Философия Древнего Китая: мудрецы Поднебесной.

Так или иначе, соотносились с Ведами, то в Китае значимым было противостояние с конфуцианством. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, тогда как в Китае во II в. до н. э. добилось официального статуса государственной идеологии и сумело сохранить его до европейского Нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» (так китайцы в свойственной им форме обозначили активность философской жизни тех времен) были , моизм и легизм.

В истории философии как науки до сих пор не существует общепринятого критерия периодизации китайской философии. Можно выделить несколько оснований для ее периодизации.

В соответствии с европейской традицией выделения основных эпох выделяется четыре периода развития китайской философии :

  • древний (XI — III вв. до н. э.);
  • средневековый (III в. до н. э. — XIX в.);
  • новый (середина XIX в. — 4 мая 1919 г.);
  • новейший (с 1919 г. — по настоящее время).

Китайская философия насчитывает более чем два с половиной тысячелетия. К 221 г. до н. э., когда династия Цинь объединила Китай, в стране существовали разные философские течения, причем основными были школы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в. до н. э.

Китайскую философию можно охарактеризовать двумя словами: гармония и традиция . Как в , так и в красной нитью проходит идея гармонии с природой и всеобщей взаимосвязи. Мудрость черпается именно в этих понятиях, без которых немыслима гармоничная жизнь. В отличие от западной философии, концепции которой базируются на посылке разделения мира и Бога, когда происходящие события обусловливаются высшей волей, китайцы черпают вдохновение в ощущении гармонии происходящего. Даже тогда, когда в ход идут термины небеса или судьба, их употребляют скорее для описания окружающей действительности, а не для выявления некой высшей реальности.

Другой чертой, характеризующей именно конфуцианство, является приверженность традициям и стабильности. Незыблемой нормой поведения становится сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущим поколением. Накопленная в прошлом мудрость берется за.основу, что в свою очередь порождает социальную стабильность и неизменность классовой структуры общества.

В китайской истории, начиная с XIV и кончая началом XX в., социальная жизнь Поднебесной была строго регламентирована, и идеи конфуцианства доминировали в общественном сознании . С приходом коммунистов традиционные ценности объявили феодальными пережитками, и принципы Конфуция были порушены.

Китайский образ мышления представляет собой причудливую „смесь из того, что на Западе называют метафизикой, этикой, и . В сборнике изречений Конфуция вы найдете множество рекомендаций и нравственных поучений, наряду с огромным количеством туманных рассуждений на тему личности и общественного поведения.

Итак, рассмотрим две крупнейшие философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство

Основателем конфуцианства был древнекитайский философ Конфуций (Кун-фу-цзы, 551 — 479 гг. до н. э.). Огромный вклад в становление этого учения внес последователь Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н. э.). Основным текстом конфуцианства является «Четверокнижие», включающее сборник речей Конфуция «Лунь юй», а также книги «Мэн-цзы», «Учение о середине» и «Великое учение».

Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм и легизм

В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао — мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких других причинах основа бытия; два противоположных взаимообусловленных начала бытия: Инь - мужское, активное начало (духовного характера), и Ян — женское, пассивное начало (материального характера); пять стихий — огонь, земля, металл , вода, дерево (в других вариантах место земли занимает воздух).

Наиболее значительными философскими школами Древнего Китая считаются даосизм, конфуцианство , легизм, моизм.

Рис. Онтологические воззрения философов Древнего Китая (на примере даосизма)

Даосизм

Основателем считается Лао Цзы (в разных переводах — «Старый учитель», «Старый мудрей», «Старый ребенок»), живший в конце VI — начале V в. до н.э. Основные положения его учения мхюжены в философских трактатах «Даодэцзии» (Учение о Дао и Дэ). Наиболее известные последователи Лао Цзы — Чжуан Цзы, Ле Цзы. Ян Чжоу (IV — III вв. до н.э).

Наряду с Дао другим основополагающим понятием даосизма является Дэ - своеобразное проявление Дао — энергия, исходящая от Дао благодать, способ преобразования Дао в окружающий мир. Также центральное место в даосизме отводится понятию Ни (в «Даодэцзин» оно отсутствует) — исходный Хаос, субстанция Вселенной.

Дао — это путь, закон и идеальная субстанция Вселенной, в которой он проявляется через Дэ, преобразуя первоначальный хаос в строгий порядок, привычный мир. Поэтому все в мире, подчиненном единому закону, взаимосвязано, иерархично. В этой системе Человек занимает свое скромное, но законное место: он подчиняется законам Земли , которая подчиняется законам Неба , в свою очередь строго следующего законам Дао.

Дао внутренне противоречиво, диалектично: отдельно от всего и одновременно всепроникающее; постоянно и неизменно и в то же время изменчиво, вследствие чего изменчив мир; принципиально непознаваемо и тем не менее доступно для осмысления; порождающее небытие (не имеющее имени) и Бытие , носящее именно такое имя.

Ци порождает противоположные Инь и Ян, взаимодействие которых образует стихии — огонь, землю, металл, воду, дерево и весь мир, представленный предметами, вещами, которые являются результатом взаимодействия стихий. Единичные предметы, таким образом, образуются из Ци и в ней же после своего разрушения растворяются.

Возникновение и исчезновение мира, формирование и разрушение составляющих его единичных вещей подчиняются единому и незыблемому закону Дао, следовательно, на объективные процессы, в том числе и общественные, человек нс в силах повлиять, он всего лишь частичка, одно из проявлений вселенской «материи». Поэтому самое правильное отношение к миру, отражающее высшую мудрость. — недеяние, молчаливый покой (знающий — молчит, говорящий — не знает). Это правило для всех людей. Лучший правитель — бездеятельный, тот. народ которого лишь знает о его существовании.

Социально-этический и правовой аспекты даосизма выражаются в предписании послушания подданных правителю, подчинения их законам, уступчивости людей друг другу. Подлинное счастье — познание истины, возможное при освобождении от страстей и желаний.

Конфуцианство

Основатель конфуцианства — Кун Фу Цзы (или Кун Цзы; в европейской транскрипции Конфуций ), который жил в 551-479 гг. до н.э. Основной источник, из которого известно учение Конфуция, — составленная его последователями книга Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Учение Конфуция носит прежде всего социально-этический характер, но в нем присутствует онтологический аспект. В соответствии с культурной традицией Китая считается, что в мире все вещи и явления строго соответствуют своим именам. Искажение имен или неправильное использование вещей ведет к дисгармонии, в том числе и в обществе. Поэтому, считал Конфуций, необходимо вещи и их имена приводить в соответствие друг другу; «правитель должен быть правителем, министр — министром, отец — отцом, сын — сыном». Нередко люди лишь формально занимают должность, обладают видимым социальным статусом, на самом деле они не способны выполнять возложенной на них ответственности.

Социально-этический идеал конфуцианства — «благородный муж», сочетающий в себе гуманность — «жень», сыновнюю почтительность — «сяо», знание и строгое следование правилам этикета — «ли», справедливость и чувство долга — «и», знание Воли Небес — «мин». Благородный муж требователен к себе, ответствен, достоин высшего доверия, готов жертвовать собой ради блага других людей, с окружающими у него хорошие отношения, его жизнь и смерть — подвиг, он преклоняется перед Небом, Великими людьми, Мудростью.

В противоположность ему низкий человек требователен к окружающим, думает лишь о собственной выгоде, мелочен, не может и не стремится к взаимопониманию с людьми, не знает законов

Неба, презирает Великих людей, не прислушивается к Мудрости, кончает жизнь позором.

Тем не менее управление государством не должно быть жестким. Конфуцианство возлагало надежды прежде всего на нравственные основы человека, на его душу и разум . Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но нс будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность». Отношения между императором и подданными должны быть (с обеих сторон) подобны отношениям отца и детей: принципиальное и, возможно, суровое, но не жестокое со стороны императора, строго уважительное, осознанно покорное со стороны подданных. Любой руководитель должен почитать императора, следовать принципам конфуцианства, управлять добродетельно, заботиться о подчиненных, обладать необходимыми знаниями (быть профессионалом), творить только добро, скоро убеждать, чем принуждать.

Все без исключения люди должны вести себя в соответствии с «золотым» правилом этики: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Позже конфуцианство приобрело некоторые черты . В Новое время оно до середины XX в. было официальной идеологией Китая.

Легизм

Наиболее яркими фигурами среди основателей легизма считаются Шан Ян (390-338 до н.э.) и Хань Фэй (288-233 до н.э.).

