Отличия понятий управление и менеджмент. Отличие менеджмента от управления

Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные воззрения на этот процесс, которые могут в корне отличаться друг от друга. Управление и менеджмент, по сути, понятия схожие, но есть между ними и ряд принципиальных отличий. Подробнее http://pedagogru.ru Главным образом, они касаются разграничения понятий и их применения к конкретным областям человеческой жизни.

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение менеджмента и управления

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

Разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:

Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

Рыночные отношения, внедряемые в экономику России, кардинально изменяют требования к носителям государственной власти, в том числе и к работникам правоохранительных органов. В новой социально-экономической среде просто необходимы знания в области управления и менеджмента.
«Менеджмент» (manage – управлять) слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и т.п.)» .
В общем виде менеджмент представляется как наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Большинство авторов сходятся во мнении, что термины «управление» и «менеджмент» не являются синонимами и имеют свои отличия.
В данной работе автор рассмотрит соотношение понятий «управление» и «менеджмент», выделит их различия.

1. Сущность и функции управления

Общество как целостная, динамически развивающаяся система, а также все подсистемы, функционирующие в его рамках – экономическая, социальная, политическая, духовная – суть самоорганизующиеся, саморегулируемые, иначе говоря, самоуправляемые социальные системы.
Человеческое общество - это организованное, сложно управляемое целое. Тем оно и отличается от хаотической группы или собрания людей, ожидающих, например, прибытия транспорта. Хаотическое образование впору назвать толпой, но не обществом. Итак, важнейший признак человеческого общества - его управляемость. Не случайно XX в. был назван веком управления, ибо без хорошего управления железная дорога, угольная шахта, да и любое предприятие придет к полному разорению. Но что такое управление, и как оно осуществляется?
Под управлением мы будем понимать совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в любом обществе и в любую историческую эпоху. «С социологической точки зрения, управление есть властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся позицией (должностным положением) в системе организации труда и местом в системе распределения труда, определяющим размер основного вознаграждения (оклада, заработной платы) и дополнительных выплат (премий, доли от прибыли)» .
Таким образом, управленческие отношения можно определить как особую сферу социальной реальности, в которой взаимоотношения двух субъектов, различающихся своим иерархическим статусом, очищены от формационных наслоений. Они строятся в терминах статусных предпочтений, ролевого исполнения, ранговой иерархии, власти и полномочий, наконец, взаимодействия социальных групп, представителями которых выступают руководители и подчиненные.
Управление может быть: 1) системой отношений и 2) формой взаимодействия. В первом случае говорят о социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т. п. Во втором - о методах контроля (общем и детальном), делегиугом, что можно было бы назвать динамикой управления. С технической точки зрения, управление- всего лишь рациональный способ достижения максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени. С социологической же - все обстоит гораздо сложнее, ибо в этом случае управление преилий и времени. С социологической же - все обстоит гораздо сложнее, ибо в этом случае управление представляет собой искусство направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели таким образом, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.
Управление основывается на презумпции власти и полномочий, подчинении нижестоящих вышестоящим, явном или скрытом давлении одних на других, неравенстве доступа к экономическим и социальным благам. Горизонтальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепляемая при помощи унаследованных или экономических привилегий, обязательно имеет элитарный характер. Если разделение власти и контроля признано и закреплено обществом, то где бы ни находилась личность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей.
Управление может принимать авторитарную или демократическую форму, но оно всегда остается определенным режимом деятельности индивидов или групп, воспринимается как ограничение свободы действий рамками предписанных норм и правил. Управленческая пирамида построена таким образом, что в ее конусе находятся самые привилегированные должности, и их гораздо меньше, чем непривилегированных, исполнительских позиций внизу. Стало быть, и претендентов на продвижение наверх больше, чем расположенных там свободных мест.
«Стремление к достижению - основной мотив управленческой карьеры - не обязательно связано с социально неодобряемыми действиями («подсиживанием», коррупцией, протекцией, клеветой). Вместе с тем всегда имеет место несправедливость, ибо на руководящий пост выдвигается только один, а другие остаются на прежних местах, что неявно подчеркивает: первый не равен вторым. Основной принцип коллективистских отношений нарушается. Недаром большинство утопических коммун погибали именно в тот момент, когда функцию управления, выполнявшуюся до того всеми, узурпировали один или несколько индивидов» .
Помимо всего прочего управление является одним из важнейших социальных институтов, на которые опирается рационально организованное общество. Как социальный институт оно возникло в Египте в период разложения первобытнообщинного строя и зарождения государства (III тысячелетие до нашей эры).
