Антропология наука о человеке. Антропология

Антропология как наука

Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», – учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ и Эпикур, Гиппократ и Спиноза, Линней и Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученых, для которых познание человека было необходимой, первостепенной задачей.

Среди всех наук есть одна, о которой не так уж много знают, хотя она о человеке, его облике в прошлом и настоящем и, конечно, в будущем, о многообразии человеческих индивидуальностей, о тех поразительных изменениях, которые претерпели многие поколения людей в процессе длительного развития. Это антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас; наука прошлого, настоящего и в какой-то мере будущего. Изучая настоящее, пытаясь проникнуть в прошлое, заглядывая в будущее, антропология стоит в центре человеческих знаний, и в этом заключена сущность ее необходимости и силы.

Итак, в широком смысле антропология – наука о человеке (от греч. anthr?pos – человек).

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Впервые термин «антропология» употребил Аристотель, древнегреческий философ и ученый, изучая духовное начало человека. Научные сведения о человеке встречаются в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение: как науки анатомической (о человеческом теле) и науки о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в повседневный научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека: его биологические, социальные и духовные качества. В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже определение термина «антропология» не было четко сформулировано. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расы и их различия, были в центре внимания общества, ученых и философов. Интерес к естествознанию, в частности к антропологии, зарождался у естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи и у других групп людей прогрессивных взглядов.

Становление антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине XIX в. В течение XIX в. и до наших дней во многих странах (Англия, Франция, США) распространена трактовка антропологии в широком смысле – как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на физическую, или соматическую, и социальную, или культурную, т. е. этнографию.

В ХХ в. существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина , аккумулировав важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Накапливались данные об отдельных классах природных свойств человека – это возрастная физиология , включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.

Специальной дисциплиной является сексология , изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.

Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человеческого организма способствовали познанию природных особенностей личности. Выявить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, поскольку именно в человеке природа и история объединены бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики, с другой стороны, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология , объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.

По сравнению с XIX в., когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, предмет современной антропологии значительно ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.

Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.

В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов. Основные задачи морфологии сосредоточились вокруг двух вопросов: теоретическое обоснование учения о физическом развитии и разработка методов стандартизации (соматология охарактеризована выше).

Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.

Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.

Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.

Антропология – отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов – изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.

Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.

Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена.

В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека:

философская антропология – наука о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социального развития;

педагогическая антропология – учение о человеке, формирующемся в сфере образования;

биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром;

социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей;

культурная антропология рассматривает особенности связи человека и культуры (устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах);

психологическая антропология изучает психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его сущностных психологических характеристик;

антропология техники – это философское раскрытие бытия человека в мире техники, проявление человеческой природы через нее.

Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.

Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюции – вид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса – личность. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т. д.

Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Проблема человека становится общей проблемой науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка Матери беспокойных детей, которых мы встречаем в нашей практике, подписались бы под заявлением: «Пока я ношу своего малыша, он спокоен». Наблюдая, как родители все больше и больше пользуются преимуществами

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Наука чистить зубы Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.? Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и

