Республика-форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству; высшие органы государственной власти избираются. Законодательная власть: парламент

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент - триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически - палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически - палату простолюдинов). На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции и верхняя. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Она избирается на 5 лет. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. По выходным дням организуются встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Спикер руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом. Имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), т.к. должен быть лицом беспристрастным (он не в праве даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. В палате общин образуются постоянные и временные комитеты .

Постоянные , в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае - по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

До реформы 70-х в палате существовали только неспециализированные комитеты . Они имели буквенную нумерацию - А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас (до 50 человек). Теперь созданы и специализированные комитеты - по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Оба вида комитетов предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, занимаются парламентскими расследованиями, но основная деятельность специализированных комитетов связана с контролем за управлением, за работой министерств.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов , состав и численность изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты - пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 - пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) «лордов по апелляции» (апелляционный комитет - по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. В палате председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате - 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь 4 фракции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер, обеспечивающий явку членов фракции на голосование в палате. В нижней палате парламента строгая партийная дисциплина, но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмана) по делам администрации. Назначается правительством до достижения 65 лет и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти.

Законодательный процесс . Чтобы стать законом, билль проходит несколько слушаний в каждой палате, где тщательно обсуждаются их основные принципы и тщательно изучаются детали. Таким образом, хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и только затем передается в палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры.

Подавляющее большинство законопроектов принимаются по инициативе правительства. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты зачитывает его заголовок, во втором обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против. Нередко спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, то он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Республиканская форма правления возникла в древности, однако, большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в новое время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.

Республики можно разделить на два вида: а) парламентарная б) президентская

Территория страны, как правило, делится на более мелкие территориальные единицы (штаты, провинции, районы, области, кантоны, округа и т. п.)

Такое деление необходимо для управления страной:

Ø проведение экономических и социальных мер;

Ø решение вопросов региональной политики;

Ø сбора информации;

Ø осуществления контроля на местах и пр.

Административно – территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов:

Ø экономических;

Ø национально – этнических;

Ø историко – географических;

Ø природных и пр.

По формам административно – территориального устройства различают:

Ø Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе самостоятельно

управляемых образований. В ней действуют единая конституция

и единая система органов государственной власти.

Ø Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория имеет в своем составе несколько государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью. Федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции) имеют, как правило, собственные конституции и органы власти.

Страны различаются также по особенностям политического режима. Здесь можно выделить три группы:

Ø демократические – с политическим режимом, основанным на выборности органов государственной власти (Франция, США);

Ø тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии (Куба, Иран).

На современном этапе развития международных отношений можно группировать страны по их внутриполитической ситуации и участию в международных военных блоках и вооруженных конфликтах. Так выделяется:

Ø «страны-участницы», входящие в военные блоки или участвующие в вооруженных конфликтах (страны НАТО, Афганистан, Ирак, Югославия);

Ø неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации (Финляндия, Непал);

Ø нейтральные страны (Швейцария, Швеция).



6) Исходя из уровня социально-экономического развития страны мира приятно подразделять на два типа:

Ø экономически развитые страны;

Ø страны с переходным типом экономики;

Ø развивающиеся страны.

При таком делении стран учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчете на душу населения.

К числу экономически развитых относится около 60 стран, однако эта группа неоднородна.

Ø Страны «большой семерки». Отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания)

Ø Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. Имеют высокий показатель ВВП на душу населения, играют важную роль в мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика. (Нидерланды, Австрия, Дания, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Испания, Португалия).

Ø Страны «переселенческого капитализма». Выделены исключительно по историческому признаку, являются бывшими переселенческими колониями Великобритании. (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль).

К числу стран с переходной экономикой относятся образованые в начале 90-х гг. в результате перехода к рыночной экономической системе. (Страны СНГ, Страны Восточной Европы, Монголия).

