Специализированные учреждения амбулаторно поликлинической помощи. Общие принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи

1.История развития амбулаторной помощи

2.Структура и организация работы поликлиники

3. Показатели работы поликлиники

4. Организация медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий

5. Скорая медицинская помощь

6. Показатели работы.

Начало организации амбулаторной помощи относится к XI в. В 1089 г. в Киевской Руси бесплатную медицинскую помощь больным оказывали больницы, находящиеся при церквах. С 1620 г. начали возникать первые светские (гражданские) амбулатории с врачами и фельдшерами. Этого требовала тяжелая эпидемическая обстановка: эпидемии чумы, холеры, натуральной оспы, дифтерии, сыпного тифа и других инфекций. Органы управления вынуждены были открывать врачебные приемы для больных из «неимущего населения». В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных. Это была первая во всей Европе бесплатная амбулатория.

В 1804 г. в России поликлиническое дело было введено в программу обучения на медицинских факультетах университетов.

Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа появились лишь в 80-х годах XIX в. Уже в 1913 г. в России насчитывалось 1230 амбулаторных учреждений. Число посещений их больными в этот год составило 33,5 млн.

Дальнейшее развитие амбулаторно-поликлиническая помощь получила после революции 1917 г. По всей территории Беларуси была создана сеть амбулаторно-поликлинических учреждений.

После распада СССР возникли новые политические и экономические отношения. Изменился спрос населения на медицинские услуги. Создались предпосылки для реформирования системы здравоохранения, пересмотра ряда подходов, взглядов, принципов организации медицинской помощи.

Поликлиника. Поликлиническая помощь населению является одним из основных видов лечебно-профилактической помощи. Различают многопрофильные и специализированные поликлиники (например, стоматологические). В учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, начинают и заканчивают лечение до 80% всех больных, и лишь около 20% больных госпитализируются.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждаются приказом министра здравоохранения.

В Беларуси в 1998 г. насчитывалось 540 самостоятельных поликлиник и амбулаторий, в том числе в городах - 149, и 714 поликлинических отделений больниц и роддомов, в том числе в городах - 310.

Поликлиника - это специализированное учреждение. Ее предназначение:

Оказание медицинской помощи приходящим больным и больным на дому;

Осуществление комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на лечение и предупреждение развития заболеваний и их осложнений.



От качества деятельности поликлиник зависят работа больничных учреждений и эффективность использования больничных коек.

В соответствии с номенклатурой поликлиники делятся:

1. по организационному признаку:

Объединенные со стационаром;

Не объединенные со стационаром (самостоятельные);

2. по территориальному признаку:

Городские;

Сельские;

3. по профилю:

Общие (обслуживающие и взрослое, и детское население);

Обслуживающие только взрослое или только детское население, стоматологические, физиотерапевтические, курортные;

4. по количеству врачебных посещении в смену по мощности):

1-я группа - свыше 1200;

2-я группа - 751-1200;

3-я группа - 501-750;

4-я группа - 251-500;

5-я группа - до 250.

Задачи поликлиники:

1. организация и проведение комплекса профилактических мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения;

организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

2. оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;

3. изучение показателей и причин общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, инвалидности в целях разработки и практического осуществления соответствующих лечебных и оздоровительных мероприятий;

4. организация и проведение мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни;

5. привлечение общественности, организаций и учреждений к оздоровлению условий труда, быта, разработке и проведению мероприятий по улучшению лечебно-профилактической помощи населению.

Организационная структура городской поликлиники (схема 9):

1)руководство поликлиники;

2)регистратура;

3)отделение профилактики:

Кабинет доврачебного приема;

Смотровой кабинет;


Кабинет организации и контроля диспансеризации и ведения централизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете;

анамнестический кабинет для выявления лиц с повышенным риском заболевания

Кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения (кабинет пропаганды здорового образа жизни);

Кабинет профилактических осмотров декретированных контингентов;

4) лечебно-профилактические подразделения:

Терапевтические отделения (основная служба поликлиники);

Кабинет для оказания медицинской помощи подросткам;

Цеховое терапевтическое отделение;

Хирургическое отделение (кабинет);

Стоматологическое отделение (кабинет);

Офтальмологический кабинет (отделение);

Кабинет отоларинголога (отделение);

Неврологический кабинет (отделение);

Кардиологический кабинет;

Ревматологический кабинет;

Кабинет инфекционных заболеваний;

Женская консультация;

Кожно-венерологический кабинет;

5)отделение медицинской реабилитации;

6)физиотерапевтическое отделение;

7)вспомогательно-диагностические подразделения:

Рентгенологическое отделение (кабинет);

Лаборатория;

Отделение (кабинет) функциональной диагностики;

Эндоскопический кабинет;

Кабинет учета и медицинской статистики;

8) административно-хозяйственная часть.

Регистратура является основным структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на Дому. В ней работает преимущественно средний медицинский персонал. Она может быть:

Централизованной, являясь единой для всего учреждения;

Децентрализованной, когда отдельно осуществляется запись на прием к врачам-педиатрам, акушерам-гинекологам и др.

и при оказании помощи на дому; она характеризуется числом посещений за I ч работы врача (для врача-терапевта этот показатель равен соответственно 4,5 и 2);

3) материально-техническая и клинико-диагностическая оснащенность;

4) организация и качество медицинской помощи, ее эффективность.

Качество амбулаторно-поликлинической помощи оценивают по тому, как соблюдается принцип участкового, достаточна ли активность врача, посещающего больных на дому, каковы качество диагностики, выполнение плана профилактических мероприятий (осмотров и т. д.), высоки ли уровни заболеваемости и смертности и пр.

Показатель участковости рассчитывается для участковых врачей-терапевтов.

Участковость на приеме участковых терапевтов:


Показатели участковости свидетельствуют о степени соблюдения участкового принципа оказания медицинской помощи населению. Преимущества его состоят в том, что жители участка обслуживаются «своими» врачом и медицинской сестрой. Это, как известно, важнейший элемент деятельности врача обшей практики (семейного врача).

Для оперативного анализа состояния медицинской помощи в целях ее коррекции в течение года указанные показатели должны вычисляться по отдельным врачебным участкам и по месяцам года.

Профилактическая работа поликлиники выдается в проведении осмотров в целях раннего выявления заболеваний, в диспансерном обслуживании больных, выполнении противоэпидемической и санитарно-просветительной работы. Ее характеризуют следующие основные показатели:

1) полнота охвата соответствующих контингентов диспансерным наблюдением;

2) снижение заболеваемости, длительности нетрудоспособности, инвалидности и летальности среди диспансерных больных;

3)охват населения иммунизацией против острых инфекционных и эпидемических заболеваний;

4)выполнение плана санитарного просвещения среди населения.

Качество врачебной диагностики определяется путем сопоставления диагнозов заболевания, поставленных больным в амбулаторно-поликлинических учреждениях при направлении их на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре.

В результате сопоставления данных может быть вычислен процент неправильных диагнозов:

Удельный вес неправильных диагнозов является показателем требующим пристального изучения и анализа. Врачебные ошибки имеют очень серьезные последствия и в ряде случаев не могут быть исправлены.

О преемственности в работе поликлиники

1. процент оформленных, переданных из поликлиники в стационар и полученных обратно документов;

2. процент лиц, подготовленных к плановой госпитализации (отбор на госпитализацию, обследование, сроки ожидания);

3. процент лиц, которым проведено лечение в поликлинике после выписки из стационара.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Медицинское обслуживание рабочих промышленных предприятий организуется по преимущественному принципу. Пре­имущество состоит в том, что они могут получить обслуживание как по месту работы, так и по месту жительства.

Медицинское обслуживание по месту работы. Промышленным предприятиям с численностью работающих 10 000 и более человек в целях более полноценного медицинского обслуживания было разрешено строить собственные лечебно-профилактические учреждения. Такие учреждения получили название «медико-санитарная часть» (МСЧ).

МСЧ могут быть:

Открытого или закрытого типа;

Поликлинические или стационарные;

Стационарно-поликлинические.

В Беларуси 32 МСЧ. В 15 из них имеются стационары на 4650 коек суммарно. В МСЧ работают около 1500 врачей. Кроме того, врачи работают и в здравпунктах промышленных предприятий.

