Информационные технологии на уроках географии. Тема: "Географическое положение России: ЭГП и ПГП"

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).

Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.

Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.

Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).

C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.

Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).

В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай».

Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Сухопутные границы России достаточно стабильны и не вызывают особых споров. Не вызывают споров и морские границы в Тихом океане, Балтийском и Черном морях. Однако в последнее время ужесточились споры относительно российской границы в Арктическом бассейне. Раньше Арктика была разделена по так называемому секторальному принципу. От крайних точек на западе и востоке каждой арктической страны проводились прямые линии до Северного полюса (по меридианам), и таким образом каждая страна получала свой сектор Арктики. Однако после вступления в силу новой Конвенции ООН по морскому праву ситуация изменилась. Каждая страна распространяет свой суверенитет только на территориальные воды шириной в 12 морских миль, а экономическую деятельность страна может осуществлять в пределах своей экономической зоны шириной в 200 морских миль, а также на своем шельфе (только на дне!), который может быть и шире, чем экономическая зона. Российская экономическая зона в Арктике имеет площадь 4,1 млн км 2 . А вот ширина шельфа - это дискуссионный вопрос, имеющий принципиальное значение, поскольку он имеет огромные потенциальные запасы углеводородов.

Заслуживает внимания проблема разграничения морских пространств в Беринговом море между Россией и США. Еще в 1977 г., когда был введен институт экономических зон, в Беринговом море экономические зоны США и СССР частично перекрыли друг друга. Пришлось проводить их разграничение. В результате советское руководство отдало тогда США ряд богатых рыбными ресурсами акваторий. В 1990 г. США и СССР вернулись к этому вопросу. Было заключено новое Соглашение, в соответствии с которым линия разграничения морских пространств была проведена таким образом, что к США отошли участки российской экономической зоны площадью 40 тыс. км 2 , богатые рыбой, нефтью и природным газом. Взамен СССР отвели неравноценный участок в Чукотском море, бедный природными ресурсами.

Так что формально проблема разграничения шельфа Берингова моря разрешена, но крайне невыгодно для России.

Не определены также четко границы России на Каспийском море. Положения Конвенции ООН по морскому праву здесь не работают, поскольку это не часть Мирового океана, а озеро. Переговоры прикаспийских стран о разделе Каспийского моря пока не увенчались успехом, причем речь идет отдельно о разделе дна моря, богатого углеводородами, и водной толщи, богатой биологическими ресурсами.

Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В настоящее время заключено трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.

Геополитическое положение России резко изменилось в сравнении с геополитическим положением бывшего СССР.

С одной стороны, оно улучшилось благодаря окончанию холодной войны и противостоянию двух блоковых систем. Россия оказалась в условиях многополярного мира, более безопасного. Открылись возможности более активного участия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Благодаря недавнему вступлению Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши в Евросоюз Россия стала непосредственно граничить с этой крупнейшей региональной международной организацией.

Но с другой стороны, геополитическое положение России стало намного хуже. Как уже отмечалось, Россия как бы сдвинулась в северо-восточный угол Евразии, причем угол самый неблагоприятный с точки зрения природных условий. И одновременно Россия «отодвинулась» от Западной Европы: между ними оказались страны Центрально-Восточной Европы, включая страны СНГ.

На западе России непосредственно у ее границ находятся страны - члены НАТО: Норвегия, Эстония, Латвия, Литва, Польша; ряд других стран находится поблизости. По мнению российского МИД, сдвиг НАТО на восток к российским границам является угрозой для нашей безопасности, поскольку руководство НАТО отказывается официально подписать какие-либо документы, гарантирующие безопасность России. Хотя в то же время нужно отметить, что в настоящее время НАТО и Россия находятся в партнерских отношениях и сотрудничают по многим направлениям, обеспечивая европейскую безопасность.

Неспокойно и юго-западном направлении, где Россия граничит с Грузией. Агрессия Грузии против Южной Осетии, провокации на грузино-абхазской границе создают серьезную напряженность на этом участке.

