Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Типы речи в русском языке

повествование

"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."

Однажды осенью я, мама и бабушка отправились на прогулку в парк «Кедровый Лог». С собой мы взяли орехи, я –грецкие, а мама – кедровые. Знакомые нам рассказывали, что в парке много ручных белок. Войдя в парк, мы сразу увидели стройные кедры и могучие сосны, но белок не было видно нигде. И вдруг, на одной из аллей появилась смелая белка. Она подбежала ко мне, взяла с моей руки орешек и быстро убежала в лес.

Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зеленой траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево.

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны
.

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный.

описание

Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной . От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями . Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны .

Бузина чёрная – многолетнее растение, кустарник или деревце 3–10 м высотой . Ствол и ветви серые с чечевичками по коре. Листья супротивные, черешковые, непарно перистые. Цветки мелкие, душистые, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод – чёрно-фиолетовый, ягодновидный . Лекарственным сырьём являются соцветия и плоды, высушенные в печках или сушилках .

Лиса - осторожный и хитрый зверь.

Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы.

Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

рассуждение

Кошки - таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме - это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.

Дятел - это лесной лекарь. ,потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине.Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.

Вот почему называют дятла лесным лекарем.

У меня дома живет кошка Дуся. Она полосатая и пушистая. Дуся любит играть с мячиком. Мама говорит это потому, что она ещё котенок. Иногда мне кажется Дуся понимает человеческий язык, потому что если мама её зовет,то она сразу прибегает и если мама её ругает за что- нибудь, она прячется. Мне нравится наша кошка.

Справка

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.



Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Текст 1

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Задания к тексту:

1. Определите стиль каждого из текстов.

2. Выпишите прилагательные, определите род. Число, падеж.

3. Определите разряд прилагательных.

4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольные вопросы:

1. Назовите функционально-смысловые типы речи.

2. Дайте определение описанию как типу речи.

3. Дайте определение повествованию.

Глоссарий:

1.Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

2.Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.

Справка

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) ивывод.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения, как рассуждение-объяснение: Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов), и рассуждение-умозаключение: Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.: Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…>Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).

К жанрам рассуждения относят научные, научно-популярные и публицистические статьи, эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер: Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков).

В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей: Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

Текст 2

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

Да, странная это вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга…Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н.Морозова)

Задания к тексту:

1. Выделите композиционные части текста.

2. Определите жанр текста.

3. К какому виду рассуждения относится текст?

4. Напишите эссе на тему «Книга в моей жизни».

5. Выделите маркеры рассуждения.

6. Рассмотрите таблицу. Сделайте выводы по каждому из типов текста.

Название типов речи На какой вопрос дается ответ в высказывании? О чем говорится в высказывании? Наиболее характерные для типов речи временные отношения Как строится высказывание каждого типа речи (их основные элементы)?
Повество- вание Что предмет или лицо делает или что с ним происходит? О событиях и действиях Последовательность Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка.
Описание Каков предмет или лицо? О признаках предмета или явления Одновременность Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки,
возможен вывод)
Рассуждение Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступает так, а не иначе? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказывается)аргументы (доказательства) вывод.

7. Используя таблицу, дайте полную характеристику смысловому типу текста. Определите основную мысль и стиль текста.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

(К.Паустовский)

Глоссарий:

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Тезис - др.-греч. ἡ θέσις (thésis) - положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рассуждению как типу речи.

2. Назовите виды рассуждения.

3. Какие виды рассуждения используются в научном стиле. А в художественном стиле?

4. Назовите средства-маркеры рассуждения.

5. Какие выделяются жанры рассуждения?

Неделя 3

Тема: Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации. Публицистический стиль и его особенности. Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов аннотация, реферат, рецензия. Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля. Средства массово информации.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика.

Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие. В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей:
разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);
научный (сфера науки, функция сообщения);
официально-деловой (сфера права, функция сообщения);
публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

Что такое тип речи? Типы текста в – это классификация речи по функционально-смысловому значению. Правильным ответом на вопрос «Какие бывают типы речи в языке?» будет перечисление этих типов – повествование, описание и рассуждение .

Вконтакте

Типы речи

Повествование – это тип речи, упоминающий последовательность явлений или событий (как началось и чем закончилось), поэтому преобладающей частью речи здесь будет . Повествование – это рассказ о чем-то, который ведется от 1-го (выражено личным «я») или от 3-го лица (авторское повествование). В повествовании всегда есть завязка (начало), развитие событий и развязка (конец). Но необязательно структура должна быть именно такой, есть и неподходящие под эту категорию тексты.

Вот пример повествовательного текста: «Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке.

Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» (отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»).