Антропология (от греч. человек и слово, учение) наука о человеке. Изучая столь сложное явление природы, как человек, антропология содержит в себе множество аспектов и граней, определяемых целью исследования.
Сначала антропология как естественная наука уделяла внимание биологической природе человека. Антропологи возникает как биологическая наука.
Впервые понятие «антропология» было связано с появлением в 1596 году научного трактата Освальда Гасмана «Антропология». Рассвет данной науки происходит в 19-ом веке. Антропология изучает происхождение человека, а так же специфику его строения и эволюции. Бурно развиваться эта наука стала во второй половине девятнадцатого века, когда Дарвин создал свою теорию происхождения человека. Антропология – это такая область научного знания, которая всесторонне изучает человека с точки зрения триединства – биологического, духовного, социального.
Существуют философская антропология, религиозная, культурная, физическая и другие ее направления. И хотя само это понятие появилось еще на заре европейской культуры в трудах древнегреческого ученого Аристотеля, смысл и значение антропологии непрерывно пересматриваются и уточняются вплоть до нашего времени.
Долгое время человек был предметом глубоких, но преимущественно умозрительных мифологических и религиозных размышлений, а также художественно-поэтических произведений. О возможности создания научной антропологии всерьез заговорили лишь в XVIII в. философы-просветители (Д. Юм в Англии и Ж. Д’Аламбер во Франции и др.). Однако только с появлением трудов великого английского естествоиспытателя Ч. Дарвина идея создания научной антропологии стала приобретать реальные очертания. К этому времени сформировались такие социально-гуманитарные науки, как лингвистика, социология, этнография, психология и др. Формирование научной антропологии шло по двум, долгое время не пересекавшимся между собой направлениям:
1) создание антропологии как биологической науки, занимающейся изучением происхождения человека как биологического вида, его развитием и популяцией (в пространстве и времени),
2) создание антропологии как науки гуманитарной, которая бы исследовала духовную жизнь человека в прошлом и настоящем в составе различных социальных групп и этнических образований. (В последнее время это направление стали обозначать термином «культурная антропология».)
Во второй половине XX в. вновь возрос интерес к проблеме человека, и наметился процесс дифференциации исследований в этой области. Появились популяционная, социальная, политическая и даже поэтическая антропология. Сложились предпосылки для создания антропологии как единой комплексной науки о человеке. «Антропология ставит перед собой цель познать человека вообще, охватывает этот вопрос во всей его исторической и географической полноте. Она стремится к познаниям, применимым ко всей совокупности эпохи эволюции человека, скажем, от гоминид до современных рас. Она тяготеет к положительным и отрицательным обобщениям, справедливым для всех человеческих обществ от большого современного города до самого маленького меланезийского племени», писал французский социолог и этнограф К. Леви-Строс.
В нашей стране аналогичную задачу разрабатывал в своих трудах академик И. Т. Фролов. Созданный по его инициативе Институт человека в качестве одной из основных задач занялся разработкой проблем человеческого потенциала. Это понятие включает не только телесное здоровье человека, но и способность к семейной жизни, профессиональному труду, культурно-ценностные ориентации, возможность адаптироваться к окружающему миру.
Человек, как биологический вид, занимает определенное положение в животном мире. Общий план строения и характерные признаки позволяют отнести человека к типу хордовых. Это такие признаки как наличие в эмбриональном развитии хорды, нервной трубки и жаберной щели.
К классу млекопитающих человека относят по следующим признаками: – внутриутробное развитие,
- молочные и потовые железы,
- четырехкамерное сердце,
- хорошо развитая кора головного мозга,
- диафрагма, дифференциация зубов,
- теплокровность,
- волосяной покров,
- строение органа слуха и ушные раковины,
- определенное подобие, в строении внутренних органов.

Подобие человека и животных подтверждается существованием у него рудиментов и появлением атавизмов. Среди них можно отметить такие рудименты, как аппендикс - рудимент слепой кишки, развитой у травоядных животных, рудимент третьего века во внутреннем углу глаза, хорошо развитый у птиц, рептилий. Так же у человека имеются рудиментарные ушные мышцы, которые играют важную роль у других млекопитающих, когда они прислушиваются. Копчик - рудимент, представленный сросшимися между собой позвонками. Рудиментная мышца в основе волосяной сумки, которая служит для поднятия волос у млекопитающих. Зубы мудрости, часто недоразвитые или отсутствующие.
К атавизмам относят появление хвоста, дополнительных сосков, образования сплошного волосяного покрова.
Человека по некоторым признаками относят к ряду Приматов. Он имеет признаки отличия и подобия с человекообразными мартышками. К похожим можно отнести следующие признаки: конечности хватающего типа, одна пара сосков, наличие ногтей, на пальцах, хорошо развитые ключицы, рождения, как правило, одного детеныша, замена молочных зубов на постоянных, четыре группы крови, строение кожи, хромосомный набор.
Отличительными признаками, являются прямохождение, изгибы позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз, хорошо развитый большой палец руки, которая противопоставляется, отсутствие в черепе сплошных надбровных дуг, слабые челюсти, маленькие клыки, подбородное выступление на нижней челюсти, хорошо развитая мозговая часть.
Таким образом, можно подытожить, что антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой ту область знания, предметом исследования которой является человек

Главный предмет антропологии - это человек во всех его проявлениях. Именно из-за этого существует сразу несколько внутренних дисциплин этой науки. Антропология подразделяется на философскую, культурную, физическую, социальную и т. д. Все они под разным углом изучают человеческую природу.