МСЧ закрытого типа обслуживают только рабочих своего предприятия. МСЧ открытого типа обслуживают своих рабочих и часть населения прилежащей территории. Все 32 МСЧ республики работают как открытые по территориальному принципу. Уча­стки на предприятиях именуются не территориальными, а цеховыми. Работающие врачи называются соответственно цеховой терапевт, цеховой акушер-гинеколог и др. Они обслуживают ра­бочих прикрепленного цеха (нескольких цехов).

Если цеха завода удалены один от другого на значительное расстояние или имеют большую численность работающих, непосредственно на заводе (в цехах) организуются врачебные или фельдшерские здравпункты. График их работы соответствует графику работы предприятия. Здравпункты могут работать в ре­жиме 1,2,3 смен или круглосуточно.

Врачи здравпунктов имеют те же права по выдаче больничных листов, что и цеховые врачи.

Фельдшер здравпункта имеет право освободить рабочего только до конца рабочей смены, выдав ему соответствующую справку об освобождении. В данном случае будет иметь место выдача больничного листа задним числом.

Задачи фельдшерского здравпункта:

1. оказание доврачебной помощи нуждающимся в рабочее время;

2. проведение профилактической работы в цеху;

3. контроль за соблюдением санитарного состояния в цеху и на рабочих местах;

4. проведение подготовительной работы для диспансеризации.

Цеховой врач ответствен за контроль по обеспечению благоприятных для сохранения здоровья условий на рабочих местах, а также за организацию своевременной медицинской помощи, т.е. за проведение всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Основным местом его работы является врачебный здравпункт, а если в цеху такового нет, то МСЧ.

В обязанности цехового врача входит:

Составление плана оздоровительных мероприятий на обслуживаемом участке (в цеху);

Проведение лечебно-профилактической работы;

Изучение технологического процесса производства;

Разработка предложений о замене (модернизации) вредных для здоровья технологий производства;

Организация и проведение диспансеризации рабочих совместно с узкими специалистами.

Цеховой врач выполняет те же функции, что и участковый, но только применительно к своему цеху. В целях предупреждения влияния на здоровье человека вредных условий труда в каждом цеху создаются инженерно-врачебные бригады. Во главе бригады стоит, как правило, инженер по технике безопасности. В ее состав входят представитель профсоюзного комитета и цеховой врач. Бригадами разрабатываются планы оздоровительных мероприятий по каждому цеху в отдельности. Они служат основой для составления комплексного плана на предприятии в целом. Комплексный план является составной частью коллективного договора, ежегодно заключаемого профсоюзом с администрацией предприятия.

Диспансеризация рабочих промышленного предприятия в зависимости от наличия вредных условий на производстве может проводиться 2 и более раз в год. График проведения диспансеризации утверждается руководителем предприятия. С учетом ее результатов разрабатывается план оздоровительных мероприятий.

Рабочие, взятые на диспансерный учет, могут быть направлены в санаторий-профилакторий для проведения оздоровительных мероприятий без отрыва от производства. Суточный цикл для них имеет следующий вид: смена - санаторий-профилакторий - смена.

Рабочие предприятий, где имеются МСЧ, могут обращаться за медицинской помощью не только по месту работы, но и по месту жительства.

Медицинское обслуживание рабочих по месту жительства. Большинство предприятий Республики Беларусь МСЧ не имеют. Медицинское обслуживание их рабочих осуществляют территориальные поликлиники.

Поликлиники, к которым для медицинского обслуживания рабочих прикрепляются предприятия, в своем составе организуют цеховые участки. Наряду с участковыми врачами в поликлинике работают цеховые врачи. Всю работу по диспансеризации рабочих выполняют специалисты этой поликлиники.

Главный врач территориальной поликлиники может заключать с руководством предприятий договор по более глубокому обследованию и дополнительному лечению их работников. Оговаривается оплата таких услуг. Это является дополнительным источником финансирования поликлиники.

К амбулаторно-поликлиническим учреждениям относятся все поликлиники, различные виды диспансеров, женские консультации, амбулатория, здравпункты. По номенклатуре поликлиники делятся: По профилю: общие (территориальные) детские стоматологические физиотерапевтические курортные консультативно-диагностические (специализированные) По территориальному признаку: городские сельские По организационному признаку: объединенные самостоятельные Принцип организации и особенности амбулаторно-поликлинической помощи: участковый принцип; массовость; общедоступность; профилактическая направленность; профессионализм работы врачей и среднего медицинского пер­сонала. Основные функции и задачи городской поликлиники: оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому; оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного; своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечениикруглосуточный стационар, в стационар дневного пребывания при больнице, в дневной стационар при поликлинике), в стационар на дому; экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности; · организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях; проведение профилактических медицинских осмотров населения с целью выявления заболеваний в начальных стадиях и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий; организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных); для каждой специальности устанавливается особый перечень больных, подлежащих диспансеризации. · направление больных на санаторно-курортное лечение; организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 33. Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи населения. Основные задачи городской поликлиники. Деление поликлиник по номенклатуре.:

  1. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  2. 38. Реорганизация амбулаторно-поликлинической службы в РФ. Организация работы поликлиник в условиях медицинского страхования.
  3. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.
  4. Организация медицинской помощи, предоставляемой населению амбулаторно. Основные принципы. Учреждения.
  5. 35. Профилактическая работа поликлиники. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Критерии постановки больных на диспансерный учёт. Отделение профилактики поликлиники, структура, предназначение.
  6. Участковый принцип организации амбулаторной помощи населению.
  7. 90. Планирование здравоохранения. Основные разделы плана здравоохранения территории. Планирование амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению.

6.2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.

Этот вид помощи, как наиболее массовый и социально значимый, занимает ведущее место в медицинском обеспечении населения. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается чаще всего в амбулаториях и поликлиниках.

Амбулатория – учреждение, которое оказывает помощь больным по одной или нескольким основным врачебным специальностям.

В поликлинике оказывается помощь по многим специальностям.

Как в амбулаториях, так и в поликлиниках осуществляется лечение больных при обращении в эти учреждения, а также проводится профилактическая работа. Кроме того, они оказывают медицинскую помощь на дому.

Поликлиника отличается от амбулатории объемом и уровнем лечебно-профилактической помощи, в последней ее обеспечивают врачи основных 4х – 5ти специальностей. В амбулатории могут также оказывать помощь только семейные врачи (врачи общей практики).

Значение поликлиники и амбулатории определяется их приближенностью к населению, а также возможности оптимального участия в медицинском обеспечении подавляющего числа населения.

Эти учреждения занимают ведущее место в профилактической работе системы здравоохранения, их работники определяют факторы риска среди соответствующих контингентов, инфекционные и социально значимые заболевания.

Работа амбулаторий и поликлиник сильно влияет на деятельность других учреждений здравоохранения – больниц, службы скорой помощи. Кроме того, от эффективной работы этого звена медицинской помощи существенно зависит уровень и длительность временной утраты трудоспособности, частота осложнений заболеваний и последствие их течения, уровень госпитализации, продолжительность пребывания больных в стационарах и вообще рациональное использование коек, а также в значительной мере оценка населением деятельности всей системы здравоохранения.

Основные задачи городской поликлиники:

    оказание первичной и специализированной квалифицированной медицинской помощи амбулаторно и на дому;

    проведение диспансерного наблюдения за различными контингентами;

    проведение врачебной экспертизы нетрудоспособности;

    организация и проведение профилактических мероприятий, включая и противоэпидемические;

    изучение показателей здоровья населения.

В период реформирования системы здравоохранения работа поликлиники должна быть направлена на существенное увеличение качества лечения населения, полное комплексное обследование его социально-значимых групп, полноценную реабилитацию.

Эти все мероприятия будут содействовать уменьшению нынешнего довольно высокого уровня госпитализации и обеспечат направление больных на стационарное лечение в случаях крайней необходимости.

Основные разделы работы поликлиники:

    профилактическая, включая и противоэпидемиологические мероприятия;

    лечебно-диагностическая;

    организационно-методическая.

К профилактическим мероприятиям относятся как профилактические (первичные), так и потенциально профилактические (вторичные).

Первичные мероприятия:

    прививание;

    гигиеническое воспитание населения;

    диспансерное наблюдение за здоровыми и лицами с факторами риска;

    санитарно-противоэпидемиологические мероприятия.

Вторичные мероприятия:

    своевременное определение инфекционных заболеваний и извещение про инфекционного больного СЭС;

    организация изоляции больных, наблюдение за контактными выздоравливающими;

    организация текущей дезинфекции.

