Переутомление у детей и взрослых: симптомы и лечение. Переутомление: симптомы, лечение у детей и взрослых, как восстановиться

0 комментариев 22.02.18

Каждый человек, вовлеченный в современный ритм городской жизни, подвержен ежедневным информационным, интеллектуальным и эмоциональным перегрузкам. Даже рядовой офисный служащий каждый день должен решать множество задач, требующих умственного напряжения: составление планов и отчетов на работе, удержание в памяти множества текущих дел, которые необходимо выполнить, общение в социальных сетях и просмотр новостей и т.д. Интеллектуальная нагрузка усугубляется, если человек учится, занимается научной или руководящей работой. Ко мне за помощью часто обращаются люди, которым не удалось справиться с подобного рода перегрузками.

Записаться на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации


можно узнать перейдя по ссылке.

Современные социальные стереотипы диктуют образ успешной личности, которая без устали работает, преодолевая все препятствия, достигая карьерных высот и финансового благополучия.

Усталость расценивается как проявление «лени» или «слабости». Однако такое отношение к умственным нагрузкам может привести к переутомлению, нервному истощению и серьезным проблемам в области психического здоровья. Поэтому следует ознакомиться с простыми и доступными способами восстановления умственной работоспособности.

Вам также может быть интересна следующая информация:


Признаки умственного переутомления

Для начала необходимо научиться распознавать тревожные симптомы, которые свидетельствуют о том, что мозгу необходим отдых. За годы своей профессиональной деятельности я убедилась в том, что наиболее распространенными признаками интеллектуальной усталости являются следующие симптомы:

Повышенная восприимчивость к различным заболеваниям

Частые и длительные расстройства здоровья — простуды, кашель, синуситы - могут косвенно указывать на сильное переутомление. Непрерывная усиленная умственная деятельность истощает нервную систему, приводит к стрессу, который ослабляет иммуннитет и ведет к ослаблению организма.

Переживания из-за событий прошлого

Навязчивые воспоминания о собственных неудачах, концентрация на негативных воспоминаниях могут спровоцировать даже психологическую депрессию. Возникновение таких состояний указывает на необходимость остановиться, успокоиться и привести свой ум и мысли в порядок, либо просто отдохнуть.

Пренебрежение естественными потребностями (сном, едой, отдыхом)

Сознательные пропуски завтраков и обедов или сокращение времени на сон ради выполнения какой-либо работы в срок также говорят о необходимости снизить умственную нагрузку. Отсутствие правильного режима дня будет усугублять нагрузку на организм и отрицательно сказываться на работе мозга.

Расстройство сна

Бессонница указывает на перевозбуждение нервной системы из-за неотвязных тяжелых мыслей. Полноценный сон необходим для восстановления нервной системы и продуктивной интеллектуальной деятельности.

Апатия

Безразличие к окружающему, безучастность, апатия - признаки того, что мозг не справляется с интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Отсутствие положительных эмоций от того, что раньше доставляло удовольствие - общение с друзьями, увлекательное хобби - красноречиво говорит о сильной усталости и переутомлении.

Доступные способы восстановления работоспособности мозга

Для начала необходимо осознать - что ментальная усталость имеет место быть, она затрудняет каждый момент вашего дня, и вы не можете продолжать жить и работать в прежнем ритме, с привычной интенсивностью. Выполнение следующих рекомендаций может помочь человеку, находящемуся в состоянии умственной и психологической усталости.

Хороший ночной сон

Сон - это жизненно важная потребность. Отсутствие сна убивает быстрее, чем отсутствие пищи. Самым естественным и простым вариантом устранения умственного переутомления является сон. Во время сна упорядочивается и фильтруется информация, полученная в процессе дневной умственной деятельности. Кроме того, клетки головного мозга очищаются от нейротоксинов. Способность к концентрации внимания и запоминанию большого объема информации тоже зависят от качества и продолжительности сна. Считается, что нормальная продолжительность сна составляет около 8 часов в сутки, но, если вы страдаете от умственной усталости, вам понадобится увеличить его продолжительность, рекомендуется хороший ночной сон до 10-12 часов.

Полноценное питание

Обратите внимание на свое питание. Найдите утром время на нормальный, полноценный завтрак, а не «птичий» — чашку кофе на лету. Сядьте и обстоятельно позавтракайте. Вы получите и энергию на весь день, и чувство морального удовлетворения и уверенности.

