В россии образовался острый дефицит школьных учителей. Вон из школы! Дефицит учителей становится национальной бедой

Министр Васильева решила этому не верить

На днях эксперты ОНФ обнародовали исследование, которое показало, что в российских школах наблюдается катастрофическая нехватка учителей. В ходе опроса (участвовало более 3000 педагогов) каждый второй учитель рассказал, что в его школе не хватает одного или нескольких предметников, а каждый четвертый пожаловался на отсутствие достаточного количества педагогов младших классов. Самый большой дефицит наблюдается среди преподавателей иностранного языка, русского языка и литературы и математики. При этом в сельских школах ситуация с кадровым составом вообще приближается к катастрофической: там некому вести еще и химию с физикой, а физкультурникам приходится по совместительству обучать детей музыке.

Однако министр просвещения Васильева отреагировала на это исследование в свойственной ей манере: этого не может быть, вы все придумываете. В частности, Ольга Юрьевна заявила, что «если говорить о фактической статистике, то в последние годы дефицит в кадрах в стране не превышает одного процента вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах».

Что имеет в виду под «фактической статистикой» глава нашего Министерства просвещения, к сожалению, неизвестно. Но обычно под ней понимается реальное положение дел - а оно в нашей стране как раз полностью соответствует результатам вышеупомянутого исследования. И участники образовательного сообщества об этом хорошо знают, а министр - нет.

Другое дело, что бесконечное латание кадровых дыр в образовании привело к тому, что формально большинство ставок педагогов в школах занято. Зачастую одного и того же учителя против его воли заставляют вести совершенно разные предметы. Так, географов посылают в свободное время на уроки истории, а учителей начальной школы - вести математику у старших ребят. Острый дефицит кадров сейчас наблюдается еще и в дополнительном и дошкольном образовании, поэтому на часть педагогов навешивают также группы продленного дня. В результате нагрузка становится поистине непосильной. Нетрудно догадаться, как подобные ротации в итоге сказываются на знаниях детей...

Но это не волнует ни администрации школ, ни различные «министерства фактической статистики». Главное ведь, чтоб было гладко на бумаге. Пусть еще спасибо скажут, лентяи, что их не отсылают по вечерам в детские сады, где нехватку воспитателей и нянечек можно уже реально назвать аховой. Боюсь, что и это уже не за горами.

Достаточно поговорить с педагогами из разных российских школ, чтобы понять, что сейчас российские учителя действительно просто бегут из профессии. И эта тенденция началась не сегодня, а задолго до язвительного совета премьер-министра педагогам - зарабатывать себе на хлеб бизнесом. Не знаю, что каждый день видит в своей «фактической статистике» Васильева, но реальные учителя говорят о том, что в большинстве регионов страны их зарплаты остаются нищенскими и ни в коем разе не соответствуют майским указам. Рассказывают о непосильной нагрузке, бесконечных бюрократических заморочках и планомерной травле со стороны администрации.

Практически все педагоги, с которыми мне удалось обсудить эту ситуацию, в один голос утверждают, что учителей в их школах не хватает, а многие из работающих всерьез задумываются о смене рода деятельности. Кроме того, учителя отмечают, что в учебных заведениях становится все меньше и меньше молодых специалистов - они увольняются в течение первых лет работы. Да и, что греха таить, многие учителя признаются, что отговаривают молодых коллег от работы в школе, прекрасно понимая, что их там ждет.

Все это только вершина айсберга, главная проблема заключается в том, что помимо нехватки кадров как таковой мы наблюдаем острую нехватку сильных, талантливых педагогов, способных качественно учить наших детей. И это неудивительно, ведь лучшие уходят в первую очередь. Им проще заняться репетиторством, которое ой как востребовано в нашей стране. А востребовано оно как раз во многом потому, что в наших учебных заведениях все хуже и хуже учат. Не сомневаюсь, что многие учителя в данный момент с удовольствием подались бы и в бизнес. Проблема только в том, что с частным предпринимательством дела обстоят примерно так же, как с образованием. Это обнадеживает - значит, все не сбегут...

