Что означает иерусалимский крест. Иерусалимский крест: символ в культурах и религии

С. В. Гнутова, заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В Святой Земле - месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира - создавались на протяжении многих столетий различного рода церковные реликвии: от маленьких нательных крестиков, икон и образков, используемых в качестве личной святыни, до дароносиц, дарохранительниц, напрестольных выносных крестов, употребляемых в церковных службах. Большинство этих предметов было изготовлено из перламутра - традиционного материала резчиков Палестины. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта даже школа резьбы по перламутру. Уже в первой половине XIX века А. Н. Муравьёв отмечал палестинское происхождение предметов из перламутра. Позднее А. А. Дмитриевский описывал мастерские и базары с большим количеством перламутровых изделий (1).

Будучи в 1881 году в Святой Земле, великие князья получили в благословение от Иерусалимского Патриарха Иерофея кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Об этом событии подробно написано в дневнике архимандрита Антонина (Капустина).

Кресты-мощевики с частицей Креста Господня известны с первых веков христианства. Такие кресты были у многих византийских императоров и других представителей царского рода. С первой половины XIX столетия особо именитые русские паломники получали от патриархов подобные кресты в качестве благословения, а позже - и награды.

В 1830 году от иерусалимского наместника получил малый крест на серебряной цепи с частицей Животворящего Древа А. Н. Муравьёв (2, с. 96), в 1835 году - русский путешественник и писатель А. С. Норов. В 1844 году был награждён золотым наперсным крестом на фиолетовой ленте с частью Животворящего Древа будущий начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) (3, с. 8), а в 1868 году - архимандрит Антонин (Капустин) (4, с. 141).

Иеромонах Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вместе с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 года послал великой княгине Елизавете Фёдоровне икону, вырезанную на спиле дуба Мамврийского, - «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы». Чуть позже, 8 мая 1895 года, Вениамин ходатайствовал перед секретарем Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степановым об избрании врача русской больницы В. Я. Северина действительным членом ИППО. «Ещё Вам пишу, чтобы Вы уже знали, по смерти своей я все свои дорогие кресты и ордена завещаю великому князю Сергию Александровичу, так как в Миссии никто не имеет права их носить. А Ваше превосходительство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без пользы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божии» (5, с. 593).

В апреле 1891 года состоялся обряд присоединения великой княгини Елизаветы Фёдоровны к Православию. Он был совершён в домовой церкви Сергиевского дворца на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В память об этом событии Сергий Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя, исполненный в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, только веруй». Эти евангельские слова стали заветом в дальнейшей жизни Елизаветы Фёдоровны (6, с. 17–22). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) отправил Елизавете Фёдоровне символический подарок, сопровождая его письмом на имя великого князя Сергия Александровича, в котором, в частности, писал: «…осмеливаюсь через Ваше посредство просить Её Высочество благоволить принять на воспоминание о Палестине несколько античных вещиц, хранившихся в недрах её более тысячи лет и как бы ждавших только случая заявить собою новой поборнице Православия о Православии древнейших времён. В прошлом году, при производившихся внутри Иерусалима частных раскопках, найдены были 11 золотых монет (solidus ) византийских 518–610 годов (императоров: Юстина I, Маврикия и Фоки), два золотых браслета и золотой перстень…» (7, с. 73–74).

Перстень относится к типу византийских обручальных колец VI–X веков, его изображения и надписи достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием рук им на головы, или соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание).

В 2004 году в музей имени Андрея Рублёва был представлен на экспертизу крест, находящийся в деревянном футляре, видимо, исполненном иерусалимским мастером. Об этом свидетельствуют технические приёмы резьбы православных резчиков-арабов. На крышке в восьмиугольной рамке размещено резное изображение герба Иерусалимского Патриарха, под ним - буквы «Д. П. I.», означающие «Дамиан Патриарх Иерусалимский», и дата: «1904» - в этом году шли активные переговоры между Русской Духовной Миссией и Иерусалимским Патриархатом о закупке земель в Палестине. В апреле 1904 года правительство России отпустило ссуду 400 тысяч рублей, за что Патриарх Дамиан особенно благодарил русского консула А. Г. Яковлева.