Название учения происходит от латинского legis родительного падежа lex — закон, право. Легизм — учение законников — Фацзя. Предмет легизма , как и у конфуцианства, — управление государством . Но эти школы активно конкурировали между собой.

Легисты считали человека изначально недобрым, порочным, эгоистичным; интересы различных людей и групп противоречивы. Поэтому основной рычаг управления людьми — их страх перед наказанием. Управление в государстве должно быть жестким, но в строгом соответствии с законами. По сути, легисты были сторонниками деспотичного режима, однако их позиция была последовательной.

В государстве должна обеспечиваться жесткая иерархичность, поддержание порядка путем насилия . Необходимо периодически менять состав чиновников, руководствуясь при этом едиными для всех критериями их назначения, награждения, повышения по службе. Следует обеспечивать строгий контроль над деятельностью чиновников, исключать возможность «наследовать» должности (что было привычным для Китая), протекционизм.

Государство должно вмешиваться в экономику и в личные дела граждан, поощрять законопослушных граждан и строго карать виновных.

Легизм нашел немало сторонников в Древнем Китае; в эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) он стал официальной идеологией. Наряду с другими философскими и правовыми школами оказал большое влияние на формирование китайской культуры и китайского государства.

Позже, в Средние века, китайская философская мысль испытала влияние . Продолжали развиваться и традиционные учения Китая, в частности, неоконфуцианство, возникшее в начале первого тысячелетия н.э. В настоящее время китайская философия продолжает играть важную культурологическую функцию в Китае, Юго-Восточной Азии и оказывает существенное влияние на мировую культуру.

Одновременно с конфуцианством в Китае появился и даосизм, родоначальником которого принято считать Лао-Цзы. Это течение было полной противоположностью конфуцианства. Основной идеей даосизма является самосовершенствование человека посредством связи со Вселенной. Китайское слово «Дао» имеет много значений: это и путь к бессмертию, солнцу, вселенной, звездам, способ добродетелей, закон человеческого поведения, космоса, мира.

Думают, что это основа всех предметов и природных явлений. Даосизм предполагал божественное происхождение человека, не помнящего своего далекого прошлого. Поэтому только в процессе развития и усовершенствования проявляются положительные черты людей. Основная цель Дао — открытие человечеству секретов мироздания, полное определение с вопросами касательно жизни и смерти.

Это религиозно-философское учение основано на высказываниях Конфуция, которые во главу угла ставят принцип гуманизма: необходимость в подавлении своего отрицательного начала для обретения добродетельности, как того требуют нормы морали.

Философия Конфуция включает в себя:

  1. систему этических норм;
  2. вопросы политики;
  3. личностное поведение;
  4. управление обществом.

Данное течение имело цель содействовать общественному благополучию, созданию совершенного идеального государства. К высшим ценностям относилось государственные и патриархальные традиции, служение обществу, порядок. В связи с тем, что человек сам по себе несовершенен, он должен иметь правильные установки, чтобы прийти к положительному результату.

Главными принципами конфуцианства считают:

  • «жэнь» — принцип человеколюбия и гуманности. Не желай другим того, чего не хочешь сам;
  • «ли» — принцип почтительности и ритуала;
  • «чжэн-мин» — принцип исправления имен. Достигают порядка в обществе лишь в том случае, если каждый будет знать свое место;
  • «цзюнь-цзы» — принцип образа благородного мужа. Высоконравственность присуща мудрецам. Удел простолюдинов – обслуживание аристократической элиты и императора;
  • «вэнь» — принцип образованности, просвещенности, духовности. Не бойтесь обращаться за советами к находящимся ниже вас;
  • «ди» — принцип повиновения. Младшие повинуются старшим, ниже по должности – своим начальникам;
  • «чжун» — принцип преданности императору, нравственному авторитету правительства. Властители должны быть порядочными, тогда и простолюдины воровать не будут.

Конфуцианство также исповедовало принцип «золотой середины», посредством которого устраняли все противоречия, не вдавались в крайности, находили компромиссное решение по любым вопросам, в том числе и политическим.

Даосизм

Философия Лао-цзы исходит из единения человека и неба. Этот философ верил, что есть только единственный и всеобщий путь для всех людей (Дао), который не подлежит изменению. Человек живет для того, чтобы следовать Дао. Он не в состоянии изменить миропорядок, спокойно и смиренно плывет по течению жизни.

Учение Лао-цзы сводилось к самоуглублению, достижению очищения души, овладению телесностью. Теория даосизма заключалась в том, что человек не вмешивается в происходящие жизненные события, а также влияет на них. Опровергал конфуцианство, призывал быть смиренными, определял, что все зло и беды от отступления человека от законов природы. Только бездействие и молчаливое согласие – высшая добродетель.

Согласно даосизму, основой бытия является Ци, из которой исходят две противоположные силы: Инь и Янь. Именно они дают начало пяти стихиям: Огню, Земле, Воде, Металлу и Дереву.

Приверженцы Дао веровали в долголетие человека, в том числе и бессмертие. Предполагалось, что тот, кто познал Дао, на протяжении всей своей жизни будет иметь крепкое здоровье, поднимать на ноги своих пра-пра-пра-правнуков, стремиться к отношениям с молодыми особами. Знатные люди вкладывали свои деньги в поиски эликсира бессмертия. Само религиозное учение постоянно трансформировалось: теперь большое внимание стали уделять знахарям и магам, а божественная связь со Вселенной отошла на второй план.

Даосизм проповедовал божественное создание человека и имел в виду, что стать бессмертным довольно просто. Только прилагают усилия к тому, чтобы силы и духи не покинули тело. Это делают при помощи частичного отказа от пищи, постоянных медитаций, совершения исключительно добрых дел. Стать бессмертными могли только те люди, которые за свою жизнь совершили не менее 1200 добрых дел. Однако помнят, что одно плохое дело может перечеркнуть все хорошие.

Основные отличия двух течений

Эти течения появились одновременно, но они отличались различным отображением всех сторон человеческого существования:

  1. Конфуцианство предоставляло собой рациональную концепцию, которая проповедовала гуманность, насаждаемую снаружи, а даосизм был склонен к мифическому началу и настаивал на свободном выборе и божественном происхождении, опираясь на внутреннюю добродетель.
  2. Конфуцианство способствовало ограничению человеческой воли и втискиванию его в пределы общественного порядка, а даосизм проповедовал свободный выбор, обращая особое внимание на внутреннее развитие, полное бездействие.
  3. Конфуцианство отвечало за социальную роль, а даосизм – за внутренний мир.
  4. На конфуцианство опирался весь существующий государственный режим, даосизм осуждал страсти и дикость, принимал за первопричину космическое начало, поэтому приверженцы этой религии не беспокоились об общественном служении и вопросах морали. Дао не приветствовал борьбу с собой, предпочитал отстраненность, покой.
  5. Конфуцианство основано на борьбе противоположностей: все, что не укладывается в рамки, отметается и не принимается во внимание. Дао такой подход воспринимает как насилие над человечеством, которое не дает проявиться настоящей сущности. В даосизме рамки совсем отсутствовали, что способствовало большей свободе даоса.
  6. Даосизм является более гуманистичным, нежели конфуцианство, согласно которому превалировал метод воспитания правильного члена общества и поддержания существующего общественного порядка.
  7. Конфуцианское течение было направлено на внутреннюю конфронтацию, которая приводила к внутриличностным конфликтам. Согласно даосской религии, правила и нормы, установленные в обществе, есть не что иное, как личностное насилие, искусственное образование, которое не дает проявиться истинной сущности человека.
  8. Конфуцианцы игнорировали все, что невозможно было окультурить. Даосцы не имели разделения на достойные или недостойные занятия – совершенство возможно в любой сфере жизни.
  9. Конфуцианство видело в человеке культурное и разумное существо, а даосизм — только эмоции и инстинкты.

Возможно вам также понравится:

Даосская практика достижения бессмертия Даосские практики во время беременности Даосский массаж для восстановления зрения Даосские практики для похудения Даосские практики Мантек Чиа – базовые практики Даосские практики здоровья для мужчин

Даосизм (китайское Дао цзя или Дао цзяо - буквально «Школа Дао»), учение о Дао существует как философия и вероучение, как религия и как одна из основных религиозно-философских школ Китая. Даосизм оформился в учение в середине первого тысячелетия до нашей эры на основе верований и традиций, существовавших в Китае в то время. По современным представлениям философии даосизма в какой-то мере присущи натурализм и элементы религиозной мистики, примитивная диалектика.