Нехватка молодых специалистов в школах

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Приятно видеть вас всех здесь. Сегодня мне хотелось бы озвучить свою позицию по одному из направлений развития общего образования.

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль исчезает.

Согласно статистике, сегодня по всей стране сложилась поистине драматическая ситуация с привлечением молодых специалистов для работы в школе. В кадровом составе образовательных учреждений постоянно увеличивается число педагогов пенсионного возраста. Средний возраст учителей по всей России составляет 52 года.

Приоритетным направлением развития образования на сегодняшний день является развитие учительского потенциала. Данное направление занимает в президентской национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое место. Одной из задач направления является необходимость пополнения школ новым поколением учителей.

На сегодняшний день проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования очень актуальна.

Но возникает вопрос «Где взять молодых педагогов? Ведь большинство выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности.

Как привлечь компетентного начинающего учителя и, самое главное, что необходимо для того, чтобы удержать такого специалиста в школе?

В своем выступлении я рассмотрю два основных вопроса. Для начала попробую сформулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, в том числе я, работая первые годы в школе. После этого постараюсь сформулировать пути решения существующих проблем.

По данным статистики, меньше половины выпускников педагогических вузов выбирают школу для своей карьеры, а большинство из них уходят из образовательной сферы через несколько лет. Причин тому несколько: низкая заработная плата и статус учителя, трудная адаптация молодого специалиста и проблема взаимоотношений между учителем и учениками, а также их родителями.

Зарплата учителей считается важным фактором для привлечения выпускников к педагогической профессии. Заработная плата во многом определяется категорией, которую учитель получил за свою карьеру и педагогической нагрузки, по которой он работает. Но учитывая, что вначале учитель не имеет категории, становится понятно, что зарплата будет низкая. Конечно, каждый молодой специалист получает стимулирующие выплаты к зарплате, но они слишком малы.

Вопрос адаптации молодого педагога в коллективе и профессии в целом не менее актуален. Говоря об этом, замечу, что, по мнению психологов, обычно через полгода-год у молодого учителя проявляется синдром эмоционального выгорания (Синдром эмоционального выгорания –состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически). Вот почему многие молодые учителя в этот период уходят из школы. В моей практике такое тоже наблюдалось, но об этом чуть позже.

Следующая проблема, которую я хотела отметить - это взаимодействие между учениками и учителями. Как Вы считаете «Трудно ли учить СОВРЕМЕННОГО ребенка? (отвечают )

Да, это так. Но еще сложнее, если вы молодой учитель и у вас недостаточно педагогического опыта.

Есть еще одна проблема, на мой взгляд, которая может постигнуть, но к радости, не всех - конфликт с родителями. Получить классное руководство в первый же год работы в школе – серьезное испытание. Реакция некоторых родителей на действия именно молодого педагога может быть не всегда положительной. Иногда родители оказываются недостаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни, а не уходить в область критики и осуждения, замечая каждый промах, случайную ошибку.

Также не могу оставить без внимания следующий момент: многие молодые семьи распадаются на первых этапах совместной жизни из-за нехватки понимая со стороны супруга (супруги);из-за постоянных составлений конспектов, из-за постоянной подготовки к занятиям, из-за нервных перегрузок на уроках у молодых учителей возникают проблемы в личной жизни.

Решения некоторых проблем молодого учителя, конечно, не в компетенции учебного заведения, но, по-моему мнению, проблема адаптации, создание дружеской атмосферы и методической поддержки могут быть решены в стенах школы.

Во-первых, у каждого молодого учителя должен быть тьютор (наставник), опытный преподаватель. Большинство начинающих учителей очень позитивно относятся к поддержке, которую они получают от опытного педагога, потому что это важно для них.

Во-вторых, на мой взгляд, администрация должна относится к молодым педагогам более снисходительно, предупреждать ошибки, а если они случаются, они должны стать средством роста, а не поводом для наказания.