На оборотной стороне коробки есть остатки красной сургучной печати с гербом и датой: «1895». Патриарх Дамиан возглавлял Иерусалимский Патриархат с 1897 по 1931 год. В 1921 году он совершил литию над гробом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, привезённым в храм Св. Марии Магдалины в Иерусалиме.

На наградном кресте-мощевике стоят московские клейма. Видимо, в начале XX века такие наградные кресты изготавливались в России и затем отсылались в Иерусалим, где Патриарх вкладывал частицы Животворящего Древа и от имени Иерусалимского Патриархата раздавал подобные награды.

Литература и источники

1. Дмитриевский А. А. Беседы о русском паломничестве и Православном Палестинском Обществе. СПб., 1889.

2. Путешествие в Святую Землю. М., 1994.

3. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996.

4. Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997.

5. Россия в Святой Земле. Т. 1. М., 2000.

6. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Путь к Православию святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны // Отблеск Нетварного Света / Сб. ст. М., 2005.

7. Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000.

Во все времена паломники хотели и хотят приобщится к Святыням и унести с собой частицу Святости. Во времена крестоносцев шла бойкая торговля Святынями: откалывали кусочки от Голгофы и Гробницы Господа. Еще сравнительно недавно люди отламывали веточки деревьев из Гефсиманского сада. Сегодня, слава Богу, приобщение к Святыням носит цивилизованный характер и никто ничего не разрушает. Однако у людей осталось желание унести домой память о своем путешествии. Какие же религиозные сувениры следует приобретать и как их освящать?

Иерусалимский крест или крест паломника.

Это крест по четырем, краям которого расположены маленькие кресты. Четыре маленьких креста обозначают четыре Евангелиста, направившиеся в четыре конца света, чтобы нести Слово Божье людям. Всего же крестов пять: один большой и четыре маленьких по краям. Их пять, как пять ран Иисуса Христа. Говорят, что, когда Господь смотрит на человека и видит на нем такой крест, то Он видит перед Собой не только паломника, побывавшего на Святой Земле, но и собственного Сына и относится к человеку более снисходительно. Такой крест не носят вместо своего нательного креста, а носят вместе. Иерусалимский крест - это символ того, что вы побывали на Святых местах в качестве паломника. Как и все другие религиозные «сувениры» его следует освятить на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня (Камень Миропомазания - это тот самый Камень, на который положили тело Господа, чтобы приготовить Его к погребению, на нем обмыли тело Господа и умостили нардовым маслом или миром.) Иерусалимский крест или крест паломника нельзя дарить друзьям, только человек, который побывал в Иерусалиме имеет право его носить. Такой крест можно дарить только кровным родственникам.

33 свечи покупаются в качестве подарка на дом. 33 свечи нельзя делить и дарить по одной, потому что тридцать три - это число лет жизни Христа, соответственно, вся вязанка, как одна жизнь и одна свеча. Эту вязанку свечей освящают на Камне Миропомазания, а затем обжигают от огня в Храме Горба Господня и тушат об специальный конус. Весь огонь, который горит в Храме Гроба Господня зажжен от Благодатного Огня, который снисходит в Святую Пасху в Гробнице Господа. Что делают дома с этими свечами? Перед Пасхой в Чистый четверг, после того, как вы прибрали в доме, возьмите вязанку свечей и обойдите дом, это очищение дома огнем, потом потушите. Свечами можно пользоваться несколько раз. Можно не дожидаться Чистого четверга и очистить дом раньше: если вы чувствуете, что в доме не хорошая энергетика, домашние часто болеют или их преследует череда неудач, то и тогда мы обходим дом с подожженными свечами. Дарить такие свечи можно всем, это самый популярный подарок, привезенный из Иерусалима. Лучше покупать натуральные восковые свечи, они хоть и дороже, но не ломаются, как парафиновые.

