Новый кафедральный собор в париже. Патриарх Кирилл: Троицкий собор в Париже - символ близости России и Франции

ПАРИЖ, 4 декабря. /ТАСС/. ПАРИЖ, 4 декабря. /Корр. ТАСС Иван Батырев, Дмитрий Горохов/. Торжественное освящение нового православного собора Святой Троицы, которое возглавил в воскресенье патриарх Московский и всея Руси Кирилл, стало подлинным днем радости и общим праздником для многочисленных парижан, открыв новую главу в летописи русского Парижа. Данную мысль высказывали участники этого события, во множестве пришедшие на первую в истории нового храма службу.

Историческое богослужение

Богослужение в Свято-Троицком соборе возглавил предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) Кирилл, прибывший во Францию накануне с трехдневным пастырским визитом - первым за время его патриаршества. В своем слове по завершении чина освящения святейший патриарх высказал слова глубокой признательности президенту РФ Владимиру Путину, бывшему лидеру Франции Николя Саркози и нынешнему главе республики Франсуа Олланду за деятельное участие в реализации этого крупнейшего проекта.

"Наравне, наверное, с мостом Александра III этот храм является видимым архитектурным символом особой близости наших народов, наших культур и наших традиций... Это не только памятник наших добрых отношений в прошлом - это несомненно символ того, что нас ждет в будущем", - отметил патриарх.

В свою очередь, епископ Корсунский Нестор, чья кафедра теперь будет находиться в новом соборе, отметил личную роль патриарха в воплощении замысла о строительстве нового храма РПЦ в Париже. По его мнению, собор мог бы не увидеть свет, если бы не сила веры предстоятеля РПЦ, вдохновившая многих участников проекта.

"В 2008 году, когда впервые собиралась рабочая группа, и мы рассматривали различные варианты размещения собора в Париже, должен признать, никто не верил в реальность этого проекта. Только вы поверили в возможность этого, и именно эта вера помогла нам осуществить задуманное", - сказал глава Корсунской епархии, обращаясь к патриарху.

История строительства нового храма

Идея строительства нового храма и православного культурного центра в Париже появилась у местной русской общины в середине 2000-х гг. Трех православных церквей в столице Франции оказалось недостаточно для увеличившегося числа прихожан. В 2007 г. вопрос о возведении православного центра поднял Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на встрече с президентом Франции Николя Саркози.

В октябре 2009 г. французское правительство выставило на продажу расположенный в непосредственной близости от Эйфелевой башни (на углу набережной Бранли и бульвара Рапп) участок земли площадью около 4,2 га. На нем находился комплекс зданий постройки 1948 г., в которых размещалось французское метеоагентство Meteo-France, позже перебазированное в другой район Парижа.

В январе 2010 г. стало известно о намерении России купить для создаваемого центра этот участок. Его стоимость эксперты оценивали в сумму от 60 до 70 млн евро. На землю претендовали также Канада и Саудовская Аравия. В феврале 2010 г. Управление делами президента РФ одержало победу в тендере.

Проект центра был разработан известным французским архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом, его презентация состоялась 17 января 2014 г. в Париже. Работы по сооружению начались в декабре 2014 г. Торжественная закладка храма в честь Пресвятой Троицы прошла 14 апреля 2015 г., а церемония возведения куполов - 19 марта 2016 г.

Открытие Центра состоялось 19 октября 2016 года, делегацию на открытии возглавлял министр культуры РФ Владимир Мединский.

Новый символ вечной дружбы

В общей сложности на службу в новом храме этим утром пришли около пятисот человек. Среди почетных гостей - глава Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, управляющий делами президента РФ Александр Колпаков, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" экс-президент РЖД Владимир Якунин.

На богослужении присутствовали также представители известных фамилий русской эмиграции, популярная в России певица Мирей Матьё и модель Наталья Водянова, мэр Парижа Анн Идальго, папский нунций архиепископ Луиджи Вентура, постоянный секретарь Французской академии, лауреат премии Фонда единства православных народов Элен Карарер д"Анкосс, посол России во Франции Александр Орлов.

