Артикуляционная гимнастика. Упражнения для органов артикуляции

Уже в семье начинает закладываться Задача близких людей - создавать условия, при которых ребенок легко сможет приобретать речевые навыки. Недостатки развития могут привести к неспособности выражать собственные мысли, к плохой школьной успеваемости. Если ребенок плохо владеет речью, как правило, он плохо учится. 3-4 лет поможет в игровой форме учиться разговаривать, правильно произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звукопроизношения. В психическом развитии малыша речь играет огромное значение. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика развития речи, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, В, Ф, Г, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года становятся доступными звуки С, Э, Л, Й.

Физиологически малыши не сразу становятся готовыми к произношению сложных звуков, поэтому им нужно тренировать язычок. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нужно вести с ребенком беседу, и он предложениями должен рассказывать о своей семье, о погоде, о том, что он делает. Освоить азы произношения звуков поможет артикуляционная гимнастика. Фото детей подтверждают, что счастливы малыши, только когда имеют полноценное общение как с другими сверстниками, так и с взрослыми. Речь в формировании взаимоотношений играет главнейшую роль. Она не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Условием становления звукопроизношения является слаженная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти).Главной целью любой артикуляционной гимнастики считается выработка полноценных движений, навыков правильных произношений звуков, укрепление мышц речевого аппарата.

Если у ребенка есть сложности со звукопроизношением и ему предстоят занятия с логопедом, занимаясь артикуляционной гимнастикой, он быстрее подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Также четкий проговор различных звуков - основа при обучении письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей выполнять нужно, соблюдая некоторые рекомендации:

На начальных этапах занятий все упражнения выполняются очень медленно, лучше делать это перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свои действия. Задавайте малышу наводящие вопросы: что делает язычок? Где он сейчас находится? Что делают губы?

Заниматься лучше по утрам и вечерам, минут по 5-7. Время занятий зависит от усидчивости малыша. Занятия не должны быть навязанными.

В возрасте 3-4 лет следите за тем, чтобы усваивались основные движения.

В возрасте с 4 до 5 лет повышаются требования - движения должны становится более плавными и четкими, без подергиваний.

В возрасте с 6 до 7 лет дети должны выполнять все в быстром темпе, при этом уметь удерживать язычок на некоторое время без изменений.

Следует напомнить, что артикуляционная гимнастика только готовит к произношению звуков, она не сможет заменить занятий с логопедом!

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает в себя комплекс на произношение свистящих звуков С, Ц, З.

«Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.

«Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине - дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.

«Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.

«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Заборчик» и «Слоник». Затем чередовать эти два упражнения.

Повторить упражнение «Чистим зубки».

Повторить упражнение «Вкусное варенье».

«Маляр». Рот широко открыть. Язычок - это кисточка. Красим потолок (небо) - двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Кисточка не должна отрываться от потолка. Язычок не выскакивает за зубки. Повтор 6 раз.

«Лошадка». Рот чуть приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро - медленно. Делаем для отдыха короткие паузы. Язык присасывается к небу, затем шлепается вниз. При этом нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Рот приоткрыть, показать зубки. Цокнуть языком, а затем присосать его к небу, удерживать до 10 секунд. Уздечка - ножка гриба, язык - шляпка. Повтор 3 раза.

«Гармошка». Повторяем «Грибок», при этом удерживая язык, открываем широко рот, после чего сжимаем зубы. Чередуем. Повтор до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и становления артикуляционного аппарата. В игровой форме выполняйте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Растирайте и похлопывайте щечки. Аккуратно покусывайте их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомячок». Губы сомкнуть, а зубы разжать. Набрать воздуха, щеки надуты. Сначала обе, потом поочередно. Удерживать по 5 секунд.
  • «Голодный хомячок». Все наоборот. Щечки втягивать внутрь, можно помогать руками.
  • «Лопнул шарик». Глубоко вдохнуть, губы сомкнуты. Щеки раздуть и хлопнуть по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Птенчик». Рот широко раскрыть, набрать воздуха, как бы зевая. Следите, чтобы язык был расслаблен. Полный выдох. Повтор 3 раза.

«Слоник». Вдохнуть, вытянуть губы и на выдохе произносить «у-у-у-у…». Держать до 5 секунд. Повтор 3 раза.

