Албания мусульманская страна или нет. Их мечети закрывали и заставляли есть свинину: о нелегкой судьбе мусульман в Албании


Израиль

Албания — единственная мусульманская страна в христианской Европе. Албания — единственная страна, которая многие годы, даже после развала СССР и лагеря социализма, продолжала столь рьяно придерживаться сталинистской теории и практики, что ее называли Северной Кореей Восточной Европы. Мусульманская Албания — единственная страна в Европе, где не произошло Катастрофы. Из местной еврейской общины и тысяч еврейских беженцев, нашедших в ней убежище в годы Второй мировой войны, из Албании в лагеря уничтожения была отправлена только одна еврейская семья…

Еврейская община в Албании всегда была малочисленной. Уж слишком удалена была эта гористая местность от европейских, а позднее турецких центров культуры и торговли. Евреям просто нечего было делать в этих труднодоступных, бедных местах, обитатели которых с трудом сводили концы с концами. Но отношения между евреями, все-таки обосновавшимися здесь, и местными жителями — истовыми мусульманами — уникальны и заслуживают особого внимания.

Впервые евреи попали в эти края еще во времена Римской империи. Легенда гласит, что несколько еврейских семей очутились в Албании случайно: судно, на котором они плыли, в Адриатическом море подверглось нападению пиратов и с трудом успело укрыться в ближайшей гавани. Пассажиры судна решили переждать, пока пираты не уберутся восвояси. И чтобы не терять времени, занялись привычным делом, открыв несколько небольших мастерских. То ли евреи оказались искусными мастерами, то ли в этой глухомани просто не было специалистов такого уровня, но дела пошли столь замечательно, что евреи решили остаться. Позднее к ним присоединились еще с десяток семей родственников и друзей. Так возникла крохотная община, сохранившая свою численность на долгие столетия. Число членов общины резко возросло лишь спустя тысячу лет, когда Оттоманская империя распахнула свои ворота перед евреями, высланными из Испании и Португалии.

Султан Сулейман Великолепный оказался, в отличие от «их католических величеств Изабеллы и Фердинанда», мудрым и прозорливым правителем. Наиболее знаменитых испанских беглецов он принял в Стамбуле, а остальных расселил по медвежьим уголкам своего государства в надежде, что евреи, образованные люди, искусные ремесленники и торговцы, помогут развитию отдаленных концов империи. Расчет оказался точным — евреи, поселившись в основном на Балканах, действительно немало способствовали процветанию этого края. Везде на Балканах их принимали тепло, но в Албании им, без всякого преувеличения, раскрыли объятия.

Поэтому хотя Албания и считалась одной из самых забитых провинций Порты, евреи, настрадавшиеся от жестокости католиков, с радостью остались жить в этом глухом, но гостеприимном крае. В большинстве главных городов Албании (Берат, Эльбасан, Влёра, Дуррес) возникли еврейские кварталы. В 1520 году в городе Влёра было уже 609 еврейских домов. В нем же построили и единственную в Албании синагогу, которая простояла до Первой мировой войны.

До конца той войны Албания входила в состав Великой Порты и ни разу — ни разу! — здесь не было зафиксировано ни одного антисемитского инцидента. После развала Оттоманской империи Албания получила независимость, и первая перепись населения, проведенная в 1930 году, зарегистрировала 204 еврея. К моменту предоставления ей 2 апреля 1937 года официального статуса еврейская община насчитывала 250 человек. После прихода к власти Гитлера и аншлюса Австрии сотни немецких и австрийских евреев нашли убежище в Албании. В 1938 году албанское посольство в Берлине все еще продолжало выдавать евреям визы. В общей сложности Албания приняла 1900 еврейских беженцев. Немного, конечно, но следует помнить, что в то время ни одна европейская страна категорически не желала принимать евреев даже в своих отдаленных от Европы колониях.

Несмотря на внутренние религиозные споры (30% населения — христиане), для албанцев главной всегда была национальная, а не религиозная принадлежность. О религиозной терпимости свидетельствовало значительное количество смешанных браков: нередко внутри одного рода или одной семьи могли мирно сосуществовать мусульманство, православие, католицизм. Один брат мог быть католиком, а другой — мусульманином, члены одной и той же семьи носили и христианские и мусульманские имена.

