Усадебная церковь в царево. Храмы московской областипушкинский район

Никольская церковь в селе Царево была построена в 1812-1815 годах в селе, принадлежавшем дворянам Дурасовым. Автором проекта был, по всей вероятности, московский архитектор Иван Васильевич Еготов, ученик В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Чертежей с его подписью, к сожалению, не сохранилось, но и по ряду особенностей храма, и по тому, что Еготов незадолго до этого строил для владельца села, Николая Алексеевича Дурасова, усадебный дом в Люблино, исследователи уверены в его авторстве здесь.

В то время Царево было маленьким сельцом в 24 двора. Однако Дурасов принял решение выстроить здесь великолепный храм, и посвятил один из приделов мученице Агриппине в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой, которая и приобрела в 1774 году это село у князя Щербатова. В некоторых источниках утверждается, что Никольская церковь в Царево была построена А.И.Дурасовой, но это едва ли может быть верным, так как княгиня умерла за 25 лет до начала строительных работ в Царево.

Село Царево - довольно древнее. Упоминания о нем встречаются уже в XVI веке, правда, тогда село называлось Иевлевым. Известно, что через него вела дорога на Александров, и в 1564 году здесь останавливался Иван Грозный. Предание гласит, что здесь был похоронен царский сын от второй жены Грозного, черкесской княжны Марии, умерший в возрасте 1 или 2 лет, в пути, и над его могилой сначала была поставлена часовня, а позднее - деревянный храм. Хотя историки утверждают, что вряд ли малолетнего сына Ивана Грозного стали бы хоронить в глухом селе при дороге. Есть сведения, что нынешнее название села было дано по фамилии одного из первых известных владельцев, Ивана Марковича Царева.

В XVII веке село снова упоминается в писцовых книгах, с указанием шатровой деревянной церкви Николая Чудотворца с двумя приделами. На ее месте и была построена нынешняя каменная церковь. В то время село принадлежало Н.И.Шереметеву, который держал здесь двор. Позднее Царево перешло Ф.А.Голицыну, а к середине XVIII в. − П.Н.Щербатову. Он и продал село Дурасовым, которые владели здешними землями довольно долго, до середины XIX века.

Здание Никольского храма поистине великолепно, оно выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII веке и в начале XIX-го. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль - высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых - поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны над алтарной частью возведена такая же башенка (сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии).

Несколько необычно на готическом храме смотрится широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один - аркатурный, в готическом стиле.

Я очень рад снова вернуться к поездкам по различным местам Московской области. Если бы вы знали, как я этому рад! Я пока мало о чём написал, но первые положительные отзывы уже есть. Мне пишут, меня комментируют, меня приглашают в некоторые места. Отдельное спасибо жителям Фрязино и Твери! Передаю вам привет!

За последнее время я ушёл в работу. Интересную и не очень, но это работа. Некоторые моменты меня вымучивают так, что я просто не хочу ничего делать. А ещё я так и не похвастался новым фотоаппаратом! Поэтому все последующие фотографии за несколькими исключениями будут получше.

И да, сразу повторюсь для любителей говорить, что я не идеален. Для меня фотография - увлечение. Я не называю себя профессионалом. Почему? Профессионалы фотографируют как надо, а любители как нравится!

И ещё: я уже давно отошёл от массового чтения отечественной фантастики, но я к ней ещё вернусь. Обещаю!

Храм Николая Чудотворца в Царево

Так же это место известно как Никольская церковь. На сегодняшний день - самое красивое религиозное здание из увиденных мною. Хотя я и не религиозен, но считаю это красивым.


Доехать до этого места очень легко. Рядом город Красноармейск, в который следует автобус 317 от станции метро ВДНХ . Ещё в Красноармейск можно доехать на электричке, но я категорически не советую вам этого делать! Электричек туда ходит мало, а на автобусе всё равно придётся ехать.

Самое удобное по моему мнению: доехать до станции Пушкино с Ярославского вокзала, а оттуда на местном автобусе 21 Пушкино-Красноармейск . Остановка "Царёво". И спокойно, и комфортно, и практически в любое время. Электрички в Пушкино ходят очень часто. Автобус - несколько раз в час.

Сначала я скажу вам пару слов об этом месте, а потом посмотрим фотки. Комментировать каждую картинку я не смогу, т.к. для этого нужны знания в области религии, а у меня таких нет. Исторически село Царёво существует где-то 5 веков. Впервые оно упоминалось как Иевлево (как нашел, так и пишу). Говорят, здесь проходила дорога на Александров, здесь останавливался Иван Грозный , здесь же похоронен один из его сыновьев.

