Понятие системы и структуры. Понятие языкового уровня

Язык – сложно структурированная система знаков, орудие коммуникации и хранения и передачи информации.

Когда говорят о структурности языка имеют ввиду прежде всего то, что все его единицы и категории взаимно различаются, взаимно соотносятся и зависят друг от друга.

Структурой языка можно было бы назвать совокупность присущих ему единиц и категорий, организуемых в единой целое совокупностью языковых отношений и зависимостей.

Совокупность языковых отношений и зависимостей можно именовать системой языка.

Таким образом, структура – совокупность элементов, а система – совокупность отношений между этими элементами [Б.Н. Головин].

Таким образом, язык – единство структуры и системы, предполагающих друг друга и влияющих друг на друга.

Все системы средств, используемые человеком для обмена информацией, являются знаковыми, т.е. системами знаков и правилами их употребления.

Язык – самое сложное из всех знаковых систем. Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и образовывать единство своих элементов как единое целое.

Под структурой следует понимать единство разнородных элементов в пределах целого.

Различие элементов структуры языка, определяется разричными функциями языка:

1) Звуки – материальные знаки языка. Звуковые знаки языка ровно, как и графические обладают двумя функциями:

Перцептивной – быть объектом восприятия;

Сигнификативной – иметь способность различать вышестоящие значимые элементы языка – морфемы, слова, предложения.

2) Морфемы могут выражать понятия:

Корневые

Некорневые:

Значения признаков: -ость, без-, пере-

Значения отношений: -у (сижу), -ишь (сидишь)

Это семосеологическая функция – функция выражения понятий. Морфемы не могут называть, но они имеют значения.

# морфема –красн выражает цвет, а назвать можно, превратив ее в слово – краснота, красный .

3) Слова могут называть вещи и явления действительности (номинативная функция).

4) Предложения служат для сообщения (коммуникативная функция). Также обладают семосеологической и номинативной функциями.

Элементы данной структуры образуют языковое единство, что легко понять, обратив внимание на их связь. Каждая нижняя ступень является потенциально находящейся выше и наоборот. Так предложения могут состоять из одного слова

В пределах каждого яруса языковой структуры (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический) имеется своя система, так как все элементы данного яруса выступают как члены системы.

Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы. Если остается один элемент, то данная система ликвидируется.

# Система склонения возможна при наличии хотя бы двух падежей.

Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.

По Соссюру:

Язык Речь

идеальное материальное

система варианты использования в речи (реализация системных отношений)

социальное индивидуальное

Таким образом, язык как система противопоставляется у Соссюра речи как ее

материальной реализации.

    Артикуляционные механизмы речи.

Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Сложность артикуляции звука состоит в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.

Речевой аппарат состоит из:

1)Дыхательного аппарата (лёгкие, бронхи, диафрагма, дыхательное горло (трахеи))

3)Надгортанные полости; полость глотки, полость рта и носа.

Нёбная занавеска, когда она поднята, воздух попадает в полость рта, Если опущена - полость рта и носа.

органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть. Гортань расположена над трахеей. Она состоит из кругового перстневидного хряща, щитовидного хряща и парных черпаловидных Между щитовидным хрящем и голосовыми отростками черпаловидных хрящей расположены голосовые связки, окутанные складками слизистой оболочки, щель между ними называется голосовой щелью. Воздух проходит через нее и при дыхании, и при речи. Мышцы гортани имеют особое функциональное значение. Перстнещитовидная мышца расположена вентрально между перстневидным и щитовидным хрящами. Перстнечерпаловидные мышцы состоят из двух частей каждая: латеральной, и задней. Черпаловидные мышцы соединяют дорсальные поверхности одноименных хрящей. Голосовые мышцы в составе голосовых связок идут от щитовидного хряща к черпаловидным. Латерально от каждой из них лежат щиточерпаловидные мышцы.

Гортань снабжена двумя веточками блуждающего нерва. Верхний гортанный нерв Нижний гортанный нерв

1)Наблюдение и самонаблюдение.

2)Инструментальные методы фонетики.

3)Палатография-тонким слоем тальк на небо, потом произносится звук и смотрят на этот слой.

4)Искуственная палатография.

