Эпоха финикийской колонизации. Города-государства финикийцев и их колонии Какие части света открыли финикийцы

Что Финикия? Клочок земли. Россыпь песка. Груда скал. Словно тюрьма, из которой не вырваться. Почти со всех сторон света сюда приходили армии, чтобы разграбить несколько финикийских городов. Лишь одна дорога свободна от врагов — дорога на запад. Морская дорога. Она уходит вдаль, в бесконечность. По краям ее — на берегах и островах — много пустующих земель, где можно строить новые города, с прибытком торговать, не боясь ни египетского царя, ни ассирийского.

И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, они отрядами и общинами, стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их. Большинство финикийских колонистов выезжало из города Тира. Каждое новое бедствие, постигавшее родину, порождало новую волну эмиграции. По словам римского историка Квинта Курция Руфа, земледельцы Финикии, «измученные частыми землетрясениями... были вынуждены с оружием в руках искать для себя новых колоний на чужбине» — искать счастья за пределами родины.

Где бедствия, там и бедность. Где бедность, там неизбывная беда. От нее бегут хоть на край света. На рубеже I тысячелетия до нашей эры в Финикии усилилось имущественное неравенство. Обстановка внутри крошечных городов-государств обострилась. Ни один из них не был способен ни навести у себя порядок, ни объединить страну. Их правители — особенно цари Тира — могли лишь ослабить напряжение среди подданных. Они отправляли разоренных сограждан в заморские колонии, опасаясь их волнений, тем более что им приходилось страшиться и восстания рабов.

Время начала колонизации — XII век до нашей эры — отнюдь не случайно. В более ранний период почти вся морская торговля находилась в руках критян и микенских греков. После гибели микенского общества торговля между Востоком и Западом оказалась в руках финикийцев. В эпоху великого переселения «народов моря» их страна в основном избежала разрушения.

При таких благоприятных условиях финикийцы стали создавать торговые фактории и колонии на берегах Средиземного моря. Первые из них появились на Кипре в XII веке до нашей эры. В том же столетии, ориентировочно в 1101 году до нашей эры, возникла первая колония финикийцев в Северной Африке — город Утика, расположенный к северо-западу от современного города Туниса.

В XII — XI веках до нашей эры финикийцы обустраивали свои колонии вдоль всего побережья Средиземного моря: в Малой Азии, на Кипре и Родосе, в Греции и Египте, на Мальте и Сицилии. ФиникАйцы основали колонии в самых известных гаванях Средиземного моря: в Кадисе (Испания), Валетте (Мальта), Бизерте (Тунис), Кальяри (Сардиния), Палермо (Сицилия). Около 1100 года до нашей эры финикийские купцы поселились на Родосе. В это же время они обосновались на богатом золотом и железом Фасосе, на Фере, Кифере, Крите и Мелосе, а возможно, и во Фракии.

Крупнейшей колонией финикийцев и их же главным соперником в торговле стал город Карфаген в Северной Африке, основанный в IX веке до нашей эры. Со временем Карфаген начал доминировать в Западном Средиземноморье. Карфагеняне сами стали основывать колонии в Испании, Северной Африке и на атлантическом побережье Африки. Иногда это были укрепленные гавани, в которых торговали с местным населением; иногда — купеческие кварталы в местных городах.

Культурное влияние финикийцев (и карфагенян) в средиземноморских странах было очень велико. Жители стран, на побережье которых финикийцы создавали свои колонии, перенимали у них секреты ремесел. Финикийский язык превратился в «лингва франка» — международный язык купцов — во всем Средиземноморье. «Золотой век» Финикии еще долго бросал свой отсвет на все соседние и заморские страны.

Финикийцев часто сравнивают с греками. Обе страны были политически раздроблены и состояли из отдельных городов-государств; обе были морскими державами и колонизовали побережье Средиземного моря. Однако финикийская колонизация принципиально отличалась от греческой. Между Тиром и его колониями существовала неразрывная связь. Последние составили часть Тирской державы. Греческие же колонии были обычно независимы от метрополий.

Иначе финикийцы выбирали и место для поселения. Они не продвигались в глубь чужой для них страны, не стремились к территориальному завоеванию. Владевшие полоской земли на родине, они и на чужбине довольствовались таким же клочком суши. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Так берега Средиземного моря покрылись финикийскими факториями.

А бескрайняя даль воды, все открывавшаяся перед ними, звала их вперед. Финикийцы не ограничились средиземноморским миром. Они вышли за Гибралтарский пролив и проложили морскую дорогу на север — к Британским островам. Плавали они и на юг — вдоль атлантического берега Африки, хотя здешнее море не нравилось им из-за сильных приливов и своего бурного нрава. Впервые в истории человечества финикийцы совершили плавание вокруг Африки, пройдя от Красного моря до Гибралтара. Они осмеливались заплывать даже в глубь Атлантического океана, удаляясь от его берегов. Известно, что финикийцы побывали на Азорских. и, очевидно, Канарских островах.

Возможно, что греки заимствовали именно у финикийцев идею океана, объемлющего шар земной. Ведь те плавали во «внешнее море» — в Атлантический океан, и им, наверное, казалось, что вся ойкумена окружена этим бескрайним «морем». «Думается, — развивал эту мысль Ю.Б. Циркин, — что плавания финикийцев и испано-финикийцев по океану, где они не могли найти ни противолежащего берега, ни конца, ни начала, и породили мысль о текущей в себя реке, за которой находится царство смерти». На ближнем берегу этой реки, на берегу Атлантического океана, финикийцы деловито обживались и обустраивали свои колонии.

Только вдумайтесь: жители ничтожно малой страны — пятнышка на берегу Средиземного моря — сумели покорить почти все его побережье и все его острова и с той же легкостью выбрались за его пределы. Жители пары скалистых островков снаряжали экспедиции, которым могли лишь завидовать их соседи, царившие над огромными странами. В крохотных, как скорлупки, судах они смело пускались в любую часть Средиземного моря и даже в Атлантический океан, а ведь в то время, когда они лишь отправлялись в плавание к побережью Испании или Ливии, Средиземное море было известно им и их современникам хуже, чем нам — поверхность Луны. Берега моря и его проливы населяли чудовища, воспетые Гомером, — все эти Циклопы, Сциллы, Харибды. Пускаясь в плавание, финикийцы не знали ни протяженности моря, ни его глубины, ни опасностей, ожидающих их. Они плыли вперед на удачу, положась на нее, как никто из современных им народов. И удача пришла к ним.