Медитация

Еще один способ борьбы с ментальным переутомлением - медитация. Этот вариант не так прост, как обычный сон и требует определенной подготовки. Однако при помощи медитативных практик можно прекрасно отдохнуть и расслабиться. Регулярные медитации помогают осознанно избавляться от ментального мусора, т.е. «отработанных» мыслей и переживаний, которые мешают развиваться и двигаться вперед в делах.

Экотерапия - созерцание красот природы или природных явлений

Спокойное созерцание чего-либо красивого, эстетически приятного также помогает восстановить работоспособность уставшего мозга. Можно рассматривать произведения искусства или любоваться пейзажем, а также просто смотреть на огонь, воду, облака. дает возможность расслабиться, переключить внимание и получить положительные эмоции от увиденного. Рассматривание красивых объектов помогает отвлечься от насущных проблем и, кроме того, развивает воображение.

«Разгрузочные дни» для ума

Полезно периодически устраивать «информационное голодание», своеобразные разгрузочные дни для ума. Можно, например, раз в неделю (декаду, месяц) сознательно отказываться от компьютера, телефона и просмотра телевизора на сутки, ограничивая приток информации.
Чтобы избежать переутомления ума, важно вовремя распознать признаки умственной усталости. Не стоит откладывать отдых на неопределенной время, лучше сразу же принять меры по восстановлению умственной работоспособности.

Переутомление – состояние, с которым сегодня часто сталкиваются не только взрослые, но и дети. Оно характеризуется пониженной активностью, сонливостью, нарушением внимания и раздражительностью. Причём многие люди считают, что переутомление – несерьёзная проблема, и что достаточно хорошо отоспаться, чтобы оно прошло. На самом же деле избавиться от такого нарушения невозможно длительным сном. Все наоборот - постоянное желание спать и неспособность восстановить силы после сна – это основные симптомы переутомления.

Ещё каких-то 10 лет назад переутомление встречалось только у взрослых, но сегодня такое нарушение очень часто можно встретить у ребёнка, особенно у такого, которого с самого раннего детства родители стремятся всячески развивать, стремясь сделать из него «гения».

Причины

Из всего вышесказанного становится понятно, что переутомление – это реакция нервной системы на психические, умственные или физические раздражители. Конечно же, оно не может развиться, если такое воздействие имеет кратковременный характер, но при длительном воздействии переутомление возникает в 90% случаев. То есть несоответствие периодов труда и отдыха, независимо от того, какой именно деятельностью занимается человек, приводит к переутомлению.

Постоянное беспокойство и нахождение в состоянии также приводит к переутомлению, которое при этом носит эмоциональный или психологический характер.

Неблагоприятная атмосфера в семье – причина такого расстройства, как переутомление у взрослого или ребёнка, поскольку в такой ситуации нарушается баланс между позитивными и негативными эмоциями, что неблагоприятно влияет на здоровье.

Кроме того, причинами этого нарушения могут быть:

  • неудовлетворённость отношениями, работой, зарплатой и т. д.;
  • неблагоприятные бытовые условия;
  • неправильное питание, при котором организм недополучает витаминов и микроэлементов;
  • негативное видение событий и ситуаций в жизни.

У ребёнка переутомление может возникнуть:

  • из-за чрезмерной нагрузки в дошкольном учреждении или школе;
  • из-за посещения большого количества кружков и секций;
  • из-за несбалансированного питания;
  • из-за неспособности родителей организовать правильный распорядок для своего малыша с рациональным чередованием периодов активности и отдыха.

У совсем маленького ребёнка грудного возраста тоже изредка диагностируется переутомление организма. Причины такого расстройства могут заключаться в неспособности матери создать гармоничные условия для бодрствования и отдыха малыша. А ещё симптомы нарушения часто проявляются у подростков, что связано с гормональной перестройкой организма.

Симптомы

У ребёнка и взрослого симптомы переутомления могут быть различными. К тому же признаки переутомления различаются в зависимости от вида нарушения – физическое, психическое, эмоциональное или умственное. Но есть и общие симптомы, среди которых:

  • сонливость (взрослый или ребёнок постоянно хочет спать, но при этом сон не добавляет бодрости);
  • раздражительность;
  • заторможенность реакций;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении определённых задач или действий.