5)Пластография-аллюминиевые пластинки вводятся в рот, при произнесении звука язык сгибает пластинки.

6)Рентгенография

7)Кимография.

8)Электроакустические методы.

ТЕМА 11. Понятие системы и структуры языка.

71. … - это множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство и целостность.

Уровни языка

Структура языка

Иерархия языка

Синхрония и диахрония

– Система языка

72. … - это система словоформ, образующих одну лексему, … - это слова, группа слов, целые предложения, тесно связанные по смыслу и выражающие одно понятие в данном контексте и данной ситуации.

– Синтагма

– Парадигма

Сверхфразовое единство

73. … - это обобщение свойств, характерных для группы слов с отвлеченным от лексических значений слов.

– Грамматическое значение

Словоформа

Конверсия

74. … иллюстрировал важность грамматической структуры с несуществующими словами: «Глокая куздра штеко будманула бокра и кудрячит бокрёнка».

Бодуэн де Куртенэ

А.А.Потебня

Л.В.Щерба

Фердинанд де Соссюр

В.Гумбольдт

75. … - это минимальный лингвистический знак, то есть единица языка, в которой за фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы, не употребляется самостоятельно.

– Морфема

76. Основные особенности грамматического строя:

– Устойчивость

– Абстракция (обобщение)

Отвлечение от лексических значений

77. Планом содержания языка является:

– Семантика

Синтаксис

Морфология

78. Слоги типа «ма», «би», «дзу» относятся к:

Интровертным

Звонким

– Открытым

79. Аффиксы, стоящие перед корнем слова, называются:

Инфиксами

Суффиксами

– Префиксами

80. Повторение в слове корня, основе или повторение всего слова называется:

Словосложением

– Редуплексацией

Стяжением

81. Фонема является:

Музыкальным звуком

– Смыслоразличающим звуком

Особенностью индивидуального произношения

82. Фонология, грамматика, лексика являются:

Отдельными науками

– Языковыми уровнями

Элементами речи

83. Слова: над-, завтра состоят из:

– Одной морфемы

Двух морфем

Трех морфем

84. Слово «кулачьё» состоит из:

Двух морфем

– Трех морфем

Одной морфемы

85. … - это морфема, имеющая вещественное значение, общая часть всех родственных слов:

– корень

Аффиксы

Префиксы

Инфиксы

Суффиксы

86. Специфической особенностью флексии является:

– Служит для связи слов в словосочетания и предложения

Употребляется для образования новых слов


– Служит для образования новых форм

87. Супплетивизм – это …

– Грамматические формы выражаются разнокоренными словами (человек – люди; брать – взять; хорошо – лучше)

Полное или частичное удвоение основы (мама, баба, длинный-длинный)

88. Нулевая морфема (морфема без морфа) в словах:

89. Образование новых слов и форм служит … в словах: ру / ки – руки / , го / ловы – головы / , во / ды – воды / , разре / зать – разреза / ть, за / мок – замо / к, по / лки – полки /

– Ударение

Флексия

Конверсия

90. Согласно … принципу при классификации слов по частям речи принимается во внимание не конкретное, а обобщенное значение слов

Морфологический принцип

– Лексико-семантический принцип

Синтаксический прннцип

91. Согласно … при отнесении конкретных слов к одной из частей речи учитываются особенности способов формообразования и словообразования этих слов, а также грамматические категории:

Лексико-семантический принцип

Синтаксический принцип

– Морфологический принцип

Словообразовательный принцип

Предложение

93. … выражает связи и отношения между предметами, качествами и явлениями объективной действительности:

– Существительным

Глаголам

– Числительным

Наречиям

95. Средствами сочинительной связи являются:

– Сочинительные союзы

– Интонация

Флексия

Предлоги

Подчинительные союзы

Порядок слов

96. … - это грамматически организованная, интонационно замкнутая и законченная по смыслу единица языка.

Сверхфразовая единица

Сложно-синтаксическое целое

Словосочетание

– предложение

97. … - это совокупность гласных звуков, ... - это совокупность согласных звуков.

– Вокализм

– Консонантизм

Назализация

Лабиализация

98. … - это явление звучащей речи, накладываемое на потоки звуков – это … и …

– интонация

– ударение

– просодия

99. … - это мелодика, темп, ритм, интенсивность, паузы.