Конечно, и корабельщики со временем набирались опыта, и плыть они старались вдоль берега от одной базы к другой, да и немало лет прошло, пока, обживая незнакомые берега, они добрались до южной оконечности Испании, но ведь кто-то — решительный и рисковый — плыл этим маршрутом первый раз, кто-то отважился искать счастья на чужбине, не надеясь на помощь многочисленной армии! И кто-то платил за это по самому большому счету — жизнью. Мы не знаем в подробностях историю колонизации Средиземного моря, но можем предположить, что множество людей погибло в его волнах, прежде чем судоходство в его акватории (а она охватывает два с половиной миллиона квадратных километров) стало надежным.

Ради чего гибли эти люди? Ради голой наживы? Вряд ли финикийцы — этот талантливый во всех отношениях народ — пускались в путь, думая только о том, чтобы после нескольких лет отчаянных приключений и бедствий продать товар чуть выгоднее, чем их прямые конкуренты. Не только расчет гнал их вперед, но и самые разнородные чувства: любовь к странствиям, одолевавшая еще их предков — аравийских бедуинов, любопытство, жажда новизны, азарт, тяга к приключениям, авантюрам, рискованным опытам. Потомки степных номад превратились в морских кочевников. Когда же оказалось, что эти странствия с лихвой окупались, потому что в любой незнакомой стране можно было выгодно выменять золото или серебро, олово или медь, тогда и романтика понемногу уступила место коммерческому расчету.

В последние десятилетия не раз обсуждалась даже возможность плавания финикийцев в Америку. «Очень часто делались попытки доказать пребывание финикиян в Америке, — писал немецкий географ Ричард Хенниг. — Все эти сообщения оказались недостоверными». Например, в 1940 году некий Уолтер Стронг пытался уверить публику, что нашел «не более и не менее как 400 (!) камней с финикийскими письменами».

Конечно, какой-нибудь финикийский корабль, миновавший Гибралтар, мог быть — во время шторма или из-за поломки — отнесен далеко на запад и по случайности мог достичь Америки. Однако у археологов нет ни малейших доказательств того, что финикийцы совершали регулярные плавания к берегам Америки или поддерживали торговые отношения с индейцами. Никаких фактов, подтверждающих это, нет.

В истории Передней Азии I тысячелетия до н. э. большую роль играли города-государства Финикии. Их роль в экономической, политической и культурной истории стран древнего мира была для своего времени более значительна, чем роль государств, возниктих в Палестине.

С ослаблением Египетской державы Нового царства финикийские государства - Тир, Сидон, Библ, Арвад и др. - вновь становятся самостоятельными. Это были города-государства, большей частью управлявшиеся царём вместе с советом рабовладельческой знати.

Расцвет финикийских городов

После разрушения Сидона «народами, мор я» гегемония пере шла к Тиру, который достиг наибольшего расцвета при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н. .э.). Хирам при помощи искусственной насыпи расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной, крепостью для внешнего врага. В это время Тир вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами; при Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а при его преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н. э.).

Собственное сельскохозяйственное производство Финикии, как и в предшествующий период, играло второстепенную роль. Большое значение имело использование лесных богатств гор Ливана; ценные породы дерева были важным предметом вывоза. Вывозилась также сирийская шерсть, окрашенная финикийским пурпуром, а с V1I1-VII вв.- мелкие стеклянные изделия. Морская торговля Финикии, значительная уже во время египетского владычества, стала ещё более расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, и их многочисленные корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила. Финикийцы торговали не только финикийскими товарами, но и привозившимися из других стран - рабами, разнообразными ремесленными изделиями, позже также продуктами сельского хозяйства и скотоводства. Вероятно, в морской торговле активное участие принимали рядовые свободные, которых дарь и знать ссужали серебром и товарами. В караванной торговле, которая особенно стала развиваться с начала I тысячелетия до н. э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных. Вместе с ростом богатств происходит всё большее расслоение населения городов Финикии.

Финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на вывоз, вероятно, и в самих финикийских городах имелись в значительном количестве рабы, использовавшиеся на судах, в мастерских и т. п. Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н. э., закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими. Греческие историки сообщают нам о каких-то «финикийских несчастиях», которые также можно предположительно считать восстаниями эксплуатируемых масс в финикийских городах.

Однако эти восстания, как и другие восстания рабов, не приводили к изменению существовавших отношений; рабовладельческое общество и государство попрежнему продолжали существовать в Финикии.

В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело, и с конца IX в. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается Сидон. Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. ассирийские войска стали всё чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии. Затем, с конца VII в., начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. С возникновением Персидской державы во второй половине VI в. до н. э. Финикия была включена в неё, хотя финикийские города и теперь сохранили своё самоуправление и своё значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Средиземное море и финикийская колонизация.

В первой половине I тысячелетия до н. э. финикийские города-государства устанавливают своё фактическое господство на Средиземном море.

Средиземное море - обширное внутреннее море, находящееся между тремя крупнейшими материками Восточного полушария: Европой на севере и западе, Азией на востоке и Африкой на юге; этому обстоятельству оно обязано своим названием. На западе Средиземное море через узкий Гибралтарский пролив соединяется с Атлантическим океаном. На северо-востоке его залив - Эгейское море - сообщается узким Дарданельским проливом с Мраморным морем, через него и пролив Босфор - с Чёрным морем; а через Чёрное море и Керченский пролив - с Азовским морем.