Признаками того, что у взрослых физическое переутомление, являются:

  • боли в мышцах;
  • беспокойный сон или возникновение бессонницы;
  • боли в области глаз, жжение;
  • апатичность, или, наоборот, раздражённость;
  • боли в области сердца;
  • нарушение аппетита и часто снижение массы тела.

У ребёнка симптомы того, что у него физическое переутомление, проявляются в нежелании играть со своими сверстниками, отказе от активных игр и неспособности сосредоточиться на решении простых задач. Кроме того, у ребёнка отмечается плаксивость, он становится капризным, раздражительным. Обычно, когда ребёнок в таком состоянии, родители считают, что ему следует отоспаться и все пройдёт. На самом же деле, сон у ребёнка с таким нарушением, как переутомление, не приносит облегчения, как и у взрослого человека с таким же диагнозом.

Умственное переутомление характеризуется головными болями, покраснением белков глаз, скачками артериального давления. Также человек жалуется на бессонницу, кожа его лица становится сероватой, под глазами появляются синяки или «мешки». Такие же признаки умственного переутомления присущи детям.

Кроме того при умственном и эмоциональном переутомлении у человека могут возникать и дополнительные симптомы:

  • бессонница;
  • частые и ;
  • потливость в ночное время;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • повышение или понижение температуры тела.

Если говорить про детей, то сильное переутомление у них выражается специфической симптоматикой, которая обычно не присуща взрослым. Хотя, конечно же, как уже отмечалось выше, есть и классические симптомы. У ребёнка с таким нарушением может отсутствовать реакция на окружающие раздражители, тогда как в норме дети с радостью познают новое и являются весьма активными.

Кроме того, у ребёнка с переутомлением организма может отмечаться суета – он начинает писать нечётко, двигает руками и ногами без причины, постоянно норовит сменить позу. Беспричинные страхи тоже являются симптомом умственного и эмоционального переутомления у ребёнка, поэтому родители должны обращать внимание на любые несвойственные малышу проявления, чтобы исключить вероятность развития такого нарушения, как переутомление организма. Нарушение у детей выражается и неврологической симптоматикой. В частности, малыш может строить гримасы, передразнивать взрослых людей, кривляться перед зеркалом или перед окружающими.

Диагностика

Лечение переутомления организма проводит врач-невропатолог, невролог и психотерапевт. При этом поставить правильный диагноз врач может на основании опроса взрослого человека или родителей ребёнка.

Также важно исключить вероятность развития у человека неврологических патологий, а при наличии высокой температуры – исключить вероятность воспалительного процесса в организме.

Лечение

Лечение нарушения у детей и взрослых будет различным, хотя есть и общие мероприятия, которые применяют в терапии расстройства у всех пациентов. Основное лечение заключается в нормализации образа жизни:

Таблетки при переутомлении назначаются лишь в тяжёлых случаях взрослым пациентам, когда у них развились симптомы выраженной депрессии или невроза. При этом таблетки должен подбирать врач, с учётом симптоматики нарушения и состояния здоровья пациента – самолечение может вызвать негативные последствия.

Хороший эффект оказывает массаж, который выполняется специалистами в условиях медицинского учреждения. Физиотерапевтические процедуры позволяют снизить симптомы переутомления, и вернуть человеку бодрость и хорошее настроение. В частности, это такие процедуры, как:

  • хвойная ванна;
  • кислородная ванна;
  • душ Шарко;
  • контрастный душ.

Несмотря на то что при таком нарушении человек ощущает слабость и нежелание двигаться, очень важно ввести в свой рацион физические нагрузки. Они способствуют выработке гормона счастья, улучшают тонус мышц и дают заряд энергии.

Конечно же, лечение этого нарушения невозможно без коррекции образа жизни. В частности чтобы снизить симптомы переутомления, избавиться от усталости глаз, головных болей и других проявлений, человеку следует отказаться от работы за компьютером и от просмотра телепередач и больше времени проводить на свежем воздухе.

Также следует взять отпуск (или несколько выходных) на работе, и посвятить свободное время исключительно отдыху – активному и пассивному, с чередованием.

Лечение нарушения у ребёнка может потребовать отказа от посещения определённых секций и кружков – родителям следует оставить лишь те занятия, которые вызывают у малыша наибольший энтузиазм, освободив ему свободное время для игр и простого отдыха.

Всем нам знакомо это ощущение — умственная усталость . Это давление в висках от того, что в нашей голове вертятся тысячи мыслей и забот, а также тысяча вопросов, которые срочно нужно решить. Беспокойство, которое мы при этом испытываем, заставляет сердце биться быстрее.

