Святой Грааль: самая красивая легенда. Святой Грааль - что это такое и где он находится

Святой Грааль - загадочный христианский артефакт, обретённый и утерянный. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
Считается, что в основе легенды лежит христианский апокриф (книга, трактующая о предметах, содержащихся в священном Писании, но не признанная Церковью) о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского.
По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов.
Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передаётся из поколения в поколение.
Если объединить все версии происхождения Святого Грааля в одну, то получится, что Грааль в изначальном виде - это Lapis Exilis, драгоценный изумруд из короны самого Люцифера. Архангел Михаил во главе ангельского войска напал на Люцифера и его легионы восставших духов. Во время битвы Михаил огненным мечом выбил Lapis Exilis из короны врага, и зеленый камень упал в Бездну. Впоследствии из этого камня была сделана чаша, которая и называется Святым Граалем, или чашей Грааля.
Существует несколько теорий относительно природы Святого Грааля:

Первая, наиболее распространённая, гласит, что это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, в которую позже его приверженцы собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя. Чашу и копьё, которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский.
Таким образом, получается, что чаша Грааля стала самым первым потиром - чашей для причащения.
Согласно другой версии, Грааль - некий священный камень, связанный с тайной жизнью Иисуса.
Третья версия гласит, что Грааль - драгоценная мистическая реликвия, уцелевшая во время потопа.
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. (по книге Вольфрама Фон Эшенбаха «Парцифаль»).
Версия, принципиально, отличающаяся от остальных - это версия, что чаша Грааля это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль значит достичь просветления.
Атеистической разновидностью этой версии можно считать веллерианскую идею Грааля, как конечной цели развития человечества. В этом смысле Грааль - это человеческая цивилизация, достигшая способности создавать новые миры и Вселенные. То есть Грааль - это чаша, в которой вызревают новые миры.
Понятно, что подобный предмет не может достаться простому (а тем более грешному) смертному, потому всякий недостойный, приближающийся к святыне, бывает наказан серьезной раной или болезнью.
Где же искать Святой Грааль? На этот счет легенды дают противоречивые указания.
Наиболее популярна версия, согласно которой Иосиф Аримафейский, повинуясь указаниям Святого Филиппа, покинул Иерусалим и перенес доверенные ему реликвии в Британию. Там в местечке Гластонбэри он воткнул в землю свою палку, которая пустила корни и стала прекрасным терновым кустом, который цвел два раза в году. Усмотрев в том чуде знак свыше, Иосиф построил в Гластонбэри церковь, которая со временем выросла в аббатство. Считается, будто бы чаша Грааля укрыта где-то в подземельях некого аббатства Гластонбэри.
Другие источники называют возможным местом хранения реликвии волшебный замок Сальват в Испании, будто бы построенный ангелами за одну ночь.
В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. Несомненно, что это представление основано на легендах, существующих и поныне, что хранителями Грааля являются тамплиеры.
Если мы откроем том "Смерть Артура" Томаса Мэлори в классическом издании, то без труда обнаружим в этом произведении, впервые опубликованном в 1485 году, довольно пространный раздел под заголовком "Повесть о Святом Граале в кратком изводе с французского языка, каковая есть повесть, трактующая о самом истинном и самом священном, что есть на этом свете". Из этой повести мы узнаем, как сто пятьдесят рыцарей Круглого стола, покинув Камелот, отправились на поиски Святого Грааля. Первым до замка, где хранилась священная реликвия, добрался сэр Ланселот:
"И с тем увидел он, как отворилась дверь в тот покой и оттуда излилась великая ясность, и стало сразу так светло, словно все на свете факелы горели за той дверью. Приблизился он к порогу и хотел уже было войти. Но тут прозвучал ему голос:
- Сэр Ланселот, стой и не входи, ибо не ты вправе сюда войти. И если ты войдешь, то горько раскаешься.
И отступил сэр Ланселот в глубокой печали. И взглянул он через порог и увидел там посреди покоя серебряный престол, а на нем священную чашу, покрытую красной парчою, и множество ангелов вокруг, и один из них держал свечу ярого воска, а другой - крест и принадлежности алтаря. А перед священной чашей он увидел блаженного старца в церковном облачении, словно бы творящего молитву. Над воздетыми же ладонями священника привиделись сэру Ланселоту три мужа, и того, что казался из них моложе, они поместили у священника между ладоней, он же воздел его высоко вверх и словно бы показал так всему народу.
Подивился этому сэр Ланселот, ибо ему показалось, что священник под тяжестью той фигуры вот-вот упадет на землю. И не видя вокруг никого, кто мог бы поддержать старца, бросился он к двери и сказал:
- Милосердный отче Иисусе Христе! Не почти за грех мне поддержать этого доброго человека, который так нуждается в помощи! - И с тем шагнул он за порог и устремился к серебряному престолу, но когда он приблизился, то ощутил на себе дыхание, словно бы смешанное с пламенем, и оно ударило его прямо в лицо и жестоко его опалило. В тот же миг упал он на землю, и не было у него сил подняться, словно у человека, утратившего от потрясения власть над своими членами и слух и зрение. И тут он почувствовал, как множество рук его подхватили и вынесли вон из того покоя, и оставили его там за дверью, с виду для всякого - мертвым".
Сэр Ланселот оказался недостоин Святого Грааля, и реликвия отвергла его. Больше повезло его товарищам - сэру Галахаду, сэру Борсу и сэру Персивалю. Сам Иисус спустился к ним, чтобы передать чашу Грааля и просить об услуге - доставить реликвию в "духовный храм" в городе Саррасе. Там их встретили неприветливо - местный король, "великий тиран, родом от язычников" повелел бросить рыцарей в яму. Однако Святой Грааль поддержал благочестивых сэров до тех пор, пока король не умер. Потом за сэром Галахадом пришел Иосиф Аримафейский, и он отправился на небеса. Оставшиеся два рыцаря стали свидетелями того, как "с небес протянулась рука, и та рука достигла до священного сосуда и подняла его, и унесла на небо". С тех пор, по утверждению Мэлори, не было на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль.