Длинный и узкий Апеннинский полуостров (Италия) на севере и выступ африканского берега в районе современного Туниса на юге делят Средиземное море на восточную и западную части. Западное Средиземноморье замыкается Пиренейским полуостровом. В восточной части Средиземного моря господствующее положение занимает Балканский полуостров (Греция), отделяемый от Апеннинского полуострова Ионическим и Адриатическим морями, а от Малой Азии - Эгейским и Мраморным морями. На всём протяжении Средиземного моря разбросаны многочисленные острова. В Западном Средиземноморье расположены большие острова Корсика и Сардиния, а также Сицилия, являющаяся продолжением Апеннинского полуострова. У берегов Пиренейского полуострова расположены Балеарские острова. Балканский полуостров с его изрезанными берегами окружён целым островным миром.

Изрезанность берегов, обилие заливов и островов наряду с благоприятными климатическими условиями способствовали раннему развитию мореплавания на Средиземном море.

Климатические условия Средиземноморья благоприятствуют выращиванию самых разнообразных культурных растений, в том числе различных хлебных злаков и садовых культур; из последних особое значение в древности имели виноград и оливковое дерево. Лето в странах Средиземноморья тёплое и даже жаркое, зима - мягкая и влажная. Три-четыре тысячи лет тому назад лето было, очевидно, менее сухим, чем в настоящее время; это в значительной мере объясняется тем, что в то время страны Средиземноморья изобиловали обширными лесами, впоследствии вырубленными.

Страны Средиземноморья богаты полезными ископаемыми. В древности медную руду получали с островов Кипр и Сардиния и с Пиренейского полуострова (Испания); железную руду-из Малой Азии, с острова Эльба и из Испании; серебро добывалось в Малой Азии, Греции, Испании. Столь важное для развития производства бронзы олово добывалось в Испании или доставлялось туда с Британских островов. Греция и Италия славились прекрасным мрамором. Во многих местах имелись залежи высококачественной глины, что благоприятствовало расцвету гончарного производства.

Связи Передней Азии со странами Восточного и Западного Средиземноморья имели для неё большое значение, всё возраставшее по мере роста потребности в меди, олове, железе. Для стран Средиземноморья связи с передовыми областями культуры в Передней Азии имели не меньшее значение. В начале I тысячелетия до н. э. эта связь осуществлялась преимущественно финикийскими мореходами. Не ограничиваясь обменом, они, как уже указывалось, занимались и захватом людей и работорговлей, превращая, таким образом, побережья Средиземного моря в дополнительный источник, откуда поступали рабы для древних рабовладельческих государств.

К этому времени относится создание на средиземноморских побережьях финикийских колоний. Главной их целью была организация обмена, однако в некоторых случаях они превращаются в самостоятельные земледельческие рабовладельческие государства.

Господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстаний рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в городах не скоплялось большого количества «беспокойных элементов». Из сочинений греческого учёного и философа Аристотеля (IV в. до н. э.) мы узнаём о тех мерах, к которым прибегала с этой целью знать Карфагена: «Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определённые части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость». Вероятно, карфагеняне научились искусству «врачевать» свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть, ещё с конца II тысячелетия до н. э. и во всяком случае с начала 1-го) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по нескольку тысяч граждан в целях создания своих колоний на побережьях Средиземного моря.

Подобные финикийские колонии, имевшие целью обеспечение финикийской морской торговли, создавались в восточной части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились ещё во II тысячелетии до н. э. Но в северной части Восточного Средиземноморья важную роль играли местные мореходы-греки, ликийцы, карийцы. В VIII-VI вв. до н. э. греки начинают развивать собственную колонизационную деятельность. Главное внимание финикийцы обращают поэтому на побережья, господствовавшие над морскими путями из Восточного в Западное Средиземноморье, в особенности на побережье Африки. Финикийцы проникли также в Сицилию и на остров Мальта. Были колонизованы отдельные пункты на побережье Испании, в том числе и на побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис). Уже с VIII-VII вв. до н. э. встречаются упоминания о далёкой стране Таршиш - вероятно, Тартессе в Испании, за Гибралтарским проливом.

Карфаген

Главной областью финикийской колонизации была Северная Африка, где на территории современного Туниса был основан ряд городов и среди них уже упоминавшийся Карфаген - по-финикийски «Карт-Хадашт», что означает в переводе «Новый город», может быть, в противоположность более древней колонии Утика. Развалины Карфагена находятся вблизи современного города Туниса. Карфаген, будучи колонией Тира, сам явился метрополией для ряда финикийских колоний в Западном Средиземноморье. Расположенный в плодородной долине, на берегу Тунисского залива, образующего удобные, защищённые от бурь и ветров гавани, Карфаген имел выгодное географическое положение как центр финикийской колонизационной деятельности.

Номинально находясь в зависимости от Тира, Карфаген фактически пользовался полной самостоятельностью. Подчинив все прочие финикийские города-колонии Северной Африки, он покорил многочисленные ливийские племена и создал государство со значительной территорией. Это государство представляло собой олигархическую рабовладельческую республику. Оно располагало значительными пространствами земли, пригодной для обработки. В противоположность другим финикийским городам-государствам в Карфагене в широких масштабах развились крупные земледельческие плантационные хозяйства, где эксплуатировался труд многочисленных рабов. Плантационное хозяйство Карфагена сыграло в экономической истории древнего мира очень крупную роль, поскольку оно повлияло на развитие того же типа рабовладельческого хозяйства сперва в Сицилии, а затем и в Италии. В VI в. или, может быть, в V в. до н. э. в Карфагене жил писатель-теоретик плантационного рабовладельческого хозяйства Магон, большой труд которого пользовался такой славой, что римскому войску, осаждавшему Карфаген в середине II в. до н. э., был дан приказ сохранить этот труд. И он был действительно сохранён. По постановлению римского сената труд Магона был переведён с финикийского языка на латинский, а затем был использован всеми теоретиками сельского хозяйства Рима. Для своего плантационного хозяйства, для ремесленных мастерских и для своих галер карфагеняне нуждались в громадном количестве рабов, отбиравшихся ими из числа военнопленных и купленных людей, а также из местного населения, порабощаемого карфагенскими ростовщиками.