Это наше вечное проклятие, и в борьбе с ним мы ежедневно затрачиваем множество усилий. Что же можно предпринять в этой ситуации?

Во-первых, следует осознать проблему. Важно понять, что мы не можем продолжать жить с этим ощущением. Постоянное умственное переутомление вредно для здоровья . Именно поэтому в нашей сегодняшней статье мы хотим предложить пять простых советов, которые могут помочь сделать вашу жизнь лучше.

Вы уже приготовились записывать? Отлично!

1. Простые приемы точечного массажа

Мы уже говорили об эффективности точечного массажа в других статьях. Например, его часто используют для . Но действительно ли он помогает? Конечно! Сейчас мы объясним, что нужно делать для того, чтобы умственная усталость перестала давить на вас тяжелым грузом проблем:

  • Посмотрите на картинку выше. Нужно с силой сжать при помощи большого и указательного пальца указанную точку на руке. Здесь проходят нервные окончания , которые при стимуляции вызывают чувство спокойствия и расслабленности. Это очень легко и эффективно.
  • Существует еще одна «волшебная» точка, которую стимулируют для облегчения головной боли, стресса и для релаксации. Она расположена на переносице, прямо между глазами. Вы уже нашли ее? Хорошо, теперь сделайте небольшой массаж в течение 30 секунд при помощи указательного и большого пальца. Вы увидите, что сразу же наступит облегчение.

2. Глубоко дышите, и пусть время остановится

Вы еще не успели вернуться домой с работы, но уже думаете о том, что нужно будет сделать завтра. В вашей голове все еще роятся мысли, рабочие разговоры, планы, отчеты. Вы приходите домой, где вас ждет гора других обязанностей: дети, покупки, приготовление ужина… Что делать, если вы чувствуете постоянноеумственное переутомление?

  • Осознайте одну простую вещь: всегда нужно находить время для себя , по крайней мере, пару часов в день. Необходимо, чтобы у вас было личное пространство. Это желание совсем не каприз или прихоть. Это базовая потребность, от которой зависит ваше душевное здоровье, так что «остановите время» и скиньте груз ежедневных проблем.
  • Найдите тихое и спокойное место , такое, где вы чувствуете себя хорошо.
  • Теперь, очистите свой разум и сделайте глубокий вдох. Затем медленно выдохните. Повторите этот процесс пять раз, стараясь при этом ни о чем не думать.
  • После этого простого, сделайте что-то полезное для себя . Выйдите на прогулку, почитайте интересную книгу, примите ванну.

3. Укройтесь в своем собственном “личном дворце для размышлений”


Представьте, что вы на работе. В офисе, кабинете, или любом другом месте, куда вы приходите каждый день и где часто испытываете давление и стресс. Как можно помочь себе эффективно справиться с умственной усталостью?

  • Вам потребуется всего 5 минут. Найдите тихое место, можно даже остаться на своем рабочем месте, если это возможно.
  • Посмотрите в окно или на какой-либо объект, главное не на экран компьютера.
  • Теперь глубоко вдохните и начните дышать спокойно.
  • Что же мы теперь будем делать? Визуализировать. Вообразите то, что вызывает приятные чувства, например место, куда бы вам хотелось поехать в путешествие . Представьте себе, что вы спокойно и безмятежно прогуливаетесь по пляжу, почувствуйте на себе дуновение влажного морского ветра, тепло песка. Это место — ваш «личный дворец», где все спокойно и нет никакого давления. Отдохните в нем и «отключитесь» на время от всех проблем.

4. Травяной чай из розы, липы и мелиссы


Травяной чай из этих растений лучше всего подходит для облегчения состояний, связанных со стрессом и тревожностью. Этот напиток очень вкусный, легкий и обладает расслабляющим эффектом. Он просто идеален для того, чтобы справиться с переутомлением.

Для приготовления этого напитка потребуется 10 г , 10 г мелиссы и 5 г липового цвета. Залейте их стаканом воды (250 мл) и доведите до кипения. После того, как он настоится, можно добавить немного меда.

Пейте этот чай неспеша, в непринужденной, расслабляющей обстановке и, желательно, в одиночестве. Наслаждайтесь этим моментом тишины и ни о чем не думайте. Подарите себе 20 минут полного релакса, и умственная усталость отступит.

