Как устроены школы в разных странах мира. Как построена образовательная система в разных странах

В мире не существует двух одинаковых образовательных систем. В каждой стране могут различаться возраст начала обучения и его продолжительность, набор предметов и экзаменов, и другие характеристики. Начинать выбор конкретного учебного заведения для своего ребенка лучше в первую очередь с существующих особенностей образования в стране. Это поможет сделать взвешенный и обдуманный выбор.

Образовательная система Великобритании

Возраст начала обучения: 5 лет

Этапы обучения: Preparatory School (4-11 лет), Secondary School (11-14 лет), GCSE (14-16 лет), A-Levels (16-18 лет)

Высшее образование: полностью платное

Образовательная система Великобритании - это традиции, складывавшиеся веками и стандарт качества, который признается во всём мире. Британские дети проводят в школе 12 лет. С этим связаны трудности с поступлением в вуз у российских выпускников - им необходим дополнительный год обучения - Foundation.

В возрасте 15-16 лет школьники сдают экзамены GCSE (General Course of Secondary Education). Таким образом завершается их обязательное обучение. Те, кто готовится к поступлению в колледж, учатся дополнительные два года на программе A-Levels. Для изучения выбирают 3-4 предмета, которым и посвящают всё время. Такая глубокая подготовка по уровню фактически соответствует обучению на первых курсах колледжа.

В Великобритании особенно много частных школ. Обычно это заведения с именем и историей, а также весьма высокой стоимостью обучения. Иностранцев в британские школы принимают с удовольствием - здесь создается настоящая международная образовательная среда.

Почти сотня британских вузов входит в мировые рейтинги - и не просто входит, а уверенно занимает позиции в пределах первых двух сотен. Наиболее престижные университеты страны объединены в Russel Group. Высшее образование в Великобритании платное и это удовольствие не из дешевых. Однако вложенные средства быстро окупаются, поскольку дипломы признаются во всем мире.

Образовательная система США

Возраст начала обучения: 5 лет в 3 штатах, 6 лет в 18 штатах, 7 лет в 29 штатах

Этапы обучения: Junior School (6-11 лет), Middle School (11-15 лет), High School (15-17 лет)

Высшее образование: платное

В штатах США нет единства по вопросам обучения, ведь в каждом из них действует свой образовательный стандарт. Таким образом обучаться в школе, например, в Калифорнии и Северной Каролине можно совершенно по-разному. Отличается не только возраст начала обучения, но даже даты семестров и набор предметов.

В США нет общего расписания занятий у школьников. Для того чтобы получить диплом нужно получить определенное количество кредитов (баллов) по каждому направлению. Курсы, за посещение которых он получит эти кредиты, школьник выбирает сам. Классов в привычном для нас понимании также нет - у каждого из учеников свой набор дисциплин. Частных кол в США много, при этом считается, что в них можно получить лучшее образование по сравнению с государственными. Много школ, где предоставляется только дневная форма обучения - в этом случае иностранные ученики живут в принимающей семье.

Объединение престижных вузов этой страны называется Лига Плюща. Учебные заведения страны занимают верхние строки многих международных образовательных рейтингов. Например, большая часть лучших бизнес-школ мира находится именно этой стране, здесь же придумали программу MBA, которая сегодня не нуждается в особом представлении в любой стране мира.

В вузах также действует система кредитов, то есть самостоятельный выбор студентом дисциплин для изучения помимо обязательных. Иностранцы, в том числе и россияне, могут поступать в учебные заведения сразу по окончании школы Для тех, кому необходимо усовершенствовать свой уровень английского языка, а также отдельные профильные предметы, есть подготовительные программы.

Образовательная система Франции

Возраст начала обучения: 6 лет

Этапы обучения: Начальная школа: 6-11 лет, Колледж (11-15 лет), Лицей (16-18 лет)

Высшее образование: бесплатное в государственных университетах

Юные французы начинают обучение с 6 лет, при этом большая их часть отправляется учиться в государственные школы - доля частных учебных заведений не превышает 17%. В возрасте 15 лет они сдают экзамен для получения диплома National du Brevet. В лицей переходят только успешно сдавшие его ученики, а остальные получают сертификат об окончании средней школы и могут устраиваться на работу.

Обучение в вузах Франции бесплатное за исключением организационных взносов. Их в равной степени оплачивают как местные, так и иностранные студенты, но суммы обычно не превышают нескольких сотен евро. Студенты из других стран также получают равные с местными социальные льготы, например. Компенсацию транспортных расходов и аренды жилья.

Помимо университетов во Франции существует также система Высших школ, где часто дают даже более престижное образование. Поступить в университет Франции иностранцу несложно, а вот процедура поступления в высшую школу будет значительно сложнее.

Частные университеты во Франции предлагают немало программ с обучением на английском языке, однако образование в них будет полностью платным, а потому значительно дороже, чем в госвузе на французском языке.

Образовательная система Германии

Возраст начала обучения: 6 лет

Этапы обучения: Grundschule (с 6 до 10-12 лет), Средняя школа (11-18 лет)

Высшее образование: зависит от региона

В Германии образование контролируется государством, но большинство земель вносит в этот процесс свои особенности. Средние школы в Германии делятся на 4 типа: Gymnasium - самая престижная, Realschule - среднее во всех смыслах образование, чуть выше необходимого стандарта, Hauptschule - база, необходимая тем, кто не планирует продолжать обучение. В зависимости от выбора школы длительность обучения может составлять от 9 до 13 лет. Есть также Gesamtschule, где можно обучаться по любой из трех вышеперечисленных программ.