Карфаген рано превратился в крупный центр посреднической торговли. Масштабы её были очень широки. Рабы, слоновая кость - из внутренних областей Африки, дорогие ткани и ковры-из стран Передней Азии, золото, серебро - из Испании, олово - из Британии, воск - с Корсики, вино - с Балеарских островов, масло, вино - из Сицилии, а позже и изделия греческого художественного ремесла - таков далеко не полный перечень предметов карфагенской торговли.

Карфаген выступил, как уже указывалось, объединителем многочисленных финикийских городов северного побережья Африки. Создание этого объединения преследовало в числе других задачу борьбы с греками, которые с VIII в. до н. э. начали чрезвычайно активно проникать в западную часть Средиземного моря.

Для развития торговли и для борьбы с проникновением греков в Западное Средиземноморье недостаточно было наличия сильной федерации на африканском побережье, но необходимо было также создать опорные пункты в западных районах Средиземноморского бассейна. Начало колонизации было, как мы видели, положено городами Финикии, но Карфаген развил здесь гораздо более энергичную колонизационную деятельность. В середине VII в. до н. э. карфагеняне обосновались на Балеарских островах и вскоре после этого проникли в Сардинию. В конце VII-начале VI в. до н. э. начинается упорная борьба с греками за Сицилию, в общей сложности продолжавшаяся более трёх столетий. В первой половине VI в. до н. э. карфагеняне покорили значительную часть Сицилии. В конце того же века началось активное проникновение их в Испанию, результатом чего был переход старых колоний Тира во владение Карфагена и распространение колонизации с побережья вглубь Пиренейского полуострова.

Процесс образования колониальной Карфагенской державы был далеко не мирным. В ряде стран карфагеняне встретили упорное сопротивление местных племён. Так, например, в Испании иберские племена вели долголетнюю ожесточённую борьбу ещё с Гадесом, одной из самых старых финикийских колоний. Город был ими захвачен, и карфагенянам пришлось осаждать Гадес и брать его штурмом. Сопротивление местного населения встретили карфагеняне и в Сардинии.

Тем не менее основным соперником карфагенян в этот период были, как сказано, греки. Так, в начале VI в. до н. э. карфагеняне сталкивались с греками из Фокеи, заселившими Массалию (ныне Марсель на юге Франции); проникновение в Испанию тоже было связано с борьбой против греков, и, наконец, весь начальный этап борьбы за Сицилию характеризуется военными столкновениями с греками. В ходе этой борьбы сложилась военно-морская мощь Карфагена, окреп его государственный аппарат, приспособленный не только для угнетения рабов и зависимого населения, но рассчитанный и на обслуживание захватнических устремлений господствующей верхушки карфагенского общества.

Морские путешествия финикийцев

Опираясь на свои колонии, финикийские и карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В период расцвета финикийского и карфагенского мореходства море становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и далёкими странами, находившимися за пределами Гибралтара. Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали олово. Путём обмена они получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путём из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, называемый ими «столпами Мелькарта» (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки. Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей дошло до нас в греческом переводе. Это так называемое путешествие Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н. э. Хотя описание экспедиции карфагенского морехода выглядит как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Наряду с экспедициями на северо-запад и юго-запад финикийские города отправляли морские экспедиции и на юг, пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи. Здесь финикийские корабли через Красное море достигали, вероятно, Индийского океана. Об одном из подобных морских походов сообщает Библия, когда рассказывает об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царём Тира, и Соломоном, царём Израиля. Но самым грандиозным предприятием надлежит считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехао в конце VII в. до н. э. В течение трёх лет они обогнули Африку и вернулись через «столпы Мелькарта», совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н. э.

Общий характер финикийской культуры в I тысячелетии до н. э. остаётся прежним. Основные черты, которые отличали религию финикийцев II тысячелетия, также остаются в общем характерными и для I тысячелетия до н. э. Несколько большее значение, чем прежде, приобретают божества - покровители ремесла и мореплавания. Важную роль начинает играть главный бог Тира и Карфагена - Мелькарт. Такие черты культа, как человеческие жертвоприношения, сохраняются и теперь.

Искусство Финикии I тысячелетия было мало самостоятельным. В Финикии подражали в основном египетским и отчасти ассирийским образцам. Однако финикийские изделия художественного ремесла, как, например, бронзовые, серебряные и золотые чаши с чеканными изображениями, находили большой спрос в странах Передней Азии и Средиземноморья, и именно при посредстве финикийцев искусство древнего Востока оказывало в первой половине I тысячелетия значительное влияние на искусство Италии и Греции.

Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.

Нам известно, что существовала обширная финикийская художественная и научная литература, но памятники её до нас, к сожалению, не дошли.

Финикийские города

Отдельные финикийские поселения превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон , позднее его место занял Тир . Другие города Финикии - Акко , Ахзив , Сарепта Сидонская , Берит (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад . Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

Название

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως - «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей .

Другое объяснение - греч. Φοϊνιξ - «страна Феникса» (красного солнечного божества, появлявшегося с востока). [ ] Этимология прослеживается в разделе Финиковая пальма . Вероятно, греки, подплывавшие к берегам Финикии с запада, увидели в лучах восходящего Солнца пальмы, живо напомнившие оперение мифической птицы .

Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху » - «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» - синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия - греческий эквивалент названия Ханаан . В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк. ; Мф. ; Деян. ; ; ) .

История

Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом . В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря . С одной стороны ряд городов был разрушен и пришёл в упадок, с другой - народы моря ослабили Египет , что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался около 1200 г. до н. э., когда внутренние области Сирии были заняты арамеями . Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом . Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность . Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта . На Сицилии финикийцы основали город Палермо .

Экономика

Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра . В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже - до Британских островов, откуда везли олово . Их опорные пункты находились в Испании , в Сицилии , на Сардинии и Корсике ; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир .

Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля . Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду (Иез. ), из Фогарма - лошадей (Иез. ), из Дамаска - вино и белую шерсть (Иез. ), из Аравии - овец (Иез. ).

На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шёлка они изготовляли дорогие ткани.

Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.

Морские экспедиции

Около 600 года до н. э. по приказу египетского фараона Нехо II (по другой версии, около 660 года до н. э. по приказу номарха Нехо I) обогнули Африканский континент . Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать вёсла, которые располагались на трёх палубах, и четырёхугольный парус площадью около 300 м².

Религия

Финикийская религия была частью семитских культов . Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Архитектура храмов финикийских богов явилась прообразом храма Соломона , который был построен при активной помощи тирских инженеров. Пантеон финикийских богов стал общим для семитских народов. Древние иудеи поклонялись финикийским Астарте и Таммузу. Особо финикийцы почитали Святые Горы . Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал , который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.

В связи с обширными культурными, экономическими и политическими связями с Египтом и, позднее, Грецией, многие финикийские божества имеют аналоги в египетской и греческой мифологии. Характерно обожествление личности правителя либо наместника Ваал , что соотносится с древнеегипетской религиозной традицией. Мелькарт , более известный в христианской традиции под наименованием Молох , также свидетельствует о подобной традиции обожествления и почитания городского правителя. Позднее, греческие источники стали отождествлять его с Геркулесом. Часто верховный бог приобретал черты солярного божества.

Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня-мать Астарта (божество сидонское - 3Цар. ), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция - однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.

Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле) и египетской паре Исиды и Осириса (Адонис).

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва; народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом хоронили на священном участке, называвшемся тофет . Эту практику заимствовали у финикийцев древние евреи после завоевания Южного Ханаана. В Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима , в честь Молоха , при еврейских царях. Местом отправления культа был, согласно Библии, Тофет в долине Хинном (Иер. 32:35).

Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию: «Детей кремировали, независимо от причины смерти». Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.

Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, 20 % от общего числа - мертворождённые. Таким образом, учёные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения - дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву. Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях.

Финикия в Библии

Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана » (Быт. ). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим (Нав. ) и упомянут другой финикийский город Тир (Нав. ; Пс. ; Пс. ) - они послужили северными пределами расселения евреев (Суд. ). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счёт продажи кедров (3Цар. ), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам (3Цар. ). Тир торговал «с народами на многих островах» (Иез. ), властвовал от Сидона до Арвада (Иез. ). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу (3Цар. ).

В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем (Деян. ; ), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» (Мк. ), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки» (Мк. ) или «хананеянки» (Мф. ). Другие жители «приморских мест Тирских и Сидонских» слушали Нагорную проповедь (Лк. ).

Финикийские колонии

Финикийцы освоили практически всё побережье Средиземного моря. Первым объектом их колонизации стал

самая знаменитая колония финикийцев(в Северной Африке) в 8-6 веке.

Ответы:

Самая знаменитая колония финикийцев: Карфаген.

Карфаген. Самая известная колония финикийцев - Карфаген. Город основан на севере Африки в 9-8 веках до н. э. Можно добавить. Это интересно. Финикия - страна мореплавателей Покорители моря. Примерно четыре тысячи лет тому назад на восточном берегу Средиземного моря поселились племена, которые древние греки называли финикийцами, а их страну Финикией. Предполагают, что Финикия означает "пурпурная". Финикийцы добывали из морских моллюсков яркую краску - пурпур, которую использовали для окраски тканей. Пурпур считался цветом царей. За финикийцами закрепилась слава лучших мореплавателей Древнего мира. Они умели строить прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. В трюмах этих кораблей находились прикованные рабы-гребцы. Финикийские корабли плавали по всему Средиземному морю, выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки. Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли. Торговцы и строители городов. Финикийские купцы вели оживленную и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю. Вместе с торговцами богатели и финикийские города. У финикийцев брали в долг даже правители других государств. Финикийцы были кредиторами, уважаемыми в Древнем мире. Вместе с тем они не гнушались добывать богатства любыми средствами. Молва называла финикийцев корыстолюбцами и хитрецами, способными обманывать людей. Финикийцы были не только бесстрашными мореплавателями, удачливыми торговцами, но и прекрасными строителями городов. Их города Угарит, Тир, Сидон, Библ располагались на берегах Средиземного моря в местах, удобных для причала кораблей. Это были города-порты, имевшие хорошо оборудованные гавани и мощные укрепления. В них возводились великолепные храмы и дворцы. В финикийских городах жили искусные ремесленники. Они умели производить и окрашивать ткани. Окрашенные пурпуром ткани ценились особенно высоко. Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки и изделия из слоновой кости. Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении. Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали египетский материал для письма - папирус (по-гречески библос] . Отсюда произошло название священной книги христиан Библия, означающее "книги", а также слово "библиотека". В удобных для жизни местах, куда доходили их корабли, финикийцы основывали колонии. Колония - поселение, основанное на чужой территории. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании. В начале 13-12 веке до н. э. на восточное побережье Средиземного моря стали нападать "народы моря". Они захватили земли южнее финикийских городов. Это были филистимляне. От названия этих народов произошло и название завоеванной ими страны - Палестина. Финикию с Палестиной связывали сложные отношения. Между ними случались и войны, и примирения, велись переговоры, торговля.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я публикую совершенно нетипичный для меня пост. Почему нетипичный? Ранее я уже публиковал посты с альтернативами, недавно вот родились посты с "диванной анатиликой". А сегодня, по просьбам коллег, я решил начать публиковать статьи на историческую тему. "Жертвой" станет история Карфагена, которую необходимо изложить вкратце, но как можно более ясно. Для простоты понимания все сказание будет разделено на отдельные статьи, складывающиеся в цикл. Вопросы религии и культуры будут рассмотрены отдельно.

Вступление

Еще когда я задумывался над альтернативой про Карфаген, закрадывались у меня мысли о том, что потребуется найти или написать сжатую его историю самому. А то ведь как бывает – начинаешь альтернативить на какую-то не шибко популярную тему, народ не в курсе деталей, и в результате и сам путаешься в деталях, и люди постоянно спрашивают, или просто машут рукой, мол, ну его нафиг, зануду и лентяя эдакого. Но если опубликовать перед этим хотя бы сжатую реальную историю, то появляется шикарная отмазка и повод попричитать над жестокостью мира и невнимательностью коллег на сайте – ну как так, я старался, я писал, а вы не читали, а вот теперь спрашиваете (плаксивая интонация прилагается).