Лечебно-диагностическая работа включает:

    раннее выявление заболеваний и полноценное своевременное обследование больных;

    лечение больных в поликлиниках и на дому, в том числе и в стационарах дома с использованием соответствующего комплекса методов реабилитационного лечения;

    оказание неотложной медицинской помощи при внезапном нарушении здоровья больного;

    обследование, отбор и направление больных на госпитализацию;

    отбор и обследование больных для санаторно-курортного лечения;

    проведение экспертизы временной утраты трудоспособности;

    отбор и направление больных с признаками стойкой утраты трудоспособности на МСЭК.

Организационно-методическая работа включает:

    анализ состояния здоровья населения;

    оценка деятельности поликлиники, ее подразделений и персонала;

    введение в практику новых эффективных методов и способов профилактики, диагностики и лечения, а также организационных форм и методов работы;

    организация и обеспечение повышения квалификации медперсонала (направление на последипломную подготовку и стажировку в стационарах, проведение научно-практических конференций и семинаров).

Структура городской поликлиники:

Городская поликлиника:

    управление;

    хозяйственная часть;

    регистратура;

    лечебно-вспомогательные отделения (физиотерапевтические, ЛФК, рефлексотерапия);

    диагностические подразделения (рентгеновское отделение, лаборатория, отделения (кабинеты) функциональной диагностики, эндоскопический кабинет, кабинет УЗИ);

    кабинет доврачебного приема;

    лечебно-профилактические подразделения (отделения или кабинеты из 18-20 специальностей);

    отделения профилактики;

    другие подразделения

    кабинет неотложной помощи;

    кабинет учета и медицинской статистики;

    дневной стационар;

    госхозрасчетное отделение.

В соответствии с указом МЗ Украины №127 от 21.05.1998г. вместо кабинетов учета и медицинской статистики создаются информационно- аналитические отделения.

Для обеспечения приема населения в поликлинике и оказания медицинской помощи на дому должности врачей в городах с населением более 25тыс. в городских поликлиниках, которые входят в состав городских больниц (МСЧ со стационаром), устанавливаются в соответствии с указом МЗ Украины №33 от 23.02.2000г.

Штатные нормативы врачей в городских поликлиниках

Наименования должностей

Количество должностей на 10тыс. взрослого (15лет и старше) городского населения, прикрепленного к поликлинике.

Врач-терапевт участковый

Врач-кардиолог

Врач-ревматолог

Врач-хирург

Врач-ортопед-травматолог

Врач-уролог

Врач-отоларинголог

Врач-невропатолог

Врач-офтальмолог

Врач-эндокринолог

Врач-инфекционист

Врач-аллерголог, иммунолог

Врач-гастроэнтеролог

Врач-пульмонолог

Если в составе поликлиники есть дерматовенерологические, онкологические или фтизиатрические кабинеты (отделения), то для приема больных того или иного профиля вводятся штаты врачей-специалистов, которые определяются по штатным нормативам соответствующего кабинета (отделения).

Следует отметить, что усовершенствование первичной медико-санитарной помощи и введение общей практики (семейной медицины) соотношение разных специалистов будет меняться и обеспечение население врачами отдельных специальностей уменьшится, поскольку семейные врачи должны обеспечивать более 80% всех обращений за амбулаторной помощью.

Эффективность деятельности поликлиники зависит от правильной организации работы всех ее подразделений и медперсонала. Это касается разработки оптимальных графиков работы, регулирования работы посетителей, чем занимаются, прежде всего, руководящие должностные лица, а также регистратура, доврачебный кабинет и сами врачи.

Задание регистратуры:

    справочно-информационное обеспечение;

    предварительная и неотложная запись на прием и вызовов на дом - телефонных и непосредственных заявлений пациентов;

    регулирование интенсивности потока людей (направление при потребности в доврачебный кабинет, отделение профилактики и т.д.) с целью создания равномерной нагрузки врачей;

    оформление и хранение медицинской документации;

    своевременный подбор и доставка во врачебные кабинеты медицинской документации, в частности карт амбулаторных больных (если они сохраняются в поликлинике, а не у жителей).

Медицинские карты в поликлинике могут храниться по алфавитно-номерной системе, по участкам и номерам медицинских карт амбулаторного больного, иногда по улицам, номерам домов и квартир.

Важное значение имеют мероприятия для уменьшения очередей к регистратуре, в частности через рациональную комплектацию штатов регистраторов, распределение их функций по ведению записи и подбора медицинских документов.

Уменьшению очередей содействует наличие полной справочной информации (с определением дислокации участков, фамилий врачей, часов их приема, размещения кабинетов, рабочего дня поликлиники, лечебных, диагностических кабинетов и лабораторий, системы вызовов врача на дом и т.д.). Нужно также организовать предварительную телефонную запись и самозапись к врачам на все дни недели, прием вызовов на дом по телефону с учетом графиков работы подразделений и конкретных специалистов.

Непосредственные обязанности каждого из регистраторов определяет заведующий регистратурой. Должности медицинских регистраторов устанавливаются с расчетом одной на 10 врачей, которые ведут амбулаторный прием.

График работы врачей поликлиники должен быть:

  • фиксированным к началу приема каждого дня недели;

    динамическим по его продолжительности, что зависит от необходимости выделения времени для обслуживания вызовов на дом и для профилактической работы, от сезонного увеличения определенных заболеваний.

Сменный график предусматривает работу врача в разные часы на протяжении дней недели. Это разрешает населению обращаться к врачу в свободное от работы время.

Существенная часть посещений поликлинике попадает на начало недели и первую половину дня, что следует учитывать прежде всего врачам при планировании времени повторных и диспансерных посещений.

С целью уменьшения количества необоснованных посещений врачей в поликлиниках работают доврачебные кабинеты , задачей которых является выдача направлений на обследование, заполнение паспортной части в направлении на МСЭК, санаторно-курортные карточки, измерение артериального давления. К работе в доврачебных кабинетах привлекаются опытные медсестры.

В значительном количестве случаев население обращается прежде всего к участковому врачу, который оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь по участково-территориальному принципу. Суть его заключается в наблюдении за прикрепленными контингентами территориального участка, оказание им квалифицированной медицинской помощи.

Для поддержания участкового принципа нужны следующие условия:

    оптимальная численность населения участка;

    комплектация поликлиники участковыми врачами;

    наличие и соблюдение сменного графика работы врачей;

    правильная организация работы регистратуры.

Участковый терапевт прежде всего обеспечивает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), но его функции в ее оказании ограничены по сравнению с теми, должен выполнять семейный врач,который оказывает пациентам многопрофильную лечебно-профилактическую помощь и помогает им в решении медицинских и социальных проблем.

Участковый терапевт проводит прием больных в поликлинике, посещает их на дому по вызовам или собственной инициативе, обеспечивает диспансерное наблюдение за контингентами, которые его требуют, осуществляет экспертизу трудоспособности.

При проведении приема больных в поликлинике врач выясняет анамнез, проводит физикальное и инструментальное обследование, дает рекомендации, осуществляет экспертизу трудоспособности, делает соответствующие записи в медицинской карточке амбулаторного больного.

Кроме своевременного выявления нарушений состояния здоровья и оказание первой медицинской помощи населению своего участка врач должен, в случае надобности, оказать экстренную помощь при внезапных ухудшениях состояния, травмах независимо от места проживания пациентов.

В обязанности участкового терапевта входит также организация в случае потребности, своевременной госпитализации больных после всестороннего обследования их в поликлинике.

Если больному нужна консультация заведующего отделением или других врачей специалистов, то терапевт должен их назначить и сделать все необходимое для своевременного проведения.

Значительное место в работе участкового терапевта занимает профилактическая работа (профосмотры, диспансеризация отдельных групп населения, гигиеническое воспитание и т.д.).

На участкового терапевта положены обязательства своевременного выявления инфекционных заболеваний и уведомление про это СЭС. Он также организовывает изоляцию больных и текущую дезинфекцию в очаге инфекционного заболевания, обеспечивает лечение больных на дому, наблюдение за контактными, проводит (организовывает) диспансерное наблюдение за выздоравливающими.

Улучшение качества медицинской помощи значительно зависит от возможности оказания ее на дому. На объем этой помощи влияет состав населения по возрасту и полу, особенности заболеваемости, возможность проведения лабораторных и инструментальных исследований на дому, своевременность оказания помощи и качество лечения, территориальное расположение участков.

