Правовые основы деятельности религиозных объединений в контексте обеспечения религиозной безопасности в россии. § жесткая внутренняя организация; причём личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу - в конечном счёте верующим начина

Страница 7 из 24

РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

Религиозная безопасность общества и государства

Знание религиозной ситуацией в стране и своем регионе, а также контроль над ними являются составной частью деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.

Истории давно известен план завоевания страны: сначала приходит религиозный миссионер, за ним - купец, а затем - завоеватель. Миссионер готовит почву для раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев. Купец устанавливает экономическую зависимость. Солдат же довершает дело, уже, по сути, полностью сделанное эмиссарами от религии и экономики.

Необходимо отличать реальную свободу совести от декоративных по своей сути лозунгов об «абсолютной религиозной свободе», «правах религиозных организаций», за которыми кроется стратегия, враждебная России. Она направлена на разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.

Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства состоит в следующем:

· Создание в лице религиозного сектантства, имеющего антигосударственный характер, мощного потенциального рычага давления на власть.

· Создание взаимосвязанной сети некоторых нетрадиционных религиозных организаций для сбора разведывательной информации.

· Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах России.

· Установление контроля над различными государственными чиновниками со стороны руководителей ряда нетрадиционных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).

Из всего вышесказанного следует, что с точки зрения национальной и государственной безопасности религиозные организации можно разделить на лояльные по отношению к социально-политическому устройству страны и государства и антигосударственные , направляющие свою деятельность на дестабилизацию социально-политической обстановки, ослабление власти, расчленение страны и ее геополитическое поражение.

Права человека и угроза со стороны деструктивных религиозных организаций

Рассматривая проблему религиозных организаций с точки зрения деятельности правоохранительных органов, необходимо поднять основной для защитников правопорядка вопрос о всестороннем обеспечении и соблюдении прав и свобод человека в российском обществе.

Каждый гражданин России свободен сам выбирать, исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный - полный), так как он осуществляет задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации - планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.

Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных , то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Можно выделить несколько последствий деятельности тоталитарной секты:

1. Разрушительное влияние на сознание, вызывающее психические расстройства большинства членов секты, что приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости.

2. Установление четкой грани между теми, кто имеет право на существование (члены секты), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов секты на готовность принести в жертву ради достижения цели своей секты любое количество иноверцев.

3. Заведомое оправдание члена секты за любое преступление, совершенное ради своей организации.

4. Принуждение к беспрекословному подчинению членов секты ее лидерам, запрет на любую критику всего, что связано с учением секты.

5. Внедрение в сознание сектантов принципа «удвоения», позволяющего избежать комплекса вины за совершаемые преступления и оправдать любые свои (и других членов секты и лидеров) действия, совершаемые во имя «правильных идей», а также подготовить человека к практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.

6. Полное нарушение идентичности: после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты.

7. В ряде деструктивных религиозных организаций для воздействия на сознание применяются специальные наркотические средства.

Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники:

1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в корейской протестантской секте принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики - желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, в секте мунитов существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.

2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.

3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.

4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.

6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежность ритуала.

7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.

8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:

· их разрушение;

· появление социальных сирот - детей, брошенных родителями-сектантами;

· резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь - психического) в результате разрушения семейных отношений;

· лишение ухода за престарелыми родителями детьми-сектантами;

· отсутствие доверия между членами семьи;

· трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;

· вовлечение в секту родных и близких;

· физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.

Совокупность всех названых выше техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить ее на новую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной, «иллюзорной» самостоятельностью.

Итак, угроза со стороны нетрадиционных для нашего общества религиозных организаций может проявляться в двух взаимосвязанных аспектах:

а) посягательство на геополитическую, национальную, государственную, общественную безопасность России (антигосударственность религиозной организации);

б) нарушение прав и свобод граждан (деструктивность религиозной организации).

Как правило, деструктивность влечет за собой угрозу интересам общества и государства, а посягательство на национально-государственные интересы страны означает угрозу правам и свободам граждан.