С давних пор человечество размышляет над тем, как соединить несоединимое: интересы подчиненных, всегда направленные на увеличение зарплаты, и интересы руководителей, заинтересованных в ее сокращении (ибо экономически это всегда вычеты из прибыли). В эпоху рабства и крепостного права руководители не мудрствовали, а действовали методом прямого принуждения. Однако времена изменились, появилась необходимость в нечто ином, получившем название методов стимулирования и мотивации.
В известной мере функции управления выполняет каждый из нас. Вот почему большинство интуитивно представляет себе, что значит управлять. Основываясь на жизненном опыте и здравом смысле, мы отличаем права начальника от положения и обязанностей подчиненного. Возможно, именно поэтому каждый из нас «знает», как стать эффективным руководителем, хотя никто и не возьмется обучать математике или психологии, полагаясь исключительно на житейские советы.
Как правило, свои отношения с друзьями или сотрудниками мы строим не по научным рецептам, распространяя принципы здравого смысла и на руководство как сферу межличностных взаимоотношений.
Управление представляет собой наиболее рациональный способ организации производительного труда.
Его можно определить как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени. Зарубежные специалисты утверждают: не понимать современные тенденции в управлении - то же самое, что отказываться от перспективных технологий. «Сегодня в США действуют порядка 1300 школ менеджмента и бизнеса. Как правило, количество претендентов на обучение в них превышает количество доступных мест в 6 -8 раз. Когда ООН выделила определенную сумму для помощи развивающимся странам, эти деньги были затрачены не на строительство больниц и стадионов, а на помощь в рационализации управления и подготовке руководящих кадров» .
Процессы управления можно наблюдать повсюду - в живых организмах, деятельности человека, организации общества, функционировании сложных кибернетических систем. Если нервная система перестанет выполнять свою координирующую - по отношению к менее развитым, но специализирующимся на исполнительских функциях частям тела - деятельность, жизнь человека прекратится.
Управлять людьми - значит побуждать их к определенному поведению. Для того чтобы делать это, вовсе не обязательно быть королем, безжалостным тираном, высокопоставленным чиновником или находиться наверху общественной пирамиды, в виде которой мы часто представляем себе общество. Управление, и мы уже сказали об этом, доступно каждому. В самом простом смысле «управлять» - значит, «воздействовать на другого», направляя его усилия в необходимое для себя русло. Переключая кнопки телевизионного пульта, мы управляем телевизором, который показывает нужные нам программы. Принимая закон о запрещении прослушивания частных телефонов, парламент управляет службами безопасности, имевшими ранее право подключаться к любому телефонному разговору. Попросив ребенка сходить в магазин, мать направляет его действия в определенное русло, и он выполняет поставленную перед ним задачу.
Мать управляет ребенком. Но если ребенок не подчинился ее распоряжению и не пошел в магазин, сославшись на необходимость учить уроки, это вовсе не означает, что он начал управлять действиями родительницы. Он просто повлиял на ее поведение.
Отсюда можно сделать вывод: управление следует отличать от близких ему явлений. Например, от влияния, представляющего собой стихийный процесс прямого или косвенного воздействия одного человека на другого. Так, мнение Эйнштейна, высказанное им по какому-либо вопросу из области физики, влияет на мнение других ученых даже после его смерти. Другой пример - вы убежали с урока, а родители узнали об этом, и у них испортилось настроение: ваш поступок повлиял на них.
Управление - это процесс целенаправленного прямого воздействия одного индивида на другого.
В этом процессе выделяются субъект, определяющий направление, цели и задачи, а также конечный результат будущего движения, и объект, который все это реализует. Таким образом, объект управления - это отдельный работник, бригада, цех, предприятие, на которые направлено управленческое воздействие.
Субъект управления- это 1) руководитель (менеджер), занимающий определенное место в иерархической организационной структуре, наделенный полномочиями, правами, властью над подчиненным ему персоналом, а также 2) весь управленческий аппарат, формирующий и реализующий управленческое воздействие. Между объектом и субъектом управления существует прямая и обратная связь, имеющая информационный характер. Прямая связь выражается в передаче объекту управления потока директивной информации.
Обратная связь является результатом реагирования объекта управления на директивное воздействие и материализуется в виде отчетной информации.
Функция управления представляет собой особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации управленческого труда, часть процесса управления, выделенную по определенному признаку.
Обычно различается от 10 до 25 функций, которые классифицируются по общности предмета управления (качество, труд и зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда и т. п.) и производственных ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.).
Все функции управления реализуются посредством системы решения управленческих задач. Комплекс задач объединяет задачи, относящиеся к конкретной функции (нормированию, планированию, учету, контролю, анализу, регулированию), и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой). На предприятии количество подобных комплексов, как правило, не превышает 200.
Задача управления есть совокупность взаимосвязанных операций по переработке информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом чего является принятие управленческого решения. Задача - основной элемент управленческого процесса: в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В процессе управления предприятием решается несколько тысяч задач.

