София мудрость божия ствара себе дом. Когда молятся перед иконой "Софии Премудрости Божией Матери"? Кто находится в центре на иконе "Премудрость Божия София"

Матерь Сва и София, Премудрость Божия (статья), © Алёна Селиванова, январь 2016

Кто это – София, Премудрость Божия? Почему главный храм Константинополя был посвящен именно Ей? Почему официально первые христианские храмы на Руси, то есть построенные в 11 веке в Новгороде, Киеве, Полоцке, были посвящены именно Софии?

«Тайна есть Премудрость Божья, и потому, что хотя и проповедуется везде, но не постигается не имеющими здравого ума, и не открывается только с помощью мудрости, но лишь Духом Святым, насколько мы можем вместить», – Иоанн Златоуст.

Не имеющими здравого ума премудрое не постигается , – говорит Златоуст. Что сие есть такое – здравый ум? На этот вопрос современники наши не затруднятся ответить, подразумевая в большинстве своем под здравомыслием обыкновенный прагматизм. Но вряд ли его имел в виду богослов, живший в 4 веке по Рождестве Христовом. (Да и к здравию все же прагматизм отношения не имеет).

Здравый ум – как понимали его богословы первых веков – это ум цельный, не разъятый, преодолевший мировую иллюзию двойственности. Вот он-то и становится причастным цельного же Богомировоззрения. Тому же учит и древняя книга новгородских волхвов – Велесова: «Всё сотворенное не может войти в расторгнутый ум!» (Прославление Великого Триглава, дощечка 11а).

Расторгнутый ум разделяет по невежеству своему Единое на множество бессвязных осколков. А потому и сам делается разъятым, не способным вместить целое. Обладатель такого ума верит, например, в существование отдельных частных случаев, самих по себе действующих сил природы и, в конце концов, многих отдельных богов… На Руси никогда не было язычества, но был всегда и есть ведизм! В этом заслуга исконной Традиции нашей, берущей начало свое от Гипербореи – легендарного Полярного царства. Русская Северная Традиция учит: боги не есть нечто само по себе, отдельно и вне Бога существующее – это Сам Бог в Его обращении к твари. Русь православная (Правь славили) ведала сие испокон времен. Дощечка 11б Велесовой книги говорит о «Вседержителе» – Великом Триглаве, Боге – и сразу же вослед о «триглавах всеобщих», то есть о прибогах. Так именно и называли творящие энергии на Руси – прибоги, дабы ни у кого не было соблазна помыслить их какими-то отдельными.

Но ежели появятся среди нас «…заблуждающиеся, которые станут пересчитывать богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом как безбожники. Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество? Ведь Бог – и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов», – Велесова Книга, дощечка 30.

Одно из самых известных мест в Библии, повествующих о Премудрости (Притчи 8:22-31): «Господь имел меня началом пути Своего, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью каждый день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».

О чем здесь идет речь, как не о самом Начале творения?

Все Творение – видимый мир и невидимый – разворачивается из Изначальной Точки. Слово Божие сотворяет миры. “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”. (От Иоанна, 1:3).

София Премудрость Божья – это божественная энергия, исходящая от непостижимой природы Трехипостасного Бога. Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (От Иоанна, 1: 9-10). Премудростью Бог творит всё.

Мысль о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле.

На новгородской иконе “София Премудрость Божья” (Огнезрачная) центральная фигура Софии с огненным ликом и крыльями, в красно-золотых царских одеждах и короне, со скипетром и свитком в руках, сидящая на престоле, является олицетворением одновременно и Божественной творческой силы, и чистого Божественного Девства, осеняемого Святым Духом.

О.Сергий Булгаков в “Свете Невечернем” пишет о Софии как о грани, “которая находится между Богом и миром, Творцом и тварью, сама не есть ни то, ни другое, а нечто совершенно особое, одновременно соединяющее и разъединяющее то и другое”.

Ангелоподобный образ Софии осеняем свыше Иисусом Христом. Одно из самых известных величальных имен Сына Божия – Солнце Истины. В сознании первых христиан образ ипостасной Премудрости – Иисуса Христа никогда не отделялся от Его созданий, зримых свидетельств Его благого действия, и от представлений о многоразличных и неизъяснимых человеческим умом проявлениях Божественного промысла в мире – «путях Господних».

Павел Флоренский пишет о Софии в книге “Столп и утверждение истины”: «София есть Великий Корень целокупной твари (все-целостная тварь, а не просто вся), которым тварь уходит во внутри-Троичную жизнь и через который она получает себе Жизнь Вечную от Единого источника Жизни; София есть первозданное естество твари, творческая Любовь Божия, “которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим.5:5), поэтому-то истинным Я обоженного, “сердцем” его является именно Любовь Божия, подобно, как и сущность Божества – внутри-Троичная Любовь».

И далее там же: «В отношении к твари София есть Ангел-хранитель твари, Идеальная личность мира. Образующий разум в отношении к твари, она – образуемое содержание Бога-Разума, “психическое содержание” Его, вечно творимое Отцом через Сына и завершаемое в Духе Святом: Бог мыслит вещами.

Поэтому, существовать – это и быть мыслимым, быть памятуемым, или, наконец, быть познаваемым Богом. Кого “знает” Бог, те обладают реальностью, кого же Он “не знает”, те и не существуют в духовном мире, в мире истинной реальности, и бытие их – призрачное.(…)

Но вернемся к вопросу о Софии.

Вечная Невеста Слова Божьего, вне Его и независимо от Него, она не имеет бытия и рассыпается в дробность идей о твари; в Нем же – получает творческую силу. Единая в Боге, она множественна в твари и тут воспринимается в своих конкретных проявлениях как идеальная личность человека, как Ангел-хранитель его, т.е. как проблеск вечного достоинства личности и как образ Божий в человеке».

