Развитие письменности в древнем мире. История изобретения письменности и ее поэтапное становление


Возникновение письменности, появление документа

1. Возникновение письменности

1.1 Основные этапы развития письма

Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей, возникающее на базе языка и служащее для передачи речи на большое расстояние и закрепления ее во времени при помощи начертательных знаков или изображений, письмо появилось на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой.

Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.

Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма:

· пиктографическое;

· идеографическое;

· слоговое;

· буквенно-звуковое.

Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа письма. Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки – цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.

Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:

· Фразография – наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

· Логография – последующий тип письма, графические знаки которого передают отдельные слова;

· Морфемография – тип письма, возникший на базе логографического для передачи графическими знаками наименьших значимых частей слова – морфем;

· Силлабография , или слоговое письмо, знаки которого обозначают отдельные слоги;

· Фонография , или звуковое письмо, графические знаки которого обозначают обычно фонемы как типовые звуки.

В соответствии с другой классификацией эволюция письма представлена в виде следующей схемы:

1. предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;

2. собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях:

· словесно-слоговое письмо;

· слоговое письмо;

· буквенное письмо.

Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.

Из того, что в истории письма последовательно устанавливаются четыре основных этапа, вовсе не следует, что каждые народ, вступив в стезю цивилизации, должен был непременно пройти все эти этапы развития письма. Дело здесь обстояло гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Тот или иной народ в силу разных причин, связанных как с особенностями грамматического строя его языка, так и с обстоятельствами исторического характера, мог остановиться на каком-нибудь из этих этапов. Так, например, произошло с китайцами, остановившимися на использовании идеографического письма, или с японцами и корейцами, применяющими наряду с идеографией национальные слоговые системы кана в Японии и кунмун в Корее. С другой стороны, многие народы смогли шагнуть непосредственно от низшего этапа в развитии письма к высшему, например от пиктографии прямо к буквенно-звуковому письму, минуя идеографический и слоговый этапы. Речь идет о чукчах, эскимосах, эвенках, ненцах и других народах Крайнего Севера, получивших возможность совершить такой скачок после Октябрьской революции.

1.1.2 Пиктографическое письмо

Древнейший, самый первоначальный тип письма – это пиктографическое письмо (от лат. pictus «картинный, нарисованный» и греч. grapho «пишу»). Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения о военных походах (на надгробных памятниках вождей).

Пиктографическое письмо посредством рисунка, которое называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.

Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которого не имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.).

Появление пиктографического письма связывается с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, т.е. как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя. Как полагают, это относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э.

Судя по тем сведениям, которые дошли до нас из отдаленных эпох, а, также учитывая данные этнографии большинства народов, можно заключить, что пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные функции.

Известны следующие разновидности пиктограмм:

1. различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и т.д.;

2. сообщения о боевых походах, стычках, охоте;

3. разные письма, в том числе и любовные;

4. племенные летописи-хроники;

5. надгробные мемориальные надписи;

6. записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.

Первый этап в истории пиктографии представлен простейшими рисунками, изображающими события, вещи, явления.

То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.

1.1.3 Идеографическое и смешанное идеографическое письмо

Появление идеографического письма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к бо́́льшим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова. Древнейшие логографические системы письма – египетская, шумерская, критская, китайская и др. обычно возникали в связи в связи с формированием первых рабовладельческих государств (ІV – начало II тысячелетия до н.э.). Возникновение этих систем письма было обусловлено потребностью первых государств в более упорядоченном и точном письме: потребность эту уже не могла удовлетворить примитивная пиктография. В свою очередь, потребность в упорядоченном и точном письме появлялась в связи с необходимостью сложного хозяйственного учета, характерного для рабовладельческих государств, в связи с развивавшейся торговлей, для записи крупнейших исторических событий, религиозных обрядов, посвящений богам и т.п. (см. Рис1)

Самый термин «идеография» (от греч. idea «понятие» и graphō «пишу») указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. В последнее время этот термин все чаще заменяется другим термином «логография» (от греч. logos «речь», graphō «пишу») на том основании, что графические знаки связываются непосредственно с языковой единицей – словом. Но дело в том, что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом и фонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка, или даже на разных языках.