2. Различия «управления» и «менеджмента»

По мнению большинства авторов понятия «менеджмент» и «управление» очень близки. Вместе с тем, имеющиеся между данными понятиями различия не позволяют их отождествлять.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.
Менеджмент – это управление коммерческими, хозяйственными организациями, хозяйствующими в условиях рынка; это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Управление – это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда.
Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного вида деятельности – менеджмента, а затем и соответствующей специфической науки, обеспечивающей потребности профессионалов.
Рассматривая менеджмент как разновидность управления, необходимо отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности.
Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующих координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.
Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и совершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.
Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент.
Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.
По мере своего развития общество становится все более организованным, подавляющее большинство проблем решается в организациях и через организации. Поэтому менеджмент охватывает все социальное пространство, включая и социальную сферу.
В силу этих причин ученые склонны рассматривать менеджмент как важнейший момент развития современной общественной системы, как глобальное явление, своеобразный ответ социума на дезорганизующие изменения в развивающейся социальной среде, где ни одна сложная задача не решается вне управленческого воздействия. При этом небезосновательно полагается, что от качества функционирования управления решающим образом зависит настоящее и будущее состояние как конкретной организации, так и общества в целом.
Менеджмент - чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) определенную категорию людей, получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическую субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.
Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, внесшие существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: концепция научного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А. Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые определившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А. Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя представляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой является повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собственных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук.
Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших развитие в современных условиях:
— подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных действий- функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; оптимальный набор включает, однако, следующие: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок);
— системный подход (предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды);
— ситуационный подход (предполагает, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время).
Поскольку как в самой организации, так и в окружающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе управления организацией не приходится. Самым эффективным в конкретной ситуации методом управления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике).
Менеджмент как процесс управления организациями:
В данном случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения - в процессе деятельности - организацией определенных результатов.
В рамках данной трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели наиболее рациональным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.
Менеджмент как процесс принятия управленческих решений:
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет внешнюю среду - рыночные отношения - к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагирования на информацию, полученную посредством обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. «Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения» .
Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.
Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого. Реализация каждой функции менеджмента в госслужбе проявляется, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля, ответственности и системе стимулов:
— цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.;
— в государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход;
— форма отчетности - государство отчитывается перед избирателями, коммерческие организации - перед акционерами:
— степень ответственности - государство несет ответственность перед народом;
— система стимулов в коммерческой организации - материальное стимулирование, в государственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.).

Заключение

Таким образом, термин «управление» несколько шире термина «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности, например управление автомобилем и иными белее сложными техническими системами.
Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.
Можно выделить следующие черты, отличающие «менеджмент» от «управления»:
1. Менеджмент применяется, прежде всего, в экономической сфере, а управление – во всех сферах жизнедеятельности.
2. Менеджмент оперирует экономическими методами управления, тогда как, управление использует более широкий спектр методов.
3. Менеджмент предполагает наиболее «мягкие» взаимоотношения между субъектом и объектом.

Список использованных источников

1. Адизес, И. Эффективные и неэффективные стили менеджмента. М.: Изд-во «Альпина», 2009.
2. Андросова, Л.А. Социология управления (Учебно-методические рекомендации). Пенза 2002 – 56с.
3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие/ Н.И. Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2009. – 336с.
4. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с. - («Gaudeamus»).
5. Конарева Л.А. Кризис качества управления: причины и пути выхода. Часть 1. // Век качества. 2011. № 1. С. 22-27.
6. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Руденко В. И. Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 192 с.
7. Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.