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей 3 лет включает в себя упражнения для подвижности нижней челюсти:

  • «Птенец». Открывать, закрывать широко открытый рот. При этом губы улыбаются, а «птенчик»-язычок сидит за нижними зубами. Выполнять упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Приоткрыть рот. На счет «один» - челюсть вправо, «два» - на место, «три» - челюсть влево, «четыре» - на место», «пять» - челюсть вперед, «шесть» - на место. Движение выполнять очень плавно и медленно.
  • Имитируем жевание с открытым, потом с закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Открыть рот, челюсть тянется вниз, одновременно язык максимально вытягивается вниз.
  • «Силач». Открыть рот. Представить, что на бороде висит груз. Закрываем рот, представляя сопротивление. Расслабиться. Повторить. Можно создавать препятствие руками.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена следующими упражнениями:

  • «Лопатка». Малыш видит картинку с лопатой. Приоткрывает рот в улыбке. Широкий язык держится на нижней губе. Держать язычок 30 секунд, нижнюю губу не поджимать.
  • «Чистим зубки». Рот слегка открыт, улыбаемся. Кончиком язычка проводим изнутри по зубкам, отдельно дотрагиваемся до каждого. Сначала в одну сторону. Отдохнули. Теперь в другую.
  • «Часики». Малыш видит изображение часов с маятником. Рот широко открыт. Языком поочередно касаться одного уголка рта, затем другого. Нижняя челюсть - неподвижна.
  • «Лошадка». Щелкать язычком, как лошадка копытцами. Начинать упражнение медленно, ускоряя темп (лошадка поскакала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не движется. Можно придерживать подбородок руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймать мышку». Открыть рот, улыбнуться. Язык лопаткой положить на нижней губе. Произнося «а-а-а-а...», аккуратно прикусить кончик язычка. Мышка попалась. Повтор 5 раз.
  • «Орешки». Рот закрыт. С напряжением касаемся язычком внутренней стороны щек. То справа, то слева. При этом удерживать положение по 5 секунд. Пальчиками снаружи контролировать движения, придерживать язык. Повтор 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру.

«Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними - белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик - наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д...»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», - решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).

Младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы состоит из самых простых упражнений. В 1 младшей у детей еще не сформированы шипящие, сонорные, свистящие звуки. Основной задачей здесь является овладеть движениями органов артикуляционного аппарата. Нужно развивать слуховое внимание, высоту, силу голоса, длительность вдоха и выдоха, уточнять произношения звуков «му-му», «ква-ква», «тук-тук» и т.д.

2 младшая группа знакомится с более сложными движениями артикуляционного аппарата. Улыбаются губки, обнажаются зубки, язычок поднимается вверх, удерживается, двигается из стороны в сторону. Применяются упражнения «воздушная струя» для дыхания, для движения губ «хоботок», «улыбка», «заборчик», для языка - «лопатка», «часики», «маляр», «лошадка».

Средняя группа

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые понятия - верхняя, нижняя губа, нижние, верхние зубы. Уточняются движения языка, он делается узким и широким. Учимся правильно произносить сонорные, шипящие звуки. Требования к артикуляционной гимнастике повышаются.

Старшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в старшей группе закрепляет весь пройденный материал. Дети знают понятие о спинке языка. Все упражнения выполняются плавно, четко. Органы артикуляции быстро должны переключаться с одного упражнения на следующее, при этом должны устойчиво удерживаться какое-то время. Преподаватель строго следит за правильным исполнением. Движения должны становится со временем четкими, отработанными, легкими, привычными. Проводить занятия можно в любом темпе.

Подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в подготовительной группе уточняет все движения языка. Используются упражнения на дифференциацию разнообразных звуков. В это же время у ребенка развивается фонематический слух. Чаще использовать в занятиях сказки, дети быстро осваивают правильные действия. В игре звуки преображаются и лучше ложатся на слух. Дети с удовольствием сами становятся героями сказочных сюжетов.

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с малышом самостоятельно.

Что это такое — артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1. пассивная , при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2. активная , при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Занятия с самыми маленькими

Не нужно ждать какого-то определенного возраста, чтобы начать первые занятия. Уже с 3-4 месяца жизни новорожденного мама должна активно общаться с ним, привлекая внимание к своей мимике во время произнесения различных звуков. В игру можно превращать и процесс одевания на прогулку, и грудничковый массаж. Читая сказки или рассказывая истории, можно произносить звуки утрированно, подчеркивая и звучание, и движения мышц лица.