После посещения больного на дому в день вызова врач в дальнейшем может при необходимости навестить его по своей инициативе (активное посещение). После улучшения состояния больного направляют на соответствующие процедуры или на повторное обследование в поликлинику.

При необходимости врач организовывает его лечение в условиях домашнего стационара, привлекая к этому участковую медсестру, которая выполняет соответствующие назначения, наблюдает за состоянием здоровья пациента.

Выполняя организационно-методическую работу, участковый терапевт изучает и анализирует состояние здоровья населения, показатели своей работы.

Штаты участковых медсестер устанавливаются в расчете 1,5 должности на каждую должность участкового терапевта (указ МЗ Украины №33 от 23.02.200г.).

Участковая медсестра оказывает помощь врачу во время амбулаторного приема – готовит рабочее место, проверяет наличие необходимой документации и поступление медицинских карточек амбулаторного больного с регистратуры (если они сохраняются в поликлинике, а не у жителей), при надобности измеряют артериальное давление, проводит термометрию, объясняет больным порядок подготовки к лабораторным инструментальным исследованиям. Она также заполняет под контролем врача учетную медицинскую документацию (статистические талоны для регистрации окончательного диагноза или талоны амбулаторного пациента, экстренные извещения про инфекционные заболевания, справки про временную нетрудоспособность), выписывает направление на диагностические обследования.

Организация и качество работы участкового персонала формирует мнение населения про медицинскую помощь вообще. Эффективная деятельность этого звена амбулаторно-поликлинической помощи значительно влияет на удовлетворение потребности в медицинском обеспечении.

На объем и качество работы врача влияют неравномерность нагрузки, обращение части пациентов, не нуждающихся на момент обращения в помощи врача.

Неравномерность нагрузки определяется сезонными особенностями заболевания терапевтического профиля, колебаниями количества посещений в разные дни недели и часы на протяжении суток.

Сложные и ответственные функции участковой службы требуют планирования и координации ее взаимодействия с различными подразделениями поликлиники. Эту работу обеспечивает заведующий терапевтического отделения.

Эта должность вводится при наличии в поликлинике 6,5 – 9 должностей врачей-терапевтов (вместо 0,5 должности врача). Если в штате более 9 врачей терапевтов, должность заведующего устанавливается помимо этих должностей, и в таком случае он занимается только своими прямыми управленческими функциями.

При введении должности заведующего в других отделениях число должностей врачей специалистов определенного профиля может отличаться. Например, в отоларингологических, офтальмологических и неврологических отделениях должность заведующего вводится при количестве врачей соответствующих специальностей не менее 3,0 (вместо 0,5 должности врача).

Заведующий терапевтического и других отделений поликлиники осуществляет руководство деятельностью всего персонала, отвечает за объем и качество лечебно-профилактической работы и диагностического процесса.

Он обеспечивает:

    оказание квалифицированной лечебно-диагностической помощи больным в поликлинике и на дому;

    составление оптимальных графиков работы персонала отделения;

    контроль за объемом, качеством диагностики и лечения;

    участие в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и контроль за ее качеством;

    внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и организации труда;

    своевременное выявление и лечение инфекционных больных;

    плановая госпитализация больных;

    контроль за полнотой и качеством ведения учетных документов;

    составление планов и отчетов;

    организация повышения квалификации медперсонала отделения.

Важным структурным подразделением поликлиники является отделение профилактики.

Его основные задания:

    проведение профосмотров с целью раннего выявления больных и лиц с высоким риском заболевания;

    организация, учет и контроль за проведением диспансеризации;

    участие в разработке мероприятий первичной и вторичной профилактики;

    пропаганда гигиенических знаний.

В этом отделении на постоянной основе работает преимущественно средний медперсонал. Руководит его работой заведующий отделением – врач-терапевт, должность которого устанавливается в поликлинике, которая обслуживает 30 тыс. и более взрослого населения (вместо 0,5 должности врача).

К работе в отделении профилактики привлекают врачей других специальностей, выделяя в их графике определенное время для проведения профосмотров. Если на базе поликлиники расположена женская консультация, то профосмотры женщин обеспечивает она. В другом случае в структуре поликлиники имеется смотровой кабинет, для работы в котором выделяется одна должность акушерки в смену на 30 тыс. взрослого городского населения. Она должна быть подготовлена по специальностям онкология, гинекология и проктология.

Основными заданиями акушерки являются:

    проведение осмотров женщин с их согласия (независимо от возраста и болезни), которые в первые на протяжении года обратились в поликлинику, с целью раннего выявления предраковых заболеваний и злокачественных новообразований;

    обязательное взятие мазков из влагалища и цервикального канала, их отправление в цитологическую лабораторию;

    направление лиц с выявленной патологией к соответствующим специалистам.

    В составе отделения профилактики может действовать, как структурная единица, мужской смотровой кабинет. В нем работает фельдшер, подготовленный по специальностям онкология, урология и проктология. Целью создания этого кабинета являются раннее выявление предраковых заболеваний и злокачественных новообразований.

Деятельность отделения профилактики содействует реализации диспансерного метода, сущностью которого является:

    активное выявление контингентов, которые подлежат диспансеризации, и постановка их на учет;

    полное комплексное обследование лиц, требующих этого;

    активное лечение;

    динамическое наблюдение за состоянием здоровья;

    разработка и проведение мероприятий профилактики заболеваний и предотвращение осложнений.

Задание диспансеризации:

    сохранение здоровья здоровых;

    раннее выявление факторов риска и начальных форм заболеваний;

    полноценное обследование и лечение больных, оздоровление больных группы риска;

    снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности;

    увеличение продуктивности труда.

Выполнение этих заданий направлено на сохранение и укрепление здоровья населения.

Контингенты диспансеризированных делятся на две группы: первая – здоровые и лица с факторами риска, вторая – больные.

Отбор лиц для диспансерного наблюдения проводится как по медицинским, так и социальным показаниям.

Для контингентов взрослого населения, которые подлежат диспансерному наблюдению по медицинским показаниям , относятся:

    лица, которые имеют факторы риска;

    больные отдельными хроническими заболеваниями;

    лица часто и длительно болеющие.

По социальным показаниям диспансерному наблюдению подлежат:

    лица, работающие на вредном и опасном производстве;

    работники пищевых, коммунальных и детских учреждений;

    учителя среднеобразовательных школ;

    лица с факторами риска социального характера.

Осуществление диспансеризации требует определенной последовательности.

Этапы диспансеризации:

    Выявление и формирование контингентов для диспансерного наблюдения.

    Учет контингентов диспансеризированных.

    Комплексное обследование лиц, подлежащих диспансеризации.

    Диспансерное наблюдение и оздоровление соответствующих контингентов.

    Оценка эффективности диспансеризации и проведение организационно-методических мероприятий, улучшение ее организации и качества.

На эффективность диспансерного наблюдения влияют:

    применение всех необходимых методов профилактики, диагностики и лечения;

    координация деятельности врачей соответствующих специальностей;

    надлежащие социально-экономические условия жизни и труда.

Подбор контингентов для диспансерного наблюдения проводится с помощью:

    обращений в ЛПУ;

    массовых и индивидуальных профосмотров;

    обследований лиц, контактных с инфекционными больными.

В ЛПУ проводятся целевые, предварительные и периодические медицинские осмотры.

Целевые медицинские осмотры проводятся для выявления некоторых заболеваний на ранних стадиях (туберкулеза, новообразований и т.д.).

Предварительные медицинские осмотры проводятся с целью обследования определенных контингентов при приеме на работу, обучение.

Соответственно статье 31 Основ законодательства Украины про здравоохранение (1992г.) Кабинет Министров Украины Постановлением №532 от 5 августа 1994г утвердил перечень категорий населения, которые ежегодно проходят обязательные медицинские осмотры за счет бюджетных средств:

    подростки в возрасте 15-17 лет;

    учащиеся ПТУ;

    студенты ВУЗов;

    ветераны войны; лица, которые имеют особые заслуги перед Родиной;

    ветераны труда; лица, которые имеют особые заслуги перед Родиной;

    лица, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Проведение медицинских осмотров лиц, которые работают на пищевых предприятиях, предприятиях санитарно-гигиенического обслуживания населения, в ЛПУ и других предприятиях, а также водителей индивидуальных транспортных средств осуществляется по хозрасчету или за счет специальных средств. Для этого в штате одной из поликлиник города (городского административного района), которая выполняет эту работу, устанавливаются должности врачей (терапевта, и др.) из расчета одна должность на 5000 человек, подлежащих обязательному медицинскому осмотру.