В начале нашей эры даосизм оформился в развитую религию. К XII веку в Китае создан «Дао цзан» - свод литературы даосизма. Основная цель адептов даосизма – достичь единства с первоосновой мира – Дао, а также посредством алхимии и психофизических упражнений (йоги) обрести бессмертие. Отношение к даосизму, как и ко всем другим религиям и философским системам было различным, в отдельные исторические периоды даосизм пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китае и сегодня.

Кратко о развитии даосизма в н. э. В 34-156 годах н. э. Чжан Доалин уезжает в Западный Китай, составляет перечень духов и становится первым даосским «Небесным наставником» со многими тысячами учеников, следующих по пути «Пяти мер риса». В 166 г. ханьский император Хуан приносит жертву Лао-Цзы и Будде. В 184 г. против династии Хань происходит неудавшееся крестьянское восстание «жёлтых повязок» под предводительством даосов, требовавших начать тысячелетие всеобщего мира. Они утверждали, что Восточная церковь в это время имела 360 000 последователей и разбитую на округа организацию под началом трёх братьев Чжан.

Периода расцвета даосизм достигает в 220-618 гг. в политически разъединённом Китае. Около 300 г. даосская секта «Священной драгоценности» вводит культовые ритуалы, получившие большое распространение. В 364-370 гг. даосская секта «Высшей чистоты», или «Мо-Шан», делает основной упор в даосизме на медитацию, а в 504 г. запрещены все секты кроме «Мо-Шан».

Период величайшего расцвета даосизм достигает во времена династии Тан в 618-907 гг., и он распространяется на Тибет, Кашмир и Японию. Около 1016 г. напечатан первый даосский канон. В 1281 г. император Хубилай-хан сжигает даосский канон «Дао Цзан». В 1436 г. даосский канон достигает своего нынешнего объёма в 1120 томов.

О Лао-Цзы и его последователях.

Лао-Цзы (известный как Ли Эр), считающийся основателем даосизма, автор древнекитайского трактата «Лао-Цзы» (древнее название - «Дао дэ цзин», VI-V века до н. э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие даосизма – Дао, которое метафизически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из Дао образ действий – недеяние (у вэй); уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы.

Лао-Цзы родился в 604 г. до н. э. в уезде Ку царства Чжоу, прозванный Ли Эр и также носивший имя Ли По Янг. Согласно ходившей тогда легенде, он был стар уже при рождении, вследствие чего его и назвали Лао-Цзы, т. е. «Старый сын». Он был долгое время цензором при династии Чжоу, но видя, что эта династия приходит к упадку покинул страну. По просьбе чиновника, охранявшего проход на границе, он написал книгу (преимущественно стихотворные тексты) «Дао дэ цзин» содержащую более 5000 китайских иероглифов.

Основателем даосизма историками считается Лао-Цзы, но Лао-Цзы только воскресил древние традиции, которые преобладали во время власти императора Хуан Ди (2693-2547 годы до н. э.). Поэтому даосизм в Китае ещё называется учением Хуан-Лао. Видными сторонниками даосизма были Ян Чжу, Сунь Цзянь, Инь Вэнь, Чжуан-цзы, жившие в III-IV веках до нашей эры. По мнению Ян Чжу соблюдение естественных законов жизни (Дао), позволяет человеку «сохранить свою природу в целости», а, по словам Сунь Цзяня и Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания истины. Сунь Цзянь и Инь Вэнь считали, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц – «цзин ци» (в буддизме из дхарм), которые приходят и уходят в зависимости от «чистоты» или «засорённости» органа мышления человека («синь»).

Чжуан-цзы (около 369-286 годов до н. э.) называл мышление «зеркалом неба и земли, зеркалом тьмы вещей», обосновал идейную основу теории «недеяния» ставшую источником формирования религии даосизма на рубеже новой эры. Чжуан-цзы считается предполагаемым автором одноименного трактата «Чжуан-цзы» составленного в форме притч, новелл и диалогов направленного против учения Конфуция и Мо-цзы. По его мнению человек противопоставил себя своей природе, в которой воплощается Дао, построив основанную на насилии «цивилизацию» - государство, культуру и основанную на неравенстве классовую нравственность .

Основные понятия даосизма .

Трактат Лао-Цзы «Дао дэ цзин» является основой даосизма. Буквальный перевод даосизма – «Школа Дао» говорит о трактате «Дао дэ цзин», как об учебнике жизни посвящённом её закономерностям, вытекающим из её естественности. Практически в «Дао дэ цзин» изложен срединный путь, наименее загрязнённый и естественный человеческий путь добродетели. Трактат составлен в форме примеров-поучений на правильном и естественном ходе жизни, с указаниями к чему приводят отклонения от естественного пути, нарушающие правильный жизненный ритм. Один из переводов трактата «Дао дэ цзин» («Книга пути и добродетели») и говорит о роли в ней правильного выбора – добродетели и недеяния, т. е. о правильном жизненном пути человека - добродетели и невмешательстве в её естественный ход. Обычно отклонения от правильного жизненного пути вызываются стремлением человекообразных существ к обогащению, владению собственностью и власти, человеческой жадностью (алчностью), а вследствие этого неразумным вмешательством в её ход с попытками подчинить законы жизни своекорыстным устремлениям.

Имея в виду жизненный путь человека и содержание трактата его название «Дао дэ цзин» можно перевести как «Свойства жизни », в котором жизнь (Дао - жизненный путь) т. е. формообразование и их сосуществование в мире, а свойства – как законы естественной жизни (Дэ и Дао, выраженные в их взаимодействии).

Первый параграф «Дао дэ цзин» излагает основную общую идею всего учения изложенного в этой книге. Неподготовленному человеку его смысл понять трудно, т. к. он отражает всё содержание трактата.

Этот параграф гласит: «Дао, которое может быть выражено словами не есть вечное Дао, (и) имя, данное ему не (является именем) вечного. То, что не может быть названо, есть мать всех вещей. Я всегда смотрю в то, что «не есть» (нематериальное), чтобы созерцать чудеса (Дао) и смотрю в то, которое «есть» (материальное), чтобы созерцать его границы. И «не есть» и «есть» является одним и тем же, из чего возникают все вещи, но различаются названием. Эта тождественность чудесна – она есть дверь ко всем чудесам».

Примечание : созерцание этого чудесного Дао возможно на восьмой ступени йоги, поэтому представление о нём невозможно описать. Как его достиг Лао-Цзы, он не описывает, хотя указания в содержании трактата на то, что он занимался медитацией есть. А Заратуштре, например, светлое царство во всём блеске и великолепии было явлено Ахурамаздой.

Смысл сказанного в том, что вечное Дао не имеет ни очертаний, ни формы, а, следовательно, его нельзя назвать каким-либо именем (дать название). Хотя вечное Дао не материально, но небо и земля, вся вселенная, возникает из него, т. е. всё чему можно дать название – это функция Дао. Дао охватывает всё и пребывает во всём. Оно есть в траве, есть в испражнениях и моче. Чтобы человек не привязывался к нематериальному и материальному, Лао-Цзы говорит «И нематериальное и материальное это одно и тоже».

Характеристика Дао, данная Лао-Цзы такая: Дао это вечное, неизменное, непознаваемое, бесформенное начало-источник, субстанция, или первопричина материального мира объектов (в индуизме пракрити), проще, все эти характеристики можно выразить одним и всеобъемлющим понятием Бог. Вместе с тем следует заметить, что и понятие Бог для основной массы людей малодоступно. Некоторые характеристики Дао и дэ, ссылаясь на «Дао дэ цзин», приведём ниже.

Дао и дэ .

Дао (китайское, буквально – путь), центральное понятие даосизма и одна из важнейших категорий в классической философии. Первоначально Дао означало «путь», «дорогу», затем было применено в философии для обозначения «пути» природы, её закономерностей. Вместе с этими значениями Дао приобрело также смысл жизненного пути человека, превратившись в понятие «этическая норма» («Дао-дэ») поведения.