Иконы должны быть правильно написанными, поэтому лучше приобретать их у христиан. Каждая икона имеет свое предназначение. Местные иконы: Иерусалимская Божья Матерь(самый первый Лик, писанный с Богородицы еще при ее жизни евангелистом Лукой, такая чудотворная икона находится в Усыпальнице Богородицы возле Гефсиманского сада) и Вифлеемская Богородица (единственная икона, на которой Богородица улыбается).

Хорошо, когда в доме есть икона, ибо икона является проводником наших личных молитв Господу. Иконы освящаются на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня.

Вифлеемская звезда.

Вифлеемская звезда имеет 14 лучей, потому что родословная Иисуса такова, что от Авраама до Давида проходит 14 поколений, от Давида до Иисуса - тоже 14 поколений, а Иисус потомок царя Давида. Аналогичная звезда находится в Храме Рождества в Вифлееме, обозначает место - Ясли, куда положили маленького Иисуса. Вифлеемская звезда - это женский символ, приносящий счастье и мир в дом, сулит хорошее замужество и материнство. Вифлеемскую звезду освящают на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня, дополнительно можно приложить ее в Храме Рождества. Можно дарить такую звезду всем женщинам и девочкам.

Деревянный крест.

Деревянный крест из оливкового дерева следует пронести по Крестному пути, держа в руках, потом подняться с ним на Голгофу и приложить там. Перед поднятием на Голгофу следует освятить этот крест на Камне Миропомазания. Деревянный крест следует повесить дома, как домашний оберег.

Нардовое масло или миро.

Все вещи мы освящаем на Камне Миропомазания. Этот Камень мироточит. Однако в дань уважение к Месту следует приобрести баночку такого масла и умастить им небольшую площадь на Камне, потом на умощенное маслом место вы можете положить для освящения ваши предметы. Само масло тоже надо освятить. Дома по праздникам можно распылить немного освященного масла, чтобы создать праздничную атмосферу. Если кто-то болен, то таким маслом на челе больного наносят крест.

Где лучше приобретать религиозные «сувениры»? Поскольку речь идет о христианских вещах, то их лучше приобретать в христианских лавках и местах рекомендованных министерством туризма. О таких надежных магазинах можно спросить у местных экскурсоводах.

| | | | | | | | | | | | 19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | >>
Всего: 542

182. Татьяна
195.239.5.102 195.239.5.102 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; .NET CLR 1.1.4322)
Город: Москва
E-mail: [email protected]
Время: 13.8.08 12:13
Вопрос: Многоуважаемый Павел!Не могу найти ответ на вопрос как
использовать 33 свечи, зажженные от Благодатного огня, привезенные из Иерусалима. Можно их зажигать как сретенские во время собо тяжелых периодов жизни?
Все сразу зажигать и до конца или можно по-отдельности? Может вообще строгих правил нет? Заранее благодарю и Спаси Вас бог.
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемая Татьяна, именно в тяжелые моменты по отдельности можно зажигать эти свечи или в важные праздники и события в Вашей жизни.

181. владимр и ксения
79.143.230.32 79.143.230.32 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; .NET CLR 1.1.4322; .NET CLR 2.0.50727)
Город: Железногорск Курской области
E-mail: [email protected]
Время: 11.8.08 15:53
Вопрос: Очень хочу с женой поехать в Иерусалим поработать и помолиться месяца на 3 или 4.Подскажите как лучше поступить?Подскажите контактные телефоны для связи.Работа в монастыре во славу Божию.Паломничество,поклонение Православным Святыням
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемый Владимир, если в монастыри Московской Патриархии, то надо обращаться в паломнический отдел Данилова монастыря в Москве там подскажут, если в РПЦЗ, то к архиепископу Берлинскому Марку в Мюнхене.