Происхождение термина

Слово «антропология» имеет греческие корни. В античную эпоху этот термин был популярен у эллинских философов и ученых. Считается, что слово ввел в обиход Аристотель, живший в IV веке до н. э. При этом философ подразумевал антропологию как науку, изучающую именно духовную сторону человеческого бытия.

С этим подтекстом термин употреблялся самыми разными знаменитыми мыслителями. Например, среди них был Кант, которого очень интересовала антропология. Что такое каково место людей в мире - все эти и многие другие вопросы поднимались немецким философом и его единомышленниками. Тем не менее в современной гуманитарной науке главенствующей является точка зрения, что термин «философская антропология» применим к школе, возникшей в XX веке. И только во второстепенном смысле это понятие охватывает работы мыслителей предыдущих эпох.

Философская антропология

Основополагающими для философской антропологии являются классические публикации немецкого философа и мыслителя Это «Положение человека в космосе», «О вечном и человеке» и т. д.

Книги Шелера были написаны в начале XX века, и они объединили в себе многосторонний научный опыт предыдущего века. Немецкий исследователь пытался ответить на вопрос, что такое человеческий дух. Философская антропология среди прочего апеллирует и к религии. Основой человека, согласно Шелеру, является дух в широком смысле этого слова. Он состоит из инстинктов, жизненных сил и различных идей.

Шелер повлиял на многих мыслителей XX века, которые так или иначе работали в области философской антропологии. Были среди них и русские гуманитарии: Андрей Белый, Николай Бердяев, Лев Карсавин и т. д. Эти исследователи изучали проблемы антропологии, опираясь на смежные дисциплины: социологию, этологию, биологию и психологию. Объектом их исследований был человек. Философская антропология сегодня имеет множество теоретических школ, основанных на их трудах.

Физическая антропология

В более привычном для обывателя смысле слово «антропология» подразумевает физическую антропологию. Эта наука изучает человека с точки зрения биологического вида: его строение, взаимосвязь с природой, особенности организма.

В России физическая антропология зародилась в XVIII веке благодаря Петру I. Русский царь создал первый в стране музей - Кунсткамеру, где было много экспозиций, посвященных анатомии. Петр увлекся этой наукой после того, как посетил Европу во время «великого посольства». Государь инкогнито побывал на лекциях голландских анатомов и антропологов.

В России было много материала для развития науки о человеке. В XVIII веке активно исследовалась и колонизировалась Сибирь. На ее просторах жили представители малых и уникальных этносов. Руководители экспедиций составляли подробные антропологические отчеты об их жизни, которые потом отправлялись в Санкт-Петербург и европейские университеты. Среди таких исследователей были Степан Крашенников, Петер Паллас и т. д. Многие из них являлись иностранцами, которых активно нанимали Романовы из-за нехватки собственных специалистов.

Антропология в России

Также в России история антропологии включает в себя труды разных отечественных мыслителей. больше всего известный благодаря очерку «Путешествие из Петербурга в Москву», также занимался изучением людской природы. В Илимской ссылке он написал важный трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», где объединил тезисы философской и физической антропологии.

Социалист и утопист Николай Чернышевский не мог обойти стороной вопрос о людском месте в мире. Он активно пропагандировал такую философскую школу, как материализм. В ней нашла отражение и расовая антропология. Что такое народ, этнос - все это будоражило умы исследователей XIX века. Социалисты, как Чернышевский, считали, что все отличия в судьбе разных наций имели место из-за цепи исторических событий, а не расовых природных отличий.

Культурная и социальная антропология

Еще одна дисциплина (культурная, или социальная антропология) в первую очередь изучает обычаи и традиции разных народов. В России огромный вклад в эту науку внес Николай Миклухо-Маклай, исследовавший различные восточные страны. Ему удалось добраться даже до далеких народов Океании в то время, когда еще никто всерьез не интересовался их бытом. Его очерки стали столпами для исследователей разного профиля.

Тем не менее культурная (или социальная) антропология возникла несколько позже Миклухо-Маклая. В начале XX века эта наука зародилась благодаря книгам Лео Фробениуса, Рута Бенедикта, Франца Боаса, Марселя Мосса и т. д. Если в США популярен термин «культурная антропология», то в Великобритании - «социальная антропология». Что такое Она основана на биологических знаниях о человеке и в то же время исследует идеи и ценности, принятые в разных культурах.