Образование в немецких вузах уже не является для иностранцев повсеместно бесплатным. Теперь каждый регион проводит отдельную политику по этому направлению, однако общее число бесплатных программ постоянно сокращается. Наиболее престижными для изучения в Германии являются технические специальности - немецкие вузы этого направления входят в первую сотню многих международных рейтингов.

Образовательная система Канады

Возраст начала обучения: 6-7 лет

Этапы обучения: Начальная школа (6-11 лет), Средняя школа (11-15 лет), Высшая школа (15-17 лет)

Высшее образование: платное

Канадская система образования, в целом, соответствует структуре этого процесса в США. В школу ребенок может пойти в 6 или 7 лет, а длительность обучения составляет 12 лет. Для оценки результатов учеников канадских школ используют не баллы, а проценты. Показатель в 50% по всем предметам является обязательным условием перехода на следующий год.

Официальным языком обучения в Канаде может быть английский или французский. Каждая провинция определяет не только язык, но и основное содержание процесса обучения.

Образование является одной из самых важных составляющих нашего мира, потому что без надлежащего обучения наше новое поколение не будет иметь будущего, потому что без него они просто не смогут выжить в этом сложном мире. Удивительно, казалось бы, важность этого очевидна, но в разных странах системы образования не идентичны. Есть страны, у которых образование является приоритетной сферой жизнедеятельности, а есть такие, где ему совсем не уделяют внимания.

Хорошее образование является лучшим вложением в мире, оно возвращается к хозяевам очень медленно, но когда придет время, оно, собственно, не только окупится, но и принесет прибыль. Хорошая система образования не означает жесткую дисциплину, здесь главное качество. Все развитые страны могут похвастаться качественным образованием, которое является залогом их успеха. Остальные же страны еще работают в этом направлении, но у некоторых успехи в образовательной сфере не возможно не заметить.

ТОП-10 стран, чьи системы образования признаны лучшими в мире

✰ ✰ ✰
10

Польша

Это первая страна в мире, где было создано собственное министерство образования, которое до сих пор работает самым лучшим и надлежащим образом. Это выражается во многих образовательных успехах, но самые высокие награды страна не единожды получала в области математики и других фундаментальных наук. Польша отличается высокими показателями грамотности.

Польская высшая школа признается во многих странах благодаря стабильно высокому качеству обучения. Эта страна также является лучшим выбором для студентов-иностранцев. История образования в Польше уходит корнями в XII век. У 70% студентов этой страны преподавание ведется на английском языке.

✰ ✰ ✰
9

Система образования Ирландии считается одной из лучших, так как обучение в этой стране совершенно бесплатно. Заметьте, бесплатно на всех уровнях, включая высшее образование и колледжи. Поэтому успехи Ирландии в этой сфере признаны во всем мире, и она занимает свое почетное место в нашем списке. Сейчас акцент в образовании смещен на изучение и ведение преподавания на ирландском языке.

В этой стране образование является обязательным для всех детей, все учебные учреждения, включая даже частные, полностью финансируются правительством, чтобы дать бесплатное и качественное образование на всех уровнях всем жителям страны. Вот почему в Ирландии около 89% населения имеет обязательный уровень школьного образования.

✰ ✰ ✰
8

Население этой страны самое литературно образованное в мире, что отражает качество образования в этом регионе. И это еще одна страна с бесплатным образованием на всех уровнях, но некоторые частные школы все же требуют оплату.

Особенностью системы образования здесь является то, что до шестнадцати лет ученики обязаны полный день посвящать обучению. Далее подростки вправе выбирать — хотят ли они учиться полный или неполный день, поступать дальше или нет в высшее образование. Учебные заведения в Нидерландах делятся на религиозные и общественные.

✰ ✰ ✰
7

Канада известна тем, что благодаря высокому качеству образования множество студентов из разных стран предпочитают именно эту страну для получения высшего образования.

Правила системы образования отличаются в разных провинциях, но есть одна вещь, которая является общей для всей страны — правительство этой страны уделяет большое внимание качеству и стандартам образования, поэтому в Канаде гораздо более высокий процент школьного образования. Но желающих учиться в высших учебных заведениях значительно меньше, чем в предыдущих странах. Образование, в основном, финансируется правительством каждой отдельной провинции.

✰ ✰ ✰
6

Великобритания

Это страна, которая хорошо известна всему миру своим качеством образования не только на школьном уровне, но и на уровне высшего образования. Оксфордский университет – это университет номер один во всем мире. Великобритания известна также как пионер в сфере образования, потому история учебных учреждений и становление системы образования в целом здесь прошли очень долгий период.

Но, на удивление, Великобритания не уделяет особого внимания качеству образования на начальном и среднем уровне, хотя высшее образование получает отличную оценку по всем параметрам. Поэтому эта страна находится на шестом месте в нашем списке. Стоит отметить, что система образования Великобритании занимает второе место в Европе.

✰ ✰ ✰
5

Эта страна известна предоставлением максимальной свободы школьникам и студентам. Образование здесь совершенно бесплатно, питание также оплачивается школьной администрацией, если ученик присутствует в школе полный рабочий день. Несмотря на это, здесь уделяется большое внимание привлечению студентов в высшие учебные заведения.

Поэтому, эта страна также известна как лидер по количеству людей, которые заканчивают любую форму образования последовательно. Здесь выделяется достаточно большой бюджет на образование. Он равен € 11,1 млрд, что позволяет стране иметь качественное образование от начального до высшего уровня. В Финляндии почти 100-процентная грамотность, что также говорит о высоком уровне образовательной системы.