До сих пор не дано убедительной интерпретации вышеописанного ритуала. Некоторые исследователи полагают, что рыцари Святого Грааля были мощной организацией христианских мистиков, развивших древнюю традицию через символику чаши. Приводятся также серьезные доводы в пользу версии, что легенда о Граале является разработкой раннего языческого (кельтского) мифа, который был сохранен и привит христианскому культу. С этих позиций Святой Грааль предстает чем-то вроде вместилища жизни, знаком Природы. Зеленый цвет чаши соотносит ее с Венерой и символикой возрождения, а также с верой ислама с его священным зеленым цветом, чьей субботой является пятница, день Венеры.
Нацисты были весьма увлечены мистикой. А. Гитлер, забрав из Вены копье Лонгина, которым по преданию убили Иисуса Христа, не захотел делится им с главой СС Генрихом Гиммлером. Тому пришлось довольствоваться копией копья и поисками других реликвий. Особенно Гиммлер загорелся поисками Святого Грааля, продолжая традицию рыцарских орденов.
Один из немецких исследователей под влиянием Парцифаля и древних легенд отправился на его поиски. Звали его Отто Ран. Исследователь утверждал, что обнаружил место где хранится Святой Грааль! По его мнению это крепость Монтсегюр во французских Пиренеях.
В 1931 году он отправился в экспедицию во Францию. Согласно старинной легенде, в ночь перед перед решающим штурмом папских рыцарей, забрав свои реликвии незаметно ушли трое еретиков-катаров. С риском для собственной жизни они сберегли магические предметы и чашу, считавшуюся Святым Граалем.
Отто досконально изучил каждый метр замка и обнаружил потайные комнаты, в которых по его утверждению спрятано «сокровище веков». В 1933 году он опубликовал свою книгу о находках в замке - «Крестовый поход против Грааля».
Далее события разворачиваются с удивительной быстротой! Он возвращается в Берлин и приступает к работе в Аненербе, в 1936 году ему присваивают чин унтершарфюрера и вскоре выходит его вторая книга - «Слуги Люцифера».
Согласно некоторым данным в 1937 году он передал свои монтсегюрские находки Гимлеру. В книге французского историка Ангебера Ж.М. «Гитлер и традиция катаров» утверждается,что там был и Святой Грааль! Ангебер также сообщает, что сосуд также переправили в Вевельсбург, где он хранился на мраморном пьедестале. В 1945 году, перед капитуляцией Германии, чаша якобы пропала из замка.
В 1937 году Отто Ран попал в опалу и в качестве дисциплинарного взыскания его откомандировали в концлагерь Дахау. В самом конце 1938 года, разочаровавшись в политике нацизма, Ран подал рапорт об увольнении из СС. По официальной версии, Отто Ран покончил жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.
В 1939 Аненербе предпринимает повторную экспедицию в Монтсегюр. Все найденое там перевозят в рейх…
Легенда о Граале гласила следующее: каждые 700 лет потаенное сокровище появляется из глубин земли, и тогда им можно овладеть. По подсчетам, в 544 году умер хранитель Грааля святой Бенедикт, через семьсот лет крестоносцы взяли Монсегюр (1244 год), а следующая знаменательная дата наступала 16 марта 1944 года. Бои за Монсегюр велись на протяжении четырех месяцев. И хотя крепость на юге Франции уже не имела для исхода войны никакого значения, все её защитники бились до последнего вздоха. В последние дни обороны над самой высокой башней Монсегюра реял огромный стяг с кельтским крестом.
Любопытно, что в Монсегюр специально был послан известный диверсант Отто Скорцени, которого просто так в древние крепости не посылали. Бюхнер пишет, именно О. Скорцени удалось заполучить Грааль, который возник точно в назначенное время. А потом, якобы «точно в полдень 16 марта 1944 года там появился небольшой немецкий самолет. Он несколько раз пролетел над Монсегюром в знак приветствия. После этого было использовано оборудование для прочерчивания в небе символов, которое сформировало огромный кельтский крест в небе. Кельтский крест был сакральной эмблемой катаров».
Дальнейшая судьба Грааля, по Бюхнеру, сложилась так. Его (то есть Грааль) со всей осторожностью перевезли из замка в Вевельсбург, где его уже ждал постамент. Само сокровище, по словам Бюхнера, состояло из многих предметов: «Вероятно эти предметы прибыли из Храма Соломона и включали золотую посуду и деревянные фрагменты, некогда принадлежавшие Ковчегу Моисея… 12 каменных скрижалей с доруническими надписями, которые ни один эксперт не был в состоянии прочитать… и красивая золотая чаша с подобным изумруду дном, сделанным из материала, похожего на яшму. 3 золотые пластины на чаше были покрыты древней клинописью».
Но никто и нигде не описывает якобы найденного в Монсегюре Грааля. Зато очевидцы припоминают другое - странную процессию, которая была замечена в горах в последние дни войны. Это были, конечно же, части СС, которые тащили тяжелые свинцовые ящики:
«Колонна прикрытия двинулась к высокой горе. Прибыв к подножию Целлертальского горного массива, маленькая группа Аненербе совершила факельную церемонию, взяла тяжелый свинцовый ящик и направилась по тропе, ведущей к леднику Шлейгейс у подножия трехтысячника Хохфейлер. Они вошли в пещеру на леднике, и больше их никто не видел. Как известно, подземный ход вел от пещеры Шлейгейс к Монсегюру. Судя по всему, арийцы решили вернуть Грааль в Монсегюр. Вскоре все подземные ходы и гроты, ведущие к Монсегюру, начали закладывать камнями и бетонировать». По этой версии, Грааль находится в горах или перемещен в Монсегюр и снова скрыт от глаз человеческих.
Есть и иная версия: Грааль был захоронен у замковой стены Вевельсбурга.
А по третьей версии, священная реликвия была на подводной лодке переправлена на тайную фашистскую базу Новая Швабия, скрытую в пещерах Антарктиды. Указывается даже конкретное место: «в ледяной пещере в горах Мюлига Хоффмана». Позднее эта пещера стала известна как «Изумрудная». Предположительно она ведет в секретный туннель, следующий вниз к внутренней Земле (гипотеза Полой Земли). Каменный обелиск около метра высотой, «сделанный из отполированного черного базальта», был помещен у входа в пещеру и имел надпись:
«Действительно существует намного больше вещей и на небесах, и в Земле, чем может представить себе человек. (За этой чертой - Агарта.)»
Как сообщает Трэси Твимэн, «надпись была сделана профессором Карлом Хаусхофером. Предполагалось, что внутри этого обелиска должна быть положена сама Изумрудная Чаша. Но вместо этого Хаусхофер написал записку на куске пергамента, уточняя действительное местоположение Чаши, и вложил её внутрь обелиска».
По четвертой версии чаша Грааль вернулась к своим хозяевам - жителям Полой Земли.