180. Наталья
195.189.80.51 195.189.80.51 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 7.0; Windows NT 5.1; Avant Browser)
Город: Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Время: 1.8.08 23:14
Вопрос: Здравствуйте!
Мы с мужем в октябре планируем обвенчатся в Израиле...Совершить обряд можно только в Ирусалиме?
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемая Наталия, мы рады за Вас.
По вопросам венчания, крещения для российских граждан и граждан СНГ, находящихся в командировке или паломничестве, следует обращаться в Русскую Духовную Мисиию в Иерусалиме (Московская Патриархия)- понедельник-пятница с (9.00 до 17.00) по телефону 02-625-25-65, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме(Русская Православная Церковь Заграницей) - русский монастырь в Иерусалиме на горе Елеон тел. 02-6284373,

179. Наталья
90.188.131.162 90.188.131.162 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; MRA 5.1 (build 02241); MRSPUTNIK 2, 0, 0, 36 SW; InfoPath.1)
Город: Омск
Время: 30.7.08 6:02
Вопрос: Добрый день.Будьте добры, подскажите пожалуйста, мне в подарок из Иерусалима привезли крест, сказали, что это крест поломника. Выглядит он примерно так: в середине четырехконечный крест, без изображения спасителя, и в каждом так называемом углу креста есть еще маленькие кресты, т.е. вокруг одного креста расположены четыре маленьких.Сказали, что маленькие кресты символизируют части света, север, юг, запад и восток, а большой крест в центре- Иерусалим, как символ центра христианских религий.Дело в том, что на сайте крест поломника изображен совсем подругому.Я православная христианка, можно ли мне носить данный крест? Заранее благодарна за ответ.
Отвечает: Павел Платонов
Это крест паломника, такой можно Вам носить

177. Дмитрий
92.113.10.32 92.113.10.32 Opera/9.27 (Windows NT 5.1; U; ru)
Город: Крым
E-mail: [email protected]
Время: 13.7.08 9:09
Вопрос: Кого Церковь причислила в число 12 апостолов вместо Иуды?
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемый Дмитрий, вместо Иуды Искариота после Вознесения Христа по жребию в число 12-ти был избран Матфий, который до этого был в числе 70-ти. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9(22) августа.
http://сайт/history/ort/sv/apostol/12/matfiy/

176. Елена
85.15.181.178 85.15.181.178 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; MRSPUTNIK 2, 0, 0, 20 SW; MRA 5.0 (build 02094))
Город: г.Нефтеюганск
E-mail: [email protected]
Время: 11.7.08 11:18
Вопрос: Здравствуйте! Хочу принять обряд крещения в Иерусалиме или на реке Иордан. я буду в Израиле в период с 17 июля по 5 августа.
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемая Елена, мы рады за Вас.
По вопросам крещения для российских граждан и граждан СНГ, находящихся в командировке, следует обращаться в Русскую Духовную Мисиию в Иерусалиме (Московская Патриархия)- понедельник-пятница с (9.00 до 17.00) по телефону 02-625-25-65, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме(Русская Православная Церковь Заграницей) - русский монастырь в Иерусалиме на горе Елеон тел. 02-6284373,
по вопросам совершения таинств Крещения, Венчания, Отпевания, посещения больных на дому и в больнице и совершения всех церковных треб следует обращаться: в Тель-Авиве-Яффо - храм Архангела Михаила к отцу Александру - тел.050-764-42-18,
в городе Мигдаль Аэмек (Галилея) в храм свят. Николаю к отцу Роману - тел. 0505370439

175. Елена
84.229.140.44 84.229.140.44 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.0)
Город: Савьен Израиль
E-mail: [email protected]
Время: 4.7.08 11:18
Вопрос: Здравствуйте! Меня интересует вопрос о венчании в Иерусалиме-где можно узнать полную информацию как заказать,сколько это будет стоить,когда?
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемая Елена, по этому вопросу обратитесь в Русскую Духовную Миссию или в ближайший храм.