Ударение

– Интонация

Просодия

Рекурсия

100. … - это выделение фонетическими средствами одного из слогов в составе группы слогов.

– Ударение

Аккомодация

Ассимиляция

101. … - это особый вид письма, применяемый для наиболее точной передачи звучания.

Транслитерация

– Тракнскрипция

Диссимиляция

102. … - это раздел языкознания, изучающий звуки речи как средства различения звуковой стороны морфем, слов, форм слов.

Фонетика

– Фонология

103. … - это минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значения единиц языка: морфем, слов (А.А. Реформатский)

– фонема

Аллофоны

104. … - это частичное приспособление артикуляций соседних звуков.

– Аккомодация

Ассимиляция

Редукция

105. … - это уподобление одного звука другому

Диссимиляция

– ассимиляция

Метатеза

Диэреза

106. … - это расподобление звуков, из звуковой оболочки слова устраняется повторение одинаковых или близких по артикуляции звуков.

– Диссимиляция

Ассимиляция

Редукция

Гаплология

107. … - это ослабление слогообразующего звука в безударных слогах.

Эпентеза

Ассимиляция

– Редукция

Метатеза

108. Перенос названия одного предмета на другой по сходству признаков называется:

Метафорой

– Метонимией

Эмфазой

109. Омонимы – это:

Разные слова с одним и тем же звуковым составом

Слова одинаковые по значению

Слова противоположные по значению

110. Этимология – это:

Учение о звуках речи

Учение о значении слов

– Учение о происхождении слов

111. Опущение в речи слов, которые подразумеваются из контекста, называется:

– Эллипсисом

Синекдохой

Метатезой

112. Полисемия – это:

– Многозначность слов

Совпадение слов по значению

Различение слов по значению.

113. Эвфемизмы – это слова, употребляемые:

– Вместо слов, запрещенных в обществе

Для выделения смысла

Вместо общеупотребительных слов

114. … - это перестановка звуков в звуковой оболочке слова

– метатеза

Диэреза

Эпентеза

115. … - это выпадение одного из слогов в слове, совпадающего по звучанию с другим.

– Гаплология

Метатеза

Редукция

Ассимиляция

116. … - это устранение из звуковой оболочки слова тех или иных звуков.

– Диэреза

Эпентеза

Метатеза

117. … - это прибавление к слову какого-либо звука

– эпентеза

Редукция

Гаплология

Метатеза

118. Речевая деятельность - это …, …, …, ….

– Чтение

– Говорение

– Аудирование

– Письмо

119. Продукты речевой деятельности – это …

– Тексты

Предложения

120. Единицы языка – это постоянные, устойчивые, повторяющиеся, которые делятся на …, …, ….

– Номинативные

– Предикативные

Строевые

Синтаксические

Лексические

– Время, вид глагола, падеж, род…

Предложение

Сверхфразовое единство

122. К уровням языковой системы не относится:

Фонолого-фонемный

Морфологический

Лексический

Синтаксический

– Когнитивный

123. Единицей фонетического уровня является …, морфологического - …, лексического - …, синтаксического - …

Морфема

Лексема

Словосочетание

124. При реализации в речи (актуализация системы языка) единицы языковых уровней становятся коммуникативными: актуализация фонемы - …, морфемы - …, лексемы - …, синтаксической схемы сочетания - ….

Словоформа

Словосочетание

125. Внутренние языковые отношения – это…

– Парадигматика

– Иерархия

– Синтагматика

Языковые уровни

126. Отношения между языковыми единицами, которые могут занять место друг друга в одной и той же позиции называются …

– Синтагматическими отношениями

Парадигматическими отношениями

127. Парадигмы образуют:

– Формы спряжения глаголов

– Формы падежных изменений

Ударение

128. Синтагматические отношения – это…

Построение речи по определенным моделям

– Линейные отношения между языковыми единицами

129. Лексико-грамматическая синтагма – это …

– Устойчивые словосочетания, где избранная словоформа определяет форму других словоформ

Отношения между словом-стимулом и словами, вызываемыми в языковом сознании человека при предъявлении ему слова-стимула.

