Финансово промышленные группы представляют собой. Предпринимательское право россии
- Предмет и система курса
- Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
- Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
- Формы и виды предпринимательской деятельности
- Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
- Принципы предпринимательского права
- Основные принципы предпринимательского права
- Методы предпринимательского права
- Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
- Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
- Источники предпринимательского права
- Понятие и виды источников предпринимательского права
- Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
- Система предпринимательского законодательства
- Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
- Применение норм международного права
- Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
- Понятие и виды источников предпринимательского права
- Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
- Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
- Индивидуальная форма предпринимательства
- Правоспособность индивидуального предпринимателя
- Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
- Коллективные формы предпринимательства
- Полные товарищества
- Товарищество на вере
- Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
- Акционерные общества (АО)
- Производственные кооперативы (ПК)
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Субъекты малого предпринимательства
- Предпринимательские объединения
- Классификация холдингов
- Способы создания холдингов. Система участия
- Предпринимательские объединения
- Финансово-промышленные группы
- Иные формы предпринимательских объединений
- Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
- Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
- Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
- Государственная регистрация субъектов предпринимательства
- Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
- Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
- Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
- Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- Критерии банкротства
- Признаки банкротства
- Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
- Правовой статус кредитора
- Правовой статус арбитражного управляющего
- Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
- Процедуры несостоятельности (банкротства)
- Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
- Финансовое оздоровление
- Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
- Конкурсное производство
- Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
- Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
- Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
- Правовой режим отдельных видов имущества
- Правовой режим денежных средств
- Правовой режим ценных бумаг
- Правовой режим прибыли
- Приватизация государственного и муниципального имущества
- Понятие и основные цели приватизации
- Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
- Порядок и способы приватизации
- Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
- Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
- Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
- Субъекты конкуренции
- Антимонопольное законодательство
- Понятие и виды монополий
- Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
- Антимонопольные органы
- Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
- Техническое регулирование
- Технические регламенты
- Стандартизация
- Подтверждения соответствия
- Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
- Государственное регулирование ценообразования
- Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
- Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
- Публично-правовой режим осуществления ценообразования
- Государственное регулирование инновационной деятельности
- Источники правового регулирования инновационной деятельности
- Субъекты и объекты инновационной деятельности
- Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Субъекты инвестиционной деятельности
- Объекты инвестиционной деятельности
- Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
- Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
- Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
- Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
- Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
- Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
- Государственное регулирование банковской деятельности
- Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
- Источники правового регулирования банковской деятельности
- Правовое положение кредитных банковских организаций
- Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
- Государственное регулирование биржевой деятельности
- Источники правового регулирования биржевой деятельности
- Субъекты биржевой деятельности
- Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
- Государственное регулирование страховой деятельности
- Источники правового регулирования страховой деятельности
- Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
- Объекты страхования
- Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
- Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Виды аудита
- Источники правового регулирования аудиторской деятельности
- Субъекты аудита
- Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
- Государственное регулирование оценочной деятельности
- Источники правового регулирования оценочной деятельности
- Субъекты и объекты оценочной деятельности
- Публично-правовой режим оценочной деятельности
- Государственное регулирование банковской деятельности
- Предпринимательский договор
- Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
- Особенности порядка заключения предпринимательского договора
- Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
- Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
- Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
- Понятие, виды и основания для применения ответственности
- Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
- Убытки: понятие, виды и порядок взыскания
Финансово-промышленные группы
Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала - объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения.
Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерц Банк»), Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах.
По оценкам Президента ассоциации финансово-промышленных групп России О. Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, за которой скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.
В связи с этим одно замечание: ФПГ - это, образно говоря, штучный товар, а потому здесь не следует увлекаться количественными показателями. Наша страна уже пережила биржевой и банковский бум.
Законодательство о ФПГ . Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и с юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» (далее - закон о ФПГ), который устанавливал правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». В связи принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 115-ФЗ прекратил действие Закон о ФПГ. Что означает на практике данный поворот событий?
Во-первых, законодатель отказался от идеи существования специального закона о ФПГ (равно и Закона о холдингах) по разным причинам. Закон о ФПГ, несмотря на свою молодость, был предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В. Д. Рудашевский справедливо отмечал, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статьей половина содержит отсылку к административным актам, решениям субъектов Федерации и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение. Имелись и конкретные пробелы и недостатки Закона.