Определенную угрозу для России представляет и южное направление. У России протяженная граница с Китаем. Сегодня Китай, как уже отмечалось государство, стремящееся стать в ближайшем будущем сверхдержавой. И для этого есть все предпосылки. Экономика КНР развивается бурными темпами, в том числе и ее военный потенциал. Кроме того, в России к северу от Китая огромные неосвоенные пространства с крайне низкой плотностью населения, а в Китае, наоборот, плотность населения чрезмерная. Уже сегодня в приграничных районах России легально и нелегально проживает огромное количество китайцев. Поэтому российская территория - лакомый кусок для Китая, и сложившаяся ситуация, по мнению некоторых аналитиков, представляет собой даже большую опасность для России, чем НАТО на западе.

Еще один тлеющий очаг напряженности в «подбрюшье России» - так называемый исламский фактор. На юге России большое количество исламских государств. Сам по себе ислам, конечно, никакой опасности не представляет, у нас очень теплые, дружественные отношения с большинством исламских стран, есть исламские республики и в самой России.

Исламский фактор в мировой политике - это интернационализация радикальных исламских течений и создание угрозы безопасности граждан других государств. Международные радикальные исламистские группировки сегодня распространяют свое влияние по всему миру. Терроризм все в большей степени приобретает исламскую окраску, используется структурами, называющими себя исламскими, для достижения своих политических целей. Создание исламистскими формированиями собственных военных структур в Косово, Афганистане, Чечне, Палестине, Ираке продемонстрировало, что исламский фактор активно вторгается в сферу военной политики многих государств. Военная доктрина РФ прямо указывает на внутренние угрозы военной безопасности, заключающиеся в противоправной деятельности экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур; создании, оснащении, подготовке и функционировании незаконных вооруженных формирований, организованной преступности, терроризме. Поэтому исламский фактор в российском «подбрюшье» играет огромное дестабилизирующее значение.

Важную политико-географическую роль сегодня играют транспортные потоки углеводородов. География нефтегазопроводов стала полем жесткой геополитической конкуренции. Россия крайне заинтересована с наименьшими потерями экспортировать углеводороды в Западную и Центрально-Восточную Европу, а также в Китай и Японию. Именно поэтому Россия наращивает транспортную инфраструктуру по дну Балтийского и Черного морей, чтобы не быть зависимой от стран-транзитеров. И с другой строны, Россия заинтересована, чтобы прикаспийские нефтегазовые потоки из Казахстана, Туркменистана, Азербайджана шли через российскую территорию, а не в обход ее, чего добиваются западные потребители.

И наконец, серьезным полем геополитики сегодня стали северные шельфовые моря России, где обнаружены большие запасы нефти и газа. Кроме того, в связи с глобальным потеплением их добыча становится все легче, а значит, увеличивается рентабельность добычи и усиливается борьба за их обладание.

Можно заключить, что политико-географическое положение России очень неоднозначно и достаточно быстро меняется в зависимости от политической обстановки вокруг России.

Сначала приведем определение географического положения.

Географическое положение (ГП) - это картографическое положение определенного объекта относительно внешней среды, элементы которого оказывают или могут оказывать на него существенное влияние.

При этом географические объекты различаются по видам и масштабу, а геопространственные отношения формируются на микро-, мезо - и макроуровне определенной страны или региона. Географическими объектами могут быть населенные пункты, города, экономические районы, страны, природные территориальные системы и т.д. Мікроположення определяется локальным окружением в месте непосредственного контакта с другими географическими объектами, мезоположення - отношениями в регионе или стране, макроположення - отношениями со значительными участками географической среды или с геосистемою в целом. При этом в иерархии геопространственных отношений существует определенный порог - граница территории суверенного государства. За пределами государства отсчет микро-, мезо - и макроуровня безусловно идет только относительно масштабов всей миросистемы.

Есть различие в значении терминов "географическое положение" и "местоположение". Местоположение указывает на локализацию (location) или принадлежность, оно неизменно, привязано к одним координат. Географическое положение (geographic situation) отражает отношения в системе, оно, при неизменных координат объекта, может модифицироваться в зависимости от изменений ситуации в окружающей среде.