Остальные страны относятся к развивающимся. Их называют странами «третьего мира». Они занимают более ½ площади суши, в них сосредоточено около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Эти страны объединяет колониальное прошлое и связанные с ним экономические противоречия и особенности структуры хозяйства. Однако мир развивающихся стран разнообразен и неоднороден. Среди них выделяют пять групп:



Ø «Ключевые страны». Лидеры «третьего мира» в экономике и политике. (Индия, Бразилия, Мексика)

Ø Новые индустриальные страны (НИС). Страны резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного производства на основе иностранных инвестиций. (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайланд).

Ø Нефтеэкспортирующие страны. Страны, формирующие свой капитал за счет притока «нефтедолларов». (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней).

Ø Страны, отстающие в своем развитии. Страны с преобладанием отсталой многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного хозяйства и транспортных услуг. (Колумбия, Боливия, Замбия, Либерия, Эквадор, Марокко).

Ø Наименее развитые страны. Страны с преобладанием в экономике с потребительского хозяйства и практически полным отсутствием обрабатывающей промышленности. (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Мали, Чад, Гаити, Гвинея).

Вопрос 5. Международные организации - объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т. п.). Первые постоянные международные объединения появились (МВФ) и др. в Древней Греции в VI в. до н. э. в виде союзов городов и общин. Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Сегодня в мире насчитывается около 500 международных организаций.

Общеполитические:

Ø Организация Объединенных Наций (ООН)

Ø Межпарламентский Союз

Ø Всемирный совет мира (ВСМ)

Ø Содружество независимых государств (СНГ)

Ø Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Экономические:

Ø Всемирная торговая организация (ВТО)

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Ø Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

Ø Европейский Союз (ЕС)

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Законодательная власть принадлежит Парламенту. Президент подписывает законы, но в отличие от стран с влиянием англосаксонского права он не охватывается понятием Парламента. Существует значительное своеобразие и в отношениях высших органов государства. Система, существующая во Франции, получила название «рационализированный парламентаризм».

Структура Парламента. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 - от заморских территорий) и Сената (321 член). Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на заседании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в соответствии с регламентами палат). Индемнитет включает также обязанность государства обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих депутатских обязанностей. Они получают высокое денежное довольствие (более 40 тыс. франков в месяц), состоящее из двух частей: основного жалованья и дополнительного (около трети основного), которое должно выплачиваться в зависимости от участия членов Парламента на пленарных заседаниях палат и в комиссиях (на практике удержания из этой части жалованья не производятся). С 1995 г. члены Парламента имеют ограниченный депутатский иммунитет: к ним могут применяться арест и другие формы лишения свободы в случае совершения ими уголовного преступления, они могут быть задержаны на месте преступления. В других случаях для лишения иммунитета требуется разрешение бюро палаты. Ограничение свободы или уголовное преследование члена Парламента может быть приостановлено на период сессии, если этого требует палата.

Французский парламентарий имеет свободный мандат, но фракционная партийная дисциплина во Франции в отличие, например, от США очень жесткая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с государственными должностями невозможно, избранный должен отказаться от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). Помимо руководства заседанием палаты председатель имеет и другие полномочия: председатели палат назначают по три члена в Конституционный совет, председатель нижней палаты председательствует в конгрессе Парламента при утверждении поправок к Конституции, а председатель верхней палаты исполняет функции Президента республики в случае вакантности поста. С председателями палат должен консультироваться Президент в случае введения чрезвычайного положения. Председатель палаты принимает решение, если правительство заявляет, что данный законопроект входит в сферу регламентарной власти и не должен рассматриваться Парламентом (в конечном счете обращаются в Конституционный суд). Председатель вправе в случае необходимости вызвать в палату воинские части.

Как и в других парламентах, в палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии (комитеты), во Франции их только шесть. Они предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию (иностранных дел, производства и обмена, финансовую и др.).

