Инновационные идеи в образовании. Современные инновации в образовании

Все чаще мы встречаемся со словом «инновации» - не только в образовании, но во всех сферах человеческой жизни. Инновационность выступает требованием времени, становится характерной чертой нашей жизни.

Инновации в образовании

Инновации в образовании понимаются в широком смысле как внесение нового (нововведение), как изменение, совершенствование и улучшение существующего. Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. Она всегда носит конкретно-исторический характер. Идея, концепция, технология являются объективно новыми для определенного этапа (например, новой в свое время была классно-урочная система Я. А. Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за нововведениями в образовании и осуществлять инновационную деятельность.

Наука и практика нововведений уже накопили определенные опыт и категориальные понятия. Рассмотрим основные из них, такие как новация, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационный результат, новшество, инновационная деятельность.

Новация (от лат. novatio - обновление, изменение) трактуется как впервые созданное или сделанное, появившееся взамен прежнего, вновь открытого, недостаточно знакомого и мало известного в настоящее время.

Понятие нововведение определяет целенаправленное продуктивное введение изменений в систему или ее структуру, способствующих кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в качественно новое. Нововведение необходимо рассматривать в социальном и психологическом аспектах:

  • как создание объективно нового продукта, социально значимого для общества. Сюда относятся теоретические исследования педагогических явлений: разработка концепций, выявление дидактических средств и условий, открытие новых законов и закономерностей, формулирование новых принципов. Результаты научных исследований выражаются в открытии объективно новых идей, процессов или явлений, значимых для общества;
  • как создание субъективно нового продукта, значимого для личности и ее роста. При этом применяются и варьируются уже знакомые педагогические идеи, технологии в новых сочетаниях с созидательным результатом. К инновациям относятся: модернизация, модификация и рационализация.

Модернизация (от фр. modeme - современный) направлена на изменение явления в соответствии с современными требованиями путем введения различных усовершенствований структуры и технологии обновляемого процесса.

Модификация (от фр. modification - изменение) предусматривает видоизменение с целью преобразования обновляемого процесса, результатом которого является образование новых его признаков.

Рационализация (от лат. rationalis - разумный) выражается в усовершенствовании всех структур обновляемого процесса.

Инновация трактуется как новое в определенном виде деятельности. Это понятие появилось в этнографии в XIX веке и означало введение элементов одной культуры в другую. Затем это понятие стало встречаться в сфере материального производства в XX в. Область новых знаний в науке о нововведениях, изучающая закономерности, принципы, методы и критерии нововведений в определенном виде деятельности, определилась как инноватика.

Психолого-педагогическая инноватика стала предметом изучения около пятидесяти лет назад, что для данного направления является начальным периодом. Исследование нового в педагогике проводится с целью теоретического анализа структуры инновационного процесса, при котором появляется возможность условно дифференцировать целостные аспекты проблемы для более детального их рассмотрения.

Инновационный процесс представляет собой сложное динамическое новообразование. Процесс (от лат. processus - продвижение) представляет собой совокупность последовательных действий для достижения определенного результата. Инновационный процесс начинается с идеи и состоит из: генезиса инновации, деятельностной и содержательной инновации, организационно-управленческой инновации и жизненноличностного роста.

Категория новшество связана с новыми средствами, методами, технологиями, программами. Новшество должно гарантировать максимальный результат нововведения при минимальной затрате средств в оптимальном режиме реализации.

Однако необходимо осознавать, что новшество как создание нового явления, изобретения или метода может приносить не только положительные результаты, но и нежелательные последствия. Поэтому нельзя отождествлять новое только с прогрессивным и современным, потому что оно не всегда эффективно и позволяет получать созидательные результаты. Поэтому при нововведении очень важен не только высокий уровень новшества, мастерство специалиста-исследователя, но и экспериментальная проверка гипотез, технологий, их конструктивность (а не деструктивность) и социальная значимость нового продукта.

При этом важно учитывать и возможное сопротивление нововведению. Оно возникает по разным причинам:

  • социальным, когда общество не подготовлено организационно, морально и материально;
  • личностным, когда инновация для некоторых созидателей оборачивается не радостью внедрения, а беспокойством и угрозой безмятежного, невинного существования или даже безработицей.

Часто бывает так, что новшество не востребуется из-за незрелости общественных условий, социальных потребностей и поэтому не находит достойного признания. Оно рождается как бы раньше возможного времени реализации. О трудностях внедрения прогрессивно-нового и сложностях его признания в обществе существует народная мудрость: «Сначала говорят, что это чушь, потом - “а в ней что-то есть” и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной, - “а кто этого не знал?”».

В связи с введением Государственного стандарта образования возникает острое противоречие, которое проявляется в соотношении инновации и стандартов. Понятия нормы и традиции в социальном опыте очень устойчивы. Они сохраняют социальный опыт, а инновации меняют. Применение тех и других в сочетании создает условия для взаимодействия и совместного функционирования. Новшество выражается не в отклонении от нормы, а в необычном его применении. Новшество проявляется в рационализации нормы и даже создании инновации с учетом менталитета данного социума и традиций в культуре, науке и практике. Таким образом, понятие «инновация» характеризует процесс освоения новшества, реализации новой научной идеи или технологии.

Сравнивая традиционные дидактические технологии с инновационными, можно заметить, что первые имеют определенный процессуальный алгоритм решения, а вторые основаны на свободной коммуникационно-импровизационной системе, часто включающей информацию с одним или двумя неизвестными. Таким образом, инноватику целесообразно рассматривать как результат создания не только объективно, но и субъективно нового продукта, значимого для общества и для личности. К инноватике относятся:

  • образовательные инновационные модели, разработка концептуальных нововведений в науке и реализация их на практике;
  • предметно-содержательные вариативные стандарты учебных программ и создание возможности выбора их в зависимости от верификационных условий;
  • реконструкция и модификация известных направлений в обучении, внедрение элементов нового в существующие нормы и традиции;
  • процесс создания, разработки и внедрения новых технологий, не используемых ранее в обучении, включающих вариативность организации и обеспечения инновационного процесса в конкретных социальных условиях для практической их адаптации и реализации.

Под инновационной педагогической деятельностью понимается деятельность по разработке и реализации различных инновационных образовательных программ, на основании которых осуществляются:

  • новые философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к пониманию ребенка, его обучения, воспитания и развития;
  • новые концептуальные педагогические идеи построения содержания и методов образования;
  • новые формы организации жизни и деятельности ребенка в школе, а также работы педагогов, управления и самоуправления, взаимодействия школы с родителями и социальной средой.

К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (новые стандарты образования - см. главу 2), введение новых средств обучения (компьютерное обучение - см. главу 3), новых моделей обучения (см. главу 3), новых способов и приемов обучения (В. Ф. Шаталов), выдвижение новых идей развития школьников (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и т. д.

В основание классификации педагогических инноваций можно положить определенные критерии: 1) связан с областью, в которой осуществляются новшества; 2) способ возникновения новаторского процесса;

3) широта и глубина новаторских мероприятий; 4) основа, на которой проявляются, возникают новшества.

По первому критерию можно выделить следующие инновации: 1) в целях и содержании образования, 2) в формах, методах и средствах обучения, 3) в организации обучения, 4) в системе и управлении педагогическим процессом.

По второму критерию их можно разделить на: а) систематические, плановые, заранее задуманные; б) стихийные, спонтанные, случайные.