В июне 2007 года в некоторых изданиях появилась статья следующего содержания:
"Как сообщает PhysOrg, итальянский археолог Альфредо Барбагалло (Alfredo Barbagallo) утверждает, что Святой Грааль – чаша, из которой пил Иисус Христос во время Тайной Вечери – находится в Риме.
По его словам, чаша захоронена в помещении под Базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура (Basilica of San Lorenzo Fuori le Mura), одной из семи самых посещаемых пилигримами церквей в Риме. К такому выводу Барбагалло пришел после двухлетнего изучения средневековой иконографии внутри базилики и устройства катакомб, описанных в путеводителе по катакомбам, составленном в 1938 году монахом-капуцином Джузеппе да Бра (Giuseppe Da Bra).
Как утверждает Барбагалло, чаша, которой в Средние века было дано имя Святого Грааля, исчезла в 258 году после гибели священника по имени Лоренцо, которому Папа Сикст V поручил заботится о сохранности сокровищ раннехристианской церкви.
Представитель Ватикана сообщил, что пока никто никаких решений об открытии катакомб не принимал."

Новость отредактировал aptiriman - 19-07-2011, 15:05

Самое большое распространение легенда о Святом Граале получила благодаря рыцарскому роману Кретьена де Труа, написанного в XII веке, как раз в разгар крестовых походов. Сам же Труа за основу своей книги взял уже существовавший материал, а точнее книгу кельтских легенд и мифов называемую – «Мабиногион».

Рукопись Кретьена де Труа в то время пользовалась большим успехом, и текст многократно переписывался и все больше и больше распространялся по миру. Таким образом, он попадал в руки людям, которыми овладевала мысль найти эту ценнейшую реликвию. Они проводили свои поиски, потом публиковали свои книги, и так эта легенда дошла вплоть до наших дней.

Самым заинтересованным исследователем средних веков был Леонардо да Винчи. Именно на основе его рукописей и выводов ведутся дальнейшие исследования и изыскания в наше время.

Все христиане в мире верят, что Святой Грааль – это чаша, в которой на тайной вечере Иисус Христос превратил свою кровь в вино и из которой причащались апостолы, а через три дня в эту чашу Иосиф из Аримафеи, собирал капли крови Иисуса, стоя у креста.