В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также словопорядок. Оно имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособлялся, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность, начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается идеографическое.письменные документы в Древней Руси были...

  • Документ в управленческой и правовой деятельности

    Реферат >> Промышленность, производство

    Вопросы возникновения и развития документа . 2. Проанализировать функции и свойства документа . ... появления любого документа – необходимость зафиксировать информацию. Отобразив информацию, документ ... письменной форме, и доверенности, т.е. письменного уполномочия...

  • Возникновение аудита в мире

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    Подвергались не столько сами письменные документы ,сколько устные показания проверяемых... , возникновением крупных фабрик, расширением торговли, вызвали появление новых... другие услуги.ЗаключениеС появлением регулирующих документов «Временные правила...

  • Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

    Реферат >> История

    Быстрое развитие письменности . Письменность была известна на... Собор принял «Стоглав» - документ , регулировавший деятельность церкви и... возникновением новых отраслей промышленности - нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;- привел к появлению ...

  • История письменности берет свое начало в каменном веке. Тогда никого особо не интересовала ни поэзия, ни проза, ни инструкции к кофеваркам. Для древних людей было важно далеко не это.

    Важными были ритуалы поклонения богам. Дело в том, что люди каменного века не делали почти ничего без соответствующего ритуала. Для каждого повседневного действия полагался свой особый ритуал. Естественно, иногда ритуалы «срабатывали» и охота была удачной. Само собой, древние люди пытались зарисовать на стенах пещер последовательность «удачного» ритуала. Именно это обстоятельство и стало отправной точкой истории письменности.

    Впрочем, назвать письменностью наскальные рисунки – сложно. Скорее, это прообраз современных комиксов (отсюда вывод – история комиксов берет свое начало раньше истории письменности!). А сама письменность появилась гораздо позже – и стала развитием идей наскальной живописи.

    Первый заметный след в истории письменности оставили шумеры. Самый ранний документ был найден на раскопках города Урук, и датируется 3300 годом до н.э. Кстати, первые найденные документы относились не к религии – а к бизнесу, точнее – к бухгалтерии. Видите ли, шумеры использовали для подсчета скота шарики с пометками. Шарики складывались в контейнер, который затем запечатывали – получалось древнее свидетельство о праве на собственность. Вскоре, на контейнер начали наносить изображение его содержимого – чтобы не разбивать его каждый раз. А разбивали контейнер, по-видимому, только в случае визита налоговой полиции. Так появились первые документы – на поверхности контейнера были начертаны символ животного и количество этих животных в стаде. Со временем контейнер исчез за ненадобностью.

    Как мы уже отмечали, первый в истории письменности метод записи представлял собой картинки, обозначающие тот или иной объект. Например – символ «лошадь», символ «коза» и так далее. Эти картинки были стилизованы и унифицированы, и вскоре приобрели почти схематический характер. Именно так появились идеограммы. В отличие от буквы, идеограмма обозначает не звук, а понятие или идею. Фактически, китайские и японские иероглифы представляют собой идеограммы. Их можно читать, не зная языка. Не нам конечно. Но, например, хорошо образованные китайцы могут читать японские иероглифы, не зная японского языка. Они не смогут прочесть написанное вслух на японском, но смогут в точности понять смысл документа. Кстати, именно из-за столь странного, на европейский взгляд, метода записи, «идеограмная» восточная поэзия столь отличается от произведений «алфавитных» западных культур – на востоке поэзия на порядок более визуальна, т.е. произведение автора оценивается не только по звучанию, но и визуально. Эти произведения практически невозможно оценить в переводе – нужно видеть иероглифы и сознавать акценты идеи, которые несет каждая черточка иероглифа. Для справки – в классическом китайском «алфавите» более 3000 символов.