Религиозное взаимоуважение, добрососедство и толерантность албанцев уходят корнями глубоко в историю. Из-за постоянной угрозы со стороны возможных захватчиков албанцы стремились к сплоченности, не допуская расколов на религиозной почве. Как написал албанский писатель Пашко Васа: «Религия албанцев — это албанизм».

Религиозная терпимость обусловила и терпимость албанцев к евреям. Благодаря этой терпимости в Албании чуть было не создали… еврейский национальный очаг для беженцев. Эта совершенно невероятная история до сих пор малоизвестна, поэтому стоит рассказать о ней чуть подробнее. В 1938 году уже стало ясно, что Европа находится на грани большой -войны, которая приведет к появлению огромной волны еврейских беженцев. В начале этого года британский журналист-еврей Лео Элтон отправился в Албанию, где предложил местным властям приютить евреев, создав для них на неосвоенных территориях страны еврейский национальный очаг. Аргумент у него был весомый — он напомнил решение Сулеймана Великолепного. Десятки, если не сотни тысяч евреев из Германии, Австрии, Бельгии, Голландии и других европейских стран могли бы принести Албании огромную пользу — точно такую же, как в свое время испанские беженцы принесли турецкой империи.

Элтон вернулся в Англию в полном восторге — по его словам, крупные албанские чиновники заинтересовались его предложением. «Без всякого сомнения, евреи смогут жить в гармонии и добрососедстве с нами и приносить стране немалую пользу», — заявил Элтону один из высокопоставленных собеседников. И с гордостью подчеркнул: «В Албании никогда слыхом не слыхивали об антисемитизме». Собеседники не скрывали от Элтона: они надеются, что вслед за еврейскими беженцами в страну хлынут и еврейские деньги, которые помогут создать в ней современную промышленность и поднять Албанию на совершенно иной уровень развития.

Рассказывая об этом в Лондоне, Элтон не скупился на описание нищеты албанских городов и деревень. «В Тиране нет ни одного театра и ни одного концертного зала, — говорил Элтон. — А уж о какой-либо современной промышленности и говорить нечего!» Но еврейский истеблишмент в Лондоне не разделил энтузиазма Элтона, и его идея сошла на нет. Впрочем, она быстро стала неактуальной и по политическим причинам.

7 апреля 1939 года Италия оккупировала Албанию и восстановила свой протекторат, существовавший в ней во время Первой мировой войны. В 1941 году к протекторату присоединили югославские территории, населенные албанцами, в том числе Косово.

Итальянцы интернировали в транзитном лагере Кавайе часть еврейских беженцев и около 200 местных евреев. Но в руки немцев их все же не передали. Наоборот, при явном попустительстве итальянских оккупационных властей албанцы помогли большей части интернированных бежать из лагеря. Им приготовили фальшивые документы и переправили в труднодоступные горные деревни, где спрятали в албанских семьях. Евреям помогал даже премьер-министр марионеточного правительства Албании Мустафа Мерлик. За спасение евреев институт «Яд ва-Шем» присвоил 69 (!) албанцам звание праведников народов мира.

Таким образом, практически все евреи, находившиеся непосредственно на территории Албании, уцелели. Большинство же евреев, оказавшихся в других частях Балкан, стали жертвами Холокоста. Некоторые евреи решили не отсиживаться в горных деревушках и пошли воевать в партизанские отряды. Так, например, поступил знаменитый Пепе Биро Кантос, который после войны стал одним из самых высокопоставленных офицеров албанской армии.

Кое-кто из историков утверждает, что немцы, оккупировавшие Албанию после выхода Италии из войны, сумели уничтожить около 500 евреев. Но в самой Албании считают иначе. Здесь с гордостью говорят, что Албания оказалась единственной страной Европы, еврейское население которой после окончания войны было большим, чем до ее начала.

Во времена Энвера Ходжа — последователя Сталина и Великого кормчего — иудаизм, как, впрочем, и все остальные религии, был в Албании под абсолютным запретом. Ходжа хвастался, что ему удалось создать единственное в мире атеистическое государство, которое было официально объявлено государством без религии. Но связь евреев со своим народом не прерывалась, и сразу же после изменений, произошедших в конце XX века в Албании, большая часть местных евреев — около 500 человек — репатриировалась в Израиль. Поселились они в Тель-Авиве и возвращаться в Албанию не собираются. Хотя и вспоминают ее с большой теплотой и благодарностью.