Единая в Боге, Премудрость множественна в твари

Велесова книга древлего православия говорит о Вселенской Матери – Всематери. И называет ее имя: . Древнерусское слово СВА и означает ВСЯ (всея, все-). Аллегорически Всемать изображалась Птицей Сва с огненным оперением – жар-птицей: «Вот прилетела к нам Птица Сва, и села на древо, и стала петь, и всякое перо Ее – иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи как днём». Дощечка 7Е (16) описывает Её ещё более подробно:

И вот Матерь Сва бьет крылами по бокам своим с двух сторон, Как в огне, вся сияя светом. И всякое перо Её иное – красное, синее, голубое, желтое, и серебряное, и золотое, и белое. И вся же сияет, как Солнце. И по кругу идет посолонь. И Она сияет семью цветами [радуги], как завещано о богах святых наших…

Так представляли себе наши далекие прапредки путь премудрости, ведущий от яви к Прави. До Никонианской реформы 17-го века почти все русичи были посвящены в первую ступень северного ведизма – Учение о перерождений Двенадцати богов. Где сказано, что каждый бог перерождался в следующего, аки цвета радуги, образуя единый свет истины. Да такой сильный, что ночью становилось аки днем.

Практически то же самое говорит и Дмитрий Сергеевич Мережковский в начале века двадцатого: «Русские боги – крещеные. Переливаются друг во друга, как радуга, а Солнце за ней – одно. Все они не только крещеные, но и крестители. Каждый говорит: идет за мной Тот, кому я не достоин развязать ремень обуви Его»! («Атлантида – Европа», Белград, – 1930).

Цельное знание способно навести фокус на непостижимую тайну тайн – Откровение пресвятой Троицы. (Великий Триглав – так испокон называл Всевышнего русский ведизм). Человек получает личный опыт Богообщения. Тот же, кому открылось непосредственное чувствование Триединого, становится совершенно свободен. Самое слово наше СВОБОДА записывается тремя рунами, и они могут быть прочитаны как: мудрость (сва ), которую Бо г да л.

Вспомним слова Спасителя: и познаете истину, и истина сделает вас свободными! (от Иоанна 8; 32)

  • Премудрость созидает ум человеков
  • Премудрость сотворяет миры
  • Премудрости открыто грядущее

Из дневников о.Сергия Булгакова:

22.12.1922. На рейде в Ковани.

“Вот уже мы достигли таинственных вод Босфора… Напор дум волновал мою душу, и глаз радовали эти дивные берега. Здесь ключ европейской и мировой истории, здесь Иустиниан, здесь Константин Великий, здесь Иоанн Златоуст, Фотий, Византия и ее падение, здесь узел политических судеб мира, и доныне не распутанный, а еще сильнее затянутый.”

«Вчера я имел счастье посетить Святую Софию.(…) Это, действительно, София, актуальное единство мира в Логосе, связь всего со всем, мир божественных идей(…) Это не небо и не земля, свет небесный над землею, –это не Бог и не человек, но сама Божественность, Божественный покров над миром. Св.София есть последнее и молчаливое откровение греческого гения о св. Софии, жест векам, которого уже не смогли и до конца не умели осознать и выразить богословски чахнущие византийцы, и, однако, она жила как высшее откровение в душах их, зарожденная в эллинстве и явившая себя в христианстве.(…) И здесь с новой силой, и убедительностью, самоочевидностью постигаешь неведомый ему самому смысл слов св. Иустина философа о том, что Сократ и Платон были христиане до Христа и Платон есть пророк Божий о Софии в язычестве.(…)

У старообрядцев есть мудрое, как вижу теперь, поверье, что София будет восстановлена в конце мира.(…) Это значит, что София осуществится, станет возможной лишь в полноте христианства, в конце истории, когда явлен будет и самый зрелый и последний плод, когда явится Белый Царь , и ему (…) откроет свои врата Царьград, и он воздвигнет Святую Софию.(…)

История внутренне не окончена, она на полном ходу, и прочь туман и испуг, навеянный тяжелым часом истории, внемлите гласу Святой Софии, ее пророчеству, она не в прошлом, но в будущем, она зов векам и пророчество, история окончится внутренне в Царьграде.(…) История внутренне не закончилась, пока нет в мире христианской Святой Софии, пока она не стала хотя на мгновенье победным фактом истории, вот что говорила мне Святая София».

Это о.Сергий Булгаков написал в 1923 году. Поразительные слова! Как они перекликаются с нынешними размышлениями о происходящих в мире событиях! Интернет заполнили статьи о возвращении Константинополя. Но мне кажется, прежде должно возвратиться изначальное Ведение – полнота христианства, о которой пишет Булгаков. И эта полнота вмещает в себя и ведение о Платоне и Сократе, как о христианах до Христа , и о Софии, Премудрости Божьей, как о Начале Творения…

Одно из последних предсказаний о святой Софии появилось 26 ноября. «Явление старца Паисия Святогорца было в 20-х числах ноября. Пришел он к старцу на Кипре, сказал записать письмо и сказал, что будет тут, на земле:

«Подходит буря к вам, исповедайтесь, держите крест в руках и с молитвой на устах будьте.(…) Соберитесь – идет гроза. Слово Божье везде провозгласится, как после грозы появляется солнце из туч. Это будет Свет Господень, лучезарный и яркий – “этим победишь” напишется на небе. После грозы, страшной грозы, засверкает солнце, из маленького отечества засверкает снова факел. Бескрайний этот свет зажжет миллионы сердец, сердец новых апостолов, в чистых душах. И станут они глазами Самого Господа, Словом Его и Гласом Его.(…) Святая София готовится, Ангелы Ее поливают миро, Херувимы и Серафимы устилают ее лавровым листом…»


с. 40 ¦ 1. София Премудрость Божия

Икона двусторонняя запрестольная
Первая четверть XV века. Тверь (?)
Оборот. Распятие
Запись XIX века
Дерево, темпера. 69 × 54,5
Происходит из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля
Музей «Московский Кремль», инв. Ж-1413 (480 соб.)