По второму критерию можно говорить о: а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; б) частичных, малых, мелких и т. п.

Новизна создаваемого продукта, а также его объективная ценность и значимость - вот то, что объединяет понятия «инновации» и «творчество». Под творчеством понимают деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, а также способность человека к такой деятельности.

Вместе с термином «инновации» часто употребляется термин «новаторство». Новаторство часто рассматривается не только как характеристика деятельности, но и как качество личности, близкое к инициативности. В таком понимании это конкретное выражение чувства нового, позволяющее своевременно подмечать в жизни возникновение нового, прогрессивного, видеть непривычное в привычном. В состав этого чувства входят: потребность в творчестве, «зоркость» в поисках проблем, профессиональное чутье, готовность к восприятию инноваций, эмоциональность. К показателям сформированности такого чувства: готовность созидать что-либо объективно и субъективно новое, лично или общественно значимое (то есть готовность к творчеству), умение улавливать и внедрять в практику малейшие прогрессивные изменения и др. Участвовать непосредственно в инновационной деятельности невозможно без ощущения раскрывающихся перспектив. Обладать чувством нового - значит смотреть вперед, видеть сегодня то, что наступит завтра. В настоящее время это требование становится все более актуальным для любого человека вообще, а для учителя особенно. Чувство нового, связанное с новаторством, затрагивает в первую очередь эмоциональную, мотивационную сферу, а само новаторство - предметно-практическую.

Инновационность всегда выступает неотъемлемым атрибутом образования. Педагогу не обойтись без постоянного обновления, совершенствования самого себя. Исторический анализ процессов развития образования показывает, что инновационность - черта, присущая не только современному образованию, но и школе любых времен. Ведь школа, во-первых, отражает изменения в обществе, во-вторых, сама их продуцирует и ускоряет. То же самое можно сказать и о человеческом обществе всех времен: инновационность, изменчивость свойственна ему в целом.

Но сейчас скорость изменений нарастает, и существенные, принципиальные изменения за время жизни одного поколения происходят неоднократно. Таким образом, именно в наше время инновационность выходит на первый план, становится наиболее существенной чертой. В силу неповторимости индивидуальности и опыта, каждый педагог может «выйти» на общечеловеческие ценности в своей деятельности только своим собственным уникальным путем.

Есть причины, обусловившие активизацию инновационных процессов в России в начале 90-х годов - это начавшаяся смена образовательной парадигмы во всем мире. Переход к гуманистической парадигме выражается в переориентации образования с прошлого опыта на будущее - оно становится инструментом реформирования общества; в замене естественно-научного метода теорией преобразующей практики, в изменении главной задачи образования - отказе от знаний о существующем мире и его законах и осознании необходимости оснастить методологией инновационной деятельности.

Поговорим о том, что такое педагогические инновации и как они влияют на

Внедрение стандартов второго поколения

Современный этап развития образования в нашей стране осуществляется на основе реализации федеральных стандартов нового (второго) поколения. Перед школами и учительскими коллективами поставлена задача совершенствования, а также оптимизации образования. Помимо всех ступеней школ, подобные стандарты были введены и в дошкольных учреждениях.

Проблемы ОУ

Инновационные процессы в образовании направлены на устранение множества проблем, существующих в детских садах, школах, лицеях, гимназиях. В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения. Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником. Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных и дошкольных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.

Определение инноваций

Так инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. Понятие «педагогические инновации» имеет схожий смысл, но узкую область применения. В последнее время преобразования касаются не только экономической жизни страны, но и интеллектуальной области (вузов, школ, дошкольных учреждений).

Особенности педагогических инноваций

А что такое педагогические инновации? Попробуем более детально рассмотреть данный термин. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ.

В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости.

Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания.

Технологии

Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему. Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач. Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.

Цель инноваций

В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой. Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков. Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности.

Разновидности инноваций

Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов:

  • организацию учебных занятий с использованием классно-урочной системы;
  • формирование профильных классов;
  • применение в учебном процессе игровых методик.

Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность. Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована. Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание специальных (индивидуальных) образовательных методик и программ.

Особенности передачи опыта

Для того чтобы все замыслы модераторов были успешно реализованы на практике, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогического коллектива. На протяжении нескольких последних лет обсуждается вариант «профессионального стандарта» педагога. Все включилось в данную работу, чтобы в ближайшее время разработать тот минимальный набора компетентностей для учителя, которым он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать все образовательные инновации. Педагоги предлагают свои дополнительные критерии, согласно которым можно будет вести речь о настоящем профессионале, владеющем инновационными приемами и методиками обучения.

Особенности инновационных методик обучения

Так что такое педагогические инновации? В первую очередь это новые приемы и методы обучения, направленные на формирование самостоятельности у школьников. Особое внимание педагоги в своей работе стали уделять проектной методике. Если в традиционной системе не отводилось времени на развитие творческих способностей ученика, то после внедрения новых федеральных образовательных стандартов второго поколения, каждый ребенок получает реальную возможность для гармонического развития и самосовершенствования.

Технологии будущего

Ежегодно на августовских совещаниях проводится ярмарка педагогических инноваций, на которой учителя знакомятся с новыми образовательными методиками. После детального рассмотрения каждой идет ее апробация на практике. При получении положительных результатов происходит трансляция опыта в другие образовательные учреждения.

Исследовательская деятельность как способ внедрения образовательных инноваций

В качестве одного из обязательных компонентов содержательной части каждой учебной дисциплины выступает проектная или исследовательская деятельность. По новым федеральным образовательным стандартам, все дети должны освоить данную методику, позволяющую развивать их творческие и индивидуальные способности. Для подтверждения работы, проведенной за учебный год, в конце учебного года они представляют готовые проекты, знакомят педагогов и одноклассников с результатами своих научных работ.

Подобная деятельность по праву признается инновациями в образовании, ведь здесь, вместо традиционной роли предстает перед воспитанниками в качестве наставника, помощника, старшего друга. Вместе с ребенком он работает над созданием технологической карты исследования, определяет направление деятельности, подбирает эксперименты.

В задачу педагога входит пояснение своим подопечным сложных теоретических вопросов, помощь в случае возникновения сложностей с проведением конкретных химических превращений, выполнением социологических опросов.

Основной работой над проектом занимается именно ученик, что позволяет ему получать новые знания, касающиеся предмета его исследования. Благодаря подобным инновационным методикам ребенок постепенно определяется и с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Результаты апробации новых педагогических методик свидетельствуют об их высокой эффективности и результативности. Отход от традиционной авторитарной системы образования позволяет гармонично развивать личность ребенка, упрощает процесс его социальной адаптации.

Новые проекты в образовании

Для поддержки талантливых педагогов и детей в нашей стране были введены специальные Какова их роль в совершенствовании учебного и воспитательного процесса? Ощущая реальную поддержку со сторону государства, педагоги стараются работать творчески, искать оптимальные методики для формирования всесторонне развитой личности ребенка.

Важна и государственная поддержка талантливой молодежи. Разнообразные грантовые конкурсы и проекты, направленные на выявление и поощрение тех юношей и девушек, которые пытаются улучшать экономическое и социальное положение людей, способствуют уменьшению числа межнациональных конфликтов, высоко оцениваются руководством страны. Ребята не только поощряются материально за свои исследования и проекты, но и получают реальную возможность на практике реализовать задуманное.