В-третьих, в школе должен работать клуб молодого педагога, чтобы помочь адаптироваться к работе в школе, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания.

Мною был проведен опрос среди молодых учителей. Большинство молодых специалистов отметили, что им требуется больше времени и усилий на подготовку к урокам, нежели педагогам со стажем, и чтобы работа была более качественной и эффективной, для них просто необходима небольшая нагрузка. Кроме того, нехватка опыта может вызвать ощущение некомпетентности. Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной поддержкой молодому педагогу.

Я, как молодой педагог, придя в школу в 2015 году, тоже испытывала ряд трудностей. Но при умелом руководстве со стороны администрации школы, при доброжелательном отношении и наставничестве опытных педагогов, в частности руководителя школьного методического объединении учителей математики и физики, а также при огромной поддержки своей семьи, которые стараются с пониманием относиться к моей работе, моя адаптация в школе, в коллективе, можно сказать, прошла успешна. На сегоднешний день я чувствую себя в коллективе уверенно. Конечно, есть ряд вопросов, по которым я советуюсь с коллегами. Но гордо могу сказать, что некоторые вопросы я уже могу решать самостоятельно.

И закончить свое выступление мне хочется следующим стихотворением

Учитель – не профессия,

Учитель – жизнь моя.

В иной другой профессии

Не мыслю я себя.

Я в школу с увлечением

Который год иду

И снова до забвения

Уроки я учу.

Как сделать интересными

Занятия свои,

Чем душу тронуть детскую,

Чем сердце покорить?

Учитель вечно в поиске:

Как новое внедрить,

И чтоб при этом новеньким

Ребятам не вредить.

Сберечь здоровье детское,

Развить таланты, ум.

От творчества учителя

Зависит всё вокруг!

Спасибо за внимание!

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущег Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

    Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем

    Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

    Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

    Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

    Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

    Переход на новые образовательные стандарты

    2. Развитие системы поддержки талантливых детей

    3. Совершенствование учительского корпуса

    4. Изменение школьной инфраструктуры

    5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

    6. Расширение самостоятельности школ

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

В рамках опроса 3110 педагогов общего образования из 82 регионов, проведённого с 9 мая по 10 июня 2018 года, практически каждый второй (48%) заявил, что российская школа занимается «латанием кадровых дыр».

Как свидетельствуют данные исследования, которые приводит РБК, больше всего в школах не хватает учителей математики — об этом заявили 44%. Еще 39% отметили, что мало учителей иностранного языка, 30% - русского языка и литературы.

В пятерку «дефицитных» пропали учителя начальной школы (26%) и физики (21%). Далее следуют преподаватели по химии (15%) и истории (14%). О нехватке кадров среди учителей биологии, географии, информатики и музыки говорят по 10% опрошенных, технологии — 9%. Еще по 4% считают, что в школах мало учителей по обществознанию, физкультуре и ОБЖ.

В целом только 52% школ сообщили, что у них есть педагоги по всем предметам. В 37% - признали, что им не хватает учителей по 1-3 предметам, в 8% - по 4-5 предметам, в 3% - более чем по 5 предметам.

Судя по оценке специалистов, кадровый дефицит будет только нарастать. В России отмечается «острая нехватка» молодых преподавателей. А средний возраст учителей продолжает повышаться.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной, такая патовая ситуация в школах сложилась из-за тяжелых условий труда.

Новости по теме

"Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу", — цитирует ее слова РБК.

Как сказала Духанина, зачастую учителя вынуждены преподавать предметы из «чужих» областей. «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов — математику в средней школе», — пояснила она.

Между тем в пресс-службе Минпросвещения продолжают настаивать, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий — сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», — утверждают в министерстве.

По данным Росстата, средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тысячи рублей в 2016 году до 34,9 тысяч рулей в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тысячу руб.