Как подчеркнул посол, освящение собора в центре французской столицы - "без всякого преувеличения историческое событие". "Российский православный духовно- культурный центр и находящийся на его территории новый кафедральный собор призваны сыграть важную роль в современных связях наших стран. Собор Святой Троицы будет стоять здесь века, это символ вечной дружбы между нашими народами", - убежден Орлов.

Одним из "самых радостных событий года" назвал долгожданное освящение нового православного собора старший в роду Романовых князь Димитрий Романович, который одним из первых среди соотечественников побывал в новом православном храме Парижа. Этой весной он стал почетным гостем на торжественной церемонии установки куполов будущего храма.

"Каждый раз, входя в нашу церковь, чувствую: теперь я дома", - сказал в беседе с корр. ТАСС потомок по прямой линии императора Николая I. Он родился во французском Антибе, где находились в эмиграции его родители, но в совершенстве владеет русским. Сохранить духовную связь с Россией, считает он сам, "помогла вера".

Председатель Объединения членов Рода Романовых отметил, что "сегодня вновь соединяются разорванные прежде части нашей русской истории". "Дом на набережной Бранли, - считает он, - позволит многим лучше понять историческое наследие России, ее духовность, великую культуру". Из событий последних лет старший в роду Романовых на особое место ставит восстановление канонического единства Русской православной церкви после раскола, вызванного революцией и гражданской войной. "Причин для разлада больше нет, - заметил он, - у нас одна Россия".

Французы разделяют радость

Открытие и освящение православного собора, построенного в самом центре Парижа, стало знаковым событием для всей французской столицы. Силуэт нового храма уже прочно вписался в городской пейзаж, изящно оттенив привычный силуэт Эйфелевой башни на левом берегу Сены. Уже несколько месяцев многие парижане и иностранные туристы с интересом разглядывают новую достопримечательность города, охотно фотографируясь на память на фоне церкви.

В канун церемонии освящения французская католическая газета "Круа" назвала этот храм на набережной Бранли символом впечатляющего возвращения Православия на российскую и мировую авансцену". По мнению французского издания, "возведение этого архитектурного ансамбля, увенчанного пятью золотыми куполами, обеспечило России беспрецедентную по своему престижу витрину на Западе".

По словам одной из старейших газет Франции, основанной в 1883 году, "великолепие проекта, его размещение в самом туристическом квартале Парижа ставит знак равенства между Россией и Православием". "Цель достигнута, - убеждена "Круа". - Вернувшаяся на авансцену после шести десятилетий гонений со стороны коммунистического режима, Церковь, еще недостаточно широко известная на Западе, отныне привлекает всеобщее внимание".

Множество французских гостей было и в воскресенье в числе приглашенных на торжественное богослужение. Среди них - выдающийся актер и режиссер Робер Оссейн, с детства владеющий русским языком. "Это великое событие. Сегодня - действительно большой день", - делился с корр. ТАСС своими впечатлениями знаменитый мастер.

Посетила службу и любимая многими российскими слушателями певица Мирей Матьё. "Все это вызывает совершенное восхищение", - отметила она. Здесь же, на выходе из собора Матье по просьбе одного из православных семинаристов устроила небольшой импровизированный концерт, к всеобщему восторгу собравшихся исполнив а капелла знаменитое песнопение "Аве, Мария".

Не остались в стороне и французские католики, тепло приветствовавшие открытие нового храма Христова братской конфессии. "В этом году в канун Рождества мы разделяем радость с нашими христианскими братьями", - заявил в связи с открытием собора директор французской Национальной службы за единство христиан, католический священник Эмманюэль Гуго. По его мнению, "великолепное здание нового собора объединяет в себе православные традиции и модернизм современной архитектуры". Строительство церкви "в самом центре города", убежден отец Гуго, "всегда служит символом того, что вера жива".