✰ ✰ ✰
4

Эта страна вошла в наш список из-за того, что по данным исследований у населения Гонконга самый высокий уровень IQ на планете. По уровню системы образования и грамотности людей эта страна превосходит многие другие страны. Высокие успехи в сфере технологий также достигнуты благодаря отличной системе образования. Так что эта страна, которую еще называют бизнес-центром мира, хорошо подходит для получения высшего образования. Однако, здесь хотят добиться высоких стандартов для развития во всех областях образования. Обязательным для всех является 9-летнее обучение в школах.

✰ ✰ ✰
3

Сингапур

Сингапур — еще один лидер по среднему уровню IQ своего населения. Здесь уделяется особое внимание как объему и качеству образования, так и самим школьникам и студентам, которые учатся и получают аттестаты. Сингапур не только она из самых богатых стран, но и одна из самых образованных. И именно образование играет ключевую роль в успехе страны.

Показательно то, что на качество образования страна не жалеет средств. Каждый год в эту сферу инвестируется $ 12,1 млрд, поэтому здесь и уровень грамотности более 96%.

✰ ✰ ✰
2

Южная Корея

Вас очень удивит тот факт, что о системе образования этой страны еще десять лет назад еще мало кто говорил в мире. Но Южная Корея стремительно развивается, и уже в прошлом году она занимала первое место в подобном списке. Страна лидирует по количеству людей с высшим образованием. И это не только потому, что учиться популярно.

Обучение – основной жизненный принцип населения. Эта страна находится далеко впереди от остального мира по уровню развития технологий, что достигнуто благодаря системе образования и реформам правительства. Годовой бюджет на образование в этой стране составляет $ 11,3 млрд, поэтому показатель грамотности составляет здесь 99,9%.

✰ ✰ ✰
1

Самая известная страна мира по уровню своих технологий занимает первое место в этом списке благодаря своим реформам образовательной системы. У них получилось полностью изменить модель образования и создать эффективную систему контроля в этой сфере. После полного краха экономики этой страны образование стало единственным источником развития для Японии. Эта страна имеет очень давнюю историю образования, традиции которой сохраняются и сейчас. Уровень грамотности населения также 99,9%, хотя обязательным является только начальное образование.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья о странах с лучшими системами образования в мире.

Сыктывкарский государственный университет

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Системы образования в странах мира.

Сыктывкар 2009


Введение

1.1 Великобритания

1.2 Германия

2. Общий анализ систем образования

2.1 Среднее образование

2.2 Высшее образование

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность всех ее ступеней.

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Образованность – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Следовательно, можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатков дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Исходя из этого, целью данной контрольной работы является изучение современных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии).

Объектом изучения являются образовательные системы современных стран, а его предметом выступает анализ различных сторон систем образования в развитых странах.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

Проанализировать образовательные системы современных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии);

Выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:

1. Анализ педагогической литературы и публикаций периодической печати.

2. Конспектирование, реферирование источников.

В структуру данной работы входит: введение, три главы, заключение и список литературы.


1. Характеристика образовательных систем

1.1 Великобритания

1.1.1 Начальное и среднее образование

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии. По сравнению с предыдущими годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием.

Профессиональное обучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

1.1.2 Развитие системы высшего образования

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50-60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированных кадров.

60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее время.

В 1964-1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании - технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших " колледжей передовой технологии.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

И. МАЙБУРОВ, доцент Уральский государственный технический университет

Значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям (например, послевоенные Германия и Япония, США 60х годов), рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в этих странах был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны». В настоящее время в США действует программа «Национальные цели образования», в которой подчеркивается, что «образование - основной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование - это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века» .

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования -это, по сути, соревнование экономическое, ибо образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15-20% роста национального дохода. Кроме

Высшее образование в развитых странах

того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение - процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований .

Для уяснения природы и движущих сил развития высшего образования в постиндустриальных странах необходимо рассмотреть общие факторы социально-экономического и научнотехнического характера, предопределяющие его быстрый количественный и качественный рост. К таким факторам следует отнести :

1. Устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным образованием. Данный фактор в основном и определяет темпы развития национальных систем высшего образования.

2. Приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важнейших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, эффективное средство социальноэкономического, научно-технического и культурного прогресса.

3. Интенсивный рост объема научно-технической информации, который

удвоился за последние 7-10 лет, быстрая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходимость наличия у специалистов способностей быстро осваивать новые технологии, навыков самообразования и обязательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повышения квалификации.

4. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занятого непосредственно материальном производстве, и увеличению числа лиц, занятых интеллектуальным трудом и работой в сфере услуг. Сегодня в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15-25% - в производственной сфере. Этот фактор предопределяет необходимость форсированного развития университетского сектора высшей школы, где в настоящее время концентрируется подготовка научной, экономической и управленческой элиты общества, в то время как подготовка специалистов для производства начинает преимущественно осуществляться учебными заведениями неуниверситетского сектора высшей школы.

5. Возрастание роли и практической значимости научных исследований, проводимых на стыке различных направлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям, смещения акцента при обучении студентов в сторону увеличения объема фундаментальных знаний и универсализации, т.е. расширения профиля подготовки специалиста.

6. Развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматизации и увеличению производительности

умственного труда. Этот фактор приводит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих навыки самостоятельной исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности.

7. П овышение благосостояния и денежных доходов населения, способствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяжести инвестиционной финансовой нагрузки от государства к частному сектору.

Образовательный опыт каких стран заслуживает предпочтительного изучения?

