Основания возникновения образовательных отношений. «Договор об оказании платных образовательных услуг по новому закону об образовании Договор об образовании последняя редакция

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Комментарий к Ст. 54 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи являются новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени образовательные законы самостоятельных статей, посвященных нормативной регламентации договора об образовании, не содержали. Появление самостоятельной статьи об образовательном договоре является вполне оправданным и обусловлено дальнейшим развитием экономических (рыночных) начал образовательной деятельности, осуществление которой все в большей степени опосредуется договорным регулированием.

Как следует из пункта 1 комментируемой статьи, договор об образовании заключается в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц (договор об оказании платных образовательных услуг).

Договорами регламентируются общественные отношения, имеющие, как правило, частноправовую природу, и подпадающие под правовое регулирование нормами частного, в первую очередь, гражданского права.

Согласно действующему гражданскому законодательству (пункт 1 статьи 154 ГК РФ) договор является многосторонней сделкой. В силу пункта 3 статьи 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

К форме договора применяются положения ГК РФ о форме сделки (статья 158).

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Право организации, осуществляющей образовательную деятельность, на снижение стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг, закрепленное в комментируемом пункте, направлено на реализацию принципов признания приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование, автономии образовательных организаций, сформулированных в .

Вместе с тем указанное снижение стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг должно осуществляться на нормативно-правовой основе - в соответствии с положениями соответствующего локального нормативного правового акта, информация о котором должна быть доведена до сведения обучающихся.

Экономическая возможность такого снижения стоимости платных образовательных услуг обусловлена возмещением недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет средств, полученных из указанных в комментируемом пункте источников, а именно: из собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

В части 6 комментируемой статьи, по существу, речь идет об условиях договора, которые на основании ст. 168 ГК РФ являются ничтожными, как не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов. Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Статья 61 комментируемого Закона содержит общие основания прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Вместе с тем обязательственные правоотношения, возникшие на основании договора об оказании платных образовательных услуг, подлежат прекращению в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в силу специальных положений, обусловленных их возмездной природой.

Комментарий к статье 53


Ст. 53 Закона № 273-ФЗ четко определяет основание возникновения образовательных отношений. Таковым основанием является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Таким образом, далеко не во всех случаях необходимо обязательное заключение договора об образовании. По общему правилу, достаточно приказа руководителя о зачислении.

Соответственно, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение.

Тем не менее, в соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона № 273-ФЗ договор обязательно необходим:

В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем (договор об образовании будет служить основанием возникновения отношений вместо приказа, с даты его заключения возникнут права и обязанности обучающегося);

В случае приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (в данном случае договор заключается до того, как будет издан приказ, являющийся основанием возникновения отношений, права и обязанности обучающегося возникнут с момента издания приказа).

Кроме этого, согласно ч. 3 ст. 53 Закона № 273-ФЗ в случае приема на целевое обучение изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

Порядок заключения договора об образовании предусмотрен ст. 54 Закона № 273-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона № 273-ФЗ права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

Данное положение Закона № 273-ФЗ предусматривает сроки начала обучения. Документы о приеме оформляются до начала образовательного процесса, поэтому нельзя привязать момент возникновения образовательных отношений (издание приказа о приеме, заключение договора об образовании) к началу образовательного процесса. Дата начала обучения или прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации в обязательном порядке указывается в документах, являющихся основанием возникновения правоотношений в сфере образования (в приказе и (или) договоре). В случае, когда Законом № 273-ФЗ предусмотрено два основания для приема – прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, а также прием на целевое обучение, – дата начала обучения в обязательном порядке, как существенное условие договора, указывается в соответствующем договоре. Поскольку приказ издается на основании договора об образовании (о целевом образовании), в нем указывается дата, установленная в договоре.


Автор - Янкевич Семён Васильевич,
канд. юрид. наук, младший научный сотрудник
Федерального центра образовательного законодательства

Стоит отметить, что ситуации могут быть различными: от направления работника в высшее учебное заведение для получения дополнительного образования, до направления на различные курсы переподготовки. В таком случае работодатель вынужден заключить договор с образовательной или иной организацией, оказывающей соответствующие услуги по обучению. Оказание образовательных услуг регламентировано положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Положения закона содержат перечень существенных условий договора на обучение. Необходимо отметить, что при заключении договора на обучение стороны не могут устанавливать правила, ограничивающие права поступающих и обучающихся по сравнению с тем, как они сформулированы законом. В данной статье мы рассмотрим особенности заключения и проверки договора об оказании платных образовательных услуг. Как и в предыдущей статье, давая рекомендации, мы будем использовать алгоритмы предлагаемые программой , представляемой правовой системой .

1. Преамбула

В преамбуле договора необходимо указать наименование сторон - кто является исполнителем, а кто заказчиком, а также указать лиц, уполномоченных действовать от их имени при заключении договора на обучение. Исполнителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающие образовательные услуги. Если исполнителем является некоммерческая организация, то ее учредительные документы должны предусматривать возможность осуществления деятельности, приносящей доход, данная деятельность должна соответствовать целям создания организации, а также некоммерческая организация должна иметь достаточное имущество для оказания образовательных услуг. Исполнитель может быть, как образовательной организацией (профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, организация дополнительного профессионального образования), так и организацией, осуществляющей обучение, но не имеющей статуса образовательной. Целесообразно в договоре также отразить сведения о наличии у исполнителя аккредитации на предоставление услуг по соответствующей образовательной программе. Учитывая изложенное, для заказчика разумно предпринять меры по проверке учредительных документов и наличия аккредитации у исполнителя. На стороне заказчика может выступать любое дееспособное лицо, как физическое, так и юридическое, заказывающее услуги. Договор на образование может заключаться непосредственно лицом, которое будет проходить обучение, или представлять собой договор об оказании образовательных услуг третьему лицу (обучающемуся). В таком случае заказчик несет обязанность по оплате, но получает услугу обучающийся. Указанное предполагает возможность заключения трехстороннего соглашения. В преамбуле такого соглашения помимо исполнителя и заказчика указывается, кто является обучающимся, а также лицо, уполномоченное действовать от его имени при заключении договора.

2. Предмет договора


Договор об оказании платных образовательных услуг (договор на обучение) представляет собой соглашение, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги, а вторая сторона (заказчик) обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, предметом договора является оказание услуг по обучению. Если договор предусматривает обучение по образовательной программе, то в данном разделе необходимо отразить ее вид, уровень или направленность. Обучение может осуществляться по основной (вид: подготовка квалифицированных рабочих или служащих, подготовка специалистов среднего звена) или по дополнительной образовательной программе. Направленность может быть определена в договоре путем указания на профессию, специальность, присваиваемую квалификацию или иным образом. Если же договор предусматривает оказание разовых услуг (проведение лекций или семинара), то необходимо описать их содержание и объем. Характер оказываемых услуг может быть описан, как непосредственно в тексте дого вора, так и быть вынесен в отдельное приложение. В данном разделе договора стороны определяют наличие итоговой аттестации, а также форму ее проведения. В случае необходимости в договоре можно отразить получение обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию, справки об обучении. Если обучающиеся не является стороной заключаемого договора, то стороны должны согласовать в тексте договора или в приложении к нему сведения об обучающихся, а также предъявляемые к ним требования (уровень образования, опыт работы, возраст и т. д.) В договоре отражается наличие и формы контроля обучающихся, а также рассматривается вопрос о получении обучающимися документов, подтверждающих прохождение обучения.

3. Сроки оказания услуг


Срок оказания образовательных услуг (продолжительность обучения) является существенным условием договора на обучение. Указанное обстоятельство означает, что если стороны не согласуют срок, то договор может быть признан не заключенным, а значит, заказчик, равно как и исполнитель, не вправе будет требовать выполнения условий договора другой стороной. В данном разделе необходимо согласовать момент начала течения срока (периода обучения), а также момент окончания срока обучения. Также стороны вправе определить промежуточные сроки. Момент начала течения срока может быть определен путем указания на календарную дату или событие (например, внесение заказчиком аванса, подписание договора). Аналогично определяется и момент окончания периода обучения.

4. Порядок оказания услуг


Данный раздел договора предполагает согласование сторонами следующих условий: форма и место оказания услуг, применяемые при оказании услуг технологии, расписание занятий, допустимость привлечения субисполнителей, порядок оформления результатов оказания услуг, порядок зачисления обучающихся на обучение, обязанности обучающегося. При заключении договора на обучение по образовательной программе стороны определяют форму обучения (очная, очно-заочная или заочная), а также допустимость применения электронного обучения и дистанционных технологий. Несомненно, применение последних методов может быть крайне удобно для заказчика-работодателя, более того часто дистанционное обучение предполагает несение существенно меньших затрат по сравнению с обучением, предусматривающим присутствие обучающегося в месте оказания услуг. Однако заказчик образовательных услуг должен учитывать, что Минобрнауки РФ устанавливает перечень профессий, при обучении которым не могут использоваться исключительно электронное обучение или дистанционные технологии. Существенное значение может иметь условие о том, кто (исполнитель или заказчик) предоставляет оборудование и программное обеспечение для прохождения обучения. Во избежание конфликтов, целесообразно определить это в тексте договора. Также необходимо отразить, какие методические материалы и доступ к каким информационным ресурсам (библиотека, архив) предоставляет исполнитель. Учитывая тот факт, что обучение может происходить в период выполнения работником своих трудовых функций, заказчик может быть заинтересован в согласовании расписания занятий. В таком случае расписание и интенсивность нагрузки отражаются сторонами в тексте договора или в приложении к нему. Далеко не весь объем образовательной услуги может быть оказан исполнителем самостоятельно. Например, отдельные семинары могут проводить приглашенные исполнителем лица. Для урегулирования подобных ситуаций в договоре стороны вправе предусмотреть допустимость привлечения третьих лиц к оказанию образовательных услуг (субисполнителей), а также установить перечень допустимых субисполнителей и требования, предъявляемые к ним. Если в договоре стороны не отразили требования к третьим лицам, привлекаемым исполнителем для оказания услуг, то право выбрать субисполнителя предоставляется исполнителю. Заказчик в таком случае не сможет оказать влияние на выбор привлекаемого к исполнению лица. Еще одно условие, которое стороны должны согласовать в данном разделе договора, касается порядка оформления результатов оказания услуг. Как правило, речь идет о подписании акта оказанных услуг. Он может подписываться как по окончании всего периода обучения, так и по окончании промежуточных сроков, согласованных сторонами (месяц, семестр, год). Стороны определяют требования к форме и содержанию акта, а также к лицам, уполномоченным на его подписание. Допустимо согласование формы акта оказанных услуг. Целесообразно установить в договоре сроки подписания акта, а также допустимость составления одностороннего акта в случае уклонения другой стороны от его подписания.

5. Качество услуг


В данном разделе договора стороны согласовывают требования, предъявляемые к качеству оказываемых образовательных услуг. В частности, стороны вправе указать, что услуги должны соответствовать обязательным требованиям или требованиям, содержащимся в нормативных документах. Также стороны могут согласовать собственные требования путем указания на уровень профессиональной подготовки, порядок проведения занятий, организацию процесса и результаты оказания услуг. Требования к проведению занятий могут заключаться в строгом соблюдении образовательной программы, применении определённых образовательных приемов и методов обучения, простоте и доступности изложения материала. Организация учебного процесса включает в себя условия о достаточном материально-техническом обеспечении учебного процесса, надлежащем учебно-методическом обеспечении, состоянии аудиторий, доступности информации о времени и месте проведения занятий, доступе заказчика к информации о посещаемости и успеваемости обучающихся. Треб ования к результату оказания услуг могут быть сформулированы путем указания на успешное прохождение обучающимися итоговой аттестации, экзамена, зачета. Оказанные услуги могут не соответствовать согласованным сторонами требованиям к качеству. В связи, с чем в договоре целесообразно предусмотреть последствия оказания услуг ненадлежащего качества. Речь может идти о безвозмездном устранении недостатков (в таком случае в договоре указывается срок на устранение) или в возмещении расходов заказчика на устранении (тогда в договоре должен быть согласован срок выплаты возмещения).

6. Цена услуг


Условие о цене является существенным условием договора об оказании платных образовательных услуг. Таким образом, стороны не могут обойти его вниманием. Оплата может осуществляться как в денежной форме, так и путем иного встречного предоставления (оказание услуг, выполнения работ и т. д.) Если условия договора предполагают выплату денежной суммы, то стороны определяют валюту, в которой выражена цена. Цена может быть согласована сторонами путем указания на фиксированную сумму, на применяемые тарифы или путем указания на тарифы (цены) на аналогичные услуги, установленные государственным или муниципальным органом. Если объем услуг значителен, стороны могут согласовать составление сметы. Учитывая тот факт, что образовательные услуги могут оказываться в течение значительного промежутка времени, в договоре разумно согласовать условие о порядке и пределах изменения цены в связи с инфляцией или ростом курса валюты, в которой выражена цена. В условиях нестабильности курса целесообразно избегать установления цены в иностранной валюте. Как уже отмечалось выше, оказание образовательных услуг сопряжено с использованием оборудования, учебно-методических материалов и т. д. В данном разделе стороны согласовывают условие о включении издержек исполнителя в цену договора или порядок компенсации данных расходов.

7. Оплата услуг


В данном разделе стороны определяют порядок и сроки оплаты услуг исполнителя заказчиком. Так как договор оказания платных образовательных услуг может заключаться на значительный срок, то оплата может производиться частями по истечении расчетного периода (месяц, неделя и т. д.) Оказание услуги может быть авансировано. При использовании предварительной оплаты стороны могут согласовать условие об уплате процентов за пользование коммерческим кредитом. Однако на практике условие о коммерческом кредите редко включаются в договор, так как все риски, которые связаны с предварительной оплатой, могут быть урегулированы за счет уменьшения цены. В договоре также может быть установлено условие об оплате после оказания услуг или смешанном порядке оплаты. В данном разделе должен быть согласован порядок осуществления расчетов. Как правило, используется безналичная форма расчетов посредством платежных поручений. Но стороны могут использовать и иные способы осуществления расчетов. Независимо от выбранной формы безналичного расчета стороны должны определить момент, когда заказчик считается исполнившим обязанность по оплате. Договор может предусматривать условие об оплате оказанных образовательных услуг путем иного встречного предоставления (передача вещи, выполнение работ или оказание услуг). В указанных случаях в данном разделе договора необходимо согласовать порядок и сроки совершения необходимых действий, а также требования, предъявляемые к качеству встречного предоставления.

8. Ответственность сторон


В данном разделе стороны согласовывают условия наступления и размер ответственности за нарушение договора об оказании платных образовательных услуг. Наиболее распространённой мерой ответственности является неустойка. Как правило, заказчик допускает нарушение срока оплаты оказываемых образовательных услуг. Однако могут быть допущены и иные нарушения, влекущие обязанность уплатить неустойку. Например, непредставление необходимого оборудования или программного обеспечения, если соответствующая обязанность возложена договором на заказчика. В свою очередь, исполнителем могут быть допущены следующие нарушения условий договора: привлечение к оказанию услуг третьих лиц при наличии согласованного сторонами запрета или привлечение несогласованного сторонами субисполнителя, просрочка оказания услуг (может быть допущено нарушение срока начала или окончания оказания услуг, а также промежуточных сроков, согласованных сторонами при заключении договора), просрочка безвозмездного устранения недостатков, а также просрочка возмещения расходов заказчика на устранение недостатков. Стороны должны согласовать предельный размер подлежащей выплате суммы неустойки, а также соотношение убытков и неустойки. А так же установить порядок компенсации убытков, возникающих у одной из сторон при нарушении условий договора.

9. Изменение и расторжение договора


В данном разделе стороны согласовывают условия и порядок прекращения и изменения договора на образование. Рассматривается возможность изменения и расторжения договора по соглашению сторон или в судебном порядке. Необходимо отметить, что условие о порядке изменения и расторжения договора об оказании платных образовательных услуг является существенным. Стороны определяют основания для расторжения договора в судебном порядке, т. е. перечисляют те нарушения условий договора, которые они считают существенными. Среди нарушений, допущенных исполнителем, которые могут дать заказчику возможность требовать расторжения договора, могут быть названы нарушение сроков оказания услуг или привлечение третьих лиц к исполнению при наличии запрета. Исполнителю также может быть представлено право требовать расторжения договора, например, при нарушении заказчиком сроков оплаты оказанных услуг (невнесение аванса, нарушение промежуточных сроков оплаты). Также стороны могут включить в текст договора положение закона о праве заказчика отказаться от исполнения договора в случае наличия существенных недостатков оказываемых услуг, а также в случае не устранения исполнителем допущенных нарушений.

10. Разрешение споров


В данном разделе стороны определяют порядок разрешения возникающих противоречий. Стороны указывают суд, полномочный рассматривать все возникающие споры. Целесообразно согласовать в договоре претензионный порядок рассмотрения противоречий. Для этого требуется согласовать порядок и срок направления претензии и ответа на нее. Если в договоре стороны установили обязательное направление претензии до обращения в суд, то несоблюдения претензионного порядка препятствует обращению в суд.

11. Заключительные положения


В заключительных положениях указывается срок действия договора. Целесообразно указать, что, независимо от указанного в договоре срока, возникшие из договора обязательства продолжают существовать до момента их исполнения (например, обязанность по оплате услуг). Стороны вправе установить порядок и сроки ознакомления обучающихся с условиями договора на обучение. В данном разделе также указывается порядок направления юридически значимых сообщений (писем, претензий). Как отмечалось, получить полностью составленный договор, аналогично вышеуказанным этапам, можно использовав программу КонсультантПлюс «Конструктор договоров» . Автор благодарит юрисконсульта ОАО "ИФЗ" Надежду Брагинец за помощь в подготовке материала.

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Ст. 53 Закона об образовании является новацией законодательства об образовании, и впервые регламентирует момент, а также инструменты, фиксирующие факт возникновения образовательных отношений.

В качестве основания возникновения образовательных отношений выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, то таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом, на практике, обычно является приказ о зачислении в число студентов (обучающихся).

При этом, первичным основанием для издания такого распорядительного документа является соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений образовательного договора.

Договор как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон.

Предусматривается две разновидности договоров в образовании:

  • 1) договор об образовании, заключаемый в случаях:
    • - приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
    • - дополнительным образовательным программам;
    • - обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • 2) договор о целевом приеме и о целевом обучении.

С момента приема (зачисления) возникают у лица, принятого на обучение, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации.

Законодатель пока определил основания возникновения образовательных отношений только для обучения по образовательным программам дошкольного образования.

Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне - обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве.

Необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.

Статья 55 Закона об образовании является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее действовавшие образовательные законы самостоятельных статей, регламентирующих общие требования к приему граждан на обучение в образовательную организацию, не содержали.

Статья 55 Закона об образовании закрепляет принципы, общую процедуру и условия приема на обучение.

В настоящее время конкретный механизм приема граждан на обучение в зависимости от уровня образования и специфики образовательной программы закреплен и получает развитие в ряде подзаконных нормативных актов. К ним можно отнести:

приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

приказ Минобрнауки России от 22.03.2012 г. №221 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования»;

приказ Минобрнауки России от 15.01.2009 г. №4 (ред. от 14.03.2012 г.) «Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №3 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования-программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год»

При этом не урегулированные законодательством вопросы приема граждан на обучение могут быть регламентированы непосредственно образовательной организаций на локальном уровне, т.е. в локальных нормативных актах.

error: Content is protected !!