Сказать спасибо:

В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Менеджмент (англ. management - управление, организация) - особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов.

Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.


Менеджмент.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко- машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно- распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент организации в соответствии с многообразием управленческих функций включает следующие виды менеджмента: оперативный, стратегический, инновационный, финансовый.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:
чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев) и выполнение какой-то миссии;
чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.

Бизнес - это вид экономической деятельности, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Основными формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация.

Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.

Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.

В 1911 г. Фредерик Тейлор учреждает Общество содействия научному менеджменту и публикует книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести существенный вклад в успех организации.
Можно выделить несколько различных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, а также наука управления, которая включает количественный, процессный, системный и ситуационный подход.

Управление.

Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого государственного комплекса страны.

При переходе к рыночным отношениям формируется новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства допускается в следующих сферах: государственная поддержка науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научно-техническая. Рычагами управления в этом случае являются государственные заказы, лицензирование импорта и экспорта, установление кредитных ставок, стимулирование рационального использования ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие эффективных международных отношений.

Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

В управлении выделяют текущее, оперативное управление. Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления. По своему содержанию отношения управления могут быть экономическими, организационными, социальными и пр. Различают также формальные и неформальные отношения управления. Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Выделяют следующие функции управления:

Определение целей и планирование;

Организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей;

Учет и контроль исполнения.

Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги.

Рисунок1.Уровни управления.

Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления. На рис. 1 приведен один из вариантов описания уровней управления.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Простой пример: капитан в армии - это младший офицерский состав, а во флоте - старший. В некоторых компаниях продавцов называют региональными, или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Размер организации - это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях. Римская католическая церковь - организация, насчитывающая миллионы членов - имеет только четыре уровня между Папой Римским и приходским священником. Некоторые крупные фирмы розничной торговли- также известны тем, что имеют очень небольшое число уровней управления в противоположность другой успешно действующей организации - армии США. В ней имеется 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генерала от рядового в батальоне, численностью 1000 человек.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Краткое описание

В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).

    Понятие управления.

    Управление и менеджмент - сходства и различия.

    Предмет науки менеджмента.

    Системный подход в менеджменте.

    Ситуационный подход в менеджменте.

    Система, её величина и сложность.

    Социально-экономическая система: основные понятия.

    Внешняя среда предприятия ее компоненты.

    Цели предприятия, их классификация.

    Стратегия предприятия, виды эталонных стратегий.

    Кибернетическая модель предприятия.

    Система управления предприятием, её структура.

    Понятие принципов менеджмента.

    Принципы менеджмента Д. Эмерсона.

    Принципы менеджмента А. Файоля.

    Процесс управления, его этапы.

    Общие функции управления.

    Конкретные функции управления.

    Специальные функции управления.

    Прогнозирование как функция менеджмента.

    Метод Дельфи.

    Метод мнений жюри управляющих.

    Метод совокупных мнений работников сбыта.

    Метод ожидаемых запросов потребителей.

    Математические методы прогнозирования сбыта.

    Планирование как функция управления.

    Виды планов.

    Среда планирования.

    Метод ключевых событий.

    Метод поэтапного планирования.

    Диаграммы Гантта.

    Метод отдельных приращений.

    Планирование непредвиденных обстоятельств.

    Сущность мотивации как функции менеджмента.

    Теория потребностей А. Маслоу.

    Методика определения потребностей.

    Теория потребностей Д. МакКлелланда.

    Теория мотивации Ф. Герцберга.

    Теории X и Y Д. МакГрегора.

    Концепции Э.Шейна.

    Теория Z У. Оучи.

    Теория ожиданий В Врума.

    Теория справедливости.

    Организационная деятельность и организационная роль.

    Принципы организационной деятельности.

    Взаимоотношение полномочий, власти и ответственности.

    Нормы управляемости.

    Теория Грайкунаса.

    Характеристики организационной роли.

    Мотивационный балл организационной роли.

    Направления и методы развития организационной роли.

    Организационная культура, ее вид и сила.

    Организационная культура и организационные процессы.

    Факторы, влияющие на организационную культуру.

    Дифференциация организационной культуры.

    Понятие организационной структуры менеджмента.

    Линейные структуры управления.

    Штабные структуры управления.

    Функциональные структуры управления.

    Региональные структуры управления.

    Продуктовые структуры управления.

    Потребительские структуры управления.