Существенной особенностью развития общественной жизни России, да и всех государственных новообразований на территории бывшего СССР является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.

Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1980 по 1991 г.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 % населения.1721 Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. Наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; 4 % граждан РФ заявили о своей приверженности исламу; менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям; 18,5 %

считают себя атеистами и лишь 2,3 % затруднились с религиозной

самоидентификацией.

Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

В третьих, наблюдается рост пр естижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально -политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально - этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико -правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации,1741 чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалос ь заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро -монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые - духовные и социальные - деяния для народа.

К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным.

Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически -религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии.- Тюмень, 2014.- 376 с.">

религиозной безопасности Российской Федерации">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасевич Иван Анатольевич. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.02 / Тарасевич Иван Анатольевич;[Место защиты: Тюменский государственный университет].- Тюмень, 2014.- 376 с.

Введение

Глава 1. Институционализация религиозной безопасности Российской Федерации 32

1.1. Религиозные институты в современной россии 32

1.2. Определение религиозной безопасности российской федерации 45

Глава 2. Угрозы религиозной безопасности российской федерации 58

2.1. Классификация угроз безопасности россии в религиозной сфере 58

2.2. Характеристика нетрадиционных для россии религиозных и псевдорелигиозных объединений деструктивной направленности, представляющих наибольшую потенциальную опасность 79

Глава 3. Конституционно-правовая база религиозной безопасности Российской федерации 108

3.1. Система правовых источников обеспечения религиозной безопасности россии и ее основные элементы 108

3.2. Конституционно-правовые проблемы обеспечения религиозной безопасности россии 130

Глава 4. Конституционно-правовая характеристика элементов системы религиозной безопасности российской федерации 156

4.1. Роль главы государства в системе религиозной безопасности 156

4.2. Парламент как элемент системы религиозной безопасности 164

4.3. Роль правительства в системе религиозной безопасности 170

4.4. Судебная защита в системе религиозной безопасности 187

4.5. Полномочия органов государственной власти субъектов российской федерации в системе религиозной безопасности 204

4.6. Органы, силы и средства обеспечения религиозной безопасности 212

Глава 5. Совершенствование конституционно-правового Механизма обеспечения религиозной безопасности российской Федерации 224

5.1. Модель государственно-религиозных отношений как основной фактор обеспечения религиозной безопасности 225

5.2. Концепция конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности российской федерации 257

Заключение 301

Список использованных источников и литературы

Определение религиозной безопасности российской федерации

Исследованы вопросы соотношения степени религиозной безопасности общества и конституционно-правовых норм, обусловливающих модель религиозно-государственных отношений в том или ином государстве. В представленном диссертационном исследовании впервые разработан конституционный принцип обеспечения религиозной безопасности России на международном уровне, согласно которому необходимо повсеместно культивировать и поддерживать российские традиционные ценности как способствующие максимальному обеспечению прав человека и гражданина. В исследовании подверглись рассмотрению процессы, как в России, так и за ее пределами, происходящие в результате усиления воздействия глобализации на религиозное развитие общества, что позволило сделать выводы о негативном значении глобализации для религиозной безопасности Российской Федерации. Разработана методология совершенствования российского законодательства в целях снижения негативного влияния глобализации на религиозную сферу жизни общества.

Методологическую основу исследования составила совокупность методов и средств, которая позволила исчерпывающе изучить предмет исследования и сделать соответствующие научные выводы.

В качестве общенаучного был использован диалектический метод, который позволил изучить конституционно-правовую основу религиозной безопасности России в динамике, в органической связи с развитием в обществе политических, социальных, культурных и иных процессов; выявить и разрешить возникающие в процессе обеспечения религиозной безопасности общества противоречия, раскрыть диалектические связи угроз религиозной безопасности с конкретно-историческими условиями и национально-религиозной спецификой России.

Диалектический метод познания дополняют частнонаучные методы, которые сделали возможным всесторонне раскрыть смысл и содержание конституционно-правовых отношений, определяющих сущность религиозной безопасности Российской Федерации и ее обеспечение.