Сегодня в Албании проживают около 200 евреев. Общину возглавляет — а как же иначе? — посланник Любавичского Ребе, молодой энергичный раввин Йоэль Каплан. Благодаря его усилиям в Тиране открылись синагога и общинный центр. А недавно власти официально присвоили ему звание главного раввина Албании.

Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.
Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.
Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI - начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное "криптохристианство" - сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы "насолить" местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.
Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи - это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут "Святую Троицу" (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.
Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество - Италии, а православие - Греции.
Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.
В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка - мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.
Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.
В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания - это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.
Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).
Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.
Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.

Республика Албания — светское государство, не имеющее официальной религии. Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, равенство религиозных общин и объявляет нейтральность государства «в вопросах веры и совести». Отношения между государством и религиозными общинами регулирует Государственный комитет по культам при Министерстве культуры, туризма, молодёжи и спорта.

В 2002 году правительство Албании заключило с Римско-католической церковью двухсторонние соглашения, регулирующие отношения между государством и данной церковью. В 2008 году подобные соглашения были заключены с православной церковью, общинами мусульман и бекташей. В 2010 году соглашения были подписаны с Евангелическим братством Албании — зонтичной организацией албанских протестантов.

Албания, наряду с частично признанной Республикой Косово, являются единственными мусульманскими странами Европы. Примерно 63 — 64 % населения Албании являются мусульманами; христианство исповедуют 31 — 32 % ; ещё 5 — 6 % не религиозны. Согласно данным всеобщей переписи населения религиозные верования албанцев распределились следующим образом: мусульмане — 58 %; христиане — 17 % .; однако данные переписи не до конца отражают действительность, так как почти 20 % респондентов отказались отвечать на вопрос о религиозной принадлежности, а некоторые религиозные лидеры призывали бойкотировать перепись или оспорили её результаты.

Исторический обзор

Православная церковь в Либохова, (XII век)

Первая христианская община на территории современной Албании была установлена в 58 году н. э. в Дурресе. После раскола христианской церкви в 1054 году южная Албания сохранила связи с Константинополем, северная часть страны вернулась под юрисдикцию Рима.

В середине XV века Албания была завоёвана Османской империей; албанцы стали первым европейским народом, принявшим ислам. Причин тому было несколько — турецкий прозелитизм, реакция на анти-албанскую деятельность православных в соседних странах и экономические преференции для принявших ислам. В XVIII веке в Албании получает распространение суфийское движение бекташи.

Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании . В конце XIX — начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви. В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в Албанскую грекокатолическую церковь

После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.

С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи, Свидетели Иеговы и мормоны.

Ислам

Центр бекташей во Влёре

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 — 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82,1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами (преимущественно ханафитского мазхаба). До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины.

Албания является единственной европейской страной, входящей в Организацию исламского сотрудничества.

Христианство


Католический собор в Тиране

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 — 32 % населения страны (по данным Pew Research Center — 18 %). Христианство исповедуют часть албанцев, а также македонцы, арумыны, итальянцы, черногорцы, греки и сербы.

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15,1 % населения Албании (по данным переписи — 10 %). Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь. Католики сосредоточены преимущественно на севере страны (в районе Шкодера).

Доля православных верующих оценена в 14,6 % (по данным переписи — 6,75 %); сосредоточены они преимущественно на юге страны (вдоль границы с Грецией). Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников.

Численность протестантов составляет 20 тыс. верующих. Свыше половина из них — пятидесятники (преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога). В стране также действуют баптисты, адвентисты, плимутские братья и др.

С 1922 года в Албании проповедуют Свидетели Иеговы (6 тыс.), с 1991 года — Церковь Иисуса Христа святых последних дней (2,3 тыс.).

Другие группы

Первые сообщения о евреях в Албании датируются VII веком. В XVI веке в Албанию прибывают еврейские беженцы из Испании и Италии. В 2010 году в стране оставалось 300 иудеев; иудейские синагоги действуют в Тиране и Саранде.

Довольно крупную религиозную общину в Албании составляют верующие бахаи (7 тыс.).

По оценкам «Энциклопедии религий» атеистами и агностиками являются 5 % жителей Албании.