Святой Грааль ненадолго задержался в Древней Иудеи – Иосиф Аримафейский вывез чашу в Европу, как предполагается на территорию современной Англии. Чашу как реликвию хранили долгие годы пока в 258 году, после гибели священника Лоренцо, который был ответственным за сохранность христианских сокровищ по порученную папы Сикста V, она не пропала. Некоторые историки считают, что она находилась у тамплиеров, в качестве одного из самых ценных сокровищ, и позднее пропала вместе со всеми остальными богатствами крестоносцев.

Тайна Святого Грааля

Есть и другая версия, которая гласит, что Святой Грааль не только предмет, но он же имеет и еще одно, символическое значение.

Помимо того, что Святой Грааль обозначает чашу, он также значит и кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real» или «sang royal» - «королевская кровь».

Найдено много документов прямо или косвенно указывающих на существование, так называемого иудейского архива, хранящегося в Иерусалимском храме. В архиве хранятся записи свидетельств о рождении и браке, а также и другие различные семейные документы. Предполагается, что среди всех этих бумаг есть и связанные с «Царем Иудейским» Иисусом Христом.

Современные исследователи древности пришли к мнению, что в Иудее человек, тем более проповедующий как Христос, просто не мог быть не женат. В случае если он был бы холост то это было бы отражено в Евангелиях – как вещь не стандартная для того времени и даже неприличная.

Многие исследователи и эксперты, занимающиеся изучением периода жизни Христа, считают, что описанная в Евангелиях свадьба в Каннах Галилейских, была непосредственно именно его собственной свадьбой. Если начать внимательно изучать отрывок, описывающий это событие, то начинаешь невольно замечать странности и нестыковки.



Христос, будучи бедным плотником и в то время еще не начавший проповедовать, вдруг получает приглашение на богатую свадьбу, где превращает воду в вино. И распорядитель, удивляясь качеству вина, благодарит жениха. Может ли быть женихом сам Иисус Христос? Возможно, так считал и один из самых известных святых ранней церкви Климент Александрийский, который «подредактировал» Евангелие от Марка и сцену свадьбы оттуда исключил. Все же эта сцена осталась в Евангелие от Иоанна, которое было написано позже.

На роль жены Христа подходят несколько кандидатур. Самая известная из всех это конечно – Мария Магдалина, которую, кстати, тамплиеры считали духовной покровительницей. Вопреки распространенному мнению она никогда не была блудницей. Доказательством тому служит само Евангелие. В блудницы Магдалину записали гораздо позже. Есть и еще одно упоминание в Библии, которое косвенно доказывает, что женой Христа могла быть Мария Магдалина.

Известно, что ученики Иисуса Христа много раз сетовали о том, что Христос больше любит Магдалину, а не их, он же отвечал им: «А почему бы мне не любить ее больше вас?».

Есть еще одно обстоятельство которое никак не укладывается в общую картину того времени, и которое еще раз доказывает состоятельность версии о женитьбе Иисуса. По правилам того времени незамужняя женщина никак не могла свободно путешествовать даже в компании, а могла передвигаться только с мужем. Есть еще множество не состыкованных моментов описанных в Библии, но они уже менее значимы.

В поисках Святого Грааля

Есть исследователи считающие, что у Иисуса Христа были дети. Именно эта информация и хранилась в Иудейском архиве, именно эту информацию так свято хранили тамплиеры. Свиток с родословным древом, ведущим свою линию от Богочеловека, был самым ценным артефактом.

Знания о существовании подобной реликвии не могли оставить в покое известных царей, королей, правителей, рыцарей, полководцев и диктаторов. Естественно этой бесценной вещью заинтересовался Адольф Гитлер. Будучи падким на всякие мистические вещи он сильно заинтересовался и сокровищем тамплиеров и пожелал его, во что бы то ни стало найти. Известно, что он искал Святой Грааль по всему миру, отправлял многочисленные экспедиции и в том числе даже на Кавказ, где якобы в одной из пещер может храниться священный артефакт.

Первым кто заговорил о пребывании тамплиеров в Ливонском ордене, был археолог и историк Отто Ран. Он же первый кто начал поиски сокровищ тамплиеров в 1930 году. Целью его поисков был, конечно, не Святой Грааль , а золото, и надеялся он найти какой-нибудь клад, припрятанный орденом на «черный день». Отто Ран выбрал несколько мест, где и начал свои изыскания.



Первыми он исследовал развалины замка Монсегюр в Лангедоке, Кенигсберг и Латвию. И вдруг в 1937 году Ран внезапно бесследно исчезает. Как выясняется позже из расползшихся слухов, Отто нашел небольшой клад и, посчитав, что ему этого до конца дней хватит и останется даже правнукам, решил уйти на покой. Для этого он изменил внешность, поменял документы и исчез в неизвестном направлении.

Лично Адольф Гитлер дал распоряжение начать следствие по делу Отто Рана в 1941 году. Он очень жаждал узнать - что же смог отыскать Ран помимо золота, которое естественно мало интересовала фюрера. Ему хотелось выяснить - не нашел ли Отто Ран каких либо зацепок о нахождении Святого Грааля, но все усилия были четны, в итоге дело так и заглохло.

