Биология воля и эмоции внимание. Доклад: Воля, волевые качества личности

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра истории и социальной работа (ИСР)

Доклад

на тему «Воля»

Выполнил:

студент группы № 619-2

Потысьев Евгений Олегович

«___»_____________ 2010г.

_________

Принял:

Старший преподаватель кафедры КС

Алмаева Вера Владимировна

«___»_____________ 2010г.

________

2010

ВВЕДЕНИЕ

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией - эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Цель данной работы - дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.

ВОЛЯ

Понятие о воле

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие "волевые качества" является производным от слова "воля", а не наоборот.

Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

Волевые акты

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Функции воли

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.

Что такое внимание

Существует несколько видов, на которые делится это понятия. Каждый из них не просто выдуман, а имеет причины возникновения, и формы проявления.

Внимание бывает:

  1. произвольное
  2. непроизвольное.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек прикладывает усилие воли к чему-либо.

Непроизвольное внимание – случайность. Человек не принимает здесь никакого осознанного участия.

Характер человека можно описать по тому, на что и как он обращает внимание преимущественно. Произвольное внимание присуще не всем живым организмам. Это – исключительно человеческая особенность. Животные же, в свою очередь, имеют только непроизвольный вид. Управление сознанием живых существ и создало внимание.

Каждый человек не может делать только то, что хочет, если он пытается достичь определенных целей в своей жизни. Именно воля, эмоции, внимание дают возможность достичь любых высот. Произвольное внимание формируется путем постоянного обучения и закрепления своих знаний методом практики.

Физиология также дает свое объяснения процессу произвольного внимания. Оно появляется в коре головного мозга и поддерживается постоянно импульсами, которые направлены от сигнальной системы. Процесс труда постоянно влияет на формирование произвольного внимания. Чем дольше человек его удерживает, тем сильнее он устает умственно и физически. Для того, чтобы не испытывать переутомление, необходимо постоянно чередовать труд. Как известно: “Лучший отдых – это смена деятельности”. Потому после тяжелого задания, приступите к чему-то полегче, а затем – снова возьмитесь за тяжелое. Другой вариант – огромная заинтересованность для концентрации внимания.

Взаимосвязь воли и эмоций

Конечно же, воля и эмоции понятия не только совместимые, но тесно связанные между собой. Для удачной концентрации внимания на чем-либо, необходимо приложить усилия воли. Затем человек вникает в содержание материала и следит за ним без напряжения. Это внимание называется послепроизвольным. Некоторые психологи его также называют произвольным. Факт в том, что процесс обучения теперь становится легче, человек гораздо реже чувствует усталость. Эмоции, которые получает человек от изучаемого материала прямо влияют на его дальнейшее обучение.

Также внимание делится на виды в зависимости от того, куда оно обращено:

  1. Внешне-направленное внимание – предметы мира материального.
  2. Внутренне-направленное внимание – мысли, чувства, воспоминания.

Последний вид часто бывает непроизвольным, если человек отвлекается на что-то во время работы. Причина здесь – невнимательность.

Произвольное внимание акцентируется только на том, что необходимо человеку в данной сфере работы.

Непроизвольное внимание не нуждается в воле, поскольку здесь не нужно сосредотачиваться на чем-то конкретном.

Произвольное внимание подразумевает под собой постоянное участие воли. Этот вид связан с наличием разных интересов, которые постоянно конкурируют друг с другом. Но при выборе одной цели, человек подключает волю, тем самым подавляет другие интересы.

Для того, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном и достигнуть высот, необходимы благоприятные условия работы. Каждый человек в праве сам выбрать режим и вид работы. Здесь нужно выбирать золотую середину. Качественное выполнение работы не может производиться в чрезмерном шуме и совершенной тишине.

Вопрос 1. Вопрос 1. Что такое волевые действия?
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевые действия - это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.

Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда - тормозную.
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную
(к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.

Вопрос 3. Какое значение имеет внушаемость и негативизм?
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости, а если человек действует наперекор лидеру - о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.

Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.
Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.
Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.

Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.
В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.

Вопрос 6. Что такое стресс?
Стресс - состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.

Вопрос 7. Что такое внимание?
Внимание - внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.

Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания.
Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?
В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.

Слайд 2

Воля

Под волей обычно понимают сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их, и тормозную – способность удерживать себя от нежелательных поступков.