Драгоценный нагрудный крест IX века, из собрания музея Голда, США, является наиболее ранней вещью, известной как «Иерусалимский крест». Вероятнее всего он так назван по месту его изготовления. А его принадлежность, какому то лицу - неизвестна.

Но до начала крестовых походов, ради «освобождения гроба Господня» о более поздней форме «Иерусалимского креста» не могло быть и речи. Т.к. иудеям форма любого креста почему-то была неприятна. Рыцари выступавшие в поход нашивали на свои светлые плащи обычные, преимущественно прямые кресты из красной ткани и неодинаковой формы. Они были отличительным знаком участника Крестовых походов. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (, Первый крестовый поход), группа баронов объявила норманнского завоевателя Годфрида Бульонского королем Иерусалима и усвоила за ним герб - серебряный щит с изображенными на нём одним большим и четырьмя малыми золотыми крестами, нарушив при этом основное правило геральдического искусства: металл на металл не накладывается . Таким образом, был создан в назидание потомкам «исключительный герб». Став правителем Иерусалима, Годфрид Бульонски й, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый». Он отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня».

Вероятно, что после случившейся победы, многие рыцари побывавшие в Иерусалиме (особенно из близкого окружения Годфрида) изменили и форму нашитых на плащах крестов

.

Нововведение нашло своё отражение и в католической церкви - до XVвека создавались выносные и живописные кресты, по своей форме весьма приближенные к Иерусалимскому.


В XIV веке знамя Тевтонского Ордена было украшено великим магистром золотым иерусалимским крестом с черной окантовкой и щитом Священной Римской империи германской нации, в его середине. Но в 1410г. (в XVв.) в битве при Грюнвальде, Орден потерял это и другие свои знамена.


Полный «Иерусалимский крест» красного цвета, мог поначалу нашиваться на плащи самого ближнего окружения «иерусалимского короля» - его телохранителей или его друзей баронов.

Позже такой Иерусалимский крест часто используется на покрывалах в католическом алтаре . Большой крест — символ Христа , четыре маленьких — символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий , распространяющих учение на все четыре стороны света.

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать и раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период Крестовых походов .

Современные иерусалимские кресты делятся на два варианта - по форме и по названию. Это касается в первую очередь нагрудных крестов.


Надпись же может быть нанесена на оборотную сторону любого вида креста, что будет указывать на то, что он привезен из Иерусалима. Т.е. тоже «Иерусалимский крест».



В России был свой образец Иерусалимского креста. Он был изображен на окладе Евангелия, хранившегося в храме Христа Спасителя, в Москве, вплоть до разрушения храма.

Ограничительные линии креста заменены на четыре книги, четыре Евангелия.

Смысл изображения прост - всё что известно о Христе и его пребывании в Иерусалиме, ограничивается этими книгами.


Из Святой земли паломники часто привозят освященный на Гробе Господнем Иерусалимский крест. Это не только память о поездке, но и великая святыня, которую хочется носить постоянно, тем более что его выразительная и сложная форма, составленная из пяти равносторонних крестов, очень красива. Однако бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных. Его называют «крестом крестоносцев» и видят в нем только герб военного католического ордена Святого Гроба Господня. Подобное представление об Иерусалимском кресте совершенно неверно, и появилось оно только в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой земле. Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете. В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко. Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком. О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.

В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.