Существующий храм начали строить ровно 200 лет назад - в 1812 году. Закончили тремя годами позже. Построен он был в неоготическом стиле. Отличительной особенностью являются барельефы, изображающие сцены из Евангелие . Такие изображение полностью опоясывают здание. Рядом же в деревьях находится церковная воскресная школа, вокруг которой постоянно находились люди. И джипы сзади... Куда же без них около рама?

Примечание: во время съёмок велись ремонтные работы на дороге. Отодвинуть КамАЗы не удалось:-) Зато там теперь приведена в порядок дорога.

1. Основные виды

3. Совсем небольшая колокольня около забора.

4. Различные барельефы.

7.

9.

10. Посмотрим как оно выглядит со стороны входа.

11.

12.

14. Вид на постройку сзади.

15. А вот и школа.

На этом сегодня закончу. Согласитесь, красивое здание!

Всем спасибо за внимание! До новых встреч!

С. Никольское-Царёво.

Село Царёво (Иевлево) на р. Талице получило название от фамилии владельцев. Во 2-й половине XVI в. оно было вотчиной Ивана Марковича Царёва, часть села принадлежала старице Евгении, вдове Василия Царёва.

В 1575 г. им владел Елизар Данилович Вылузгин. В селе тогда стояла деревянная церковь Николая Чудотворца с приделами Святой мученицы Параскевы Пятницы и Мученика Елизария.

В 1581 г. Е.Д. Вылузгин был при встрече посла папы римского Антония Поссевино.

С 1583 по 1602 г. он дьяк, а потом думный дьяк в Поместном приказе.

В 1610 г. Елизар Данилович отдал с. Иевлево, Царево тож, Ивану Петровичу Шереметеву в приданое за дочерью Марьей.

В 1627 г. деревянная шатровая церковь стояла "без пения", то есть богослужения в ней не совершались.

В 1647 г. село перешло к сыну Ивана Петровича от второго брака с Марфой Васильевной, урождённой княжной Волконской, - Никите Ивановичу Шереметеву. В с. Царёво в это время 5 дворов крестьян. После Никиты Ивановича владела его вдова Домна Парфеньевна.

В 1678 г. в селе стояла деревянная Никольская церковь с приделами Мученицы Параскевы и Мучеников Маккавеев.

В 1681 г. после смерти Домны Парфень-евны её дочь Настасья Никитична вышла замуж за князя Фёдора Алексеевича Голицына, с. Царёво было её приданым.

В 1743 г. вдова Ф.А. Голицына, княгиня Ирина Яковлевна (князь женился второй раз), отдала село в приданое дочери, княжне Марье Фёдоровне, мужем которой стал князь Павел Николаевич Щербатов.

Четыре дочери уральского горнозаводчика и золотопромышленника Ивана Фёдоровича Мясникова положили начало богатству многих знатных дворянских родов. Несмотря на своё незнатное происхождение, они вышли замуж: Ирина за П.А. Бекетова, Дарья за А.И. Пашкова, младшая, Екатерина, за Г.В. Козицкого. Аграфена с огромным приданым стала женой бригадира Алексея Фёдоровича Дурасова.

В 1774 г. она купила Царёво. Дурасовыми в 1812-1815 гг. построена ныне существующая каменная Никольская церковь, по проекту архитектора И. В. Еготова, скульптурный фриз на темы из Священного Писания выполнил скульптор Г.Т. Замараев. Аграфена Ивановна втайне принадлежала к старообрядчеству. На её дочери Степаниде Алексеевне женился граф Фёдор Андреевич Толстой (1759-1849).

В середине XIX в. селом владела их дочь, графиня Аграфена Фёдоровна Закревская (1800- 1879).

Единственный ребёнок в семье, любимица бабушки-староверки, "Грушенька" была избалована чудаком отцом, способным "дать пример всяким глупостям", безумно любила мать, вышедшую из среды полной темноты и суеверия. Среди полного безделья прошло её детство; красавицей девушкой она порхала по балам с молодившимся отцом.

Страстная любительница французских романов, за которыми проводила всё свободное время, она в минуты огорчений крестилась по-раскольничьи "двумя перстами".

В 1818 г. она вышла замуж за 55-летнего сухого педанта, графа, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта Арсения Андреевича Закревского (1783-1865, с 1828 г. - министр внутренних дел). Через пять лет, увлекаемая "своей тоскливою мечтой", она уехала за границу лечиться, и не ждали её возвращения. Но она вернулась, и можно "себе представить радость Закревского: Аграфена Фёдоровна свежа, как розан, несколько подобрела, очень весела и довольна, что здесь.

