Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква И

Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.

Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).

Ход занятия:

1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:

    Шелестит бумагой,

    Хлопает в ладоши,

    Режет бумагу,

    Рвет бумагу,

    играет мячом,

    листает книгу

Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Д: Мы слышали звуки.

2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .

Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,

Ы – ы – ы – ревет медведь,

И – и – и – ржет лошадь,

Р – р – р – рычит тигр.

Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)

Как воет волк? (у – у – у)

Как звенит комар? (з – з – з)

Как жужжит жук? (ж – ж – ж)

Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?

Д: слова состоят из звуков.

Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.

Вы молчите, я молчу,

И палочка молчит.

Предмета палочка коснется –

Сразу слово зазвучит.

Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.

Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек

Слово жук она написала так:

И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.

3. Физминутка.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.

Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?

Логопед выставляет поочереди картинки на доску.

ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.

Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?

Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….

5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».

Л: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из звуков.

Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?

Сссоооккк

Ннноооссс

Л: какие звуки мы услышали в этих словах?

6. Итог занятия.

Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

Тема : Звук и буква У .

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.

Ход занятия.

Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

  1. «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо )».

«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».

(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).

«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».

  1. Игра «Поймай звук».

«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»

(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.

  1. Загадки.

« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).

(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).

2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).

«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка)».

5. Динамическая пауза .

«Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).

Д/и «Паровоз».

  1. Игра «Будь внимательным».

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

  1. Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У) .

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

8.Итог.

«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У» . (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.


Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной.

Тема: «Звук [и] и буква Ии»

Цель :

Учить анализировать звуковой ряд; знакомить с буквой Ии ; - Совершенствовать умение в образовании множительного числа существительных с окончанием – и ;

Работать с лексическим значением слова.

Оборудование : Картинки; панно букв.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, что вы умеете, чему научились.

А нам надо вспомнить, как вести себя.

За столом сиди ты стройно и веди себя спокойно.

Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.

(Воспитатель рассказывает историю, выделяя звук [ и ].)

1. Воспитатель: Ребята я расскажу вам рассказ про двух мальчиков.

Мальчики И- и-и- горь и Ти- и-и -ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти- и-и -ца. « И-и-и »- выводила она свои трели.

Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.

2. Артикуляция звука. (Вопросы и ответы:)_

Как звали мальчиков? (И-и-и -горь и Т и-и-и -ма)

Как звали птицу? (и волга)

Какую пела песню иволга? (И-и-и .)

Какой звук в этих словах слышали? (и )

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, песенка иволги похожа на звук [ и ], (ответ детей)

(при произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую).

3. Характеристика звука. Звук [ и ]- гласный.

Воспитатель: Какие слова ребята вы запомнили со звуком [ и ]?

(Возможны наводящие и вопросы воспитателя.) воспитатель особенно хвалит детей за слова, в которых звук [и] находиться в начале слова в безударной позиции, в середине и в конце слова.

Воспитатель: Ребята давайте разберем значение некоторых слов:

(педагог предлагает детям объяснить значение слов дать полный ответ.)

  • Ива - это (ответ детей растение)
  • Иволга – это кто (ответ детей птица)
  • Изгородь – это что (ответ детей забор)
  • Игорь – это фамилия или имя (ответ детей имя).
  • Свитер - это что (ответ детей одежда).

Воспитатель: Молодцы справились заданием. Ребята, а Игорь умеет играть на дудочки. И он нам сыграет на дудочке. Игорь взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел ее повторить. Он понят, что песенка состояла из трех звуков. (Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.)

первый - [а], второй - [и], третий - [у], разобрав эту песенку, Игорь правильно ее исполнил.

Дети: да

Воспитатель : А сейчас мы с вами разберем следующую песенку

(сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):

  • И-а-у (и-и-и-а-а-а-у-у-у);
  • А-у-и (а-а-а-у-у-у-и-и-и);
  • У-и-а (у-у-у-и-и-и-а-а-а).
  1. Образование множительного числа существительных с окончанием – и .

Воспитатель: Ребята, а Игорь тоже ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья, любимые воспитатели, а еще потому, что здесь всего много. И Игорь хочет снами сделать

Физминутку:

У медведя дом большой,

А у зайки маленький

Наш медведь пошел домой,

А за ним и заинька.

Воспитатель: Ребята у Игоря дома один стульчик, а здесь в детском саду много стульчиков. Давайте выполним следующее задание.

Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок .

Дети: танки, маски, краски, тетради,

собаки, куртки, машины, значки.

5. Знакомство с образом буквы.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим карточку с изображением буквы Ии . Буква (И) заселяется на панно букв по адресу: пятый этаж, квартира №4 (четвертая квартира слева).

6. Аналитико-синтетическая деятельность.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скакалка»

Цель: Тренировать большие пальцы рук.

У Тимы есть сестра Ира.

Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалка).

Вот так.

Дети встают, ладони сжаты в кулачки, руки опущены в низ большие пальцы вытянуты (с напряжением) и делают круговые движения. Крутить скакалочку сначала с одну сторону, затем в другую.

Игра сопровождается четверостишьями:

Прыгать Ирочки не лень,

Скачет Ира целый день.