Слайд 3

  • Выдержка и сдержанность – такие же проявления воли, как и активность в достижении задуманного. Образно говоря, воля – это желание, ставшее действием.
  • Волевое действие, являясь результатом тщательного анализа всех возможных вариантов, кончается оценкой того, что было совершено, и исправлением ошибок, если они были допущены.
  • Слайд 4

    Волевой акт начинается с выбора цели. Прекрасно, когда цель, продиктованная чувством долга, совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы. Тогда энергия человека утраивается. Возникает состояние страсти, вдохновение. Наилучшие произведения искусства, научные открытия, спортивные подвиги были совершены в этом состоянии. Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человек должен решить, что он будет делать, и остановиться на чем-то одном.

    Слайд 5

    Процесс выбора – трудное состояние, иногда мучительное. У нерешительных людей оно может затягиваться на долгие часы, иногда дни и даже годы, если цель связана с выбором жизненного пути. Но вот решение принято, цель поставлена, и человек снова оказывается перед выбором: как достичь задуманное.

    Слайд 6

    Сценарии будущих действий как бы проигрываются в сознании, пока, наконец, не находится вариант, который кажется оптимальным. Только после этого следует само действие. Оно является завершающей, но не конечной стадией, потому что сознание контролирует каждый этап деятельности и при необходимости вносит в нее поправки, коррекцию результатов.

    Слайд 7

    • Способность человека оценивать сложную ситуацию и принимать нестандартные решения называется находчивостью. Она связана с волевыми качествами личности.
    • Для иллюстрации приведем один факт из биографии Ф.И. Шаляпина. Когда Федор Иванович прибыл в Италию на гастроли, вокруг него сложилась неблагоприятная обстановка: в газетах появились нападки на русское национальное искусство. За день до премьеры к нему пришли люди, которые наживались на том, что срывали спектакли, и потребовали большой выкуп.
  • Слайд 8

    Шаляпин отказался платить и выгнал вымогателей, хотя угроза была далеко нешуточной. И вот день премьеры. Ставили оперу Гуно "Фауст". На сцене Шаляпин в костюме Мефистофеля. Оркестр проиграл вступление – Шаляпин молчит. Проиграли вступление снова – то же самое. Публика в недоумении. И вдруг Шаляпин сбрасывает плащ Мефистофеля и исполняет романс "Очи черные". Публика взрывается аплодисментами. Опера проходит с небывалым успехом.

    Слайд 9

    • Для того чтобы достичь главной цели – рассеять предубеждение к русскому искусству и сохранить спектакль, Шаляпин нашел остроумный способ: неожиданной выходкой завоевал внимание зрителей.
    • Каждый человек живет среди людей. Они дают советы, пытаются убедить, а то и заставить делать по-своему. Волевой человек способен обдумать предложения, советы, согласиться с необходимым и полезным, отбросить неприемлемое.
  • Слайд 10

    Лица с недостаточно развитой волей либо идут на поводу у других, либо действуют наперекор тому, что им советуют. В первом случае проявляется внушаемость, во втором – негативизм. При анализе их действий выясняется, что они не могут обосновать свое поведение, поскольку действовали импульсивно, на уровне подсознания и эмоций.

    Слайд 11

    Эмоции

    • Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция означает "возбуждаю, переживаю".
    • В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию, их образно называют центрами рая и ада. Благодаря работе этих центров человек и животные на бессознательном уровне анализируют поступающую информацию и оценивают ее значение: вредные или полезные события она предвещает.
  • Слайд 12

    Различают такие проявления эмоций: эмоциональные реакции – плач, смех; эмоциональные состояния – настроение, тревога, волнение, бурная эмоциональная вспышка (аффект); эмоциональные отношения, или чувства в узком значении этого слова, – любовь, ненависть, ревность и т. д.

    Слайд 13

    Эмоциональное состояние может быть положительным, отрицательным или нейтральным, если развивающиеся события не имеют к нам отношения. В зависимости от этих состояний происходят гормональные сдвиги в организме. Так, вы уже знаете, что при страхе в кровь выделяется адреналин, а при боевом возбуждении – норадреналин.