5. Умственная усталость и польза прогулок


Немногие вещи так расслабляют и дают чувство освобождения от проблем, как прогулка . Вам нужно уделить себе для этого всего лишь полчаса. Наденьте удобную обувь, если у вас есть собака, возьмите ее с собой и идите гулять. Быстрая улучшает кровообращение и заставляет ваше сердце работать.

Таким образом, вы не только насыщаете кислородом свое тело. Еще вы освобождаете свой ум и начинаете видеть вещи под другим углом . Ходьба понижает давление, уменьшает тревожность и помогает взглянуть на многие вещи с другой стороны.

Пусть дуновение ветра растреплет волосы и освежит разум. Умственная усталость уйдет, и вы почувствуете облегчение. Возможно, это самый подходящий момент для того, чтобы подумать о том, не следует ли что-то изменить в вашей жизни.

Вы заслуживаете быть счастливым и сбросить весь этот груз проблем, который не дает вам наслаждаться жизнью.

Предлагаем начать новую жизнь прямо сейчас!

Усталость, сонливость, апатия и слабость – эти ощущения многие списывают на переутомление и думают, что обычным сном можно решить проблему, восстановить силы. А на самом деле в медицине переутомление считается достаточно сложной проблемой – ведь оно может привести даже к развитию ! Важно не только иметь какое-то общее представление о рассматриваемом состоянии, но и знать его первые признаки – это поможет своевременно отреагировать на «сигналы» организма и быстро восстановить силы.

Врачами рассматриваются два основных вида переутомления – физическое и умственное, причем, они оба могут быть и у детей, и у взрослых.

Физическое переутомление

Этот тип переутомления развивается постепенно – человек сначала чувствует легкую усталость и болевой синдром малой интенсивности в мышечных тканях, но обычно на эти признаки мало кто обращает внимания. Продолжая вести активную работу или заниматься спортивными тренировками, не снижая нагрузок, наступает полноценное физическое переутомление. В таком случае будут присутствовать следующие симптомы :


Обратите внимание: если рассматриваемое состояние развивается у женщин, то может начаться нарушение менструального цикла.

При возникновении вышеперечисленных симптомов, следует немедленно прекратить усиленные тренировки или отстраниться от физического труда – понадобится время для подбора программы по восстановлению. Врачи не рекомендуют совсем отказаться от привычных физических занятий, просто нужно снизить их интенсивность. В качестве лечебных мероприятий можно использовать :

  1. Баня . Это эффективное средство для восстановления после тяжелого физического труда, повышения работоспособности и укрепления иммунитета. Оптимально будет сочетание бани и массажа, но даже без последнего посещение 1-2 раза в неделю бани будет способствовать восстановлению организма даже после сильнейшего физического переутомления.
  1. Ванны . Они могут быть разными – каждая из них оказывает воздействие определенного характера. Наиболее популярными при физическом утомлении являются :

  1. Душ. Мало принимать ежедневно душ в качестве гигиенической процедуры – правильно подобранными воздействиями душа можно помочь организму справиться с физическим переутомлением. Запомните :
  • горячий душ с температурой воды +45 – оказывает тонизирующее действие;
  • дождевой душ – освежает и успокаивает, снижает интенсивность болевых ощущений в мышечных тканях;
  • каскадный душ (с высоты 2, 5 м на человека падает большое количество холодной воды) – повышает мышечный тонус;
  • контрастный душ – помогает поддерживать работоспособность организма во время восстановления.
  1. Массаж . Эта процедура оказывает положительное воздействие на центральную и периферийную нервную систему, работу пищеварительной/сердечно-сосудистой систем, улучшает обменные процессы в организме. При физическом переутомлении очень важно получить квалифицированный массаж, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.

Продолжительность массажа :

  • ноги – по 10 минут на каждую нижнюю конечность;
  • спина и шея – в общем 10 минут;
  • верхние конечности – на каждую руку по 10 минут;
  • область груди и живота – 10 минут в общем.