Когда наши войска вошли в Кенигсберг, то первым делом они вывезли оттуда самолетом, сохранившийся архив Ливонского ордена. Есть информация, что сам Сталин заинтересовался поисками Святого Грааля…

История о Святом Граале - это столь запутанный клубок европейских легенд, восточных преданий, литературных повествований и домыслов, уходящих корнями отнюдь не к библейскому первоисточнику, как можно было бы предполагать, а чуть ли не к языческим фольклорным мотивам кельтов, что впору воскликнуть: «А был ли мальчик?» А точнее, неуловимая христианская реликвия в виде чаши, из которой причащались на Тайной вечере ученики Иисуса Христа, в которую позже была собрана кровь Спасителя, распятого на кресте.

«Грааль» - это старофранцузское слово, которым обозначали большое блюдо, поднос. Такое назначение Грааля описывает старейший из сохранившихся документов об этой реликвии - роман провансальского поэта-трубадура Кретьена де Труа «Персефаль, или Повесть о Граале», относящийся к 1182 году. В этом романе Грааль представлен в виде большого блюда, выложенного драгоценными камнями, которое носит дева по залам замка. Однако в других произведениях об этом артефакте - поэмах и романах - Грааль предстает в виде чаши, кубка и даже камня. Однако ни одно из этих произведений не пользуется славой авторитетного источника информации.

В основу легенды о Граале лег христианский апокриф о путешествии в Англию Иосифа Аримафейского. Земляк Кретьена де Труа, также провансальский поэт Роберт де Борн, ссылается на старинный исторический источник - рукопись, в которой речь идет о том, что Иисус дал Иосифу Аримафейскому чашу Тайной вечери, после чего Иосиф и его сестра покинули Палестину и отправились в Западную Европу проповедовать христианство.

Чашу и копье, которым было пронзено тело Иисуса, Иосиф привез в Британию, причем некоторые легенды указывают даже конкретное место, куда были доставлены эти реликвии, - монастырь Гластонбери. В этом аббатстве стояла старая церковь, однако она сгорела еще в 1184 году, и на ее месте была построена более поздняя церковь. Предание гласит, что Грааль спрятан в подземельях аббатства.

Саму чашу чаще всего представляют как бокал, вырезанный из оливкового дерева высотой 12 и диаметром 6 сантиметров.

Одна из легенд повествует, что сын святого Иосифа сошел с небес и принял участие в таинстве евхаристии, совершавшейся в замке Грааль. Другое сказание повествует, что кельтский волшебник Мерлин, покровительствовавший королю Артуру, посылал искать Грааль рыцарей Круглого стола, но эти поиски успеха не принесли.

Около дюжины посвященных Граалю сочинений составлены между 1180 и 1225 годами на французском языке или являются переводами с французских текстов. И каждое из них предлагает свою версию истории об этой таинственной вещи. Речь в них идет о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Эти герои - Персеваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - рыцари короля Артура, которые совершают мистические путешествия в поисках святыни. Стремление ее найти продиктовано волшебными свойствами Грааля: человек, испивший из этой чаши, получает прощение грехов и вечную жизнь, а по некоторым сведениям - и бессмертие, а кроме того - вполне материальные блага - еду и питье.

Единственным человеком, которому удалось обрести Грааль, был рыцарь Галахад. Он с детства воспитывался монахами в целомудрии и праведной жизни, а прикоснувшись к святыне, вознесся на небо как святой. Другой рыцарь, Персифаль, лишь приблизился к находке: он лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака, и был свидетелем его исцеления, когда король на глазах рыцаря испил из этой чаши святой воды.

Немецкий поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах, автор «Парсифаля», в своей поэме, написанной в конце XII века, утверждает, что чашу Грааля хранит рыцарский орден «Templaisen». В этом названии угадывается орден тамплиеров - рыцарей Храма, активных участников крестовых походов в Святую землю. Этот орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в начале XIV века. В некоторых средневековых романах рыцарь Парсефаль ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором тамплиеры под охраной хранят Грааль. В средневековых легендах хранителями Грааля также выступают рыцари-тамплиеры. В части из них Грааль - это кровь потомков Иисуса.

Этимология этого слова возводится к «sang royal» - «королевская кровь» и даже «sang real» - «истинная кровь», что понималось как кровь Христа. Такое понимание продиктовано, очевидно, двояким значением старофранцузского слова «cors» - и «кубок» и «тело». Возможно, поэтому Грааль, понимаемый то как «кубок Христа», то как «тело Христово», в легендах получил прочную привязку к Иосифу Аримафейскому - стражу над телом Христа. Поэтому одна из легенд гласит о таинстве евхаристии - причащении телом и кровью Христовой в замке Грааль, в котором якобы участвовал сын Иосифа Аримафейского, сошедший с небес.

Есть у легенды о Граале и еще одна генеалогическая линия, уходящая корнями в кельтскую мифологию. И даже глубже: в индоевропейских мифах магический кубок - символ жизни и возрождения. В кельтских, ирландских и валлийских мифах повторяется сюжет о волшебном сосуде, дававшем человеку мистическое блаженство. Во Франции XII века над этим повествованием потрудились средневековые трубадуры и миннезингеры, в результате чего легендарная чаша стала ассоциироваться с христианским таинством евхаристии.