Свойствами ГП являются:

Детерминированность отношений объекта с внешними объектами и системами;

потенциальность - ГП является одновременно и результатом предыдущего развития объекта (города, государства и т.д.), и фактором его дальнейшего функционирования и развития;

дистанционность - ГП является тем выгоднее, чем меньше расстояние между объектами, которые взаимодействуют. Причем расстояние может представлять собой не географическую, а виртуальную величину, которая образовалась благодаря наличию густых транспортных коммуникаций, возможностям использования электронной связи и т.д.

Понятие "географическое положение" емкое и комплексное. Поэтому для более глубокого понимания географического материала выделяют несколько его видов, но основной детерминантой остается характер геопространственных отношений. Прежде всего, стоит обратить внимание на то, речь идет об объекте в пределах страны (государства), объектом является сама страна. Далее определяем вид ГП - это естественно -, экологически -, экономико -, социально - политико - географическое положение. При этом анализ ситуации в каждом следующем из названных видов требует учета отношений ГП предыдущих видов. Самой сложной является оценка политико - географического положения, потому что она побрезгует учета данных по меньшей мере в отношении экономико - географического положения (доступность рынков сырья, сбыта, транспортно-географическое положение и т. д.), желательно и природно-географического положения (выход к морю, горные хребты, зоны дискомфортного климата и т.п.), экологического состояния и др.

Политико - географическое положение (ПГП) государства - это "ее картографическое положение относительно политических данностей миросистемы, которые оказывают на нее существенное влияние.

Добавим, что речь идет о влияние не только на ход внутриполитическим процессам, но и на экономику и общественную жизнь государства. Порой употребляется термин геополитическое положение. Мы считаем, что термины "политико - географическое положение" и "геополитическое положение" тождественны.

Так же как и географическое положение, политико - географическое положение может меняться, при этом изменения могут быть и драматические и судьбоносные для страны или территории. Приведем пример.

Венеция. При Средних веков города - республики Венеция и Генуя контролировали торговлю на Средиземном море, потеснив (после крестовых походов) арабских купцов и мореплавателей. В Европе ходовыми были восточные товары (бархатные и газовые ткани, хлопок, фарфор, пряности, духи, самоцветы и т.п.), которые поступали азиатскими торговыми путями ("Шелковым путем") до побережья Черного и Средиземного морей или доставлялись арабскими мореплавателями из Индии в Персидский залив и далее по суше до Восточного Средиземноморья. Венеция благодаря своей ключевой позиции между Западом и Востоком на некоторое время стала первой морской и торговой державой Европы. Но пала Византия под натиском турок-османов, турки захватили Константинополь, оживленные торговые города на путях восточной торговли, в том числе на Черном море Трабзон и Кафу (теперь Судак, Украина), и пала вся связка торговых путей через Центральную Азию. Одновременно от побережья Западной и Северной Европы открылись пути через Атлантику в Америку. Сейчас Венеция - город регионального значения, историко-архитектурная жемчужина, которая остается важным туристическим и экономическим центром, что живет в свете былой славы.

Сингапур. В Средние века Сингапур был рыбацким поселком, стратегическими выгодами морской гавани которого пользовались разве что местные пираты. Но уже по английской колониальной администрации гавань превратилась в транзитный перевалочный пункт всей Дальневосточной Азии. Возник мощный морской порт, создана стратегическая база ВМФ Великобритании, быстро возросла оборонная промышленность, особенно судостроительная и судоремонтная. Получив независимость, город - молодая морская держава - сполна воспользовалось выгодами политико - географического положения, которое неуклонно улучшалось. Сингапур оказался в центре транзитных коммуникаций Азиатско-Тихоокеанского региона, что быстро прогрессировал. Сейчас это узел не только морских, но и воздушных путей, один из ведущих центров мировой торговли, в котором объемы экспорта на треть превышают ВВП государства (в 2001 г. - 122 млрд. $ против 89 млрд. $), размеры ВВП на душу населения домірні с показателями стран Западной Европы. В то же время Сингапур стал одним из ведущих банковско-финансовых центров мира, где размещено более двухсот офисов ТНБ и сотни контор ТНК.