С малышом постарше можно играть, привлекая его к активному участию. Имитировать игру на дудочке или гудение паровоза. Учить выражать лицом разные эмоции: вот зайчик испугался, а лисичка удивилась. Медведь рассердился, а белочка образовалась. А вот рыбка набрала в рот воду, стало невкусно – выплюнула и поморщилась. В общем, подойдет любая физическая нагрузка для мышц губ, языка и лица.

Как проводить занятия

Игровая форма – единственно приемлемая для маленьких детей. С 2-3 лет нужно начинать целенаправленные занятия с целью развития и постановки правильной артикуляции. Если какой-то звук малыш произносит неправильно, нечетко, то нужно обращать на это внимание и работать целенаправленно. Если же справиться самостоятельно не получилось и после четырехлетнего возраста некоторые звуки по-прежнему не удаются малышу, нужно привлечь к решению проблемы логопеда.

Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и весьма желательна. Но, конечно, нужно знать, как делать правильно артикуляционную гимнастику для детей. Чем чаще и больше мама будет заниматься с малышом, тем быстрее он заговорит, тем легче и проще будет справиться с дефектами речи. Регулярные тренировки – вот залог успеха.

Правила занятий:

В течение дня отрабатывать упражнения три, а лучше четыре раза;

Продолжительность тренировки не дольше пяти минут;

Одна тренировка – это два, максимум три полноценных упражнения;

Если у ребенка плохое настроение или он болен, в занятиях нет смысла, их нужно перенести;

Начинать занятия с простых упражнений, постепенно усложнять их;

На каждом занятии можно осваивать только одно новое упражнение, все остальные должны быть известны, их просто закрепляем.

Проводятся занятия в спокойной обстановке. Малышу лучше сидеть, расслабившись, но концентрируя внимание на лице мамы. А ей, в свою очередь, нужно подбадривать кроху, даже если у него что-то не получается, и обязательно говорить, какой он молодец. Очень хорошо, если малыш будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц и лучше понимать, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:

1. развить подвижность языка;

2. развить подвижность губ;

3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении.

Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения.

Если мама решила заниматься с малышом сама, для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата, то важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

Статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

Динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».

Обязательно посмотрите, как практикующим специалистом проводится артикуляционная гимнастика для детей. Фото, фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны.

Повторять каждое упражнение нужно по 6-7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1. Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2. «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.

3. Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.

4. Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

5. «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.

6. Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.

7. Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

8. «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).

9. «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

10. «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.

11. «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.

12. Свернуть язычок в трубочку.

13. «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

14. Показать «бублик», округлив губы.

15. Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Описание, как и выполнение, несложное, освоить его может любая мама. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.

Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей

Более сложные упражнения направлены на решение конкретных задач. Комплекс нужно подбирать так, чтобы формировались нужные артикуляционные процессы, вырабатывалось определенное положение языка и губ. Обязательно посмотрите, как проводится артикуляционная гимнастика для детей. Видео, которые можно найти в свободном доступе, помогут избежать досадных ошибок и действительно помочь своему ребенку.

Укрепляем губы

Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3-4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1. «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.

2. «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

3. Чередовать вытягивание губ-трубочек и улыбку-заборчик.

4. «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

5. Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

6. «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

7. Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

8. Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью воздушной струи на выдохе.

Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.

Укрепляем язык

1. «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2. «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов.

3. «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед.

Развиваем нижнюю челюсть

От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами. Эффективны следующие упражнения.

1. «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5-7 раз, не теряя ритма.

2. «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3. «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь).

Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, что занятия важны, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

Разработанная логопедами артикуляционная гимнастика содержит в своем списке упражнения, помогающие детям развить динамичность и ловкость губ, языка и щек. Помимо этого, подобные действия помогают отработать определенную позу органов речи, чтобы произносить положенные звуки.

Значимой целью гимнастических артикуляционных занятий считается работа над верной постановкой речевых органов для произношения любых звуков. Чем раньше взрослые увидят дефекты речи ребенка и начнут организовывать занятия по их исправлению, тем легче и выше шансы избавиться от патологии.

Артикуляционная гимнастика поможет:

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей содержит в себе упражнения, которые делятся на следующие категории:

  • статические;
  • динамические;
  • пассивные;
  • активные.

Во время статических упражнений органы речи замирают в положенной форме на 4-7 сек. Динамические упражнения подразумевают размеренное исполнение повторных действий, что способствует выработке подвижности губ и языка.