Кажется, ответ лежит на поверхности. Нам должен быть интересен любой опыт, позволяющий в той или иной мере проследить методологию решения проблем, возникших в сфере высшего образования в последние 10-15 лет. При всем его многообразии и специфичности в различных странах - в силу взаимозависимости наций на рубеже веков и схожести поступательного движения всех стран к трансформации своих экономик в «экономику знаний»

Возникает ряд тождественных проблем. Способы их решения для нас важны и поучительны - как положительные, так и отрицательные, чтобы учесть опыт других и избежать повторения чужих ошибок.

Но системы образования в отличие от типов экономики настолько многообразны и специфичны в различных странах мира, что рассмотреть их - непосильная задача, поэтому необходим аргументированный выбор: чей опыт заслуживает внимания в первую очередь?

Нам представляется, что в этом плане интересно обратиться к системам образования экономически развитых стран: США, Великобритании, Фран-

ции, Германии, Японии, Канады, Швейцарии и Австралии.

Остановимся на некоторых основных закономерностях общего среднего образования развитых стран:

О длительность обучения в полной средней школе, за редким исключением, составляет 12 лет;

О полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

О обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический - с целью поступления в вуз или профессиональный - для получения среднего специального образования;

О в старшей школе (это, как правило, 10-12 классы) обучение профильное

С количеством направлений специализации от двух до четырех;

О количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;

О в некоторых странах, например в Великобритании, Франции, аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;

О в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента.

Соединенные штаты Америки

По количеству высших учебных заведений и числу студентов, обучающихся в них, США, бесспорно, занимают первое место в мире. В 1995 г. в США насчитывался 3501 вуз, в том числе 1548

государственных и 1953 негосударственных.

Заимствовав в конце XIX века европейскую систему образования, США трансформировали, модернизировали ее и создали свою многоуровневую, преимущественно университетскую систему высшего образования. Схематично система образования США изображена на рис.1.

Самый низший уровень высших учебных заведений в США - двухлетние колледжи, соответствующие по уровню российским средним учебным заведениям. Таких колледжей - 1382, в том числе 958 государственных и 424 негосударственных. Двухлетние колледжи бывают двух типов: технические (Technical), так называемые «молодежные» (Junior Colleges), и более популярные местные колледжи (Community Colleges). Местные колледжи, в отличие от технических, не только обучают профессиям, но и предлагают программы академической подготовки, соответствующие первым двум курсам университета. Выпускники местных колледжей, получившие степень Associate Degree, имеют возможность перевестись в университет с зачетом пройденных в колледже курсов на основе системы накопления академических кредитов.

Средний уровень высших учебных заведений - четырехлетние колледжи, так называемые общеобразовательные, которые в целом по статусу можно приравнять к нашим институтам. Их насчитывается 1963, в том числе 496 государственных и 1467 негосударственных.

Ведущий тип высших учебных заведений - университеты, их насчитывается 156, в том числе 94 государственных и 62 негосударственных . В университетском секторе высшей школы обучается 40-45% всех студентов.

Система высшего образования США, в отличие от российской, полностью децентрализована. Организации, аналогичной Министерству образова-

Детский сад

Профессио-

образование

Начальная школа 6-12 лет классы 1-6

Младшая средняя школа 13-15 лет классы 7-9

Старшая средняя школа

16-18 лет классы 10-12

Колледжи: технические и местные 2 года обучения Степень Associate Degree

Колледжи четырехлетнего обучения Степень бакалавра

Университеты Степень бакалавра (4 года) Степень магистра (+2 года) Степень доктора (+3 года)

Рис. 1. Схема системы образования США

ния, разрабатывающей для вузов единые образовательные программы и стандарты, регламентирующей правила и условия приема, там нет. Все эти вопросы регулируются самими вузами, в том числе ими устанавливаются критерии отбора поступающих абитуриентов, принимаются решения о выделении нуждающимся финансовой помощи и т.д. Как следствие - очень высокая степень автономии вузов.

В США продолжительность обучения в средней школе составляет 12 лет. В школах отсутствует унифицированная общенациональная учебная программа, вследствие чего уровень знаний выпускников разных школ очень сильно различается. Наилучшие знания получают выпускники престижных частных школ-пансионов.

В вузы могут поступать выпускники

полных средних школ, имеющие диплом об окончании старшей средней школы. Зачисление производится на основе результатов прохождения системы различных тестов, учитываются школьные оценки, в том числе GPA (средний балл по изучаемым предметам). Большой вес имеют рекомендации преподавателей, лично знающих абитуриента. Система тестирования достаточно разнообразна. Так, поступающим на бакалаврскую программу, как правило, необходимо пройти тест на знание английского языка TOEFL с результатом не ниже 500550 баллов и тест на проверку базовых знаний по основным предметам SAT (Standardized Aptitude Test) с результатом не ниже 700-800 баллов. Поступающим на магистерскую программу необходимо выдержать тест GRE (Graduate Record Examination).

Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням: бакалавриату, магистратуре и докторантуре.

Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра (Bachelor of Arts, BA, Bachelor of Science, BSc), рассчитано на 4 года и ведется, как правило, без ориентации на какое-либо профессиональное занятие. Обычно присваивается степень бакалавра искусств или бакалавра наук. Хотя возможно и получение степени бакалавра с профессиональной направленностью.

Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые курсы, дающие общее образование в различных предметных областях, основные курсы и курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают в основном базовые курсы: иностранные языки, гуманитарные дисциплины, естественные науки и др. В течение двух последних лет студенты осваивают основные курсы, а также ряд курсов по выбору, которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам. За четыре года обучения студент должен освоить около 30 дисциплин и набрать заданное количество «кредитов», а иногда - иметь средний балл по изученным предметам (GPA) не ниже определенного значения.

Важной особенностью является то, что, поступая в университет, студент зачисляется не на факультет или кафедру, а на программу бакалавра. Выбор своей специальности он сможет сделать только после первого года обучения, когда наберет около 30% полагающихся для диплома «кредитов», но торопить студента с выбором не будут.

Обучение на второй ступени высшего образования (Graduate Level), завершаемое присвоением степени магистра, рассчитано в среднем на 2 года для лиц,

имеющих степень бакалавра, и ведется по программам, ориентированным на специализированную практическую деятельность в различных областях. Магистерская программа является еще более индивидуальной, чем программа бакалавра. Около половины времени здесь также оставляется на курсы по выбору, но уже в рамках данной специальности. За время обучения студент должен изучить определенное количество дисциплин, сдать экзамены, написать диссертацию и в результате набрать определенное количество «кредитов».

Обучение на третьей (высшей) ступени, завершаемое присвоением высшей научной степени в США - доктора философии (Doctor ofPhilosophy, PhD), рассчитано в среднем на 3 года для магистров и 5 лет для бакалавров. Докторантура предполагает специализированное изучение соответствующих курсов со сдачей квалификационных экзаменов, самостоятельное научное исследование в избранной области знаний, обязательное написание и защиту диссертации. Американские университеты выпускают в год ориентировочно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.

Характерной особенностью американской системы высшего образования является постепенный переход от дидактической системы учебно-воспитательного процесса, когда преподаватель традиционно выступает в роли главного и едва ли не единственного источника знаний, к индивидуализированному обучению студента, когда основной упор делается на привитие навыков самостоятельной работы, самообучения, причем обязательно с учетом индивидуальных природных способностей. Для этого широко используются индивидуальные учебные планы, программы для одаренных студентов, изучение предметов по выбору, возмож-

ность учебы одновременно на двух факультетах или в двух вузах, возможность быстрой смены профиля обучения, факультета, вуза, щедрая приоритетная государственная поддержка одаренных студентов, а не посредственных. В итоге в процессе обучения реализуется ставшая уже аксиомой формула: «Способный человек делает свою работу лучше других, талантливый попадает в цель, когда другие сделать этого не могут, а гениальный попадает в цель, когда другие этой цели даже не видят» .

Достаточно рационально организован и контроль знаний студентов, являющийся многоступенчатым и, как правило, включающий в себя:

1) короткие опросы 4-6 раз в семестр на семинарских занятиях;

2) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые с потоками на лекционных занятиях;

3) итоговые семестровые экзамены.

Оценка за пройденный курс выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная. Такая форма контроля знаний стимулирует студента к ритмичным занятиям в течение всего семестра. Американская шкала оценок построена по принципу нашей пятибалльной. Высшей оценкой является «А», следующими положительными оценками являются «В», «С», <Ю», а непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «^». Процент неудовлетворительных оценок достаточно высок. Что касается обязательного посещения лекционных и практических занятий, то этот вопрос решается каждым вузом автономно. Как правило, большинство вузов требуют от студентов обязательного посещения занятий и принимают соответствующие меры к прогульщикам, в то же время ряд вузов практикует и свободное посещение занятий.

Дипломы с отличием выдаются не

всеми университетами. Для его получения необходимо, кроме отличной учебы, изучить также некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Так, например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики аспирантского уровня .

Структура должностей профессорско-преподавательского состава в США имеет четыре уровня. Первым уровнем (graduate-assistants) является должность инструктора, на которую назначаются выпускники университетов с магистерской степенью сроком на один год и с правом последующего переназначения. Следующим уровнем (assistant-professor) является должность ассистента профессора, на которую назначаются лица с докторской степенью сроком на три года и с правом повторного назначения. Второй трехгодичный срок для данной должности является последним. Если дальнейшая работа ассистента профессора признается бесперспективной, ему предлагают подыскать себе другое место работы, если же ассистент зарекомендовал себя хорошим педагогом и активным исследователем, он назначается на следующую должность - ассоциированного профессора (associate-professor). После приблизительно десяти лет успешной работы ассоциированный профессор может быть продвинут на высший уровень должностной лестницы - должность полного профессора (full professor).

Характерной особенностью американской структуры ППС является принудительное стимулирование активизации преподавательской и исследовательской деятельности путем ограничения сроков пребывания и селективного отбора преподавателей на первых двух уровнях и пожизненное назначе-

ние на должности третьего и четвертого уровней, что определяет независимость жизненного положения на вершине должностной лестницы. В целом система функционирует так, что профессорско-преподавательский состав распределен по всем четырем уровням, а следовательно, и по возрасту абсолютно равномерно с возможными вариациями в 3-4%.

Высшее профессиональное образование в США оценивается как одно из наиболее эффективных в мире. Вместе с тем по ряду показателей (данные ЮНЕСКО) образование США отстает от образования Франции, Германии, Великобритании и Японии . Высшая школа США в отличие от европейских стран имеет сильную ориентацию на рынок. До сих пор не решена проблема государственного контроля над качеством образования, аккредитацией вузов занимаются неправительственные организации, например Аккредитационная комиссия колледжей и университетов США.

