Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква И
Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).
Ход занятия:
1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»
Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:
Шелестит бумагой,
Хлопает в ладоши,
Режет бумагу,
Рвет бумагу,
играет мячом,
листает книгу
Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
Д: Мы слышали звуки.
2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .
Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:
Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,
Ы – ы – ы – ревет медведь,
И – и – и – ржет лошадь,
Р – р – р – рычит тигр.
Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)
Как воет волк? (у – у – у)
Как звенит комар? (з – з – з)
Как жужжит жук? (ж – ж – ж)
Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?
Д: слова состоят из звуков.
Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.
Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.
Вы молчите, я молчу,
И палочка молчит.
Предмета палочка коснется –
Сразу слово зазвучит.
Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.
Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек
Слово жук она написала так:
И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.
3. Физминутка.
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.
4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.
Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?
Логопед выставляет поочереди картинки на доску.
… ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.
Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?
Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….
5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».
Л: Из чего состоят слова?
Д: Слова состоят из звуков.
Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?
Сссоооккк
Ннноооссс
Л: какие звуки мы услышали в этих словах?
6. Итог занятия.
Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.
Тема : Звук и буква У .
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;
Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;
закрепление понятий «звук», «слово»;
продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».
Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.
Ход занятия.
Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.
- «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо )».
«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.
Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».
(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).
«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».
- Игра «Поймай звук».
«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»
(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.
- Загадки.
« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).
(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).
2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).
«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).
«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка)».
5. Динамическая пауза .
«Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).
Д/и «Паровоз».
- Игра «Будь внимательным».
Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:
Устала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
В каких словах вы услышали звук У?
- Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У) .
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Пишем букву У большую и маленькую.
8.Итог.
«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У» . (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).
«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной.
Тема: «Звук [и] и буква Ии»
Цель :
Учить анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии ; - Совершенствовать умение в образовании множительного числа существительных с окончанием – и ;
Работать с лексическим значением слова.
Оборудование : Картинки; панно букв.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете, чему научились.
А нам надо вспомнить, как вести себя.
За столом сиди ты стройно и веди себя спокойно.
Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.
(Воспитатель рассказывает историю, выделяя звук [ и ].)
1. Воспитатель: Ребята я расскажу вам рассказ про двух мальчиков.
Мальчики И- и-и- горь и Ти- и-и -ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти- и-и -ца. « И-и-и »- выводила она свои трели.
Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.
2. Артикуляция звука. (Вопросы и ответы:)_
Как звали мальчиков? (И-и-и -горь и Т и-и-и -ма)
Как звали птицу? (и волга)
Какую пела песню иволга? (И-и-и .)
Какой звук в этих словах слышали? (и )
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, песенка иволги похожа на звук [ и ], (ответ детей)
(при произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую).
3. Характеристика звука. Звук [ и ]- гласный.
Воспитатель: Какие слова ребята вы запомнили со звуком [ и ]?
(Возможны наводящие и вопросы воспитателя.) воспитатель особенно хвалит детей за слова, в которых звук [и] находиться в начале слова в безударной позиции, в середине и в конце слова.
Воспитатель: Ребята давайте разберем значение некоторых слов:
(педагог предлагает детям объяснить значение слов дать полный ответ.)
- Ива - это (ответ детей растение)
- Иволга – это кто (ответ детей птица)
- Изгородь – это что (ответ детей забор)
- Игорь – это фамилия или имя (ответ детей имя).
- Свитер - это что (ответ детей одежда).
Воспитатель: Молодцы справились заданием. Ребята, а Игорь умеет играть на дудочки. И он нам сыграет на дудочке. Игорь взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел ее повторить. Он понят, что песенка состояла из трех звуков. (Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.)
первый - [а], второй - [и], третий - [у], разобрав эту песенку, Игорь правильно ее исполнил.
Дети: да
Воспитатель : А сейчас мы с вами разберем следующую песенку
(сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):
- И-а-у (и-и-и-а-а-а-у-у-у);
- А-у-и (а-а-а-у-у-у-и-и-и);
- У-и-а (у-у-у-и-и-и-а-а-а).
- Образование множительного числа существительных с окончанием – и .
Воспитатель: Ребята, а Игорь тоже ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья, любимые воспитатели, а еще потому, что здесь всего много. И Игорь хочет снами сделать
Физминутку:
У медведя дом большой,
А у зайки маленький
Наш медведь пошел домой,
А за ним и заинька.
Воспитатель: Ребята у Игоря дома один стульчик, а здесь в детском саду много стульчиков. Давайте выполним следующее задание.
Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок .
Дети: танки, маски, краски, тетради,
собаки, куртки, машины, значки.
5. Знакомство с образом буквы.
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим карточку с изображением буквы Ии . Буква (И) заселяется на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира №4 (четвертая квартира слева).
6. Аналитико-синтетическая деятельность.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скакалка»
Цель: Тренировать большие пальцы рук.
У Тимы есть сестра Ира.
Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалка).
Вот так.
Дети встают, ладони сжаты в кулачки, руки опущены в низ большие пальцы вытянуты (с напряжением) и делают круговые движения. Крутить скакалочку сначала с одну сторону, затем в другую.