    Алфавит

    Но вернемся к истории письменности. Первый алфавит возник на ближнем востоке, примерно 3500 лет назад – около 1500 г. до н.э. «Патент» на изобретение принадлежит финикийцам. Финикийский алфавит стал основой для письменности арабов и греков, а греческий алфавит, в свою очередь, разделился на кириллический (основа славянских алфавитов) и романский (латинский).

    Принципиальное отличие алфавита от иероглифов в том, что здесь отдельный символ отражает не идею или понятие, – а всего лишь абстрактный звук. То есть идеограммы по сути своей ближе к наскальным рисункам, а финикийский алфавит – это попытка записи голоса. Таким образом, финикийский алфавит – первое изобретение в области звукозаписи.

    История письменности = история деградации?

    «Деградация? Да какие могут быть недостатки у письменности?», - спросите вы. На этот вопрос ответил Платон, который как раз застал эпоху распространения письменности. Он сформулировал три основных недостатка, и надо сказать, оказался абсолютно прав в каждом из случаев.

    1. Письменность разрушает память. Там, где начинается история письменности, заканчивается эпоха памяти. До появления письменности человек мог легко запомнить поэму из нескольких тысяч строк после двух-трех прослушиваний. И это не считалось чем-то выдающимся. Письменность уничтожила эту способность всего за пару поколений.

    2. Сложность защиты информации. История письменности – это история охраны информации. С древнейших времен и по наши дни существуют секретные документы. И если мы вдруг получим их в руки - то без труда сможем прочесть их.

    3. Недопонимание. И снова Платон оказался прав. На протяжении всей истории письменности, люди стремились сделать процесс записи как можно более простым. Но у простоты есть оборотная сторона – письменные свидетельства полностью лишены невербальной составляющей человеческой речи. Вопросительный и восклицательный знаки смотрятся просто насмешкой. К тому же страница книги не может ответить на вопросы и часто оставляет огромное пространство для разных толкований текста.


    С другой стороны, плюсы письменности перевешивают ее минусы.

    1. Мы можем отследить изменения происходящие в течении длительного времени. До возникновения письменности не было истории – были лишь легенды.

    2. Мы не расходуем «мощность» нашего мозга на запоминание информации – мы тратим ее на анализ.

    3. Мы можем делать выводы на основе опыта других, без непосредственного взаимодействия с ними.

    4. Знание не зависит от социального класса.


    Без трех последних пунктов научно техническая революция ХХ века была бы невозможной. А еще без письменности вы точно не смогли бы прочитать эту статью.

    Лекция №1.История возникновения письменности

    Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми, и служит для передачи мысли на расстоянии и закрепления её во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа, а значит и частью мировой культуры. История мировой письменности знает следующие основные виды письма:

      пиктографическое,

      идеографическое,

      слоговое,

      буквенно-звуковое.

    Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;

    Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое").

    Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо , изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

    буквенно-звуковое (фонематическое) письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.

    Русский алфавит имеет 33 знака , тогда как фонематический строй языка состоит из 39 фонем.

    Буквенно-звуковая система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Так в латинском алфавите – 23 знака , в итальянском – 21 , чешском – 38, армянском – 39 .и т. д.

    Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своём простейшем начертании представляют графемы (неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учёта стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).

    Графематический состав алфавита складывался в течение многих веков на основе требований того или иного языка, требований удобства написания и чтения.

    Первый буквенный алфавит появился около 16 в . до нашей эры. Известно, что Семитские племена, жившие на Синайском полуострове , переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первоначальное буквенное письмо.

    Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго-Восточного Средиземноморья к грекам.

    Древнейшие греческие буквы появились в 8 в. до нашей эры, но только к 4 в. до нашей эры обрели относительную завершенность, графическую простоту и ясность.

    В 3 в. до нашей эры существует и латинский алфавит . Латиняне (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название – латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. На рубеже новой эры письмо располагалось между двумя линейками, было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание.

    Создание алфавита славяно-русской системы письма – «Кириллицы» относится к концу 9 началу 10 в . Творцами славянской азбуки на основе византийского письма были братья Кирилл (Константин Философ, имя Кирилл он принял не задолго до смерти) и Мефодий , уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным, а воспитание и образование они получили греческое.