Живопись в процессе раскрытия. Нераскрытые части находятся под частичной прописью XIX века и потемневшей олифой. Первоначальный светло-охристый фон заменен при поновлении золотом, лежащим на коричневой прокладке. В нижней части композиции различимы чинки грунта.

Время возникновения сложного иконографического типа, к которому относится икона Благовещенского собора, в научной литературе начиная с XIX века принято было относить к концу XV - началу XVI века. За ним закрепилось наименование «новгородского» извода Софии Премудрости Божией, поскольку в Софийском соборе Новгорода в качестве храмового образа почиталась икона аналогичного типа. Аллегорические истолкования образа Софии, имеющиеся в текстах XVI–XVII веков, обусловили противоречивость оценок, которые получали подобные изображения в литературе, начиная со второй половины XIX века до настоящего времени.

Впервые икона была опубликована в прориси Г. Д. Филимоновым в 1876 году как памятник XVI века. Эта же прорись была использована П. А. Флоренским в его обширном очерке, посвященном истолкованию образа Софии Премудрости Божией. Вновь к рассмотрению кремлевской иконы обратилась А. И. Яковлева. Она отнесла ее к 60-м годам XVI века, при этом отметив черты, напоминающие живопись XIV века 1 . Л. И. Лифшиц впервые обратил внимание на связь иконы с обширным кругом византийских памятников XII–XV веков и указал, что подобные иконы писались не только в Новгороде. По его мнению, образ Благовещенского собора входит в круг памятников раннего XV века. По особенностям колорита и ряду признаков композиционного решения исследователь отнес икону к тверской живописи, которая в первой половине XV века обрела черты, характерные для столичного искусства, и на короткое время сравнялась с живописью Москвы 2 .

1 Яковлева А. И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 388–404. Ил. на с. 389–391.

2 Лифшиц Л. И. Ангельский чин с Эммануилом и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси // Древнерусское искусство: Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988.

Среди многочисленных текстов, на которых основывались создатели рассматриваемого иконографического извода, в первую очередь следует назвать 9-ю притчу Соломонову : «Премудрость воздвигла себе дом и утверди семь столпов...» и Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла: «Мы проповедуем Христа распятого... Божью силу и Божью премудрость» ( 1 Кор. 1: 23–24). Такое понимание образа Софии подтверждают и семь столбов, на которые опирается ее трон, и изображение «Распятия» на оборотной стороне иконы. В число источников иконографии несомненно входили песнопения Великого четверга. В них воспевается «Всевиновная [т. е. являющаяся причиной всего сущего. - Е. О. ] и подательная жизнь, безмерная Мудрость Божия», «Несозданная и преестественная Премудрость Божия», создавшая Себе храм во плоти Пресвятой Девы (Последование утрени. Тропари 1–3 песни 1-й).

Особый интерес к образу ипостасной Софии как творческому началу единосущной Троицы и ее действию в мире проявляли богословы XIII–XIV веков. Константинопольский патриарх Филофей, автор середины XIV века, называет Премудростью Божией и Христа, и «Божественное естественное действие и благодатное дарование великой и единосущной Троицы, чрез Святого Духа из рода в род подаваемое святым душам».

Раскрывая учение Церкви о действии Божественного промысла в мире, создатели «новгородского» извода построили композицию иконы тремя регистрами, которые в равной мере прочитываются сверху вниз и снизу вверх. Самый верхний занимает изображение небес с водруженным на них престолом - Этимасией - с орудиями страстей Христовых, которым поклоняются ангелы. В центре в круглой «славе» изображен Христос Вседержитель, воплотившийся Бог Слово, а под ним располагается своеобразный деисус, занимающий основную часть композиции: Богоматерь и Иоанн Предтеча предстоят восседающему на престоле Христу - Ангелу Великого Совета, Премудрости Божией.

Традиция изображений Христа Премудрости Божией в виде ангела основана на тексте и толкованиях пророчества Исайи: «Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, его же началство на раме Его: и нарицается имя Его Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис. 9: 6). Среди наиболее ранних изображений Христа Ангела Великого Совета - миниатюры рукописей Слов Григория Богослова IX–XII веков. Они иллюстрируют Слово 2-е на Святую Пасху: «Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ ангела ( Суд. 13: 6), и одежда его, как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом... ныне спасение миру, миру видимому и невидимому! Христос из мертвых, - восстаньте с Ним и вы; Христос в славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: аще кто во Христе, нова тварь» ( 2 Кор. 5: 17).

Сидящий на престоле Ангел с красными крыльями облачен в царские одежды нежно-палевого цвета, украшенные оплечием и лором, и зубчатую корону - символ помазанника, на котором «почивает» Святой Дух: «Бог воцарился над народами. Бог воссел на святом престоле Своем» ( Пс. 46: 9). На незримое присутствие третьего лица Троицы - Святого Духа, его бесплотность указывают крылья Софии, но лик Ангела и светлые волосы, спадающие на плечи двумя прядями, напоминают изображения Христа-отрока. В правой руке у Ангела красный посох, завершающийся крестом, в левой свернутый свиток. Его фигуру окружает трехчастная «слава», что символизирует свет Троицы. Она темно-голубая внутри и двух оттенков светло-голубого цвета по краю. А изнутри ее исходит сияние в виде восьми голубых лучей - знак вечности, относимый к ипостаси Бога Отца. Символом воплощения Бога Слова являются лик и руки Ангела, окрашенные в нежно-розовый цвет: «как скорлупа граната обволакивается румяной кожицей, так и Сын Единородный Бога и Отца облекся в плоть, имеющую в себе кровь» (Толкование на «Песнь песней» царя Матфея Кантакузина, конец XIV века 3). Свет же, озаряющий лик Софии, свидетельствует о неслиянном и нераздельном соединении человеческой плоти и божественной природы: «Когда Слово Божие становится в нас ясным и светлым, а лик Его сияет словно солнце, тогда и одежды Его являются белыми, то есть речения Священного Писания [являются в нас] ясными, прозрачными» 4 .