Пассивные упражнения подходят для младенцев или детей со сложными недостатками речевого аппарата. Их выполняют родители или специалисты своими пальцами. Активные упражнения ребенок осуществляет самостоятельно.

Помимо упражнений, помогающих развить органы речи, используются сказки и игры. Они заинтересовывают ребенка в ходе занятия, упрощающем осуществление упражнений и ускоряющем исправление патологий речи.

Основные правила

Для осуществления артикуляционной гимнастики положено:


Занятия для детей 4 лет

Название упражнения Техника выполнения
«Окно» Удержать положение открытого рта со спрятанным языком на некоторое время, по окончании которого закрыть рот.
«Щетка» Сформировать улыбку, концом языка при открывании рта подвигать по задним стенкам всех зубов.
«Замешивание теста» Сложить губы в образе улыбки, они разъединены; зубы разомкнуты. Продемонстрировать и придавить язык губами, проговорить: «мя-мя-мя». Затем придавить язык зубами-резцами и повторить слоги.
«Чаша» Губы в улыбающемся виде. Во время отрывания рта продемонстрировать широкий язык и несильно направить к носу его конец, придавая ему образ чаши.
«Часы» Из губ сложить улыбку. Конец языка при открытии рта вытягивается к правому углу рта, потом к левому.
«Сладкий джем» Губы сложены в образе улыбки. Конец широкого языка при открывании рта направить к верхней губе и подвигать им.
«Дудка» Соединить зубы, напрячь губы, выдвинув их вперед, не ослабляя.
«Забор» С усилием сформировать губы в вытянутую улыбку, продемонстрировав соединенные верхние и нижние зубы.
«Маляр» Вытянуть губы в образе улыбки; концом языка во время открывания рта прикоснуться до твердого неба и подвигать вперед, назад.
«Гриб» Губы сложены в виде улыбки. Пощелкать языком, представляя езду на лошадях; впоследствии притянуть язык к верхней челюсти и сохранить позицию на определенное время.
«Гармошка» Губы вытянуть в образе улыбки; притянуть язык к верхней челюсти; оставляя язык в этой позиции, пощелкать зубами.
«Кошка» Губы потянуть в образе улыбки. Концом языка во время открывания рта прикоснуться до нижних резцов и толкнуть в них. Сформировать языком гору, по-прежнему отталкиваясь его концом от нижних резцов.
«Ловля мыши» Губы потянуть в виде улыбки. Протянуть: «а-а-а-а-а-а». Далее выпятить язык и прихватить резцами его конец.
«Лошадь» Сформировать губами трубку, несильно открыв рот и пощелкать, как лошадь.
«Слон» Потянуть губы вперед, формируя хобот слона. Далее всосать воздух, имитируя, что слон пьет и почмокать.
«Разговор индюков» Притронуться языком к верхней губе и оживленно им пошевелить, открывая рот, приговаривая: «Ба-ба-ба-ба-ба».
«Орехи» Губы соединить вместе. Толкнуть с усилием язык в щеки поочередно.
«Насос» Губы соединить, округлить щеки и сдуть. Губы не размыкаются.
«Барабанные палочки» Рот в образе широкой улыбки. Коснуться концом языка до задней стенки зубов верхней челюсти и проговорить: «дэ-дэ-дэ-дэ».
«Гол» В момент раскрывания рта придавить язык губами и подуть, выталкивая широкий язык. Щеки остаются нерасширенными.