Американские университеты в общественном сознании подразделяются не на частные и государственные, а на престижные и непрестижные. Расслоение вузов по степени их престижности очень велико: из 3501 вуза в 1995 году элитными считались лишь 104 вуза, т.е. около 3%. Элитность вуза сказывается абсолютно на всех аспектах его функционирования. Конкурс в такие вузы не бывает менее чем 10-12 человек на место. Стоимость обучения в них может в несколько раз превышать стоимость прохождения аналогичной программы в обычном вузе. На их долю приходится большинство научных исследований и присуждаемых докторских степеней. Уровень государственного финансирования образовательных программ и научных исследований также дифференцирован в зависимости от степени престижности вуза. Диплом, полученный,

к примеру, в Йельском, Гарвардском или Принстонском университетах, дает их обладателю не только стопроцентную гарантию дальнейшего трудоустройства и уважения в обществе, но и повышенные доходы в будущем.

Великобритания

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования, которое на протяжении многих веков не подвергалось радикальным реформам. Схематично система образования Великобритании представлена на рис.2.

Продолжительность среднего образования, дающая возможность поступления в вуз, составляет 13 лет.

Для получения сертификата о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education) дети учатся 11 лет в школе в возрасте с 5 до 16 лет. В течение первых девяти лет они изучают базовые общеобразовательные предметы по обязательной единой государственной программе. В течение 10-11 годов обучения идет подготовка к сдаче экзаменов на GCSE по 6-10 предметам. После сдачи этих экзаменов программа обязательного среднего образования считается завершенной.

Но для поступления в вуз этого недостаточно. Итоги сдачи экзаменов на GCSE предопределяют возможность дальнейшего обучения. Школьники, успешно сдавшие экзамены, получают сертификат общего образования обычного уровня, который позволяет продолжить бесплатное обучение в школе или колледже по двухгодичной программе A-level (полностью Certificate of General Education Advanced Level), предусматривающей углубленное изучение от четырех до шести профилирующих предметов. И только успешная сдача экзаменов по программе A-level позволяет школьнику стать обладателем сертификата общего образования по-

вышенного уровня. По конкурсу таких сертификатов и происходит зачисление в вуз. Прием заявлений на бакалаврские программы во все вузы осуществляется централизованно через службу UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Подав заявления в UCAS, абитуриенты ожидают решения вузов, т.к. система централизованного приема позволяет претендовать на поступление в шесть вузов одновременно. Получив несколько положительных решений о согласии приема, абитуриент сообщает о своем выборе UCAS, после чего получает подтверждение приема.

Для поступления в английский вуз иностранных школьников, например россиян или американцев, имеющих дипломы о полном среднем образовании, также необходимо сначала пройти двухлетнее обучение по программе A-level. Также широкое распространение на базе британских колледжей и университетов получила система подготовительных курсов (Foundation), в годовую программу которых входит углубленное изучение английского языка и основных профилирующих предметов.

В стране насчитывается 30 тыс. школ, из них 27,5 тыс.- государственных и 2,5 тыс. - частных . Качество образования в частных школах несравнимо выше, чем в государственных. Это доказывает тот факт, что выпускники частных школ составляют половину студенческого контингента элитных университетов Оксфорда и Кембриджа.

Среднее и специальное образование английская молодежь получает в колледжах дальнейшего образования (Colleges ofFurther Education) и коллед-

Детский сад до 5 лет

Начальная школа

5-11 лет классы 1-б

Средняя школа 12-16 лет классы 7-11 Сертификат о среднем образовании

Старшая школа 17-18 лет классы 12-13 Сертификат об общем образовании повышенного уровня

Колледжи:

продолженного образования и шестого класса

Колледжи университетские и высшего образования Степень бакалавра (3-4 года)

Политехнические институты Степень бакалавра (3-4 года) Степень магистра (+1 год)

Университеты Степень бакалавра (3-4 года) Степень магистра (+1 год) Степень доктора (+3 года)

Рис. 2. Схема системы образования Великобритании

жах шестого класса (Colleges of Sixth Form). Всего в Великобритании их около 550 . Они являются промежуточной ступенью между школой и вузом. В этих колледжах можно получить профессиональную подготовку или пройти обучение по программе A-level.

Высшие учебные заведения Великобритании делятся на четыре вида.

1. Колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education), обучающие студентов только по программе бакалавра. Причем, в отличие от университетов, эти вузы являются узкоспециализированными в таких областях, как живопись, дизайн, музыка, театральное искусство, образование и др.

2. Политехнические институты (Polytechnics), обучающие студентов по всему спектру инженерных специальностей.

3. Университетские колледжи (University Colleges), предлагающие студентам различные бакалаврские программы и являющиеся, как правило, составной частью университетов.

4. Университеты (Universities), являющиеся центрами академического образования и научно-исследовательской работы. Расслоение университетов по степени их престижности еще более контрастное, чем в США. В сознании английской общественности все университеты делятся на четыре категории, отражая при этом своеобразный «табель о рангах».

Классические (старейшие) университеты появились в средние века и до сих пор являются законодателями и гарантами традиций английского высшего образования. Самые престижные

Это, конечно же, Оксфорд и Кембридж.

Так называемые «краснокирпичные» университеты были основаны в XIX веке в Лондоне, Манчестере и Ливерпуле.

Так называемые «стеклянные» университеты, появившиеся после второй мировой войны в Ноттингеме, Киле, Эксетере, Сассексе, Ворвике, Кенте, Эссексе и других городах.

«Новые» университеты, образовавшиеся из политехнических институтов путем придания в 1992 году 33 луч-

шим институтам статуса университетов.

Всего в Великобритании насчитывается более 170 высших учебных заведений, в том числе 102 университета, подавляющее большинство которых - государственные .