Схожесть с этнологией

Культурная антропология является смежной наукой с этнологией, которая несколько шире в поставленных перед собой вопросах. В разных странах это сходство принимается или отвергается по-своему. Интересно, что в России благодаря советскому наследию сохранилась традиция называть эту науку этнографией. В то же время в англоязычной науке практически не используется термин «этнология», а, наоборот, популярна «культурная антропология». Что такое изучение человека для западных исследователей? Благодаря глобализации и открытости мира сегодня современные ученые объединяют в своих трудах самые разные знания, сформировавшиеся в непохожих культурах, что помогает по-новому взглянуть на людскую природу.

«Антрополог? Значит, черепами занимаешься?» – такой в девяти случаях из десяти бывает реакция далеких от науки людей на термин «антропология». Нельзя сказать, что такое представление совсем уж неверно, но оно отражает лишь небольшую часть истины.

Слово «антропология» переводится с греческого языка как наука о человеке». Человек является предметом изучения многих наук – это и анатомия, и физиология, и социология, и психология, и история – и это еще далеко не полный перечень. Антропология одновременно и шире, и уже всех этих наук вместе взятых или каждой из них в отдельности. Дело в том, что каждая из упомянутых научных дисциплин рассматривает определенный аспект человеческого бытия, антропология же претендует на некоторую целостность.

Одним из первых целостное описание человека попытался дать немецкий ученый К.Ф.Бурдах. Его книга, изданная в 1837 г., называлась «Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с разных сторон». Первые две главы посвящены строению человеческого тела, третья – психике и ее проявлениям в искусстве, науке и религии, четвертая – развитию человека от внутриутробной жизни и рождения до старости и смерти, пятая – различным расам, их расселению и первобытной истории. В заключении автор говорит о будущем человечества, которое представляется ученому счастливым – благодаря улучшению человеческой природы посредством просвещения и религии.

Вот по этому пути, намеченному К.Ф.Бурдахом, и шло развитие антропологии. В XIX веке наука о человеке тесно соприкасалось с вопросом о происхождении видов, точнее, с частным его случаем – происхождением человека. Не меньший интерес вызывало положение нашего вида среди других живых существ. Знаковым событием стало создание Антропологического общества в Париже. Ценный вклад в развитие антропологии внес исследователь П.Брока, принесший в эту науку метрический метод – измерение частей человеческого тела и сопоставление таких данных по разным расам. Впоследствии антропометрия разделилась на сосбтвенно антропометрию (измерение живых людей), краниометрию (измерение черепов) и остеометрию (измерение других костей).

Что же представляет собой антропология в наше время?

Она подразделяется на несколько направлений, каждое из которых тоже не представляет единого целого. Одно из них – физическая антропология, с изучающая биологические видовые черты человека, сопоставляющая его с другими близкими видами. Важное место в физической антропологии занимает изучение эволюции человека, и тут не обойтись без исследования ископаемых останков – этим занимаются палеоантропологии (именно о них чаще всего вспоминают при упоминании об антропологии). Другая прикладная отрасль – судебная антропология. При расследовании преступлений и несчастных случаев у судебного антрополога немало работы: определить, какого пола, возраста и роста был потерпевший, как он умер, восстановить его внешний облик для опознания – это все нелегко сделать, если от человека остались только обгоревшие или полуистлевшие кости. Официально судебный антрополог не устанавливает причину смерти (это делает патологоанатом), но эксперты обязательно учитывают результаты его работы.

Если физическая антропология изучает человека в большей степени как животное, то социально-культурная антропология сосредотачивается на собственно человеческих проявлениях – поведении, деятельности и иее результатах, каковыми являются культурнее объекты, начиная с самых примитивных орудий труда.

Наконец, существует философская антропология – раздел философии, рассматривающий сущность человека, его существование как особую форму бытия. Учение о человеке, его месте в мироздании в той или иной форме присутствует трудах любого философа, начиная с самых древних, так что философскую антропологию можно считать самой древней.

Особняком стоит религиозная антропология – направление в богословии, раскрывающий взгляд той или иной религии на человека, его взаимоотношения с Богом и место в мире.