Заключение

Инновации, которые коснулись современного образования, привели к повышению здоровой конкуренции между педагогическими работниками. У каждого учителя теперь есть свое электронное либо бумажное портфолио, в котором указаны все его профессиональные достижения. Именно по такому «портфелю результатов» эксперты оценивают эффективность и результативность его работы, принимают решение о присвоении своим коллегам определенной квалификационной категории. Благодаря активному внедрению в образовательные учреждения инновационных информационных технологий, появилась возможность полноценного дистанционного обучения детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям.

Особое внимание уделяется и внедрению профильной системы на старшей ступени обучения. Это дает возможность ребятам выбирать те направления, которые им интересны, потребуются в большей степени при последующем обучении за пределами школы. профильная школа, компьютерные технологии, формирование патриотизма - это далеко не все направления, которые стали возможны благодаря инновационным процессам, происходящим в последнее время в российском образовании.

Понятие «инновация » в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Хадиулина Татьяна Галеевна

Понятие « инновация » в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом

педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя новшества, инновации:

Взаимодействие учащихся, педагогических кадров, родителей, социума;

Условия материально- технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;

Достижение более эффективных результатов деятельности.

Инновационная деятельность - обновление педагогического процесса, внесение новообразований в традиционную систему

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и  поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Одной инновацией последнее время является введение ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Федеральным государственным образовательным стандартом сегодня уже никого не удивишь при введении этого самого стандарта, возникает ряд проблем, требующих определенных управленческих решений.

Принятие таких решений целиком и полностью лежит на плечах директора школы и его команды.

Как добиться нужного эффекта при введении новых стандартов, используя имеющиеся ресурсы? Как повысить уровень учебной мотивации, для того чтобы выполнить задачу, поставленную ФГОС «Научить подростка самостоятельно добывать знания»? Как сделать школу настолько привлекательной, чтобы подростки с радостью спешили на занятия, учителя – с удовольствием стремились на работу, а родители гордились тем, что их ребенок обучается в моей школе?

Вид инновации

Создание новой управляющей системы

Цель, задачи определили, в свою очередь, содержание инновационного поля деятельности администрации и педагогического коллектива основной и старшей школы, включающего:

  • Разработку образовательной программы основного общего образования.
  • Разработка программы по формированию и развитию общеучебных универсальных действий обучающихся 5-9классов, которая будет включать в себя подпрограммы.
  • Пакет материалов по диагностике уровня сформированности ОУД;
  • Отработку механизмов проектирования учебного плана на ступени основного общего образования;
  • Организацию внеурочной деятельности;
  • Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий; Методические рекомендации по проектированию урока (учебного занятия) в соответствии с ФГОС.
  • Памятка по составлению технологической карты урока;
  • Технологии развития ОУД.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке к переходу основной школы на новые образовательные стандарты находится в стадии практической реализации поставленных задач. Исходя из собственного опыта работы по новым образовательным стандартам, считаем, что переход ОУ на стандарты нового поколения, необходимо начинать с большой подготовительной работы по овладению учителями технологией системно- деятельностного подхода. В прошлом учебном году при анализе посещенных уроков учителей рамках семинара «Системно-деятельностный подход», заставил нас, администрацию, обратить внимание на тот факт, что в методическом плане готовность учителей к работе по новым стандартам на среднем уровне. Несмотря на то, что большая часть педагогов прошла курсовую подготовку по работе в условиях реализации новых образовательных стандартов, уровень владения учителем технологией системно-деятельностного подхода по результатам самооценки еще не достаточно высок. Так по результатам самодиагностики на конец прошлого учебного года хороший уровень теоретических знаний по технологии СДП имеют 25% ; удовлетворительный -45% педагогов; большая часть педагогов основной и старшей школы применяют СДП эпизодически или совсем не применяют. Оптимистичным является тот факт, что более 80% педагогов готовы к использованию технологии СДП при условии перестановки акцентов.

Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя, системно-деятельностный подход, целеполагание и мотивация учения, современные средства обучения, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Подросток не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих подростковое действие. Исходя из этого, творческой группой: были определены характерные признаки деятельностно-компетентной образовательной модели учебного занятия:

Учитель продумывает цели урока как результат ученика;

Учитель организует работу по мотивации обучающихся;

Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;

Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;

Ученик сам оценивает результат и корректирует действия.

Развитие персонала школы

Необходимо убедить всех в необходимости постоянно учиться: участвовать в вебинарах, спорить на интернет-форумах, свободно путешествовать по интернет-пространству, изучать образовательные интернет-ресурсы. Все педагоги школы прошли курсы повышения профессиональной квалификации. Работа в команде, когда и неудача и успех - это результат труда каждого, придала уверенности многим нашим педагогам. И администрация, и педагоги доброжелательны и открыты для общения и с подростками, и с родителями. Наблюдательный совет школы стал помощником и поддержкой администрации во всех принимаемых управленческих решениях.

Большую роль сыграло и то, что нами пересмотрена система стимулирования педагогов: критерии оценивания стали более четкими, они ориентированы на результаты решаемых нами задач; абсолютная открытость и демократичность установления доплат и надбавок по конкретным результатам труда снимают напряженность в коллективе, способствуют проявлению инициативы и творчеству.

Не секрет, что в одиночку с управлением школой не справиться!

Управленческая команда стала у нас основой успеха.

Направленность инновации

По направлению возможного появления – «сверху», «снизу». Методика внедрения новшеств – «сверху» и «снизу» влияет на инновационную активность педагогов, при этом педагоги, в основном, испытывают неприятие позиции «сверху».

ФГОС – это инновационный проект, относящийся к системному типу инноваций.

Методы реализации инноваций

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаю следующие:

- «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания;

- «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;

-«метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе;

- «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;

- «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым.

К аким я вижу завтрашний день моей школы?

Пожалуй, во все времена любовь к подросткам и компетентность были самыми главными качествами хорошего учителя. К счастью, в нашей школе много таких учителей, и мы будем всячески поддерживать и поощрять те проекты, которые полюбились подростками, которые как раз и помогают им открывать для себя современный мир. Впечатления и информация, получаемые подростками позволяет сформировать у них чувство гордости за свою страну, край, город.

Нам предстоит разработать новые проекты и активизировать работу школьного самоуправления. Предстоит серьезная работа по совершенствованию как учебной, так и внеурочной деятельности.

Сегодня в связи с увеличением количества обучающихся по ФГОС в основной школе перед нами встают проблемы площадей для проведения особенно внеурочных занятий, сложнее становится планировать использование спортзала и школьной столовой, возникает потребность в новых кадрах. Необходима разработка новой модели организации внеурочной деятельности. Для реализации программ внеурочной деятельности предстоит привлечь педагогов дополнительного образования и использовать возможности учреждений дополнительного образования.

Педагогам предстоит освоить новые направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми.

Думаю, и мне, и всей администрации, и Наблюдательному совету понадобится вновь поработать над мотивированием персонала, которое оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности.

Однако я точно знаю, что завтрашний день подскажет мне новые варианты ответа, потому что сама школьная жизнь сформулирует их. Вопросов всегда больше, чем ответов, и, наверное, в этом и состоит предназначение руководителя – находить ответы на самые, казалось бы, неразрешимые вопросы. Я и мои коллеги стремимся к тому, чтобы наши учащиеся получали достойное образование, а выпускники всегда с гордостью говорили: «Я учился в вечерней школе».


Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использова­нии современных достижений науки и информационных техно­логий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способно­стей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assess­ment) - современная образовательная технология, в основе кото­рой используется метод аутентичного оценивания результа­тов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о про­цессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфо­лио - систематический и специально организованный сбор до­казательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в од­ной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе раз­личают портфолио образовательное и портфолио профессио­нальное.

Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познава­тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает спо­соб решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и вы­полнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и прак­тические методы обучения, интерпретированные в ключе по­становки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответст­вии с учебными планами и программами учебных дисцип­лин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится само­стоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руко­водством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, анали­тических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); резуль­таты всех видов научно-исследовательской деятельности сту­дентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение - 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и препо­давателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими ре­альных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование про­блемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоре­тический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, час­тично-поисковый и исследовательский уровни.

Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чётко­го, значимого для студента, имеющего практическое значе­ние результата, выраженного в материальной форме: подго­товка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компью­терной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработ­ка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны коорди­натора и автора проекта.

Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (ко­ординатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируе­мого результата, значимого для студентов. Специфика тако­го проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Твор­ческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффек­тивной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации со­блюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подго­товке к лекции содержание должно быть перекодировано в ви­зуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: нату­ральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуаль­ную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль обще­ния.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

Было бы большим лукавством утверждать, что инновационная деятельность, как таковая, зародилась недавно. Если мы так назвали эту деятельность сравнительно недавно, то это не означает, что она не существовала и не приносила свои плоды - нововведения, которые мы и называем инновациями. Колесо и другие механизмы (актуальные и сегодня) были изобретены до нашей эры. Не считать это инновациями на тот период развития человечества было бы очень некорректно.

Подобным образом дела обстоят и в образовании. Так, классно-урочная форма организации учебно-воспитательного процесса (Я. А. Коменский), система Вальдорфской педагогики (Р. Штейнер), букварь и азбука в России (И. Фёдоров и позже - Л. Зизаний, В. Ф. Бурцов-Протопопов) и многое другое глупо было бы не назвать инновациями на тот период времени. Но ведь немало заметных нововведений в образовании было осуществлено и значительно раньше. Достаточно сказать о работах Л. С. Выготского, открывшего многие направления в психолого-педагогической науке, о теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, теории деятельности А. Н. Леонтьева. Работы И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, Ю. К. Бабанского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. Г. Разумовского, А. В. Усовой, Н. М. Шахмаева и многих других исследователей, безусловно, были инновационными.

Инновации и их классификация в сфере образования

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.

Под инновациями в широком смысле слова понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно- технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Нашей задачей является рассмотреть инновации в сфере образования. В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, С.Френе и т.д.

По области распространения инновации могут быть разделены на инновации:

В обучении;

В воспитании;

В управлении;

В переподготовке кадров.

На основании этой типологии можно описать инновационное поле отечественного образования, а, следовательно, определить и вид предлагаемой инновации, решив, по крайней мере, вопрос о ее подлинности.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

Создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

Создание профильных классов;

Методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

Игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

Метод проектов,

Школа – парк,

Создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

Индивидуальные образовательные траектории;

Тьютерство.

2. Представление и передача содержания образования

Опорные сигналы;

Организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

Построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

Создание компьютеризированных курсов;

Технологии созданные на основе принципа полного усвоения;

Метод погружения;

Выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

Программное обучение;

Проблемное обучение;

Организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

Расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

Создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

Создание различных вариантов школы полного дня;

Создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

Создание гувернерской службы внутри школы;

Создание детско-родительских объединений вокруг школы;

Создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

Создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности:

Маркетинговые исследования в практике школ;

Создание систем автоматизации школьного управления;

Создание проблемных групп и кафедр внутри школы;

Создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

Создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);

Введение ваучеров в системе повышения квалификации.

Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести:

Нормативно-подушевое финансирование;

Перевод образовательный учреждений в статус АНО;

Реформирование системы оплаты труда.

Инновационная деятельность в научно-образовательной сфере

Современный этап исторического развития мирового сообщества характеризуется ускорением научно-технического и социального прогресса, широкомасштабным распространением новых идей и технологий, поэтому воспроизводство знания, осуществляемое на инновационной основе, оказывает все большее влияние на темпы экономического роста. Задаваемая высшим руководством страны инновационная динамика российской экономики в значительной степени определяется формированием ее новой структуры, все более значимое место в составе которой занимает научно-образовательная сфера, что во многом обусловливается укреплением позиций ее наиболее действенных институтов – высших учебных заведений.

Для формирования стратегии развития, ориентированной уже не на восстановительную, а на расширительную динамику, уРоссии не может быть иного пути, чем формирование экономики, основанной на знаниях, экономики инновационного типа. Данное обстоятельство, в сочетании с обеспечивающим инновации в экономике потенциалом научно-образовательной сферы, обусловливает особое позиционирование данной социально-экономической системы в макроэкономической системе страны: чтобы производить необходимые инновации для экономической системы, сама научно-образовательная сфера объективно должна интегрировать в свою деятельность современные инновационные и информационные технологии. Последнее напрямую связано с совершенствованием методов, технологий, механизмов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы.

Это в полной мере подтверждается мировым опытом, активно свидетельствующим о том, что модернизация системы образования на основе инноваций невозможна без предварительного определения главных приоритетов государственной экономической политики, задающих магистральное направление вектора управляющих воздействий на образовательную среду. Не вызывает сомнения тот факт, что научно-образовательная сфера вообще и высшая школа в частности, в силу своего особого положения в обществе, являются не столько целью осуществления инноваций, сколько условием устойчивого инновационного развития экономики любой страны.

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Успехи наукоемкого производства, научно-технический и социальный прогресс во все большей степени детерминируются качественными характеристиками национальной системы образования, адекватностью подготовки ученых и специалистов высокой квалификации требованиям формирующейся неоэкономики. К сфере образования сегодня обращено внимание многих ученых и политиков. В контексте глобализации только страны, располагающие высокоэффективной, отвечающей современным требованиям инновационного развития экономики системой образования, могут войти в число развитых государств современного мира. Практически во всех развивающихся странах, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, приоритетными сферами государственной поддержки являются образование и повышение уровня грамотности населения, подготовка высокопрофессиональных специалистов, развитие наукоемких производств, основанных на высоких технологиях.

В высококонкурентной рыночной, существенной модернизирующейся экономике (становящейся все более характерной для современной России) научно-образовательная сфера, реализуя социально-экономические функции в становлении личности и прогрессивном развитии материального производства, представлена субъектами конкурентно-предпринимательских отношений, нацеленными на генерирование не только социального, но и экономического эффекта.

Складывающаяся в последние годы положительная динамика располагаемых доходов населения формирует устойчивый платежеспособный спрос на образовательные услуги. Кроме того, возросла популярность высшего образования как в среде молодежи, так и в других возрастных группах.

Поэтому исследования такой направленности приобретают сейчас значение как в теоретическом, так и в практическом аспекте − с целью систематизации принципов и методов управления инновационной деятельности в системе образования, а также путей совершенствования хозяйственного механизма воспроизводства образовательных услуг, поскольку именно недооценка при переходе к рыночной экономике в России важности разработки научно обоснованной и практически апробированной национальной концепции стратегического управления развитием научно-образовательной сферы вылилась в подмену анализа, прогноза и корректировки курса реформирования этого сектора экономики «точечной» модернизацией и зачастую механической компиляцией зарубежного опыта.