Игра сопровождается четверостишьями:
Прыгать Ирочки не лень,
Скачет Ира целый день.
Да и ночью бы скакала,
Но скакалочка устала.
7.Итог:
О чем мы сегодня говори
Что нового вы узнали?
Понравилось ли наше занятие?
Цель: Знакомство со звуком и буквой Т, четкое произнесение звука Т.
Задачи:
- Объяснить характеристику звука Т, учить выделять звук [Т],[ТЬ], продолжать учить детей составлению предложений со словами, где есть буква Т, продолжать учить делить слова на слоги.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
- Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии, продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
- Развитие моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.
Оборудование:
- Картинки собаки Тобика и кота Татошки.
- Коробка с фишками красного и синего цвета.
- Карточки со слогами
- Яркая игрушка для зрительной гимнастики.
- Картинки с изображениями трактора, телевизора, тетради, тарелки.
- Картинки с изображением бесцветной буквы Т и буквы Т синего цвета.
- Коробочка с буквами.
- Картинка прописной и строчной буквы Т.
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
«Звук и буква Т»
Организационный момент
Воспитатель: Дети, встали все из-за столов, выпрямились. Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места.
Ребята, это Тобик и Татошка (воспитатель показывает картинки собаки и кота). Какой звук мы слышим в начале каждого слова? Давайте произнесем эти слова (дети вместе с воспитателем произносят сначала одно, затем другое слово, затем дети сами произносят эти слова). Итак, какой же звук мы слышим в начале каждого слова?
Дети: звук Т.
Воспитатель: Сегодня мы вместе с Тобиком и Татошкой познакомимся со звуком и буквой «Т».
- Основная часть.
Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? (дети приближают ладонь ко рту и произносят звук). Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Как вы думаете, если он не поется то он какой? Гласный или согласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука). Открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т (дети достают фишку синего цвета). Ребята, положите фишки обратно в коробочку, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Тики-так, тики-так, —
Так ходики стучат.
(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).
Туки-так, туки-так, —
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
Токи-ток, токи-ток, —
Так стучит молоток.
(Изображают кулачками молоточки).
Туки-ток, туки-ток, —
Так стучит каблучок.
(Стучат каблучками).
Садитесь на свои места.
Давайте поиграем в такую игру, открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т. Какого цвета мы достали фишку? (воспитатель спрашивает каждого ребенка отдельно). Как только вы услышите звук Т, поднимаем фишку в верх.
А, Н, Т , О, Ж, С, Т, Ш, Т .
А теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук Т, поднимайте фишку.
ТРАКТОР, СЛОН, МЯЧ, ТАБЛЕТКА , ЦИПЛЕНОК, ТЕЛЕВИЗОР.
Ребята, наши гости устали, давайте немножко отдохнем, давайте встанем из-за столов. Подойдите все ко мне.
Гимнастика для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)
Садимся на свои места, кто всех тише сядет? (дети садятся за столы).
Ребята, посмотрите, что принесли с собой наши гости Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинки).
ТРАКТОР, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕТРАДЬ, ТАРЕЛКА.
Давайте теперь покажем нашим друзьям как мы умеем делить слова на слоги. (дети делят слова на слоги и с помощью «выбрасывания» пальцев считают сколько слогов в слове, каждую картинку ставят на полотно на котором каждый ряд обозначается цифрой, т.е. если три слога, то картинку ставят на третий ряд; после того как все картинки выставлены, воспитатель убирает какую-то картинку и спрашивает детей: «Что изменилось? Какую картинку я убрала?» дети отвечают в зависимости от того какой картинки не стало).
Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Дети, посмотрите, что еще принесли с собой наши гости: Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинку с изображением буквы Т). Ребята, звук Т обозначается буквой Т.
Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы должны раскрасить эту букву?
Дети: синим.
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что звук Т согласный.
Воспитатель: Почему согласный?
Дети: потому что во рту появляются преграды.
Воспитатель: Возьмите коробочки с буквами и найдите там букву Т. Обведите ее пальчиками.
Давайте напишем букву Т в воздухе и посчитаем из скольки элементов она состоит (дети рисуют в воздухе букву и считают элементы).
Посмотрите на картинку и подумайте чем отличаются эти буквы? (воспитатель показывает картинку прописной и строчной буквы)
Дети: одна буква большая, другая маленькая.
Воспитатель: Дети, давайте теперь подружим звук Т с другими звуками. (воспитатель показывает слоги на карточках и вместе с детьми читает)
ТА, ТО, ТИ, ТУ, АТ, ОТ, ИТ, УТ.
А теперь давайте с нашими гостями поиграем в игру «Добавь словечко»
- На огороде выросла большая ….(тыква)
- Мою подругу зовут ….(Таня)
- У коровы маленький ….(теленок)
- Солнце спряталось за …. (тучу)
- Я ручкой пишу в ….(тетради)
- Итог.
Воспитатель: Как вы думаете Тобику и Татошке понравилось на нашем занятии? С каким звуком мы сегодня играли? Звук Т согласный или гласный? Почему?
Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются). Гости дарят детям фишки и хвалят их.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»
Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»
Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.
Ход занятия:
1.Организационный этап :Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»
«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».
Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)
В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)
Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)
В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)
Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.