жанра для того или иного ребенка или взрослого, который будет интересен.

Главное – не то, в каком виде вы преподнесете мораль (в виде сказки или в виде приключенческой истории о пиратах), а то, насколько действенную метафору вы подберете, потому что именно она должна лежать в основе любой рассказываемой истории и только она будет определять эффективность сказкотерапевтического приема.

При этом каждый из вышеназванных жанров имеет свою терапевтическую функцию. Остановимся более подробно на двух наиболее действенных жанрах – на сказках и притчах.

Методика сказкотерапии: функция притч и историй

В притче скрыта глубинная философия жизни. В этом типе рассказов мораль не завуалирована, как во многих других, а сформулирована прямо, так что ее не придется искать. Как правило, в одной притче заключен один жизненный урок, не больше.

Этот литературный жанр прекрасно подходит не только при работе с детьми, но и с подростками и даже взрослыми.

Нередко специалисты дополняют этот жанр, рассказывая афоризмы, истории, сказки, метафоры, анекдоты.

Например, истории могут иметь разное воздействие на людей – как терапевтическое, так и воспитательное. В каждой истории заключен смысл, который может быть интерпретирован по-разному – это будет зависеть от образа мышления каждой отдельной личности.

Правильно подобрав притчи и истории, вы поможете ребенку посмотреть на свои проблемы и страхи на оптимальной дистанции, на которой он также сможет увидеть и способы разрешения всех своих проблем.
Кроме того, история хороша тем, что она имеет продолжительное терапевтическое воздействие на человека. Даже после окончания сеанса сказкотерапии история будет иметь свое действие, работать независимо от участия взрослого в лечении.

Методика сказкотерапии: особенности работы с детьми

Задача сказки – помочь ребенку приобрести необходимые знания, которые помогут ему решить его конкретную проблему.

Здесь огромное значение имеет непосредственное общение между ребенком и взрослым, поэтому крайне важно, чтобы у взрослого было определенное эмоциональное отношение к содержимому своего рассказа.

Если вы решили самостоятельно провести сказкотерапию, вы должны соблюдать ряд условий, без чего добиться необходимого эффекта будет крайне сложно:

  • При рассказывании сказки взрослый должен передавать настоящие чувства, подлинные эмоции.
  • Во время рассказа необходимо расположиться самому таким образом, чтобы ребенок мог наблюдать мимику и жесты рассказчика, выражение глаз, иметь визуальный контакт со взрослым.
  • Нельзя, чтобы во время рассказа возникали длительные паузы.

Также стоит обратить внимание на создание сказочной ситуации . Нужно соблюдать следующие условия :

  • В ситуации должен использоваться принцип «открытости», то есть не должно содержаться готового ответа на решение проблемы.
  • В ситуации должна описываться актуальная проблема ребенка, которая будет зашифрована в сказочной метафоре, в образном ряде сказки.
  • Сама ситуация и вопрос должны быть сформулированы таким образом, чтобы ребенок мог иметь возможность самостоятельно построить и проследить причинно-следственную связь.

В любом случае, начинать следует с того, чтобы сказка обязательно подходила по возрастному признаку .

Помните о том, что в 2 года ребенок может удержать в памяти лишь самые простые действия сказочных героев, у него только начинает проявляться интерес к сказке как таковой. Прекрасно подходят такие сказки, как «Репка» , «Колобок» , «Теремок» .

Умение четко разделять сказку от действительности появляется у детей лишь к 3,5-4 годам.

Примеры известных сказок для сказкотерапии

В зависимости от детских проблем можно использовать многочисленные сказки, известные нам с самого детства. Это могут быть как русские, так и зарубежные сказки известных авторов или народные сказки.

Для девочек подходят сказки, в которых главный герой – женщина или девочка. Например, «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Госпожа метелица», «Спящая красавица» и др.

Для мальчиков нужно выбирать соответствующие сказки. Несмотря на то, что во многих сказках улавливается женский путь и решение проблемы, действующим лицом должен быть мужчина, например, сказка «Царевна-лягушка» . В некоторых особых случаях используется сказка «Серая шейка» .

Многие психологи сходятся во мнении, что произведения Ш. Перро подходят для конкретных жизненных ситуаций. Например, если ребенок находится в кризисе, можно прочесть ему «Спящую красавицу» . Если ребенок испытывает проблему инцеста, прекрасно подходит сказка «Ослиная шкура» . Брошенным детям может помочь сказка «Мальчик с пальчик» .

Терапевтическое значение могут иметь и такие сказки, как «Баба Яга» , «Волк и семеро козлят» , «Гуси-лебеди» и пр.

Уважаемые родители! Рассказываете ли вы своим детям сказки собственного сочинения? О чем ваши сказки, какие проблемы с их помощью вам удалось решить? Поделитесь опытом и советами для начинающих. Ждем комментариев.

error: Content is protected !!