Связь времен

Комплекс зданий российского духовно-культурного центра сооружен в 7-м округе Парижа на набережной Бранли. Участок для его строительства был приобретен в 2010 году Управлением делами президента РФ, а непосредственные работы по его возведению начались в 2014 году. Торжественное открытие центра состоялось в октябре этого года.

На территории общей площадью 4,2 тысячи квадратных метров разместились сразу несколько объектов. Помимо православного храма в корпусах центра открыт выставочный центр, школа, а также здание епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями для священников и сотрудников культурной секции посольства РФ.

Всего в нескольких сотнях метров выше по течению Сены ее берега связывает знаменитый мост Александра III. Мост через главную водную артерию столицы, считающийся самым красивым в Париже, был сооружен в 1896-1900 годах в ознаменование союза Франции и России, у истоков которого стоял этот император Александр Александрович.

Здесь же по соседству с православным центром проходит Франко-Российское авеню, названное так в прошлом столетии в знак дружбы между двумя народами. Теперь эта дорога ведет ко храму.

В Париже освящен новый Свято-Троицкий кафедральный собор. Торжественное богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл - это его первый официальный визит в столицу Франции в сане предстоятеля. Храм расположен в центре города совсем рядом с Эйфелевой башней. Его открытие Православная молитва разносится над Парижем. Первая литургия в храме на берегу Сены. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новый кафедральный Собор - Троицкий.

«То, что сегодня происходит между Россией и Европой - это ветер по крыше ударяет. То, что в доме самое главное, а вот ветер сегодня дует в одну сторону - завтра в другую. Да бог с ним, с ветром - а то, что мы сегодня с вами совершили в Париже - это великий символ связей наших народов», - сказал патриарх.

Собор освящен, но его внутреннее убранство - пока только проект. Иконостас – пока лишь макет, он будет мозаичным. Мастера Троице-Сергиевой Лавры будут выкладывать мозаику частями и транспортировать в Париж. Но пространство храма уже дышит, будто живое, в том числе, благодаря штукатурке. Она специально неровная. Получилось не с первого раза, были споры между французскими и российскими мастерами. В итоге эффекта - «как в древнерусском храме» добились простым древним способом - мастера надевали перчатки, и натирали поверхность.

Расписывать стены будут в древнерусском стиле. Так писали Андрей Рублев и Дионисий.

«Поверхность стен специально готовилась под нашу роспись - она имеет специфический состав, рельеф. Если вы видите - такие цветные квадратики, это мы делали пробы на качество самой штукатурки, на ее приемлемость к живописи», - поясняет иконописец Петр Солдатов.

Впервые о необходимости построить храм заговорили девять лет назад. Прихожан становилось все больше. В крохотную церковь в подвале велосипедной фабрики на молебен порою протискивались. Свой визит патриарх начал со службы в этой церкви.

Сегодня на берегу Сены в нескольких сотнях метров от Эйфелевой башни вырос новый собор. Песнопения - на церковнославянском и французских языках. На первой службе - глава Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева. С ней рядом - мэр Парижа Энн Идальго. Здесь же знаменитая Мирей Матье и потомки белой эмиграции.

«Я был поражен, как архитектор Вильмонт сумел использовал такую узкую часть земли, чтобы построить весь комплекс и по-настоящему громадный собор», - говорит граф Петр Шереметьев.

«Я бы образно сказал, что с освящением Собора забилось сердце Русского духовно-культурного центра в Париже. Теперь он действительно распахнул свои двери всем - и парижанам, и русским, и будет служить миру и дружбе между нашими странами», - уверен посол РФ во Франции Александр Орлов.

Это первый официальный визит патриарха Кирилла в Париж в сане предстоятеля Русской православной церкви. Сегодня у него запланирована встреча с президентом Франции Франсуа Олландом.

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2016 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр - комплекс из четырёх зданий:

  • кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Адрес: 1 Quai Branly, 75007 Paris.