Антропология (от Антропо... и...Логия)

наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «... переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» («Диалектика природы», 1969, с. 158). За рубежом в А. включают обычно, кроме естественной истории человека, также этнографию и археологию (См. Археология).

А., в принятом в советской науке понимании, содержит следующие основные разделы: морфологию человека (См. Морфология человека), учение об Антропогенез е и Расоведение . С середины 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под названием «биология человека».

Морфология человека подразделяется на соматологию (См. Соматология) и мерологию (См. Мерология). Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, для геронтологии (См. Геронтология) и т.п. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами (См. Приматы). В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека - высших приматов. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией Палеолит а, геологией Плейстоцен а, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе А. рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Расоведение - раздел А., изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно называется «этнической» А.; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, т. е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, А. ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования А. вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в А. имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики (См. Популяционная генетика), уточнения некоторых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма.

В понятие «биология человека» некоторые учёные включают почти всё содержание А., обогащенное методами и фактами смежных биологических дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел А., изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

Методы исследования. А. изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная - антропометрии (См. Антропометрия). В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются Краниология , Остеология , Одонтология , антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной А. распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.

Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.

Краткий исторический очерк. Ещё древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и 4 темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями (габитусом). Другим источником накопления фактов, которые впоследствии вошли в А., были наблюдения над разными народами, проделанные греческими путешественниками, в особенности Геродотом (5 в. до н. э.). Наибольший вклад в А. был сделан натуралистами и философами, которые ещё до н. э. обсуждали вопрос о роли руки в том высоком положении, которое человек занимает в мире (Сократ, Анаксагор), о выживании в природе тех существ, строение которых гармонично, и о неминуемом исчезновении уродливых форм (Эмпедокл). Аристотель построил «лестницу животных», расположив их по степени совершенства организации, и нашёл в этой системе место для человека над обезьянами и др. млекопитающими.

В эпоху Возрождения для развития антропологических знаний большое значение имел общий прогресс в развитии науки и резко возросший интерес к физической и духовной жизни человека. Огромный шаг вперёд был сделан в изучении анатомии человека, благодаря трудам Везалия, Леонардо да Винчи и др. Некоторые из анатомов и художников уделяли большое внимание вариациям органов человека, а также разным типам его телосложения. Немецкий художник А. Дюрер, например, написал специальный трактат «Четыре книги о пропорциях» (1528).

Великие географические открытия (15-16 вв.) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (Х. Колумб), с народами Восточной Сибири (С. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для А. в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов (См. Антиподы), показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в «Святой земле», Значительным событием в истории А. 17 в. были первые описания анатомии антропоморфных обезьян, например англичанином Э. Тайсоном, в 1699 изучившим труп шимпанзе. В 18 в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции - Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, в Германии - И. Кант, в России - А. Н. Радищев. Большое значение для А. имела деятельность шведского натуралиста К. Линнея, который в труде «Система природы» (1 изд. 1735; 10 изд. 1758) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода - человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином «Человек разумный» (Homo sapiens), подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов - Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию человеческих рас в 18 в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, немецкий анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Сильно расширились знания об антропологических типах Австралии и Океании - главным образом благодаря путешествиям Дж. Кука; Сибири - в результате экспедиций русских учёных (см. ниже).