Она щедро благотворила, но без разбора, всем хотела помочь, но часто в ущерб справедливости; она была как нельзя более на месте рядом с недоступным и грозным графом и многих спасала; даже гонимые в то время старообрядцы благодаря ей находили в Закревском заступника.

В Финляндии (куда её муж в 1823 г. был назначен генерал-губернатором и командиром Отдельного финляндского корпуса) Аграфена Фёдоровна дарила благосклонностью молодых людей, состоявших при муже, особенным её расположением пользовался граф Армфельд. 18 июля 1826 г. родилась её единственная дочь Лидия (1826-1884, в будущем жена сына государственного канцлера, графа Дмитрия Карловича Нессельроде).

Неглупая от природы, Закревская подчиняла своей слабой воле людей выдающегося ума и твёрдого характера, её крупные недостатки искупались высокими качествами её сердца.

Увлеченья Зак-ревской продолжались и были так же часты, как быстры её разочарования.

В 1828 г. Пушкин посвятил ей стихотворения "Портрет", "Наперсник" и "Счастлив, кто избран своенравно..." Поэт завидовал счастливцу, "при ком любовью млеешь явно, чьи взоры властвуют тобой", а этим счастливцем (в 1828 г.) был другой поэт, Бар-тынскхй; он, очарованный её красотой, писал о ней в ряде стихотворений, а в поэме "Бал" посвятил такие строки: "Как много ты в немного дней прожить, прочувствовать успела! В мятежном пламени страстей как страстно ты перегорела!"

В 1903 г. рукоположен во священника и направлен в Луховицы Рязанской епархии. Во время Первой мировой войны был полковым священником. За безупречное служение в полку, который большей частью находился на передовой, о. Сергий был возведён в сан протоиерея и награждён орденами Святого великомученика Георгия и Святой Анны.

В Царёво он служил до 1930 г. Прихожане его любили за благочестие и ровное, благожелательное ко всем отношение. Он старался помогать нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. Храм был самым посещаемым в округе, священник соседнего с. Введенское Николай Веселовский решил попытаться занять место о. Сергия.

Ему удалось склонить на свою сторону двух певчих из Никольского храма и получить назначение на место о. Сергия, который в 1930 г. был переведён в с. Покровское (рядом с Царицыным, в наше время в границах Москвы). Там 2 марта 1938 г. он был арестован и 1 июля того же года расстрелян.

У храма похоронен митрофорный протоиерей Михаил Ваперианович Кречетов (1900-1985). 23 года, в сложной обстановке гонений на Церковь, он был настоятелем Никольского храма. Со стороны матери он был потомком Арсения Ивановича Морозова, владельца Глуховской мануфактуры в Богородске (Ногинске), человека предприимчивого, знавшего свое дело, - его мануфактура в начале XX в. была одной из самых передовых по техническому вооружению и по новизне архитектуры производственных помещений. Крутого нрава, хотя и весёлый, он был старообрядцем, и на некоторое время его исключали из общины за вольность. Михаил Валерианович родился в Москве, окончил Московское коммерческое училище, работал экспертом по хлопку. Был чемпионом Москвы по академической гребле и имел звание "мастера по водным видам спорта", пел, играл на фортепиано и гитаре. Весельчак, балагур, любимец общества.

В 1922 г. он по просьбе матери говел, на Пасху исповедался и причастился. Исповедь, которую старый священник, о. Владимир Воробьев, по слабости сил принимал сидя, произвела на Михаила Валериановича глубокое впечатление, и с этого времени он стал регулярно посещать богослужения.

В 1927 г. был арестован по доносу и осуждён по 58-й статье на 3 года тюрьмы и 3 года ссылки.

В ссылке на Белом море ему было видение: на закате, небо раскрылось, и он увидел другой мир, небесный. Ему было предсказано, что он станет священником. После ссылки Кречетову было разрешено жить не ближе 100 километров от Москвы, он выбрал Зарайск .

Работал в с. Ильинском на фабрике бухгалтером, затем в той же должности в Зарайском гортопе. На Великую Отечественную войну он в первые же дни ушёл добровольцем, прошел её всю и по молитвам матери не имел ранений. Мама Михаила Валериановича всю свою жизнь пела и регентовала в церковных хорах. Стал петь в церкви и Михаил.