Первый раз мы задумались о том, действительно ли все албанцы исповедуют ислам, во время обеда в городе . Дело в том, что напротив ресторана на другом берегу Дрина возвышалось новое, почти с иголочки, грандиозное сооружение — кафедральный собор святого Николая, освященный лишь 28 октября 2007 года. Впоследствии оказалось, что Лежа входит в число албанских городов, в которых проживает большое количество христиан — около четверти населения в нем исповедуют католицизм, кроме того там много и православных.

Для интересующихся проблемами веры может быть любопытной и такая информация: епархия Лежи была образована еще в XIV веке и первоначально входила в митрополию Венеции. Сразу же после завоевания Албании турками эта епархия пришла в упадок, поскольку три из пяти католических церквей в городе Лежа были переоборудованы в мечети. После освобождения от османского владычества с начала прошлого века местом католического паломничества являлся монастырь святого Антония Падуанского, находящийся в Леже, и вот наступает дальнейшее возрождение этой епархии.

Но настоящим ударом для меня была ночь в городе , в отеле прямо напротив главной мечети города. На улице было совсем еще темно, когда нас разбудил громкий голос муэдзина, это правоверных приглашали совершить утренний намаз. Создалось впечатление, что громкоговоритель находится прямо в нашем номере, да практически так и оказалось, ведь наше открытое окно было только чуть-чуть ниже того балкона на минарете мечети, на котором прямо напротив отеля был закреплен радио-колокольчик. Распахнутое окно буквально втягивало в себя все звуки, доносившиеся в тот момент с улицы. Я вскочил, надо было срочно захлопнуть оконную створку, чтобы ребенок не успел разгуляться, но, закрыв ее, я невольно бросил взгляд на часы: правильно, нет еще и пяти утра, светлая полоска на востоке явственно свидетельствовала, что вскоре светило появится на горизонте, и я задержался у окна, рассматривая картину, которая открывалась внизу. А там была дорога, ведущая к храму.

Но что-то было не совсем естественным в этом довольно-таки привычном виде, который я много-много раз наблюдал в других мусульманских государствах. Спросонья я никак не мог понять, что же не так, а потом хлопнул себя по лбу, это было очевидно, но совсем необычно — на улице не было людей, никто не направлялся в сторону мечети. Я простоял у окна довольно долго, вот замолчал магнитофон, на котором был записан призыв муэдзина, вот и солнце взошло, значит, намаз был завершен, но на улице так никто и не появился. Это заставило меня опять вернуться к вопросу о роли веры в жизни албанского народа. Официальные проценты свидетельствуют только, что в стране имеются мусульмане, католики и православные, но сколько их на самом деле, эти проценты сказать никак не могут.

«Албания — это единственная мусульманская страна в Европе», — прочитал я в какой-то статье и удивился, наверное, автор просто-напросто забыл о Турции, которая официально является европейским государством и даже претендует на вступление в ЕС; или о соседе Албании по Балканскому полуострову — Боснии и Герцеговине, в которой на бумаге примерно такое же соотношение приверженцев к той или иной религиозной конфессии, как и в Албании, но которая совсем недавно перенесла жесточайшую в последние десятилетия войну, где религиозная составляющая играла не последнюю роль, вследствие чего весы явно склонились в пользу победителей, коими стали мусульмане.

Конечно, мир меняется и при этом меняется довольно стремительно, в некоторых мусульманских государствах появились так называемые Modern Muslim, то есть современные мусульмане, и в этих странах в мечети ходит бить намазы в основном только старшее поколение, и то довольно немногочисленное. Но то, с чем столкнулись мы в Шкодере да еще в праздничные дни — начинался третий день Курбан Байрама, праздника жертвоприношения — оказалось неожиданным.

Возможно, это произошло, так как албанцы никогда не были ревностными мусульманами и борцами за веру. Ведь после захвата страны турками их просто насильно омусульманили, но при этом в стране все равно осталось много христиан, особенно в труднодоступных горных районах. Да, наверное, не так уж и легко изменить веру целой страны, даже за четыреста лет порабощения. После достижения Албанией независимости католической церковью были предприняты некоторые усилия по возвращению албанцев в лоно христианства, но к власти в стране пришли коммунисты, и Албания официально, на государственном уровне, провозгласила себя единственной в мире атеистической страной. Характерным в этом плане является приписываемое Энверу Ходже высказывание: «Единственной религией албанцев является Албания».