Вопросы стратегического управления системой высшего образования, объективно включающие управление инновациями в данной сфере, – это проблема, широко обсуждаемая в мире. Многообразие концепций и практических подходов к управлению модернизацией сферы образования в России и зарубежных странах, базирующейся на инновациях, обусловлено существенными различиями в организационных структурах систем образования, в их правовых основах, а также сложившимися в каждой стране традициями и действующей парадигмой управления экономикой в целом.

Ретроспективный срез тенденций развития научно-образовательной сферы в России показал, что современное состояние этого сектора экономики страны уже характеризуется развивающимися процессами модернизации, включая внедрение новых идей и научно-образовательных технологий, в ходе которых вносятся изменения в структуру и функции системы образования, в содержание и технологии процесса обучения и научных исследований. Рассматриваемая с очерченных позиций проблема свидетельствует о необходимости совершенствования методов системного управления процессами взаимоувязанной и взаимосогласованной с макроэкономическими детерминантами динамики научно-образовательной сферы как социально-экономической системы в направлении стимулирования ее созидательных функций.

Противоречия и проблемы как внутри системы образования, так и в макроэкономике в целом инициируют повышенный интерес исследователей к анализу процессов функционирования и развития как отдельных сегментов этой сферы (в частности, в разрезе отдельных регионов (территорий (что связано с регионализацией экономической жизни), отдельных образовательных учреждений и их комплексов, региональных кластеров, в состав которых входят научно-образовательные учреждения и т.д.), так и целых ее функциональных подсистем (например, систем непрерывного образования). В соответствии с обозначенной логикой исследования представляется актуальным уточнение системных функций инновационного потенциала научно-образовательной сферы в системе национальной и региональной экономики. В составе этих функций необходимо, прежде всего, выделить специфическую системо- и структурообразующую функцию. Данная системная функция проявляется одновременно в нескольких плоскостях, полноценное развитие которых и обеспечивает достижение целей макро- и мезоэкономической системы.

Во-первых, инновационный потенциал системы образования является, с одной стороны, частью инновационного потенциала экономики страны в целом, что делает его взаимоувязанным с макроэкономическими детерминантами (в том числе с инновационной стратегией российской экономики), с другой – интегрирует в себе потенциальные возможности «инновационного обеспечения» субъектов экономической деятельности, что, в силу их функционирования в качестве элементов одной системы (в границах региона либо экономический системы страны в целом), проявляется в синергетическом эффекте от внедрения инноваций в границах последней.

Специфика инновационного потенциала научно-образовательной сферы как важнейшего фактора-ресурса экономики (национальной и региональной) формирует вторую плоскость проявления его системо- и структурообразующей роли, связанной с распространением новшеств на внутри-, межрегиональных и мировых рынках инноваций, что позволяет повышать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность национальной (и региональных) экономики, развивать межрегиональные и межстрановые связи и отношения. Не менее важной системной функцией научно-образовательной сферы, реализующей и продуцирующей инновации, в региональной экономике является самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. При этом необходимо учитывать, что неравновесие является таким же фундаментальным свойством экономических систем, как равновесие, позволяя детерминировать свободный выбор оптимизационного синтеза из целого спектра возможных направлений регионального развития. Если равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования региона, то неравновесное состояние представляет собой существенный момент перехода в новое состояние, в котором мезоэкономическая система приобретает более высокий уровень организации и продуктивности. Именно в ситуации, когда экономическая система теряет функциональную устойчивость, возникают самоорганизационные процессы формирования новых эффективных структур, требующие инвестиционных вложений. Приобретая в новых условиях функционирования стабилизирующее положение, экономическая система, таким образом, проходит свои равновесные состояния как промежуточные этапы на траекториях неравновесной самоорганизации.

Иными словами, научно-образовательная сфера как социально-экономическая система, осуществляющая свои специфические функции в экономике (которые можно дифференцировать в две большие группы: образовательные и научно-инновационные), является особым «обеспечивающим» экономическое развитие в целом сектором, продуцентом которого являются новые знания, аккумулирующиеся в человеческом потенциале, и новшества, ориентированные на коммерциализацию или создание фундаментального научного потенциала страны. В таком контексте, как показывают исследования, система образования нашей страны не в полной мере отвечает потребностям модернизационного развития общества. Примером, в частности, может служить сфера гуманитарной подготовки специалистов: разрыв системных связей гуманитарной, естественно-научной, технико-технологической составляющих высшего образования во многом обусловливают не адекватный требованиям современного экономического развития уровень квалификации кадрового потенциала.

Проблемы высшей школы, обостренные и ярко высвеченные в России в силу необходимости и одновременно трудностей перехода экономики на инновационную траекторию развития, не являются уникальными национальными проблемами и в силу этого должны рассматриваться в общемировом контексте трансформирования институциональных основ инновационного развития научно-образовательной сферы (в частности, активного распространения идей Болонского процесса) в условиях информационного общества и глобализации политики и экономики.

С другой точки зрения, носящие глобальный характер изменения в обществе и экономике, связанные с необходимостью переориентации на инновационный путь развития, обусловливают необходимость разработки более эффективных методов организации и управления научно-образовательной сферы как важнейшей составной части макро- и мезоэкономики, функционирующей в рыночных условиях хозяйствования.

Основные макроэкономические детерминанты формирования новых механизмов и инструментов управления инновациями в научно-образовательной деятельности в основном определяются тем, что в условиях глобализации возникли принципиально новые сущности (такие как новая экономика, постиндустриальная экономика, сетевая экономика, глобальный рынок, глобальные инвестиционные операторы) и явления (глобальная конкуренция, глобальные сети и т.п.), определяющие позиции национальных государств, стратегию развития инновационных и инвестиционных институтов, акторов и макроэкономических агентов.

В контексте авторской гипотезы категориальный смысл понятия «новая экономика» в концентрированном виде аккумулирует в себе постиндустриальные отрасли экономики. К «новой экономике» относятся отрасли, которые, во-первых, обеспечивают инновативность экономики, производят, внедряют в индустриальный сектор новые технологии, во-вторых, модернизируют технологии формирования рынка, продвижение товара к покупателю, в-третьих, осваивают инвестиции в «человеческий фактор», прежде всего, в образование.

Можно привести большое количество аргументов в подтверждение тезиса о творческом, интеллектуальном потенциале как основной конкурентоспособной доминанте развития российского общества. Искажение фундаментальных закономерностей развития рано или поздно должно приводить и приводит к кризису. Это верно как для мира в целом, так и для России. Посткризисная ситуация в России осложняется фактором, затрудняющим формирование «новой экономики»: отсутствие в стране сложившейся корпорации элитных групп, менеджмента, видящего для себя резон в общественной самоорганизации и синергии – совместном обустройстве страны и государства исходя из долгосрочных целей социокультурного развития.

Актуальной альтернативой процессам социальной дезадаптации является представление российского общества как одного из центров складывающейся мировой кооперации и одновременно мировой творческой среды. Россия в этой кооперации может занять место одного из инновационных центров, стать в полном смысле этого слова инновационной страной. Данное утверждение имеет ряд веских оснований. Для российской истории и российской среды всегда была характерна атмосфера творчества и повышенная креативность.

Подобная специфика выражается как в привычных формах инновационной деятельности – научных исследованиях, изобретательстве и инженерных решениях, так и в создании новых социогуманитарных технологий, искусстве, культуре. В последние десятилетия существования СССР именно достижения в инновационной сфере начинали постепенно осознаваться как альтернативная основа легитимации советского режима.