Ладно, без шуток. Краткая история Карфагена, если я собрался его альтернативить, весьма полезна и для меня, и для моих возможных читателей. Последние хотя бы будут представлять, где там альтернатива, а где нет, я же просто окончательно разберусь в общей последовательности действий (как показала практика – даже после 3 прочтений могу все не запомнить, а вот если написать эдакое подобие статьи на эту тему – все запоминается очень даже неплохо). Да и людям, которые вдруг заинтересуются вопросом, будет что почитать. В конце концов, вся виденная мною история Карфагена была или слишком уж краткой, или растянутой до объемов хорошей книги. Я же попытаюсь сжать все до необходимого минимума, опустив лишние детали, но в то же время снабдив читателя достаточной информацией для составления общей картины происходящих в то время событий.

В написании этого цикла статей я прежде всего буду руководствоваться собственными взглядами, сформировавшимися у меня при изучении истории Карфагена. При этом серьезных источников будет использовано два – «Карфаген должен быть разрушен» Ричарда Майлза, и все остальное, что я не запомнил в силу фрагментарности извлекаемой оттуда информации. Книгу, кстати, рекомендую всем желающим – она радует критическим взглядом на многие моменты официальной истории, хоть и не лишена собственных спорных моментов. По возможности я буду давать различные возможные варианты развития событий там, где их ход не совсем ясен, а также буду подвергать критике явные перегибы со стороны официальной истории, при этом ничуть не навязывая свое мнение кому-то. Как и всегда, статья эта является «диванной», т.е. имеет форму сугубо моего ИМХО и личных впечатлений касательно озвученного вопроса, и потому озвученные мною тезисы могут сильно отличаться от реальности или официальной истории.

Вместо пролога

Римский акведук в Тунисе

Если кто-то хоть однажды посещал с туристическими целями такую страну, как Тунис, то он, возможно, видел руины старого акведука, который часто называют просто – Римский акведук. И хотя отдельные его участки разрушены, впечатляющий его внешний вид завораживает. Не меньше впечатляют и его цифры – длина 132 километра (вероятно, самый длинный акведук в античном мире), высота пролетов до 20 метров, количество подаваемой воды в сутки – 32 миллиона литров, или 370 литров в секунду. Для ее хранения в городе были сооружены массивные цистерны, часть которых сохранилась по сей день. Этот акведук вполне можно было зачислять в чудеса света – настолько он был величествен. Постройка этого гигантского комплекса, судя по всему, была проведена быстрыми темпами и закончилась в середине V века до н.э… Стоп, что? V век до нашей эры? А разве Рим владел Тунисом в V веке до н.э.?


Цистерны, в которых собиралась вода, получаемая по акведуку

А вот здесь, господа, мы имеем типичный пример античной истории, которая еще и усугубляется фольк-хистори. Ведь это так сложно – рассказать, что акведук был построен карфагенянами для своего великого города, а римлянами лишь реставрировался! А если рассказать – то под сомнение ставится и популярный тезис о том, что карфагеняне были дикими варварами, и ничего великого сотворить не могли. Нет, лучше пускай его строят римляне! Собственно, этот пример достаточно ярко описывает отношение к истории Карфагена. Не лучше положение было и в античности – сначала греки, а затем и римляне всячески принижали достоинства этого великого города, выставляя его жителей как жадных, коварных и жестоких варваров, недостойных стоять в одном ряду с ними, великими. Появилось даже выражение «Пуническая верность» – т.е. ничем не сдерживаемое коварство, которое чаще было свойственно тем, кто стер пунийцев из истории. В результате большинство не знают про Карфаген почти ничего. Некоторые, возможно, вспомнят что-то про Дидону и Ганнибала, и лишь немногие историки с многолетним стажем работы смогут рассказать что-то об этом городе, не претендуя при этом на однозначную верность своей информации. Причина тому проста – иной истории Карфагена, кроме как написанной его разрушителями, мы не имеем. И все же кое-какое представление о ней составить мы можем, хоть это будет и не очень просто – придется критически относиться к любой информации на эту тему, так как Карфаген, вероятно, стал первой в истории жертвой пропаганды, униженный, оболганный и забытый «историей» ради интересов других.

Так с чего же она началась?

Финикия и Ассирия – история сложных отношений

Примерно так представляют себе себе ассирийскую армию художники и историки. Впрочем, коллега Молоток может найти здесь великое множество косяков, я в этом уверен.

Историю Карфагена начинается задолго до даты его основания. И связана она сразу с двумя народами – финикийцами и ассирийцами. Первые были довольно спорным народом: им приписывают необычайную жестокость, массовые жертвоприношения (в том числе детей) и прочие отличительные черты истинных варваров. Однако если приглядеться к их истории, то мы не видим за ними каких-то особых завоеваний – финикийцы были народом торговцев и путешественников. Они первые вышли в море, также именно они связали торговыми путями Египет, Грецию и остальные части Восточного Средиземноморья. Их владения на земле редко бывали большими, сосредотачиваясь вокруг городов-государств.

А вот ассирийцы были абсолютно другими. У них было много различных особенностей, но прежде всего это был народ-воин, а если точнее – народ-завоеватель. Вся история Ассирийской империи полна войн, сражений и жестокости – города сжигались, люди уничтожались или продавались в рабство. Говоря об ассирийцах, сразу в голову приходят сожженные посевы, сотни колесниц и одна большая неудержимая военная машина . Если ассирийская армия подходила к чьим-то землям, то их жителям приходилось совершать сомнительный выбор – покориться завоевателям или погибнуть от их рук.