130. Синхрония – это …, диахрония – это…

Это ось последовательности во времени, на которой располагаются разные по времени состояния языка(2)

Это ось одновременности в системе языка, то есть состояние языка на данный момент времени.(1)

131. Лексикологические особенности отдельного слова – это…

– Единство двух сторон – материальной (звуковой) и идеальной (смысловой)

– Грамматическое оформление

Денотативная системность

Сигнификативная системность

132. Термины …, …, …

Полисемичны

– Моносемичны

– Могут быть одно – многословны

Источником терминов могут быть мертвые языки

133. Термин – это…

– Это единица специальной лексики (слово или словосочетание), закрепленная за конкретным понятием в системе специальной области человеческой деятельности, имеющая дефиницию

Лексика, обозначающая предметы специальной области деятельности и выражающая специальные понятия о них, имеющая ограниченное употребление в рамках данного профессионального коллектива.

134. Лексический уровень языка образует слова. Слово – это …

– Наименьшая значимая единица языка, свободно воспроизводимая в высказываниях (Б.Н.Головин)

Фонема, которая позволяет различать значимые единицы языка

Морфема – минимальная значимая единица языка, которая воспроизводится в слове

135. Слово - это…

– Языковая знаковая единица

Общее представление о предмете

– Психический (слуховой, визуальный) образ словесного знака

136. К иерархичности в системной организации лексических значений не относится:

– Слова, выражающие понятия родового уровня (гиперонимы)

– Слова, выражающие понятия видового уровня (гипонимы)

Слова с частичным звуковым сходством при их семантическом различии (паронимы)

137. Внутренняя форма слова – это …

– Яркий, «бросающийся в глаза» признак предмета, лежащий в основе наименования

Значение слова направлено на всю вещь (явление)

138. Этимология – это…

Учение о звуках речи

Значение слов

– Учение о происхождении слов

Учение о произношении

139. Народная (ложная) этимология – это…

– Выявление утраченной внутренней формы слова путем случайного, чисто внешнего сближения с известными словами (например: «поликлиника»)

Учение о происхождении слов

140. Термины в отличие от специальной лексики выражают…

– Научные понятия

– Закрепляются нормативно (в ГОСТах)

Обладают экспрессивно-эмоциональной окраской

– Имеют дефиницию

141. Внешняя форма слова и внутренняя форма слова..

– Это «представленные в слове внеязычного содержания» (А.А.Потебня), признак, положенный в основу названия и выступающий «смысловым знаком» значения слова

Звук как знак знака

142. К языковому знаку не относится:

– Предмет (или явление), находящийся в интерпретируемой человеком причинно-следственной, пространно-временной и иной связи с другим предметом или явлением

Универсальная система знаков, первичная по отношению ко всем другим человеческим знакам

143. Оморфемы – это..

– Везти (инф) – вести (инф)

До дела ли – доделали

Помаши нам – по машинам

144. К синонимам не относятся следующие слова:

Любой ценой – во что бы то ни стало

Рано – ни свет ни заря

Лоб – чело

– Летать – ползать

145. Эвфемизмы – это…

Языковой запрет

– Смягченное слово или словосочетание

Словосочетание, заключающее в себе скрытый смысл

146. Эвфемизм в следующих сочетаниях:

Чернобыльская катастрофа

Чернобыльская авария

– Чернобыльское событие

147. … - совпадение по звучанию слов, имеющих совершенно различные значения:

– омонимы

Антонимы

Паронимы

148. Полисемия – это…

Слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению

Слова, различающиеся по грамматическому значению

– Способность одного и того же слова одновременно обладать несколькими взаимосвязанными значениями

149. К лексическому уровню относится

Словосочетание

– Паронимы

Предложение

150. Лексические омонимы:

– Блок (механизм) – блок (группировка)

Жгут (существительное) – жгут (глагол)

Душ (именительный падеж, единственное число, мужской род) – душ (множественное число, родительный падеж от существительного женского рода «душа»)

151. Антонимами являются:

Летать и ползать

– «Рожденный ползать – летать не может»

152. Свойством фразеологизма является:

Воспроизводимость

Полисемичность

– Устойчивость

153. Фразеологические сращения – это «……», фразеологические единства – это «……», фразеологические сочетания – это «…»