Напомним, согласно мартовскому исследованию РИНХиГС, более половины российских учителей недовольны своей зарплатой. Хуже всего дела обстоят в сельских школах — 60% заявили о низких заработных платах, ситуация мало чем отличается и в региональных центрах — там недовольных 59%.

На состоявшемся недавно заседании правительства РФ министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что дефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек, в основном не хватает педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре. При этом он добавил, что дефицит учителей существенно сократился по сравнению с предыдущими годами.

Заявление министра о том, что дефицит педагогов сократился, конечно, радует. Но в то же время тревожит то, что не хватает именно «англичан» и физруков. Никто не сомневается, что для полноценного развития ребенка нужно разностороннее образование, но не зря же несколько лет назад физкультура и иностранный язык стали преподаваться в общеобразовательных школах не по два часа в неделю, а по три. «Физра» - это основа закладки здоровья будущего гражданина, а без «языка» при современной глобализации всего и вся просто никуда.

Да дело даже не в этих предметах. В нашей стране в этом году начался демографический подъем, и в школы пришло большее количество первоклассников по сравнению с предыдущими годами. «С этого года количество первоклассников будет только расти», - считает министр образования и науки. По данным Минобраза, в России действует 102,153 тысячи учебных заведений, в которых обучается свыше 30 миллионов ребят, в новом учебном году в российских школах будет обучаться более 13 миллионов учеников, из них более полутора миллионов - первоклассники. А эти цифры означают, что с годами потребность в предметниках только увеличится! По данным ведущего российского эксперта в области образования Сергея Комкова, нехватка учителей в регионах уже составляет около 40%.

По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Неудивительно, что официально до 70%, а неофициально 90% выпускников педагогических вузов идут работать не по специальности – менеджерами, официантами, экскурсоводами и пр. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. И это при том, что многие из них образование получают за счет бюджетных средств. «Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало».

Следует поправить известного педагога: в большинстве регионов учителям платят копейки. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит». А в это время весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах. У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям».

Еще одним негативным для российских учеников следствием низкой оплаты труда школьного учителя стало практическое отсутствие учителей-мужчин. Как можно на эти мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи? А вот до революции в России в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести. По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

Между тем нехватка преподавательских кадров – общемировая проблема. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Но, тем не менее, развитые и не очень страны пытаются исправить ситуацию, вкладывая в образования достойные средства. Россия же остается одной из самых отсталых стран в области образования. Несмотря на рост инвестиций в образование за 10 первых лет нового столетия, расходы на образование в России составляют лишь 5,5% ВВП по сравнению с 6,3% в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (большинство из них - члены Евросоюза). При этом только 43% всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования. Для сравнения: Куба, открывающая мировую десятку стран с высокими показателями затрат на образование, тратит на образование 13,3%, а Тунис, эту десятку замыкающий – 7,1%.

Вне всяких сомнений, финансовое обеспечение нашего образования оставляет желать лучшего, увеличение зарплат учителям – дело государственной важности. Но есть еще один аспект проблемы. Потерян престиж профессии школьного учителя. Вспомните старые добрые фильмы: «Сельская учительница», «Весна на Заречной улице», не говоря уж о «Большой перемене». В них отражалась действительность, в которой школа была центром общения, а учитель - непререкаемым авторитетом. Теперь - в тех же телевизионных сериалах – пропагандируются совсем другие профессии. Не пойдут молодые специалисты в школу, пока какой-то сопливый первоклашка будет называть свою Первую учительницу презрительно «училка»!

Комментарии 4



Ситуацию с подготовкой учителей государство упустило давно и на всегда.


17 октября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ».

Серьезным изменениям отечественная система образования не подвергалась с послереволюционных времен. За исключением, пожалуй, небольшого новшества, когда в 80-х годах к числу обязательных предметов была добавлена информатика, страна училась по правилам, написанным Луначарским под руководством Троцкого. И вот – свершилось.