3 См. в кн.: Пселл М. Богословские сочинения. СПб., 1998. С. 323.

4 Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 1–2. Главы о богословии. 2 сотница. Гл. 14.

Светлые, украшенные одежды Ангела говорят о том, что Он не только Царь, но и Жених небесного чертога, престолу которого в лице Богоматери предстоит с. 40
с. 42
¦ Невеста-Церковь: «Он облек меня в ризы спасения; одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством» ( Ис. 61: 10). О чертоге брачного пира - Евхаристии призван напоминать престол Премудрости, имеющий четыре резные ножки и утвержденный на семи коричневых опорах - столпах, согласно цитировавшимся выше словам Книги Притчей Соломоновых. Ноги Ангела опираются на овальный камень дымчато-голубого тона, указывающий на то, что Дом Премудрости - Церковь имеет «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2: 20), «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1 Кор. 3: 11).

Богоматерь и Иоанн Предтеча, созывающие верных на пир Премудрости, стоят перед троном на особых, украшенных золотым ассистом подножиях. Их фигуры частично включены в сияние, окружающее Ангела, подобно тому, как в сцене Преображения в «славу» Христа часто включаются фигуры ветхозаветных пророков - Ильи и Моисея. «Следует знать, - писал преподобный Максим Исповедник, - что и среди стоящих у Господа существуют различия, так как для пытливых умом важны слова: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9: 1). Тем, кто может следовать за Ним, Господь открывается в зраке Божием, в котором Он был до сотворения мира» 5 .

5 Там же. Гл. 13.

Богоматерь держит перед собой, как медальон, круглую «славу», внутри которой изображен восседающий младенец Христос в украшенных ассистом одеждах. Его правая рука протянута в жесте благословения, в левой - свернутый свиток. То есть сам младенец Христос Премудрость свидетельствует, что Он «построил Себе дом вещественный и одушевленный, то есть храм Свой телесный, из непорочных кровей и плоти всесвятой Девы Богородицы, по благоволению Отца и при содействии Всесвятого Духа, один из двух, один и тот же совершенный в Божестве, и тот же совершенный по человечеству» 6 . «Слава» вокруг фигуры младенца Христа окрашена в два цвета - темно-голубой внутри, как и «слава» Ангела в среднике деисуса, и розовый по краю, но его также окружает сияние из восьми голубых лучей, указывая, что Христос «двойственен по природе, единичен по ипостаси».

6 Арсений еп. Филофея, патриарха Константинопольского XIV в., три речи к епископу Игнатию с изъяснением изречения притчей: Премудрость созда себе дом и пр. Новгород, 1898.

Иоанн Предтеча облачен в милоть и короткий плащ. Его правая рука поднята с жестом пророческого свидетельства, в опущенной левой - свиток с текстом пророчества. Возможно, сохранившийся в записи текст повторял первоначальный, традиционный для изображений Предтечи: «Се агнец Божий...» ( Ин. 1: 29). «Ибо он тот, о котором написано: «се я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф. 11: 10).

С темой евхаристической трапезы-пира прямо связана полуфигура Христа Вседержителя, представленного в двухчастной «славе». В ней соединяются оттенки лиловато-розового внутри и розового цвета снаружи, что, так же как и розовый лик Ангела, говорит о таинстве воплощения Бога Слова, а восемь голубых лучей звездчатого сияния, такие же как и в остальных изображениях, указывают на его единосущность Отцу. Наружный нижний край «славы» Христа пересекается и с нимбом, и с голубым сиянием «славы» Софии, частично закрывая ее, что является знаком общности троичного света, исходящего от них.

Вседержитель, облаченный в хитон с золотым клавом и гиматий, как архиерей, обеими руками благословляет Богоматерь и Иоанна Предтечу: «Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6: 51). О крестной жертве Христа призвано напоминать и изображение Престола Уготованного, утвержденного на небе. Тройная дуга «приклоненных к земле» небес и престол соприкасаются с краем «славы» Христа: «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего» ( Иер. 17: 12). Престол представлен и как царский трон, и как церковная трапеза. На нем лежат красно-коричневая риза Христова, закрытое Евангелие, а на подножии перед ним символы добровольной крестной жертвы Христа, принесенной им для спасения человечества, и орудия страстей - Голгофский Крест, сосуд с желчью, в который вставлены копье, трость и четыре гвоздя: «дабы ныне соделалась известно чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Еф. 3: 10–11).

Одновременно Евангелие, лежащее на престоле, указывает на неотлучное сопребывание Христа с Отцом на небесах: «Весь бе в нижних [на земле с людьми. - Е. О. ], и вышних никакоже отступи неописанное Слово» (Акафист Богоматери. Икос 8); «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4: 10). Таким образом, Христос, трижды изображенный на иконе «София Премудрость Божия» в виде Ангела Великого Совета, Младенца и Вседержителя, здесь явлен как жертва и жертвоприноситель и как Триипостасный Бог, приемлющий жертву.

Сложная композиция иконы выступает своеобразным поэтическим комментарием к изображению «Распятия» на другой стороне иконы, которое было целиком переписано в XIX веке.