В кельтских мифах присутствует и еще одна интересная емкость с магическими свойствами: расколотый волшебный ведьмовской котел Керидвен, хранящийся в замке Аннун, доступ в который могут получить лишь совершенные люди с чистыми помыслами. Для всех остальных людей этот замок остается невидимым. В еще одном кельтском мифе Грааль предстает в виде камня, умеющего кричать. Его крик символизировал признание истинного короля и потому был установлен в столице Ирландии Таре.

Исследованию легенд о Граале много лет посвятил известный российский ученый академик Александр Веселовский. Он доказал, что предание о Граале зародилось на христианском Востоке в первые века нашей эры, в христианских общинах Сирии, Эфиопии и Левко-Сирии - Малой Армении. На Запад же оно попало в эпоху крестовых походов, и принесли его туда рыцари и трубадуры, участвовавшие в походах в Святую землю и слышавшие эти восточные легенды.

Позже восточные легенды и образы были творчески переосмыслены в европейском художественном слове. Поэтому в европейских преданиях о Граале немало ссылок на Восток. Эпизоды, где фигурирует личность Иосифа Аримафейского, присутствовавшего при распятии Христа, имеют свои корни в популярных в Византии апокрифах - «Евангелии от Никодима», «Деяниях Пилата» и особенно «Книгах Иосифа Аримафейского». В одном из византийских письменных памятников «Мабинагион» говорится о хранении священной чаши у императрицы в Константинополе. Впрочем, в западноевропейском источнике XIII века, «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга, речь идет лишь о копии Грааля, хранящейся в Константинополе.

Среди праздников Византийской церкви был и праздник обретения Святой Чаши Господней, отмечавшийся 3 июля. Есть сведения, что в 394 году эта чаша хранилась в Иерусалиме, в храме Сиона, возведенном на том месте, где проходила Тайная вечеря. Возможно, позже она была перевезена в столицу Византийской империи Константинополь и хранилась там в одном из православных храмов. Однако дальнейшая судьба святыни неизвестна: в 1204 году в результате Четвертого крестового похода Константинополь захватили и разграбили западноевропейские рыцари. Упоминания о том, что чаша попала в земли Западной Европы, соседствуют с информацией о том, что её спрятали в одном из замков на Востоке.

Одна из версий искателей Грааля гласит, что эта святыня христиан спрятана в Украине. Тайник с реликвией расположен в Крымских горах, а история его крымских странствий уходит в эпоху Средневековья. В XII-XV веках на территории горного и предгорного Крыма существовало небольшое княжество Феодоро со столицей в городе Мангуп-Кале. Его территория тянулась неширокой полоской от Ямболи (современной Балаклавы) до Алустона (ныне Алушта). Княжество управлялось династией царей Гаврасов, имевших армянское происхождение, и находилось в сфере влияния Византийской империи. Этнический состав населения был пестрым: там жили крымские готы, аланы и греки, но их объединяла общность религии - феодориты исповедовали православие.

Положение маленького государства было шатким. В одной из легенд, сохранившихся с тех времен, рассказывается о войне феодоритов с генуэзцами (из истории известно, что с генуэзцами княжество вынуждено было вести частые войны), владевшими колониями в южно-бережной части Крымского полуострова. В ходе этой войны генуэзцы поставили условие правителям Феодоро: передать им некую золотую колыбель, после чего война будет прекращена. Ситуация была столь угрожающей, что князь вместе с семьей укрылся в одной из пещер горы Басман, где и спрятал эту таинственную золотую колыбель.

После чего в горах произошло землетрясение и обвал, и золотая колыбель оказалась надежно скрытой от людей. Интересно, что эту легенду подтверждают данные археологических исследований. Ученые установили, что на горе Басман существовало поселение, разрушенное в результате мощного землетрясения в XIV или XV веке. А внутри одной из горных пещер был найден скелет человека, раздавленного обвалившейся на него каменной глыбой.

О том, что могла собой представлять мангупская золотая колыбель, высказываются разные мнения. Одни считают, что это была золотая купель, подаренная князю Феодоро Исааку московским царем Иваном III. Другие видели в ней сходство с колыбелью Чингисхана. Однако наиболее проницательные исследователи заметили одну важную деталь в росписях храмов, оставшихся со времени существования этого небольшого государства. В них часто присутствует мотив чаши-колыбели с младенцем. В христианской традиции ребенок в чаше символизирует Христа. Кровь распятого Христа, как мы помним, была собрана в чашу.

В XX веке к этим крымским легендам неожиданный интерес проявили спецслужбы двух великих империй, ведших между собой войну, в том числе и в Крымских горах. И вновь, как когда-то уже случалось, сторонами в этой войне выступили западноевропейские воины и наследники византийской традиции.

В 1926-1927 годах в Крыму развернула деятельность группа сотрудников специального отдела по криптографии НКВД СССР во главе с Александром Барченко. По официальной версии, группа исследовала пещерные города Крыма. Но в эту группу входил астрофизик Александр Кондиайн, рассказавший о другой, негласной цели чекистской экспедиции, а именно поиске камня внеземного происхождения, несколько сотен тысяч лет назад упавшего на Землю из созвездия Орион.