В глобальной экономике эксперты говорят о «критических технологиях», определяя, что в «противном случае высокие трансакционные издержки (большая стоимость базовых инфраструктур, поддержки системы расселения и социального пакета, обеспечивающего качество человеческого капитала) всегда будут снижать конкурентоспособность России на мировых рынках – любых продуктов, создаваемых национальной производственной системой».

Сегодня, как и 100 лет назад, можно утверждать, что стратегический маршрут России вряд ли пролегает исключительно в сфере торговли сырьевыми ресурсами. Такое положение дел, несмотря на относительный рост спроса на сырье в новых индустриальных странах (регионах), чревато перманентной оперативной уязвимостью России на геоэкономической и геополитической арене. Сомнительна также стратегия освоения широкого спектра промышленного производства товаров и услуг массового спроса – на фоне взрывного роста экономик Китая, Индии, ряда стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Предкризисное состояние мировой экономики в целом благоприятствует старту инновационной стратегической инициативы. Ряд отраслей испытывает заметную нехватку фундаментальных инноваций. Это, прежде всего, крупные инфраструктуры (энергетика, транспорт, коммуникации), системы пространственного развития и расселения, системы капитализации человеческих ресурсов (продовольствие, экология, здравоохранение, фармацевтика, образование). Причем такой дефицит особенно отчетлив как раз не в области технологий и оптимизирующих нововведений, где позиции России не столь сильны, а именно в сфере фундаментальных инноваций. Застой фундаментального научно-технического прогресса становится все более очевидным фактом, являясь, по сути, стартовым механизмом глобального экономического кризиса.

Так, доля инновационной продукции в общем объеме производства российских предприятий существенно отстает от аналогичного показателя в сравнении со странами ОЭСР.

Об относительно низком уровне развития инноваций в России свидетельствует также доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции (0,4 %, что в сравнении с оценками аналогичной доли США, Японии и Германии (составляющих, соответственно, 36, 30 и 17 %) незначительно) (рис. 1).

Рис. 1 - Доля России в мировых продажах наукоемкой продукции

Представленные на рис. 1 данные свидетельствуют о слабом уровне развития инновационной деятельности в различных секторах российской экономики, несмотря на декларируемую на высшем уровне управления государством стратегию перехода к инновационно-ориентированно-му типу экономики. Следует также учитывать, что из-за системного спада и отсутствия в стране эффективного инновационного механизма неэффективно используется и в целом деградирует доставшийся «в наследство» от СССР достаточно мощный научно-технический потенциал, а в сопряжении с тем, что значительная часть ученых и программистов мигрируют из России и других стран с переходной экономикой и стран с низким уровнем доходов в США и другие страны с высоким доходом, это в ещё большей степени усиливает тенденцию поляризации научного и изобретательского потенциала.

Этот вывод подтверждается данными, приведенными в табл. 1, в которой в сравнительном контексте представлен научно-инновационный потенциал России и развитых стран мира.

Таблица 1 - Параметры научно-инновационного потенциала России в сравнении с развитыми странами

Показатели

Развитые страны

Доля расходов на НИОКР в ВВП

Абсолютная численность исследователей (тыс. чел.)

Япония – 676

Показатель ВВП на одного занятого (тыс. долл.)

Численность исследователей

на 10 тыс. занятых (чел.)

Италия – 29

Англия – 55

Германия – 67

Доля высокотехнологического экспорта в общем товарном экспорте (%)

научный образовательный сфера инновацонный

Таким образом, тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это в конечном счете не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить конкурентоспособность экономических агентов и безопасность государства в целом. Вместе с тем, инновационная деятельность России еще не является основным фактором экономического роста.

В настоящее время назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию инновационной и образовательной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов инновационного развития экономики исходя из существующих условий. Обновление методологии исследования моделей экономики в условиях глобализации обусловлено необходимостью учета вектора интеграции России в глобальные инновационные сети в условиях динамично меняющихся реалий окружающего мира.

Составными элементами национальной экономической системы являются государство, бизнес и население. Мотивация деятельности бизнеса складывается в направлении максимизации доходов при минимизации усилий (прежде всего, инвестиционных) и риска. Это имманентно природе бизнеса. Задачей государства является создание такой среды, в которой бизнес ориентирован на получение качественных доходов, т.е. доходов как вознаграждения за развитие, модернизацию, победу над конкурентом на мировом рынке и пр. Только в этом случае будет задействован единственно эффективный механизм реализации инновационной политики.

В России в настоящее время отсутствует как эффективный и качественный бизнес, так и эффективное и качественное государство. Меняться предстоит и бизнесу, и государству. Государство должна представлять высокопрофессиональная элита, способная управлять бизнесом, прежде всего, на региональном уровне и координировать свое взаимодействие в рамках поставленной задачи укрепления национальной экономической системы. Сегодня наиболее остро в системе государственного и корпоративного менеджмента стоит вопрос о формировании организационного и интеллектуального капитала, основанного на «экономике знаний».

Новая государственная элита должна не только хорошо ориентироваться в текущей ситуации, эффективно оценивать направления плавной трансформации системы в более устойчивое положение, но и обладать масштабным уровнем знаний (в том числе международного опыта). В этом случае формирование качественной среды в регионах создаст побуждение для бизнеса к поиску и внедрению новых технологий, к взаимодействию с региональными учеными и специалистами, к развитию «технологических альянсов».

Создание механизма рыночной «интеграции» технологий в экономику на основе институционального проектирования – это необходимый приоритет концентрации национальных интеллектуальных ресурсов для преодоления системных проблем, которые все с большей очевидностью возникают перед Россией, уводя ее на периферию мировой экономики и, более того, угрожая ее устойчивому развитию в самой ближайшей перспективе. Институциональный механизм развития экономики знаний, инновационной экономики, а в ее системе – научно-образовательной сферы, основанной на инновациях, зависит от качества и устойчивости системы национальных институтов.

Взаимное приспособление, взаимная адаптация в условиях глобализации экономики являются одним из основных направлений развития институтов, формирующих инновационную инфраструктуру образовательной деятельности. В этой связи актуальным является вопрос о том, следует ли придерживаться крайних позиций – создавать свои, специфически российские институты, заимствовать развитые институты из других стран, пытаться адаптировать к российским реалиям уже готовые институциональные формы или совмещать создание, заимствование, адаптацию на основе нескольких компонент с учетом уровня зрелости и состояния общества?

Ответы на эти вопросы позволят значительно продвинуться не только в направлении развития институциональной теории, но и понимания и исправления тех процессов, которые происходят в российской экономике. К проблеме формирования целостной институциональной теории тесно примыкает и проблема ее обогащения исследованием возникающих новых институтов. В данном контексте существенным методологическим потенциалом обладает выдвинутая Д.С. Львовым идея о необходимости развития института национального имущества как особого фактора стабилизации и создания предпосылок роста в переходной экономике России. Реализация его мощного социального, экономического и консолидирующего потенциала возможна, по мнению ученого, посредством введения в стране специфической формы дохода, интегрирующего институты национального имущества, государства и гражданства.

Задача состоит в том, чтобы обосновать эффективный механизм реализации этого института, направленного на утверждение необходимых стартовых, поддерживающих механизмов жизни человека в России в соответствии с идеалами концепций устойчивого развития. Субъектом института национального дивиденда выступают все граждане страны, которые должны получать определенную «выгоду» от участия в этом институте.