Литература

  • Книга переписная соборныя церкви Пресвятыя Богородицы Благовещения... 1680 г. // Сборник за 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873. С. 17.
  • Игнатий, архиеп. Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе // Записки Императорского Археологического общества. СПб., 1857. Т. XI.
  • Филимонов Г. Д. Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия // Вестник Общества древнерусского искусства за 1874–1876 гг. М., 1876. Исследования. С. 20 (прорись иконы).
  • Meyendorff J. L" Ikonographie de la Sagesse divine dans la tradition byzantine // Cahiers archéologiques. Paris, 1959. Vol. 10.
  • Византия. Балканы. Русь: Иконы XIII–XV вв.: Каталог выставки. М., 1991. № 86. С. 250–251.
  • Lifshiz L. Die Ikone «Sophia - Weisheit Gottes» aus der Moskauer Kreml". Zur Frage nach der Herkunft und der Zeit des ersten Auftauchens des sogenanten «Novgoroder» iconographischen Typs // «Die Weisheit baute icher Haus» / Herausgegeben von Felmy K. Ch. und Haustein-Bartsch E. Munchen, 1999. S. 29–42.

Е. Осташенко с. 42
¦

Икона «София Премудрость Божия» встречается крайне редко, и обнаружить её затруднительно, хотя и существует несколько храмов, где этот образ покоится на одном из наиболее почётных мест.

Описание и значение

В изображении «Премудрость Божия София» заложена идея о перевоплощении Богородицы, позволяющем лицезреть Её премудрость. Образ Мудрости на этой иконе принадлежит Иисусу, отдавшему свою жизнь ради спасения людей, поскольку именно так его называют в апостольских посланиях. Помимо Богоматери-Софии рядом с Сыном Господа изображён Иоанн Предтеча, сопровождавший Спасителя на протяжении всей Его земной жизни. Христос окружён учениками, внимающими его проповедям.

Божья Матерь облачена в красивый хитон, голова ей покрыта, а ладони она протягивает вперёд. Над стоящей на серповидной луне Девой видны семь крылатых архангелов. У каждой из семи светлых сущностей в руках можно увидеть один из символов святости:

  • у Михаила – меч с пламенем вместо лезвия;
  • у Уриила – молния, опущенная острием вниз;
  • у Рафаила – алавастр (алебастровый сосуд для хранения благовоний, в данном случае – мира);
  • у Гавриила – распустившийся цветок лилии;
  • у Селафиила – чётки;
  • у Иегудиила — царская корона;
  • у Варахиила – цветы, а сам он располагается на белом плате.

Превыше всех виден лик Бога Отца и Святой Дух. Также можно прочесть исходящие из уст Бога Отца слова «Аз утвердих стопы Ея», обращённые по всей видимости к образу Софии (Мудрости).

Под стопами Богородицы расположена церковь, где находятся тайные ветхозаветные записи. На иконе присутствует амвон (возвышение перед иконостасом), включающий в себя семь ступеней с надписями, несущими глубочайший смысл для каждого верующего человека:

  1. Чистота помыслов;
  2. Слава;
  3. Благородство;
  4. Смирение перед Господом;
  5. Любовь;
  6. Надежда;
  7. Вера.

О «Софии» было сказано даже в книге Соломона, где отмечалось, что основная цель образа – напомнить всем христианам, с какой целью Спаситель пришёл к людям и от кого Он был рождён.

Вся икона дополнена надписью «Премудрость создай Себе Дом и утверди столпов седмь».

Из истории писания иконы

Изначальная цель написания состояла в пояснении идеи о триединстве Бога, его способности представать сразу в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа.

По заверениям некоторых историков выбор имени для этого образа не был случайным, поскольку оно наиболее точно совпадает с его значением. Первое из значений, даваемое именем София – «Мудрость», а при переводе слова с греческого на французский получается «Троица».

Исходник изображения ранее хранился в храме Константинополя, но в наше время о нём никто ничего не может сказать достоверно, хотя на протяжении многих лет археологи проводили раскопки, стремясь найти именно эту икону. Сведений о её иконографических источниках также не было обнаружено.

Кроме того, многие верующие до сих пор пытаются выяснить для себя, почему же для изображения символизируемой Иисусом Божественной Мудрости была выбрана женская фигура. Но ответ всё ещё не найден.

По словам Афанасия Александрийского образ Мудрости применим не только к Деве Марии, но и к другим проявлениям духовной жизни. В том числе, это может относиться к церкви, святым или даже подразумевать человеческую душу, являющуюся хранительницей, даваемой Богом Премудрости.

Архиепископом Игнатием Воронежским было замечено, что храм Софии, как и Божественная Мудрость пребывает в небесном чертоге вместе с Богом и его ангелами. Но он же говорил о присутствии Мудрости во всех видимых и невидимых человеку мирах, в людских душах, церкви, на земле и на небе в равной степени.

Понять, а тем более принять, такую неоднозначность человеку крайне сложно. Но лишь через это можно постигнуть таинства духовной жизни. Поэтому столько паломников устремляются именно к образам «Софии».

Копии иконы

На Руси было крайне мало изводов «Софии», сейчас их стало немногим больше, но две из них сохраняют свою значимость для православных людей уже на протяжении нескольких веков.

Киевская

Одним из наиболее старинных списков иконы является Киевская икона «София Премудрость Божия». Изначально образ прибыл из византийской церкви Юстиниана, а ныне располагается в известном Софийском соборе.

Значение «Софии» Киевской в определённой степени отличается от общепринятого. Здесь присутствует символическое изображение пути между миром земным и небесным. Помимо архангелов присутствует изображение праотцов рода человеческого.

По обе стороны семи ступеней расположены библейские герои:

  • Моисей (на его скрижалях присутствует наказ почитать Слово Божие);
  • Аарон (брат Моисея, первый еврейский первосвященник);
  • царь Давид;
  • пророк Исаия;
  • пророк Иеремия;
  • пророк Иезекиль;
  • пророк Даниил.