Другие типы речи в русском языке – описание и рассуждение .

В описании упоминаются различные объекты, личности, звери, птицы, природа – под описание может подойти любой живой или неживой предмет. Тексты-описания отвечают на вопрос «Какой он?» или «Что с ним происходит?». В основе такого типа речи лежит список временных или неизменных качеств объекта или явления.

К примеру, если мы описываем внешность человека, то обязательно остановимся на чертах лица (глаза, нос, губы, цвет волос, прическа и пр.), его одежде, характере, привычках и др.; если это будет описание помещения, то мы отметим размеры, внутреннее оформление (цвет стен, мебель, планировку и пр.); пейзаж будет наполнен изображением деревьев, травы, неба, солнца, погоды и т. д.

Описание используется в любом стиле речи, различаться оно будет только тем, что, к примеру, в научном стиле оно будет «сухим», а в художественном наполнено различными оборотами речи. «Кот мохнатый, лапка у него мягонькая да ноготок востер. Ушки маленькие, да чуткие. Глаза горят, как огни» (Г. Науменко).

Рассуждение – это тип речи, в котором освещаются источники событий и феноменов, их двустороннее взаимодействие. Применительно к этому типу задаются вопросы «Зачем?» и «Почему?», т. е. рассуждение – это доказательство или объяснение своей точки зрения.

В этом типе речи есть условная схема образования – (то, что надо доказать), аргументация и выводы. Тезис в рассуждении должен быть четко сформулирован, а между всеми частями должна прослеживаться логическая связь. Вы как бы спрашиваете: «Почему предмет такой и почему к нему такое отношение?». Образцом рассуждения как типа речи может служить следующий текс т: «Почему красный цвет светофора – запрещающий? Потому что красный цвет – сигнал опасности.

Вспомни, именно в красный цвет окрашены пожарные машины, красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит. Выбрали для предупреждения опасности этот цвет неспроста. Красный цвет – самый заметный. Он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим» (Г. Рюмин).

Внимание! В одном тексте может сочетаться сразу несколько типов или стилей речи (если мы говорим о больших романах).

Стили речи

Какой бывает наша речь? Стиль речи – это применение языковой манеры в определенной коммуникативной ситуации. В зависимости от целей высказывания различают устный стиль речи и книжный .

Устный стиль речи, или, как его еще называют, разговорный – это непосредственное общение, а в широком смысле – любая звучащая речь. Это разговоры в неофициальной обстановке (с близкими, друзьями, знакомыми), дружеская переписка.

Также его часто можно встретить в письменных текстах в диалогической речи героев, он придает реальность происходящему.

Главной чертой устной речи как стиля является простота фраз, незамысловатость, выразительность . Но даже в разговорной речи возможно присутствие научных терминов или специфической лексики (например, юридической или медицинской), все зависит от того, о чем люди ведут разговор. Довольно часто встречается разговорная лексика – «работяга», «дармоед», «докторша», «телек» и т.д.

Собеседники используют упрощенные фразы и предложения (сейчас – щас, здравствуйте – здрасьте), могут перескакивать с темы на тему, при этом теряя логическую цепочку своего разговора, могут перебивать друг друга и т. д. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой.

Жестикуляция также присуща этому стилю. Трудно представить беседу людей, сидящих неподвижно или стоящих в позе команды «Смирно!» – руки по швам и не шевелиться.

К рукописным образцам принадлежат эссе, очерки, заметки .

Книжный стиль подразделяется на четыре типа:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • художественный.

Научный стиль используется в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях, научных трудах, монографиях, аннотациях, рецензиях, в курсовых, дипломных, докторских исследованиях – во всем, что имеет базу, основанную на научных фактах. В устной форме он используется в докладах и лекциях. Основной его функцией является достоверная передача научных фактов .

Характерные признаки научного стиля – специфическая терминология, монотонность речи и сложные синтаксические конструкции. При этом все научные работы имеют четко выраженную логическую структуру.

Например , «Слово «витамин» – международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни» (Л. Успенский).

Официально-деловой – это стиль различных документов (справок, актов, расписок, постановлений, приказов). Его часто можно встретить в повседневной жизни, например, в инструкциях к лечебным препаратам. Основная его функция – четкая подача официальной информации .

Для официально-деловых документов характерной чертой является полное наименование:

  • государств, госорганов, госучреждений, предприятий;
  • точное определение датировок, величин, чисел, размеров.

Слова и фразы в этом стиле употребляются исключительно в их прямом значении, не допускается употребление в тексте художественных приемов. Из-за «сухой» подачи и отсутствия эмоциональности при подаче информации тексты становятся сложными для восприятия.