    Наряду с кириллицей существовала другая азбука – глаголическая.

    На Руси глаголица продержалась недолго и была полностью вытеснена кирилловским письмом. Из истории древнерусского шрифта выделяются основные каллиграфические варианты кириллицы:

    с 11 века – уставное письмо (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас);

    с 14 века полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине 16 века ;

    в начале 15 века получают распространение различные виды скорописи.

    Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было.

    Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Буквы больше рисовались пером, чем писались.

    Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кириллического письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину. Буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками, начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше; перо затачивается острее. Появляется много сокращений под титлами, а также много различных надстрочных знаков, ударений (сил) и целая система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. Первая на Руси печатная книга «Апостол» была изготовлена книгопечатником Иваном Федоровым в 1564 году.

    Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с 15 века главным образом для выделения заглавий. Различают два вида вязи: круглую и угловатую (штамбованную). Один из основных приемов вязи – мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха (штамба) двух букв превращались в один. Пустоты, образовавшиеся при этом, заполнялись уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв, а так же полумачтами (полуштамбами) соседних букв. Выполненные золотом или киноварью надписи несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.

    Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись 14 века очень близка к полууставу.

    В 15 веке она становится более свободной, получает значительное распространение; ею пишутся различные грамоты, акты, книги. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма.

    В 17 веке скоропись , отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма.

    В 17 веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо . В это время появляются книги образцов письма – «Азбука славянского языка…» (1653г.), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи.

    Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром I в начале 18 в . способствовала распространению грамотности и просвещения. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок старинной антикве. Новым шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. Первые книги нового образца были изданы в Москве в 1708году.

    Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

    Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

    Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

    Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

    Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.

    Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

    В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры Гельб И.Э. Изучение систем письменности у древних славян. М., 2003..

    Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

    АЗБУКА: АЗ + БУКИ

    а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

    АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

    Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

    В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата -- Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).

    И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

    Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

    Современные ученые считают письменность одной из характерных черт цивилизации. Древние считали её божественным даром. Так или иначе, но именно письменность стала важным шагом в передаче накопленного опыта. В нашем обзоре 10-ка древних систем письменности. Одними пользуются и сегодня, а другие учёные так и не смогли расшифровать до конца.

    1. Шрифт Брайля


    Это единственная тактильная система письма в этом списке. Шрифт Брайля был изобретен в 1821 году слепым французом Луи Брайлем, которого вдохновило "ночное письмо" - код в виде рельефных точек, используемый французскими военными. До этого момента Брайль был в состоянии читать книги с выпуклыми буквами, но ему хотелось и писать книги. В итоге Брайль изобрел свою собственную систему письменности, в которой использовалось всего шесть точек для отображения буквы (в "ночном письме" использовали 12 точек). При жизни Брайля эта система не завоевала большой популярности, но после его смерти она превратилась в средство письменного общения для слепых и слабовидящих. Сегодня шрифт Брайля был адаптирован к огромному количеству языков по всему миру.

    2. Кириллица


    В 9-м веке нашей эры греческие братья Мефодий и Кирилл изобрели два алфавита, глаголицу и кириллицу, в качестве системы письма для старославянского языка. Кириллица, которая была сделана на основе глаголицы и греческого алфавита, в конечном счете, стала предпочтительной системой для записи славянских языков. Кириллица сегодня используется в письменности многих славянских языков (русского, украинского, болгарского, белорусского и сербского), а также ряда неславянских языков, которые попали под влияние Советского Союза. На протяжении всей истории, кириллица была адаптирована для записи более чем 50 языков.

    3. Клинопись


    Клинопись известна как самая ранняя известная система письменности в мире. Он впервые появилась в 34 веке до н.э. у шумеров (которые проживали на территории современного юга Ирака). Клинопись была адаптирована для записи нескольких языков (в том числе аккадского, хеттского и хурритского), а позже на ее базе были сделаны угаритский и древнеперсидский алфавиты. Более чем 3000 лет клинопись была весьма распространена на Ближнем Востоке, но постепенно ее заменил арамейский алфавит. Окончательно клинопись исчезла в 100 году нашей эры.