Во-вторых, Закон о ФПГ сыграл свою роль в условиях перехода России к рыночной экономике. Затем он оказался невостребованным. В него не было внесено ни одного изменения и дополнения. Как говорится, закон сделал свое дело, закон может уходить на покой!
В-третьих, ст. 15 Закона предусматривала меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России смогли предоставляться банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Правительством РФ, исполнительными органами субъектов Федерации могли предоставляться иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.
В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.
В-четвертых, в реальной экономике России холдинговые структуры заметно «прибавили в весе» и вытеснили ФПГ из рядов предпринимательских объединений. В какой-то степени этому способствовала имеющаяся путаница в статусе холдинга и ФПГ. Простой пример: холдинги не регистрируются, а ФПГ подлежали регистрации в установленном Законом о ФПГ порядке. Сейчас они (холдинги и ФПГ) поставлены в равное положение. Имело место смешение холдингов и ФПГ по другим точкам пересечения. Например, при создании ФПГ нередко использовалась холдинговая модель построения и управления группой лиц.
В-пятых, судя по быстроте приятия закона об утрате юридической силы Закона о ФПГ, бизнес-сообщество России согласно с таким решением, если не больше. Можно с уверенностью сказать, что подконтрольные крупному бизнесу общественные образования пролобировали в Государственной Думе заключительный акт ликвидации Закона о ФПГ.
Тем не менее, считаем, что с утратой Закона о ФПГ зарегистрированные финансово-промышленные группы России продолжают существовать. Следовательно, их статус и особенности нуждаются в раскрытии.
Далее, нельзя исключать варианта, при котором законодатель найдет замену ФПГ другим предпринимательским объединением. Даже при отсутствии Закона о ФПГ не исключена возможность появления (создания) новых групп в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится «зарегулировать» статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. Наш вариант совершенствования законодательства о ФПГ - это принятие закона о предпринимательских объединениях, в нем целесообразно поместить как правила общего порядка, так и нормы об отдельных видах объединений (холдингах, ФПГ, пупах, концернах и др.).
Теперь коротко рассмотрим основные признаки ФПГ.
1. ФПГ - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании такой группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих целей. ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц в контексте ст. 121 ГК РФ. С точки зрения ст. 121 коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Юридическими лицами являются участники финансово-промышленной группы, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками.
2. Финансово-промышленная группа - это организация в форме предпринимательского объединения, в состав которого входят юридические лица (обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций), созданная участниками группы, как правило, на договорной основе либо по холдинговой модели путем объединения промышленного потенциала и финансового (банковского) капитала в целях защиты общих интересов, координации действий его участников, реализации инвестиционных и иных проектов и программ и проведения единой экономической политики, а также направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Спор о субъектном составе ФПГ будет схоластичен до тех пор, пока государство в лице компетентных органов четко не определит свою позицию в отношении этих особых субъектов предпринимательской деятельности: ФПГ - это либо «штучный товар», либо «товары массового производства». В первом случае субъектный состав ФПГ должен быть заметно ограничен. Участниками группы могут быть, на наш взгляд, только коммерческие организации. При таком подходе в составе ФПГ нет места некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (гражданам). Напротив, во втором случае ФПГ превращается в продукт широкого применения, в создании и деятельности которого могут принимать участие все, кто захотел.
3. До отмены Закона о ФПГ существовала обязательная регистрация финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа. ФПГ приобретали статус группы с момента государственной регистрации. В настоящее время такая регистрация отменена.
4. В составе ФПГ ведущую роль играет центральная компания группы, учрежденная всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющаяся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел группы. Иначе говоря, центральная компания - это, как правило, материнская компания (основное хозяйственное общество).
Классификация финансово-промышленных групп . ФПГ можно подразделить на виды с учетом разных критериев.
В зависимости от способа их формирования можно выделить группы, созданные:
- по классической холдинговой модели;
- «системе участия» на договорной основе;
- смешанному принципу с использованием элементов холдинговой модели и «системы участия» на договорной основе.
ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование. Именно эта классификация имеет принципиальное значение для понимания правовой природы финансово-промышленных групп.
По характеру специализации и кооперации ФПГ можно классифицировать на вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные группы. ФПГ вертикального типа представляют собой совокупность предприятий-участников, участвующих в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства. Примером такой группы может служить ФПГ «Магнитогорская сталь». Для групп вертикального типа характерно наличие широких хозяйственных связей между участниками.
В горизонтальных ФПГ предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. Здесь уже нет тесных кооперационных связей в целях обеспечения производства конечной (готовой) продукции. Консолидирующим началом в этих ФПГ выступает выработка и реализация участниками группы согласованной маркетинговой политики, организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по фундаментальным направлениям обновления выпускаемой продукции и т. д.
Диверсифицированные ФПГ- это группы, в состав которых входят, с одной стороны, однопрофильные либо связанные между собой предприятия, с другой - предприятия, которые не взаимодействуют с другими участниками группы, а также между собой. Примером данного вида группы является ФПГ «Интеррос», включающая предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения, транспорта и др.
По процедуре создания выделяют: группы, созданные в добровольном порядке; группы, образованные по инициативе федеральных органов исполнительной власти либо соответствующих органов субъектов Федерации.
С учетом так называемого центра формирования ФПГ различают: группы, сформированные одной компанией, во главе которой могут быть промышленное предприятие, кредитно-инвестиционная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания.
По признаку размещения и регистрации участников финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные.
Наряду с основными видами ФПГ в литературе выделяют: а) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала) ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ.
Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т. е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность при вхождении в группу.
Финансово-промышленные группы - это ряд предприятий, объединенных общей структурой управления и источником кредитования, в роли которого обычно выступает банк. Компании, входящие в состав ФПГ, не обязательно представляют интересы определенной отрасли. Они могут выполнять различные функции на рынке, выпуская несхожую продукцию. Однако все капиталовложения производятся из единого источника. Кроме того, ФПГ - концерны, иногда группа концернов, большинство акций которых принадлежат одному частному лицу, определяющему стратегию развития всех
Видимая автономия и структура
Формально, с юридической точки зрения, такие предприятия действуют автономно друг от друга. Вместе с тем, располагая внешним менеджментом и финансированием, они образуют то, что мы привыкли называть «финансово-промышленные группы». Что характерно, при всей кажущейся автономии компании сориентированы на выполнение определенной задачи, которая может быть и не связанной напрямую с требованиями роста экономических доходов. Финансовая капитализация часто происходит за счет концентрации совершенно других ресурсов.
Финансово-промышленные группы интегрируют усилия юридических, страховых, финансовых компаний, несколько альтернативных медиа-ресурсов и, разумеется, технологических производств. Что их может объединять, кроме банального желания владельца немножко заработать? Очевидно, политика. Просто на определенном развитии бизнеса требуются уже не столько судебно-правовые, сколько политико-инструментальные гарантии сохранения неприкосновенности накопленных капиталов. А это возможно только в случае трансформации промышленного, финансового, банковского и иного видов капитала в капитал политический, то есть во власть. Собственно говоря, на решение подобной задачи и направлена деятельность любой ФПГ.
- Промышленные ФПГ - это индустриальные объединения, действующие по принципу концерна. Редкий случай, когда в состав таких групп входят преимущества предприятия одной
- Классические финансово-промышленные группы - объединения, созданные на договорной основе и в качестве базового звена создавшие управленческую компанию. Все структурные единицы ФПГ сохраняют свой прежний
Финансово-промышленные группы в России
В принципе, ФПГ - это сугубо российское явление, которое появилось благодаря соответствующему РФ еще во второй половине 1993 года. Первоначально предполагалось, что путем создания подобных групп государство сможет поскорее освободиться от череды неуправляемых и по большому счету убыточных постсоветских предприятий, да и как-то упорядочить нездоровую, дикую по своей природе конкуренцию. Однако механизм создания ФПГ не предполагал формирование механизмов «дружественной интеграции», что спровоцировало появление суперигроков, занявших доминирующее положение в различных рыночных нишах. Таким образом, вместо контролируемой конкурентной среды были созданы тотальные монополии, контролирующие целые отрасли и сектора экономики. А это, в свою очередь, привело к не менее сильной зависимости компаний от деятельности государственных структур. Именно благодаря созданию собственных политических проектов они стали создавать «нужные» лоббистские политические и
Финансово-промышленные группы (ФПГ) - объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн - объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.