Термин Дао, как и все другие древние термины многозначен и ко всей своей начальной многозначности по пути к современному периоду он дополнен представлениями многих людей. Дао можно перевести как – дорога, путь, тропа, это одно из его значений Дао, а также значениями – учение, истина, реальность, природа «Я», абсолют. Дао – истинный путь, или закономерный (причина – следствие), естественно-закономерный путь движения жизни, путь появления и разрушения всех вещей или их эволюции и инволюции. Ещё есть и другие переводные значения, и понимания этого термина, зависящие от области применения, Дао , одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве Дао, это путь совершенного правителя, путь нравственного совершенствования, совокупность морально этических норм. В даосизме Дао, это закономерности всего сущего, порождающее и организующее начало жизни. Мир – «воплощение» Дао. Мудрец, по трактату Лао-Цзы, «Дао дэ цзин» следуя Дао, во многих случаях отказывается от бесполезной целеполагающей активности (у вэй, «недеяние») и недеянием достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» (И Цзин), также, как и в «Дао дэ цзин», Дао представлено закономерностью чередования сил Инь-Ян.

Дао является творческой силой Мир-Космоса, его неиссякаемым источником всего движения жизни и самой жизни, Оно – источник образования всех вещей мира, которые взаимодействуя на основе своих основных свойств, следуют естественным путём жизненных преобразований.

По представлениям даосов высшая цель человека состоит в том, чтобы познать Дао, следовать ему и слиться с ним с помощью специальных упражнений (как и в индуизме – йога, соединение, или слияние с богом). Примечание : в даосизме, также, как и в индуизме, буддизме, разработаны свои методы дыхательной гимнастики, медитации, правила поведения для продления жизни – долголетия и прочие методики.

«Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в Мире-Космосе не может подчинить его себе». Если власть имущие будут соблюдать Дао, то жизнь станет нормальной, спокойной и благополучной, но такого не будет, а, следовательно, вся система лжи и насилия рухнет, но и из обычных людей мало кто останется в живых.

Дэ , существующие в материальном мире свойства каждой вещи вместе с функциями-качествами. Дэ, это свойства Дао, которые следуют общему закону причина-следствие заложенному во всех вещах мира. Если человек не вмешивается искусственно и не вредит целесообразному течению жизни, то такое отношение Лао-Цзы называет глубочайшим Дэ. Дао воплощаясь в мире в дэ (Его воплощение в мире считается нисхождением от высшего к низшему) переходит в природные качества вещей. Применительно к человеку дэ, это свойства или сущность человека, его характер-качество. Глубочайшее дэ – способность человека использовать причинно-следственные закономерности жизни (Дао).

«Создавать и воспитывать сущее; создавая, не обладать тем, что создано; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином – вот что называется глубочайшим Дэ». Этим в «Дао дэ цзин» (как и во всех других религиях) осуждается гордыня , т. к. такое отношение человека к окружающим людям и миру основано на противопоставлении «Я» (себя) целесообразному (естественному) ходу вещей. Гордыня человека проявляется в том, что он вследствие невежества и вожделения пытается подчинить себе законы Вселенной (Дао и Дэ) в то время как сам является частичкой творения.

Деятельность Лао-Цзы наложила свой отпечаток на его трактат, в него вошли и разделы по искусству управления. В трактате имеется много поучительных философских рассуждений-примеров о жизни. Наприме р, «Лучший император тот, о котором этнос знает лишь то, что он существует ». В примере можно поменять чин императора на любой современный - президента, министра, любого чиновника. Достаточно понять глубокий смысл этого изречения для того чтобы понимать жизнь. Хотя в даосизме на уровне богов почитается и император (велико – Дао, небо, земля и также Император), то это и не удивительно, т. к. у современных людей почитаемых «богов» среди мирских чиновников и духовенства намного больше . Основой линией или принципом учения Лао-Цзы является естественность поведения человека и осуждается неестественность выпячивания своего я – гордыни-кичливости человеческой. «Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять. Кто делает большие шаги, не может долго идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит . Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы . Кто нападает, не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из Дао, всё это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Следовательно, индивид, обладающий Дао, не делает этого» . Не делает этого и разумный человек, чего нельзя сказать о политиках и других чиновниках государственных систем.

Инь и Ян .

О происхождении Инь-Ян произносится в главе 3 «Хуайнань Цзы». Чистый и светлый воздух, или эфир, поднялся и образовал небо, тяжёлый и мутный опустился и образовал землю. От соединения частиц (или семян) цзин неба и земли образовались Инь и Ян. От Инь и Ян, в свою очередь, рождаются «четыре времени года» (сы ши ) и затем тьма вещей, то есть всё сущее. Таким образом, произошло первоначальное разделение единого целого на две противоположности в результате движения эфира. Хотя это разделение и произошло, в Мире-Космосе всё находится в гармонии или согласии, т. к. всё следует Дао, т. е. установленному пути или закону согласно с естественными свойствами вещей. Небесные светила движутся по установленным орбитам, поры года, день и ночь сменяют друг друга в установленное время. Движение или жизнь упорядочена и прямолинейна или гармонична, только неразумный человек пытается противостоять этим свойствам.

Однородные массы Инь ассоциируются с тяжёлым воздухом, а массы Ян с лёгким, следовательно, следуя Дао и естественности, холодный воздух опускается, а тёплый поднимается (попутно смешиваясь) и так происходит до тех пор, пока они естественным образом не уравновесятся или не обретут симметрию (по даосизму). По обретению равновесия движение прекращается-стабилизируется.

Имея в основе всей жизни две противоположности или источники движения (жизнь, это движение живого существа от рождения к смерти и обратно – одновременная эволюция и инволюция) Лао-Цзы говорит о естественности жизни или её симметрии. В нормальном, здоровом организме, две противоположные силы (или энергии) Инь и Ян уравновешены - сбалансированы (симметричны) и это состояние естественное. При неправильном соотношении Инь и Ян в организме начинаются болезни, а в поведении человека (если он не следует Дао) отклонения, в поступках нарушения. Поэтому трактат «Дао дэ цзин» говорит и о срединном жизненном пути – естественном и добродетельном.

Инь , символизирует инерцию (аналог - тамас а индуизме), Ян символизирует активность (раджас в индуизме), симметрия символизирует естественность, норму и порядочность в поведении человека – добродетель (саттву в индуизме). О срединном жизненном пути говорит и буддизм.

Лао-Цзы осуждал отклонения в поведении вызванные избытком отрицательного Инь в человеке – «Добрые стремятся к согласию, а недобрые к вымогательству». «Милостивый Император, умный Император в поборах сдержан, в собственном потреблении умерен – он всё имеет. Алчный же Император, жестокий властелин не оставляет в покое низших, грабит свой этнос, чтобы удовлетворить свои не знающие предела желания, и тогда лишается симметрии неба и блага земли». «Копили золото (в настоящее время - наворованное богатство ), пренебрегли честностью, устанавливают каждый свои законы. Разделились для обогащения за счёт людей и воровства» и другие высказывания или изречения. Разве не такое разделение произошло в СССР и происходит сейчас в новых государствах, появившихся на его основе?

В мире всё следует Инь-Ян находясь в постоянном круговращении . Круговращение в «Хуайнань Цзы», как и в буддизме, является символом вечного движения – жизненных изменений и комбинаций соотношений Инь/Ян. В мире происходит постоянная трансформация – изменение вещей от Инь к Ян и наоборот. Ничто ни на миг не остаётся неизменным – одно изменение вызывает другое, всё возникает, изменяется и гибнет безостановочно под воздействием другого и само воздействуя на него – таков главный принцип материального мира и его бесконечности. На любое воздействие всё в этом мире отвечает изменением и взаимодействием, таковы принципы Дао, которое в основе остаётся неизменным и вездесущим проявлением в Инь и Ян.

Инь и Ян – разделение мира на два противоположных принципа, которые созданы для возвращения в первооснову через смерть или в слияние в ничто, в то чего нет или «не есть» как сказано вначале трактата.

Религиозный аспект даосизма .

В даосизме имеются два аспекта – философский и религиозный. Даосизм развивался на основе народных верований, мифов и т. д., и также, как и в зороастризме к философскому аспекту присоединился религиозный. По представлениям китайской религиозной системы миром правит Небесный Нефритовый Император. Как говорит китайская древняя легенда или миф, к которому позже был приобщён и Лао-Цзы. Очень-очень давно китайский император и его жена молились о даровании им наследника. Однажды жена увидела во сне Лао-Цзы, который сидел верхом на драконе и держал в руках младенца. Вскоре она родила сына, который отличался милосердием и добродетелью. Заняв царский престол, он уступил его одному из министров, а сам стал отшельником, лечил больных и искал путь к бессмертию. Он и стал Нефритовым Императором – владыкой ада и рая.

В Китае он считается человеческим воплощением Неба, его отец Цзиндэ олицетворял Солнце, а мать Баошэн – Луну. Растения и цветы – символ их совместной жизни.

