Высший орган государственной власти в нидерландах. Государственное устройство

Эту конституцию можно считать «мирной революцией», потому что она резко ограничила власть короля и передала исполнительную власть кабинету министров. Парламент отныне избирался на прямых выборах, и он получил большое влияние на решения правительства. Таким образом, Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

В 1917 году изменение в конституции дало избирательные права всем мужчинам, достигшим 23 лет; в 1919 году право голоса получили все женщины. С 1971 года право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет. В 1983 была принята новая Конституция, отныне населению гарантировались не только политические, но и социальные права: защита от дискриминации (на основании религии, политических убеждений, расы, пола и другим причинам), запрет на смертную казнь и право на прожиточный минимум . Правительство получило обязанность защищать население от безработицы и охранять окружающую среду. Несколько изменений в конституции после 1983 года отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооружённые силы для миротворческих операций за границей.

В Конституции (de Grondwet) перечислены гражданские и социальные права жителей государства; также в ней описаны роль и функции институтов, наделённых исполнительной, законодательной и судебной властью. Следует отметить, что Конституция имеет силу лишь на европейской территории королевства Нидерландов. У государства в целом (помимо европейской части, ещё Аруба , Кюрасао и Синт-Мартен) есть своя Хартия, по которому закреплено федеративное устройство. В Нидерландах нет Конституционного суда, и у судей нет компетенции пересматривать законы. Но международные договоры и Статут Королевства имеют больше силы, поэтому, по условиям, в некоторых случаях закон может быть пересмотрен судьями. Существует следующий порядок принятия конституционных поправок:

Политические институты

Главными политическими институтами являются: монархия, кабинет, Генеральные Штаты (парламент) и судебная система.

Монархия

Монарх Нидерландов официально является главой государства, однако делегирует власть кабинету министров. С 1980 года королевой является Беатрикс из старинной Оранской династии , наследником престола - её сын Виллем-Александр . С 1890 года на престоле находились только женщины. Монарх нередко отрекается от престола в пользу наследника по достижении пожилого возраста, однако Беатрикс (1938 года рождения) пока не собирается этого делать. На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в то же время имеет определённое влияние на формирование нового кабинета после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях.

Законодательная власть

Парламент Нидерландов называется Генеральные штаты состоит из Нижней или Второй палаты (150 мест) и Высшей или Первой палаты (75 мест), которую также называют Сенатом. Обе палаты обсуждают и принимают законопроекты и следят за действиями кабинета. У Второй палаты есть права законодательной инициативы и внесения поправок.

Члены второй палаты избираются поименно прямым голосованием каждые четыре года, поэтому в случае выхода из партии депутат может остаться независимым или примкнуть к другой. Члены Первой палаты избираются непрямым голосованием членами советов провинций каждые четыре года после выборов в советы провинций, который проводятся по пропорциональной системе.

Основными политическими партиями Нидерландов являются (31 место в нижней палате парламента из 150), Партия труда (30 мест), Партия свободы (22 места), (21 место), Социалистическая партия (15 мест), Зелёные (10 мест), Демократы 66 (10 мест).

Исполнительная власть

Бинненхоф, комплекс зданий в центре Гааги, где располагается парламент и резиденция премьер-министра

Исполнительная власть сосредоточена в руках неформального органа - кабинета Нидерландов , состоящего из министров и госсекретарей (министры образуют более узкий конституционный орган - Совет министров Нидерландов). Кабинет обязан согласовывать основные решения с парламентом, и поэтому формируется на основе парламентского большинства. Ни одна партия за последние более чем 100 лет истории Нидерландов не имела большинства в парламенте, поэтому правительства всегда носили коалиционный характер. Премьер-министром с 14 октября 2010 года является лидер «Народной партия за свободу и демократию» - Марк Рютте .

Результаты выборов 2010 года
Партии Лидер Количество голосов места во Второй палате Места в Первой палате
Народная партия за свободу и демократию (VDD) Марк Рютте 1 929 575 31 16
Партия труда (PvdA) Йоб Кохен 1 848 805 30 14
Партия свободы (PVV) Герт Вилдерс 1 454 493 24 10
Христианско-демократический призыв (CDA) Ян Петер Балкененде 1 281 886 21 11
Социалистическая партия (PVV) Эмиль Румер 924 696 15 8
Демократы 66 (D66) Александр Пехтолд 654 167 10 5
Зелёные Левые (GL) Иоланда Сап 628 096 10 5
Христианский Союз (CU) Арие Слоб 305 094 5 2
Реформистская партия (SGP) Кеес ван дер Стай 163 581 2 1
Партия защиты животных (PvdD) Марианне Тиме 122 317 2 1
50PLUS (50+) Ян Найджел - 0 1
Независимая партия Сената (OSF) Киис де Ланге - 0 1
всего (явка 75,4 %) 9 442 977 150 75