В изображении явственно замечается многократное подчёркивание символизма семерицы. По этой причине второе название иконы – «Семистолпная». Прообразом Богоматери здесь является Оранта – покровительница и защитница. Что касается изображений на столпах, то они сами и их символическое значение были подчерпнуты из книги Апокалипсиса.

Новгородская

Другой, подобный киевскому, образ находится в Новгороде и тоже имеет свои отличия. Его особенность заключается в том, что Богоматерь на нём вместе с Иоанном Предтечей молятся, стоя перед Спасителем. Поэтому тип новгородского извода определяют как деисусный.

Этот деревянный извод обрамлён золочёной ризой из серебра. Центральная фигура композиции на нём не Пресвятая Дева, а Господь Вседержитель, облачённый в царственные одеяния (подир), венец и украшенный драгоценностями пояс. Его десница (правая рука) сжимает увенчанный крестом скипетр, а левой ладонью он прижимает к груди свиток. Из-за спины Бога видны крылья из огня, а сам он восседает на золотом престоле, удерживаемом семью столпами.

В руках Предтечи также есть развёрнутый свиток, на котором значится «Аз свидетельствовах». Выше огненнокрылого Вседержителя изображён Спаситель, поднявший руку в благословляющем жесте.

На самом верху изображения можно увидеть престол из золота, поверх которого лежит раскрытая книга, символизирующая присутствие Бога. По обе стороны от него стоят коленопреклоненные ангелы (по трое слева и справа).

Фон иконы голубой, он должен символизировать украшенный звёздами небесный свод. Новгородский список «Софии» почитается как чудотворный. Благостная сила образа имеет документальные подтверждения в виде исторических записей. Согласно им, уже в 1542-м году женщина, страдавшая от болезни глаз, получила от «Премудрости Божией» прощение и исцеления.

Интересно, что впервые «София» оказалась в Новгороде только в 15-м веке, хотя посвящённую ей новгородскую церковь отстроили ещё в 989-м году (а киевскую – в 1037-м).

Ежегодно в день Успения пресвятой Богородицы Новгородская и Киевская иконы привлекают к себе тысячи христиан, надеющихся получить от мудрой Небесной Царицы помощь в делах или исцеление от болезней.

О чём молиться

Присутствие иконы «София Премудрость Божия» в любом доме придётся к месту, поскольку она способствует сохранению семейного благополучия. Молиться ей можно в любой момент, когда пожелает душа.

Хорошо, если для «Софии» и других образов будет отведён специальный святой уголок с лампадкой и свечами. Чаще всего этому лику Богородицы обращаются, чтобы:

  • разрешать споры;
  • сохранить семью от проблем и неурядиц;
  • защитить дом от прихода злопыхателей и призвать в него людей благонастроенных, имеющих чистые помыслы.

По мнению всех молящихся перед иконой «София Премудрость Божия» Благодатная Мария не оставляет без внимания ни одну просьбу, на каждую приходит ответ в виде знака, события или просто разрешения ситуации.

Для обращения к иконе «София Премудрость Божия» можно выучить специальную молитву, но тогда её следует знать точно и читать верно. Эта молитва является обращением и к нашей покровительнице и заступнице Богоматери, и к Господу Богу. При правильном отношении, молящийся может обрести мудрость, необходимую для принятия правильного решения. Пособление Пресвятой Девы поможет сгладить не только семейные конфликты, и разрешить рабочие проблемы.

Обращаясь за помощью, не стоит ждать «гласа с неба», скорее всего знание придёт словно бы изнутри, нужно лишь научиться слышать и понимать услышанное.

В молитве к Пресвятой Деве допускается просить не только о своём благополучии, но и желать здоровья и счастья любому православному верующему, стремящемуся к исполнению заповедей и познанию учения Иисуса, желающему обрести толику мудрости.

Дни почитания:

  • «София – Премудрость Божия» (Новгородская) – 28/15 августа (по новому/по старому стилю);
  • «София – Премудрость Божия» (Киевская) – 21/8 сентября.

Во времена основателя русского монашества и Киево-Печерской Лавры, святого Антония (+1073 г.), вера была более правильной чем сегодня потому, что чем ближе к сегодняшнему дню, тем меньше свидетельств-первоисточников утраченных из-за разрушений временем, стихиями и войнами.

К сожалению все письменные источники о том времени дошли до нас в уже переписанном и отредактированном виде. Такая же ситуация и с архитектурными сооружениями. Большинство храмов таких как Киево-Печерская Лавра были либо уничтожены либо отреставрированы т.е. искажены духовенством. Но к счастью, чудом сохранились два храма X-XIв.в. в г. Чернигове, построенные при Антонии, который лично выкопал пещеры на Болдиной горе. Камни, росписи, кладка, сохранили то, что на них изображали изначально. И вот сюрприз, под побелкой храмов, забеленных попами, мы видим сложные орнаменты свастики, языческие символы, которые не имеют ничего общего с христианством. Так главным изображением Борисоглебского Собора есть не Христос, а Семаргл - сын Бога Сварога,древне-русские руны. Рядом Спасский Собор с символами Рода .

Над центральным входом в храм выложена «Перуница». Очевидно, что эти два храма были посвящены братьям Сварожичам - Семарглу и Перуну. А вот Дмитриевский Собор г. Владимир XII в. На куполе языческие:
Крест - «КОЛОкрыж», языческая уточка Гамаюн вместо христианского голубя, а над центральным входом изображён не Христос, а ДаждьБог сын Бога Перуна, о чём свидетельствует буквы: «Да» и «Бъ».