Собаку съел(1)

Бить баклуши(1)

Выйти сухим из воды(2)

Делать из мухи слона(2)

Расквасить нос(3)

Окладистая борода(3)

154. Паронимы – это …

Легкий (груз) – тяжелый (груз)

Легкий (вопрос) – трудный (вопрос)

– Дружный – дружественный

– Бродяжий – бродячий

– Командированный – командировочный

155. Историзмы – это …

– Слова, которые обозначают предметы и явления, свойственные той или иной эпохе, и которые вышли из употребления в связи с исчезновением самих предметов и явлений

Слова, вышедшие из массового употребления в результате замены их синонимами

Слова, которые обозначают предметы и явления, существующие в настоящее время, но они получили иное название

156. … - это слова, которые служат для обозначения вновь возникших понятий, предметов и явлений

Паронимы

– неологизмы

ТЕМА 12. Язык как система знаков.

157. Компоненты, образующие семантический треугольник:

Предмет действительности

Фонетическая оболочка

– Все вышеперечисленное

158. Семиотика – это наука, изучающая…

– Системы знаков

Отношения между знаками

Отношения между знаками и теми, кто использует эти знаки.

159. К термину «понятие» (по Ф. де Соссюру) относится дефиниция:

Предмет или явление, к которому относится знак

– Обобщенный, схематический образ предмета в нашем сознании

160. Акустический образ (по Ф. де Соссюру) – это…

– Звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании

Означаемое

161. Знаковая теория языка предполагает 4 компонента процесса обозначения в следующей последовательности:

Понятие(2)

Денотат(1)

Акустический образ(3)

Воплощение знака(4)

162. Языковой знак, по Ф. де Соссюру – это …

– Двусторонняя психическая сущность, состоящая из означаемого означающего

– Совокупность понятия и образа

163. Отличия языковой знаковой системы от других знаковых систем следующие:

– Язык является универсальной системой обозначения многообразия объективного и субъективного мира

– Многочисленность и многообразие знаков (звуки, буквы, морфемы, слова, словосочетания, многозначность…)

– Недопустимость произвольного изменения знаков

– Реализуют несколько функций (общения, обобщения, наименования, воздействия

164. К характеристике языковой знаковой единицы не относится:

Знаки языка имеют материальную форму существования

Знаки языка имеют графическую и акустическую форму существования

– Мотивированность знака

Одному знаку соответствует одно значение

165. Семиозис, или …, рассматривается … в трех основных планах – в …, в …, в …

– Функционирование

– Семиотика

– Семантика

Синтактика

Прагматика(3)

166. Основной функцией языковой системы является …, которая реализуется через …, и ….

Коммуникативно-познавательная

План выражения (собственно знак)

167. Ф. де Соссюр предложил заменить термины «понятие» и «акустический образ» на:

Изучаемое

– Означаемое

Изучающее

– Означающее

168. К лингвистической концепции Ф. де Соссюра не имеет отношения положение:

Язык и речь

Язык как система

Синхроническая и диахроническая лингвистика

– Когнитивная лингвистика

169. Трихотомия «язык – речь – речевая деятельность» была предложена

В. Гумбольдтом

Бодуэном де Куртенэ

Бодуэн де Куртенэ

Э. Сепир

Гумбольдт

– Ф. де Соссюр

171. Гипотеза Сепира – Уорфа – это …

Учение о лингвистическом знаке

– Концепция, согласно которой структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.

ПЛАН План 1.Понятие «системы» и «структуры». Спорные вопросы языкознания в определении «системы» и «структуры». Основные направления изучения языка и их системное представление. Принципы системности. 2.Единицы языка с позиции системно-структурных отношений. Существенные признаки языковых единиц. Типы языковых единиц. 3.Структурные уровни языковой системы. Принципы различения уровней. Список уровней. Свойства каждого уровня. Анализ уровней по трем аспектам: субстанциональному, формальному, функциональному. 4.Отношения в языковой системе. Виды отношений.




Под системой понимается совокупность элементов, которая характеризуется: а) закономерными отношениями между элементами; б) целостностью как результатом этого взаимодействия: в) автономностью поведения; г) несуммарностъю (неаддитивностью) свойств системы по отношению к свойствам составляющих ее элементов.