Новый закон еще на этапе разработки и общественного обсуждения оброс разного рода слухами и страшилками. Чем только не пугали общественность – говорили, что бесплатными останутся всего три предмета (один из которых физкультура), а за остальное придется платить; утверждали, что школы будут приватизированы и превратятся в частные заведения, а половина педагогов останется без работы.

Так вот – ничего подобного в новом законе нет. По крайней мере, так заявил депутатам министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Более того, новые правила расширяют госгарантии бесплатности образования, а количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Причем теперь право на бесплатное образование за счет государства получают и учащиеся негосударственных учебных заведений. В будущем законе также четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее.

Отдельное внимание в новом законе уделено профессионально ориентированному образованию. Не секрет, что за пределами МКАДа кадровики со слезами на глазах предлагают рабочие специальности молодым людям с дипломами юристов и экономистов. А те соглашаются, потому что при выборе специальности в вузе не учли потребностей рынка труда. Теперь образование «ради корочки» уходит в прошлое. Законопроект обеспечивает доступность и бесплатность среднего профессионального образования для каждого гражданина. В рамках среднего профессионального образования предусматривается подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена. А для организаций-работодателей законом вводится институт целевого обучения, когда предприятия оплачивают обучение специалиста, а затем трудоустраивают его. Это своего рода альтернатива советской системе послевузовского распределения. Предусматривается и интеграция российской системы образования в международную с целью признания дипломов отечественных вузов за рубежом.

Фактически закон устанавливает непрерывную систему образования, включающую в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Вся эта система в совокупности призвана дать возможность каждому человеку повысить свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

Несмотря на то, что в законопроекте учтены более 20 тысяч замечаний и предложений, внесенных педагогами и общественностью за два года его публичного обсуждения, по мнению депутатов он нуждается в доработке и конкретизации отдельных положений. В окончательном варианте законопроект планируется принять уже к концу года, чтобы он заработал с 1 января 2012г.
Источник http://knigazeta.ru/materials/106

Есть ли в российских школах, особенно на селе, дефицит педагогов? Данные поступают самые противоречивые. Недавнее исследование Общероссийского народного фронта показало, что в половине российских школ есть нехватка учителей. Министерство просвещения приводит другие цифры: дефицит педагогов не превышает одного процента вакансий. Почему такая разноголосица?

Дело в том, что официальная статистика не учитывает глубокую дифференциацию между школами в крупных городах и селах, разницу между регионами. Если в Москве и Санкт-Петербурге на место учителя может быть серьезный конкурс, то, например, в Амурской, Псковской, Тверской областях ситуация совершенно другая. Особенно актуальна эта проблема там, где высока доля сельского населения, - поясняет ситуацию директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - Кроме того, официальная статистика не учитывает нагрузку педагогов. Многие работают 22-24 часа в неделю, а норма - 18 часов. То есть формально вакансия занята, но учителя работают больше чем на одну ставку.

Яркий пример - Покровская школа в Долинском районе Сахалинской области. Школа небольшая: чуть более ста учеников и 20 учителей. Примерно у трети преподавателей количество часов превышает норму. "У меня сейчас нет географа, - говорит директор школы Людмила Панкратова, - и вряд ли кто ко мне пойдет на 10 часов. Выход один - внутреннее совмещение. Та же история с математикой, физикой, у этих предметников нагрузка 25 часов, то есть на треть выше нормы".

А в Пензенской области серьезная проблема с "иностранцами". Несмотря на то что в регионе в течение первых трех лет молодые учителя получают выплаты по 35 тысяч рублей, в селе Батрак уже два года не могут найти преподавателя английского языка. "Выпускников вузов после иняза в село не завлечь ни региональными коэффициентами к зарплате, ни другими льготами. К слову, зарплаты для села у наших учителей достойные - более 22 тысяч в месяц, и почасовая нагрузка есть. Главная проблема - нет жилья для молодых специалистов. Если бы они знали, что, отработав какое-то время, получат дом, думаю, дефицита кадров не было бы. А без жилья куда они поедут? Иностранный язык закрываем за счет совместителей - приезжают на время, дают уроки, принимают экзамены".