    4. Древниеегипетские иероглифы


    Считается, что египетские иероглифы возникли вскоре после шумерской клинописи, около 3200 г. до н. Наряду с хорошо известными иероглифами, существует две другие древнеегипетские системы письма: иератическое (использовалось в основном для религиозных целей) и простонародное (для большинства других целей). Эта система письменности послужила в качестве вдохновения для создания первого алфавита.

    5. Китайская письменность


    Китайская письменность известна не только тем, что ей пользуются огромное количество людей, но и тем, что это одна из старейших непрерывно используемых систем письменности в мире. Она возникла во 2-го тысячелетии до нашей эры и используется до наших дней. Изначально символы представляли собой пиктограммы, в которых прослеживалось сходство с тем, что символ обозначал. Каждая пиктограмма представляла собой целое слово. Китайские иероглифы были адаптированы для других языков из-за огромного влияния Китая в Восточной Азии. Китайские иероглифы переняли корейцы и японцы (значения символов), а также вьетнамцев (звук или смысл символов). В 20-м веке китайскую письменность разделили на две основные формы: традиционную и упрощенную для того, чтобы повысить уровень грамотности в стране.

    6. Брахми


    Многочисленные письменные системы, используемые в Южной Азии, произошли от брахми. В течение последующего тысячелетия брахми разделился на десятки региональных систем, которые начали ассоциироваться с языками соответствующих регионов. Южная группа этих письменностей распространилась по Юго-Восточной Азии, а северная группа распространилась на Тибет. Сегодня письменность брахми используется во многих странах Азии (особенно в Индии), а также используется для религиозных целей в районах, где распространен буддизм.

    7. Арабская письменность


    Из-за большого количества людей говорящих на арабском языке, а также широкого распространения ислама, арабский алфавит стал вторым по частоте использования алфавитом в мире. Используется арабская письменность в основном в Северной Африке, Западной и Центральной Азии. Алфавит возник около 400 г. н.э. (за 200 лет до возникновения ислама), но распространение ислама и написание Корана привели к серьезным изменениям в системе арабской письменности.


    Греческий алфавит стал огромным шагом вперед в развитии алфавитов, тем более, что впервые были отдельно выделены гласные буквы. Греческий алфавит существует с 800 г. до н.э. до сегодняшнего дня, и за свою долгую историю он был использован для написания иврита, арабского, турецкого, галльского и албанского. Греческое письмо пытались использовать еще в микенской Греции, но греческий алфавит стал первой успешной попыткой, которую реализовали уже в Древней Греции. Греческий алфавит оказал огромное влияние на другие системы письменности, именно на его базе возникли кириллица и латиница.


    Латинский алфавит является наиболее широко используемым алфавитом за всю историю. Латиница, которая появилась в качестве варианта греческого алфавита примерно в 700 г. до н.э., быстро распространилась сначала в Европе, а затем и во всем мире. Латинский алфавит распространился вслед за расширением Римской империи на Западную Европу, а затем с распространением христианства в средние века - на Центральную и Северную Европу. Некоторые славянские языки также стали использовать этот алфавит с принятием католичества. Европейская колонизация затем принесла с собой латинский алфавит в Америку, Африку, Океанию и Азию.

    9. Протосинайская и финикийская письменность


    Протосинайская письменность была первым алфавитом, и поэтому она фактически является родителем почти всех алфавитных систем письма, появившихся после нее. Она возникла в Египте и на Синайском полуострове около 1900 г. до н.э. и была вдохновлена египетскими иероглифами. Финикийская письменность - прямой потомок протосинайской и мало отличается от нее. Она была широко распространена финикийскими купцами по всему Средиземноморью, и стала использоваться в качестве алфавита нескольких языков.

    Люди всегда стремились к познанию тайного. , в которых изложены сложные и таинственные ритуалы, - ключ к общению с потусторонним миром. Правда, многие из этих книг, прочитать так никто и не смог.

    error: Content is protected !!