В пантеон религиозного даосизма входят практически все божества древнекитайских религий. В даосизме также много святых, как богов в индуизме (на все случаи жизни), среди которых существует определённое разделение по нескольким группам. Святые земные живущие в уединении в горах; живущие на небесах и превосходящие всех других; отшельники , которые отказались от земных благ, но ещё не достигли бессмертия; святые , которые живут на волшебных островах в Восточном море; демоны – бестелесные духи. Примечание : климатические условия некоторых районов Китая и Индии позволяли жить в отшельничестве, поэтому то, что и богатые уходили в отшельничество, не было редкостью, нам известны имена таких основателей новых учений из истории (буддизм, джайнизм). Кроме этих исторических данных в Китае и Индии есть много поэтических красивых легенд, намного больше, чем доступных нашим читателям древнегреческих и древнеримских.

Животные, как и у всех других народов, почитались и в Китае. Это подтверждается верой в «небесных животных» - черепахи произошли от небесной черепахи, тигры – от одной из звёзд. По приведённому примеру и существовавшим в древнем Китае представлениям небо наблюдает за всем, что делается на земле, также то, что и происхождение животных связано с небом.

Обожествлены и звёзды. В китайской религии и астрономии существует солнечный зодиак, в соответствии с которым небо разделено на двенадцать частей, названных именами реальных и мифических животных: мышь, бык, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья и дракон. Соответственно называется и небесное пространство: западная часть – область белого тигра, восточная – область лазоревого дракона и т. д.

Боги .

Гуаньюнь – богиня милосердия, защитница детей.

Лей Кунг – бог грома. Изображается в виде человека – птицы.

Мара – бог искушения. Соблазнитель.

МаЦу-По –королева небес.

Прародители Китая – божественная пара Фу Си (император) и Нюй Ва. Фу Си – изобретатель календаря, музыки, первых графических символов и супружества. Его жена Нюй Ва – починка небосвода и сотворение рода человеческого из глины .

Тиен Му – богиня молнии.

Шоу Хсинг – бог долговечности.

Чу Юнг = бог огня.

Восемь бессмертных .

Чунг-Ли Чуан – спсобность производить превращения.

Лу Тунг-пин – сверхъестественная сила.

Чанг Куо-лао – олицетворение сверхъестественных возможностей в волшебстве (магии).

Хан Хсянг-цу – власть над ростом цветов.

Лан Тсай-хо – покровительница цветоводов.

Ли Тьех-куай – покровитель нищих.

Хо Хсьен-ку – помощница в домашнем хозяйстве.

Тсао Куо-чю – покровитель театрального искусства.

Не всегда зная причины природных явлений, даосы считали все необычные явления в природе нарушением симметрии и дурным предзнаменованием . К ним они ошибочно относили и радугу, тогда как в иудаизме это хорошее предзнаменование. Такие «необычные» явления, как правило, являются результатом скачкообразного изменения в природе (революционными) вследствие отсутствия своевременного плавного перехода. Последствия таких явлений чаще всего неблагоприятны для живых существ, поэтому и дурным предзнаменованием в даосизме они считались закономерно.

Конфуцианство.

О Конфуции .

Конфуций (Кун-цзы) (около 551-479 гг. до н. э.), древнекитайский мыслитель и основатель конфуцианства. Конфуций родился в бедной аристократической семье потомков царского рода Шан, в воинственном государстве Лу. Основные взгляды Конфуция изложены в 20 сборниках кратких высказываний «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

В 532 г. до н. э. Конфуций женился, у него рождаются сын и две дочки. Около 531 года до н. э. он становится хранителем зерновых амбаров, в 501 г. становится первым министром царства Лу, а в 497 г. после ссоры с правителем Лу уходит в отставку. В 497-484 годы путешествует по разным государствам, собирая учеников и пытаясь давать советы правителям. Около 484 г. возвращается в Лу, преподаёт и возможно в это время пишет историю Лу с 722 г. («Чунь цю», «Весна и осень»). Умирает в 479 г. до н. э. оставив после себя 20 сборников кратких высказываний «Лунь юй».

Конфуцианство , одно из ведущих идейных течений и этико-политическое учение в древнем Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н. э. Конфуцием. Считается, что учение выражало интересы власти, т. к. Конфуций наследственный аристократ. В учении объявлялась власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших всеобщим законом или установленным порядком. Однако при этом следует отметить, что все, что касалось людей и их деления на высших и низших относилось не к их социальному положению и должностям, а к их поведению.

Согласно конфуцианству, судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Поэтому младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Примечание : Во всех государствах это деление и такие «порядки» существовали и существуют и сегодня и установлен он насильственно, поэтому человек ничего и не может изменить в мире. А следовать ли ему за чиновниками и властью с низкими моральными качествами или людьми с нормальными моральными качествами каждый решает сам.

Взгляды основоположника учения Конфуция были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В своей основе конфуцианство представляет собой этико-политическое учение, посвящённое моральным правилам поведения людей большей частью чиновников, политиков, я императоров. Оно опиралось на Дао (естественно-правильные формы поведения) или ритуалы-привычки, сложившиеся к этому времени в Китае. В основе конфуцианства – почитание древней мудрости. До объединения Китая в 221 г. до н. э. в Китае существовало много философских течений, наиболее известными из которых стали даосизм и конфуцианство.

По мнению Конфуция мы живём во вселенной которая устроена и существует в соответствии с установленными в ней законами и порядком. Примечание : этот порядок нельзя просто механически перенести на живой мир созданный человеком, а только изучая мир и наблюдая жизнь, так считали в древности все мыслители. В соответствии с этими и своими представлениями Конфуций и разделил людей на благородных – добродетельных и порядочных, и низких – неспособных следовать правилам человеческой морали. Как только человек осознаёт этот срединный путь добродетели и человечности и следует ему, он встаёт на «небесный путь – Дао» - истинный и естественный человеческий путь. Конфуций учил такому повелению – человеческой и человечной морали и культуре поведения. В индуизме этот принцип добродетели – саттва, в даосизме – Дао, в буддизме и зороастризме – правильный путь или дела человека.

Некоторые высказывания Конфуция, характеризующие его учение.

Конфуций говорил «Мне грустно, когда мораль не улучшается, когда не понимают то, что изучают, а зная о добродетели (человеколюбии, высокой морали) не в состоянии за ней следовать и не могу исправлять плохие деяния».

Наставление правителям : «Управляя царством нужно посерьёзнее относится к делу, быть правдивым, уважать людей, экономить средства в расходах и побуждать сам народ к труду в зависимость от времени года». Найдёте ли вы таких глав государств, других политиков и чиновников в настоящее время?

О благородном человеке Конфуций говорил не как о его наследственности-происхождении, а как о человеке добродетельном, человечном. Что же касается государя или императора, то Конфуций, говоря о том, что ему власть дарована небом понимал, что так есть (сложилось) и это не изменишь. О человеческой ущербности и лжи он говорил: «Не могу себе представить, как человек не может быть правдивым…».

О своих простых человеческих удовольствиях Учитель Кун говорил: «Для меня удовольствие – это спать, положив ладонь под голову, есть простую пищу, пить воду. Богатство, знатность, почести, кои приобретены нечестным путём, напоминают мне облака, плывущие в небесах (т. е. скоротечны быстро исчезают и не доставляют удовольствия)».

Несколько фактов из истории конфуцианства .

Конфуцианский философ и «Второй мудрец» Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.) укрепляет конфуцианскую этику добродетели , делая упор на моральное воспитание в своей книге «Мэн-цзы».

В 219 г. до н. э., императором Ци Ши-хуанди предпринято сожжение пяти классических произведений конфуцианства («Пятиканоние»). А в 202 г. до н. э. – 220 г. н. э. в династии Хань конфуцианство возводится в ранг государственного культа. В 124 г. до н. э. основан первый имперский университет по изучению «Пятиканония» и избрание гражданских служителей.

Около 250 г. неоконфуцианское «Тёмное учение», становится более интеллектуальным и симпатизирующим буддизму.

Кан Ювэй (1858-1927 гг.), пытается модернизировать конфуцианство, чтобы сделать её универсальной религией и бросить вызов христианству, но был выслан в 1898 г. в Японию.

1934-1937 гг. националистическое «Движение новой жизни» под руководством Чан-Кайши пытается возродить этические принципы конфуцианства.

В 1949 г. коммунистическая Китайская Народная Республика объявляет все религии «контрреволюционными».

В 1974-1976 гг. проходит антиконфуцианская кампания Мао-Цзэдуна, направленная против армейского руководства и интеллигенции.

Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы, связывавший социальное неравенство с небесной волей». Вместе с этим Мэн-цзы высказывал отдельные прогрессивные положения, подчёркивал мысль о главенствующей роли народа в жизни сообщества людей и подчинённой роли правителя, которого народ вправе сместить, если он не отвечает предъявленным к нему требованиям.

В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета («ли»). Со II века до н. э. и до Синьхайской революции 1911-1913 гг. конфуцианство являлось официальной государственной идеологией. Примечание : Синьхайская революции 1911-1913 гг., буржуазная революция в Китае. Началась Учанским восстанием 1911 г. (в год «синьхай» по старому китайскому календарю). Свергла маньчжурскую династию Цин, провозгласила республику, но не уничтожило феодальное и империалистическое угнетение, как обычно заменив только власть одних нахлебников другими.

Другой сторонник Конфуция Сюнь-цзы (298-238 гг. до н. э.), создал материалистическое учение, по которому небо представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек познав законы (Дао) вещей, говорил он, должен использовать их в своих интересах. Однако ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление «небесной воли», что послужило основой для создания Дун Джун-шу (II век до н. э.) конфуцианской ортодоксальной доктрины. В XI-XII веках в лице Чжу Си и других конфуцианство получает философское обоснование в т. н. неоконфуцианстве, которое учило, что в вещах есть два начала: ли – разумная творческая сила и ци – пассивная материя. Первое образует в человеке положительное качествостремление к добру , а второе – отрицательное – подчинение чувственным соблазнам .

В духе субъективного идеализма обосновывал конфуцианство Ван Ян-мин (1472-1328 гг.). На протяжении многих веков конфуцианство было господствующей идеологией феодального Китая.

Неоконфуцианство , школа идеалистической китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (X-XIII века). В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими концепциями в неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогония. Видный его представитель Джу Си. Утверждая необходимость социальных порядков, неоконфуцианство занимало ведущее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала XX века.

Конфуцианский канон :

«Пятиканоние» и «Четверокнижие» .

«Пятиканоние » пять классических произведений.

  1. Шу-Цзин (Книга истории) содержит документы, речи и советы легендарных правителей (многие составлены в 23-220 гг. н. э.).
  2. Ши-Цзин (Книга песен), 300 стихов и песен времён ранней династии Чжоу (1027-402 гг. до н. э.).
  3. И-Цзин (Книга перемен), гадательная книга с 64 гексаграммами.
  4. Чунь-Цю (Хроника «Весна и осень»), история государства Лу 722-484 гг. до н. э. с комментариями до 200 г. до н. э.
  5. Ли-Цзин (Книга ритуалов).

«Четверокнижье ».

  1. Лунь юй (Сборники избранных изречений Конфуция).
  2. Чжуан юн (Учение об истине).
  3. Да сюэ (Великое учение).
  4. «Мэн-цзы», книга конфуцианского философа Мэн-цзы (371-289 гг. до н. э.).

Кратко в заключение.

Конфуций не рассматривал вопросы космогонии, отношения духа и материи, потусторонних миров. Центральными идеями в его учении были – умственный и нравственный облик человека, вопросы гуманности, справедливости, сыновней почтительности, уважения к старшим и т. д. Тем не менее, впоследствии он стал объектом поклонения и религиозного почитания. Наставления Конфуция дошли до нас в форме афоризмов и высказываний, порой иносказательных и витиеватых, тем не менее, доступных пониманию.

Сам Конфуций, однако, был больше чем жу в обычном смысле этого слова. Действительно, в «Лунь юй» он предстает, с одной стороны, лишь как просветитель. Он хотел видеть своих учеников «цельными людьми», которые были бы полезны государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Он считал своим первым долгом учителя поведать им о культурном наследии прошлого. Поэтому, сам он и говорит в «Лунь юй»: «Я передаю, а не создаю» (VII, 1). Но это только один аспект Конфуция, есть еще и другой. Он состоит в том, что, передавая традиционные установления и идеи, Конфуций интерпретировал их в соответствии со своими собственными нравственными понятиями.

Это видно из его комментария к древнему обычаю соблюдения сыном трехгодичного траура после смерти отца. Конфуций говорит: «Ребенок не может покинуть рук родителей, пока ему не исполнится трех лет. Поэтому траур в течение трех лет соблюдается повсюду в Поднебесной» («Лунь юй», XVII, 21). Другими словами, сын был полностью зависим от родителей, по крайней мере первые три года своей жизни, поэтому после их смерти он должен соблюдать траур в течение такого же срока, чтобы выразить свою благодарность. Точно так же Конфуций давал новую интерпретацию и канонам. Говоря о «Книге песен», он подчеркивал ее нравственную значимость: «В "Книге песен" триста стихов. Но их смысл можно выразить одной фразой: "Не имей порочных мыслей"» («Лунь юй», II, 2). Таким образом, Конфуций не просто передавал, ибо, передавая, он создавал нечто новое.

Этот дух создания нового при передаче старого унаследовали конфуцианцы, которыми были написаны бесчисленные комментарии и интерпретации классических текстов, сохранявшихся из поколения в поколение. Большая часть так называемого «Тринадцатиканония» сложилась как комментарий к оригинальным текстам. Все это отличало Конфуция от обычных ученых того времени и сделало его основателем новой школы. Так как последователи школы были в то же время учеными и знатоками «Шести канонов», она получила название «школы ученых».

Исправление имен

Кроме новых интерпретаций классики, Конфуций говорил об индивиде и обществе, о Небе и человеке. В отношении общества он полагал: самым важным для создания упорядоченного социума является осуществление так называемого «исправления имен». То есть вещи должны в действительности соответствовать придаваемым им именами смыслу. Однажды ученик спросил Конфуция, что бы он сделал в первую очередь, если бы ему суждено было управлять государством. Тот ответил: «Первое, что нужно сделать - исправить имена» («Лунь юй», XIII, 3). В другой раз один из князей спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. Он ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр - министром, отец - отцом, сын - сыном» («Лунь юй», XI, 11). Другими словами, в каждом имени заключен определенный смысл, составляющий сущность класса вещей, к которому это имя относится. Эти вещи должны согласовываться с «идеальной» сущностью. Сущность правителя в том, чем правитель должен быть в идеале, или, по-китайски, в том, что называется «Дао правителя».

Если правитель поступает в соответствии с «Дао правителя», он является подлинным правителем, как по имени, так и в действительности. Между именем и реальностью существует согласие. Но если он поступает по-иному, он не является правителем, даже если в народе он и считается таковым. В социальных взаимоотношениях каждое имя подразумевает определенные обязанности и долг. Правитель, министр, отец, сын - все это обозначения социальных отношений, и носящие эти имена индивиды обязаны соответствующим образом исполнять свой долг. Таков смысл конфуциевой концепции «исправления имен».

Гуманность и справедливость

Говоря о человеческих добродетелях, Конфуций уделял особое внимание гуманности и справедливости, особенно первой из них. Справедливость (и) означает «должность» ситуации. Это категорический императив. У каждого в обществе есть то, что он должен делать, причем ради этого самого, обладающего нравственной «правильностью». Если же человек исполняет это исходя из других, не моральных соображений, то даже если он делает то, что должен делать, его действие не является справедливым. В таком случае он действует ради «выгоды», если пользоваться словом, о котором часто с пренебрежением говорили Конфуций и последующие конфуцианцы. И (справедливость) и ли (выгода) - два диаметрально противоположных термина в конфуцианстве.

Конфуций говорит: «Благородный человек постигает и, низкий человек постигает ли» («Лунь юй», IV, 16). В этом заключено то, что последующие конфуцианцы называли «различием между и и ли», различие, которое они полагали обладающим предельной значимостью в нравственном учении. Идея и достаточно абстрактна, в отличие от идеи жэнь (гуманности), которая более конкретна. Формальная сущность человеческих обязанностей в обществе состоит в их «должности», ибо эти обязанности он должен выполнять. Но материальная сущность этих обязанностей - в «любви к другим», то есть в жэнь, гуманности. Отец поступает в соответствии с «путем», каким должен поступать отец, любящий сына; сын поступает в соответствии с «путем», каким должен поступать сын, любящий отца.

Конфуций говорит: «Гуманность - это значит любить других» («Лунь юй», XII, 22). Тот, кто на самом деле любит других, способен исполнить свой долг в обществе. Поэтому мы видим, что в «Лунь юй» Конфуций иногда использует слово жэнь не только для обозначения особой добродетели, но и для обозначения всех добродетелей в целом, так что термин «человек, исполненный жэнь» становится синонимичным с термином «добродетельный человек». В таком контексте жэнь можно перевести как «совершенная добродетель».