Для детей 5 лет

Название упражнения Техника выполнения
«Забор» Губы потянуть в образе улыбки, оголив поочередно зубы обеих челюстей.
«Трубка» Соединить губы, сложить их трубкой и сохранить в подобном образе на 7 сек.
«Забор-трубка» Губы, сохранить в образе улыбки. Продемонстрировать зубы обеих челюстей в порядке очереди. Потом переключиться в образ вытянутых губ трубкой, сберегая их в этом виде.
«Окно» Губы в образе широкой улыбки. Зубы не размыкать. Открыть рот, сохраняя улыбку и посчитать до 9. Впоследствии снова закрыть рот, соединяя зубы.
«Упрямый язык» Губы в образе улыбки, зубы обнажены, рот несильно открыт. Необходимо положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая им по губам, проговорить: «пя-пя-пя». Вести счет до 4.
«Лопата» Раздвинуть губы, демонстрируя зубы. Раскрыть рот и показать ненапряженный язык, положив его на нижнюю губу.
«Парашют» Расположить на конце носа кусок ваты. Показать язык, приподнять его конец вверх и коснуться верхней губы. Сберегая данный вид, предстоит сдуть вату с носа, чтобы она приподнялась вверх.
«Гол» Расставить на столе пару предметов, между ними поместить шар из ваты. Сложить губы трубкой и подуть на шар. Ему необходимо оказаться в воротах на единственном выдохе. Кубики можно постепенно отодвигать. Щеки сохранить сдутые.
«Джем» В момент открывания рта выпятить язык и его концом пошевелить по верхней и нижней губе в порядке очереди. Челюсть сохраняется в статике, активен лишь язык.
«Щетка» Губы вытянуты в улыбку, зубы оголены; рот несильно приоткрыт; конец языка шевелить налево, направо поочередно по задней стенке верхних и нижних зубов. Разрешается шевелить вниз, вверх.
«Барабанные палочки» Губы потянуть в образ улыбки, оголив зубы; в момент раскрывания рта направить конец языка за верхние резцы и, не торопясь, сказать: «д-д-д». Скорость произношения плавно увеличивается. Губы стоит сохранить в образе улыбки, нижнюю челюсть не шевелить, активность проявляет один язык.
«Конь» Губы в образе улыбки, зубы оголены; в момент открытия рта коснуться концом языка до задней стенки верхних зубов (резцов) и пощелкать им. Темп щелканья изначально медленный, впоследствии он увеличивается.
«Немая лошадь» Губы в образе улыбки, зубы оголены. Из слегка приоткрытого рта коснуться концом языка верхних резцов и пощелкать им, не издавая звука. Темп щелканья сначала размеренный, потом увеличивается.

Занятия в старшей группе

Артикуляционная гимнастика для детей должна осуществляться сидя у зеркала, чтобы ребенок созерцал в отражении и себя, и специалиста, а к тому же то, что совершают их языки. Упражнения приемлемо исполнять не торопясь, умеренно и точно. Первое, что нужно сделать специалисту – это рассказать об упражнении, какое предстоит выполнить.

Затем следует показать положенную артикуляцию звука и объяснить, какие движения предстоит совершить для этого. И наконец, предложить повторить упражнение ребенку. Сначала он может испытывать напряжение органов речи, которое постепенно исчезнет, уступая место свободе и координации.

После нескольких проб выполнения упражнения у ребенка получится добиться требуемой позы языка или губ. Если ему трудно, логопед должен помочь шпателем или зондом. Взрослому необходимо контролировать качество выполняемых упражнений ребенком.

Движения должны быть медленными, точными, устойчивыми, симметричными без лишних действий. Дома рекомендуется повторять упражнения родителям с ребенком, отрабатывать полученные навыки.

Артикуляционная гимнастика для детей должна организовываться ежедневно, либо через день, чтобы добиться высоких результатов в исправлении недостатков речи. Таким образом, полученные навыки прочнее закрепятся. В день стоит отводить время для двух занятий, которые проводятся спустя час после еды.

Разрешается заниматься и перед завтраком на протяжении 3-7 мин, избегая переутомления. Артикуляционная гимнастика проводится по подгруппам или индивидуально. За одно занятие не стоит упражняться с детьми более чем над тремя действиями. Из них 2 выполняются на повторение и отработку, а 1 упражнение вводится новое.

Детские упражнения артикуляционной гимнастики предстоит прорабатывать от простого к сложному, а выбирать их с учетом достигаемой цели. Организовывать их рекомендуется в виде игры.

Если ребенок столкнулся со сложностью в выполнении какого-либо действия, то знакомиться с новыми упражнениями не рекомендуется.

Лучше уделить время на отработку знакомого материала, применяя игровые приемы.