    Слайд 14

    В связи с этим различают стенические (от греч. stheneia - сила) эмоции, повышающие работоспособность человека, и астенические (от греч. аstheneia - слабость), мешающие ему осуществлять задуманные действия. К первым можно отнести задор, уверенность в успехе дела, ко второму – волнение, мешающее думать, говорить, действовать.

    Слайд 15

    Проявления эмоционального состояния: настроение (хорошее или плохое); страсть, когда воля и эмоция сплавляются в едином порыве (высшее выражение страсти – вдохновение); стресс – напряжение, близкое к предельным возможностям организма; аффект – эмоциональная вспышка, выходящая из-под контроля воли. Именно в состоянии аффекта Иван Грозный убил своего сына Ивана. Эта сцена изображена на известной картине И.И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

    Слайд 16

    Эмоциональные отношения – это те чувства, которые мы испытываем к другому человеку, животному, делу, новой информации и пр. Любовь, в том числе половая, ненависть, ревность, зависть – все это проявления различных чувств. От эмоциональных состояний их отличает направленность на определенный объект. Чувства бывают довольно противоречивыми: любовь может быть смешана с досадой, грустью, радостью, т.е. в зависимости от обстоятельств знак эмоций может меняться.

    Слайд 17

    Чувства обладают динамикой: они рождаются, достигают высшей силы, потом угасают, а то и становятся противоположными: ненависть может перейти в любовь, пылкая любовь – смениться равнодушием. Особенно скоротечны увлечения, они часто бывают в подростковом, но могут быть и в зрелом и даже в пожилом возрасте. Несмотря на пылкость, увлечения быстро угасают после первого достигнутого результата, так как, по существу, связаны с явлениями доминанты, а доминанта, как известно, после своего разрешения уступает место другой.

    Слайд 18

    Внимание

    • Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии.
    • Когда у человека напряжено внимание, даже его внешний вид изменяется. У него возникают движения приспособительного характера: он вслушивается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова. Посмотрите на слушателей, изображенных на картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (см. рис. 1). Как выразительны их позы!
  • Слайд 19

    Внимание может быть сосредоточено и на собственных мыслях. Глаза глубоко задумавшегося человека нередко устремлены вдаль, так что расположенные рядом предметы не отвлекают от размышлений. Часто происходит задержка дыхания: оно становится более редким.

    Слайд 20

    Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой яркий, неожиданный раздражитель, вызывающий ориентировочный рефлекс, становится объектом непроизвольного внимания.

    Слайд 21

    Обычно непроизвольное внимание длится до тех пор, пока объект сохраняет новизну. С потерей новизны непроизвольное внимание начинает колебаться и легко утрачивается, если вызвавший его объект не вызывает интерес.

    Слайд 22

    Произвольное внимание

    проявляется при осуществлении сознательного намерения человека заняться делом, иногда малоинтересным, но необходимым, требующим приложения волевых усилий. Каждый, кто сталкивался с необходимостью выучить сложный и малопривлекательный текст, знает, как трудно усилием воли заставить себя сосредоточиться на нем.

    Слайд 23

    Но делу можно помочь, если не просто читать текст, а активно работать с ним: составлять план, конспектировать, строить схемы, выявляющие связи между описываемыми событиями или процессами. Неважно, по какой программе вы будете работать, важно, чтобы она существовала и выполнялась пункт за пунктом. Тогда внимание будет устойчивым, а работа продуктивной. Проверить наблюдательность и внимание можно в практической работе.

    Слайд 24

    Невнимательного человека называют рассеянным. Первая причина рассеянности – слабость произвольного внимания. Любой посторонний раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, и человек отвлекается от основного дела. Вторая причина рассеянности – глубокая сосредоточенность человека на определенном занятии: постороннее раздражение не замечается им, так как оно воздействует на заторможенные в данный момент участки мозга.

    Слайд 25

    Выводы

    Под волей понимают сознательную регуляцию поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к цели. Волевое действие может выполнять как побудительную, так и тормозную функцию.

    Слайд 26

    Эмоции связаны с возможностью (или невозможностью) удовлетворить потребности. Эмоциональные реакции (смех, плач, физиологические сдвиги в работе сердца, гормональной системы) имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные состояния (настроение, волнение, стресс, страсть, аффект и пр.) или благоприятствуют деятельности (стенические эмоции), или нарушают ее (астенические эмоции). Эмоциональные отношения, или чувства в узком смысле (любовь, ненависть, ревность и пр.), всегда направлены на определенный объект и обладают динамикой.