В 1949 г. он поступил в семинарию.

В 1952 г. рукоположен во диакона.

В 1953 г. окончил Московскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Московскую Духовную академию. Рукоположен во священника в Никольской церкви с. Пушкино 19 декабря 1955 г. архиепископом Можайским Макарием.

9 мая 1960 г. управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем о. Михаил назначен настоятелем Никольского храма с. Царёво.

В 1980 г. награждён правом ношения митры.

В 1983 г. по состоянию здоровья почислен за штат.

В 2000 г. архиепископом Можайским Григорием было освящено каменное здание воскресной школы, построенное рядом с храмом по проекту архитектора Б.Г. Белоногова благотворителем М.В. Полюдовым.

Возрождение святыни

Для человека вера в Бога является неотъемлемой частью духовного мира. Мы разные люди, но в сердце каждого из нас есть главное, что нас делает одной семьей – любовь к Богу. Еще в древности само слово «Христианин» означало «Носящий в себе Христа». Именно в Храме человек становится Христианином, по настоящему приобщается к Богу. Мы приходим в Дом Божий с молитвой и от самого сердца, для нас это чистое и светлое место. Поэтому с давних времен люди старались сделать все, чтобы все в церкви было особенным, величественным и красивым.

Для Никольской церкви села Царево 2012 год — юбилейный год. Нашему храму исполняется 200 лет и, несомненно, для всего прихода это не только большая радость, но и серьёзная ответственность.

Минувшее

Первое название села Царёво – Иевлево. Первые упоминания о нём в летописях относятся к 1503 году. В актах землевладения владельцем этих земель значится Тимофей Царёв. По его фамилии село и получило своё нынешнее название.
Примерно в 1623 году в летописях упоминается: «село Иевлево, Царёво тож, на речке Талице да на речке Морванице». Два этих названия используются до середины восемнадцатого века, но уже с 1744 года в употреблении остается только одно Царёво, дошедшее до наших дней. Хотя в девятнадцатом веке встречается название Царёво-Никольское.
Существует ещё одна версия возникновения названия села Царёво. По легенде здесь был похоронен сын царя Ивана Грозного от его второй жены — черкесской княжны Марии, умерший в возрасте полутора лет во время поездки царя из Москвы в Александровскую слободу (современный город Александров).

Под покровительством святителя Николая село Царево находится с середины шестнадцатого века. В 1575 году в селе упоминается деревянная церковь «на каменном деле» Николая Чудотворца с приделами Святой мученицы Параскевы и мученика Елизария. В 1623 году деревянная шатровая церковь стояла «без пения», то есть богослужения в ней не совершались. О той, деревянной церкви сведений мало. Возможно, что она перестраивалась, так как в 1678 году в селе упоминается Никольская церковь с приделами мученицы Параскевы, мучеников Маккавеев и Сергия Чудотворца.
В разные века село принадлежало известным в России родам: Вылузгиным, Шереметьевым, Голицыным, Щербатовым. В 1774 году владельцами села становятся Дурасовы — наследники богатых уральских горнозаводчиков Твердышевых и Мясниковых.
С именем Николая Алексеевича Дурасова связано строительство в начале девятнадцатого века храма в том облике, каким мы видим его сейчас.
6 декабря 1811 года строительство каменного храма на месте деревянного в селе Царево, изучив «планы и фасады», благословил епископ Дмитровский Августин:

«Божией милостью Святейший Августин епископ Дмитровский Московский викарий. Просил нас Николай Алексеевич Дурасов о дозволении ему в вотчине его, Дмитровской округи селе Царёве построить вновь церковь вместо деревянной, на том же месте каменным зданием, во имя Чудотворца Николая, с приделом святыя мученицы Агриппины. Из представленной же от Московской духовной консистории справки построению сей церкви препятствий не оказалось: сего ради благословили Мы помянутую церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святыя мученицы Агриппины каменным зданием ему, просителю по апробированному Нами плану и фасаду построить на восток алтарём по подобию прочих святых церквей, доброю и благопристойною архитектурой.»

Начало строительства нового каменного храма относится к 1812 году. Этот год в памяти нашего Отечества связан с войной России с армией Наполеона. Как известно, 25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова, последний француз был изгнан с территории нашей страны. Хотя для России война еще не закончилась, но именно в этот день император Александр I издал Манифест в благодарность Христу Спасителю построить в Москве храм.
Неслучайно в росписях храма присутствуют сюжеты, напоминающие те радостные события: в Никольском алтаре за престолом, где обычно изображают воскресшего Христа, помещена сцена Рождества Христова, а в световом барабане, под куполом — ангельский гимн «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение», возвестивший пастухам о Рождении в мир Спасителя.