Задачи :
активизация преобразований в экономике;
улучшение инвестиционной ситуации;
развитие конкурентоспособности отечественных товаров.
Государство законодательно определяет общие нормы и правила хозяйствования, обеспечивает правовую основу выполнения хозяйственного законодательства, поддерживает эффективную конкуренцию, устанавливая меры против монополизации рынка, оказывает поддержку национальным производителям.
Основной целью создания финансово-промышленных групп является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг.
Недостатками действующих ФПГ как формы интеграции предприятий служит характерное для России доминирование инсайдерского контроля на предприятиях, слабая структура собственности и корпоративного управления, незначительная роль централизованного принятия решений, и как следствие – относительная слабость процессов интеграции.
Возможны три пути объединения предприятий:
1. На добровольной основе- с юридическим оформлением или без оформления учредительных документов;
2. Путем консолидации одним участником группы (это может быть как предприятие, так и банк) приобретаемых им пакетов акций других участников.
3. Административным путем – создание объединений по решению Правительства РФ, региональных властей, либо на основе межправительственных соглашений.
Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ:
1. Первый вид ФПГ может формироваться по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном и достаточно прибыльном вложении средств.
ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка.
2. Второй вид ФПГ может возникнуть при необходимости обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.
Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.
Так как финансово-кредитные институты особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки.
3. Этот вид ФПГ призван содействовать формированию государственного сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.
4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений.
Эти ФПГ обладают двумя особенностями:
Создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах,
Перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%.
Также следует выделить официальные и неформальные ФПГ. Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными.
Крупнейшими ФПГ в России являются : Альфа-Групп, Базовый элемент, Скоростной флот, Интеррос, Росстрой, Нафта-Москва, Ренова, Северсталь-групп, Система (группа), Газпром.
За рубежом - крупнейшая компания по выпуску катализаторов «Грейс» (США), « Коноко-Филлипс», Аравийская компания « Арамко» (компания по добыче нефти), нефтехимический комплекс « САБИК».
Финансово-промышленные группы Японии
Финансово-промышленные группы Японии не имеют юридически оформленной организации и единого официального органа контроля (что выводит их из сферы действия антимонопольного законодательства). Координация деятельности группы осуществляется на основе совещаний президентов входящих в них корпораций и банков. На этих совещаниях принимаются решения о политике группы в области цен, инвестиций и развития производства, взаимоотношений с другими группами и корпорациями, государственными органами и политическими партиями. Важная интегрирующая роль в финансово-промышленных группах принадлежит универсальным торговым компаниям. К их прежним функциям - поставщиков сырья и организаторов сбыта продукции компаний группы, в т. ч. и за рубежом, - в последнее время прибавился и ряд новых, прежде всего предоставление всевозможной информации и услуг маркетинга. В Японии существует 6 основных финансово-промышленных групп. Три основные финансово-промышленные группы - "Мицубиси", "Мицуи" и "Сумитомо". В центре каждой из них стоит мощный коммерческий банк. Группа "Мицубиси" имеет в своем составе корпорации практически всех отраслей, но особо прочные позиции занимает в производстве оборудования и строительстве атомно-энергетических объектов, в аэрокосмической промышленности, производстве военной техники, оборудования для добывающей промышленности, электромашиностроении. Для них также характерны более низкая степень взаимного держания акций и меньшая доля внутригруппового оборота в общем объеме операций входящих в эти группы компаний. В отраслевом составе последних относительно высока доля фирм, действующих в высокотехнологичных наукоемких производствах.
