Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Назовите признаки сложного предложения.

Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

На какие виды делят сложные предложения в зависимости от характера союзов?

2. Анализ языкового материала (запись на доске).

Прочитайте вслух предложения, определите, простые они или сложные. Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного? Аргументируйте свой ответ.

1. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2. Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3. В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы.

(По И. С. Соколову-Микитову)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Изо всех разновидностей сложных предложений сложносочинённые (ССП) - наиболее прозрачны по своей структуре, они схожи с простыми предложениями. А разнообразие смысловых отношений между частями ССП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ССП присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей, интонацией.

Давайте поближе познакомимся со сложносочинёнными предложениями, выясним особенности его строения и средств связи в нём.

2. Работа с упражнением №42.

Цель: развитие умения анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.

IV. Работа над темой урока.

1. Чтение теоретического материала учебника, изучение рублики "Это интересно".

2. Составление таблицы или схемы.

Цель: Совершенствование умений систематизировать материал и представлять его в виде таблицы или схемы.

Смысловые отношения между частями ССП.

V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения, составлять схемы ССП.

Упр. 44 (выполняем у доски с подробным комментированием).

Упр. 48 (по вариантам)

- "Готовимся к ГИА": практическая работа. Упр. 49.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Интерактивный приём "Микрофон"

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что общего в сложных предложениях разных видов?

Какое предложение называют сложносочинённым?

На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал, уметь работать со схемой.

2. Выполнить упр. 47.


  • 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.

    Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

    Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

    В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

    Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

    В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

    I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

    [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

    Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

    Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

    1) , [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] .

    Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

    II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

    [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

    III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

    1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

    2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

    Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

    IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

    1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

    2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) - :.

    Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

    V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

    1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) - ,.

    2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) - - .

    Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

    VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

    1) [Любишь кататься] - [люби и саночки возить] (пословица) - - .

    2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

    Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

    VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

    [Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев) - ^ТТ

    Добрый день, ребята!

    У каждой всё особое, своё,

    Отвечают:

    и.

    Отвечают:

    и

    Петухи давно пропели, и играют на рожке.

    Формулируют тему урока:

      повторить

      усвоить

      научиться

      научиться различать видысложносочинённых предложений.

      2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

      3. Изучение нового учебного материала.

      4. Закрепление учебного материала

      1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      «5»- выполнил без ошибок;

      «4»- допустил 1 ошибку;

      «3»- допустил 2 ошибки.

      2. Схематический диктант

      Осень, но погода ещё тёплая.

      3. Тест.

      I вариант

    ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    однако

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    А., Б.,В.,Г.

    ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1-2 ошибки;

    «3»- допустил 3 ошибки.

    Ответы на тест:

    I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

      Славу свою добываю в бою.

      Пчела мала и та работает.

      5. Задание на дом

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

    Конспект урока

    Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

    Цель урока:

    создать условия для достижения образовательных результатов:

      личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

      метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

      предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

    Задачи урока:

      формировать понятие о сложносочинённом предложении,

      повторить сочинительные союзы;

      способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

      формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

    Тип урока – урок усвоения знаний.

    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

      Организационный момент

    Добрый день, ребята!

    Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

    Людей неинтересных в мире нет,

    Их судьбы как истории планет,

    У каждой всё особое, своё,

    И нет планет, похожих на неё.

    Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

    Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

    Посмотрите на предложение, написанное на доске.

    Петухи давно пропели и играют на рожке.

    Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

    получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

    Какое перед нами предложение?

    Отвечают:

    Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

    Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

    Отвечают:

    Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

    Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

    Петухи давно пропели , и играют на рожке.

    А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

    - Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

    Формулируют тему урока:

    Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

      Определим цели урока по опорным словам:

    повторить

    усвоить

    научиться

      Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

      Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

      научиться различать виды сложносочинённых предложений.

    Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

    Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

    Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

    Какое предложение можно назвать ССП?

    Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

    Назовите сочинительные союзы.

    3. Изучение нового учебного материала.

    Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

    Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

      Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

      В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

    4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

    Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

      Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

      Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

      Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

      Осень, но погода ещё тёплая.

      То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

    3. Тест.

    I вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

    Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

    В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

    Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

    1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    [неопределённо-личное], и [безличное]?

      Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

    А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

    Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

    Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

    В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

    Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

    1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    [определённо-личное], и [двусоставное]?

    А., Б.,В.,Г.

    4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

    Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

    Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1-2 ошибки;

    «3»- допустил 3 ошибки.