В современной Албании приверженность бывших атеистов к той или иной вере нередко зависит скорее от материальных или политических выгод. Так, благодаря Матери Терезе, являющейся по национальности албанкой, в стране появилось много католиков. И дело не только в том, что она чрезвычайно популярна в стране, а скорее в том, что благодаря ей в центре Тираны был открыт университет с льготным обучением для албанцев-католиков. Затем в стране появилось много новообращенных мусульман — оказывается, арабские банки начали давать беспроцентные кредиты правоверным. И наконец к власти в Албании в 2005 году пришел православный президент и очевидно, что после этого в стране появилось немало ортодоксальных христиан.

Европейская Албания, религия которой самым невероятным образом переплела мусульман, католиков и православных, на сегодняшний день, пожалуй, самая таинственная и неизбалованная туристами страна.

Албания - жемчужина в бункере

Теплая, добрая и гостеприимная Страна Орлов, или «Щиптара», как именуют свою родину сами албанцы, осталась в стороне от многолюдных курортных маршрутов. И виной тому не отсутствие климатических достопримечательностей. С этим как раз все наоборот: ласковые и теплые воды Ионического и Адриатического морей, мягкий климат, соседство с популярными курортами Греции, Черногории, Сербии, Македонии... Виной всему - коммунистическое прошлое, которое укоренилось в этой стране наиболее глубоко.

Преданность прежнего правительства делу Ленина и Сталина достигла такого фанатизма, что, когда в СССР начался процесс десталинизма, Албания порвала все связи с бывшим «другом». Полная изоляция от внешнего мира, тотальное уничтожение религиозности привели к тому, что даже сегодня население Албании самое атеистическое в мире.

Православные храмы и мусульманские мечети разрушались или превращались в постройки социально-бытового назначения. Вместо них массово возводились бункеры - убежища от нападения "злых империалистов". После смены правительства верующие, независимо от вероисповеданий, с радостью востанавливают забытые традиции предков.

Братство конфессий

Период господства атеистического коммунизма вырастил целое поколение албанцев, которые на вопрос о своем вероисповедании не могут дать твердого ответа. Албания, религия которой сейчас проходит этап возрождения, может служить современному миру образцом мирного сосуществования людей различных религиозных убеждений.

Мечети и храмы возрождаются наравне. Христиане и мусульмане не только мирно живут и работают рука об руку, но и создают семьи. Интересная страна эта Албания. Религия в жизни ярко представлена на примере семьи албанского премьер-министра. Дедушка главного министра страны Эди Рамы был православным, а бабушка - католичкой. В этой вере она и воспитала своих сыновей. Нынешняя супруга главы кабмина - мусульманка, двое сыновей от разных браков - приверженцы православия и католицизма. И такая многоконфессиональная семья в Албании не одна.

Ислам в Албании

Во многих источниках Албанию называют единственной мусульманской страной в Европе. Это не совсем точное определение. Во-первых, не нужно забывать Турцию; во-вторых, мусульманство было доминирующим вероисповеданием только на этапе религиозного возрождения. Итоги последней переписи говорят о том, что процентное соотношение мусульман сейчас представлено цифрой 60 %.

Итак, мусульманская Албания. Религия ислам пришла в эту страну с приверженцами Хаджи Бекташ-вели на рубеже 12-13 веков. Позднее, с 14 века, с османами на территорию державы проникли мусульмане-сунниты. Традиции албанских мусульман-бекташей отличаются от традиционно исламских и содержат некоторые элементы, сходные с христианством.

Если распределять по территориальности, то сунниты занимают в основном северо-восток и центр страны, бекташи преимущественно селятся в городах.

Православие в Албании

Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.

После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.

Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.

Албанские католики

Греко-католики византийского обряда появились в Албании из числа греков и албанцев, которые спасались бегством от турецких завоевателей. Население Албании, исповедующее католицизм, сегодня составляет около 10 % всех верующих.

Албанская особенность

Чего вы не увидите нигде больше, так это поразительной терпимости к обрядам и обычаям представителей различных вероисповеданий. Никого здесь не удивит то, к примеру, что усопшего мусульманина проведет в мир иной православный священник. Здесь, как нигде, подтверждается истина: различны только вероисповедания. Самое большое в этой стране и число смешанных браков.

error: Content is protected !!