Кем же были основатель русского монашества св. Антоний и князь Мстислав при которых строились эти храмы? Двуверами? Нет. Святой Феодосий, ученик Антония в завещании пишет, что двуеверие - это грех. Нельзя смешивать Бога с сатаной! Да и вообще, разве могли святые отцы в христианских храмах изображать идолов? Ведь языческие боги для христианства - это идолы. Или быть может вера была другой?

В Борисоглебском храме, есть Омфал якобы используемый в христианском богослужении. Но более это похоже на сложный механизм или на схему какого-то энергетического устройства. Славяне используют здесь старорусскую 4 и 16- ричную системы измерения, где единицей измерения есть Руна «сиг». Отсюда русское слово «сигануть». Учёные были удивлены узнав, что 1 сиг. = 1/300 миллиардной доле сек. На современном языке это означает «телепортировать».

ОЧЕВИДНО, ЧТО ИСТОРИЯ СЛАВЯН БЫЛА СФАЛЬСЕФИЦИРОВАНА.

Христианские летописцы врут с такой наглостью, что даже не замечают этого. Например согласно Новгородской летописи князь Олег умер в 912 г. и похоронен в Киеве, а в Лаврентьевской летописи Олег умер в 922 г. и похорон в Ладоге, но при этом обе летописи признаны подлинными! Та же история с происхождением княжны Ольги, 4 летописи и 4 разных ответа. В «Повести Временных Лет», которая считается фундаментом Крещения и истории Руси, евреи говорят князю Владимиру: «За грехи наши Господь..землю нашу отдал христианам». Но фраза «землю нашу отдал христианам» не могла прозвучать в 988 г. потому что первые города христиан в Палестине появились только в 1096 г. Католиков в «Повести В. Л.» именуют «немцами из Рима».

Термин «немцы»-католики, появился лишь 16 в., а до этого католиков именовали фрязами, латинами. Получается «Повесть Временных Лет» это байка написанная в 16 ст. (Андрей Рачев). Согласно той же летописи "Повести Временных Лет" княжна Ольга была первой правительницей Руси, которая приняла Христианство в Константинополе от самого Императора Константина VII Багрянородного. Император якобы лично дал ей новое имя в Крещении Елена.

Однако в византийской летописи "О церемониях византийского двора", написанной непосредственным участником тех событий Константином VII, в деталях описывается приём русской княжны Ольги, но ни слова не сказано, ни о её крещении, ни о её новом имени Елены. Упоминается эпизод, когда византийский царь подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, гордо заметив, что «она язычница и не может стать женой христианина».

А если согласно Православной Церкви Ольга всё же таки приняла христианства, то почему тогда она не вышла замуж за Константина? Княгиня Ольга всю жизнь была язычницей и по своему характеру не могла предать веру своих предков и веру своего любимого мужа Игоря. Не существует ни одного подлинного свидетельства о том, что Княгиня Ольга поменяла свою родную веру. А тот факт, что только в 1547 году, спустя 600 лет после смерти Княгини Ольги, Русская Православная Церковь объявила Княгиню Ольгу христианкой и, за якобы внедрение христианства на Руси, причислила её к лику равноапостольных святых, свидетельствует о том, что Церковь столетиями не решались на такую ложь. Слишком уж жива была память о Княгине Ольге, как бескомпромиссной язычнице. (историк Симоненков В. И.).

Построенный Княгиней Ольгой храм в честь Софии Премудрой, который сегодня считается Православным храмом, в действительности никакого отношения к христианству не имеет. Ведь мало кто знает, что София Премудрая эта была языческая Богородица, которую на Руси почитали за тысячи лет до рождения еврейки Девы Марии. Например образ языческой богородицы Софии такой же как и образ Софии изображённый на фреске в Киевском храме, был найден на серебряном сосуде из скифского кургана Чертомлык. А это 3-4 тысячи лет до Рождества Христа и его матери Марии.

Получается, что как и в случае с Черниговскими храмами, Киевский храм Софии Премудрой был тоже языческим, а не христианским храмом, посвящённым славянской, языческой Богородице Софии. Знаменитые исследователи иконописи Павел Флоренский, художник Грело и др. историки свидетельствуют, что фрески языческой Богородицы Софии Премудрой в Константинополе и в Киеве, лишь в поздние времена стали подписываться именем еврейки Девы Марии. На древних иконах Софии Премудрой и сегодня нет надписей с именем «Мария».

Ещё одним доказательством того София Премудрая есть языческая Богородица, является тот факт, что в язычестве София Премудрая всегда изображалась в образе женщины, Матери Мира, Земли Матушки. А Священный Синод Православной Церкви своим официальным решением от 1722 г. запретил писать “образ премудрости Божия в лице некия девицы”. Это поставило священников многих храмом в безвыходное положение - что делать с шедеврами древней живописи, изображавших Софию Премудрую. И тогда священники стали ставить кощунственную надпись, что это якобы дева Мария.

Имя Богини Софии стали использовать православные, чтобы загнать широкие массы славянского народа в христианство. Считалось, что почитание древней языческой Богини Софии Премудрой поможет христианскому православию хотя бы частично обрести не иудейское лицо, поскольку приходилось поклоняться в основном еврейским богам: еврейскому Богу Яхве, еврею Иисусу Христу, еврейке Деве Мари, еврею Савлу (апостолу Павла) и так далее. Чтобы затушевать иудейскую суть веры, создавались храмы, иконы, молитвы, посвященные Софии Премудрости Божьей. Даже Великий Новгород считался республикой Святой Софии где действовали Её языческие законы Вече и народовластие.