Исторический метод позволил исследовать институт религиозной безопасности России в его развитии, рассмотреть в динамике традиции обеспечения религиозной безопасности России, в частности изучить роль традиционных для России религий в данном процессе. Используя исторический метод, удалось изучить динамику развития РДН, а также понять логику ограничения их деятельности российским и зарубежным законодателем и правоприменителем. В разработке конституционно-правовых проблем религиозной безопасности России нами широко применялся метод сравнительно-правового исследования. Если исторический метод позволил нам исследовать конституционно-правовые явления в своего рода «вертикальной плоскости», то сравнительно-правовой - изучить явление в «горизонтальной плоскости», с точки зрения сопоставления различных конституционно-правовых институтов. Метод сравнительного исследования использовался нами при изучении и сопоставлении опыта государственно-религиозных отношений в зарубежных странах, что дало возможность сделать выводы о характере и закономерностях перспективного развития конституционно-правового законодательства в данной области в отдельных странах.

Диалектическая методология исследования конституционно-правовых проблем требует подходить к любому явлению как к системе. Поэтому важное место в нашем исследовании имеют системный метод и метод логического анализа, предполагающие рассмотрение конституционно-правовых явлений в совокупности их социальных связей, выявление целого и частного, изучение отдельных конституционно-правовых институтов в структуре российского права с учетом национальных особенностей их развития. Данные методы позволили говорить о новых интегративных качествах религиозной безопасности, не свойственных образующим ее частям. Системный метод сделал возможным определение места религиозной безопасности в системе национальной безопасности России в целом.

Используя функциональный метод, нам удалось исследовать роль в процессе обеспечения религиозной безопасности Президента, Правительства, Парламента Российской Федерации, органов, сил, общественных объединений и отдельной личности.

Характеристика нетрадиционных для россии религиозных и псевдорелигиозных объединений деструктивной направленности, представляющих наибольшую потенциальную опасность

Важность религии в жизни человека и религиозной мотивации не отрицали даже советские исследователи, которые отмечали, что разные религии, в силу присущих им особенностей, обладают различными потенциальными возможностями воздействия на самосознание человека. Они оказывают влияние на самые различные сферы жизни – психологическую, социальную, политическую, экономическую и, наконец, культурную. Религии определяют мировоззрение человека на индивидуально-психологическом уровне, формируя ценностные ориентации человека в его отношении к тем или иным действиям, событиям, процессам, явлениям, что в конечном итоге обусловливает модель его политического и правового поведения73.

К религиозным правонарушениям мы относим также и другие деяния, совершенные в религиозной сфере, составы которых закреплены нормами УК РФ. Подобные деяния, как уже указывалось выше, мы считаем целесообразным именовать религиозными преступлениями.

По нашему мнению, в религиозной сфере существуют и другие угрозы, которые выходят за рамки религиозного экстремизма. Угрозой религиозной безопасности России, несомненно, является деятельность религиозных объединений, в которых нарушаются такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность. Существуют религиозные объединения, в доктрине которых заложены идеи космополитизма, последователи которых отказываются от службы в армии, что также является угрозой, возникающей в религиозной сфере74.

Кроме того, религиозные объединения часто являются удобным инструментом разведывательной деятельности иностранных спецслужб, а некоторые из них специально создавались для этого, что также является угрозой в религиозной сфере75.

Перечень противоправных деяний религиозных объединений, которые могут быть основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, закреплен нормами ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Это принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Как видим, перечень противоправных действий остается открытым. Но, на наш взгляд, законодатель некорректно воспользовался в данном случае термином «действие». Вернее, с точки зрения теории права, было бы использовать термин «деяние», которое подразумевает как собственно действие, так и бездействие. По нашему мнению, препятствовать получению обязательного образования возможно и бездействием. Кроме того, мы считаем, что личности в религиозной сфере угрожают и внутренние эндогенные опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения76. Изучение внутренних документов различных религиозных объединений показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств за счет территории существующих. Последователь такой религии не будет отстаивать интересы российского государства, как, впрочем, и любого другого77. Сегодня можно однозначно констатировать факт того, что опасности, возникающие в религиозной сфере, могут угрожать конституционному и государственному строю любого государства, и в частности Российской Федерации.