Чжун и Шу

В «Лунь юй» мы встречаем следующий пассаж: «Когда Чжун Гун спросил о смысле жэнь, учитель сказал: "Не делай другим того, чего не желаешь себе..."» (XII, 2). И еще одни слова Конфуция: «Человек, исполненный жэнь, это тот, кто, желая поддержать себя, поддерживает других, а желая совершенствовать себя, совершенствует других. Быть способным относиться к другим, как к себе самому - вот что можно назвать путем следования жэнь» (VI, 28). Таким образом, совершенствование в жэнь заключается во внимании к другим. «Желая поддержать себя, поддерживает других; желая совершенствовать себя, совершенствует других». Другими словами: «Делай другим то, что желаешь себе». Это положительный аспект практики жэнь, то, что Конфуций называл чжун, «преданностью другим».

А об отрицательном аспекте, который Конфуций называл шу, или великодушием, «Лунь юй» гласит: «Не делай другим то, чего не желаешь себе». В целом практика есть принципы чжун и шу, в ней заключено «Дао следования жэнь». Этот принцип некоторые конфуцианцы называли «принципом применения меры». То есть человек использует самого себя в качестве стандарта для регулирования своего поведения. В «Да сюэ», или «Великом учении», являющимся главой «Ли цзи» («Книги ритуалов»), собрании трактатов, написанных конфуцианцами в III-II вв. до н. э., сказано: «Не используй того, что ненавидишь в высших, для использования низших. Не используй того, что ненавидишь в низших, на службе высшим. Не используй того, что ненавидишь в тех, кто впереди, для того чтобы опередить тех, кто позади. Не используй того, что ненавидишь в тех, кто позади, для того чтобы следовать за теми, кто впереди. Не используй того, что ненавидишь справа, для того чтобы показать слева. Не используй того, что ненавидишь слева, для того чтобы показать справа. Это называется принципом применения меры».

В «Чжун юн», или «Срединном и неизменном», еще одной главе из «Ли цзи», приписываемой Цзы-сы, внуку Конфуция, сказано: «Чжун и шу недалеки от Дао. Не делай другим то, чего не желаешь делать себе... Служи своему отцу так, как бы потребовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы потребовал от подчиненного служить себе... Служи своему старшему брату так, как бы потребовал от младшего брата служить себе... Покажи пример поведения своим друзьям, как бы хотел, чтобы они вели себя по отношению к тебе...» Пример из «Великого учения» подчеркивает отрицательный аспект принципов чжун и шу, а фраза из «Срединного и неизменного» - его положительный аспект. В каждом случае «мера» установления поведения находится в самом себе, а не в других вещах.

Принципы чжун и шу являются в то же самое время принципом жэнь, так что следование чжун и шу означает следование жэнь. Эта практика ведет к выполнению обязанностей и долга личности в обществе, в чем складывается качество и, или справедливости. Поэтому принципы чжун и шу становятся альфой и омегой нравственной жизни индивида. «Учитель сказал: "Шэнь [Цзэн-цзы, один из учеников Конфуция], все мое учение связано одним принципом". "Именно так", - ответил Цзэн-цзы. Когда Учитель вышел из комнаты, ученики спросили: "Что он имел в виду?" Цзэн-цзы ответил: "Учение нашего Учителя состоит из принципов чжун и шу, и это все"» («Лунь юй», IV, 15).

Каждый имеет внутри себя «меру» поведения и может использовать ее в любое время. Метод следования жэнь настолько прост, что Конфуций говорил: «Разве жэнь на самом деле так далеко? Я жажду жэнь, и, о чудо, жэнь под рукой!» («Лунь юй», VII, 29).

Познание Мин

Из идеи справедливости конфуцианцы извлекли идею «действия без цели». Человек делает то, что должен делать, только потому, что это нравственно правильно, а не из-за каких-либо внешних этому моральному принуждению соображений. Из «Лунь юй» мы узнаем, как один отшельник высмеял Конфуция за то, что он «знает, что не может преуспеть, но продолжает пытаться сделать это» (XIV, 41). Также мы читаем, как один из учеников Конфуция говорит другому затворнику: «Благородный человек пытается заниматься государственными делами, ибо считает это правильным, даже хорошо понимая, что принцип не может возобладать» (XVIII, н).

Как мы увидим, даосы проповедовали концепцию «недеяния», в то время как конфуцианцы - идею «действия без цели». Согласно конфуцианству, человек не может ничего не делать, ибо для каждого есть то, что он должен сделать. Тем не менее, то, что он делает, не имеет цели, ибо ценность должного действия в самом деянии, а не во внешних результатах. Вся жизнь Конфуция стала воплощением этого учения. В эпоху великих социальных и политических смут он всеми силами пытался изменить мир. Он путешествовал повсюду и везде, подобно Сократу, говорил с людьми. И хотя его усилия были напрасны, он никогда не разочаровывался. Он знал, что не может преуспеть, но продолжал пытаться достичь цели.

О самом себе Конфуций говорил: «Если моим принципам суждено преобладать в Поднебесной это - Мин. Если им суждено быть низвергнутыми, это - тоже Мин» («Лунь юй», XIV, 38). Он отдавал все свои силы, но исход возлагал на Мин. Мин часто переводят как «Судьба», «Участь» или «Мандат». Для Конфуция оно означало Мандат Неба или Волю Неба; другими словами, наделялось целеполагающей силой. В позднейшем конфуцианстве Мин стало просто означать совокупность существующих условий и сил всего космоса. Мы не властны над ними. Поэтому самое лучшее, что мы можем сделать, это поступать так, как мы должны, не заботясь о том, ждет нас на этом пути успех или неудача. Поступать так значит «знать Мин».

Знать Мин - необходимое требование для «благородного человека» в конфуцианском смысле слова. Конфуций говорил: «Тот, кто не знает Мин, не может быть благородным человеком». Поэтому познать Мин - значит принять неизбежность существующего миропорядка и не обращать внимание на чьи-либо внешние успехи или неудачи. Если мы можем действовать таким образом, мы, собственно, не можем проиграть. Ибо если мы исполняем долг, его осуществление является нравственным уже по факту самого действия, вне зависимости от внешних успехов или неудач нашего поступка. В итоге мы освобождаемся как от жажды победы, так и от страха поражения, и становимся счастливы. Поэтому Конфуций говорил: «Мудрые лишены сомнений; добродетельные - тревог, храбрые - страха» («Лунь юй», IX, 28). И еще: «Благородный человек всегда счастлив, низкий человек всегда удручен» (VII, 36).

Духовное развитие Конфуция

В трактате «Чжуан-цзы» мы видим, как часто даосы высмеивают Конфуция за то, что он ограничивал себя моралью гуманности и справедливости, и тем самым сознавал только нравственные, а не сверхнравственные, ценности. Внешне они были правы, но по сути ошибались. Так, Конфуций говорил о своем духовном становлении: «В пятнадцать лет я обратил свое сердце к учению. В тридцать - укрепился. В сорок - избавился от сомнений. В пятьдесят - познал Волю Неба. В шестьдесят - уже был покорен [этой Воле]. В семьдесят - мог следовать велениям сердца, не переступая границ [должного]» («Лунь юй», II, 4).

«Учение», о котором говорит Конфуций, имеет здесь иной, в сравнении с привычным для нас, смысл. В «Лунь юй» Конфуций говорит: «Обрати свое сердце к Дао» (VII, 6). А также: «Утром услышать Дао, и вечером умереть - вот что было бы правильным» (IV, 9). Здесь Дао означает «Путь», или «истина». Именно к этому Дао обратил свое сердце Конфуций в возрасте пятнадцати лет. Учением мы называем сегодня увеличение знаний, но посредством Дао мы можем возвысить наше сердце. Конфуций говорил: «Укрепись в ли [ритуал, церемонии, должное поведение]» («Лунь юй», VIII, 8). «Не знать ли - значит не иметь возможности укрепиться» (XX, 3). Поэтому, когда Конфуций говорил, что в тридцать лет он «укрепился», он имел в виду, что понял ли и мог поступать должным образом.