Структура рассматривается как более абстрактное, чем система, понятие: это совокупность связей и отношений, которая организует элементы системы. В дальнейшем развивалось два взгляда на язык: - как на единство определенных частей, т.е. как на систему с внутренними структурными свойствами; - как на часть единства, т.е. как на часть надсистемы, под которой понималась система с внешними свойствами.


В. Гумбольдт труды И.А. Бодуэна де Куртене и Ф. де Соссюра Язык изучается с разных позиций его устройства - состава, структуры, назначения (функций). Система (от греч. целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.


Системное представление языка может быть определено с точки зрения основных направлений изучения языка: Семасиологическое направление: язык - система знаков. Язык - некий код, предназначенный для формирования, передачи и хранения сообщений. Динамическое направление: язык - это особый род адаптивного самоорганизующегося устройства. Инвентарно-таксономическое направление: языковая система характеризуется набором элементов и связей, которые образуют функциональную целостность. Функциональное направление: язык определяется как система средств выражения, служащая какой- то определенной цели. Язык является средством общения.


Собственно структурное направление: языковая система базируется на структуре, т.е на сети отношений и связей. Стратификационное направление: язык представляется через расслоение его системы на определенные подсистемы, через указание на многоступенчатую их иерархию.




Структура представлена рядом форм связей в языке: оппозициями; репрезентацией, что значит восхождение от нижнего к более высокому ярусу. Репрезентация имеет семь разновидностей - диверсификация, нейтрализация, нулевая, пустая, сложная, слитная репрезентация и синтаксис; манифестирование или актуализация - этот тип связей характерен для отношений элементов внутри одного уровня.


Единицы языка - это такие элементы языка, которые воспроизводимы, выделяются относительно постоянными своими признакам в системе языка, либо образуются непосредственно в актах речи по выработанным в языке правилам и моделям. Выделяют несколько типов языковых единиц, основными из которых являются: Предельные (разложимые на составляющие): в речи: аллофоны, морфы, слова, словосочетания, предложения; в языке: фонемы, морфемы, структурные схемы словосочетаний, структурные схемы предложений.


Непредельные (неполностью разложимые на составляющие): дифференциальные признаки слога (просодия); слова; квазиморфемы (например, рус. хр - хряк, хряпнуть, хрен; анл, sp- speak, spit; sn - snow, snake и т.п.); аналитические формы слова (рус. буду читать, анг, written); фразеологизмы; сложные предложения.


Язык представляет собой структурное образование, что признается всеми учеными. уровень дифференциальных признаков; уровень фонем; уровень морфем; уровень слов; уровень словосочетаний; уровень простых предложений, т.е. наименьших предикативных единиц, которые могут функционировать и как самостоятельные предложения, и как предикативные части сложных предложений; уровень сложных предложений; уровень сверхфразовых единств.


Принципы различения уровней языка: единицы одного уровня должны быть однородны; единица низшего уровня должна входить в состав единиц высшего уровня; единицы любого уровня должны выделяться путем сегментирования более сложных, чем они сами, структур; единицы любого уровня должны быть знаками языка. от простого к сложному: фонемно-фонематический, морфемно-морфологическии, лексико-семантический синтаксический, текстуальный.


Для каждого уровня характерны свойства, необходимые и достаточные для его выделения. К ним относятся: автономность: каждый из ярусов языка образован по собственным законам неразложимость/неделимость элемента какого-нибудь уровня на меньшие единицы того же уровня


Автономный механизм фонем Автономный механизм морфем Автономный механизм слов Автономный механизм морфологических категорий Автономный механизм синтаксических категорий Все структурные уровни могут быть рассмотрены с точки зрения трех аспектов: субстанцuонального, формального и функционального




Морфологический уровень: 1.конкретные морфемы, алломорфы; 2.формальные типы морфем, общие модели фонемосочетаний в составе морфем (рука - ручка); 3.функционирование в составе слов. Словесный уровень: 1.конкретные лексемы и их варианты; 2.модели словообразования и словоизменения; 3.функциональные типы словоформ как составляющих словосочетания и предложения




Сложные единицы одного уровня должны поддаваться общей структурной характеристике по отношению к составляющим их элементам, и общей функциональной характеристике по отношению к единицам высшего порядка, в состав которых они входят. Единицы одного уровня состоят друг с другом в парадигматических и семантических отношениях Единицы разных уровней не вступают между собой ни в парадигматические, ни в синтагматические отношения. Они находятся в иерархических отношениях.