    Слайд 27

    Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. Различают непроизвольное (возникающее независимо от воли и сознания) и произвольное внимание, которое поддерживается волевым усилием и требует от человека большой затраты энергии. Активная работа с объектом позволяет без напряжения сохранить внимание на длительный срок.

    Посмотреть все слайды


    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Рязанский государственный медицинский университет
    имени академика И. П. Павлова
    Федерального агентства по здравоохранению
    и социальному развитию»

    Реферат на тему
    «Воля в психологии»

    Выполнила: Милова С., студентка 1 курса,
    лечебного факультета, 9 группа
    Проверила: Петрушина Л. В., доцент кафедры
    психологии с курсом педагогики

    Рязань 2011
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………… 3
    ГЛАВА I. Волевая сфера личности ………………………………………........ 4
    1.1. Произвольные действия и их особенности………………………………. 4 – 5
    1.2. Анализ сложного волевого действия……………………………………... 5 – 7
    1.3. Основные качества воли…………………………………………………… 7 – 8
    ГЛАВА II. Развитие воли у человека………………………………………….. 8 – 10
    2.1. Условия развития воли у человека……………………………………….. 10 – 11
    2.2. Волевые качества личности……………………………………………….. 11 – 13
    2.3. Развитие волевых качеств…………………………………………………. 13 – 17
    ГЛАВА III. Констатация волевых расстройств………………………………. 18
    3.1. Волевые расстройства……………………………………………… ………18 – 21
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………. 21 – 22
    Список используемой литературы…………………………………………….. 23

    Введение.
    Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.
    Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью – утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.
    Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .
    Основные признаки волевого акта:
    - приложение усилий для выполнения волевого акта;
    - наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
    - усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
    - нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя;
    - сфера развитие воля личность.

    Глава I. Волевая сфера личности

    Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели . Воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.
    Волевую деятельность нельзя сводить к активности организма и отождествлять с ней. Активность свойственна и животным. Они, удовлетворяя свои биологические потребности, адаптируясь к условиям жизни, оказывают длительное влияние на окружающую природу, но это происходит без определенного намерения с их стороны.
    Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое переживает человек, преодолевая внутренние и внешние трудности в стремлении к действию или в сдерживании себя.
    Произвольные действия детерминированы, как и все другие действия человека, но поскольку они вызываются следами в коре головного мозга от предыдущих раздражителей, то иногда кажется, что они возникают сами по себе, без причины. То, что двигательный участок коры больших полушарий головного мозга является одновременно и сенсорным, играет важную роль в регуляции волевых действий. В процессе волевых действий от исполнительного аппарата в кору головного мозга поступает информация о характере действий, где она сопоставляется с образом запланированного действия, опережая его результаты. Такое сопоставление исполняемого действия с его образом способствует уточнению рефлекторного акта в соответствии с тем, к чему стремится человек .