Профосмотры бывают индивидуальными и массовыми. Массовые осмотры (периодичные и целевые) проводятся среди организованных групп населения. Формы их проведения для различных групп населения могут быть различными по частоте и составу врачей.

После медицинского осмотра проводится анализ его результатов, рассмотренные получают необходимые рекомендации. По оценке состояния здоровья они разделяются на соответствующие группы здоровья:

К I группе – здоровых – относят лиц, которые не имеют в анамнезе хронических заболеваний или нарушений функций отдельных органов и систем. При обследовании у них не найдено отклонений от нормы.

Ко II группе – практически здоровых – относят лиц, которые в анамнезе имеют острое или хроническое заболевание, которое не влияет на функции жизненно важных органов и на работоспособность.

К III группе относятся больные с хроническими заболеваниями. Их разделяют на больных.

Амбулаторно-поликлиническая помощь — внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу, и на дому. Является наиболее массовой и общедоступной, имеет первостепенное значение для медпомощи населению. Амбулаторно-поликлинические учреждения — ведущее звено в системе организации медико-санитарной помощи; они включают амбулатории и поликлиники, входящие в состав больниц и медико-санитарных частей, самостоятельные городские поликлиники, в т.ч. детские (см. Детская поликлиника), диспансеры (см. Диспансер), женские консультации, здравпункты, сельские врачебные амбулатории (см. Сельский врачебный участок) и фельдшерско-акушерские пункты.
Амбулаторно-поликлиническая помощь включает профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности. Важной составной частью при этом являются профилактические осмотры (см. Медицинский осмотр), диспансеризация, а также гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни. Экстренная медпомощь оказывается независимо от места жительства и работы больного.
Сеть территориальных и цеховых врачебных участков постоянно растет, они разукрупняются. Совершенствованию А.-п. п. способствуют ее специализация и создание многоуровневой системы На первом уровне в территориальных поликлиниках и медсанчастях А.-п. п. оказывается, как правило, по основным врачебным профилям (терапевтическому, хирургическому, неврологическому, оториноларингологическому, офтальмологическому, дерматовенерологическому, гинекологическому). На втором уровне, в городских поликлиниках консультативно-диагностической помощи, функционируют специализированные кабинеты и отделения (урологические, эндокринологические, гастроэнтерологические, пульмонологические и др.).

Третий уровень может быть представлен городскими центрами специализированной медпомощи, включающими поликлинический консультативный кабинет, стационарное отделение соответствующего профиля, а иногда и круглосуточную ургентную службу.
Амбулаторно-поликлиническая помощь взаимосвязана со скорой и стационарной медицинской помощью. От степени взаимодействия и преемственности в работе лечебно-профессиональных учреждений зависит эффективность не только А.-п. п., но и всего лечебно-диагностического процесса (см. Лечебно-профилактическая помощь). Развитие А.-п. п. влияет на использование конечного фонда больниц и санаториев.
Взаимосвязь учреждений, оказывающих А.-п. п., с другими медицинскими учреждениями обеспечивается документооборотом (см. Документация медицинская), совместными научно-практическими конференциями, практикой чередования в объединенных больничных учреждениях (врачи по очереди работают определенный срок в поликлинике и стационаре) и другими мероприятиями.
С целью повышения квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена в ряде институтов (в т.ч. в Центральном институте) усовершенствования врачей организованы специальные курсы, кафедры, факультеты, в некоторых городах функционируют постоянно действующие семинары.
Большое внимание дальнейшему совершенствованию А. п. п. уделено в Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года, которыми предусмотрены расширение сети амбулаторно-поликлинических учреждений и укрепление их материально-технической базы. Организация диагностических центров, оснащенных высокоэффективным оборудованием и медицинской техникой, укомплектованных кадрами специалистов, предполагает использовать потенциал высших медицинских учебных заведений, институтов усовершенствования врачей, научно-исследовательских учреждений, многопрофильных больниц. Планируется увеличить число лиц, обследование и лечение которых будет осуществляться в поликлиниках и на дому, обеспечить преемственность в работе диспансеров и других амбулаторно-поликлинических учреждений, расширить сеть отделений активного лечения и стационаров на дому с бесплатным выделением медикаментов, активизировать работу поликлиник и диспансеров по профилактике заболеваний и оздоровлению населения, повысить их роль в медико-социальной реабилитации больных, организовать отделения (кабинеты) профилактики и восстановительного лечения. Предусмотрено оказывать А.-п. п. трудящимся преимущественно в их свободное от работы время с учетом режима работы предприятий и организаций. В областных, краевых и республиканских центрах планируется организовать хозрасчетные поликлиники (в т.ч. стоматологические и физиотерапевтические), косметологические лечебницы и оздоровительные комплексы. Предполагается радикально перестроить работу амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей, усилить их профилактическую деятельность, пропаганду здорового образа жизни. В городских поликлиниках намечено развивать цеховую службу для работников промышленных предприятий, на которых занято менее 1000 человек. Планируется повысить роль ФАП в осуществлении профилактических мероприятий на селе; расширится сеть передвижных врачебных амбулаторий, клинико-диагностических лабораторий, флюорографических, стоматологических и других кабинетов.

Библиогр.: Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицына, т. 2, с. 121, М., 1987; Серенко А.Ф., Ермаков В.В. и Петраков Б.Д. Основы организации поликлинической помощи населению, М., 1982, библиогр.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработана стратегия «Здоровье – 21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ», которая дает возможность каждому человеку, каждой семье вести здоровый, продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Реализация этой стратегии направлена в основном через первичную медико-санитарную помощь в соответствующих ей учреждениях. Предпосылкой разработки этой программы была, проведенная в Алма-Ате в 1978 году, международная конференция, на которой разработана концепция системы ПМСП и принята соответствующая декларация ВОЗ – Алма-атинская декларация. Согласно принятой декларации, ПМСП должна обеспечивать не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению на всех этапах. Таким образом, первичная медико-санитарная помощь является центральной функцией и основным звеном системы здравоохранения любой страны, главной службой оказания медико-санитарной помощи, построенной по принципу «от периферии к центру». Основными принципами деятельности ПМСП являются: справедливость и равенство в распространении и доступности служб здравоохранения, а также участие населения в развитии здравоохранения и др.. К основным направлениям (элементам) ПМСП относятся: гигиеническое обучение и воспитание населения, содействие обеспечению рациональным питанием, доброкачественным водоснабжением, иммунизация населения и др., а критериями оценки деятельности по организации ПМСП должны стать: доля внутреннего валового продукта (ВВП), расходуемая на нужды здравоохранения, уровень младенческой смертности и средней продолжительности предстоящей жизни, доступность ПМСП отображены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993)». Так, статья 38 «Основ» гласит: «Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства».



В настоящее время у нас в стране медицинская помощь населению оказывается обширной сетью лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), санитарно-профилактических, фармацевтических, учреждениями судебно-медицинской экспертизы и обязательного медицинского страхования.

Самые многочисленные учреждения, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (медико-санитарная помощь первого уровня) – амбулаторно-поликлинические, женские консультации, скорая и неотложная помощь, родовспоможения и санитарно-эпидемиологической службы.

Среди амбулаторно-поликлинических учреждений ведущими являются поликлиника и амбулатория, которые составляют более75% учреждений внебольничного типа.

Поликлиникой называется высокоразвитое специализированное ЛПУ, в котором оказывается медицинская помощь проходящим больным, а также больным на дому, осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и предупреждению развития заболеваний и их осложнений.

Деятельность поликлиники в настоящее время в РФ все еще регламентируется приказом Министерства здравоохранения СССР №1000 « О мерах по совершенствованию организации амбулаторно-поликлинических учреждений»(1981) с последующими незначительными изменениями. В этой связи мощность учреждения и численность персонала (штаты) определяются на основании численности обслуживаемого населения и ожидаемого числа посещений, а финансовые органы до сих пор пристально следят за выполнением так называемого планового объема работы.

К основным структурным подразделениям поликлиники относятся: руководство поликлиники, регистратура со столом справок, лечебно-профилактические подразделения, вспомогательно-диагностические подразделения, кабинет учета и медицинской статистики, административно-хозяйственная часть.