    Проектные структуры управления.

    Матричные структуры управления.

    Этапы формирования ОСУ.

    Место контроля в сис-ме управления. Виды управленч контроля

    Нормативы, используемые в управленческом контроле.

    Место анализа в управленческом цикле.

    Понятие финансового анализа.

    Коэффициент риска деятельности предприятия.

    Направления изучения руководителя и его деятельности.

    Роли руководителя (по Г.Минцбергу).

    Время как ресурс руководителя.

    Личностные качества руководителя.

    Понятие управленческого решения, их классификация.

    Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

    Понятие процесса принятия решений.

    Методы обоснования управленческих решений.

    Метод ранжирования при принятии решений.

    Понятие управления.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

    обязательно качество целостной организованной системы;

    наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    служит интересам взаимодействия основных элементов;

    обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

    Управление и менеджмент - сходства и различия.

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение менеджмента и управления

Сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

    Предмет науки менеджмента.

Менеджмент - это процесс управления (руководства) отдельным работником, рабо­чей группой, коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумева­ет определенную категорию людей, получивших профессиональ­ное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Функции менеджера складываются из двух основных компо­нентов: профессионально-технических и эмоционально-личност­ных. Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей. Концепции управления. научного управления; административного управления; управление с позиции науки о поведении; управление с позиции психологии и человеческих отношений; Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) - менеджеров и объекта управления (управляемой подсистемы) - персонал.

    Системный подход в менеджменте.

Система (греч.) - это объекты, обладающие целостностью и состоящие из взаимодействующих между собой и окружающей средой частей и элементов для достижения определенной цели.

Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.

Системный подход выполняет как бы эвристические функции (эврика - греч. открываю, отыскиваю - слово, выражающее радость, удовлетворение).

Его положительная роль сводится к тому, что:

    понятия и принципы системного подхода позволяют выявить больше реальных возможностей, чем отмечено в традиционных методах;

    кроме того, для выявления наиболее полных связей и поиска конкретных элементов целостности системный подход позволяет найти новое объяснение по сравнению с традиционными методами;

    сложные объекты имеют множество вариантов членения, и типы связей между элементами могут быть различны. Системный подход позволяет определить критерий выбора адекватного варианта членения, с учетом единицы анализа.

С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

    интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;

    комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

    усложнение решаемых проблем и объектов;

    рост числа связей между объектами;

    динамичность изменяющихся ситуаций;

    дефицитность ресурсов;

    повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

    глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;

    усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.

Системный подход - это методология исследования объектов как систем.

Система образуется двумя составляющими:

    внешним окружением, включающим в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;

    внутренней структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в се выход и достижение целей системы.

Производственная система - это единство материальных и нематериальных компонентов анализируемого объекта, ею внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информационных, производственных, управленческих и других процессов по переработке входа системы в ее выход и достижению целей субъекта управления.

    Ситуационный подход в менеджменте.

В условиях, когда задачи управления четко сформулированы, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоприятными. Если условия менее благоприятны, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль.

Инструментальный стиль руководства направлен на поддержание человеческих отношений и подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации использование данного стиля расширит возможности руководителя и сделает его более влиятельным.

Особенность модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.

Еще одним примером ситуационного подхода является теория жизненного цикла, разработанная Херсли и Бланшаром. Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).

В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.

Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.

Продающий – стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны сделать.

Участвующий – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двусторонюю коммуникацию.

Делегирующий – руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.

Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства.

Руководитель сам принимает решения.

Руководитель высказывает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.

Руководитель обозначает проблему подчиненным, обобщает изложенные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение по данному вопросу.

Руководитель постоянно сотрудничает с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.

Основные критерии при выборе стиля руководства:

вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;

структурированность проблемы;

наличие информации и опыта у подчиненных;

уровень требований, предъявляемых к решению;

причастность подчиненных к делам организации;

заинтересованность исполнителей;

вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.

    Система, её величина и сложность.

Системность как всеобщее свойство материи проявляется в том, что все окружающие человека предметы, объекты, вещи, а также явления природы и сама природа представляют собой совокупность взаимосвязанных между собой простых и сложных элементов, компонент, частей, совокупностей и т.д. Признаками системности принято считать:

Структурированность объекта исследования;

Взаимосвязанность его частей;

Подчиненность единой цели.