Название упражнения Техника выполнения
«Задувание свечи» В правую руку взять макет свечи, левой рукой прикоснуться до живота. Сформировать губы трубкой, вдохнуть воздух и совершить длительный выдох.
«Беззубая акула» Попытаться обнять губами верхние и нижние зубы при немного раскрытом рте.
«Оскал» Обхватить изначально верхней губой верхние зубы при немного раскрытом рте, а немного позже нижней губой нижние зубы.
«Стрелка часов» Выпятить язык из приоткрытого рта, приподнять его конец и подвигать им по губам вкруговую.
«Батут» Язык из открытого рта потянуть то наверх, к небу, то вниз.
«Ветерок» Взять в ладони кусок ваты. Губы вытянуть трубкой и потренироваться в сдувании ваты с них.
«Жираф» Поместить широкий язык на нижнюю губу, поочередно напрягать, как будто шея животного вытягивается, и ослаблять напряжение.
«Жало» Напрячь язык в раскрытом рте и рывком направить его вперед.
«Гора» Во время открытия рта оттолкнуться языком от нижних зубов, изогнуть его дугой, сохранив фигуру на отведенное время.
«Трубка» Попытаться согнуть боковые края языка кверху в открытом рте, слегка выдвинув его. Важно отметить, что не у всех выходит осуществить это задание.
«Футбол» С напряжением коснуться языком одной щеки, потом другой, затем в небо и в другие места при закрытом рте.
«Змея» Выдвинуть язык с усилием вперед из приоткрытого рта и отодвинуть назад, к гортани.
«Волна» Концом языка с усилием коснуться нижних передних резцов во время раскрытия рта, боковые его края притрагиваются к коренным зубам, расположенным сверху; широкий язык выпятить волной вперед, впоследствии задвинуть его назад глубже.
«Игла» Напрячь узкий язык во время открывания рта, вытолкнув его вперед, не расслабляя.

Игры, обучающие правильному произношению звуков

Артикуляционная гимнастика для детей учит их видеть в зеркале свои органы речи, чувствовать их и управлять ими. Но если на занятиях увлекаться только ими, положительного итога по исправлению речи не добиться.

Помимо артикуляционных упражнений для детей важно работать над голосом и дыханием, используя различные игры:


В последнее время артикуляционная гимнастика для детей становится все более популярной среди педагогов. Современные дети все чаще проводят свое свободное время за телевизором, компьютером, телефоном или планшетом.

Это заставляет их больше смотреть и слушать, а не говорить самим. Такая ситуация приводит к проблеме развития речи и плохой работе органов речи. Поэтому артикуляционную гимнастику все чаще вводят в занятие педагоги.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика вместе с логопедом:

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Зачем нужна гимнастика

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

  • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
  • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
  • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
  • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
  • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
  • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Похожий материал:

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Материал по теме:

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

«Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

«Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

Как это было:

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

  1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
  2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
  3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
  4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
  5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
  6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

Школа Юрия Окунева

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы плотно поговорим о вашем голосо-речевом аппарате, и я приведу вам нехитрые упражнения для артикуляции, выполняя которые вы сможете развить дикцию на уровне с известнейшими дикторами и ведущими федеральных телеканалов. Интересно? Тогда давайте приступать!

Даже если ваша деятельность не связана непосредственно с выступлениями на публике, в любом случае у вас возникали ситуации, когда необходимо было взять на себя функции оратора.

Дайте угадаю! Вы презентовали свой проект перед руководством, представляли доклад на волнующую вас тему, приходилось проводить мероприятие или просто рассказывать интересную историю в кругу друзей.

Каждый, кто хоть раз оказывался на сцене под пристальным вниманием публики, знает, как важно уметь правильно и красиво донести свои мысли, чтобы речь запомнилась слушателям, чтобы вас услышали, правильно истолковали и восприняли как профессионала в своем деле.

Посоветую вам одну полезную книгу, которая заставила меня по-новому взглянуть на вопросы тренировки речевого аппарата и развития дикции. Это работа тренера ораторского искусства Евгении Шестаковой, которая называется «Говори красиво и правильно». Кто хочет пойти дальше, может ознакомиться с

Что такое артикуляция

Для начала давайте разберемся, что такое артикуляция и с чем её едят. Она представляет собой правильное воспроизведение звуков согласно принятым канонам речи при свободной, естественной работе голосо-речевого аппарата.

В правильном варианте каждый звук четко обособлен один от другого и отличается от своих «соседей по слову». Потому упражнения на артикуляцию в первую очередь направлены на отработку произношения каждого из имеющихся в нашем языке звуков.

Особенности выполнения

Каждое из приведенных ниже заданий тренирует мышцы голосового аппарата, улучшает их подвижность. Во время их выполнения вам нужно внимательно следить за тем, чтобы нагрузка направлялась на конкретные группы мышц, а незадействованные в процессе были расслабленными.