Конституционно-правовые проблемы обеспечения религиозной безопасности россии

Кроме того, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет права и условия деятельности религиозных организаций и содержит нормы, регулирующие характер деятельности религиозных организаций в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ.

Некоторые из норм данного Закона носят отсылочный характер. Например, норма, дающая право религиозной организации на проведение публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ч. 5 ст. 16) апеллирует к нормам, установленным для проведения митингов, шествий и демонстраций. В частности, этот порядок, зафиксированный в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012)155, обязывает предварительно уведомлять местные власти о проведении соответствующих религиозных действий и получать соответствующее разрешение (п. 1 ст. 4). В свою очередь, ч. 1 и 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2014)156 устанавливают, что нарушение данного порядка влечет наложение штрафа.

Норма, обязывающая религиозную организацию как всякое юридическое лицо вести бухгалтерский учет, переадресовывает правоприменителя к нормам Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013)157. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет правовые нормы, устанавливающие государственный надзор по обеспечению законности деятельности религиозных организаций и их участников как физических лиц, осуществляемый соответствующими уполномоченными на это органами. Часть 1 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает норму: «Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ».

Кроме прокурорского надзора, существует и применяется на практике особый вид надзора в РФ, заключающийся в проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции РФ. В Российской Федерации эти функции возложены на Конституционный Суд, который в пределах своей компетенции неоднократно рассматривал в открытых заседаниях дела о проверке конституционности отдельных правовых норм ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Судебный надзор – еще одна возможная разновидность надзора в процессуальной деятельности судов, его специфика заключается в проверке законности и обоснованности определений и постановлений, решений и приговоров судов различных инстанций, разрешении споров между судами, издании руководящих разъяснений по применению законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Контроль за соблюдением устава относительно целей и порядка деятельности религиозных объединений возложен в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» на орган, регистрировавший ее158.

Статья 26 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что нарушение соответствующего законодательства влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность.

158 См.: Письмо Минюста РФ «О применении законодательства о религиозных объединениях» от 24.12.1997 (вместе с «Методическими рекомендациями по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций», «Методическими рекомендациями о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») // Бюллетень Минюста РФ. 1998. № 7.

Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания, в том числе прав религиозных объединений на различную некоммерческую деятельность (в частности благотворительную), влечет, в зависимости от характера и последствий, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Часть 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)159 специально устанавливает, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме религиозных объединений, на которые распространяется понятие правоспособности и гарантии законной деятельности юридического лица.

Поскольку в 1998 г. Российской Федерацией была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, в тексте которой заложен механизм, позволяющий государствам-членам Совета Европы не просто наблюдать за соблюдением ее положений, но и оказывать определенное воздействие на страны, нарушающие европейские стандарты в области прав и свобод человека, граждане России получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека. Таким образом, был создан дополнительный инструмент защиты права на свободу совести. В практике уже известны случаи обращения граждан Российской Федерации в этот орган160.

Законодательством РФ предусмотрена также ответственность самих религиозных объединений.

В частности, ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» регламентирует приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения им законодательства РФ.

Часть 1 ст. 14 данного Закона предусматривает следующие основания ликвидации религиозной организации: 159 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 160 См.: Никишина против Российской Федерации // Религия и право. 1999. № 1. С. 26. 123 – по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на это уставом религиозной организации; – по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, данного Закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям); – по решению суда в случае, предусмотренном данным Законом.