Обучение по бакалаврским программам (Undergraduate courses) для получения степени бакалавра - либо обычной, либо с отличием (BA / BSc with Honours) - рассчитано на 3-4 года. Степени в Великобритании, в отличие от ряда других стран, присуждаются не университетами, а специальным органом - Советом по присуждению национальных академических степеней.

Обучение на первой академической степени бакалавра искусств, наук, техники и т.д. не имеет узкой предметной специализации и ведется в одной из следующих широких областей знаний: гуманитарные, общественные, естественные или прикладные науки. Большинство студентов изучают один основной предмет из своей области знаний и ряд курсов по смежным областям этого предмета. Достаточно широк ассортимент учебных курсов по выбору студентов. Для получения степени бакалавра студенту необходимо набрать за период обучения 360 «кредитов». В британских вузах наряду с традиционными методами обучения, такими, как лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, очень широко используются индивидуальные занятия со студентами. Самостоятельной работе студентов придается исключительно большое значение, в результате число аудиторных занятий сравнительно невелико. Как правило, на лекциях продолжительностью в один час рассматриваются только ключевые вопросы данного предмета. В Великобритании широко распространена система тьюторских (от англ. tutor) занятий. В общем, это учебные занятия, со-

провождающие лекцию или семинар, на которых тьютор (куратор, как правило, старшекурсник) углубляет содержание лекции или семинара для младшекурсников. Часто на таких занятиях ведется совместная подготовка к предстоящим контрольным мероприятиям. К сожалению, в российской практике подобная форма занятий почти не используется, хотя английские педагоги отмечают тьюторство как наиболее эффективную форму индивидуальной работы студентов.

Для получения второй академической степени (степени магистра) необходимо набрать еще 180 «кредитов», изучить ряд курсов, имеющих более узкую практическую направленность, подготовить и защитить магистерскую диссертацию или представить экзаменационную работу. В большинстве вузов соискатели магистерской степени выполняют и то, и другое. Обучение на получение магистерской степени занимает обычно 1, иногда 1,5 года.

Для получения следующей академической степени - доктора философии (Doctor of Philosophy, PhD) - необходимо пройти соответствующую программу обучения, как правило, с выполнением письменной экзаменационной работы и с обязательным написанием и защитой докторской диссертации. В докторантуру могут поступать как обладатели магистерской степени, при этом срок обучения составит 2 года, так и обладатели степени бакалавра, в этом случае заниматься в докторантуре им придется 3 года.

Высшей академической степенью в Великобритании является степень доктора наук. Эта степень присуждается соискателям, имеющим, как правило, степень доктора философии, из числа профессорско-преподавательского состава за ряд опубликованных серьезных научных трудов и авторитет в научных кругах страны и за рубежом.

Современная система образования во Франции, схематично приведенная на рис.3, складывалась на протяжении последних двух столетий и на сегодняшний день считается одной из самых передовых в мире. Самое главное ее достоинство - преобладание государственных учебных заведений и бесплатность высшего образования для всех, если не считать чисто символической платы в размере $150 в год, взимаемой государственными университетами. В частных учебных заведениях обучение, конечно же, платное. Еще одна важная особенность - это практически одинаково высокое качество обучения как в столице, так и в провинции. Как следствие - отсутствие официального рейтинга вузов и существенного расслоения их по степени престижности.

Развитие системы образования во Франции является главным приоритетом. На нужды образования ежегодно расходуется около 21% государственного бюджета - это больше, чем на оборону и армию. В системе образования Франции занято более половины всех государственных служащих . Подходит к концу период беспрецедентных инвестиций в высшую школу Франции: более чем за 8 лет было введено в строй четыре миллиона квадратных метров учебных площадей стоимостью около 35 миллиардов франков, открылось восемь новых университетов, была модернизирована существующая учебнолабораторная база вузов. В настоящее время во Франции одобрена программа создания университета третьего тысячелетия (и3М) .

Для французской образовательной системы характерно наличие ярко выраженной национальной специфики: своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы, особое отношение к дипломам государствен-

профессиональное образование

Материнская школа 3-5 лет

Начальная школа 6-11 лет

Коллеж (неполная средняя школа) 12-15 лет

Обязательное среднее образование

Лицей профессионального г 1

образования - *

16-17 лет г 4

Профильное обучение

Лицей общего образования (полная средняя школа) 16-18 лет Аттестат о среднем образовании (ВАС)

Конкурс аттестатов (ВАС)

заведения

Высшие школы Университеты

1 цикл обучения (2 года) Диплом об общем или научнотехническом образовании

2 цикл обучения (+2 года) Диплом лиценциата (1-й год)

Диплом «мэтриз» (2-й год)

3 цикл обучения (+1 год) диплом о специальном высшем или углубленном образовании

докторантура (+2-4 года) степень доктора

Рис. 3. Схема системы образования Франции

ных учебных заведений (они гораздо престижнее, чем дипломы частных школ и вузов).

Принятая во Франции система среднего образования заметно отличается от российской.

Она разделена на три цикла: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года) и лицей (3 года). Обязательными для всех являются первые два цикла. Длительность полного среднего образования составляет 12 лет. Колледжей в их традиционном понимании - как средних про-фессиональ-ных учебных

заведений - во Франции не существует. Поэтому французский коллеж как вторая ступень средней школы - это не аналог колледжа в других странах.