После распятия, воскресения и вознесения Христа в 33 году последователи Его учения были преследуемы и гонимы на всей территории Римской империи целых три века. Христиан жестоко мучили и убивали, а при императоре Диоклетиане, который правил с 284 по 305 год, и вовсе началось их методичное истребление, целью которого было полное уничтожение. Дело Диоклетиана продолжили его наследники – два соправителя, которым император оставил огромную страну. И неизвестно, чем бы закончился этот чудовищный по своим масштабам геноцид, если бы в 306 году соправителем императора Максенция не стал Константин, прозванный потомками Великим и прославленный Церковью как равноапостольный. Как и все римские императоры, Константин был язычником. Но, в отличие от других правителей, он был веротерпим, поскольку его мать, равноапостольная Елена, была христианкой.

Между двумя правителями началась война. Решающее сражение произошло у Мульвийского моста в 312 году, в котором победил Константин. Накануне битвы Константин вместе со своим войском увидел знамение на солнце – скрещенные инициалы Иисуса Христа (хризма), рядом с которыми сияли равносторонний крест и надпись: «С ним побеждай». Во сне видение повторилось, только на сей раз император увидел один крест. Этот крест он приказал поместить на знамена своего войска и выиграл сражение. После прихода к власти Константин сделал христианство государственной религией, а перед смертью и сам принял крещение. Свою столицу Константин перенес с разоренного войной и разграбленного варварами Запада на процветающий и культурный Восток, построив здесь новую столицу, Константинополь (теперь это Стамбул).

Мать равноапостольного Константина, став императрицей, инициировала раскопки в Иерусалиме, в ходе которых был обретен Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей Господних.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой. Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа. Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением. Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Поперечины креста святого Константина чаще всего изображали с расширяющимися концами или с небольшими перекладинами на концах. Кресты с такой иконографией сохранились во всем христианском мире, но наиболее ранние – в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались все крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. К Константинову кресту восходят, например, такие знаменитые кресты католических военных организаций, как мальтийский, тевтонский, иерусалимский и другие.

На рисунках священных книг, в украшении храмов и на полотнищах знамен между перекладинами Константинова креста часто помещали дополнительные знаки. Это были символы евангелистов, инициалы Христа, символические сокращения или просто кресты, лучи, звезды. Подобные символы дополняли смысл изображения, придавали ему новые аспекты восприятия, давали возможность глубже интерпретировать священную форму, видя в ней не только историческую реликвию, но и глубокий сакральный смысл. Например, дополненный четырьмя малыми крестами Константинов крест представляет собой проекцию крестово-купольного православного храма. Как православное пятиглавие, он был символическим образом Христа и четырех Евангелистов, а также духовного единства христиан всех четырех концов земли.

Первоначально все христианские страны были частью единой культуры, центр которой был в Малой Азии и Юго-Восточной Европе. Эта часть Римской империи впоследствии историками была названа Византией.

На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»). Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ. В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха. После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов. Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя. Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Был подобный крест и на русских флагах. Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века. С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году. Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев. Для православных верующих равносторонняя композиция креста связывала его образ с Иерусалимскими святынями, завоеванными мусульманами, а также с царственным градом Константинополем, тоже павшим в 1453 году под ударами турок. Москва чувствовала себя преемником священства этих городов, хранительницей и оплотом православия. В этом не было самовозвышения: к XVI веку Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. Все остальные православные народы томились под мусульманским игом и с надеждой взирали на усиливающееся Московское царство. В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.

Государственные символы России в древности описывали не часто, поэтому наши знания о них не полны. Но можно сказать с уверенностью: Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря. Но не только на флагах изображались Иерусалимские кресты. Если внимательно посмотреть на какой-нибудь древний иконостас, например Новгородской Софии, то с удивлением можно обнаружить, что большая часть крестов, изображенных в орнаментах и на одеждах святых, имеют такую же равностороннюю пятисоставную иерусалимскую иконографию.

Так что в заключение можно с уверенностью сказать, что только красный крест простой геометрической формы, который является геральдическим символом католического ордена рыцарей Гроба Господня, не может быть использован православными верующими. Иерусалимский крест любой другой формы – православный.

О.В. Губарева, кандидат культурологии, член СХ России, художественный руководитель компании "Акимов".

error: Content is protected !!