Кстати, в уже упоминавшейся поэме Вольфрама Эшенбаха «Парсифаль» Грааль представлен в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера, оттуда и пошло аллегорическое название Грааля - «камень с Ориона». Дело это закончилось драматически: руководитель экспедиции Александр Барченко был расстрелян в 1941 году, перед самым началом войны с Германией.

Интерес к Граалю имели не только спецслужбы страны победившего социализма, но и их немецкие коллеги. Чашу Грааля пытался заполучить Адольф Гитлер, приказавший в разгар Второй мировой войны начать активные поиски реликвии. Фюрер, склонный к мистическим поискам, хотел, так сказать, приватизировать легендарные магические свойства этого сосуда. Его подручные в венском музее Хофбург нашли копье римского центуриона Лонгина, которым он пронзил тело Христа. В этом артефакте нацисты также видели источник магической силы, и Гитлер полагал, что копье поможет ему победить в войне своих врагов - СССР, Америку и Великобританию.

Когда в Крым пришли немцы, они, как и их предшественники, развернули поиски Грааля в Крымских горах. Руководителем поисков реликвии был Отто Олендорф, носивший псевдоним Graalritter - рыцарь Грааля, под его командованием находилась «Айнзацгруппа D». Поиски велись в крепости Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), где были осмотрены караимские кенассы, мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханум и многочисленные пещеры. Искали и в татарских мечетях, и в руинах старых храмов, и в развалинах крепости Керменчик. Однако Грааль немцы так и не нашли. Тем не менее за работу в Крыму Отто Олендорф получил от Адольфа Гитлера Железный крест первой степени.

Есть еще одна интересная история Грааля, связанная с Англией, которую приводят в своей книге «Поиски священного Грааля и драгоценной крови» Иен и Дейк Бегг. Истоки ее ведут все к тому же аббатству Гластонбери. В XVI веке, в эпоху правления короля Генриха VIII, в Англии утверждается Реформация. Католические монастыри закрываются, католические священники подвергаются преследованиям. В 1535-1539 годах король создает специальные комиссии, которые-закрыли все монастыри в Англии. Их имущество было конфисковано, а братия разогнана. По приказу короля вскрывались и разграблялись даже мощи святых.

Последний аббат монастыря Гластонбери незадолго до смерти отдал Грааль монахам, которым доверял. Они отправились с реликвией в Уэльс, в аббатство Аберистуит. Они нашли приют в богатом поместье Нантес Мэнер, хозяином его был лорд Пауэлл. Он предложил монахам убежище в своем владении; там монахи спокойно жили и работали. Последний из монахов, проживших там многие годы, передал Грааль хозяину владения и завещал всегда хранить его там, в Нантес Мэнер. Последний представитель рода Пауэллов умер в 1952 году, и тогда Грааль перешел к семье Майерилесс. Однако долго у них не задержался и таинственным образом исчез.

Как мы видим, с уходом славных времен трубадуров и рыцарей поиски Грааля не прекратились. Грааль волнует умы искателей и в наши дни. Итальянский археолог Альфредо Барбагалло утверждает, что Святой Грааль находится в Риме и спрятан в помещении под базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура. Эта церковь - одна из семи наиболее посещаемых паломниками церквей Рима. Ученый сделал такое заключение после того, как два года изучал средневековую иконографию внутри церкви и устройство катакомб под ней. По мнению археолога, Грааль исчез в 285 году, после гибели священника Лоренцо, которому Папа Римский Сикст V дал поручение заботиться о сохранности раннехристианских церковных сокровищ.

"Тайны и загадки истории и цивилизации"

Что такое Грааль? Быть может, кто-то полагает, что термин создали представители современных литературных жанров, авторы знаменитых произведений, насыщенных удивительным фантастическими мотивами? Нет, он появился задолго до публикации романа «Код да Винчи» и других бестселлеров двухтысячных. О том, что такое Грааль, хорошо знает человек, разбирающийся в истории литературы и искусства.

Значение слова

«Грааль», как и многие другие понятия, имеющие почти идентичное звучание на всех европейских языках, имеет латинское происхождение. Означает «чаша». Часто встречается в средневековом кельтском эпосе. Впрочем, этимология вызывает споры. Есть версия, что слово произошло из греческого. Для того чтобы понять, что такое Грааль, стоит взглянуть на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Это чаша, из которой вкушал Христос. Сосуд, в который Иосиф Аримафейский собирал кровь из ран распятого Спасителя.

Кельтская мифология

Священный Грааль часто упоминается в эпических поэмах, созданных в Средние века. Однако исследователи полагают, что в эпос он пришел из кельтской мифологии. В сказаниях присутствует некий расколотый котел, обладающий волшебной силой. Он хранится в замке, в который попасть обычный человек не может, только совершенная личность с чистыми помыслами. Находится замок в Аннуне - мировой бездне. Историки и литературоведы связывают этот котел с магической чашей. В кельтских преданиях встречаются и другие истории, связанные с Граалем. Но уже не с чашей, а с камнем, который умеет извергать звуки. Криком он признает настоящего правителя.