Иудео-христианские философы и богословы наперебой пытались доказать, что под Языческой Софией Премудрой следует понимать - Мудрость еврея Иисуса. (1Кор.1:24). Но не сумев побороть языческие корни Софии Премудрой, наместник иудейского бога на земле князь Иван Грозный и Московское духовенство предприняли крестовый поход чтобы искоренить “Софийную крамолу”. Одна треть жителей Новгорода была убита. Вместо славянского народовластия установили христианскую систему и образ жизни подразумевающий непременное наличие царей, пастырей, посомых овец, холопов и т.д. А уже в XVIIв. Патриарх Иоаким запретил изображать Софию Премудрую в образе женщины.

ПРОШЛОЕ КОТОРОЕ УЖЕ НЕВОЗМОЖНО СКРЫТЬ.

Многие довольствуются объяснениями мироздания, изложенными иудейскими пророками в иудео-христианской Библии, по которой наш Мир якобы был создан богом иудеев ЯХВЕ в 5509 году до н.э. Эта дата официально утверждена в Православной Церкви на VI Вселенском Соборе 681 году. Однако, древнейшие Ведические (языческие) материалы обнаруженные в хранилищах Махатм Индии (4 тыс. до н.э.), утверждают, что наш мир был создан не 7521 лет назад, а миллиарды лет назад и люди пошли не от АДА(ма) и Евы. Эти древние языческие верования, вошли в принципиальное противоречие с иудо-христианской религией, которая нуждалась не в людях-интеллектуалах подобных богам, а в людях-рабах, которые должны слепо подчиняться власти «какой бы она не была», как учит Евангелие Рим.13:1. Еф6:5, 1Петр.2:18, 1Кор.7:21.

Однако с развитием науки, генетики, полёты на Марс и др. планеты, обнаружение различных объектов в недрах земли и в глубинах океанов, доказывают справедливость Вед. На сегодняшний день известны основные Славяно-Арийские Веды (от слова «ведать»)

1. Сантии Веды Перуна 40 тыс. лет.

2. «индийская» Риг-Веда и «иранская А-Веста (о походе славян в Индию и Иран 10-25 тыс. лет назад)

3. Отрывки из Вед более позднего периода. Согласно тибетским источникам, древние Веды хранят в себе древнейшие Знания Мира и они открываются миру постепенно.

За Ведами охотились Александр Македонский, Гитлер, а любые упоминания о Ведах уничтожались церковью как языческие книги или дискредитировались «официальной» наукой. Например ещё в 325 г. на IВселенском Соборе в Константинополе христианами было принято решение подвергать смертной казни всех замеченных в хранении и чтении языческих т.е. ведических книг и рукописей. Зачем?

Усилиями этих"просветителей" в 363 г. были сожжены библиотеки языческих книг императора Августа. - В 385 г. была сожжена знаменитая Александрийская библиотека. Христианские фанатики неделю топили рукописями римские бани. Аналогичному вандализму подверглись мировые сокровищницы. - Этрусская (русская) библиотека в Риме.
- Бесследно исчезли библиотеки ведических книг Ярослава Мудрого и Ивана Грозного.

В 1227 г. Новгородские летописи отмечают сожжение четырёх языческих волхвов-книгочтеев за
хранение языческих книг.

В 1438 г. публикуются "Святые правила божественного закона святых апостолов", предписывающие за хранение и чтение языческих книг:"огнём сжечь или живого в землю загрести".

В 1490 г. святой Геннадий архиепископ новгородский повелел: "сжигать на головах осуждённых еретиков их богомерзкие книги". Даже фашисты не занимались подобным развлечением.

Святой Иосиф Волоцкий «сжигает живьём в клетях» инакомыслящих на Соборе1504г.

В 1676 г., Православная Церовь за один день уничтожила более 800 монахов староверов.

На церковном Соборе 1682 года в Пустозерске сожгли инакомыслящего протопопа Аввакума вместе с женой Анастасией, детьми и десяток книгочтеев языческих.

В 1685г. "Благочестивый" патриарх Иоаким отпраздновал пасху сожжением около девяноста раскольников, которые были замечены в хранении и чтении языческих книг.

А сколько несчастных баб и мужиков сожгли на кострах, объявив их ведьмами только за то, что они пользовались ведическими книгами по сбору целебных трав. Всё это согласуется с иудо-христианской Библией в которой Христианский бог прямо повелевает «поклонников других Богов (т.е. инакомыслящих и иноверцев) следует истреблять… а их храмы уничтожать». Книга Исход 22:20. Сам Христос повелевает: «врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» Лук.19:27, «сжигайте их, забивайте камнями, предавайте мечу» Втор,13:1-18, 17:2-7.

Всё это наглядно подтверждает тотальную зачистку истории, проводимую христаинской религией и Церквью. Поэтому сегодня противники Вед говорят, что якобы нет древних оригиналов Вед. Однако нет и древних оригиналов Библии написанной во времена Моисея. Существует лишь список Библии это синайский списокконца IV века, но уже нашэй эры. Есть ещё несколько отрывков из Библии в свитках Мёртвого моря I-II в. до н.э. и это всё. А вот источники Вед гораздо многочисленнее и древнее источников Библии.

Например в 1875 г. в Румынии на месте славянского Капища были найдены Веды(Сантии Даков). Это 400 пластин из золота, часть из которых выставлена в музеях Румынии. Их возраст более 2 тысяч лет. Есть так же множество отдельных ведических текстов датируемых миллионами лет (см. далее). И так в отличии от Библии, где нет ни одной даты и точных Знаний, в Ведах говорится, что название нашей планеты - Мидгард-Земля. Она вращается вокруг Ярилы-Солнца, которое входит в созвездие Зимун (Малой Медведицы) в качестве восьмой звезды.

Созвездие Зимун находится в одном из рукавов галактики, которая имеет форму Свастики. А так как мы находимся в галактическом рукаве этой Небесной Свастики, то вся наша галактика (её древнейшее название Свасти) воспринимается нами как Млечный Путь.

error: Content is protected !!