Страны Персидского залива. Возьмем этот пример для демонстрации того, что упущенные выгоды ПГП можно возродить в новых обстоятельствах. Издавна Багдад (главный город Месопотамии, Персидской империи, впоследствии Арабского халифата) и важные порты Персидского залива Басра, Дубае и Хормоз играли важную роль в торговле между Азией и Европой. Когда этот морской путь торговли, который контролировали арабские купцы, пришел в упадок из-за того, что Ближний Восток оказался под пятой Османской империи, основные пути, которыми когда-то ходили парусники Сіндбада-мореходця, стали периферийными. Даже открытие богатейших нефтяных месторождений и проведения Багдадской железной дороги сначала мало изменило ПГП побережья Залива. Только обретения независимости странами региона, а затем борьба за справедливое перераспределение доходов от добычи нефти изменили облик политической карты этой части мира. Сейчас для ландшафтов стран Залива характерны не только нефтепромыслы и нефте-терминалы. Словно миражи в пустыне, появились города современной архитектуры, мощные аэропорты обслуживают трансконтинентальные линии во все части света, потоки туристов наводнили богатые восточные базары и супермаркеты, где есть товары со всей планеты. Регион вновь присоединился к "мирового перекрестка", каким является Ближний и Средний Восток, постепенно перебирая от Восточного Средиземноморья его ключевые позиции.

Составляющие оценки политико - географического положения страны (государства).

Перечень таких составляющих может быть большим и динамически изменяемым.

Физико-географическая составляющая в политико - географическом анализе представляет собой характеристику качества земельных ресурсов и возможностей акватории исключительной экономической зоны, наличия доступа к морю и удобства выхода на мировые морские коммуникации, возможности преодоления горных перевалов и полноводных рек в приграничных районах, в конце концов природно-географических условий организации обороны территории.

Ресурсная и агро-географическая составляющая - это ситуация с доступом к стратегически важных ресурсов: топлива, различных руд, горно-химического сырья, а также лесопромышленных районов за пределами страны. Основную часть продукции агропромышленного комплекса страна обычно производит на своих землях. Но некоторые страны нуждаются и в значительном импорте продовольствия. Поэтому доступ к регионам, которые производят зерно, мясо и другие продукты, тоже важен.

Емкость, удаленность, транспортная доступность рынков сбыта товаров, производимых в стране, - жизненно важный и экономико-географическое и политико - географический фактор. Основная задача изучения этого аспекта экономической и политической географии - поиск гипотетически возможных "ниш" организации сбыта как производственных, так и потребительских товаров, анализ позиций конкурентов, действующих в соответствующих сегментах мирового рынка.

Важными экономическими факторами транспортно-географической (и политической) ситуации на путях к рынкам сырья и рынкам сбыта является пропускная способность, скорость и стоимость транспортировки на сухопутных, водных и воздушных транспортных коридорах. Политические факторы - состояние открытости границ, политическая и криминогенная обстановка на транзитных магистралях. Еще раз подчеркнем весомости фактора приморского положения государства, ведь 4/5 физических объемов внешней торговли осуществляется через Мировой океан.

Процессы глобализации и информационно-технологической революции сделали свой вклад в набор составляющих политико - географического положения. Оно определяется также тем, как размещена страна относительно мировых центров научно-технического прогресса и мировых финансово-банковских центров; как раскинутая сеть управленческих центров и филиалов ТНК; возможности доступа к информационно-технологических сетей планеты.

Так, хоть научно-технический прогресс считается достижением всего человечества, 9/10 зарегистрированных в мире патентов сосредоточено лишь в двух десятках стран Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Там же расположены основные мощности внешнеэкономической инфраструктуры - банковской сети мирового хозяйства, сети офисов ТНК, ведущие международные товарные и фондовые биржи и др.

Главной особенностью современных телекоммуникационных систем "Интернет" и др. является пространственная неограниченность их функционирования. Однако, по подсчетам ученых, в начале XXI в. лишь 1/5 людей живут в "постиндустриальном" обществе, еще 10% - в индустриальном обществе (Украина пока что принадлежит к этой когорте стран), а 70% - все еще в прошлом, имея лишь зачатки промышленности и отсталое сельское хозяйство.