        Произвольные действия и их особенности
    В волевой деятельности различают произвольные и непроизвольные действия.
    Действие – одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели. Целостное действие состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля .
    Действие – структурная единица поведения, деятельности человека, обеспечивающая его взаимодействие с предметным миром. По психологическому строению действие включает цель, способ и условия выполнения. С помощью цели предварительно намечается тот результат, который достигается в конце действия.
    Способы действия служат такому преобразованию предмета, которое приведет к достижению цели. Условия выполнения действия составляют неспецифические особенности предмета действия и особенности состояния человека в момент выполнения действия. По структуре психической регуляции действие состоит из двух основных частей: а) регуляционной и б) исполнительной. Все действия человек усваивает в процессе обучения .
    Непроизвольными действиями называют неосознаваемые действия и движения. Это, прежде всего, движения, которые вызываются безусловными раздражителями и осуществляются подкорковыми отделами центральной нервной системы. Они связаны с защитой организма от повреждений или с удовлетворением его органических потребностей. Непроизвольные движения могут быть не только, безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными. Непроизвольные движения не осознаются, а, следовательно, и не контролируются. Чаще всего это бывает тогда, когда раздражители действуют внезапно, неожиданно.
    Произвольные действия и движения всегда сознательны. Они характеризуются целенаправленностью и соответствующей организованностью. В процессе сознательного решения задачи движения контролируются, становятся произвольными. Даже непроизвольные движения, например моргание глазами, кашель, дыхание и другие, можно произвольно регулировать.
    Произвольные движения более сложны, чем непроизвольные. Однако, как показали И.М. Сеченов и И.П. Павлов, принципиального отличия в механизме их осуществления нет . Произвольные движения, как и непроизвольные, имеют рефлекторный характер. Произвольные действия возникают условно-рефлекторным путем из непроизвольных движений. У маленьких детей все движения непроизвольны. Но в результате обучения и воспитания дети постепенно овладевают ими, учатся сознательно направлять свои движения и руководить ими.
    В процессе развития человек научился не только произвольно действовать, но и произвольно задерживать свои действия. Произвольно действуя и произвольно задерживая действия, человек регулирует свою деятельность и поведение.
        Анализ сложного волевого действия
    Волевые действия определяются сознательно поставленной целью. Действуя, человек ставит перед собой задачу, планирует ее выполнение, выбирает способы осуществления решения. Чтобы успешно учиться, человек должен осознавать цель обучения, свои задачи, уметь организовать их выполнение, быть настойчивым.
    Каждое волевое действие мотивировано. Мотив – это движущая сила, которая понуждает человека к действию, к борьбе за достижение поставленной цели. Мотивами действий являются человеческие потребности, чувства, интересы, осознание необходимости действовать .
    Ясность цели, понимание дела, осознание задания, его важности всегда порождают силу, энергию и решительность действий. Чем большее значение приобретает задача, тем большую энергию и упорство люди проявляют в борьбе за ее осуществление.
    Волевые действия бывают простыми и сложными.
    Простое волевое действие – это такое действие, осуществление которого не нуждается в особенном напряжении сил и специальной организации действия . Оно характеризуется непосредственным переходом желания в решение и в осуществление этого решения. Например, при желании утолить жажду, человек наливает воду в стакан и выпивает ее, если ему холодно, он надевает пальто и т.п. Эти действия не нуждаются в сложных способах для их выполнения.
    Сложное волевое действие нуждается в значительном напряжении сил, терпеливости, настойчивости, умении организовать себя на выполнение действия . Так, человек, разрешая математические задачи, чтобы достичь успеха, должен осуществлять ряд волевых действий. Сложность волевого действия зависит от сложности задач, на выполнение которых оно направлено.
    Воля человека проявляется в преодолении не только внешних трудностей, характерных для разных видов деятельности, но и внутренних, порождаемых, например, желаниями, которые идут в разрез с поставленными задачами, усталостью и т.п. Преодоление внутренних трудностей требует осознания необходимости выполнить определенное задание и при этом сохранять самообладание.
    Стремление человека иногда проявляется в форме влечения . Как правило, влечения бывают невыразительными, мало осознанными. Стремления, которые проявляются только в форме влечений, не ведут к целенаправленному волевому действию.
    Осознавая свои влечения, человек тем самым превращает их в желания . Желая, человек осознает цель своего стремления, направление своей деятельности.
    Однако, осознав цель деятельности, человеку нужно еще увидеть пути успешного ее осуществления, способы ее достижения. Определяя нужные пути и способы, человек глубже осознает свои стремления. Глубоко осознанное человеком стремление позволяет выразительно представить не только цель деятельности, но и пути и способы ее осуществления, оно обусловливает вожделение, активное желание.
    За желанием следует действие, которым завершается волевой акт. Однако это бывает не всегда . Иногда человек колеблется: действовать или нет. В таком случае возникает то особенное, промежуточное состояние волевого акта, называемое борьбой мотивов. Это состояние возникает в том случае, когда существуют противоречивые желания – одни вынуждают его к определенному действию, а другие препятствуют его осуществлению. Например, человека раздирает борьба между желанием взяться за выполнение задания и желанием пойти в кино. В результате этой борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Оно проявляется или в форме намерения действовать, или в форме намерения отказаться от действия.