Системность в менеджменте характеризуется: системностью в практической деятельности менеджера, т.е. его активным и целенаправленным воздействием на объект управления; внутренней системностью познавательных процессов, (при рассмотрении причин возникновения и факторов развития системных представлений, методов и теорий им соответствующих, менеджер должен обязательно отметить объективные особенности человеческого мышления); системностью бизнес-среды и бизнес-мышления: бизнес-среда – это бесконечная иерархическая система систем, находящихся на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система менеджмента организации - это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей в процессе производства и реализации товаров и услуг, а также звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Природа системы управления организацией определяется природой ее системных элементов: входных и выходных потоков, бизнес-процессов и бизнес-процедур, целей, стоящих перед менеджментом и его миссией, типом управляющих параметров и ресурсных ограничений. Неделимой частью системы менеджмента является его элемент, имеющий определенное функциональное назначение. Например, служащий офиса, менеджер системы управления, продавец торговой системы и т.д.

Относительно самостоятельная часть системы менеджмента, включающая элементы и группы элементов, имеющая автономную функциональную цель, называется подсистемой. Например, подсистема информационного обеспечения системы управления, подсистема сбыта продукции экономической системы, технологическая подсистема производственной системы и другие.

Принципы – объективно присущие системе основные законы и правила ее поведения, не подверженные влиянию внешних факторов и внутренних субъектов. Принципы должны быть соблюдены и учтены при управлении, синтезе и анализе систем. В противном случае системе грозит разрушение.

    Социально-экономическая система: основные понятия.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

    существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

    обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

    направлено на достижение определенной управленческой цели;

    характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

    субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

    объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

    реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

    анализ управленческой ситуации;

    выработка и принятие решения;

    организация и исполнение решения;

    контроль выполнения решения;

    подведение итогов, внесение корректив.

    Внешняя среда предприятия ее компоненты.

Внешняя среда представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.

Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.

Макроокружение – это общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна.

К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.

Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т. п.

Любой из указанных ресурсов имеет очень большое значение для эффективной деятельности организации. Поэтому качественный стратегический анализ каждого отмеченного ресурса как фактора непосредственного окружения организации, а также их системный многофакторный анализ в целом – это приоритетная цель подсистемы стратегического анализа и всего стратегического планирования.

К непосредственному окружению относятся покупатели и поставщики.

Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Анализ поставщиков сориентирован на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

стоимость поставляемого товара; гарантию качества поставляемого товара; временной график поставки товаров;пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

    Цели предприятия, их классификация.

Цель предприятия - это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. Б теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".

Это:корпоративные цели. Эти цели главным образом связаны с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации г целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности, и т. д. Корпоративные цели - это следствие и реальное воплощение миссии;

цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня прибыльности (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию) и конкурентоспособности (доля рынка, положение в отрасли);

функциональные цели. Это производные цели функциональных подразделений, интегрирующие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности. Сюда чаще всего относятся цели в области: производительности (издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы мощностей, др.), финансовых ресурсов (например, структура капитала, движение денег, размеры оборотного капитала), НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения новой технологии, оборудования, продукта, затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих ресурсов (квалификация, текучесть кадров, организационное знание), организационного потенциала (время проведения организационных изменений).

Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются от работника по ее достижению: сложность, специфика и приемлемость.

1. Сложность цели отражает уровень профессионализма, необходимый для ее достижения. Чем выше квалификация работника, тем чаще он определяет свою деятельность как систему результатов, которую должен обеспечить. Сложность целей определяется процессом ее достижения. Например, для технической службы может быть поставлена цель - обеспечить заданное качество товара. При наличии технической документации достижение этой цели не является чем-то особенно сложным. Если технической документации нет, то сложность достижения цели возрастает.

2. Специфика цели отражает количественный результат, ее определенность. Специфика подразумевает соответствие процесса достижения цели должностным обязанностям исполнителя. С развитием рыночных отношений у предприятий стати появляться рыночные (маркетинговые) цели. Соответственно, для осуществления этих целей первоначально привлекались специалисты отделов сбыта, которые не в полной мере понимали специфику изменившейся ситуации на рынке: конкуренция, товары-заменители, инфляция и т. д.

3. Приемлемость цели отражает степень восприятия работником цели, которая перед ним поставлена. Человек всегда оценивает те трудозатраты, которые ему необходимы для достижения цели, и то, что он получит в результате. Если выгоды для него нс очевидны, то цель может быть и не принята, а значит, и не достигнута. Таким образом, приемлемость цели напрямую зависит от мотивации сотрудника на ее выполнение.