Указанные составляющие в сочетании с другими факторами неодинаковой степени присутствуют на различных иерархических уровнях политико - географического (геополитического) положения стран: глобальном, региональном и соседском.


Объекты изучения политической географии.

Политическая география, по мнению В.П. Максаковского, особая географическая наука в рамках экономической и социальной географии, находящаяся на стыке географии с политологией и рядом других общественных наук Я.Г. Машбиц отмечает, что политическая география исследует территориальную расстановку классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, историческими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, их районов, городов и сельской местности…

По мнению В.А. Колосова современные политико-географические исследования можно классифицировать по трем уровням:

1) глобальному и региональному,

2) отдельных стран,

3) отдельных ареалов, районов, городов и даже кварталов.

Политическая карта мира рассечена границами, которые постепенно множатся и усложняются. Быстро меняется политическая ситуация во многих странах и регионах мира, особенно там, где существуют «горячие точки». Это во многом зависит от расстановки политических сил, от сдвигов в географии массовых общественно-политических движений, этнических процессов. Политические факторы влияют на состояние природной среды, развитие и размещение экономики, международное сотрудничество. Все эти вопросы находятся в поле зрения политической географии, которая изучает территориальные аспекты политической сферы общественной жизни. В политической географии мира наибольший интерес вызывают вопросы воздействия политических сил и событий на развитие международного разделения труда и сдвиги в мировой экономике.

Геополитика (по В.А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими физико- и экономико-географическими факторами.

Среди понятий и категорий геополитики основными являются: геополитическое положение страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграции и дезинтеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны – сателлит и многие другие.

Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, обоснованных на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.


ПГП (политико-географическое положение) – это положение страны на политической карте мира, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, которая меняется во времени.

ЭГП (экономико-географическое положение) - положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

Тщательное исследование положительных и негативных сторон ЭГП способно принести любому государству существенный экономический выигрыш (за счет рационализации транспортного строительства, торговой политики и т.д.).

Вывод : для понимания происходящих количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, проблем политического и экономического сотрудничества отдельных стран, тенденций развития международного географического разделения труда важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих социальных и политических проблем.

Решила моя соседка продать свою квартиру. Сделала мини-косметический ремонт, нашла по рекомендации зубастого бульдога-брокера и стала ждать ажиотаж покупателей. Вот неделя-другая проходит, а покупателей аж ни одного. «В чём дело?» - вопиёт моя соседка своему бульдожке-продавцу по мобильнику. А он ей: «У вас не выгодное ПГП квартиры». Соседка не стала падать в грязь лицом и спрашивать у риелтора, что такое ПГП, а пришла ко мне с этим вопросом. Я ухмыльнулась изобретательности квартирного маклера и объяснила, почему к её квартире низкий интерес покупателей.

Что такое политико-географическое положение

Если на пальцах, то это такое положение, которое определяет географические и политические особенности расположения государства на карте мира. А если копнуть глубже – то всё намного интереснее.

Существует несколько систем оценки этого самого положения, сокращённо – ПГП.

Политико-экономическое положение оценивается по следующим показателям:

  • оценка границ;
  • отношение к рынкам сырья и товаров;
  • военно-стратегическое расположение;
  • близость к точкам «конфликтов».

Первый пункт – оценка границ, звучит вроде бы плоско. Но на самом деле – это очень объёмная оценка экономики государства и его соседей . Тут в расчёт идёт масса переменных. Например, уровень экономического развития соседей , весьма важно входит ли страна в какой либо экономический или политический, или военный блок.


Географическое положение страны

А вот в этой оценке участвуют больше природные признаки . Тут в расчёт идёт наличие водных и лесных ресурсов, полезных ископаемых, ландшафт, климатические зоны ну и всякое такое. Перспективность географии для туристического бизнеса – то есть наличие гор, морей, минеральных или грязевых источников. Ещё есть такое разделение в географическом положении, как центральность и периферийность . Если государство облеплено соседями со всех сторон – это центральное положение. К периферийным, чаще всего, относят островные государства. Признак ГП носит ещё и масштабированный характер , т.е. показывает глобальность, региональность и соседскость – количество и качество соседей.

error: Content is protected !!