По решению руководства в поликлинике могут быть организованы и другие подразделения, в том числе на основе платных медицинских услуг и хозрасчетной деятельности: центры здоровья, отделения нетрадиционных методов лечения и др.

Принцип организации и особенности амбулаторно-поликлинической помощи заключается в: участковости, массовости, общедоступности, профилактической направленностью, профессионализмом работы врачей и среднего медицинского персонала.

Размеры территориального терапевтического участка по численности взрослого населения в настоящее время составляет 1700, а цехового – 1600 человек.

Особенности амбулаторно-поликлинической помощи определяются следующими факторами работы врача:

1) неизвестность в начале каждого дня поликлинического приема состава обращающихся больных;

2) ограниченность времени у врача на поликлиническом приеме;

3) необходимость быстрой ориентировки врача, владения методами ранней диагностики заболеваний, систематической работы над повышением квалификации;

4) меняющийся состав поликлинических больных по сравнению со стационарным;

5) необходимость консультаций с другими специалистами и связь с лечебно-диагностическими службами поликлиники;

6) особенности лечения больного амбулаторно-поликлинических условиях, когда диагноз поставлен, назначено лечение, а выполнения врачебных назначений зависит от самого больного.

Важной особенностью амбулаторно-поликлинической помощи является профилактическая работа, конкретное выражение которой находится в применении диспансерного метода . Это активный метод динамического наблюдения (диспансеризация) за состоянием здоровья определенных контингентов (здоровых и больных) населения с целью раннего выявления заболеваний, взятия на учет и комплексного лечения больных, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда и быта, по предупреждению возникновения распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни.

Таким образом, в содержании работы участкового врача-терапевта можно выделить следующие разделы работы: лечебная, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-просветительская, ведение оперативно-участковой документации.

Основные элементы работы участкового врача-терапевта включает в себя:

1) лечебная деятельность – терапевтическая помощь в поликлинике и на дому, госпитализация терапевтических больных, экспертиза трудоспособности;

2) профилактическая деятельность – профилактические осмотры, диспансеризация;

3) противоэпидемическая деятельность – выявление инфекционных больных, профилактические прививки и дегельминтация;

4) реабилитационная деятельность – способствование всеми мерами (социальными, медицинскими, физиотерапией, природными факторами) восстановлению здоровья и трудоспособности.

При отсутствии показаний к госпитализации или при затруднении её реализации участковый врач-терапевт организует уход за больным на дому – стационар на дому , или в поликлинике – дневной стационар . В этих случаях врач обеспечивает проведение больному необходимых клинико-диагностических исследований, выполнение медицинской сестрой лечебных процедур, консультации с врачами других специальностей.

Центральным вопросом организации амбулаторно-поликлинической помощи является формирование численности медицинского персонала, расстановка и использование кадров . В настоящее время (Методические рекомендации по нормированию труда медицинского персонала, 1996г.) в учреждениях здравоохранения рекомендуются к широкому использованию отраслевых показателей расчетных норм времени и объема работы. Нормы времени служат базой для расчета норм нагрузки (обслуживания), норм выработки, нормативов численности («штатных нормативов»). Таким образом, основа решения кадровых и финансовых вопросов, это объемы работы и трудозатраты на их выполнение, которые характеризуются:

1) обеспечение населения амбулаторно-поликлинической помощью, т. е. числом врачебных должностей, занятых этим видом помощи, на 10000 населения; расчетный норматив составляет 11,8 врачебных должностей на 10000 взрослого городского населения;

2) нагрузкой медицинского персонала, т. е. числом посещений в поликлинику на одного жителя в год; расчетный норматив этого показателя – 9,2 посещений в год на одного городского жителя.

Нагрузка медицинского персонала на приеме в поликлинике и при оказании помощи на дому характеризуется числом посещений на один час работы врача. Норма нагрузки при этом составляет для врача амбулаторного приема 3,4 человека в час, или 17,7 минут на одного пациента. Плановая функция врачебной должности выражается в числе посещений к врачу в течение года и округленно составляет 5600 посещений.

Численность среднего и младшего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях определяется в зависимости от численности врачебного персонала. Рекомендуемое соотношение составляет в среднем для городских поликлиник 1:2,2:0,9.

Соблюдение принципа участковости определяется показателем участковости , который вычисляется следующим образом:

Хорошим показателем участковости принято считать 80% и более посещений, сделанных к своему участковому врачу.

Активность посещений врачом на дому характеризует процент повторных посещений на дому, выполненных врачом активно, т. е. без последовавшего от пациента вызова:

Хорошим считается показатель30% от общего числа посещений врачом больных на дому.

Показатель качества врачебной диагностики на поликлиническом приеме определяется частотой совпадения диагноза, установленного врачами поликлиники и стационара у больных, направленных поликлиникой в стационар:

Профилактическую деятельность поликлинических учреждений характеризуют: полнота охвата соответствующих контингентов диспансерным наблюдением, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди диспансерных больных, охват иммунизацией населения против острых инфекционных и эпидемических заболеваний, выполнение плана санитарного просвещения среди населения.

В целях проведения оценки деятельности амбулаторно-поликлинических (стационарных) учреждений, в их составе на правах структурного подразделения организуются кабинеты медицинской статистики , непосредственно подчиняющиеся главврачу или его заместителю по лечебной (оргметод) работе. Основными функциями кабинета медицинской статистики являются: организация статистического учета, контроль за правильным ведением документации и достоверности содержащейся в ней информации, составление свободных учетных документов, составление периодического и годового статистического отчета, разработка отчетных и учетных статистических документов, участие в анализе деятельности учреждения на основании этих разработок; рациональная организация хранения учетных документов текущего года, а также контроль за бесперебойным снабжением ею.

Важнейший документ – годовой статистический отчет (форма №30), который в установленные сроки представляется вышестоящему органу управления здравоохранением в Госкомстат России. Данный отчет (форма№30) лечебно-профилактического учреждения включает в себя 8 разделов:

Раздел 1: штаты учреждения на конец отчетного года;

Раздел 2: деятельность поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации;

Раздел 3: деятельность стационара;

Раздел 4: работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов);

Раздел 5: работа диагностических отделений;

Раздел 6: антирабическая деятельность;

Раздел 7: оснащенность электронно-вычислительной техникой;

Раздел 8: техническое состояние зданий.

Статистический отчет амбулаторно-поликлинической помощи составляется на основании данных, полученных из данных оперативно-учетной документации: медицинской карты амбулаторного больного (уч. ф. 025/у), статистического талона для регистрации заключительного (уточненного) диагноза (уч. ф. 025-2/у), экстренного извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (уч. ф. 058/у), дневника работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации (уч.ф.039/у), контрольной карты диспансерного наблюдения (уч. ф. 030/у), списка лиц, подлежащих диспансерному наблюдению (уч. ф. 048/у), листков нетрудоспособности (справок о временной нетрудоспособности студента, учащегося – уч. ф. 095/у), талонов на законченный случай временной нетрудоспособности (уч. ф. 025-9/4-у), книге регистрации листков нетрудоспособности (уч. ф. 036/у), врачебного свидетельства о смерти (уч. ф. 106/у), извещений о важнейших неэпидемических заболеваниях (уч. ф. 089/у,090/у), талона амбулаторного пациента (уч. ф. 025-10/у), талон на прием к врачу (уч. ф. 025-4/у).

Информация об оценке работы амбулаторно-поликлинической службы доводится до сведения руководителей учреждения, всех структурных подразделений, врачей и является предметом обслуживания среди сотрудников.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению принципиального отличия не имеет, однако есть особенности, которые обусловлены особенностями труда и быта сельских жителей. Это прежде всего значительно меньшая, чем в городе, плотность населения, сезонный характер труда и пр. Оказание медицинской помощи по участковому принципу сельскому населению осуществляется лишь для населения райцентра и приписного участка. Для населения, проживающего на остальной территории, в штате ЦРБ выделяются 0,3 ставки терапевта на 10000 взрослого населения и 0,2 ставки педиатра на 10000 детей.

В связи с этим основной особенностью оказания медицинской помощи сельскому населению является этапность. Различают три этапа оказания медицинской помощи жителями села.

I этап – сельский врачебный участок, который включает врачебную амбулаторию, ФАП, детский ясли-сад, здравпункт, санаторий-профилакторий.

Сельский врачебный участок – первичное врачебное звено в системе учреждений, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь сельскому населению.