Лицей - завершающее звено системы среднего образования. Можно выделить два основных отличия французских лицеев от российской средней школы: во-первых, на этом цикле обучения уже начинается специализация, а во-вторых, очень высокие требования к получению аттестата о среднем образовании ВАС (Ьасса1аигёа1). Данный аттестат получают не все выпускники лицеев, а в среднем только 80%. Французские лицеи бывают двух типов: об-

щего и профессионального образования. В лицеях профессионального обучения (аналоги наших профессионально-технических училищ) школьники за 2-3 года получают какую-либо рабочую специальность. В лицеях общего образования в течение 3 лет, как правило, обучаются школьники, собирающиеся поступать далее в вузы. Аттестат о среднем образовании (ВАС) в соответствии с избранной специализацией бы-

вает трех видов: со специализацией по литературе (L), естественным наукам (S) и экономике (ES). Возможна и более узкая специализация по естественным наукам: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL), естественные и медико-социальные науки (SMS).

Спрос на высшее образование во Франции постоянно растет: если в 1980 году число студентов вузов составляло 1,2 млн., в 1997 году - 1,550 млн. (это составляло 258 студентов на 10 тысяч населения) , то к 2001 году студенческий контингент по предварительным оценкам перевалил за двухмиллионный рубеж и имеет тенденцию дальнейшего увеличения . В системе высшего образования Франции насчитывается 80 университетов (universites) и около 300 высших школ (grandes ecoles). Существенной разницы между университетами и высшими школами во Франции не наблюдается, сложившаяся градация скорее определена исторически сложившимися типами высших учебных заведений. Существующие различия между вузами определяются больше их размерами: небольшие университеты и высшие школы, как правило, не имеют ярко выраженной специализации и характеризуются преобладанием студентов первого цикла обучения, в то время как крупные вузы Франции отличаются достаточно узкой специализацией и доминированием студентов второго и третьего циклов. Престижность дипломов таких высших школ, как Горной школы, Королевской школы мосто- и дорого-строения, Высшей агрономической школы и т.д., даже значительно выше, чем дипломов крупных университетов.

Высшее образование во Франции разделено на три цикла (этапа), по окончании каждого из которых сту-

дент получает соответствующий диплом, при этом продолжить образование он может в совершенно другом вузе.

Первый цикл представляет собой начальный этап высшего образования, на котором осуществляется общенаучная подготовка. Он рассчитан на два года обучения и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Данные дипломы, невзирая на название, представляют собой в общепринятом смысле скорее свидетельства о прохождении начального этапа высшего образования. Несмотря на это, часть студентов останавливается именно на данной ступени образования, но подавляющее большинство студентов, успешно окончивших этот цикл обучения, продолжают образование на более высоком уровне.

Второй цикл высшего образования предназначен для подготовки студентов к активной профессиональной деятельности. Он также рассчитан на два года, при этом состоит еще из двух последовательных одногодичных ступеней. По окончании первого года и успешной сдаче экзаменов выдается диплом лиценциата (licence), а второй год заканчивается получением диплома «мэтриз» (maitrise).

Обучение на уровне лиценциата носит общефундаментальный характер без элементов глубокой специализации или сочетает комбинацию фундаментальной и профессиональной подготовки с превалированием первой. На дальнейшее обучение записываются, как правило, лишь те обладатели дипломов лиценциата, которые выбирают перспективу дальнейшей научной или преподавательской деятельности. Обучение на уровне «мэтриз» носит характер фундаментально-научной или научно-технической подготовки по выбранной специальности. Поэтому сме-

на профиля подготовки при переходе с уровня лиценциата на уровень «мэт-риз» уже затруднена. Требования для получения дипломов лиценциата и «мэтриз» едины по стране для всех вузов и специальностей (аналог наших государственных образовательных стандартов) - обязательное изучение дисциплин по установленному перечню ежегодным объемом от 350 до 550 учебных часов с экзаменированием по ним в конце года.

Третий цикл высшего образования предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается обязательной научно-исследовательской работой, тему которой обладатели дипломов «мэтриз» по соответствующей специальности обязаны сформулировать еще до поступления на последний цикл обучения. Обучение в течение года завершается получением диплома о специальном высшем образовании (DESS) в случае выбора программы специализации или диплома углубленного образования (DEA), если программа носила исследовательский характер.

Таким образом, для прохождения всех трех циклов высшего образования требуется в общей сложности пять лет обучения.

Высшей научной степенью во Франции является степень доктора. В докторантуру с длительностью обучения от 2 до 4 лет принимаются, как правило, выпускники вузов, имеющие диплом углубленного образования. В процес-

се обучения докторанты обязаны сдать теоретические экзамены по специальности, провести научные исследования по выбранной теме, представить и защитить диссертацию.

Литература

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М., 1999.- С.34.

2. Анализ и диагностика состояния высшей

школы и научно-технологической безопасности на территориях УрФО / Под ред. С.С. Набойченко, А.Д. Выварца, И.А. Майбурова.- Екатеринбург, 2002.

3. Рябов Л.П. Анализ позитивных измене-

ний и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.- М., 2001.

4. Марциновский И. Ключевые проблемы

образования в контексте интеллектуального потенциала будущего: сравнительно - педагогический аспект // Alma Mater.- 2001.- №7.- С. 41-44.

5. Жуков В.И. Высшая школа России: истори-

ческие и современные сюжеты.- М., 2000.

6. Мини-путеводитель по обучению за ру-

бежом // Спецвыпуск «Образование без границ. Study IN».- 2002.

7. Эланд Р. Наднациональные организации

и транснациональное образование // Высшее образование в Европе.- 2000.-№3. http://www.aha.ru/~moscow64/ educational-book

8. Высшее образование в России: Стат. сб.-

error: Content is protected !!