Финансово-промышленные объединения континентальной Европы
Общее число финансово-промышленных групп в Федеративной Республики Германии на сегодняшний день, имеющих общехозяйственное значение, не достигает десяти. Во главе трех ведущих ФПГ, стоят крупнейшие национальные банки: "Дойче Банк" (Deutsche Bank AG), "Дрезднер Банк" (Dresdner Bank AG) и "Коммерц Банк" (Сommerzbank AG). На них приходится, соответственно, 1/3, 1/4 и 1/8 акционерного капитала страны.
Ядро ФПГ, созданных на основе данных банков, образуют несколько (от 3-5 до 10) банковских, промышленных, торговых, страховых и транспортных монополий, нередко проникающих и в другие сферы хозяйства.
Коммерческие банки, являющиеся бесспорным центром группы, представляют собой универсальные кредитно-финансовые комплексы совмещающие кредитно-расчетную деятельность с широким набором услуг.
Производственная деятельность промышленных концернов, в основном, охватывает одну определенную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий. Исключения составляют концерн Siemens, который распространяет свою деятельность на всю электротехническую промышленность, и концерн Thissen - сталелитейную.
В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра группируется множество крупных и средних компаний, образующих довольно аморфную по сравнению с ядром периферию. В среднем, головные холдинги группы владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний.
Кроме трех крупнейших ФПГ Германии, во главе которых находятся ведущие банки страны, существуют и такие ФПГ, где банковский капитал имеет несколько равных по силе и значению представителей, а цементирующим звеном является промышленное объединение (концерн).
Во Франции наибольшее распространение получили финансово-промышленные объединения, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов (например, "Эльф-Акитен" (ELF Aquitane), "Компани франсэз де петроль" (нефтехимическая промышленность); "Компани женераль электрисите" (электроника и электротехника) и т.д.).
Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании ("Кора", "Интермарше", "Ошан") стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков ("Банк аккорд", "Банк шабриер"), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.
Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.
В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.
Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово- промышленных объединений.
Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.
Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции - это "Рено" (Национальное управление заводов "Рено").
Финансово-промышленные группы в российской экономике
К 2006 г. официальный Реестр финансово-промышленных групп включал в себя 75 ФПГ, объединяющих в общей сложности 1212 предприятий, на которых было занято 3,33 млн. человек. Помимо официально зарегистрированных групп, возникло также значительное число неформальных ФПГ.
Отрицательная сторона деятельности крупных финансово-промышленных групп в переходной экономике заключается в том, что они могут блокировать деятельность входящих в них предприятий по определенных направлениям. Вследствие этого данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.
С деятельностью ФПГ связан также блокирующий эффект иного рода. История развития универсальных банков в Германии, Японии и Корее показывает, что после установления связей между финансовыми и промышленными компаниями экономика может оказаться в жестких границах подобной системы, в результате чего становится невозможным развитие финансовых рынков по англо-саксонской модели. Все кредитные ресурсы в экономике распределяются между этими группами, в то время как не входящие в них малые фирмы сталкиваются с жесткими финансовыми ограничениями.
Большинство промышленных ФПГ официально зарегистрированы, в то время как большинство банковских ФПГ являются неформальными (двумя важными исключениями являются группа “Роспром”, возглавляемая банком “Менатеп”, и группа “Интеррос”, возглавляемая ОНЭКСИМ-банком). Промышленные ФПГ обычно формировались на основании хозяйственных связей, существовавших в социалистической экономике. Их учредителями, как правило, выступали бывшие советские промышленные министерства или крупные промышленные компании. В обоих случаях компании, входящие в ФПГ, могут интегрироваться по вертикальному или горизонтальному принципу.
Неформальные ФПГ формировались вокруг крупных банков и постепенно все в большей степени диверсифицировали свою деятельность. Изначально они концентрировали свои усилия в определенных отраслях (к примеру, Инкомбанк уделял основное внимание пищевой промышленности, Альфа-Банк - строительству и пищевой промышленности). Однако на втором этапе приватизации (в ходе проведения так называемых залоговых аукционов) банки заключали выгодные сделки вне зависимости от того, контролировали ли они ранее предприятия в соответствующих отраслях (в частности, все крупные финансово-промышленные группы приобрели нефтяные компании).