Да и вообще, главная задача для вас - постараться расслабиться. Необходимо, чтобы шейно-плечевой отдел работал свободно. Кроме того, важно выполнять всё не спеша, в замедленном темпе - тогда приведенные упражнения принесут вам наибольший эффект.

Перед основным комплексом, который, кстати, подходит и для взрослых, и для детей, и даже для дошкольников, обязательно нужно выполнять гимнастику для разогрева. Достаточно всего пяти-семи минут, чтобы подготовить мышцы для основных занятий, а результативность в таком случае возрастет в разы.

Артикуляционная гимнастика

Предварительный разогрев разделяется на тренировки разных речевых отделов.

Разминаем щёки

  1. По очереди втягивайте и раздувайте щёки.
  2. Поперегоняйте воздух из одной щеки в другую, после чего направьте его под нижнюю губу, затем под верхнюю.
  3. Напрягите щёки и попытайтесь вытолкнуть воздух изо рта.
  4. Втяните щёки и попытайтесь при этом сомкнуть и разомкнуть рот.

Разогреваем нижнюю челюсть

  1. Упритесь кулаками в нижнюю челюсть и давите изо всех сил челюстью на кулаки.
  2. Подвигайте нижней челюстью в разные стороны: сверху вниз, назад-вперед, по кругу.

Внимание на мягкое нёбо

  1. Зевайте, широко открывая рот. Прочувствуйте каждую мышцу, которая участвует в этом процессе.
  2. Зевайте, произнося при этом гласные.

Разминаем улыбку

  1. Сначала улыбнитесь, сомкнув зубы, напрягая при этом по максимуму ваши уста. После этого резко вытяните их в трубочку.
  2. Аккуратно и несильно немного покусайте свои губы - это обеспечит приток крови к ним.
  3. Натяните губы на зубы, а потом улыбнитесь так, чтобы они проскользнули по зубам.
  4. Подтяните верхнюю губу вверх так, чтобы верхний ряд зубов обнажился. Аналогично проделайте и с нижней.
  5. Пофыркайте. Да-да, как ёжик.

Разогреваем самую сильную мышцу в организме

  1. Вращайте языком по кругу, но не во рту, а в пространстве между зубами и губами.
  2. Аналогично, как описано выше, немного покусайте язык.
  3. Вытяните язык вперёд и похлопайте по нему губами.
  4. Попытайтесь достать языком подбородок и нос.
  5. Попереворачивайте язык, подержите его как можно дольше у верхнего нёба.

После артикуляционной гимнастики можно смело переходить к основному комплексу, так как речевой аппарат разогрет и готов к выполнению комплекса.

Задача 1. Клин клином вышибают

Данное упражнение помогает натренироваться четко выговаривать те буквы, с произношением которых у вас имеются проблемы. Например, отработка звука р. Откройте словарь и начните читать подряд все слова на эту букву.

Внимательно вслушивайтесь, как вы её произносите. Многократное повторение убирает затруднения, упрощает произношение. Эффект будет еще более ярким и быстрым, если вы будете записывать себя на диктофон, а затем прослушивать записи и исправлять недочеты.

Обращайте внимание на то, чтобы оставаться расслабленным во время выполнения и не зажиматься. Можно таким же образом проработать все основные согласные.

Задача 2. Выдыхаем правильно

Вы делаете короткий вдох носом, а после резко полностью выдыхаете через рот и говорите при этом: «Фу». Сначала потренируйтесь так, а потом замените «Фу» на «К» и «Г».

Задача 3. Только гласные

Эта техника позволит вам выработать навык воспроизводить гласные звуки единым потоком, и добиться того, чтобы согласные внутри были четкими и ярко выделенными. Возьмите стихотворение, которое вам по душе и читайте его.

Только способ будет немного необычным: выбросьте все согласные, оставив поток из гласных. Произносите получившиеся слова из гласных букв, намеренно немного протягивая их.

Постепенно возвращайте согласные, но уделяйте внимание их четкому выговариванию, при этом следите, чтоб поток гласных не терял своей звучности.

Не забывайте также о скороговорках - это самый стандартный и самый надежный способ работы над произношением и усовершенствования дикции.

Я планирую в ближайшее время тренироваться каждый день, и уверен, что через неделю буду приятно удивлен результатами. Чего и вам желаю!

Рассказывайте о своих успехах в комментариях под этой статьёй, подписывайтесь на новости блога и делитесь информацией с друзьями.

error: Content is protected !!