Продвинулось сравнительно анатомическое изучение приматов. Попытки разработать методы сравнительного описания в А. были сделаны голландским анатомом П. Кампером, предложившим применять сопоставление людей и животных по размеру лицевого угла. Важнейшим событием в истории А. было утверждение в биологии эволюционного учения (См. Эволюционное учение). Французский естествоиспытатель Ж. Ламарк и, в гораздо большей степени, Ч. Дарвин оказали огромное влияние на все разделы А., в особенности на разработку вопроса о положении человека в органическом мире. Ламарк посвятил проблеме антропогенеза в «Философии зоологии» (1809) несколько страниц, а Ч. Дарвин - два больших труда - «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В результате этих работ, а также сочинений последователей Дарвина, главным образом английского учёного Т. Гексли и немецкого учёного Э. Геккеля, усилился интерес к остаткам костей ископаемых обезьян и древних людей, к сравнительной анатомии и физиологии приматов, к палеолитическим орудиям и их геологической датировке. Возросло внимание к изучению вариаций строения тела у человека и родственных форм, к вопросу о соотношении индивидуального развития человека и приматов и их положения в системе животных. В 20 в. было сделано огромное число находок ископаемых остатков высших приматов и человека - Гигантопитек ов, австралопитеков (См. Австралопитеки), Питекантроп ов, неандертальцев (См. Неандертальцы) и т.д. Большие заслуги в изучении этих материалов принадлежат французским учёным М. Булю, А. Валлуа, Ж. Ривто, немецкому учёному Г. Швальбе, английским учёным А. Кизсу, У. Э. Ле Грос Кларку, Л. Лики, американским учёным Ф. Вейденрейху, А. Хрдличке, голландским учёным Э. Дюбуа, Г. Г. Р. Кёнигсвальду, Л. Больку, швейцарским учёным И. Хюрцелеру, А. Шульцу, чешскому учёному Э. Влчеку и многим другим. Влияние эволюционного принципа распространилось и на изучение человеческих рас, вследствие чего классификационные таблицы сменились в расоведении построением «родословных древ». Развернулись исследования непрерывной изменчивости. Для возможности учёта малых различий между близкими расами были выработаны новые методы их определения, значительно более точные, чем прежние. Благодаря унификации методики достигается уменьшение ошибок исследования и возможность сопоставления результатов измерений, произведённых разными учёными. Статистическая обработка массовых материалов потребовала разработки математических приёмов, которые позволили производить вычисление не только средних арифметических, но и показателей, характеризующих закономерности распределений и рассеяния признаков, а также степень связи между размерами (см. Биометрия). К 20 в. относится расцвет применения во всех областях А. математической статистики, позволившей внести большую точность в изучение возрастной морфологии, индивидуальной изменчивости, профессиональной, спортивной и прикладной А. Серединой 19 в. датируется формирование А. как самостоятельной науки. Наибольшая заслуга здесь принадлежит французскому хирургу, анатому и антропологу П. Брока, основавшему в 1859 Парижское антропологическое общество, в программу которого входило изучение биологии человеческого рода в связи с его культурой. Вскоре после основания общества в Париже были организованы Лаборатория для антропологических исследований (1868) и Школа антропологии (1875). Вслед за Францией приступили к организации антропологических учреждений и в других странах - в Лондоне (1863), в Москве (1864), в Мадриде (1865), во Флоренции (1868), в Берлине (1869), в Вене (1870) и др. Возникновение этих обществ и место, которое заняло в научных программах некоторых из них изучение человеческих рас, отчасти объясняются исторической обстановкой того времени. 19 век характеризовался огромным размахом колониальной экспансии. Общественное внимание в Европе было привлечено также к обострившемуся национальному вопросу. Борьба за свободу и единство Италии, судьба населения Эльзаса и Лотарингии после франко-прусской войны заставили задуматься, в частности, над разграничением понятий «нации» и «расы». Известно, что именно вопрос об отделении Ирландии от Англии побудил Т. Гексли к усиленной разработке понятия «раса». Ещё большую остроту получил расовый вопрос в связи с Гражданской войной в США между Северными и Южными штатами (1861-65). События эти оказали сильное влияние на позицию некоторых антропологических обществ в расовой проблеме. Так, президент Лондонского антропологического общества Дж. Хант, сторонник рабовладения, в своей программной речи « Место негра в природе» выступил (1864) с попыткой научно обосновать «теорию» неравенства рас. Для 2-й половины 19 в. и 20 в. характерно стремление синтезировать две важные области А. - теорию антропогенеза и учение о расах. Отсутствие диалектического понимания процесса эволюции человека при этом нередко вело к ложному представлению о современных расах, как якобы находящихся на разных стадиях прогрессивного развития человечества. Появились реакционные направления, получившие название Социальный дарвинизм , антропосоциология, политическая антропология и т.п. Эти лжеучения представляют собой различные формы Расизм а, который лег в основу государственной идеологии гитлеровской Германий и принёс неисчислимые бедствия человечеству. После разгрома немецкого фашизма расистские теории продолжают распространяться в ряде зарубежных стран, особенно в ЮАР, Родезии, США. Правильный синтез расоведения и антропогенеза, а тем самым и методологическое обоснование А. как единой дисциплины, стали возможны только с принятием теории о качественном своеобразии человеческой эволюции. Наиболее последовательно осуществилось применение этой теории в работах советских антропологов, унаследовавших и продолживших традиции своих предшественников и учителей.