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии. Бывают временные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые по требованию правительства для изучения конкретного проекта закона. В них входят члены нижней палаты на основе пропорционального представительства фракций и сенаторы, избираемые верхней палатой. Эти комиссии - большая редкость, чаще создаются другие, согласительные комиссии палат на паритетной основе. Парламент создает временные специальные комиссии по расследованию и контролю, особые комиссии для определенных случаев, например для снятия депутатской неприкосновенности с члена Парламента. Для изучения научных и технических проектов создано объединенное бюро палат (8 депутатов и 8 сенаторов).

Повестка дня заседаний палаты определяется совещанием председателей (бюро палаты и председатели фракций).

Депутатские объединения (во Франции их называют политическими группами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней - не менее 14. Эти объединения (фракции) должны публиковать декларации (заявления) о своих целях. На основе пропорционального представительства фракций формируются бюро палаты и постоянные комиссии. Председатели фракций определяют политическую линию последних и даже голосуют за отсутствующих депутатов, имея ключи от их электронных табло, хотя такое голосование регламентом запрещено.

Внутренняя структура Сената аналогична структуре Национального собрания. Сенаторов приблизительно вдвое меньше, чем членов нижней палаты, и избираются они на более длительный срок (не на пять, а на девять лет).

Сессия Парламента во Франции - одна в год (с 1995 г.), длится девять месяцев. В это время должно быть проведено 120 пленарных заседаний (возможны дополнительные заседания, но они созываются только правительством).

Полномочия Парламента. Как и другие парламенты, французский Парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов.

Осуществляя законодательную деятельность, Парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие Конституцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в Конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления). Французский Парламент по Конституции 1958 г. - это Парламент с ограниченной компетенцией (повторяем, что это относится прежде всего к обыкновенным законам).

В Конституции содержится перечень вопросов, по которым Парламент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает законы-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в Конституции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) Парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в Конституции, регулируются нормативными актами так называемой регламентарной власти - ордонансами и иными актами правительства. Право Парламента издавать законы ограничивается также полномочиями Президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя Парламент.

Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Правительственный законопроект представляется в бюро любой палаты, законодательное предложение депутата и сенатора - только в бюро его палаты. Предложение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. Полномочия комиссий ограниченны: они могут поддержать или отклонить законопроект w предложение, но не могут заменить их своими. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать «блокированного голосования» - с учетом только поправок правительства. До первого чтения возможен «предварительный вопрос»: обсуждение целесообразности законопроекта, но оно имеет ограниченный характер. Выступает лишь автор текста и один противник, после чего производится голосование.

Принятый в одной палате, проект передается в другую, и если будет принят в том же тексте, - идет на подпись к Президенту. Если другая палата его не примет, возможно длительное его хождение из палаты в палату - «челнок». Преодолеть сопротивление верхней палаты можно, если этого желает правительство: оно может потребовать от Парламента создать смешанную паритетную комиссию (по семь человек от каждой палаты), и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с правительством. Если комиссии не удается подготовить согласованный текст или ее текст не принимается обеими палатами Парламента, правительство может потребовать от нижней палаты принять окончательное решение. Таким образом, если правительству безразлична судьба законопроекта (а это относится обычно к предложениям депутатов), оно может допустить бесконечный «челнок»; если же правительство хочет ускорить принятие закона (т.е. своего законопроекта), оно исключает из процедуры верхнюю палату, парализует ее право вето, но нижнюю исключить не может. Из сказанного видно, что роль правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой.

Более того, правительство может поставить Парламент в такую ситуацию, когда закон считается принятым им без голосования. Для этого правительство ставит вопрос о доверии в связи с требованием принять конкретный закон. Он считается принятым, если оппозиция не сумеет в течение 24 ч внести резолюцию порицания правительству и в течение 48 ч обеспечить ее принятие, что, как говорилось, практически крайне затруднительно.

По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодолеть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты только обеими палатами. По другим законопроектам, если они приняты смешанной паритетной комиссией, нижняя палата может преодолеть вето верхней только большинством списочного состава (т.е. все воздержавшиеся и не участвующие в голосовании автоматически зачисляются в число голосовавших против).