Во всех официальных документах наблюдается четко выстроенная логическая структура подачи информации .

Ознакомьтесь с примерами:

Уважаемые посетители!

Ближайшая аптека нашей сети находится по адресу ул. Качинская, 4 и работает круглосуточно и без выходных.

Администрация

Дана ……………………………….

в том, что он (она) действительно является студентом ……… курса МГУ.

Справка дана для предъявления в ……………………

Ректор …………………………

Публицистический стиль – это официальный стиль газет, журналов, новостей, т. е. средств массовой информации, а также общественных деятелей и журналистов. Основные его цели – убеждение и призыв читателя и слушателя к чему-то.

Для публицистического стиля характерно использование фразеологизмов и описательных оборотов, что способствует эмоциональности и образности, широкого диапазона употребляемой лексики, но это не убавляет официальности речи.

Определять этот стиль будет такое качество, как оценочность – к примеру, репортер в прямом эфире может выразить свое личное мнение относительно происходящих событий. Благодаря этим факторам публицистический стиль легок для восприятия.

Художественному стилю принадлежат стихотворения, варианты повествовательных текстов, очерки, сочинения, поэмы и т. д. – произведения художественной литературы. Здесь писатель описывает словесно различные образы с помощью тропов – , эпитетов, сравнений. Автор использует этот стиль для самовыражения эмоций, чувств, образов и явлений.

Внимание! В художественном стиле могут быть использованы и другие стили речи – все зависит от тематики написанного произведения. С этими стилями заимствуется и соответствующая лексика.

Особое внимание уделяется деталям происходящего. Художественный стиль не столько рассказывает, сколько дает ощутить атмосферу , мысленно перенестись в те места, о которых повествует рассказчик, прочувствовать его личное настроение.

Все перечисленное делает художественный стиль гибким, т. к. он содержит минимум ограничений и максимум возможностей для полета фантазии.

«Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого» (М. Пришвин).

Стили речи в русском языке

Типы речи, что это, какие бывают

Вывод

В этой статье мы рассмотрели вопросы «Что такое тип речи?» и «Чем типы отличаются от стилей?». Каждый тип вбирает в себя стилистику в зависимости от цели высказывания. Определить стиль и тип будет несложно – каждый человек в большей или меньшей степени встречается с ними ежедневно.

Основными типами речи являются описание , повествование и рассуждение .

Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Например:

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Описание - это мир в покое (одна фотография)

Типичная композиция текстов-описаний включает:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторскую оценку, вывод, заключение

Разновидности описания:
1) описание предмета, человека (его характеристика)

Какой он?

2) описание места

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Например:

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).


Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир

Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод

Разновидности рассуждения:
1) рассуждение- доказательство

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

2) рассуждение- объяснение

Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)


Например:

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Стили речи

Стиль - это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

Каждый функциональный стиль характеризуется:

а) сферой применения;

б) основными функциями;

в) ведущими стилевыми чертами;

г) языковыми особенностями;

д) специфическими формами (жанрами).


Стили речи делятся на

Книжные :

Разговорный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Научный стиль

Сфера применения (где?)

Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)

Функции (зачем?)

Сообщение, научное объяснение

Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности

Основные языковые средства

Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);
абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат );
слова в прямом значении;
широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);
значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того );
сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.

Жанры

Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный , научно-учебный и научно-популярный .

Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).

В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).

Официально-деловой стиль


Сфера применения (где?)

Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности

Функции (зачем?)

Сообщение, информирование

Основные стилевые особенности

Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности

Основные языковые средства

Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка );
канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);
языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения );
сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);
значительные по объему сложные и осложненные предложения

Жанры

Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги


В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

Публицистический стиль


Сфера применения (где?)

Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги

Функции (зачем?)

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу

Основные стилевые особенности

Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
логичность;
открытая оценочность и эмоциональность;
призывность;
сочетание экспрессивности и стандарта

Основные языковые средства

Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел );
экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)

Жанры

Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)


Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.

Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм ), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта ), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).

Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.

В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.

Художественный стиль


Сфера применения (где?)

Художественная литература

Функции (зачем?)

Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)

Основные стилевые особенности

Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность

Основные языковые средства

Слова в переносном значении;
изобразительно-выразительные средства языка;
использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов

Жанры

Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение


В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.

Разговорный стиль


Сфера применения (где?)

Бытовая (неофициальная обстановка)

Функции (зачем?)

Непосредственное бытовое общение;
обмен информацией по бытовым вопросам

Основные стилевые особенности

Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность

Основные языковые средства

Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову ); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? - Нет. Вот еще! Ой! Эх ты! );
отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами

Жанры

Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

  • повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
  • описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
  • рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий . Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об

error: Content is protected !!