Да и ночью бы скакала,

Но скакалочка устала.

7.Итог:

О чем мы сегодня говори

Что нового вы узнали?

Понравилось ли наше занятие?


Цель: Знакомство со звуком и буквой Т, четкое произнесение звука Т.

Задачи:

  • Объяснить характеристику звука Т, учить выделять звук [Т],[ТЬ], продолжать учить детей составлению предложений со словами, где есть буква Т, продолжать учить делить слова на слоги.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии, продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
  • Развитие моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.

Оборудование:

  1. Картинки собаки Тобика и кота Татошки.
  2. Коробка с фишками красного и синего цвета.
  3. Карточки со слогами
  4. Яркая игрушка для зрительной гимнастики.
  5. Картинки с изображениями трактора, телевизора, тетради, тарелки.
  6. Картинки с изображением бесцветной буквы Т и буквы Т синего цвета.
  7. Коробочка с буквами.
  8. Картинка прописной и строчной буквы Т.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
«Звук и буква Т»

Организационный момент

Воспитатель: Дети, встали все из-за столов, выпрямились. Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места.

Ребята, это Тобик и Татошка (воспитатель показывает картинки собаки и кота). Какой звук мы слышим в начале каждого слова? Давайте произнесем эти слова (дети вместе с воспитателем произносят сначала одно, затем другое слово, затем дети сами произносят эти слова). Итак, какой же звук мы слышим в начале каждого слова?

Дети: звук Т.

Воспитатель: Сегодня мы вместе с Тобиком и Татошкой познакомимся со звуком и буквой «Т».

  1. Основная часть.

Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? (дети приближают ладонь ко рту и произносят звук). Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Как вы думаете, если он не поется то он какой? Гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука). Открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т (дети достают фишку синего цвета). Ребята, положите фишки обратно в коробочку, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Тики-так, тики-так, —

Так ходики стучат.

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

Туки-так, туки-так, —

Так колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

Токи-ток, токи-ток, —

Так стучит молоток.

(Изображают кулачками молоточки).

Туки-ток, туки-ток, —

Так стучит каблучок.

(Стучат каблучками).

Садитесь на свои места.

Давайте поиграем в такую игру, открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т. Какого цвета мы достали фишку? (воспитатель спрашивает каждого ребенка отдельно). Как только вы услышите звук Т, поднимаем фишку в верх.

А, Н, Т , О, Ж, С, Т, Ш, Т .

А теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук Т, поднимайте фишку.

ТРАКТОР, СЛОН, МЯЧ, ТАБЛЕТКА , ЦИПЛЕНОК, ТЕЛЕВИЗОР.

Ребята, наши гости устали, давайте немножко отдохнем, давайте встанем из-за столов. Подойдите все ко мне.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

Садимся на свои места, кто всех тише сядет? (дети садятся за столы).

Ребята, посмотрите, что принесли с собой наши гости Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинки).

ТРАКТОР, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕТРАДЬ, ТАРЕЛКА.

Давайте теперь покажем нашим друзьям как мы умеем делить слова на слоги. (дети делят слова на слоги и с помощью «выбрасывания» пальцев считают сколько слогов в слове, каждую картинку ставят на полотно на котором каждый ряд обозначается цифрой, т.е. если три слога, то картинку ставят на третий ряд; после того как все картинки выставлены, воспитатель убирает какую-то картинку и спрашивает детей: «Что изменилось? Какую картинку я убрала?» дети отвечают в зависимости от того какой картинки не стало).

Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дети, посмотрите, что еще принесли с собой наши гости: Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинку с изображением буквы Т). Ребята, звук Т обозначается буквой Т.

Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы должны раскрасить эту букву?

Дети: синим.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что звук Т согласный.

Воспитатель: Почему согласный?

Дети: потому что во рту появляются преграды.

Воспитатель: Возьмите коробочки с буквами и найдите там букву Т. Обведите ее пальчиками.

Давайте напишем букву Т в воздухе и посчитаем из скольки элементов она состоит (дети рисуют в воздухе букву и считают элементы).

Посмотрите на картинку и подумайте чем отличаются эти буквы? (воспитатель показывает картинку прописной и строчной буквы)

Дети: одна буква большая, другая маленькая.

Воспитатель: Дети, давайте теперь подружим звук Т с другими звуками. (воспитатель показывает слоги на карточках и вместе с детьми читает)

ТА, ТО, ТИ, ТУ, АТ, ОТ, ИТ, УТ.

А теперь давайте с нашими гостями поиграем в игру «Добавь словечко»

  • На огороде выросла большая ….(тыква)
  • Мою подругу зовут ….(Таня)
  • У коровы маленький ….(теленок)
  • Солнце спряталось за …. (тучу)
  • Я ручкой пишу в ….(тетради)
  1. Итог.

Воспитатель: Как вы думаете Тобику и Татошке понравилось на нашем занятии? С каким звуком мы сегодня играли? Звук Т согласный или гласный? Почему?

Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются). Гости дарят детям фишки и хвалят их.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»

Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»


Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»

«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».


Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)


В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)


Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)


В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)


Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.
error: Content is protected !!