Закон после принятия передается Президенту для промульгации. Подготовку закона к промульгации осуществляет генеральный секретарь правительства. Он собирает подписи министров, снабжает закон необходимыми приложениями. Президент в течение 15 дней может потребовать нового рассмотрения закона. Это слабое вето. Оно преодолевается путем вторичного принятия закона простым (а не квалифицированным) большинством голосов и потому практически почти не используется (в 1946-1996 гг. оно использовалось в среднем один раз в три с половиной года, но Президент Ф. Миттеран, например, применял его за 14 лет лишь два раза).

Законы до их подписания Президент вправе направить на заключение в Конституционный совет. Органические законы направляются туда в обязательном порядке. Обратиться в Конституционный совет до подписания закона Президентом могут также депутаты и сенаторы (минимум 60 членов любой палаты). Такое обращение приостанавливает подписание закона, оно возможно только при положительном решении Конституционного совета.

Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в Парламент на утверждение.

Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства: вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, следственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее палате. Возможна подача петиции Парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты). В контроле участвует посредник Парламента, назначаемый, однако, правительством на шесть лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, но он может сообщать об этом Парламенту, возбуждать дисциплинарное и судебное производство, давать свои рекомендации государственным органам (по вопросам прав граждан). В департаментах. (административно-территориальных единицах) есть представители посредника - делегаты.

Контроль за деятельностью правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к Парламенту принять правительственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство должно уйти в. отставку, оно не может распустить нижнюю палату (верхняя вообще не подлежит роспуску), но у Президента имеется «личное» право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований, а принятие почти невозможно: ведь правительство формируется на практике партиями парламентского большинства, хотя по конституции это не обязательно. Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.

Судебные полномочия Парламента связаны с созданием им особых судов (Высокий суд правосудия и др.) для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Института импичмента во Франции нет. Внешнеполитические полномочия Парламента касаются прежде всего ратификации международных договоров.

Парламент проводит одну ежегодную сессию, которая длится с начала октября по конец июня. Переход во Франции к одной девятимесячной сессии с 1995 г. объясняют сокращением законодательной деятельности (уже существует развитое законодательство) и усилением контрольной функции Парламента. За период сессии каждая палата должна провести не более 120 заседаний. Впрочем, при определенных условиях возможны дополнительные заседания. Постоянные комиссии могут работать и вне сессии. Палаты заседают раздельно, совместные заседания возможны только в форме конгресса для утверждения поправок к конституции. Послания Президента Парламенту заслушиваются на раздельных заседаниях палат.

Задание 1. В начале XXI в. на политической карте мира насчитывается следующее количество государств и не самоуправляющихся территорий: Укажите правильный ответ.

230

Задание 2.Укажите,какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку странмира размерам территории и по численности населения:

1) Россия; 3)Индия;6) Китай; 8)Бразилия;

Задание 3. Укажите, как из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания; 2) Исландия; 5) Шри-Ланка; 6)Индонезия; 7) Мадагаскар;10)Кирибати

Задание 4. Подчеркните названия государств, не имеющих выхода к открытому морю:

1)Боливия; 2) Венгрия;3)Замбия 5)Мали; б) Монголия;8) Узбекистан; 10) Швейцария.

Как такое положение сказывается на их социально-экономическом развитии?

Затруднение в импорте/экспорте товаров

Задание 6. Подберите пары по принципу "страна - столица":

1.Австралия - д

2.Алжир - а

3.Белоруссия - ж

4.Венесуала - е

5.Кения - з 6.Колумбия - в

7.Норвегия - и

8.Сирия - г

9.Таиланд - 6

10.Чехия-к

а) Алжир б)Бангкок в) Богота г)Дамаск д)Канберра е) Каракас ж) Минск з)Найроби и)Осло к)Прага

Задание 7. Укажите, к какому из следующих типов относится большинство стран мира:

2)к развивающимся;

Задание 8. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав "большой восьмерки":

1) Рим; 3) Лондон; 6) Москва;

8)Вашингтон;9)Оттава;

Задание 9.Укажите какие из перечисленных ниже стран относятся к странам "переселенческого" капитализма:

2)Израиль;3)Канада; 5) Австралия.