Официально зарегистрированные и неформальные ФПГ различаются по степени интеграции. Интеграция в неформальных группах основана на перекрестном участии в собственности, в то время как координация деятельности членов официально зарегистрированных групп осуществляется посредством долгосрочных контрактов. Таким образом, интеграция в официально зарегистрированных группах является менее глубокой. Вместо взаимного обмена акциями члены официально зарегистрированных финансово-промышленных групп заключают соглашения о сотрудничестве, которые помогают им координировать свою деятельность и обеспечивают заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности друг друга.
Однако можно отметить четко выраженную эволюцию отношений между компаниями, которые являются членами официально зарегистрированных групп, в сторону перекрестного участия в собственности. Данный факт подтверждает идею о том, что официально зарегистрированные ФПГ представляют собой промежуточную стадию формирования структуры собственности в российской экономике.
Таким образом, совокупность независимых компаний и компаний - членов неформальных ФПГ может в целом вести себя почти так же, как совокупность компаний - членов ФПГ.
На базе информации о структуре собственности разделим неформальные ФПГ на три категории:
Банковские группы (где центральная роль в осуществлении интеграции принадлежит крупнейшим российским банкам);
Промышленные группы, или структуры холдингового типа;
Группы, координируемые региональными администрациями.
В 90-х гг. ХХ в. в результате масштабных процессов приватизации государственных предприятий в России начался распад промышленных и производственных объединений, что привело к дезинтеграции экономики . Одной из основных предпосылок для законодательного регулирования объединений юридических лиц в форме финансово-промышленных групп стало признание необходимым функционирования в экономике нашей страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов. Поскольку именно крупные структуры обеспечивают конкурентоспособность продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизируют процессы инвестирования в сферы реальной экономики.
Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют "особыми экономическими зонами", так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп ("Интеррос", "Нижегородские автомобили", "Мостатнафта", "Магнитогорская сталь", "Сибагромаш" и др.), а неофициальных групп - в несколько раз больше (например, "Альфа-груп"). По своей сути многие предпринимательские объединения соответствуют всем признакам финансово-промышленной группы, но не являются таковыми, поскольку не проходили процесс государственной регистрации.
Финансово-промышленные группы создаются во всех государствах - участниках СНГ, но в западной экономике эта особая организационная разновидность объединений отсутствует. Зарубежными аналогами отечественных ФПГ можно считать связанные предприятия или концерны в Германии, группы товариществ во Франции, холдинговые компании в Великобритании и США . Суть таких образований в том, что это объединение участников, не обладающее статусом юридического лица, которое основано на экономической субординации и контроле одного участника над другими.
В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ . Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации , и регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества , утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.
Согласно Временному положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются "дочерними". Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.
Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, т.е. только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний; сами же дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании.
Однако Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих норм Закона об акционерных обществах. Кроме того, специальными указами из сферы действия данного Временного положения были исключены нефтяные холдинги, в том числе "Транснефть" и "Транснефтепродукт", холдинги угольной промышленности, авиастроительный холдинг "Ильюшин" и др.
Холдинговая модель организации бизнеса , несомненно, имеет много преимуществ. Однако внутри холдинга, как правило, отсутствует конкуренция , требующая постоянного улучшения качества производимой продукции и оказываемых услуг. В нем могут искусственно поддерживаться нерентабельные предприятия, что снижает экономическую эффективность такого объединения в целом. У холдингов, в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями , менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица " влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов . Однако в России не применяется характерный, скажем, для США принцип унитарного налогообложения. В нашей стране холдинги имеют, по сути, "двойное налогообложение". Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, а затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.
В отношении холдинговых компаний действуют особые правила исполнительного производства . Так, акции дочерних компаний, являющиеся активами основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, потому что от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, ведь все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга.