    Решение, будучи глубоко осознанным, переходит в действие. Выполнение действия начинается с его планирования, организации способов, нужных для осуществления задания, и заканчивается его завершением. Так, человек, решив сконструировать радиоприемник, ознакомится с системами радиоприемников, начертит схему, достанет нужные для радиоприемника детали и, наконец, смонтирует его. Так завершается принятое решение . Успех волевого акта зависит от волевых качеств человека, глубины осознания задания, интереса, а также от знаний, умений и навыков, без которых успешное достижение цели невозможно. Умения, привычные действия делают волевые действия четкими и более организованными, способствуют быстрому и успешному их выполнению.
        Основные качества воли
    Целенаправленность – одно из волевых качеств личности. Она определяется принципиальностью и убежденностью человека и отличается глубоким осознанием своих задач и необходимостью их осуществлять. Целенаправленность проявляется в умении человека руководствоваться в своих действиях не случайными стремлениями, а стойкими убеждениями, принципами. Люди без четкой целенаправленности, без твердых убеждений, ясных принципов, которыми бы они руководствовались в своей деятельности, часто находятся под влиянием случайных желаний, попадают под влияние других. Поведение нецеленаправленных и беспринципных людей характеризуется слабой волей.
    Важное волевое качество – инициативность , то есть возможность самостоятельно ставить перед собой задачи и без напоминания и принуждения других осуществлять их. Инициативность характеризуется действенной активностью. Мало проявить инициативу, поставив перед собой задачу, нужно ее осуществить, довести до конца. Это возможно только при надлежащей активности в действиях.
    Существенными чертами воли человека являются также решительность , выдержанн ость и настойчивость . Эти качества проявляются в умении своевременно и обдуманно принимать решения, особенно в сложных обстоятельствах, где нужно тормозить негативные стремления и действия, и создавать возможности преодолевать трудности на пути к цели. Эти черты помогают доводить до конца каждое дело, преодолевая все препятствия, которые встречаются на этом пути. Большие дела, замечательные научные изобретения возможны только при наличии у человека этих черт.
    Настойчивость надо отличать от такой черты, как упрямство. Упрямство – это необдуманное, ничем не оправданное проявление воли, которое состоит в том, что человек настаивает на своем нецелесообразном желании, не принимая во внимание обстоятельства . Упрямство – это проявление не силы, а слабости воли. Принимая решение, упрямый человек отрицает доказательства, не принимает во внимание интересы других и своими действиями часто причиняет вред.
    Еще одним важным волевым качеством человека является его самостоятельность . Самостоятельность воли проявляется в возможности критически относиться к поступкам и действиям как своим собственным, так и других людей, не поддаваться негативным влияниям со стороны других. Самостоятельность – это результат высокой принципиальности человека, его моральной выдержки.
    Внушаемость – это качество, противоположное самостоятельности. Внушаемость – это подверженность человека влиянию других людей. Внушаемость свойственна людям без стойких убеждений, твердых принципов. Они некритично подражают другим, колеблются между противоположными взглядами, не имея собственного мнении. Первая же мысль, услышанная внушаемым человеком, становится его мыслью, но впоследствии эту мысль он легко меняет на другую.
    Важной волевой чертой человека является самообладание . Оно проявляется в возможности владеть собой, руководить своим поведением и деятельностью. Самообладание – важный компонент, черта личности, которую мы называем мужеством. Владея собой, человек смело берется за ответственное задание, хотя и знает, что оно связанно с опасностью, даже угрожает его жизни. Отсутствие самообладания делает человека невыдержанным, импульсивным. Люди, не владеющие собой, легко поддаются влиянию чувств, часто нарушают дисциплину, пугаются трудностей, теряются и впадают в меланхолию.
    Своеобразным проявлением безволия человека является конформизм . Суть его в том, что человек, хотя и имеет свои мысли и убеждения, но в действиях и поступках подчиняется влиянию, давлению группы, не отстаивая своих позиций. Совокупность положительных качеств воли, свойственных человеку, обусловливает его силу воли. Как положительные, так и негативные качества воли не являются врожденными. Они развиваются в процессе жизни и деятельности.

    Глава II. Развитие воли

    Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека . Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.
    В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой – некоторая «сформированность» моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
    Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека . Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии, часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности .
    Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.
    Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины . Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
    Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив .
    Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.
    Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
    Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями . Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

    2.1. Условия развития воли у человека.

    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
    1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
    2) приобретение человеком контроля над своим поведением;
    3) выработка волевых качеств личности;
    4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человека" контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.
    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

    2.2. Волевые качества личности

    В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден". Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединённые с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей «генератором идей» в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.
    Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.
    и т.д.................

  • error: Content is protected !!