    Ответы на тест:

    I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

    Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

    Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

      Славу свою добываю в бою.

      Бог-то бог, а не будь сам плох.

      Святой Боже пахать не поможет.

      Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

      У врача лечись, у умного учись.

      Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

      Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

      Добрый разум наживёшь не сразу.

      На свой ум надейся, а за чужой держись.

      Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

    Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

    выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

    выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

    выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)

    Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

    Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

    В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

    Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

    В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

    I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

    [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

    Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

    Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

    1) , [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] .

    Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

    II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

    [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

    III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

    1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

    2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

    Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

    IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

    1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

    2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) - :.

    Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

    V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

    1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) - ,.

    2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) - - .

    Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

    VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

    1) [Любишь кататься] - [люби и саночки возить] (пословица) - - .

    2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

    Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

    VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

    [Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев) - ^ТТ

    Збродько Виктория Георгиевна

    МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

    Учитель русского языка и литературы

    Русский язык

    9 класс

    Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

    Базовый учебник: 1. Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

    Цели
    деятельности
    учителя

    Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

    Цели
    деятельности
    ученика

    Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания и применять эти знания на практике.

    Тип урока

    О ткрытие нового знания

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные: знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

    формулировать собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

    Метапредметные:

    регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

    познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

    коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

    Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

    М етоды и формы
    обучения

    практический; индивидуальная

    Образовательные
    ресурсы

    http://interneturok.ru/ , http://fcior.edu.ru , http://www.videouroki.net.

    Оборудование

    MacBook white 2.4, Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

    Основные
    понятия

    Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.

    О рганизационная структура урока

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность
    учащегося

    Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    (УУД)

    I. Организационный этап

    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

    Приветствует,

    демонстрирует готовность к уроку.

    Л.: формирование эмоционального настроя на урок

    Р.: самоконтроль

    К.: готовность к учебному сотрудничеству

    П.: самоопределение

    II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

    1.Учитель предлагает задание

    «Третий лишний » Team Viewer

    и вопросы.

    2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

    3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

    1.Выполняет задание.

    2.Фиксирует возникшие затруднения.

    3. Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

    Задание

    «Третий лишний»

    1. По пути в глуши встречается ландыш.

    2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

    3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар .

    2.Вопросы:

    Назови отличие простого предложения от сложного

    Назови основные типы сложных предложений?

    Что такое сложносочинённое предложение?

    Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

    Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

    III. Актуализация знаний

    Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

    Предлагает сделать схему ССП

    Комментирует постановку

    знаков препинания.

    Делает анализ предложений.

    Делает схему ССП

    Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

    Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали . А.Пушкин.

    В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

    П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

    систематизирует собственные знания;

    Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

    К.: высказывает своё мнение, умеет слушать учителя.

    IV. Первичное усвоение новых знаний

    Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В. http://interneturok.ru/, затем выполнить работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

    Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

    1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

    2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

    3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

    4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

    5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

    6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

    П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    Л.: осознаёт свои возможности в учении;

    V. Первичная проверка понимания

    1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

    Выполняет, оценивает при помощи учителя.

    Стр. 37 упр.62

    (предл.1,4,5)

    П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

    Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

    V. Первичное закрепление

    Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

    Выполняет, отмечает.

    1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

    А. Пушкин.

    П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

    Л.: объясняет сама себе «что я могу».

    VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения), работа с практическим заданием.

    Задаёт уточняющие вопросы.

    Практическое задание (см приложение).

    V. Итоги

    урока.

    Рефлексия

    Предлагает ответить на вопросы.

    Отвечает
    на вопросы.

    – Какую ставили цель?

    – Удалось ли её решить?

    – Где можно применить новые знания?

    – Какой вид работы понравился?

    П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

    Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Приложение 1.

    Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

    1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен и он остановился высказать свои мысли. (Л. Толстой.)
    2. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали. (А.Пушкин.)
    3. В тишине отчётливо послышалось как простонал человек.

    Приложение 2.

    Задание: расставить знаки препинания , определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

    1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

    2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

    3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

    4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

    5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

    6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

    Приложение 3.

    Задание : вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

    1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

    месте в глубокой задумчивости.

    2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

    А. Пушкин.

    Приложение 4. (домашняя работа)

    Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

    Представлены. Составить схемы.

    1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

    2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

    3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

    4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

    5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

    6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

    7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

    8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

    9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

    10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.


    error: Content is protected !!