Парадигматические и синтагматические отношения противостоят друг другу по следующим критериям: логическая одновременность: для парадигматических отношений, когда единицы объединяются ассоциативно по общему признаку, форме, функции; для синтагматических отношений - логическая последовательность, когда образуется комбинаторика более крупных единиц из более мелких (Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев);




Типы отношений.между языковыми единицами: Дистрибуция - совокупность окружений, в которых языковая единица может встречаться в речи, в отличие от тех окружений, где она встречаться не может. Виды дистрибуции: дополнительная: две единицы никогда не встречаются в одинаковых окружениях контрастная: единицы встречаются в одних и тех же окружениях и при этом различают звуковые оболочки слова или значения, например, рак, рок, рек, рук; страдающий, страдавший;


Свободное варьирование: единицы встречаются в одних и тех же окружениях и не различают при этом звуковых оболочек слов или значений, например, взрывное «г» в разных диалектных говорах русского языка; с тобой - с тобою, под землей - под землею. Оппозиция - лингвистически существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания. Члены оппозиции содержащий признак называется маркированным, а член оппозиции не содержащий признак - немаркированный

Язык – это исторически сложившаяся, специфически человеческая система знаков и способов их соединения, которая служит для передачи мыслей, чувств, волеизъявления людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Язык как знаковая система особого рода:

Общение – это обмен информацией. Для общения нам необходим язык. Слово заменяет собой предмет. Слово – это условное обозначение объектов реальной действительности, т.е. знак.

Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Знак обладает следующими свойствами:

знак должен быть материальным, доступным восприятию; знак направлен на значение; содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами; содержание и форма знака определяются различительными признаками; знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем что она реально обозначает в высказывании. Различают предметное и понятийное значения. Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета.

Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

В своей речи мы кроме того используем жесты, мимические проявления (невербальное общение) наряду с использованием языка.

Язык от жестикуляции и мимики отличается тем, что он более важен. Мимика и жестикуляция вторичны. Язык – орудие познания мира (назвать – значит узнать). Язык выполняет функцию сохранения и передачи каких-либо знаний.

Книги – собирают и передают информацию, поэтому язык – это ещё и средство развития культуры.

Язык как системно-структурное образование:

Язык – сложный многоуровневый организм, система, в которой из более мелких единиц складываются более крупные (звуки-буквы-слова).

Уровни языка:

1) фонетика – самый низкий языковой уровень (изучает звуки, ударения, слоги, интонацию, орфоэпию)

2) морфемика (наука о минимально значимых частях слова – корень, суффикс, приставка и т.д.) и словообразование (наука о том, как из морфем получают отдельные слова).

3) лексикология – наука о словарном составе языка. Изучает значение слова, его функционирование, происхождение (=этимологию), активность использования слова.

4) морфология (наука о строении) – наука о грамматических категориях и формах слова.

5) синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений.

Функции языка: коммуникативная (средство общения), интегрирующая (средство общения нескольких наций), познавательная, накопительная, назывная, воспроизведения, волеизъявления, эмоциональная, эстетическая, воспитательная, указательная.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 3.1 Язык как системно-структурное образование и как знаковая система особого рода.:

  1. №1 Система обучения иностранным языкам. Системный подход как метод научного познания. Признаки и системы обучения и ее структурная организация.
  2. 29. Русская лексика как система. Аргументация её системности.
  3. Тема 3. Человек как объект и психика как предмет изучения психологии (предварительное системное представление)

Языковая система – множество языковых элементов любого естественного языка, находящегося в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство и целостность. Члены систем получают свою значимость только тогда, когда есть другие члены системы и зависят от них напрямую. ([к] в языке без [х] не то, что [к] в языке без [х], значение каждого падежа варьируется от количества падежей в языке вообще). Важнейший элемент языковой системы – языковой знак. Под знаками подразумеваются слова – двусторонние идеально-материальные сущности. Идеальная сторона – означаемое, внешняя (материальная) – означающее. Трактовка знака может быть билотеральной (двойная природа знака) и монотеральной (только материальная сторона) Теорию языкового знака разработал Фердинанд де Соссюр, он выделил три типа знаков:

А) иконические (мотивированные, имеющие сходство с обозначаемыми предметами – дорожные знаки)

Б) знаки-символы (полумотивированные, лишь частично обусловлены тем, что означают (красный крест, герб СССР)

В) знаки-сигналы (условные, неусловные, мотивированны тем, что всегда связаны с ситуацией (красный свет светофора, звонок, три свистка, речь, междометия). Знаки следует отличать от признаков или симптомов, у которых означаемое и означающее находятся в причинно-следственной связи. Они не передают информацию целенаправленно, как знаки. Свойства языкового знака:

1) материально-идеален

2) языковой знак первичен (знаки других систем вторичны – сначала язык и речь, потом сигналы)

3) произвольность знаков (отсутствие естественной связи между означающим и означаемым)

4) мотивированность (наличие естественной связи между означающим и означаемым (дом, рука – немотивированно, домик – маленький дом, рукавицы – то, что на руках)

5) изменяемость (означающее меняется, а означаемое остается (око-глаз, перст-палец), означаемое меняется, означающее неизменно (негодник – не на что не годный, урода – в польском красавица, вонявка – чешское духи, позор – чешское зрелище, позорница – сербское актриса).

6) ассиметрия (у одного означающего много означаемых (многозначность), у одного означаемого много означающих (синонимы) à двигающаяся связь, постоянное изменение языков)

7) Линейный характер означающего (речь имеет продолжительность пространстве).

Каждый компонент системы языка существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим компонентам системы. Строение системы языка называют структурой. Если система – совокупность элементов, связаных определенными отношениями, то структура – тип этих отношений, способ организации системы. Таким образом структура – не самостоятельная сущность, а характеристика системы. Поскольку язык относится к числу сложных систем, то, чтобы познать эту систему, ее стратифицируют на меньшие системы. В каждой подсистеме выделяется набор однородных единиц, которые находятся между собой в определенных связях и отношениях.

Главные единицы:

1. фонема (вступает в связи и отношения с фонемами, функция – материальный знак языка, причем первая функция перцептивная – объект восприятия, а вторая сигнификативная – имеет способность различать вышестоящие, значимые единицы языка – морфемы, слова, предложения (нот-бот-мот-кот, стал-стол-стул, сосна-сосне-сосной)),

2. морфемы (подобно фонеме, функция – семасеологическая, то есть выражать понятия а) вещественные-корневые (-красн-), б) некорневые значения признаков (-ость, без-, пере-) и значения отношений (-у, -ишь)

3. слово (функция – номинативная – называть предметы и явления собственные имена просто называют, нарицательные слова совмещают в себе номинативную и семасеологическую функции),

4. предложение (функция – коммуникативная)

Эти подсистемы называют уровнями языка. Уровни языка – подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Основные уровни языка: фонемный, морфемный, лексический и синтаксический. Признаки, отличающие уровни:

1) Единицы одного уровня должны быть однородны

2) Единица низшего уровня должна входить в состав единицы высшего уровня.

3) Единицы любого уровня должны выделяться путем сегментирования более сложных, чем они сами структур языка.

Кроме того есть еще слог и словосочетание – единицы промежуточного уровня, то есть компоненты единицы ближайшего высшего уровня языка, состоящего из целого ряда единиц ближайшего низшего уровня.

Единицы языка могут быть односторонними (фонема, слог- их функция в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц) и двусторонними (имеют и звучание, и означение, выражают либо само значение, либо служат для его передачи – морфемы, слова, предложения)

Единицы языка могут вступать в три типа отношений: парадигматические (отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов, причем бывают аппозитивными (между инвариантными единицами языка – деревянный + стол) и эквивалентными (между вариантами одного инварианта – стол, стола, столу)), синтогматические (отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи (фонема с фонемой, слово со словами)) и иерархические (между единицами языка по степени их сложности).

error: Content is protected !!