Однако в случае с Финикией ассирийские цари изменили своей обычной практике жестко подчинять соседние народы своей воле, и оставили финикийским городам-государствам достаточную степень личной свободы. Причина крылась в том, что Финикия была куда ценнее для ассирийских царей независимой (точнее, полунезависимой), ибо Ассирия потребляла в огромных количествах серебро и прочие металлы и товары, но не обладала навыками мореходов, и только Финикия могла обеспечить одну из величайших империй того времени всем нужным, будучи землей врожденных моряков. Причем в интересах финикийцев было расширение своих рынков и увеличение количества товаров – иначе их независимость просто перестала бы цениться агрессивным восточным соседом, после чего последовало бы прямое завоевание. Нельзя сказать, что это не было выгодно самим финикийцам, однако именно ассирийский фактор подстегнул этот небольшой народ расширять свою сферу влияния дальше на запад. Собственно, так началась финикийская колонизация.

Финикийская колонизация

Примерно так выглядел античный Тир, расположенный на островке. Столь выгодное в оборонительном плане расположение не раз заставляло захватчиков вести многолетние осады. Быстро город пал лишь единожды – когда к его стенам подступил сам Александр Великий.

Катастрофа бронзового века мало сказалась на нем, как и на других финикийских городах, более того – на время удалось избавиться от ассирийцев, которые переживали серьезный упадок, и финикийцы на фоне всеобщей разрухи процветали. Развивалась не только торговля, но и собственное производство – в частности, предметов роскоши. Финикийские города стали первыми производителями пурпурного красителя, изготавливаемого из моллюсков – его цена получалась весьма высокой, как и востребованность знатью различных народов. Изготавливались и более простые и дешевые товары – от керамики до инструментов сельского хозяйства и оружия.

Финикия не существовала в едином виде и была представлена несколькими городами-государствами. Нас интересует конкретно один из них – Тир. Основанный в XXVIII веке до н.э. , этот город спустя полтора тысячелетия стал одним из крупнейших финикийских городов, ее торговым лидером и влиятельной метрополией. Правили Тиром цари, которые считались потомками бога Мелькарта, которого позднее начали приравнивать к греческому Геркулесу . После возникновения Иудейского царства начинается сближение Тира с ним, причем сотрудничество оказалось весьма продуктивным и выгодным. Тир даже купил у царя Соломона за 120 талантов 20 поселений вблизи города, которые еще более возвысили позиции тирян в Финикии. Его влияние было настолько значительным, что другой крупный финикийский город – Сидон – стал фактически ему подчиняться; в это же время идет активная колонизация далеких земель. Строятся как постоянные колонии, которые позднее вырастут в города, так и небольшие торговые посты и фактории, которые должны были служить сборочными или перевалочными пунктами для торговли. Число колоний финикийцев к тому времени уже было достаточно большим – так, первую колонию в Африке, Утику, основали еще около 1100 года до н.э. Дошло до того, что старый порт в Тире не справлялся с оборотом товаров, и пришлось значительно его расширять. К тому времени из упадка начал выходить Египет, который уже давно был важным торговым партнером города, что еще больше увеличило степень процветания Тира.

Само собой, подобные успехи и повсеместное богатство финикийцев начали постепенно вызывать зависть. Более того, их торговые успехи и фактическая монополия на морях «давили» инициативы прочих народов, что не могло не вызывать негативной реакции купцов. Таким образом, плохое отношение к «алчным торгашам-финикийцам» начало формироваться примерно в это же время, а в сознании прежде всего греков начинает составляться стереотипное представление об этом народе. Хотя надо заметить, что в это же время начинается греческая колонизация, и вопреки всему колонисты этих двух народов часто помогали друг другу. Причин тому было несколько – прежде всего, отсутствие национальных предрассудков в это время, а также тот простой факт, что греческих и финикийских колонистов в то время интересовали абсолютно различные ресурсы, что позволяло кое-как разделять сферы экономического влияния.

Но из упадка начала выходить и Ассирия. В IX веке до н.э. ассирийский царь Ашшурнасирпал II нанес «визит вежливости» в Финикию, и он означал одно – Тиру, как и прочим городам, придется возвращаться к старым занятиям и кормить агрессивную империю серебром и прочими товарами. Требовалось также предоставлять флот для войн – былая боязнь ассирийцев перед Великим Морем постепенно сходила на нет. Новый поворот судьбы Финикии сложился в начале VIII века до н.э. – Ассирия завоевала Северную Сирию, которая до того была главным партнером Тира по поставкам серебра. Требовалось срочно искать новые источники этого драгоценного металла, что опять подстегнуло экспансию финикийцев на запад – отныне торговые успехи и выживание города были тесно связаны. Новый источник драгоценных металлов был найден на юге Испании, в земле, носившей общее название Тартесс . В этом регионе начинают основываться новые колонии финикийцев, главной из которых стал Гадир (современный Кадис). Значительное удаление колоний от метрополии вызывало высокую степень независимости местных городов, однако они продолжали признавать верховенство Тира. Во многом этому помогал культ Мелькарта, главнейший как и в Тире, так и в Гадире – ведь цари Тира являлись его наследниками, и поклонение Мелькарту приравнивалось к службе им.

В результате этого по Средиземноморью протянулись нити финикийских торговых путей. Учитывая технический уровень кораблей того времени, требовалось построить также множество новых факторий и перевалочных пунктов, где можно было бы перенаправлять потоки товаров в нужные регионы. Исключительно выгодными в этом плане выглядели западная Сицилия и север Африки, точнее та ее часть, которая ныне называется Тунисом.

Основание Карфагена и судьба финикийских колоний


Куда ж Карфаген без Элиссы-Дидоны? А никуда! Правда, эта картина показывает нам, что Элисса-Дидона без Энея тоже никуда, но эта история – миф (Троянскую войну и основание Карфагена разделяли века), так что просто наслаждаемся мастерством художника.

Вероятнее всего, место для будущего крупного города, который должен был стать связующим звеном с Востоком, Западом и Севером Средиземноморья, было выбрано заранее. Какое-то время роль такого перевалочного пункта могла выполнять Утика, однако по непонятным причинам ее местонахождение считалось недостаточно выгодным. Собственно, есть подозрения, что на месте Карфагена еще до его основания существовала какая-то фактория, а то и целая крепость финикийцев, которая могла носить название Бирса – однако доказательств этому, увы, нет. Что можно сказать точно – выбор места для основания города не был случайным.