Часть 2 ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет следующие основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке: – нарушение общественной безопасности и общественного порядка; – действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; – принуждение к разрушению семьи; – посягательство на личность, права и свободы граждан; – нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; – склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; – воспрепятствование получению обязательного образования; – принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Роль правительства в системе религиозной безопасности

Государство, призванное наиболее рационально устраивать жизнь общества, защищать установленный в нем конституционный порядок, в действительности представляет собой противоречивое единство различных политических начал. Власть, организационно оформленная как государство, является одновременно причиной и следствием общественных отношений. Специальным механизмом, гарантирующим устойчивость государства, служит право, обеспечиваемое силой, в том числе и военной. Многие мыслители подчеркивали обязанность государства опираться на силу243. Демократические ценности в любом государстве подкрепляются его готовностью пользоваться при необходимости насильственными средствами. Например, Конституция США гарантирует «каждому штату… республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне и от внутреннего насилия»244. Право на применение силы реализуется при помощи специально созданных для этой цели органов.

Любому государству грозит перерастание системы обеспечения безопасности государства в свою противоположность, что обусловлено рядом причин. Как и любой социальный организм, силовые ведомства объективно заинтересованы в создании наиболее благоприятных условий для своего функционирования. Но данное стремление способно перерасти в желание самодостаточного положения в государстве и избыточное самоутверждение в нем. Локальная тоталитаризация определенных ведомств возникает при несостоятельности гражданских властей государства. Другая опасность заключается в том, что государство способно превратиться в слепой механизм, отчужденный от общества. Н.А. Бердяев отмечал, что при определенных условиях «оно из средства и функции делается самоцелью, оно живет собственной жизнью и не хочет быть подчиненной функцией народной жизни»245. Интересы властвующих законсервированных групп в этом случае начинают превалировать над интересами всего общества: государство из стража общественных устоев превращается в узурпатора и возлагает на свои силовые структуры все новые задачи по подавлению и противодействию неугодным проявлениям общественной жизни. К такой ситуации может привести отсутствие мировоззренческого фундамента у руководства государства или его смена под воздействием внешних факторов. Руководство того или иного государства может подпасть под влияние религиозных доктрин, реализация которых будет иметь непредсказуемые результаты для данного общества.

В условиях социальной нестабильности и поляризации общества, а также перманентной конфронтации вполне возможны ситуации, когда каждая из противоборствующих сторон будет находить аргументы, оправдывающие ее обращение к силе. В такой ситуации органы и силы безопасности могут попасть под влияние тех или иных религиозных течений и использоваться для влияния на власть или для подавления одними социальными группами других.

Следующая опасность, обусловленная спецификой органов и сил безопасности, состоит в том, что в них самих могут возникать лидеры, готовые для воплощения своих религиозных взглядов использовать, находящиеся в их распоряжении силы и средства для изменения существующего конституционного строя.

В связи с этим одной из первостепенных задач, стоящих перед российским обществом, является формулирование конституционно-правовой доктрины религиозной безопасности общества, в которой должен быть четко указан вектор движения России в религиозной сфере, что позволит исключить опасность захвата власти субъектами, проповедующими доктрину РДН и ПРДН.

Актуальность проблемы контроля за деятельностью органов, обеспечивающих религиозную безопасность, например за деятельностью спецслужб, связана с ролью и местом этих органов в общей системе обеспечения национальной безопасности, с использованием ими специфических форм и методов деятельности для решения законодательно закрепленных задач. Одним из основополагающих принципов деятельности спецслужб любого государства, независимо от его общественно-политической ориентации, является использование негласных методов и средств, что самым серьезным образом затрагивает проблемы обеспечения прав человека. В то же время общество в целом и любой отдельный гражданин должны быть уверены, что вторжение в личную сферу возможно только на абсолютно законных основаниях и в условиях эффективного контроля со стороны соответствующих государственных и общественных структур. Поэтому концепция контроля за деятельностью спецслужб должна основываться на соблюдении прав личности при осуществлении спецслужбами возложенных на них функций, а именно: ограничение прав и свобод допустимо только на основании закона и только в отношении лиц, действительно нарушающих закон, т.е. совершающих реальные правонарушения, направленные на нанесение ущерба национальной безопасности.

error: Content is protected !!