Архитектором при строительстве храма был Иван Васильевич Еготов – ученик В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Кроме Никольской церкви последними работами Еготова, умершего в 1815 году, стало восстановление взорванных французами в 1812 году Никольской и Водовзводной башен Московского Кремля.

Здание Никольского храма выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в восемнадцатом веке и в начале девятнадцатого. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль — высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых — поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили.

На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны, над алтарной частью возведена такая же башенка — сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии. Необычно смотрится на готическом храме широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один — аркатурный, в готическом стиле. Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится иконостас с красивой резьбой и иконами. Боковые приделы выполнены в стиле классицизма, с массивными колоннами по бокам иконостасов.
В течение всего девятнадцатого века храм благоукрашался. В описи фонда Московской Духовной Консистории в Мосгорархиве есть упоминания о работах, проводимых в храме, например:
1859-1863 годы. «Об устройстве нового иконостаса в Николаевской церкви села Царёво Дмитровского уезда»;

1885-1886 годы. «О повреждениях кровли в Николаевской церкви с. Царёво Дмитровского уезда»;
1893 год. «Об устройстве придела в церкви села Царёво». В последнем документе речь идёт об устройстве Ильинского придела: Антиминс на престоле в Ильинском алтаре подписан 1898 году.

Кто были те благотворители, чьими силами украшался храм во второй половине девятнадцатого века, нам неизвестно.
В двадцатом веке богослужения в церкви продолжались до 1940 года, когда храм был закрыт, но после начала Великой Отечественной войны жизнь прихода возобновилась.
Благодаря уцелевшим документам при оформлении брачных свидетельств установлены имена священников церкви с момента ее построения.
Так, с 1922 по 1930 годы, настоятелем храма был иерей Сергий Кротков, который в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской православной церкви был причислен к лику святых как священномученик.
В 1948 году в храме проводились реставрационные работы, но эти мероприятия только исказили внутреннее убранство, так как рабочие неумело, бытовой масляной краской, записали тонкую темперную живопись, выполненную, по преданию, итальянскими мастерами.
К восьмидесятым годам здание храма стало сильно разрушаться. Каменные напольные плиты проваливались, крыша летней части прогнила, а с купола, из-за протечек, осыпалась штукатурка.
Протоиерею Николаю Глебову, назначенному в 1984 году настоятелем храма, удалось добиться от уполномоченного по делам религий по Московской области получить разрешение на ремонт здания. Власти надеялись, что религия в стране отомрет сама собой и не поощряли ремонтные работы в церквях. Но тогда храм все-таки немного привели в порядок: перекрыли крышу новым железом, отремонтировали пол, провели отопление в летнюю часть, заменили сгнившие окна в световом барабане и алтаре.
До октябрьской революции 1917 года при Царёво-Никольской церкви была церковно-приходская школа. После революции школу закрыли, а здание занял сельсовет. В 1988 году здание школы разобрали из-за ветхости.
В 90-е годы прошлого века Святейший Патриарх Алексий II благословил открывать воскресные школы при храмах. И 6 февраля 1994 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при Царёво-Никольской церкви вновь открылась школа. Под учебные классы приспособили помещения в церковной сторожке и церковном архиве.

Благотворители нашего храма- семья Полюдовых

Семья Кошелевых — Полюдовых много десятилетий связана с нашей церковью: не одно поколение Кошелевых было прихожанами Никольской церкви. Они не только молились здесь и крестили своих детей, но и пели на клиросе, пекли просфоры. В феврале 1999 года состоялось знакомство настоятеля храма с семьей Полюдовых, Еленой Петровной (урожденной Кошелевой) и Михаилом Васильевичем.
Благодаря жертвенной помощи семьи Полюдовых, в 2000 году было завершено строительство нового здания Церковно-приходской школы и с сентября в нём начались занятия, а 5 ноября 2000 года состоялось торжественное Богослужение в храме и освящение нового здания школы архиепископом Можайским Григорием. Помимо школы был построен глубинный колодец с надкладезной часовней.