Сопричастность к единому общественному целому в территориальном, экономическом, культурно-историческом и духовно-ценностном пространствах должна быть материально осязаемой в условиях новой экономики. Граждане страны должны отождествлять интересы своей самореализации, интеллектуального развития с сохранением территориальной целостности России, с ростом общего, а не только индивидуального или группового благосостояния, они должны ощущать себя членами одного общества на деле. Реализация этого также возможна только посредством активной интеграции научно-образовательной сферы в макроэкономический вектор инновационного развития.

Такая интеграция, как было отмечено выше, возможна, как минимум, по двум направлениям: посредством подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных практикой, чья подготовка осуществлялась с использованием современных инновационных информационных технологий обучения; путем «выпуска» в экономическую систему новых знаний, технологий, новшеств, опытных образцов и т.п., формирующих инновационный базис национальной экономики.

«Моделирование образа Новой России в мировом сообществе как России инновационной, интеллектуальной перспективно также с точки зрения создания действенной альтернативы ее бессодержательному либо криминально-враждебному имиджу» − подчеркивает в своей работе Д.С. Львов. Автор отмечает, что инновационный мегапроект может помочь России остаться в клубе стран «первой лиги» и за счет этого сформировать новый контур геоэкономической кооперации со странами-лидерами, уже преодолевшими ключевые зависимости, характерные для индустриальной фазы развития. Не менее важно создание перспективной основы для нового социального контракта внутри страны, формулируемого не на основе достаточно дискредитированного образа «новых русских» или аморфного и призрачного «среднего слоя», но динамично развивающегося «нового класса». Этот класс может включить в себя инновационную элиту России, в том числе весь корпус лиц (так называемых «решающих специалистов»), готовящих решения. Инновационная деятельность в зависимости от масштабов может осуществляться на шести экономических уровнях (табл. 2).

Таблица 2 - Характеристика уровней инновационной деятельности

Экономический уровень

Основные характеристики

Инновационная деятельность на уровне конкретного человека. Здесь происходит основной этап получения знаний, а также инвестирования в наукоемкую сферу путем приобретения товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей

Инновационная деятельность предприятия, осуществляющего разработку или выпуск наукоемкой продукции, а также оказывающего услуги по обеспечению инновационного процесса (образование, финансы, информация и т.д.)

Инновационная деятельность, осуществляемая группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур преимущественно в пределах одного государства

Инновационная деятельность, осуществляемая в пределах одного государства или его части (земля, штат, регион), институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система

Инновационная деятельность, осуществляемая:

    объединенными национальными (государственными) системами (США, ЕС, Россия);

    транснациональными корпорациями

Глобальный

Получение и распространение новых знаний на уровне глобальных формализованных и неформализованных сетей. Примерами таких сетей являются фундаментальная наука (неформализованная сеть) и информационная сеть Интернет (формализованная сеть)

С учетом этого, разработка инновационной политики на каждом уровне должна строиться с учетом тенденций развития остальных. Современная научно-исследовательско-образовательная система (НИС) формируется исходя из общей государственной макроэкономической политики и нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию данной политики.

Основными элементами инновационной системы являются следующие подсистемы:

    генерации знаний;

    образования и профессиональной подготовки;

    производство продукции и услуг;

    инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.

Будущее России зависит от того, как скоро научно-технологический сектор после трансформационного спада получит новый импульс для развития и обеспечит долгосрочное участие в глобальном инновационном процессе. Наметившийся в России реальный поворот в приоритетах экономического развития в сторону наукоемких и высокотехнологических производств в условиях «новой экономики» способен приносить стране не меньше доходов, чем экспорт невосполнимых природных ресурсов.

Таким образом, инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности, поскольку от того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной и научно-технической деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования. При этом основными индикаторами успешного развития элементов научно-образовательной среды (вузов, ссузов, НИИ, КБ и др.) являются следующие: конкурентоспособность на рынках профессионального труда, наукоемкой продукции и образовательных услуг, качество образования и способность выполнять государственный заказ на подготовку специалистов и выполнение НИОКР. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо доводить результаты научной и образовательной деятельности до конечного продукта, востребованного на профильных рынках.

При этом методологическими установками управленческой деятельности в системе высшего образования являются следующие:

    обеспечение принципа «обучение через исследование» как основы академического высшего образования;

    сохранение ориентации на развитие фундаментальных наук и поддержку научных школ;

    участие ученых вузов в решении региональных проблем в промышленном секторе и социокультурной сфере;

    создание условий для поддержки и повышения интеллектуального уровня талантливой молодежи;

    привлечение в научно-образовательный процесс высококвалифицированных кадров и использование уникального оборудования и др.

Инновации в области профессионального образования

Государственная политика в сфере профессионального образования осуществляется в рамках текущей деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, его научных институтов, федеральных и ведомственных целевых программ и приоритетного национального проекта «Образование». В настоящее время из федерального бюджета финансируются следующие крупные проекты:

Разработка стратегии и программ модернизации профессионального образования в целях реализации проекта «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»;

Модернизация образовательных программ в сфере сервиса;

Развитие системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив технологического развития экономики и повышения производительности труда;

Разработка системы независимой оценки качества образовательной и научной деятельности в приоритетных отраслях экономики для обеспечения объективности и прозрачности результатов оценки для широкой общественности.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в субъектах Федерации были созданы около 300 инновационных ресурсных центров для реализации программы начального и среднего профобразования, обновлена материально-техническая база ведущих учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Не менее значимым результатом стало определение учреждений-лидеров, своеобразных «точек роста», которые способны поддержать формирование территориально-отраслевых экономических кластеров и модернизацию региональных систем профессионального образования. В рамках нацпроекта изучены вопросы стимулирования инноваций в образовании, поддержки усилий и инициатив образовательных и общественных организаций, объединений работодателей, органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации по обновлению и совершенствованию образовательного процесса и системы образования в целом в соответствии с задачами инновационной экономики.

В системе высшего образования создана сеть ведущих вузов (на сегодня – 36 университетов, в том числе 7 федеральных и 29 исследовательских).

Оставшаяся часть вузов в ближайшие пять лет также претерпит существенную модернизацию. Предстоит работа по развитию эффективной сети учреждений профессионального образования, способных стать центрами социально-экономического развития региона, созданию интегрированных профессиональных образовательных комплексов, объединяющих профессиональные образовательные учреждения различных уровней.

Расширяется спектр образовательных программ профессионального образования на основе дифференциации их целей и направленности (например, в экспериментальном режиме реализуются программы прикладного бакалавриата).

Отрабатываются механизмы обеспечения непрерывности профессионального образования на основе преемственных образовательных программ профессионального образования.

В настоящее время завершается подготовка и утверждение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на модульно-компетентностном подходе.

Введены новые федеральные государственные стандарты высшего образования (154 стандарта бакалавриата, 163 – магистратуры). Для части направлений (107) сохранена непрерывная пятилетняя подготовка с учетом традиций российской системы высшего образования.

При этом с учетом традиций отечественного высшего образования по некоторым специальностям, имеющим особое значение для безопасности государства и сохранения здоровья граждан (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), сохранена подготовка специалистов с непрерывным сроком обучения не менее пяти лет.