А. в России зародилась в начале 18 в. Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В 18 в. была организована Великая Северная экспедиция (1733-43), причём в инструкции, которую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологическая программа. Ценные антропологические сведения о народах Сибири и Д. Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академической экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768-1774). В начале 19 в. русские мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, которые обогатили науку этнографическими и антропологическими сведениями о многих народах мира. Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанный в 1792-96 в Илимской ссылке. В 19 в. выдающееся значение имели антропологические работы К. М. Бэра, пополнившего краниологические коллекции анатомического кабинета Петербургской АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетического происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Бэр содействовал также развитию А., включив в программу основанного в 1845 Географического общества этнографические и антропологические исследования. Большую роль в развитии А. сыграли революционные демократы, в особенности Н. Г. Чернышевский, пропагандой материализма и обоснованием идеи о том, что различия в культуре народов возникли вследствие разных ист. судеб народов, а не их расовой принадлежности, Большой вклад в А. был сделан Н. Н. Миклухо-Маклаем, главным образом исследованиями расового состава и культуры папуасов и других народов Океании, а также научным обоснованием теории монофилетического происхождения человечества. Он первым обосновал в отечественной А. идею равенства человеческих рас. Основателем антропологической школы в Московском университете, оказавшей огромное влияние на развитие А. в России, был профессор зоологии А. П. Богданов. В 1864 им был основан Антропологический отдел общества любителей естествознания, ставший центром расовых и других антропологических исследований. В 1879 Богданов организовал в Москве Антропологическую выставку, получившую международное признание. Её коллекции составили основу Музея антропологии Московского университета. Преемником Богданова был Д. Н. Анучин, соединивший в своих исследованиях А., этнографию, археологию и географию. В 1919 он, при содействии В. В. Бунака, основал в Московском университете кафедру антропологии, а в 1922 - институт антропологии. Бунаку принадлежит значительная роль в развитии всех разделов А. в СССР.

Для советской А. характерны огромный размах исследований во многих её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнической А. и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретические обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнительная анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены основные направления развития мозга приматов и специфические черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др.). Ряд исследований посвящен эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологическому материалу основные положения теории филэмбриогенезов А. Н. Северцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Ю. Восточной Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Особое значение имеют находки костных остатков мустьерских людей в гроте Киик-Коба в Крыму (Г. А. Бонч-Осмоловский, 1924), в гроте Тешык-Таш (См. Тешик-Таш) в Средней Азии (А. П. Окладников, 1938) и в гроте Староселье в Крыму (А. А. Формозов, 1953), а также коренного зуба мустьерского человека в пещере Джручула на Кавказе (Л. К. Габуния и др., 1961). На основании этих и других многочисленных фактических данных построена стадиальная теория человеческой эволюции, а также освещены проблемы систематики и генеалогии человека, строения и образа жизни его ближайших предков, прародины человека, темпов, факторов и явлений неравномерности в его эволюции (М. С. Войно, М. А. Гремяцкий, Г. Ф. Дебец, В. И. Кочеткова, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, М. И. Урысон, Е. Н. Хрисанфова, В. П. Якимов и др.).

В разделе расоведения большое значение имели систематические сборы антропологического материала, охватившие почти всю территорию СССР. Эти данные позволили разрешить вопросы о происхождении и формировании многих народов СССР путём использования современного и ископаемого материала в качестве исторического источника. Подвергнуто анализу само понятие «человеческая раса», а также степень динамичности и стабильности расы, соотношение расы и конституции, разнообразные методы расового анализа (М. С. Акимова, В. П. Алексеев, В. В. Бунак, И. И. Гохман, В. В. Гинзбург, Г. Ф. Дебец, Т. С. Кондукторова, М. Г. Левин, Н. С. Розов, Т. А. Трофимова, Н. Н. Чебоксаров, А. И. Ярхо и др.). Значительное место заняли работы по возрастной изменчивости расовых признаков у детей (Н. Н. Миклашевская) и у взрослых (А. И. Ярхо, Г. Л. Хить). Резко усилились исследования в области популяционной генетики на соматических и серологических материалах (Ю. Г. Рычков). Сделаны обобщения, касающиеся систематики, взаимного родства и происхождения человеческих рас.

