Проблема бытия и небытия в философии. Проблемы бытия человека Философский смысл понятия бытия

Бытие - это существование материальных и духовных объектов. Быть - значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира - факт его существования. Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия - это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия: - бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях - бытие мирового духа;

Бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания; - бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

Концепции бытия. Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий: - между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений; - между единством мира и его многообразием в этом его единстве; - между независимостью существования мира от человека и включенностью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей. В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono - один) - это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало - материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis - двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат. Plereles - множественный) - это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.

Материализм - это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным - идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

Материализм различают:

по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;

по способу мышления на диалектический и метафизический;

по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;

с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль - продукт деятельности мозга);

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм - это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало. Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм. Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм). Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

Материя и формы ее существования.

Классическим считается определение материи, данное В. И. Лениным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них . Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т.д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью. Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. Объясняется это согласование следующим образом: мышление – продукт человеческого мозга; человек и его мозг – продукт природы, следовательно, в конечном счете мышление – продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и парменидовское понятие «бытие», теологическое Абсолют, бог пантеистов и т.д . Оно выступает гарантом существования мира в его единстве, хотя речь идет о материальном единстве. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

Основные типы движения материи. Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных частиц: электронов, позитронов и т.д. Это внутренние процессы. Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений. Сюда относятся явления гибели – смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании превращается в лед, а металл при нагревании становится жидким), возникновение новых объектов (например, ученые фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существующие в естественной природе). Кроме типов движения материи, выделяют формы движения материи . Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована Ф. Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Основные качественные характеристики неживой природы определяются взаимодействием физической и химической форм движения материи; в живой природе преобладающей является биологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формой движения. Социальная форма движения присуща обществу.

Природа и сущность человека

В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сторонники первого, утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности». Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, согласно которой большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), что, в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию и др. При этом нужно иметь в виду, что когда речь идет о названных формах человеческого поведения, соответствующие термины употребляются метафорически.

26. Философские и естественно-научные представления о свойствах и структуре материи .

Пространство и время – формы бытия материи. Движущаяся материя включает в себя сосуществование многообразных объектов мира внешних друг другу. Но эта внешность особого рода: как реально существующие эти внешние друг другу объекты составляют единство. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Такая форма существования движущейся материи есть время . С помощью понятия «время» характеризуются длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить непрерывность взаимодействия объектов, когда вещи не только постоянно изменяются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам. Категории пространства и времени – предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства и времени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи. Опираясь на философию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику – учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. Наука и диалектический материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые сами одновременно являются гарантом и обоснованием собственной устойчивости и бесконечной воспроизводимости.

29. Происхождение человека и уникальность его бытия.

И. Кант пришел в свое время к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются все три, как он писал незадолго до смерти в своей «Логике», одним вопросом: что такое человек?

В трудовой теории антропосоциогенеза, разработанной в марксистской литературе, главным фактором формирования человеческого сознания является целенаправленный труд. Использование орудий труда и их совершенствование является главным отличием человека от животных. Осуществление трудовой деятельности стало возможно благодаря переходу отдельных видов обезьян к прямохождению, передние конечности освободились, и стала развиваться кисть руки. В то же время существует много неясных моментов – например, таких, как антропный принцип . В соответствии с антропным принципом Вселенная содержит такой точный набор констант, которые приводят на определенной стадии к появлению человека. Можно сказать, она «запрограммирована» на человека.

В философской литературе слово «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обозначается то, что еще не познано, но принципиально вполне познаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне человека? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен сам предмет. Человек, обращал внимание Тейяр де Шарден, – самый таинственный и сбивающий с толку объект. Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть вполне применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет значит построить его» (Спиноза), «понять значит выразить в понятиях» (Гегель) и другие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из которых является вывод М. М. Бахтина: «Человек не может быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-понятийная дискурсия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам Бахтина, это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя переносить на них категории вещного познания.

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть - всё видимое и невидимое.

Учение о бытии - онтология - одна из центральных проблем философии.

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что распалась связь времен...

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для нее начальным постулатом становится уже не сам этот факт, а его смысл.

Первый аспект проблемы Бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.

Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир - мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, - основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Особое место в этих мирах занимает человек. Он - природное существо, с одной стороны. С другой стороны, он наделен сознанием, а значит, может существовать не только физически, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество - это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: «в здоровом теле - здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.

Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Эту форму бытия мы будем анализировать в разделах, посвященных обществу.

Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные - производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.

1. Одной из базовых категорий философии является понятие бытия . Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие – все определяется через понятие бытия, философское понимание которого означает существование вообще. Мир и его явления, человек и его сознание, мир в целом, знания о мире и его составляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.

В структуре философского знания бытие выступает предметом онтологии.

Онтология изучает:

Происхождение и длительность (границы) бытия;

Структуру (виды, формы, сферы и их соотношения) бытия;

Движение и развитие бытия;

Субстанцию бытия;

Фундаментальные законы бытия.

Это понятие рассматривается как базисная категория для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Философия ставит целью нахождение подлинного бытия и его осмысление, идет по пути определения понятия «бытия» и его места в структуре знания, а также выделяет виды и формы бытия как объективного существования. Существовать в физическом смысле слова,значит быть участником взаимодействий. Существовать в биологическом смысле значит жить, дышать, размножаться. Существовать в социальном смысле значит чувствовать, размышлять, говорить, трудиться, заниматься политикой, искусством и т.п. Существовать в философском смысле значит иметь определенность, выражаемую философскими категориями.

В истории философии попытки признать бытие основной категорией философского мышления о мире не всегда принимались всеми философами безоговорочно: рассмотрение бытия поощрялось лишь в плане абстрактного или только естественнонаучного изучения категории «материя». Понятия «материя» и «бытие» не отождествлялись, так как материя характеризует субстанциональную основу мира, и в этом смысле она всецело объективна. Она есть существующая объективность, в пределах которой взаимодействие всего со всем рождает круговорот движения в том смысле, что в начале и конце любого цикла дана все та же неуничтожимая материя. Но если при рассмотрении состава сущего происходит ее сведение к «объективной реальности», тогда в бытии остаются только вещи и только объекты, и человек также представляется вещью среди вещей. Между тем в составе реально сущего нет ничего важнее, кроме человека, мира и их отношений. При этом очень важно заметить, что раскрытие сущности человека и мира, а также их взаимосвязей осуществляется с помощью определенного философского языка (т. е. понятийного аппарата ), который в историческом развитии философской мысли постоянно развивался и совершенствовался. Особое значение в этом плане приобретает категория «бытия».



Жизнедеятельность человека в своей повседневности опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых суждений и размышлений. Самая первая и универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется, существует. Стало быть, рассмотрение бытия невозможно, если мы не будем искать его исходный пункт в элементарных фактах повседневной жизни человека. Это означает, что лицо бытия, в котором мы находимся – его непосредственная данность, очевидность, его неустранимость, существование.

Однако специфика бытия не раскрывается только фиксацией факта существования. И не только в силу широко распространенного возражения: раз бытие первоначально определяется через понятие «существование» (т.е. наличие чего-либо), то категория «бытие» не нужна, ибо не дает ничего нового по сравнению с категорией «существование». Однако дело заключается в том, что философская категория «бытия» не только включает в себя указание на существование, но и фиксирует более сложное содержание.

Рассматривая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует. Но для нее начальным постулатом становится уже не сам факт, а его смысл. Философское мышление о мире всегда содержало в себе определенную позицию взирающего на мир субъекта, выражало то или иное отношение человека к сущему. Философия ставила всегда вопрос об отношении субъекта к объекту, сознания к бытию, человека и мира.Таким образом, бытие как философская категория обозначает отношение «человек и мир».

Множество метафизических вопросов было поставлено уже в раннегреческой натурфилософии. Каковы первоначало и первопричина мира? Можно ли считать его единым? Какова основа мира (субстанция)? Из чего она состоит? Одна ли субстанция или их несколько? Является ли она вечной? Бесконечной? Это все вопросы о бытии, однако, бытие здесь еще не выделено в качестве понятия.

Природа онтологических вопросов (как, впрочем, и всех вопросов философии вообще) такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Такие вопросы поэтому ставят проблемы. Конечно, онтологических проблем великое множество, тем не менее среди них выделяется группа проблем, на протяжении веков привлекавших к себе внимание поколений философов.

Проблема небытия . Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, его и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто?

Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небытие, или ничто . Если бытие характеризует качественную наполненность мира, включает в себя все существующее без исключения, то ничто обозначает полное отсутствие чего-либо.

Ничто , онтологическая категория, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей либо бытия вообще. Изучение вопроса о бытии и небытии показывает, что эта проблема имеет многосторонний и противоречивый характер. История языка категорий, которые использовались для его описания, свидетельствует о том, что следует различать бытие целого и частей. Бытие как целое есть реальность, которая неуничтожима, вечна и бесконечна. Бытие отдельных вещей - временно и конечно. Вещи возникают, существуют и гибнут.

Во Вселенной ничто из ничего не возникает, как и не исчезает вообще. Все, что в ней есть, получило свое первоначало от какого-либо другого вида материального бытия. Это означает, что абсолютно все существующее в мире обладает возможностью становиться тем или иным видом материи. Причем прежний вид материи не может быть абсолютно утерян, а может лишь перейти из одного состояния в другое.

Проблема сознания . Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у человеческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то, может быть, сознанием - пусть в меньшей мере - наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание - Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открывается вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные характеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протяженностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локализованным человеком и как возможно влияние на непротяженное сознание протяженных предметов.

Существует ли особая духовная реальность, и если существует, то как она соотносится с реальностью материальной, телесной, с материальным бытием? Это так называемый основной вопрос философии , вопрос о том, что первично, на который философы разных направлений давали разные ответы. Материалисты доказывали, что основная и действительная реальность - это материальное бытие, идеалисты объективные отдавали приоритет духовному бытию, считали материальное производным и зависимым от него, дуалисты же говорили о независимости друг от друга, о «параллельном» существовании материального и духовного, а субъективные идеалисты и вовсе объявили этот вопрос псевдопроблемой.

Проблема единства мира . Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний порождает дилемму: должны ли мы считать все это одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность.

Проблема Бога . Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекает из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог - это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы «над» ним? Творение Богом мира - это разовый акт или это непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение - это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Проблема движения . Вопрос о том, существует ли движение, поставленный элеатами, которые его отрицали, со временем дезактуализировался. Зато приобрели остроту вопросы о том, абсолютно ли движение и вечно ли оно. Не меньшую проблему рождает вопрос о характере движения: скачкообразный, прерывистый или же плавный, эволюционный?

Существуют три основные формы бытия мира – неорганическая ,органическая исоциальная . Что касается первых двух форм бытия, то они представляют бытие предметов. Эти предметы не рождаются культурными средствами, поскольку они существуют и объективно пребывают сами по себе. Когда же речь идет о бытии человека, то его рождение предполагает не столько природное, сколько культурное, нравственное усилие, ориентированное на становление человека личностью.

Личностный момент в бытии человека необходимо подчеркивать потому, что в философии осмысление ее проблем, в том числе и проблем бытия, предполагает личностное усилие, наше постоянно возобновляющееся участие в бытии, которое для каждого поколения, для каждого человека возникает заново. В каждую эпоху, в разных цивилизациях человек каждый раз вновь должен индивидуально испытать то, что испытывали до него люди, ибо речь идет о бытии. Оно одно, если мы совершаем действия, поступки, и оно другое, если мы не делаем этого. Но философия не останавливается на простой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существования. Определяя смысл отношения «бытие–небытие», она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия, предоставляет возможность преодолеть ограниченность познания через призму индивидуального бытия.

Следует различать виды бытия – объективную и субъективную реальность. Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания . Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие.

Сознание, мышление, духовный мир человека есть не что иное, как субъективная реальность, находящая свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности.

Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой адекватности и истинности мышления выступает опосредованность его практикой. Для того чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть, например, объектом исследования разных специалистов. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно и реально существующих вещей и процессов.

Следует различать уровни бытия – актуальное (действительное) ипотенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии философия выделяет, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это природное бытие индивидуализированных объектов и их состояние, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника, в которой сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и законы внешнего мира, его вещества и свойства.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие , которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное едины, и предпосылкой этого единства является бытие, которое волновало мыслителей, философов, ученых во все времена существования человека.

Таким образом, бытие есть сущее и существующее. Это самостоятельная сущность (субстанция), которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Оно включает в себя бытие человека (существование индивидуального как самостоятельной реальности в виде жизнедеятельности каждого отдельного человека), материальное бытие (существование материального как самостоятельной реальности в виде вещей и явлений природы), идеальное бытие (существование идеального как самостоятельной реальности в форме индивидуализированного духовного бытия и объективированного духовного бытия), социальное бытие (существование социального как самостоятельной реальности в виде всех исторически сложившихся форм жизнедеятельности общества).

В настоящее время философские концепции подразделяются на монистические, дуалистические и плюралистические .

Философов, которые в своих построениях исходят из одного начала, кладут в основу мира только одну субстанцию, принято называть монистами , а их учения монистическими. Если субстанция представляет собой какую-то материальную сущность, то мы имеем дело с материалистическим монизмом (материализм) (марксизм), если духовную – с монизмом идеалистическим (идеализм), в объективной (идеализм Г. Гегеля) или субъективной (идеализм Дж. Беркли) его формах.

Кроме монизма в истории философии были концепции, которые исходили из наличия двух субстанций – материальной и духовной. Они получили название дуализм . Классическим представителем дуализма принято считать Р. Декарта, который допускал существование «двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная или телесная. Другая субстанция – духовная. Координирует действия обеих субстанций, разумеется только Бог, которого можно назвать наивысшей субстанцией. Следовательно, дуализм Р. Декарта является весьма относительным.

Кроме монизма и дуализма в философии есть и плюрализм , т.е. концепции, постулирующие множественность субстанций. Примером подобного подхода может служить учение знаменитого немецкого философа и математика Г. Лейбница о так называемых монадах.

1. Понятие Бытия, его смысл и познавательное значение


Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально существующее в природе, обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность - все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:

Бытие природы. При этом различают:

Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.

Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

Бытие человека. В этой форме выделяется:

Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).

Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует каксоциальное, духовно-нравственное существо.

Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:

Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.

Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

Бытие социального, которое подразделяется на:

Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.

Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов


2. Культура и цивилизация. Запад-Россия-Восток в диалоге культур


Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:

Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Она возникла как духовное преодоление мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией. Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализовываться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры.

Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Какое же место занимает Россия в в понятийной парадигме «Восток - Запад»? Проблема Восток - Запад - Россия была впервые заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников и славянофиллов была предпринята попытка «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Третьим вариантом европейско-христианской «прописки» русской истории, культуры, общества и государства явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.

Аспект российской самобытности в теории славянофилов был резко усилен «почвенником» Н.Я. Данилевским, отвергшим антитезу Восток - Запад и развивавшим идею существования ососбых и самостоятельных культурно-исторических типов. При этом русская культура рассматривалась как основа нового, формируещегося и переходящего в стадию цивилизации славянского типа.

Почти на протяжении всего XIX в. в научно-историческом изучении русской истории господствовало представление о ее глубоком, принципиальном отличии от истории западноевропейских народов.

Данное убеждение может быть названо одной из важнейших черт и, пожалуй, наиболее характерными свидетельством процесса становления русского национального, а шире - российского цивилизационно-исторического самосознания. Этот процесс русской жизни XIX в. отражен в поэтических формулах-императивах: «История России требует другой мысли, другой формулы» А.С. Пушкина, знаменитое письмо которого к Чаадаеву названо С.С. Хоружим «манифестом русской самобытности»; знаменитое тютчесвкое «Умом Россию не понять»; формула-вопрос Н.В. Гоголя «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?»; вопрос-ответ Ф.М. Достоевского «Почему же нам не вместить последнего слова Его(Христа)?».

Высказав мысль, что Россия могла бы стать мостом между Западом и Востоком, так как она имеет возможность сочетать в своей культуре оба великих начала духовной природы - разум и воображение, Чаадаев тем самым поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной истории.

Опора на гегелевскую диалектическую триаду (Китай, Индия, Ближний Восток) и одновременно введение в мировую историю России как ее нового необходимого звена допускали число теоретически две возможности: 1) сохранение трех элементов, но помещение России в качестве дополнительного звена в один из них (скорее всего, в третий, христианский - по главной его характеристике); 2) сокращение прежней схемы до двух элементов и введение в триаду нового элемента - России. (Заметим, что из обозначенных условий нового теоретического оформления триадической исторической схемы не вытекают «искусственная» триада типа бердяевской Врсток, Востоко-Запад, Запад и «случайная» триада евразийцев Европа - Евразия - Азия.) Из этих теоретических возможностей вторая имеет явный теоретический приоритет. Однако идея российской самобытности, доминировавшая в русскую мысль XIX в., использовала первую из них, поскольку для русских мыслителей Россия представлялась прежде всего страной христианства и христианской культуры.

По этой же причине западники помещали на третьей всемирно-исторической ступени не только германские народы, но и славянские (вместе и прежде всего с Россией). Славянофилы тяготели непосредственно к православию, особенно в его «русском» варианте, поэтому противопоставляли Россию Западной Европе.

Вторая возможность - теоретическая - дала существенно новый (после Гегеля) результат: формулу Восток - Запад - Россия, предложенную Вл. Соловьевым. Новизна его теоретического результата состоит в следующем.

Отвечая на вопрос, для чего существует человечество, Вл. Соловьев отталкивается от идеи развития и необходимости ее тройственного расчленения. Поэтому он выделяет три ступени всемирно-исторического развития, две из которых, полагал мыслитель, уже пройдены. Между ними - христианский рубеж. До этого рубежа человечество представляет прежде всего Восток (а в лице исламского мира он присутствует в качестве «первой силы» и на второй ступени). После христианского рубежа на исторической сцене появляется Запад (прежде всего, это цивилизация западно-европейских народов). Как видим, в этой схеме нет ни античных народов и Византии, ни Древней Руси в качестве значимых культурно-исторических и политических реалий. Символом Востока в духовной жизни является бесчеловечный Бог, символ западной цивилизации - безбожный человек. Историческая последовательность Востока и Запада, а также их реальное противостояние в мире как «первой» и «второй» силы завершиться на третьей ступени, когда утвердится истинное христианство. Субъектом - носителем этого в заключительном историческом отрезке может выступить молодой народ, не связанный традициями ни с Востоком, ни с Западом. Такова Россия.

В «Философских началах цельного знания» Вл. Соловьева мы находим готовую теоретическую формулу Восток - Запад - Россия. Она может быть представлена и в ином виде. Например, под Западом в противоположность Востоку можно понимать не только и даже не столько цивилизацию Западной Европы, сколько изначальный Запад греков и римлян, ставший фундаментом культурно-исторического развития и христианской Византии, и двух молодых исторических народов, принявших христианство, - германцев и славян с Россией. Тогда третья историческая ступень, связанная с действительным, а не вымышленным (как у Ясперса) «осевым временем» (и осевыми культурами), не что иное, как христианская эпоха всемирной истории независимо от того, какое историческое поведение демонстрируют на этой ступени и какие именно восточные и западные народы.

культура бытие реальность трактовка

3. Культуру часто называют «мерой человеческого в человеке»


Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой.

Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности.

Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей - существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». В истории философии в различных аспектах отмечалась важность характеристики того или иного социального явления посредством личностного, человеческого измерения.

Это просматривается при исследовании таких проблем, как отношение личности к государству и государства к личности: отношение личности к обществу и общества к личности; отношение личности к личности; отношение личности к природе; отношение личности к самой себе.

Если говорить о конкретных формах человеческого измерения культуры, то они проявляются во многом: от самосознания личности как самоценности и развития человеческого достоинства до способа ее жизнедеятельности, создающего или. напротив, не создающего условия для реализации творческих сил и способностей человека. Человек - творец культуры, культура же формирует человека. Можно сказать, что именно человеческое измерение культуры свидетельствует о том, что в культуре представлена и наглядно выражена способность человеческого рода к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории.

Нельзя не отметить важность личностного измерения культуры с точки зрения отношения человека к природе. Сегодня мы уже говорим об экологической культуре, которая отражает отношение человека к природе, его нравственность. Эта экологическая нравственность должна выступать ныне как категорический императив личности, государства, общества. Человек приходит в мир не как производитель и не как личность, а как человек. Он усваивает и природные, и социальные качества своего бытия в том виде, в котором находит их в своей среде, ибо не может выбрать тот или иной тип общества или уровень развития культурных ценностей. Человек является тем элементом системы «природа - человек - общество», посредством которого меняется и природа, и общество, и сам человек. И вот от того, каковы личностные измерения самого человека, каковы его ценностные ориентации, зависят (при наличии, конечно, определенных объективных условий) результаты его деятельности. Поэтому сознательность и ответственность, милосердие и любовь к природе - вот далеко не полный перечень человеческих качеств, которыми измеряется соприкосновение человека с природой, экологическая культура человека.

Когда мы говорим об экологической культуре общества, то должны отметить, что «хорошая технология» (та, которая ориентирована на сохранение и воссоздание природы) дает соответственно и «хорошую экологию». Экологическая культура общества, связанная с заботой о гармонии человека и природы, вбирает в себя и материальные, и духовные ценности, служащие и природе, и человеку как ее неотъемлемой части.

Сегодня проблема общечеловеческого и классового в культуре является весьма актуальной. До недавнего времени в советской философской литературе больше внимания уделялось проблеме классового подхода к ценностям культуры. Даже сама культура носила определения «социалистическая» или «буржуазная», а не культура буржуазного и др. общества. Конечно, характеризовать культуру узкоклассово - это значит исключить из нее те ценности, которые и делают ее собственно культурой. Речь идет, в первую очередь, об общечеловеческих ценностях. Подлинная культура - это социально-прогрессивная творческая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, направленных на выявление и развитие сущностных сил человека, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности: добропорядочность, трудолюбие, скромность, добро, милосердие, дружба, любовь, справедливость, истина, красота и др.

Диалектика общечеловеческого и классового в различных явлениях культуры проявляется по-разному: существуют такие явления культуры, как язык, наука, техника, которые никогда не носят классового характера; искусство, философия, мораль, просвещение и др., как правило, в той или иной степени несут на себе отпечаток различных классовых интересов; политическое сознание и политическая культура по природе своей связаны с существованием классов и борьбой между ними. Правда, в определенных исторических условиях и их содержание может приобрести более широкую культурную, а точнее, общечеловеческую значимость. Например, идеи просвещения и гуманизма, общие принципы демократии, политическое сознание, направленное на решение глобальных проблем современности, на выживание человечества, свидетельствуют об общечеловеческих ценностных ориентациях.

Социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, которая оказывает на культуру деформирующее влияние, если она, обслуживая и защищая интересы своей социальной группы или своего класса, выдает их за интересы всего общества.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Бытие - вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий.

Противоположное бытию понятие - «небытие» («ничто») . Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Человек, как бытие, обладает свободой и волей. В классической метафизике под бытием понимается Бог.

Различают бытие и сущее . Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди них можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это и выражено в понятии бытия. Отсюда, вопрос почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»?

Впервые понятие "бытие" ввел элеат Парменид (504-501 г. до н.э.). Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием . Небытия, «ничто» (того, что не существует ) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия - вовсе нет » . Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, неизменно, неделимо, совершенно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это недопустимо. Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же », «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется ». Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие .

Существует ряд концепций «истинного бытия» : Логос, Мировой Разум (Гераклит), число (Пифагор), первовещество (античные натурфилософы), атомы (Демокрит), идеи (Платон), форма форм, перводвигатель, Бог (Аристотель).

3.Основные виды бытия:

1) объективное и субъективное, 2) потенциальное и актуальное, 3) материальное и духовное, 4) природное и общественное

1) Объективное бытие (Бога, природы, общества) - существующее независимо от человека, субъективное бытие (мысли, чувства) - внутренний мир человека, продуцируемый им самим, субъективно-объективное бытие (объективный мир, сознательно преображённый человеком и зависящий от него, «вторая природа»; объективно-субъективный характер, для постнеклассической науки имеет и научное знание).

В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную

реальность, в противовес наличному миру становления. Этим бытием является Дух, Разум, Бог. Субъективный идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывая бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

2) Аристотель в «Метафизике» разделил бытие на потенциальное (возможное) иактуальное ( действительное) . Потенциальное бытие – неразвитое, неоформленное, неразвёрнутое, но существующее в действительности (будущее в настоящем – ребёнок, напр.). Актуальное бытие – проявившее себя в полной мере, оформившееся, раскрывшееся (что достигается в стадии зрелости – напр, профессионал, личность). Процесс превращения возможности в действительность называется становление.

3) Бытие материальное ибытие духовное . Мате́рия (от лат. materia - вещество) - физическая субстанция, противоположная сознанию(духу). . Существует несколько подходов к понятию «материя»:

а) материалистический подход , согласно которому материя есть первооснова бытия (субстанция), а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи, материя первична и представляет собой наличное бытие, подразделяясь на косную, живую и социальную материю.;

б) объективно-идеалистический подход – материя существует как порождение (эманация, объективизация) независимого от всего сущего изначального (идеального) Духа;

в) субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт человеческого сознания;

г) позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Материя (с точки зрения материализма) обладает следующими свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью, движением, пространством и временем.

Движением называется любое изменение (и мыслей, и вещества). Движение есть единство изменения и сохранения (преемственности). Оно имеет всеобщий характер (это - одна из немногих известных нам абсолютных истин).

Движение - способ существования материи. Выделяют пять основных форм движения материи : механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную (Ф.Энгельс «Диалектика природы»). Направленное изменение, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, называются развитием (восходящая линия

прогресс, нисходящая – регресс) . Развитие природы обозначается понятием «эволюция », развитие общества – «история », совместное развитие общества и природы – «коэволюция ».

Пространство и время - формы существования материи. Пространство выражает протяженность явлений, их строение из элементов и частей. Пространство - трёхмерно (длина, высота, ширина) и обратимо (можно вернуться в свой детский дворик). Время выражает длительность, скорость протекающих процессов, последовательность смены их состояний. Время одномерно (течёт по одной линии - прошлое, настоящее, будущее) и необратимо (вернуться в детство нельзя). Эйнштейн доказал, что пространство и время неотделимы друг от друга, образуя единый пространственно-временной континуум (хронотоп).

Есть разные «реки» времени: астрономическое, геологическое, физическое, биологическое («биологические часы»), историческое, субъективное («Я знаю, время растяжимо, оно зависит оттого, какого рода содержимым вы наполняете его», С. Я. Маршак).

Духовное бытие. В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. Таковым бытием является Мировой Дух, Мировой Разум, Абсолютная идея, Бог. Духовное рассматривается как некое единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания. В данном случае духовное воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. В рамках данной концепции, Дух не имеет отношения к бытию личности, он внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека

В философии субъективного идеализма духовное бытие есть проекция человеческого сознания (мысли, образы, вера, грёзы...).

Духовное бытие разделяется на индивидуализированное (мнения, ценностные представления отдельных людей) и объективированное, вне/над/индивидуальное (религия, наука).

4) Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе) и бытие общества. Бытие природы (как бытие материального мира, возникшего до человека противостоит бытию общества как духовно-материальному бытию, продуцируемому людьми (и в то же время находится во взаимодействии с ним).

В марксизме общественное бытие (понимаемое как собственная, внутренняя материальная основа общества, нетождественная с его природной основой) противопоставляется общественному сознанию (духовной жизни общества), выступая ведущей стороной («бытие определяет сознание»).

error: Content is protected !!