При физическом переутомлении можно и нужно взять кратковременный отпуск, но это не означает, что нужно лечь и лежать без активности – это не даст организму полноценно отдохнуть. Лучшие варианты быстро избавиться от физического переутомления без специфических процедур :

  1. Ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Причем, делать это лучше в парках/скверах и во время таких пеших прогулок не стоит нагружать свой мозг бытовыми проблемами – приложите все усилия для того, чтобы мысли были только позитивными.
  2. Пересмотрите свой рацион питания. Конечно, на диету садиться нельзя, а вот добавить в ежедневное меню фрукты, овощи и нежирные сорта мяса будет вполне логично.
  3. Обязательно пройдите курс витаминотерапии. Можно проконсультироваться по поводу выбора конкретных препаратов с врачом, но можно самостоятельно приобрести поливитаминные комплексы.
  4. Активность физическую не снижайте. Понадобится лишь сменить вид деятельности – наведите генеральную уборку в доме, поработайте в саду или огороде.

Умственное переутомление

Этот вид переутомления часто воспринимается, как обычная усталость и люди стараются восстановить свои силы простым сном или отдыхом на природе. Но врачи утверждают, что в некоторых случаях такой смены деятельности будет мало, необходимо пройти полноценное лечение.

Симптомы умственного переутомления

К ранним признакам умственного переутомления относятся :


При усугублении проблемы человек начинает испытывать тошноту и рвоту, появляется раздражительность и нервозность, потеря концентрации внимания, нарушение памяти.

Важно: ни в коем случае по вышеописанным симптомам нельзя самостоятельно ставить диагноз «умственное переутомление»! Например, повышение артериального давления на фоне головной боли может означать проблемы в работе сердечно-сосудистой системы. Поэтому консультация врача нужна обязательно.

Стадии развития умственного переутомления

Рассматриваемое состояние не может появиться внезапно и вдруг со всеми сопутствующими симптомами – умственное переутомление развивается в поступательном ритме.

1 стадия

Самая легкая стадия умственного переутомления, которая характеризуется исключительно субъективными признаками – человек не может заснуть даже при сильной усталости, после ночного сна сохраняется чувство усталости, отмечается нежелание выполнять какую-либо работу.

2 стадия

В этот период рассматриваемое состояние негативно действует на общий ритм жизни. На 2 стадии заболевания к вышеперечисленным симптомам добавляются :

  • тяжесть в области сердце;
  • чувство тревоги;
  • быстрая утомляемость;
  • небольшая физическая нагрузка провоцирует возникновение дрожание верхних конечностей (тремор);
  • сон тяжелый, с частыми пробуждениями и приснившимися кошмарами.

На второй стадии развития умственного утомления появляются расстройства в работе пищеварительной системы, у человека значительно снижается аппетит, кожа лица становится бледной, глаза постоянно покрасневшие.

В рассматриваемый период начинают происходить патологические изменения в работе всего организма. Мужчины могут испытывать снижение потенции и полового влечения, у женщин нарушается менструальный цикл.

3 стадия

Это самая тяжелая стадия рассматриваемого состояния, которая проявляется неврастенией. Человек слишком возбудим, раздражен, сон практически отсутствует в ночное время, а днем, наоборот, пропадает работоспособность из-за желания поспать, работа всех органов и систем организма нарушена.

2 и 3 стадии умственного переутомления обязательно требуют помощи профессионалов – это состояние нужно лечить.

Лечение умственного переутомления

Основной принцип лечения умственного переутомления – снижение нагрузок всех видов, которые привели к развитию рассматриваемого состояния.

На первой стадии заболевания требуется полноценный отдых в течение 1-2 недель – человек должен отдыхать в санатории, совершать спокойные пешие прогулки на свежем воздухе, правильно питаться. При необходимости можно воспользоваться расслабляющими ваннами, проводить сеансы ароматерапии. После этого можно будет понемногу вводить в жизнь человека интеллектуальные и физические нагрузки, а в общем на восстановление понадобится не менее 2 недель.

Вторая стадия умственного переутомления требует полного «отключения» от интеллектуальной деятельности – мозги «выключить», конечно, не получится, но прекратить заниматься документами, отчетами, проектами вполне реально. На этой стадии можно заниматься аутотренингами, пройти курс расслабляющего массажа, отдохнуть в санатории или лечебнице. Срок полного восстановления составит минимум 4 недели.


Третья стадия
рассматриваемого заболевания – это госпитализация человека в специализированную клинику. Речь не идет о психиатрических центрах – целесообразно отправить человека с тяжелой стадией умственного переутомления в профилакторий. В течение 2 недель он будет только отдыхать и расслабляться, затем 2 недели человек занимается активным отдыхом и только после этого можно вводить в его жизнь интеллектуальные нагрузки. Полный курс лечения и восстановления на третьей стадии рассматриваемого состояния составит 4 месяца.