Собор святого Саввы (Париж)

Собор Свято́го Са́ввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) - кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии - святого Саввы Сербского.

В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий.

В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб.

Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева - храмовое пространство; в правом - установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду - Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева - образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет.

Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris

Церковь святого Серафима Саровского (Париж)

Храм на рю Лекубр был построен в 1933 году и освящён в честь преподобного Серафима Саровского. Проект иконостаса церкви создал учредитель Общества возрождения художественной Руси, академик Н. В. Глоба. В нижнем ряду были установлены иконы письма П. А. Федорова.

Спустя сорок лет здание храма пришло в негодность, в связи с чем в 1973-1974 годах на месте старого храма по проекту архитектора А. Н. Фёдорова была построена новая деревянная церковь. Внутри храма находятся два массивных клёна, стволы которых выходят наружу через отверстия в крыше (одно растение живое, второе - засохшее). На одном из деревьев находится текст завещания Серафима Саровского.

Одной из главных святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей. Также в церкви хранятся часть камня, вывезенного из Царского Села, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг, часть мантии святого и небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение.

Адрес: 91, rue Lecourbe, Paris 15e.

Собор Александра Невского (Париж)

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже - слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства - Иосиф Васильев - начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад - приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Адрес: Париж, Rue Daru, 12

Собор святого Стефана (Париж)

В 1890 году по проекту французского архитектора Жозефа Водреме (1829-1914) на улице Жоржа Бизе, 7 в XVI округе Парижа состоялась закладка греческого православного собора, освящение которого было совершено 22 сентября 1895 года в честь первомученика архидиакона Стефана.

Здание собора высотой 42 метра было построено в византийском стиле, облицовано белым и коричневым глазурованным кирпичом, а стены прорезаны длинными арочными окнами. Венчает собор купол, расположенный на парусах и равносторонний византийский крест. Арочный вход в храм обрамляют коринфские колонны из жёлтого известняка. Наружные стены собора частично застроены более поздними постройками.

В 1962 году в храме венчались легендарная певица Эдит Пиаф, принявшая православие, и греческий парикмахер Теофанис Ламбукас.

В 1977 году в соборе отпевали величайшую оперную певицу греческого происхождения Марию Каллас.

С 1980 года по субботам в храме регулярно проводит богослужения на арабском языке община Антиохийской православной церкви.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 75016 Paris, Франция

Своё приветствие участникам церемонии открытия направил Владимир Путин. Президент назвал архитектурный ансамбль символом дружбы и тесного франко-российского сотрудничества. Репортаж Натальи Бандуриной:

Этим утром 4-й округ Парижа проснулся от колокольного звона. Это с городом говорил новый кафедральный православный собор русского культурного центра.

Традиционная ленточка, красная ковровая дорожка. Гости - в основном эмигранты. Русская православная община. С французской стороны- строители архитекторы и мэрия города. Главного гостя Париж так и не дождался. Владимир Путин отменил свой визит во Францию, свои поздравления по случаю открытия центра он передал с министром культуры.

Протокольная часть сильно затянулась. Буквально каждый хотел высказаться. Французы благодарили за успешно проделанную работу, но по большей части извинялись за своего президента, получалось сдержано, не то что у простых французов, которые вышли прямо к воротам центра, с флагом России, в шароварах и буденовках.

Теперь у Парижа новая доминанта - белокаменный, словно перенесли его сюда, на берега Сены, из Новгорода. Величавый, как все православные кафедральные соборы, но все же не похож ни на один из них. Современный во всех смыслах. К примеру, здесь нет звонаря, колоколами управляет специальная компьютерная программа, стены аскетично монотонные без росписи. Все это - воплотившийся в жизнь проект архитектора Жана-Мишеля Вильмота. Француза по национальности, но русского в душе.