Амбулатория , это тоже поликлиника, но отличающаяся от нее ограниченным уровнем специализации и объемом деятельности. В амбулатории ведется прием по небольшому числу основных специальностей: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии. Однако следует отметить, что в действительности основным учреждением на первом этапе является ФАП, поскольку в каждом районе имеется всего лишь 2-3 амбулатории и, следовательно, 2-3 врачебных участка, а на остальной территории – ФАПы.

II этап – районные медицинские учреждения, к которым относятся ЦРБ, районный центр СЭН, межрайонные специализированные отделения. На этом этапе оказывается преимущественно специализированная медицинская помощь.

III этап – областные (краевые, республиканские) медицинские учреждения, в том числе специализированные поликлиники (например, стоматологическая поликлиника). На третьем этапе оказывается преимущественно узкоспециализированная медицинская помощь.

К основным проблемам сельского здравоохранения можно отнести:

1) низкую материально-техническую базу;

2) недоступность медицинской (врачебной) помощи для некоторой части населения. Это связано с отсутствием должного числа врачебных амбулаторий;

3) недостаточным объемом специализированной медицинской помощи;

4) практически полное отсутствие (за исключением райцентров) скорой медицинской помощи для населения района, что связано с радиусом обслуживания и состоянием дорог;

5) низкую квалификацию врачебного и сестринского персонала.

Альтернативой существующей организации медицинской помощи сельскому населению должна стать первичная медико-санитарная помощь по принципу семейного врача. Это дает возможность обеспечить доступность медицинской и скорой помощи, повысит качество оказания помощи, т. е. в основном устранит обозначенные выше проблемы.

Реорганизация амбулаторно-поликлинической службы с ориентацией на ПМСП с созданием института врачей общей практики и семейных врачей предопределена концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской федерации. В перспективе в РФ участкового должен сменить врач общей практики и семейный врач. И здесь дело не в смене названия, а в сути его работы, повышении профессионального мастерства, заинтересованности и ответственности. Ключевой фигурой в реформе первичной медицинской помощи должен стать врач, хорошо подготовленный к лечебной работе, освоивший специфику первого и последующего ведения больного, умеющий оказать неотложную и многопрофильную медицинскую помощь, специалист в организации здравоохранения, управления и экономики, а также в области юридических и финансовых проблем, ответственный за обеспечение медицинской помощи на всех её этапах.

В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессии врач общей практики и семейный врач обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь взрослым и детям, проводить основные лечебно-диагностические процедуры, но и владеть методами первичной и вторичной профилактики, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи.

Появление семейного врача, несомненно, может сделать нашу повседневную жизнь более устойчивой и комфортной. Тем более если такой семейный врач или врач общей практики будет озабочен профилактической направленностью своей деятельности, социально-психологическим влиянием и воздействием на благополучие семейного коллектива, станет проявлять искреннее понимание насущных проблем и потребностей своих подопечных.

Специальность врача семейной и общей практики была признана в феврале 1969 года, когда Американский Совет медицинских специальностей и Совет по медицинскому образованию Американской медицинской ассоциации утвердили первичный Совет по сертификации этой специальности. Однако идея выделения одного врач, ответственного за здоровье семьи (крестьянского двора), была впервые реализована земской медициной в России еще в 1864 году, когда в ряде губерний было введено земско-хозяйственное самоуправление. В 1865 году земские учреждения были введены: в Воронежской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской губерниях. А к 1871 году земские учреждения действовали уже в 34 из 89 Российских губерниях.

Подлинными творцами земской медицины стали те передовые врачи и ученые, чье мировоззрение формировалось в обстановке высокого общественного подъема 60-х годов 19-го века, чьими идеалами были служение народу, гуманизм и бескорыстие. Среди них – предводитель дворянства Полтавской губернии, врач – князь Долгоруков Н.А. и председатель Казанского общества врачей – профессор Петров А.В., врачи Погожев А.В.и Уваров М.С. и др. Многотрудной, поистине подвижнической деятельностью они, намного опередив свое время, внесли неоценимый вклад в теоретическую разработку и практическое осуществление создания в России новой, оригинальной формы организации медицинской помощи и охраны здоровья.

За годы существования земской медицины были разработаны и введены в действие новые принципы оказания медицинской помощи сельскому населению: общедоступность, участковость, бесплатность, санитарно-профилактическая направленность. Единицей учета в земстве был двор (крестьянская семья) и лечение каждого члена семьи проводилась с учетом состояния здоровья всех её членов (всей семьи в целом). Земский врач был образованным специалистом, осуществлявшим квалифицированную медицинскую помощь при заболеваниях терапевтического и хирургического профиля, инфекционных, детских, неврологических заболеваниях, при акушерской и разнообразной хирургической патологии. Это был врач-универсал.

Особенностью земской медицины являлось то, что она финансировалась за счет средств земств. Будучи бесплатной для сельского населения, она стоила огромных средств для земств. В 1868 году в России на медицину земства тратили 18% от всех средств, в 1890 году – 21%, в 1903 году – 28%, а некоторые из земств (Липецкое, Хвалынское, Ливенское и др.) тратили на медицину 45-47% своего бюджета.

За период своего существования с 1864 по 1917 год земская медицина прошла большой путь от возникновения до формирования принципов и организации медицинской помощи сельскому населению. Созданная впервые в нашей стране и не имевшая аналогов в мире, земская медицина стала национальной гордостью России, а её главные ценности, такие, как общедоступность, бесплатность медицинской помощи, профилактическая направленность и участковый принцип, в 1950-х годах были рекомендованы ВОЗ всем странам для систем сельского здравоохранения.

Впервые о возможности перехода к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача в советском здравоохранении заговорили в конце 80-хь годов 20 столетия. Так, в газете «Правда» от 27 ноября 1987 года были опубликованы «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в 12-й пятилетке и на период до 2000 года», в которых среди планируемых мер по повышению качества медицинской помощи предусматривалось «проводить линию на постепенный переход к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача». В 1989 году «Союзмединформ» впервые выпускает обзорную информацию «Где, когда и кому нужен семейный врач», в которой дается анализ зарубежного опыта по проблема семейной медицины.

В 1992 году Министерством здравоохранения РФ был издан приказ №237 от 26 августа «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». В приказе дано определение врача общей практики (ВОП) как специалиста: «Врач общей практики (семейный врач) – специалист, широкоориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях».

«Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», введенными в действие 22 июля 1993 года, предусмотрено, что семья по договоренности всех её совместно проживающих членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства (ст. 22, п. 3). В этих же «Основах» дано определение семейного врача как специалиста: «Семейный врач ­– это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи, независимо от их пола и возраста.» (ст. 59, п. 1).

Исходя из определения «Врач общей практики» и «Семейный врач», приказом МЗ РФ №237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)», определена численность обслуживаемого контингента в объеме – не более 1500 человек у врача общей практики и не более 1200, с учетом детского (от рождения до 15 лет) населения, у семейного врача.

Оказание медицинской помощи по принципу семейного врача наиболее оптимально использовать в сельской местности, в то время как использование специалиста общей врачебной практики наиболее оптимально в городских условиях, где имеется хорошо отлаженная педиатрическая служба.

В последующие годы в ходе внедрения общеврачебной практики выявились упущения и недоработки в вышеуказанном приказе и положении о враче общей практики, что послужило поводом для разработки и издания в 1999 году приказа МЗ РФ №463 «Об отраслевой программе «общая врачебная (семейная) практика», в котором предопределено дальнейшее развитие системы общей врачебной (семейной) практики на региональном уровне.

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность врача общей практики, семейного врача, включает в себя следующие разделы положения о ВОП (согласно приказа МЗ РФ №237):

1. Общие положения.

2. Обязанности врача общей практики (семейного врача).

3. Права врача общей практики (семейного врача).

4. Ответственность врача общей практики (семейного врача).

Квалификационные требования к врачу общей практики, семейному врачу включают в себя:

1. Владение основами законодательства по охране здоровья населения, знание структуры и основных принципов здравоохранения, права, обязанности, ответственности, владение планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальной службой, страховой компанией, ассоциацией врачей и др.).

2. Знание и соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии.

3. Освоение следующих видов деятельности и соответствующих им задач:

1) профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов;

2) оказание экстренной и неотложной медицинской помощи;

3) выполнение медицинских манипуляций;

4) организационную работу.