    Стратегия предприятия, виды эталонных стратегий.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

    Кибернетическая модель предприятия.

Кибернетика как наука занимается изучением систем произвольной формы, способных воспринимать и обрабатывать информацию, используя ее для управления и регулирования происходящих процессов.

Кибернетика , изучая процессы, происходящие в системах, выделяет: вход, выход, процесс или процессор, и обратная связь.

Организационные системы, как и большинство систем, представляют собой совокупность управляемой подсистемы (объект управления) и управляющей подсистемы (субъект управления). На входе организационные системы потребляют ресурсы (Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6, Х7). В процессе преобразования ресурсов организационные системы получают на выходе продукцию (У1) или услуги (У2), являющиеся результатом функционирования (У).

Буквальный перевод слова "менеджмент" (англ.) означает управление. Сходство понятий "управление" и "менеджмент" технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организационных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"

Признаки

Управление (в плановой экономике)

Менеджмент (в рыночной экономике)

1. Объем понятия

Управление процессами в обществе, в технике, в природе

Менеджмент - управление фирмами (предприятиями организациями)

2. Регулятор производства

3. Функции органов управления вышестоящих организаций

Контрольно-распределительные

Регулирующие и консультативные

4. Использование методов

Преимущественно административные

Экономические,

социально-психологические.

административные

5. Собственность

Государственная

Многообразие форм собственности

6. Критерий оценки управленческих решений

Социальный эффект

Экономическая целесообразность

7. Интерес предприятия

Выполнение плана

Получение прибыли

8. Элементы механизма функционирования пред­приятия

Соревнования и гласность

Конкуренция и коммерческая тайна

Э. Тип руководителей

Демократический

10. Принцип управления

Централизация

Децентрализация

11. Человеческий фактор

Инициатива "наказуема"

Активизация человеческого фактора

Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим под­черкивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубеж­ными партнерами, поскольку "менеджмент" - слово интер­национальное. С учетом изложенного вполне правомерно упот­ребление понятия "управление" в современных условиях, имея в виду его "рыночное" смысловое содержание.

Необходимо отметить, что ряд приведенных признаков на различных этапах социалистического хозяйствования про­являли себя по-разному, в том числе положительно (напри­мер, гласность, соревновательность, человеческий фактор).Но особенно яркие негативные черты они приобрели в семи­десятые - восьмидесятые годы прошедшего столетия, в так называемый "застойный" период.

3. Методологические основы менеджмента

В менеджменте различают:

методы управления;

методы науки управления.

Под методами управления понимаются способы решения практических управленческих задач.

Методы науки управления - это способы решения про­блем управления.

Совокупность методов, изучающих многообразные пробле­мы менеджмента, составляют его методологическую основу.

В менеджменте следует также учитывать различия в по­нятиях:

    научное управление;

    научные основы управления.

Научное управление содержит качественную оценку со­стояния управления в конкретном предприятии, которая от­ражает степень соблюдения руководителями в практической работе требований экономических законов, принципов ме­неджмента и существующих научных рекомендаций.

Научные основы управления - это система научных зна­ний, составляющих теоретическую основу управления. Она включает: собственно теорию управления (функции, мето­ды, принципы, структуры) и отдельные разделы других наук (психологии, права, статистики, экономики, социологии, информатики, этики, математики). Поэтому менеджмент характеризуется еще каккомплек­сная наука, возникшая на стыке различных областей науч­ных знаний. Выделяют также в менеджменте понятиеискусства управления, что означает высокую степень мас­терства, достигнутого в практической управленческой дея­тельности за счет приобретения опыта и теоретических зна­ний.

Основополагающим методом менеджмента является диа­лектический, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В рамках данного метода используются методы научного познания: наблюдение, сравнение, индукция, дедукция, эк­сперимент и др. Значительную роль играют методы наук, со­ставляющих научные основы управления: экономические, психологические, социальные, правовые.

Важное место в управлении отводится программно-це­левому методу, который используется для решения глобаль­ных проблем межотраслевого и долговременного характера. В зависимости от используемых методов и обстоятельств в практическом менеджменте выделяют такие его виды, как управление по целям, опережающее управление, страте­гическое управление, ситуационное управление, контрол­линг.

error: Content is protected !!