Рыцари Круглого стола

В британском эпосе, повествующем о короле Артуре, присутствуют персонажи, которые сегодня активно используют авторы романов в жанре фэнтези. Речь идет о Рыцарях Круглого стола. Их было более 150. Для чего они регулярно устраивали заседание за круглым столом, объяснить сложно. Но известно, что многие из них свою жизнь тратили на поиски пресловутого Грааля. Отыскать его никому так не удалось.

Вечная жизнь

Итак, что такое Грааль? Почему он был популярен в Средневековье и отчего Рыцари Круглого стола упорно охотились за ним? Существовало поверье, что испивший из чаши получит не только прощения грехов, но и вечную жизнь. О подобных благах мечтал, конечно, каждый. Кроме того, помимо бессмертия, человек, который станет обладателем магической чаши, согласно средневековым представлениям, получает возможность пользоваться различными земными благами.

Тамплиеры

Стоит также рассказать об ордене, основанном в XII столетии на территории современного Израиля, потому как он имеет отношение к Граалю. А в 12-13 столетиях магистры ордена были очень богаты, им принадлежали огромные земельные владения на территории Сирии, Палестины и даже в Европе. К тому же они обладали юридическими и церковными привилегиями. Рыцари нередко принимали участие в военной защите стран, основанных крестоносцами на Востоке. Хотя первоначально целью тамплиеров была защита паломников, которые направлялись на Святую землю - часть территории современного Израиля.

В конце XIII столетия крестоносцев изгнали из Палестины. Тамплиерам ничего не оставалось, как заняться финансовой деятельностью и торговлей. Они накопили значительное состояние, установили имущественные отношения с королями европейских государств. В начале 14 столетия многие члены ордена подверглись арестам и казням. Репрессии устроил французский король Филипп IV. Орден был упразднен в 1312 году. Среди тамплиеров было немало известных людей. Есть версия, что Грааль удалось отыскать магистрам этого ордена, благодаря чему они обрели удивительные знания.

В поисках Грааля

В Средние века церковь управляла общественной и политической жизнью. Библейские мотивы были повсюду: и в искусстве, и литературе, и в умах простых людей. В IX веке в Европе начались активные поиски за реликвиями, которые якобы имели отношение к земной жизни Иисуса Христа. Эта странная охота достигла апогея в XIII столетии, когда французский король привез в столицу ряд орудий Страстей.

Все бы хорошо, но среди предметов, которые хранились отныне в Святой Капелле, отсутствовал Священный Грааль. Это обстоятельство породило множество слухов о его местонахождении. В Париже к тому времени были сосредоточены многие святыни. А потому логично было предположить, что Святой Грааль находится не во французской столице, а где-то далеко. Скорее всего, в другом государстве. Так появилась версия о местонахождении чаши на территории Британии.

Слово «Грааль» присутствует и в романах о Парсифале. Главный персонаж находит Мунсальвеш - волшебный замок, в котором хранится чаша. Правда, находится она под охраной рыцарей. В отдельных описаниях эта чаша представлена как неиссякаемый сосуд, напоминающий рог изобилия.

Бесплодные поиски Грааля породили множество легенд. В XIX столетии об обладании чашей объявлено было одновременно в нескольких городах. В путеводителях по Турину часто говорится, что Грааль находится именно в этом итальянском городе.

В современной литературе

О магической чаше говорится в вышеупомянутом романе Дэна Брауна. Сюжет произведения основан на книге «Святая кровь и Святой Грааль», вышедшей в 1982 году. Авторы книги - М. Бейджент, Г. Линкольн, Р. Ли. Произведение написано в духе эзотерики и альтернативной истории. Авторы представили гипотезу о существовании некоего тайного общества, существующего уж в начале десятого столетия. В него якобы входили в разное время великие люди, среди которых были и Исаак Ньютон, и Леонардо да Винчи.

Орден тамплиеров, тех самых рыцарей, которые охраняли Грааль, создан членами тайного общества. Цель этой организации - восстановление династии Меровингов, которая правила франками с пятого по седьмое столетие.

Авторы этой книги высказали довольно шокирующие версии. Так, они утверждают, что представители рода Меровингов, - потомки Иисуса Христа. У Спасителя имелась жена - Мария Магдалина, предком которой был царь Давид. Святой Грааль - это труба Марии Магдалины, имевшей священное монаршее происхождение. Когда-то церковь предприняла попытки истребить всех представителей рода Меровингов - таким образом Папа Римский смог бы получить власть. Но ей это не удалось.

Книга «Святая кровь и Святой Грааль» оказала сильное влияние на современное искусство. С конца восьмидесятых в свет начали выходить различные художественные произведения, в которых главным мотивом служила версия, предложенная Бейджентом, Ли и Линкольном. Среди таких книг - «Маятник Фуко» У. Эко, серия «Дети Грааля» П. Берлинга.

Грааль упоминается в произведениях таких писателей, как Артур Мейчен, Чарльз Уильямс, Умберто Эко, Майкл Муркок, Гарри Гаррисон и даже Александр Солженицын.

В переносном смысле Грааль - заветная мечта, нечто недосягаемое или труднодостижимое.

error: Content is protected !!