В 2004 году попечением М. В. Полюдова приступили к реставрации и благоукрашению внутреннего убранства Никольского храма. В дореволюционной России было множество специалистов, обученных писать иконы, резать иконостасы из дерева, накладывать позолоту. В советское время преемственность этих профессий была почти прервана за ненадобностью, храмы тогда не строили и не благоукрашали, эти специальности сохранились только в немногочисленных музеях и монастырях. В наше время восстанавливаются эти традиции, но найти хороших позолотчиков или реставраторов живописи очень не просто. Полюдов перед этими трудностями не отступил: был позолочен иконостас, отреставрированы иконы из иконостаса. В 2007 году на солее была установлена латунная ограда с орнаментом, хорошо сочетающимся с декором иконостаса. Создается впечатление, что стояла она на этом месте всегда. Изготовили ее на заводе по производству церковной утвари в Софрино.

В 2008–2010 годах на средства М.В.Полюдова позолочены напольные киоты и отреставрированы хранящиеся в них иконы. Хочется сказать слова благодарности реставратору живописи 1 категории, очень хорошему специалисту Ксении Тульпа, за качественную реставрацию храмовых икон. На многих из них за годы образовались трещины в досках, живопись осыпалась, олифа потемнела. Многие были под поздними записями. Теперь иконы промыты, расчищены от записей, укреплены.
Реставрация киотов — это особая работа. Укрепить каркас, восстановить недостающие декоративные элементы, позолотить заново то, что первоначально было позолочено и подобрать цвет киотов, гармонично подходящий к общему цветовому решению интерьера храма – это те задачи, которые мастерам приходилось решать. Напольные киоты реставрировала мастерская «Аркансаз» под руководством Аркадия Германовича Сазанова. А Михаил Васильевич, как и в проведении других восстановительных работ по церкви, не только финансировал эти работы, но и осуществлял полный контроль, а в спорных вопросах приглашал на консультации специалистов.

В мае 2010 года началась реставрация фасада храма, которая включает золочение крестов, замену белого камня на карнизах и ступенях боковых входов, перекрытие купола и крыши медью и покраску. Михаил Васильевич все делал сам: подбирал опытных рабочих, закупал материалы, всё контролировал.

Надо было найти специалистов, способных позолотить, покрасить, заменить разрушенный белый камень на новый, а еще часть работ произвести на большой высоте. Так, для золочения крестов, два из них сняли с колокольни и алтарного восьмерика, а самый большой, на куполе, был позолочен на месте на высоте 53 метра.

В реставрационных работах участвовало несколько бригад. Одни занимались золочением крестов, другие — заменой кровли, третьи приводили в порядок фасад. За 200 лет кирпичи в некоторых местах разрушены, на колоннах появились трещины и утраты. Крыша в 1980 — е годы была починена, но за прошедшие десятилетия вновь стала нуждаться в капитальном ремонте. Белокаменные карнизы требовали полной реставрации. Сделанные в начале 19 в., карнизы никогда не ремонтировались, их никто не укреплял, не восполнял выпавшие блоки, не заменял те камни, что потрескались и выкрошились. Выпадая, эти блоки пробивали крышу и представляли опасность для людей. В проемах выпавших камней птицы устраивали гнезда. Белый камень не простой в работе материал, не со всеми строительными смесями сочетается. И для этих работ Михаил Васильевич нашел квалифицированных мастеров, при этом не выпускал их работу из-под каждодневного контроля.
Еще одной из таких дорогостоящих и трудоемких работ была замена железа на медь на куполе и крыше. Замена, требующая большой подготовительной работы и мастерства, так как работать приходилось на большой высоте и в жару, и на ветру.

На протяжении всех реставрационных работ нас поддерживал отец благочинный — прот. Иоанн Монаршек. Он не только принимал живое участие в реставрационных работах, но и непрестанно обращался с молитвою к Богу о благополучном завершении работ, совершал в нашем храме молебны святителю Николаю Чудотворцу испрашивая у него обильной помощи и заступничества в этом благом деле.

В результате храм приобрел свое былое величие.

К Пасхе 2010 года на церковную звонницу были подняты девять новых колоколов, отлитых на тутаевском заводе на средства семьи Полюдовых и прихожан церкви. Всего на звоннице располагаются 11 колоколов, два из которых чудом сохранились от советского времени.
Всем прихожанам, собравшимся 30 апреля 2010 г. в нашем храме, была предоставлена возможность ударить в самый большой и красивый колокол до его поднятия на колокольню. Отныне каждое богослужение в храме начинается именно с его мерного звучания.
Праздничный день начался с Божественной Литургии, которую совершил благочинный церквей Пушкинского округа прот. отец Иоанн Монаршек в сослужении клириков Никольской церкви, после этого был совершен чин освящения колоколов и пасхальный крестный ход.
Светлую радость испытали все присутствующие на богослужении. Маленькие дети и пожилые люди с восторженными глазами поочередно ударяли в колокол. Многим такая возможность представилась первый раз в жизни.