Задание 10.Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:

1) Бангладеш; 2) Бразилия;3)Индия; 4) Кувейт; 5) Непал; 6) Объединенные

Арабские Эмираты; 7) Малайзия; 8)Сомали; 9) Таиланд; 10) Эфиопия.

Ответ дайте по следующей форме:

1.Ключевые страны 2,3 2.Новые индустриальные страны 7,9 3.Нефтедобывающие страны 4,6 4.Наименее развитые страны 1, 5, 8, 10

Задание 11. Укажите, какие из следующих регионов мира выделяются по количеству "горячих точек":

2) Юго-Западная Азия; 3) Южная Азия; 4) Юго-Восточная Азия;6) Северная Африка; 7) Африка к югу от Сахары;

Задание 12. Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к форме правления стран мира. Определите, какие из них правильные, а какие - нет.

1.В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

2. Верховная власть в монархиях передается по наследству.

3.Республик в мире меньше, чем монархий.

4.Среди монархий современного мира преобладают империи.

Задание 13. Подчеркните страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Австрия; 2) Армения;5) Египет; 6) Мексика; 8) Турция; 9) Франция;

Задание 14. Нанесите цветом на контурную карту (рис. 1) страны с монархической формой правления. Выделите среди них:

конституционные монархии: Малайзия(4), Великобритания(2), Нидерланды), Бельгия), Дания(2)

Норвегия(2), Швеция(2), Лихтенштейн. Монако. Япония(1), Камбоджа(2), Таиланд(2), Лесото(2), Канада. Андора,

Новая Зеландия, Испания(2),Австралия(2),Люксембург(3), Марокко(2),Тонга(2), Иордания(2), Кувейт(5)

абсолютные монархии:ОАЭ(5), Бруней(4). Саудовскя Аравия(2), Оман(4), Катар(5), Свазиленд(2)

Охарактеризуйте и объясните распределение их по крупным регионам мира. Какие из них являются империями, королевствами,герцогствами, султанатами,эмиратами?

1-империя, 2-королевство, 3-герцогство, 4-султанат, 5-эмират

Конституционные монархии расположены на западе Европы и в Восточной Азии, где не было сильных революционных потрясений и гражданских войн. Абсолютные монархии находятся в районе Персидского залива. Здесь долгое время существовал рабовладельческий строй средних веков.

Задание 15. Дополните следующие предложения:

1.Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется унитарным.

(Теги: Задание, стран, страны, какие, государств, власть, монархии, перечисленных, правления, Канада, Подчеркните, Австралия, расположены, конституционные, Африка, Алжир, Определите, монархий, форме, Государство, империи, Зеландия, монархиях, Норвегия, абсолютные, Кувейт, Новая, нужно, исполнительная, следующих, имеющие, относятся, законодательная, Малайзия, Шри-Ланка, вспомнить, следующие, Среди, являются, состав, называется, Бразилия, ответ, Подберите, Прага, Дамаск, первую, Вашингтон, Лондон, странам, имеющих, столица, предложенном, Боливия, переселенческого, Каракас, столицы, выхода, входящих, Найроби, названия, карте, Замбия, численности, Москва, Минск, Канберра, Швейцария, восьмерки, Венгрия, территории, населения, Индонезия, правильный, большой, открытому, самоуправляющихся, Россия, размерам, одновременно, Китай, архипелагах, положение, Монголия, сказывается, импорте, островах, Затруднение, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, социально-экономическом, Узбекистан, развитии, товаров, Венесуала, Колумбия, Мадагаскар, десятку, страна, относится, какому )

error: Content is protected !!