«В сорок избавился от сомнений» - это означает, что он обрел мудрость. Ибо, как цитировалось выше: «Мудрые лишены сомнений». До этого этапа жизни Конфуций, возможно, размышлял лишь о нравственных ценностях. Но в пятьдесят и шестьдесят лет он знал волю Неба и был покорен ей. То есть он сознавал и сверхнравственные ценности. В этом отношении Конфуций походил на Сократа. Сократ полагал, что волей богов он послан разбудить греков, точно так же и Конфуций осознавал свою предначертанную свыше миссию. Когда в местечке Куан ему угрожали физической расправой, он сказал: «Если бы Небо желало позволить культуре погибнуть, то людям последующих поколений (вроде меня) не было бы дозволено участвовать в этом. Но раз Небо не пожелало позволить культуре погибнуть, что люди из Куан могут сделать мне?» («Лунь юй», IX, 5).

Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом» (III, 24). Конфуций был убежден, что в своих действиях он следует воле Неба и обретает поддержку Неба; он вполне осознавал ценности более высокие, чем нравственные. Исповедуемая Конфуцием сверхнравственная ценность отличалась, как мы увидим, от даосской. Ведь даосы полностью отказались от идеи разумного и целеполагающего Неба и вместо этого искали мистического единства с нераздельным целым. Поэтому осознаваемая и исповедуемая ими сверхнравственная ценность была более свободна от обычных понятий мира человеческих отношений. В семьдесят лет Конфуций позволил сердцу следовать желаемому, но при этом все его деяния естественным образом оказывались должными. Они больше не нуждались в сознательном руководстве. Он действовал без усилий. Это - последний этап развития мудрости.

Место Конфуция в китайской истории

Конфуций известен на Западе, пожалуй, более какого-либо другого китайца. При этом в самом Китае его место в истории порой менялось весьма значительно в зависимости от эпохи, хотя его авторитет оставался непоколебимым. В историческом плане он был лишь учителем, одним из многих. Но после смерти его постепенно стали считать Учителем, первым из всех учителей. А во II в. до н. э. он был вознесен еще выше. Многие конфуцианцы того времени полагали, что волей Неба ему было предначертано основать новую, следующую за Чжоу династию. Поэтому, не будучи в действительности возведенным на престол или поставленным к управлению, он в «идеальном» смысле стал властителем всей империи.

Как могло случиться такое очевидное противоречие? Это, как говорили конфуцианцы, можно выяснить, проникнув в эзотерический смысл «Анналов Весен и Осеней». Они считали текст не хроникой родного царства Конфуция (чем он и являлся на самом деле), а написанным самим Учителем важнейшим сочинением, выражающим его этические и политические взгляды. Затем, в I в. до н. э., Конфуция считали уже больше, чем правителем. Многие полагали, что он был божеством среди людей, знавшим, что когда-нибудь, после его времени, воцарится династия Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) и потому выдвинувшим в «Анналах Весен и Осеней» политический идеал, достаточно полный, чтобы люди Хань могли его осуществить.

Этот апофеоз был вершиной славы Конфуция, и конфуцианство середины Хань можно по праву назвать религией. Однако этот период прославления длился не слишком долго. Уже начиная с I в. конфуцианцы более традиционалистского типа начали отходить от этой идеи. В последующем Конфуций более не считался божеством, хотя его положение как Учителя оставалось высоким. Но в самом конце XIX века теория о божественном предназначении Конфуция вновь ожила на короткий срок. Однако вскоре, после провозглашения Китайской Республики, его перестали считать даже единственным Учителем, и сегодня многие китайцы назвали бы его всего лишь одним из учителей, великим, но далеко не единственным.

Конфуция уже в его время признавали человеком очень обширных познаний. Один из его современников говорил: «Поистине велик Учитель Кун. Знания его столь обширны, что его нельзя назвать одним именем!» («Лунь юй», IX, 2). Из приведенных выше пассажей мы можем видеть, что сам Конфуций называл себя наследником и хранителем древней цивилизации, таковым считали его и некоторые современники. Но, следуя принципу «не создаю, но передаю», он побудил свою школу к переосмыслению цивилизации предшествующей ему эпохи. Он придерживался того, что считал наилучшим в прошлом, и создал мощную традицию, которой следовали вплоть до недавнего времени, когда Китай вновь столкнулся лицом к лицу со значительными экономическими и социальными переменами. Кроме того, он был первым учителем Китая. Поэтому, хотя он и был всего лишь одним из них, не столь уж неестественно, что в последующие века его считали Учителем.

Из книги «Краткая история китайской философии», Фэн Юлань. Перевод на русский: Котенко Р. В. Научный редактор: Торчинов Е. А. Издательство: СПб.: Евразия, 1998.

Китайская философия

В период с У-Ш вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие китайской философии. Это период возникновения "ста философских школ", среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзи), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм - школа законников (Шан Ян). Рассмотрим древнекитайские школы. Обратимся к таблице (см. табл. 2).

Таблица 2.

Даосизм

Центральной идеей даосизма была теория Дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?). Китайское слово "Дао" многозначно: Великий Путь, путь звезд и путь добродетелей, Закон Вселенной и человеческого поведения. Он является действительной основой всех предметов и явлений природы, обычно его переводят как "путь" или закон мира, космоса. Главным произведением Лао-Цзы был труд "Дао-Дэ-цзин" ("Учение о Дао и Дэ"). Где Дао это сущность бытия, а Дэ это добродетель, проявление Дао.

В философии Лао-цзы обращается внимание на единство человека и неба. Лао-Цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, -следование Дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий изменять его. Основной принцип даосизма - теория недеяния "увей". Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию. Источником зла и всех бед есть то, что человек отступает от утвержденных природой законов Высшая добродетель - недеяние и молчание.

Согласно учению о космогонии (учение о происхождение космоса) даосизм выходит из того, что субстанциональной основой бытия считается Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные силы Инь и Ян, которые и образуют пять стихий: Огонь, Земля, Метал, Вода, Дерево и соответственно все вещи, состоящих из этих стихий. Диалектика Инь и Ян выглядит таким образом (см. схема 14).

Бытие понимается как постоянный круговорот стихий (см. схема15).

Так схематически (см. схема 16) можно изобразить взаимосвязь пяти элементов и органов.

Конфуцианство

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Важнейшим источником философского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего: 1) "Книга перемен" ("И цзин"); 2) "Беседы и изречения" ("Лунь Юй") представляющая высказывания Конфуция.

Основные проблемы философии Конфуция.

  • 1. Система этических норм.
  • 2. Политические вопросы.
  • 3. Поведение личности.
  • 4. Общественное управление.

Главная цель его учения - содействовать благополучию общества, создать совершенное идеальное государство. Высшими ценностями должны стать - патриархальные и государственные традиции, порядок, служение обществу.

Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами.

Главные принципы конфуцианства

  • - Принцип "жэнь" - гуманность и человеколюбие. "Чего не желаешь себе, того не делай другим".
  • - Принцип "ли" почтительность и ритуал. "Неупитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим".
  • - Принцип "чжэн-мин" - "исправление имен". В обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. "Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын".
  • - Принцип "цзюнь-цзы" образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
  • - Принцип "вэнь" образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
  • - Принцип "ди" - повиновение старшим по должности и возрасту. "Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек смышлен, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других".
  • - Принцип "чжун" - преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. "Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать". В связи с этим отметьте, что в древнем Китае впервые в истории мировой культуры были поставлены вопросы о методах государственного управления. Как нужно управлять народом? Чему отдать приоритет: ритуальным правилам поведения или закону? Руководствоваться добротой или страхом? Сторонником "мягкого" управления с опорой на мораль и правила поведения был Конфуций. Основным моральным принципом, "золотым правилом" было: "Не делай того, чего не желаешь себе".

Отметьте, что Конфуций предлагает путь "золотой середины". Что это обозначает? Это путь устранения противоречий, искусство балансировать между двумя крайностями, искусство политического компромисса.

Отличие конфуцианства от даосизма

1. Конфуцианство - учение рационалистическое и даже в какой то степени этическое. В даосизме преобладает мистическое начало.

Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному к его эмоциям, инстинктам.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Основные понятия и термины

Брахман - в древнеиндийской религиозно-философской литературе духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого вес произошло.

Будда - человек, обладающий пробуждённым, просветлённым сознанием.

Веды - древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм - (греч. hule - вещество, тле - жизнь) - философское явление, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.

Даосизм - религиозно-философское учение Китая, основоположник - Лао-Цзы.

Конфуцианство - философское, этическое учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Упанишады (с санскр. - сидеть рядом с учителем) - религиозно-философские комментарии к Ведам.

error: Content is protected !!