С 2011 г. вводятся новые ФГОС для 567 специальностей и профессий, по которым ведется подготовка в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Модернизационные процессы развития профессионального образования России требуют изменений в законодательной и нормативно-правовой базе образования. В связи с этим подготовлен проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время опубликован на сайте Минобрнауки России и проходит широкое общественное обсуждение.

Одной из ведущих проблем является вовлеченность предприятий в процесс реализации политики в области профессионального образования и обучения, но определенные совместные шаги государства, бизнеса и системы образования в этом направлении предприняты, и движение к сотрудничеству продолжается.

Важнейшим элементом образовательного процесса является организация практики. В настоящее время работодатели далеко не всегда идут навстречу образовательным учреждениям в этом вопросе. Причиной является формальный подход в организации практики некоторыми образовательными учреждениями и, как следствие, выражение недоверия предприятия к тому качеству обучения, которое обеспечивает образовательное учреждение.

В последние годы были апробированы механизмы «институциализации» требований ведущих работодателей к образованию через разработку и утверждение профессиональных стандартов. В настоящее время разработаны и одобрены комиссией РСПП около 70 профессиональных стандартов в области ин-формационных технологий, авиастроения, индустрии гостеприимства, управления организацией Данные профессиональные стандарты использовались при разработке Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Еще около100 профессиональных стандартов находятся в разработке. Они охватывают нефтедобычу, газоснабжение, наноиндустрию, строительство, машиностроение, сервисные услуги, сестринское дело, управление персоналом.

Реализуются меры по реструктуризации системы учреждений начального и среднего профессионального образования, в частности:

    создаются условия для взаимодействия предприятий и образовательных учреждений по организации и управлению учебным процессом, построенным на современной технологической базе (развитие социального и частно-государственного партнерства);

    разграничиваются механизмы социальной поддержки обучающихся и получения ими образования или профессиональной подготовки;

Создаются организационные и правовые условия для развития интеграции образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования и включения их в систему непрерывного профессионального образования;

Сокращается число федеральных образовательных учреждений профессионального образования посредством их передачи на региональный уровень.

Опыт таких регионов, как Республика Татарстан, Красноярский край, Тверская область, Томская область и других позволяют сделать вывод о том, что складывается несколько различных эффективных моделей изменения сети учреждений профобразования. Если в регионе есть группы предприятий с устойчивым заказом на квалифицированные кадры, то оказывается успешным формирование отраслевых кластеров - групп учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования (ресурсных центров), ориентированных на эти группы предприятий или одно крупное предприятие. Создание в регионах таких ресурсных центров, как показал приоритетный национальный проект «Образование», способствует привлечению в систему профобразования средств работодателей и эффективности их участия в образовательном процессе.

Еще одна перспективная модель - многопрофильные территориальные колледжи, которые создаются там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей. Такого рода решение позволяет приблизить образовательные услуги к населению, что особенно важно в малых городах и сельской местности. Пилотный проект, реализуемый в одном из районных центров Томской области, предполагает подготовку за один год 15 бизнес-команд, что должно обеспечить повышение самозанятости населения села на 10% и уровень трудоустройства выпускников на 20%. В обоих случая - и для многопрофильных колледжей, и для отраслевых кластеров - наиболее жизненной становится модель многоуровневого образовательного учреждения, где реализуются программы как начального, так и среднего профессионального образования.

Расширяются образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования (в том числе, развивается система обучения взрослых).

Пока что в недостаточной степени, но разрабатываются специализированные программы для организации профессиональной подготовки и дополнительного образования, а также трудоустройства мигрантов.

Заключение

В соответствии с вышеизложенным, концепция инновационной модернизации российской системы образования предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров и производства инновационной продукции. В ходе реализации данной концепции следует определить пути интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развития многоуровневого образования, что наиболее эффективно реализуется в региональных университетских комплексах, зоны ответственности которых определяются границами соответствующих территориально-экономических образований.

Сегодня инновации в профессиональном образовании славятся своими качественными технологиями, которые развиваются во всех программах российского образования. Это является важнейшим уровнем развития нашего многочисленного общества.

Поставленные цели, задачи и методы формируют у нас знания и умения эмоционально-ценностного отношения и информационно – технологической и экономической деятельности. Инновации в профессиональном образовании – это всегда новые образовательные программы и курсы, где будущее каждого обучающегося является его информационно-технологической культурой. В соответствии с поставленной целью подготовки определяются задачи для каждого учебного занятия. Конечно же, такое обучение не обходится без квалифицированных преподавателей. Вот, например, формируя, научные знания, связанные с будущей, профессией, преподаватель создает такую основу, как воспитания эмоционально-ценностного отношения к ней. Инновации в профессиональном образовании расширяют программу обучения с помощью нам уже известных образовательных технологий, которые позволяют правильно направить свои способности и возможности, они мотивируют потребность студентов в знаниях. Позволяют развить активные формы обучения. Вот, например, быстро развиваются формы информационных и коммуникационных технологий, которые входят в систему образования на основе широкого использования, они набирают быстрые обороты в процессе всего обучения, так как осваивается четверть предлагаемого материала. Инновации в профессиональном образовании это еще и обновление гуманитарных технологий, которые непосредственно формируются знаниями связанные с деятельностью в сфере межнациональных отношений. Это повышает способность выпускника и степень его адаптации в рыночных условиях жизни. Инновации в профессиональном образовании значительно индивидуализируют учебный процесс, так как студенты усиливают практическую направленность по качеству усвоения учебного материала. В Связи с этим в образовательную программу активно вводятся, элементы так называемых новых гуманитарных технологий, задачей которых является систематическое обучение и последовательное воплощения на практике.

Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.

B стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития экономики, общества и государства.

Список использованной литературы

1. Управление инновациями: учебник/В.П. Баранчеев, Н.П. Масаенников, В.М. Мишин. – М.: Высшее образование, Юрайт – издательтво, 2009. – 711с. – (Университеты России)

2. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. – М. ИНФРА – М, 2008. – VI, 826с.

3. Барышева А.В., Балдин К.В., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.- 382с.

4. Управление инновациями: учебник для бакалавров/В.П. Баранчеев, Н.П. Масленикова, В.М. Мишин. – 2-е издание, переработано и дополнено. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011ю – 711с. – Серия: Бакалавр.

5. Черных Е.А. Нанотехнологии и бизнес: трудный путь к успеху // Менеджмент качества. - 2009. - № 1. - 14 с.

6. Черных Е.А. Новые технологии, инновации и успех бизнеса // Менеджмент качества. - 2008. - № 1. - 12 с.

7. Стасев В.В., Забродин А.Ю., Черных Е.А. Инновации в России: иллюзии и реальность. - Тула: Гриф и К, 2006. - 330 с.

8. [Электронный ресурс] // Национальная экономическая энциклопедия. - Национальная экономическая энциклопедия, 2009 . - Режим доступа: http://vocable.ru/dictionary/640/word/%C1%E8%E7%ED%E5%F1-%EC%EE%E4%E5%EB%FC/ .

9. [Электронный ресурс] // Открытые инновации - Avoimen Innovaation virallinen sivusto Suomessa. – 2006.- Режим доступа: http://www.openinnovation.fi/ru/avoininnovaatio .

10. [Электронный ресурс] // Государственный университет - Высшая школа экономики. - ГУ-ВШЭ, 1993-2010 - . - Режим: http://www.hse.ru/ic5/70.pdf .

error: Content is protected !!