Я не буду углубляться в теорию основания самого Карфагена – по той простой причине, что этот момент я уже рассматривал ранее, в . Добавлю лишь, что основание города могло быть запланировано заранее, как заранее понималась и его исключительная важность в качестве связующего звена между несколькими торговыми регионами. Это толкает на мысли, что группа колонистов Элиссы (Дидоны) могла быть вовсе даже не диссидентами, высланными из Тира, а специально набранной группой людей, важность задачи которых характеризует назначение сестры царя во главе всей экспедиции. Впрочем, это лишь версия – лично я больше верю все же в вариант высылки диссидентов во главе с Элиссой.

Город был основан предположительно в 814 году до н.э., альтернативной датой выступает 824/823 гг. до н.э. Впрочем, правильными вариантами могут быть оба – вторая дата выступает в качестве даты высадки поселенцев, а первая – в качестве даты официального основания города, связанного с окончанием постройки храма Баала. Судя по всему, Карфаген пользовался поддержкой метрополии первое время своего существования и платил дань местным племенам ливийцев – а точнее, выплачивал арендную плату за земли, на которых он располагался. Исключительное положение города на пересечении не только торговых путей, но и культур сделало его чрезвычайно привлекательным местом поселения для всех народов: в него приезжали греки, этруски, египтяне и прочие, формируя многонациональное население города. Рос он по меркам того времени достаточно быстро – уже к середине VIII века до н.э., т.е. спустя чуть менее чем 100 лет после своего основания его население достигало около 30 тысяч человек, делая его уже на тот момент, вероятно, самым большим городом Западного Средиземноморья. Уже к началу VII века до н.э. город обладал внушительными укреплениями, включавшими в себя стены и валы. В процессе развития планировка города не раз менялась в целях рационализации, в результате чего Карфаген получался весьма гармоничным и хорошо организованным городом, в отличие от Рима до Нерона.

Особо важной проблемой при отсутствии серьезных владений вне города становилось снабжение продуктами питания, и в роли городской житницы выступила Сардиния, на которой как раз в это же время начало развиваться сельское хозяйство. В будущем это даст спорный эффект. С одной стороны, чрезвычайно благоприятные условия земледелия на Сардинии вкупе с умениями финикийцев создадут сверхэффективное (по тем меркам) аграрное производство на острове, способствуя его развитию. Но с другой стороны – развитие сельского хозяйства собственно в Африке будет фактически стоять на месте, и «аграрный бум» в этих местах начнется лишь после утери Сардинии после Первой Пунической войны.

А Тир тем временем шел по своему тяжелому пути. В 730-х годах ассирийский царь Тиглатпаласар III нарушил традицию своих предков и грубо вмешался во внутренние дела Тира, отстроив таможни и обложив торговцев податями. Само собой, это негативно сказалось на самом городе, и увеличило отток населения в колонии, где ассирийское влияние сохранялось на уровне слухов. Тиру перестал подчиняться Сидон, а потом и купленные некогда у царя Соломона города объявили о своем неподчинении Тиру – и Тир ничего не мог с этим сделать. В VII веке был нанесен новый удар – ассирийцы сильно ограничили финикийскую торговлю с Египтом, лишив их важного торгового партнера. При этом колонии запрет на торговлю просто игнорировали, что улучшило их положение и усложнило экономическую ситуацию в метрополии. Тир оставался формально независимым, в отличие от других финикийских городов – Библа и Сидона, но эта независимость работала уже против тирян. Город приходил в упадок. Наконец, случился коллапс торговой ценности серебра – Ближний Восток настолько насытился этим металлом, что ценность его упала, что нанесло еще один удар по экономике Тира. Тем не менее, Ассирии пока было выгодно оставлять Тир полунезависимым - это позволяло хоть и иллюзорно, но все же контролировать его колонии. Но и сама Ассирия клонилось к упадку, а вместо нее уже были готовы появиться новые государства. Как влиятельная метрополия Тир был "добит" вавилонским царем Навуходоносором II, осаждавшим город в 585–573 гг. до н.э. Тир был полностью включен в его государство, старые торговые пути разрушились. Это вызвало экономический кризис в колониях – многие фактории оказались покинутыми, снизился торговый оборот между городами. Сами колонии обрели фактическую независимость, при этом формально признавая верховенство Тира, но уже предпочитая вести себя без оглядки на него.

При этом колонии Центрального Средиземноморья от кризиса пострадали очень слабо. Исчезновение тирских торговых кораблей открывало богатые перспективы перед ними, как и богатства неосвоенных территорий поблизости. Поодиночке финикийские колонии существовать долго не могли, имея множество агрессивных врагов в округе . Такие условия стали идеальными для возникновения новой торговой сверхдержавы, и вопрос был лишь в том, какой город возьмет на себя ее создание. Единственным достаточно сильным кандидатом на эту роль являлся Карфаген.

Примечания

1) Приводится также цифра в 141 километр.

2) По крайней мере, так нам обычно представляют ассирийцев. Я бы копнул эту тему поглубже, но речь сейчас не о них.

3) Период перехода от бронзового к железному веку, отличающийся резким упадком культуры, быта и разрушением многих великих держав того времени.

4) Оценка дана по Геродоту, а тот брал дату основания Тира у тирских же жрецов.

5) Синкретизм вполне естественен для античных религий – вспомните хотя бы Александра в Вавилоне или Птолемеев в Египте.

6) На финикийском Таршиш.

7) Под Севером подразумевается Тирренское море и Сардиния – в то время весьма ценные торговые регионы.

8) Подразумеваются местные племена. В Африке это были ливийцы, нумидийцы и мавры, на Сицилии – местные аборигены и греки, на Сардинии – нурагийцы, в Испании – иберийцы и кельтиберы. Несмотря на то, что финикийцы обычно пытались наладить мирные отношения с местными жителями, те не всегда воспринимали такое соседство благоприятно.

error: Content is protected !!