Тот факт, что должность сельского учителя иностранного языка - одна из самых доступных в российских школах, отмечают и в министерстве просвещения. В Дагестане, например, сейчас 219 таких вакансий. Почему? Ежегодный прирост населения в регионе - около 30 тысяч человек, это рекордный показатель. В Дагестане, в республиках Бурятия и Чечня до сих пор около 10 тысяч ребят учатся в третью смену. Она должна быть ликвидирована к 2024 году: будут строиться новые школы, реконструироваться старые. А значит, и учителей понадобится больше. Откуда их взять?

Для сельских, для малокомплектных школ нужно готовить учителей-универсалов, которые могут вести сразу несколько предметов естественно-научного (например, одновременно физику и химию) или гуманитарного цикла. Такая практика в мире есть. В Германии, например, учитель может вести одновременно и немецкий язык, и физкультуру. Но для таких изменений понадобится серьезно модернизировать систему педагогического образования, - считает Ирина Абанкина. - Кроме того, нужно развивать сетевое взаимодействие школ за счет "десантных" технологий. Закупать новые школьные автобусы.

В Удмуртии педагоги организовали такой образовательный "десант" своими силами. "В прошлом году у нас не было историка - пришел на подмогу учитель из соседнего населенного пункта. Ездил к нам преподавать на своей машине, а это 40 километров в пути туда-обратно. Учитель физики и математики к нам вообще ездит из другого района на автобусе. Я сама как педагог-психолог кроме своей школы закреплена еще за двумя соседними. Кроме меня в другие учебные заведения у нас ездят географ, химик, биолог", - рассказала "РГ" педагог Сосновской средней школы Шарканского района Удмуртии Надежда Аверкиева. А вот в Пермском крае региональные власти предложили городским учителям автомобиль в аренду, чтобы те ездили помогать своим сельским коллегам.

Кроме того, большие надежды эксперты возлагают на федеральный проект "Цифровая образовательная среда", который курирует минпросвещения. К 2024 году в сельских школах должен появиться высокоскоростной интернет, будет запущена Российская электронная школа с огромной базой онлайн-курсов, с виртуальными лабораториями, практикумами... Все это станет большим подспорьем для педагогов.

Сегодня практически в каждом регионе есть свои программы сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей. В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата "за село", 20 процентов - за высшее образование, северные и другие надбавки. В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета. А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет "гасит" затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.

"В нашей школе средняя зарплата примерно 28 тысяч рублей, для села это хорошо. Преподаватели со стажем получают и больше - до 35 тысяч. Молодежь зарабатывает в среднем по 18 тысяч. Нагрузка у всех разная, некоторые берут 1,6 ставки. Но так как у нас полноценная двухсменная школа, то отработать эти часы несложно. Допустим, 3 часа в первую смену и еще два во вторую. Это вполне посильная работа", - говорит директор школы в селе Кулешовка Азовского района Ростовской области Игорь Малиночка.

Как еще можно помочь учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах. Одну из таких школ на 28 учеников в отдаленном хакасском селе на прошлой неделе посетила министр просвещения Ольга Васильева. Школа открылась в июне: все педагоги в ней - молодые ребята, которые после окончания абаканского педвуза вернулись на малую родину.

Как можно помочь сельским учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах

Это замечательный проект. Школа, которую можно назвать трансформером: в здании есть квартира для преподавателей, обслуживание которой берет на себя муниципалитет, но у всех работающих учителей есть здесь свои квартиры, поэтому принято решение в этом помещении сделать также небольшой детский садик, - рассказала Ольга Васильева.

Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному "знаменателю"? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал министру:

Есть программа "Сельский доктор", а "Сельский учитель" - нет. Эта идея давно обсуждается. Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то... А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так, - рассказала Ольга Васильева. - Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.

Инфографика "РГ": Александр Чистов/ Ксения Колесникова

error: Content is protected !!