Несмотря на то, что закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия "холдинг" нет, некоторые законодательные нормы признают самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях . В частности, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках называет в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке "группу лиц". В ст. 20 НК РФ говорится о "взаимозависимых лицах" в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20%. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. Наконец, Закон о банках и банковской деятельности допускает образование банковских холдингов и банковских групп. Как уже говорилось, холдинговая модель может быть воплощена и в рамках финансово-промышленной группы в соответствии с Законом о финансово-промышленных группах.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ
Выполнила: студентка 3 курса факультета МЭО 32 группы
Помаскина Анна Алексеевна
Научный руководитель:
МОСКВА 2002
ПЛАН
Введение
1. Понятие ФПГ
3. Слабые стороны ФПГ и их перспективы
Заключение
Введение
В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.
В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.
Мировая практика показала: ФПГ экономически целесообразны. Они обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.
Они служат обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, то есть решению проблемы, очень болезненной и важной для отечественной экономики.
ФПГ имеют большие возможности в решении не только этой проблемы, но и в оздоровлении экономики в целом.
Понятие ФПГ
Сегодня одной из активно растущих форм организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами является ФПГ.
ФПГ – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Деятельность ФПГ - деятельность ее участников, которую они осуществляют в соответствии с договором о создании группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.
Основными показателями деятельности ФПГ в 2001 являются:
Таблица № 1.Основные показатели деятельности ФПГ в 2001(млрд.руб).
Существует 2 формы ФПГ :
· холдинг , когда юридические лица действуют как материнская (она же центральная) компания и дочерние общества;
· система участия , когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.
В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), а именно:
· государственные и муниципальные унитарные предприятия - в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;
· дочерние хозяйственные общества и предприятия - только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем);
· инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.
ФПГ обладают одной характерной особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры.
Исследуя связи и зависимости корпораций по составу пайщиков и их долям в акционерном капитале, по составу членов правлений, советов директоров, по характеру и условиям кредитных сделок, по систематическим контрактным соглашениям, можно приблизительно очертить границы той или иной ФПГ. Но нельзя, например, вчинить иск какой-нибудь ФПГ, такого ответчика не существует. Можно лишь иметь дело с отдельными фирмами, входящими в группу, но не с группой как таковой. Далее хотелось бы привести несколько данных по участникам ФПГ.
Таблица №2. Участники нефинансовой сферы деятельности в 2001г. (млрд.руб).
Таблица №3. Финансово-кредитные учреждения в 2001г. (млрд. руб).
Крайняя запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ вызвана стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.
Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций.
Эти связи складываются посредством системы участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости.
Для компании допускается участие только в одной ФПГ, официально зарегистрированной в Государственном реестре.
Дочерние общества вправе входить в ФПГ только вместе с материнскими.
Ключевым понятием закона является “центральная компания ФПГ”, которая может быть инвестиционным институтом, хозяйственным обществом, ассоциацией или союзом.
Совместная деятельность в рамках простого товарищества предполагает выделение участника, которому поручается ведение общих дел, но не все партнеры готовы довериться одному участнику. В таком случае больше подходит совместное учреждение центральной компании, подконтрольной совету управляющих.
Совет управляющих – это высший орган управления группой. Через него обеспечивается контроль участников над совместной деятельностью и использованием выделенных ресурсов. Каждый участник направляет своего представителя в совет управляющих. Для таких ФПГ договор о создании группы - своего рода учредительный договор простого товарищества, общие дела которого ведет центральная компания. Он, в частности, определяет объем, порядок и условия объединения активов, а также порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих.
Центральная компания уполномочена в силу закона или договора вести дела группы, так, в частности, она ведет сводные учет, отчетность и баланс ФПГ, готовит ежегодный отчет о деятельности группы, выполняет в интересах участников ФПГ отдельные банковские операции. По обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники несут солидарную ответственность, особенности исполнения которой устанавливаются договором о создании группы.
Договор о создании ФПГ помогает консолидировать ресурсные потенциалы участников даже при их настороженном отношении к слиянию активов. Стремление приспособиться к действующей налоговой системе подталкивает предприятия объединять ресурсы в рамках простого товарищества. Дело в том, что на стадии объединения вкладов для совместной деятельности не возникает объекта обложения налогом на прибыль, НДС и др.
Право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы