Описание картины рябушкина зимнее утро. Зимнее утро Описание и э грабаря зимнее утро

Прекрасное живописное произведение исполненное в импрессионистическом стиле, картина Грабаря «Зимнее утро» было создано художником в 1907 году. Сегодня сие колоритное полотно украшает экспозицию Севастопольского художественного музея имени П.М.Крошицкого, словно создано народными кружевницами по мотивам русской матушки-зимы.

При первом знакомстве с подобным колористическим изображением даже не верится, что именно так может выглядеть зимний пейзаж на рассвете. Невероятный сказочный лес, который увидел художник, зачаровывает и сразу берет в плен. Просто невозможно оторвать глаз от этих зимних перезвонов цвета. Хочется понять как утренние солнечные лучи, пробиваясь сквозь голые ветви деревьев, прикрытые пуховой шалью снега, вдруг придали зимнюю румяность белоснежному покрову на земле, словно щечкам на лице девушки или ребенка.

Грабарь изумительно передает зимнее утро с искрящимся под лучами солнца снегом, используя невероятно широкую палитру цветов и оттенков. Этот морозец, как всегда более крепкий на утренней заре, словно окунул в синюю краску опушку леса с высокими стройными деревьями. А вот лучи солнышка, пробиваясь сквозь голые стволы, смешиваясь с голубым и ярко-синим цветом, кое-где придают снегу даже зеленоватые оттенки. Эти оттенки зеленого, будто предсказывают раннюю весну и обращаются к нам с просьбой, подождать еще совсем немного и вот такая нежная зелень покроет и деревья, и землю.

Снежные покрывала обильно укутали и землю и деревья, на ветвях которых довольно увесистые комья снега и часть из них склонились под этой тяжестью почти до земли. Живописец так искусно выписал ветви, что они словно сделаны их нежного хрусталя. Тронешь невзначай веточку, а она и зазвенит, а потом вдруг рассыплется на хрустальные кусочки.

Под деревцами большие нетронутые сугробы, возможно, ночью прошел снегопад и ни человек, ни лесные обитатели еще не успели проложить свои следы. На полотне художник изображает раннее утро, и совсем скоро лес наполнится привычным шумом.

А пока неспеша, как бы нехотя, восходящее утреннее солнце, посылать свои первые лучи на землю, пронизывая ветви. Живописные тени от стволов деревьев, падающие на снег, получаются в виде ровных лазурно-зеленых линий, как будто начерченных при помощи школьной линейки.

Грабарь практически не оставляет на полотне место для неба. Мы видим лишь крошечные кусочки неба, но заметно, что на нем небо безоблачное, значит, предстоит ясный солнечный день.

Картина Грабаря «Зимнее утро», как мы видим написана холодными красками, и поэтому словно освежает легким морозцем и спокойствием. Грабарь талантливо передает всю необыкновенную красоту зимнего утра, где каждый элемент отражает зимнюю красоту природы.

Картина художника И.Э. Грабаря "Зимний пейзаж" написана в 1954 году. на ней живописец изобразил зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

На полотне изображен зимний пейзаж. мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом. На полянке растут березы, покрытые инеем, и маленькие елочки. Смотришь на голубое ясное небо и чувствуешь морозный бодрящий воздух. Ощущение холода оставляют у нас холодные тона картины, сочетание лазурного неба и белого снега, иней на березах. Солнце освещает опушку, это видно по теням от деревьев. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра.

На первый план картины выходят молодая кривая березка и сломленная елка. легкими мазками художник набросал белоствольную березу, тонкими линиями - голые ветки искалеченной ели. Так же на первый план попадает снег, которому живописец уделил особое внимание. Плотной пуховой простыней покрыл землю снег, впитал в себя все краски лазурного неба и переливается белым, сероватым, голубым и розовым цветами.

На заднем плане холста красуются пушистые вечнозеленые ели и тонкие, высокие, чуть не до неба, красавицы березки с точно вылепленными из снега веточками. Ясные переливы неба и мерцающий от солнца снег передают чувство восторга русской природой. Картина кажется яркой и веселой.

Я считаю, что это одно из самых очаровательных произведений художника. Он передал свое ощущение свежести зимнего утра, и того особого состояния природы, которое бывает в такое морозное утро.

ДОПОЛНЕНИЕ. Сравнение стихотворения "Зимнее утро" А.С. Пушкина и картины "Зимний пейзаж" художника И.Э. Грабаря.

И поэт, и художник хотели передать с помощью своих произведений красоту зимнего утра, и свои чувства от увиденного.

Наконец-то наступила долгожданная зима, деревья спрятали свои голые ветки под пуховыми шалями снега. Вся земля белая, точно чистый лист, зима укутала землю в чистое сверкающее одеяло. Несмотря на то, что солнце взошло не полностью, снег переливается различными цветами и чувствуется сильный мороз. На картине изображен кусочек леса, перед нами длинные, стройные деревья, подпирающие небо. На их длинных ветках много снега, некоторые из них даже прогибаются под тяжелым грузом, не выдерживая такой ноши. Ветки деревьев так легко и тонко нарисованы, кажется, будто они хрустальные и если до них дотронуться, то они распадутся на маленькие кусочки. Между деревьев большие кучи снега, через которые невозможно пройти, наверное, всю ночь шел снег. Перед нами раннее утро, из-за деревьев медленно поднимается солнце, оно только начинает освещать землю своими теплыми лучами. Солнце лучами пронизывает веточки деревьев так, что тени от стволов многочисленных деревьев падают на снег ровными линиями, кажется, будто кто-то по линейке начертил ровные линии. На картине мало видно небо, но эти маленькие кусочки чистые, нет ни одного облачка, значит, будет ясный и светлый день. От картины веет свежим воздухом и спокойствием, вся природа погрузилась в долгий сон. Смотря на нее, попадаешь в морозное царство зимы, и тебя окутывает легкий ветерок, на щеках проявляется румянец, чувствуется тишина, лишь лучики снежинок хрустят под ногами. Ты ощущаешь легкость и отвлекаешься от городской суеты. От просмотра картины становятся легче, ощущаешь умиротворенность, отвлекаешься от своих забот. При написании картины художник использует больше холодных тонов, чтобы зритель почувствовал морозный день. На картине больше синих и голубых оттенков, есть желтые цвета, с помощью них мы узнаем, что наступает новый день и солнце всходит за горизонтом. Черным цветом художник рисует стволы деревьев, они контрастируют с белым цветом снега, если бы не было темных стволов, то все бы слилось. Художник точно передал красоту зимнего утра, каждый элемент четко прописан, и картина вдохновляет зрителя.

Ирина Иванова
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с картиной И. Э. Грабаря «Зимнее утро»

Предварительная работа.

Познакомить детей с жанрами в живописи - пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись (историческая, бытовая).

Наблюдения в природе на прогулке.

Провести дидактические игры.

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье …

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Солнце (какое) – яркое, жёлтое…

Мороз (какой) – сильный, трескучий…

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный – ком, …

Снежная – зима…

Дидактическая игра. «Собери картину»

Цель: Упражнять детей в составлении картин разных жанров из разрезных частей.

Дидактическая игра. «Подбери палитру»

Цель: Закрепить умение использовать выразительную функцию цвета; подбирать палитру (кружки разного цвета) к репродукциям картин (пейзажей).

Изодеятельность. Предметное рисование «зимняя берёза», «рябина в снегу», «снегирь на ветке», сюжетное – «зимний лес», «зимние забавы», «Новый год в детском саду», декоративное – «морозные узоры на стекле», наряд Деда Мороза и Снегурочки в стиле «Гжель».

Программное содержание.

Обучить детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

Учить детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил природу, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

Формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению. «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Воспитывать умение чувствовать красоту произведений живописи, развивать интерес к данному виду искусства.

Материалы.

Репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимнее утро», аудиозапись - Ф. Шопен «Зима» вальс № 7 до - диез минор; П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома».

Организационный момент.

Под вальс Шопена, заходит воспитатель, в костюме «Зимы», кружится, танцует, останавливается перед детьми (дети сидят на стульях полукругом).

Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).

Угадайте, кто я?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Ответы детей – Зима).

Молодцы, ребята!

Я приглашаю вас совершить путешествие в моё царство. А попасть туда нам поможет одна замечательная картина.

(На магнитной доске показывает репродукцию картины И. Грабаря «Зимнее утро»).

Давайте её внимательно рассмотрим!

Искусствоведческий рассказ воспитателя.

Картина называется «Зимнее утро», а написал её художник Игорь Эммануилович Грабарь давно, более ста лет назад.

Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку. Мы видим великолепное утро. Снег искрится под лучами солнца. Они пробиваются сквозь ветки деревьев, которые укутаны в пуховые покрывала. Эти ветки склоняются до земли под тяжестью снега. Под деревьями большие сугробы. Скорее всего, ночью шел снег. На нём нет следов зверей или людей. Мы видим утро, но уже скоро привычный шум наполнит весь лес.

Грабарь сумел передать все это очарование с помощью великолепной игры цвета. Художник использовал в картине холодные краски – синие, голубые, сиреневые цвета. Ярко жёлтые лучи солнца окрашивают снег в разные оттенки, кажется даже, что он немного зеленоватый. На снегу видны тени деревьев в виде линий лазурного цвета. Стволы деревьев контрастного чёрного цвета. На полотне можно увидеть лишь небольшие кусочки неба, на нем нет облаков, а это является предвестником солнечного дня.

Художник очень любил зиму, и вот, однажды, прогуливаясь по лесу, решил написать пейзаж. Живописец сумел передать красоту утра. Все элементы картины передают очарование природы. Нас, словно, освежает зимним легким морозом и полным спокойствием, царящим во всем.

Беседа с детьми.

Вопросы по содержанию.

1. Вам нравится эта картина? (Ответы – да). А, кто мне скажет, что изображено на картине? (Лес, деревья, снег). Как вы думаете, какое время года? (Зима, потому что лежит снег, деревья без листьев, укрыты снежным покрывалом). Как вы думаете, что самое главное в картине? (Художник увидел волшебную сказку в лесу, наступил новый день, хорошая морозная погода). Как это изобразил художник? (С помощью цвета).

Вопросы по выявлению средств выразительности.

2. Что в картине самое яркое? (Лучи солнца ярко жёлтые). Что этим хотел сказать художник? (Наступило утро, день будет ясный и морозный). С помощью каких красок художник передал очарование зимнего леса? (Синих, голубых, сиреневых, розовых, зелёных- холодных).

3. Какое настроение передал художник? (Радостное, приподнятое). Как вы догадались, что именно такое настроение? (Изображена красота природы, хорошая погода – безоблачное небо, солнце будет ярко светить, мороз, много снега, он переливается разными цветами, можно будет пойти погулять, покататься на лыжах, санках, и т. д.). Как это удалось сделать художнику? (Яркие, контрастные цвета). О чём вы думаете, когда смотрите на эту картину? (Как красиво зимним утром в лесу, хочется прийти сюда с друзьями, поиграть).

Ребята, а вы хотели бы оказаться в моём царстве, внутри картины? (Ответы – да) Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, а вы закройте глаза и представьте, что вас окружает волшебный лес!

Дети закрывают глаза, звучит песня П. Чайковского «Зимнее утро» из «детского альбома» «Вьюга стонет, тучи гонит…»

«Вхождение в картину».

Что вы чувствуете, ребята? (Холодно, морозно, пахнет свежестью, тихо). Как вы думаете, а какая погода была здесь вчера? (Шёл сильный снег). А как вы догадались? (На снегу нет следов животных, деревья укутаны снегом). Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, хочется играть в снежки, валяться на снегу, кататься на санках, лыжах и т. д)

Давайте поиграем.

Физкультминутка.

"Выпал беленький снежок"

(Дети стоят в кругу)

Выпал беленький снежок, (руки наверху, вращая кистями, руки через стороны опускают вниз)

Собираемся в кружок. (берутся за руки)

Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)

Будем весело плясать, (приседают 2 раза)

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыжки на 2 ногах, а затем поочерёдно на 1)

Ну что, согрелись, ребята? (Да)

Скажите мне, как вы думаете, а завтра в нашем лесу, что может произойти? (На полянке будут видны следы зайчиков, белочек, могут прийти люди на прогулку, птички прилетят и сядут на ветки, стряхнут с них снег, будут слышны голоса зверей и птиц).

Ребята, а как бы вы назвали нашу картину? («Волшебный лес», «Зима в лесу», «Зимнее царство»)

Понравилось вам моё царство? (Ответы – да). Кто хочет сам рассказать о нём?

Заслушиваются 2 рассказа ребёнка.

Картина Грабаря «Зимнее утро».

Изображено утро в волшебном зимнем лесу.

Художник использовал холодные цвета: голубой, синий, сиреневый; контраст – жёлтый – лучи солнца, чёрный – стволы деревьев.

Если бы я здесь оказался, то почувствовал бы радость от того, что наступает новый день, хорошая погода, можно погулять по тихому лесу, полюбоваться красотой природы и т. д.

Какие вы, ребята, молодцы! А теперь пора мне с вами прощаться. Чтобы вы меня не забывали, подарю я вам маленькие сувениры. (Раздаёт детям леденцы на палочке).

Занятие заканчивается.

Публикации по теме:

Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Интегрированное игровое занятие в младшей группе «Зимнее утро» Видео Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга, как мы это делаем с вами каждое утро: Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп. Здравствуйте,.

Конспект беседы по слушанию музыки «Петр Ильич Чайковский «Зимнее утро» для старшей группы Конспект беседы по слушанию музыки «Петр Ильич Чайковский «Зимнее утро» Для старшей группы. Петр Ильич Чайковский. "Зимнее утро. " Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской - Святителем Иоасафом Задачи: Образовательные: - Обобщить и закрепить знания детей о Святителе Иоасафе. - Расшить знания детей о белгородских святых. Развивающие:.

Русская земля богата знаменитыми и талантливыми поэтами, писателями и художниками.
Одним из их числа есть Рябушкин Андрей Петрович, получивший свое признание благодаря Третьякову, который увидел его картину, написанную в Санкт-Петербургской Академии художеств.
За всю свою жизнь автор создал много чудесных и завораживающих полотен.
Одним из самых любимых мной есть холст «Зимнее утро».

На своей картине автор показал крыши домов, верхушки деревьев и зимнее небо.
Именно на этом уровне самый красивый, свежий, еще никем не тронутый снег.
Ночь только уступила свету свои владения.
Небо ярко-голубое, но одновременно с тем холодное-холодное.
Также о сильном морозе говорят покрытые инеем деревья.
Немножко солнечного света и они начнут сверкать различными цветами.
День должен быть очень спокойный и солнечный.
Дым, струящийся с домов, поднимается прямой линией вверх, это говорит о том, что нет присутствия ветра.

На передней части картины художник изобразил высокий дом.
По всей видимости, в два этажа.
Но контрастом того, что это не самое высокое здание есть купола церкви.
Они тянут свои золотые кресты к небу и освещают своим светом всю деревню.

Смотришь на всю эту морозную красоту и представляешь себя в теплом доме, у окошка.
Вот-вот взойдет солнышко, и дети повыпрыгивают на улицу играть на снегу.
Зима прекрасная и красивая пора, даже, несмотря на мороз.
Это и показал нам автор на своем полотне.


  • Половина осени уже прошла и скоро наступит зима.
  • - Послушайте загадку и найдите ответ к ней:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.




  • Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

  • Картина называется «Зимнее утро».
  • -Что изображено на картине?
  • Скажите, пожалуйста, что такое пейзаж?

1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.)


  • – Каков, по-вашему, замысел художника?
  • - О чём эта картина?
  • Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна .

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

  • -Какой снег в этом стихотворении?
  • – А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета?
  • -Что еще мы видим на картине?

подбери эпитеты к данным понятиям: упр. 133

  • Утр… – морозное…
  • Дерев...я(березы) и тени– пушистые ветки…
  • Сне.. – серебристый…
  • Со..нце – яркое…
  • - Какое настроение вызывает у вас эта картина:

Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть.


Словарная работа: упр. 133

  • Утр… – морозное, ясное, чистое, раннее.
  • Дерев...я и тени– пушистые ветки, серебристые кружева. Деревья, покрытые инеем, словно кружевные. Длинные, стройные деревья, подпирающие небо. Тени на снегу похожи на ровные, проведенные карандашом линии.
  • Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый. Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Пуховая шаль снега, снежное покрывало.
  • Со..нце – яркое, ослепительное. Лучи пробиваются сквозь деревья.

Синонимы - помощники

  • Художник – живописец, пейзажист, автор картины
  • Художник – изобразил, написал, создал картину
  • Картина – пейзаж, полотно, репродукция

План сочинения

  • - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении?
  • 1) Вступление : зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря.
  • 2) Основная часть :

Солнечные лучи;

Деревья;

Цвета картины (холодные, много синих и голубых оттенков, может быть, чтобы почувствовали морозность наступающего дня).

  • 3) Заключение : моё отношение к картине.
  • Картина мне нравится тем…
  • От встречи с картиной…

Итоги урока

  • -Что мы делали сегодня на уроке?
  • -Чему научились?
  • - Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
  • Д.З.

Напишите дома сочинение.


error: Content is protected !!