Если вы чувствуете, что появляются первые признаки умственного переутомления, то не ждите «развития событий». Возьмите отдых хотя бы на 2-5 дней, постарайтесь сменить вид деятельности и заняться активным отдыхом, посетите курсы аутотренинга, через день проводить сеансы ароматерапии с маслами розмарина и мяты.

Важно: ни в коем случае нельзя при умственном переутомлении принимать какие-либо лекарственные препараты! Это может привести лишь к ухудшению состояния, при рассматриваемом состоянии медикаментозное лечение вообще не предусмотрено.

Переутомление у детей

Казалось бы – какое переутомление может быть у детей? Если они практически круглосуточно бегают, прыгают, кричат и не соглашаются спать даже поздно ночью? А ведь именно детское переутомление, как считают врачи, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому родители должны внимательно следить за поведением своих малышей – первые признаки переутомления у детей могут быть невыраженными.

Симптомы переутомления у детей

Переутомлению у детей предшествует резкое утомление. Принято выделять следующие внешние признаки утомления (классификация по С.Л.Косилову)

Утомление

незначительное

выраженное

резкое

Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Интерес к новому материалу Живой интерес Слабый интерес, ребенок не задает вопросов
Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, подпирание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Даже в самом начале развития рассматриваемого состояния родители могут обратить внимание на :

  • капризность/плаксивость обычно веселого ребенка;
  • беспокойный сон – малыш может вскрикивать во сне, делать беспорядочные взмахи руками и ногами;
  • нарушение концентрации на каком-то занятии или предмете.


Кроме этого, у ребенка может тела без видимых на это причин (признаки простудных или воспалительных процессов отсутствуют), ребенок испытывает бессонницу по ночам, а днем страдает от сонливости.

Дети в школьном возрасте при переутомлении теряют интерес к учебе, наблюдается у них отставание в учебе, появляются жалобы на головные боли и слабость. Очень часто переутомление у детей проявляется в психоэмоциональных нарушениях :

  • неприятная мимика;
  • кривляние перед взрослыми людьми и зеркалом;
  • передразнивание окружающих.

Дети подросткового возраста при рассматриваемом состоянии начинают грубить, огрызаться, игнорировать замечания и просьбы взрослых.

Причины детского переутомления

Факторами, которые провоцируют развитие переутомления, признано считать :

  • в грудничковом возрасте – нарушение режима дня (время бодрствования превышает время сна), проблемы с грудным вскармливанием;
  • младший школьный возраст – нагрузки физические и умственные, постоянные занятия уроками, короткий ночной сон;
  • старший школьный возраст – гормональная перестройка организма, высокая учебная нагрузка.

Стоит учитывать, что переутомление у детей может быть вызвано в школе и детском саду, неблагополучным окружением в семье, напряженными отношениями со сверстниками.

Лечение переутомления у детей

Многие родители вышеописанное поведение ребенка считают неким баловством – «поспит и все пройдет». А вот врачи утверждают, что такое игнорирование детского переутомления приводит к неврозам, устойчивой бессоннице, колеблются показания артериального давления.

Лечение детского переутомления – это комплексный подход к решению проблемы. Необходимо обратиться за помощью к психотерапевтам и педиатрам – они назначат аутотренинговые занятия, часто детям достаточно пройти лишь несколько сеансов массажа для полного восстановления психоэмоционального фона. Устойчивый эффект дают и следующие мероприятия :

  • коррекция питания речь идет о замене фаст-фудов на полноценные блюда, употребляемые в четко определенные часы;
  • физические нагрузки – это может быть лечебная физкультура или просто занятия спортом;
  • пребывание на воздухе – активные прогулки каждый день по 1-2 часа, независимо от климатических условий.

Врач может назначить ребенку при переутомлении прием витаминных препаратов или специальных биологических добавок.

Профилактика переутомления у взрослых и детей

Чтобы предотвратить развитие переутомления у взрослых, нужно лишь знать несколько правил ведения привычной жизнедеятельности. Это не означает, что требуется перевод на более легкую работу (такой просто не бывает) или же кардинально поменять свой образ жизни – все гораздо проще. Придерживайтесь следующих рекомендаций :


При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление , т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью - субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

Чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

Отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

Повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

Снижение аппетита;

Головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными . Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

Малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения , оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) .

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты ) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный , связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

Двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка;

Профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

error: Content is protected !!