Основные задачи первого вида деятельности:«Профилактика, диагностика, лечение заболеваний и реабилитация пациентов» включает объем деятельности врача общей практики, семейного врача:

1) проведение осмотра и оценка данных физического исследования

пациента;

2) составление плана лабораторного и инструментального обследования;

3) умение интерпретировать результаты анализов крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального исследования, копрограммы, ликвора; лучевых, электрофизиологических и других методов исследований;

4) владение принципами и методами профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний, реабилитации пациентов;

5) самостоятельное проведение обследования, диагностики, лечения, реабилитации пациентов, при необходимости, организацию дообследования, консультацию, госпитализацию пациентов, с последующим выполнением назначений и осуществлением дальнейшего наблюдения больного при следующих заболеваниях: внутренние болезни, хирургические болезни, болезни женских половых органов, инфекционные, туберкулез, заболевания нервной системы, психические болезни, кожно-венерические болезни, ЛОР-болезни, глазные болезни, аллергическая патология.

Основные задачи второго вида деятельности: «Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи»:

Врач общей практики, семейный врач должен уметь самостоятельно диагностировать и оказывать неотложную (экстренную) помощь на догоспитальном этапе при следующих неотложных состояниях: шок, обморок, коллапс, кома, острая дыхательная и сердечная недостаточность, отек гортани, ложный круп, астматический статус, гипертонический криз, кровотечения, аппендицит, утопление, переломы, поражение электрическим током и т.д.

Основные задачи третьего вида деятельности: «Выполнение медицинских манипуляций» включает в себя самостоятельное выполнение:

1) всех видов инъекций;

2) проведения внутрикожных проб;

3) определения группы крови;

4) проведения и расшифровки ЭКГ;

5) спирометрии;

6) внутрисердечного введения лекарственных средств;

7) искусcтвенного дыхания;

8) методов аспирации;

9) непрямого массажа сердца;

10) биопсии, пункции, зондирования;

11) анестезии, первичной обработки ран, ожоговой поверхности;

12) наложения повязок, иммобилизации, вскрытий абсцессов и пр. по всем специальностям.

Основные задачи четвертого вида деятельности врача общей практики, семейного врача: «Организационная робота» включает в себя:

1) знание демографической и медико-социальной обстановки характеристики прикрепленного контингента;

2) пропаганду ЗОЖ, гигиеническое обучение, антиалкогольную, антиникотиновую и пр. пропаганду;

4) консультации по вопросам планирования семьи, этики, медико-сексуальных аспектов семейной жизни и пр.;

5) проведение противоэпидемических и лечебно-оздоровительных мероприятий;

6) проведение работы по выявлению ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска;

7) организацию всего комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий;

8) проведение диагностики беременности и наблюдение за течением беременности, лечение экстрагенитальных заболеваний, выявление противопоказаний к беременности и направление на её прерывание, ведение послеродового периода;

9) совместную с органами социального обеспечения и службами милосердия организацию помощи одиноким, престарелым, инвалидам и хроническим больным, в т. ч. по уходу, устройству в дома-интернаты;

10) проведение КЭК, выдачу направления на МСЭК, перевод на облегченную работу; проведение анализа для оценки состояния здоровья прикрепленного контингента; ведения учетно-отчетной документации.

Контрольные вопросы.

1. Место и роль ПМСП в системе здравоохранения.

2. Что относится к основным направлениям ПМСП? По каким критериям оценивается деятельность ПМСП?

3. Правовая база ПМСП в законодательстве РФ.

4. Что такое поликлиника, какова её структура? Каковы принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению?

5. Каковы особенности амбулаторно-поликлинической помощи?

6. В чем заключается диспансерный метод наблюдения за состоянием здоровья населения?

7. Основные элементы деятельности врача терапевта.

8. Чем характеризуются показатели объема работы и трудозатраты врачебной должности?

9. Показатели деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения.

10. Функции кабинета медицинской статистики амбулаторно-поликлинического учреждения.

11. На основании каких данных составляется годовой статистический отчет №30?

12. Организация амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению; три этапа оказания медицинской помощи жителями села.

13. В чем заключается реорганизация амбулаторно-поликлинической службы в РФ?

14. Что предусматривает появление в системе здравоохранения семейной медицины?

15. Предшественники семейных врачей в России. Значение опыта земской медицины России для международных систем здравоохранения.

16. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» по вопросам семейной медицины.

17. Функции, объем, нормативно-правовая база деятельности врача общей практики и семейного врача.

18. Квалификационные требования к ВОП и СВ.

19. Основные задачи первого вида деятельности ВОП, СВ.

20. Основные задачи второго и третьего вида деятельности ВОП, СВ.

21. Основные задачи четвертого вида деятельности ВОП, СВ.

Глава 23. Стационарная медицинская помощь.

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ определены основные задачи, среди которых приоритеты отданы увеличению объема профилактических мероприятий, переносу части медицинской помощи из стационаров на амбулаторное обслуживание, внедрению стационарзамещающих технологий, сокращению длительности госпитального этапа лечения, развитию института врача общей практики, семейного врача, реформированию поликлиник в консультативно-диагностическую службу.

Вместе с тем роль и значение стационарной помощи в условиях нашей страны по-прежнему остаются весьма высокими, а задачи – чрезвычайно актуальными. Ухудшение состояния здоровья населения, увеличение частоты хронических заболеваний, нарастание инвалидизации требуют укрепления стационарного сектора в системе здравоохранения РФ.

В настоящее время стационарная помощь в России представлена разветвленной сетью больничных учреждений: отраслевые, ведомственные, специализированные. Для оказания данного вида помощи в РФ развернуто около 2 млн. коек, а обеспеченность населения составляет 128 коек на 10000 человек. Это дает возможность из каждых 100 обратившихся за медицинской помощью госпитализировать 21 человека, т. е. иначе говоря, процент отбора на койку составляет 21%. Такого большого числа стационарных коек, высокой обеспеченности населения стационарной помощью (128) и высокого процента отбора на койку (21%) не существует ни в одной экономически развитой стране. Для сравнения, например, в США обеспеченность койками составляет 55, в Англии – 75, в Германии – 108 коек на 10000 населения. Иначе говоря, для России характерен так называемый экстенсивный путь развития здравоохранения, акцентированный на стационарную помощь. Причинами такого положения являются: низкая квалификация медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений, их низкая материальная и техническая оснащенность, а также отсутствие многоуровневой системы организации стационарной помощи.

Организационные формы оказания стационарной помощи населению до настоящего времени, а также структура больничных учреждений и их размещение продолжает зависеть от уровня и характера заболеваемости, что в свою очередь обуславливает характер специализации и мощность больничных учреждений. В связи с этим основными стационарными учреждениями в РФ остаются центральные районные, городские, областные, краевые и республиканские больницы, в которых развернуто более 2/3 всего коечного фонда страны. Ведущими больничными учреждениями в существующей системе здравоохранения являются городские больницы, составляющие около 20% всех больничных учреждений.

Городская больница является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим квалифицированную помощь населению на основе достижений современной медицинской науки и техники.

По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы городские больницы бывают:

1) по профилю ­– многопрофильные или специализированные;

2) по системе организации – объединенные или необъединенные с поликлиниками;

3) по объему деятельности – различной категории (мощности).

Структура городской больницы (без поликлиники):

1) управление больницы – канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия, библиотека;

2) лечебная часть – приемное отделение, медицинские отделения (терапевтическое, хирургическое, травматологическое, онкологическое, урологическое, глазное, ЛОР, детское, гинекологическое, родильное, инфекционное и другие в зависимости от мощности), вспомогательно-диагностические отделения (кабинеты), лаборатории (клиническая, биохимическая, бактериологическая, серологическая, бактериологическая, серологическая), патологоанатомическое отделение, кабинет переливания крови, аптека;

3) административно-хозяйственная часть – кухня, прачечная, гараж, склады и т.д.

Указанная структура больницы является примерной, она может меняться в зависимости от местных условий, мощности больницы (количество коек).

Возглавляет больницу главный врач, который несет ответственность за всю медицинскую и хозяйственную деятельность больницы.

Во главе каждого отделения находится заведующий отделением, назначаемый из числа наиболее квалифицированных врачей, имеющих опыт работы в стационаре и организаторские способности. Заведующий отделением руководит всей лечебной работой в отделении, проводит ежедневные обходы больных, консультирует врачей-ординаторов, выписывает больных из стационара, проверяет правильность лечебных назначений.

error: Content is protected !!