Жан-Мишель Вильмот, архитектор: «Я обожаю работать с русскими, я выигрывал много грантов на строительство, вокзал в Курске это мой, здесь я первоначально планировал сделать купола из стекла, но это противоречило канонам православной церкви, и тогда мы придумали специальный сплав палладия и золота, для матовости. Мы даже встречались со святейшим Патриархом, и он вносил свои предложения в этот проект».

С предложением о строительстве к тогда еще президенту Саркози обратился патриарх Алексий Второй. Его подержали, но долго не могли определиться с местом. Как вдруг в Париже решили вынести за пределы города метеостанцию - именно этот участок на набережной Бранли и выставили на торги. На него претендовали Китай, Канада, Саудовская Аравия, выиграла - Россия. За звание лучшего проекта боролись 444 архитектора со всего мира, выиграл испанец Мануэль Нуньес-Яновский, но проект не понравился мэрии Парижа, не отвечал сдержанному парижскому стилю. Тогда и решили вернуться к проекту Вильмонта, который занял 2 место.

Александр Орлов, чрезвычайный и полномочный посол РФ во Франции: «Сегодня об том интересно вспоминать, потому как многие проекты напоминали больше проекты дисней-ленда, но никак не православную церковь. Это интересно, как люди на Западе представляют себе православный храм - они были красивые, в виде раковины или еще что то, но ничего общего с русской православной церковью не имели».

Трудно себе представить, но на протяжении нескольких десятков лет, вот это небольшое здание без куполов и звонницы - бывшая велосипедная мастерская и была кафедральным собором Русской православной церкви в Париже. Основанная еще в 1930-х годах, собирала в своих стенах русских эмигрантов. Сегодня постоянных прихожан у храма Трех Святителей порядка 300 человек, и понятно, всех вместить он давно уже не может.

Протоиерей Николай Ребиндер, настоятель храма Трех Святителей в Париже: «Сначала были в подвале, епископ Виниамин даже иногда на полу спал, и все было очень бедно 200, 300 прихожан, и в наш маленький храм они почти не вмещаются, толкаются, чтобы выйти, много причастников, много детей, и это очень тесно. И слава Богу, что открывается новый храм».

Белые стены, покрытые 15 слоями штукатурки, состав которой, разрабатывали специально в России, готовятся к росписи. Кое-где уже опробовали краски. Работа кипит в Сергиевопосадском центре храмового искусства. Там готовят мозаичные панно и иконы для фасада храма в Париже. Их установят над каждым входом в храм. Иконостас будет мраморным, за материалом специально ездили на карьеры Италии, практически на то самое место, где брал для своих скульптур мрамор Микеланжелло.

Александр Солдатов, руководитель центра храмового искусства им. Андрея Рублёва: «Что касается иконографии иконостаса, она абсолютно традиционна, тут никаких особых экспериментов нет. Что касается формы, это абсолютно оригинальная форма и пластика, такого иконостаса не было. Может быть, будет когда-нибудь, если он послужит образцом для кого-нибудь, но эта оригинальная вещь сделана специально для парижского Троицкого собора».

Для того чтобы окончательно закончить все работы по внутреннему убранству, художникам понадобится около 5 лет. В течение этого времени в храме заменят временный иконостас на основной. Как только храм освятят, богослужения будут проходить без перерывов. Заработает и культурный центр, поскольку храм - одна из составляющих этого масштабного русского проекта на берегах Сены. Вокруг собора сосредоточатся первая во Франции российско-французская школа, конгресс-холл.

Фотографии, которые делали туристы на смотровой площадке Эйфелевой башни, до недавнего времени не отличались оригинальностью. Эти гости Парижа теперь увезут его новую достопримечательность. Вот он - Кафедральный Троицкий Собор, культурный российский центр буквально на расстоянии вытянутой руки - сверкает куполами. Такого масштабного архитектурного проекта от русских не было со времен строительства моста Александра Третьего. Без которого сегодня невозможно представить Париж. Православный культурный центр - это новейшая история Франции.

error: Content is protected !!