Подъем, установку и настройку колоколов осуществляли специалисты международного центра колокольного искусства.
Несмотря на опыт и большую практику, к каждому подъему колоколов они готовятся с большой ответственностью, с учетом архитектурной специфики храма. Общий вес новых колоколов Никольского храма составил три тонны. Самый маленький колокол весил 12 килограмм, его внесли на колокольню на руках. А вот когда поднимали самый большой колокол-Благовест, тот в который звонили прихожане, захватило дух, потому что казалось, что этот богатырь весом 1300 килограмм не войдет в оконный проем. С ювелирной точностью, используя специальные подъемные механизмы, уверенно, но очень бережно специалисты втянули его внутрь колокольни. Дальше следовало определение правильного месторасположения колоколов на звоннице, грамотный монтаж, создание условий для качественного исполнения звонов.

При отливке колоколов применялся уникальный дореволюционный метод, которым владеют специалисты мастерских Николая Шувалова. Тутаевский колокольный завод обладает единственной в России старинной ручной технологией изготовления колокола по кружальным лекалам с литьем в глину. Владельцем и душой завода является Николай Александрович Шувалов. Николай Александрович лично сопровождал «свои детища» из города Романов-Борисоглебск (Тутаев) Ярославской области в село Царево.
В юбилейном, 2012 году реставрационно-восстановительные работы в нашем храме продолжались.

24 июня 2012 года совершилось радостное событие для нашего храма – благодарственный молебен об успешном окончании реставрации святого Алтаря.
Наш храм, как говорилось выше, уникален тем, что во время гонений на церковь в ХХ в. – это была единственная действующая церковь в ближайшей округе. На протяжении многих лет он являлся центром духовной жизни г.Красноармейска и Царевского сельского округа. Все другие близлежащие храмы были закрыты и уничтожены. Кроме того, в нашей церкви сохранились подлинные иконостасы, иконы и киоты, внутреннее убранство и настенные росписи XIX века, что до сих пор делает ее уникальной или, как принято говорить в народе — «намоленной» церковью.
Но, к сожалению, безбожное время не прошло даром и для нашего храма. Невозможность проведения плановых ремонтно-реставрационных работ из-за активной богоборческой политики советской власти, тяжелое экономическое настоящее время привели наш храм в удручающее состояние. Он требовал срочной и квалифицированной реставрации уже на протяжении многих лет.
После последних лет ремонта и реставрации внешнего облика церкви началась реставрация внутренней росписи. К этому ответственному делу Михаилу Васильевичу удалось привлечь высококвалифицированных специалистов. Их возглавил художник-реставратор Бибиков Виктор Михайлович, который принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя.
Так же в начале июня попечением Михаила Васильевича начались работы по возрождению паперти церкви. Было изготовлено новое бетонное основание паперти, приобретен гранит и в июле работы были завершены.

Парадельно велись работы по реставрации настенного образа святителя Николая Чудотворца за алтарной частью храма.

Никакое благое дело невозможно совершить без Божьего Благословения. За каждым Богослужением священнослужители и прихожане нашего храма возносили свои молитвы об успешном окончании этого Богоугодного дела, о здравии благотворителей и о помощи Божией всем трудящимся на реставрации специалистов.

10 июня 2012 года наш храм посетил архиепископ Можайский Григорий. Владыко обратился с приветственным словом к собравшимся, в котором отметил важную роль, которую играют современные православные меценаты в возрождении православной Церкви на Подмосковной земле, благодаря чему происходит духовно-нравственное возрождение всего нашего общества. Владыко отметил так же необыкновенную архитектурную красоту храма, а так же высоко оценил те труды, которые совершаются по реставрации этого грандиозного памятника псевдоготического искусства.
За свои многолетние труды по восстановлению церкви и помощь в возрождении воскресной церковно-приходской школы (в которой в день визита Владыки был открыт музей) М.В. Полюдов принял из рук Архиепископа Можайского Григория медаль Московской епархии «За жертвенные труды» I степени.

После многих месяцев кропотливой и сложной работы, в конце июня алтарь предстал перед взором духовенства, благотворителей и прихожан церкви в своей первозданной красоте. Особые чувства радости и умиления испытывали все собравшиеся во время совершения молебного пения. По окончании богослужения звучали слова благодарности в адрес благотворителей и попечителей церкви, чьими трудами и непрестанной заботой возрождается и благоукрашается наш удивительный храм.

Случайны ли эти совпадения? Конечно же нет. Случайностей в мире не бывает, во всем действует Промысел Божий. Многое уже сделано, вложено сил и трудов, но еще больше впереди. И мы надеемся и верим, что Господь и впредь будет посылать нам Свою неоскудеваемую помощь и изливать на нас Свои неизреченные милости.

200 — летний юбилей
19 декабря, в день памяти святителя Николая, Никольский храм села Царево Ивантеевского благочиния отмечал свой 200-летний юбилей. Праздничную Литургию в Никольском храме в этот день, по благословению митрополита Ювеналия, совершил архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Ивантеевского церквного округа протоиерея Иоанна Монаршека, благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека (мл.) и клириков Никольского храма. За богослужением была совершена хиротония Вячеслава Зуева в сан диакона.

Два хора: приходской хор под управлением Т. Белевикиной и хор Царево-Никольской воскресной школы под управлением Н. Фроловой - сопровождали праздничное богослужение. В храме молились многочисленные прихожане, учащиеся воскресной школы, а также глава города Красноармейска А. И. Овчинников, глава Пушкинского района А. И. Кузьменков и руководитель сельского поселения Царевское А. Ф. Рыжков.

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст.Пушкино - 31 км, далее автобусом на Красноармейск до Царево - 18 км.

Проезд автомобилем: От Москвы по Ярославскому шоссе до А-107 (Малого Московского кольца), далее свернуть направо на А-107, доехать до перекрестка с круговым движением (6 км), свернуть по кругу налево на Красноармейск, проехать еще около 2 км до Царево.

Никольская церковь в селе Царево была построена в 1812-1815 годах в селе, принадлежавшем дворянам Дурасовым. Автором проекта был, по всей вероятности, московский архитектор Иван Васильевич Еготов, ученик В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Чертежей с его подписью, к сожалению, не сохранилось, но и по ряду особенностей храма, и по тому, что Еготов незадолго до этого строил для владельца села, Николая Алексеевича Дурасова, усадебный дом в Люблино, исследователи уверены в его авторстве здесь.

В то время Царево было маленьким сельцом в 24 двора. Однако Дурасов принял решение выстроить здесь великолепный храм, и посвятил один из приделов мученице Агриппине в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой, которая и приобрела в 1774 году это село у князя Щербатова. В некоторых источниках утверждается, что Никольская церковь в Царево была построена А.И.Дурасовой, но это едва ли может быть верным, так как княгиня умерла за 25 лет до начала строительных работ в Царево.

Село Царево – довольно древнее. Упоминания о нем встречаются уже в XVI веке, правда, тогда село называлось Иевлевым. Известно, что через него вела дорога на Александров, и в 1564 году здесь останавливался Иван Грозный. Предание гласит, что здесь был похоронен царский сын от второй жены Грозного, черкесской княжны Марии, умерший в возрасте 1 или 2 лет, в пути, и над его могилой сначала была поставлена часовня, а позднее – деревянный храм. Хотя историки утверждают, что вряд ли малолетнего сына Ивана Грозного стали бы хоронить в глухом селе при дороге. Есть сведения, что нынешнее название села было дано по фамилии одного из первых известных владельцев, Ивана Марковича Царева.

В XVII веке село снова упоминается в писцовых книгах, с указанием шатровой деревянной церкви Николая Чудотворца с двумя приделами. На ее месте и была построена нынешняя каменная церковь. В то время село принадлежало Н.И.Шереметеву, который держал здесь двор. Позднее Царево перешло Ф.А.Голицыну, а к середине XVIII в. − П.Н.Щербатову. Он и продал село Дурасовым, которые владели здешними землями довольно долго, до середины XIX века.

Здание Никольского храма поистине великолепно, оно выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII веке и в начале XIX-го. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль – высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых – поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны над алтарной частью возведена такая же башенка (сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии).

Несколько необычно на готическом храме смотрится широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один – аркатурный, в готическом стиле.

Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится сохранившийся старинный иконостас с красивой резьбой и иконами. Уцелели и росписи на стенах храма, так как он практически не закрывался даже в советское время. Очень хороши боковые приделы, выполненные в стиле классицизм, с массивными колоннами по бокам иконостасов. Недавно восстановили полуразрушенные Святые ворота, украшенные в одном стиле с храмом – пятью шпилями.

error: Content is protected !!