В области морфологии человека разрабатывалось учение о физическом развитии, пропорциях тела, конституции, связях размеров тела между собой, закономерности роста (в частности, о периодизации этого процесса и неравномерности роста отдельных сегментов тела), о методах антропометрии (Д. И. Арон, В. В. Бунак, П. Н. Башкиров, П. И. Зенкевич, А. А. Малиновский, В. Г. Штефко, А. И. Ярхо и др.). Расширилось изучение связей морфологических особенностей с функциональными (Т. И. Алексеева и др.). Подробно изучалась дерматоглифика (М. В. Волоцкой, Т. Д. Гладкова, П. С. Семеновский). Расовые и половые особенности в строении зубов изучал А. А. Зубов.

Советские антропологи произвели обширные исследования по актуальной проблеме акцелерации (См. Акцелерация), т. е. наблюдаемого почти повсеместно ускорения роста и физиологического развития детей (В. Г. Властовский, В. С. Соловьева).

Изучались вопросы о применении математических методов к разрешению антропологических задач, например таких, как установление закономерностей изменчивости признаков и их сочетаний, анализ факторов внутригрупповых вариаций, изучение меры соответствия распределения измерительных признаков нормальной кривой, анализ межгрупповой изменчивости, в частности установление реальности различий между группами людей, территориальными, профессиональными и др. (М. В. Игнатьев, Ю. С. Куршакова, А. В. Пугачёва, В. П. Чтецов и др.).

Выводы получили применение в промышленности: позволили построить антропологические стандарты для предметов одежды, для обуви, головных уборов, перчаток, сидений в автобусах, вагонах, школьных парт и др.

Непосредственную пользу оказывают данные А. в судебной медицине, в частности для т. н. словесных портретов, для составления таблиц, позволяющих с большей или меньшей вероятностью определить пол, возраст и расовую принадлежность костных остатков. Антропогенетика нашла применение при решении спорного отцовства.

Помимо Московского университета, где есть специальный Научно-исследовательский институт А. и где на кафедре А. биологического факультета готовят кадры специалистов-антропологов, исследования по А. в СССР ведутся в различных лабораториях, в институтах АН, в университетах и других учреждениях Ленинграда, Киева, Тбилиси, Тарту, Риги, Томска и др. Особо следует отметить развитие А. в союзных республиках: Грузинской ССР (М. Г. Абдушелишвили), Казахской ССР (О. Исмагулов), Узбекской ССР (Л. В. Ошанин, В. Я. Зезенкова, К. Наджимов), Украинской ССР (Л. П. Николаев, В. Д. Дяченко), Эстонской ССР (Ю. М. Ауль, К. Ю. Марк).

Антропологические учреждения в СССР ведут большую работу по распространению знаний среди населения с помощью издания книг, брошюр, лекций на темы, посвященные становлению человека, формированию человеческих рас и т.д. Значительную роль в пропаганде антропологических знаний играют Музей института антропологии Московского университета и Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде.

Лит.: Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, «Русский антропологический журнал», 1900, № 1; Бунак В. В., Современное состояние и очередные задачи советской антропологии, «Вопросы антропологии», 1962, в. 10; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., Антропология. Краткий курс, М., 1941; Гинзбург В. В., Элементы антропологии для медиков, Л., 1963; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М. 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гримм Г., Основы конституциональной биологии и антропометрии, М., 1967; Human Biology, Oxford, 1964; Jubilé du Centenaire de la Société d’Antropologie de Paris, P., 1959; Martin D., Lehrbuch der Antropolgie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1956-60; Montagu А., An introduction to physical anthropology, 3 ed., Springfield, 1960.

Периодические издания: «Вопросы антропологии», Москва (с 1960); «L"Anthropologie», Paris (с 1890); «Journal of the Royal Anthropological Institute», London (c 1871); «Zeitschrift für Morphologic und Anthropologie», Stuttgart (c 1899); «Przegd Anthropologiczny», Poznan (c 1926); «L"Anthropologie», Praque (1923-41); «American Journal of Physical Anthropology», Philadelphia (c 1918); «Current Anthropology», Chicago (c.1960).

error: Content is protected !!