Примечания

Ссылки

  • Telegraaf_nl - Nieuws, Sport, Financiën en Showbizz. Tweede Kamer Verkiezingen 2010 (нид.)
  • NOS Dossier - Tweede Kamerverkiezingen 2010 - Overzicht (нид.)

Первые политические события, в которых отразилось предвосхищение государственных и правовых тенденций Нового времени, произошли во второй половине XVI в. в исторических Нидерландах*. В ходе десятилетней военной и политической борьбы страна не только обрела государственное самоопределение. Под лозунгом новых правовых идей, тесно связанных с развернувшейся в Европе религиозной Реформацией, сложились принципы нового государственного порядка. Не порывая с сословным строем, он отражал новую степень общественного согласия в рамках рождавшегося гражданского общества . Государственный поворот в Нидерландах к новому строю нередко обозначают поэтому как раннюю буржуазную революцию.

* Исторические Нидерланды охватили территории современных Нидерландов (Голландии) и Бельгии.

Государственный статус Нидерландов и администрация в XVI в.

Исторические Нидерланды были владением Бургундского герцогского дома. После падения в конце XV в. Бургундского герцогства (в борьбе с французской короной см. § 28.3) Нидерланды перешли под власть дома Габсбургов, позднее – их испанской ветви. В первой половине XVI в. в состав единого владения были включены еще несколько земель: Фрисландия, Утрехт, Хелдер и др. Прагматической санкцией 1549 г. императора Карла V всем образовавшимся 17 землям был дарован статус Бургундского округа, наследственно и неразделимо находящегося во владении Габсбургов. Реально и единство страны, и ее связи с Испанской империей были условными; провинции сохраняли свои традиции государственно-административного устройства, сословные представительства духовенства и дворянства, самоуправление городов.

В правление Карла V (перв. пол. XVI в.) для усиления влияния на дела провинций была сделана попытка перенести в Нидерланды систему управления в духе абсолютизма. Основные полномочия государя перешли к его наместнику – генеральному стадхаудеру. По реформе 1531 г. при наместнике сложилось несколько административных органов*. Важнейшим был Государственный совет. В нем решались общеполитические и административные дела, вопросы военной безопасности, церковного, центрального и местного управления, а также внешней торговли. Составляли его представители аристократии.

* В последующем эта административная организация сохранилась в южной части Нидерландов – Бельгии.

В 1560-е гг. из совета выделился узкий его состав под названием Консульты во главе с наместницей Маргаритой Пармской и кардиналом. Остальные члены совета играли формальную роль. Собирался совет только по усмотрению самого наместника.

Тайный совет ведал законодательной работой. Традиционно его составляли правоведы-легисты под руководством одного из вельмож. Кроме разработки проектов внутренних законов и распоряжений наместника, этот совет рассматривал судебные дела, контролировал работу низших судов, давал рекомендации наместнику по замещению вакантных должностей в центральной и местной администрации .

Финансовый совет управлял королевским доменом, осуществлял общее руководство финансовой и налоговой политикой. Состоял он из трех вельмож и трех специалистов, а также нескольких чиновников. У этого совета были специальные внутренние ведомства: Счетная и Казначейская палаты (по взиманию налогов) и Монетный двор.

Органом высшего суда и судебного надзора был Большой Совет, который состоял из профессиональных правоведов. Специализированные судебные ведомства решали наиболее важные – ленные и торговые споры.

Местная администрация представляла только наместника и подчинялась ему. Ее составляли разного рода должностные лица (местные стадхаудеры, бальи, маркграфы и т. п.), полномочия которых были одновременно и административными, и судебными. Земли и провинции исторически располагали значительной автономией .

Традиционным представительным органам – Генеральным штатам, провинциальным штатам (собраниям) – в реализации государственной власти принадлежало незначительное место, и оно все более сокращалось. Созывались Генеральные штаты только по распоряжению короля, в личном присутствии стадхаудера и только для вотирования налогов. Никаких содержательных обсуждений политических дел там не допускалось. Депутатский состав штатов был традиционным и включал преимущественно представителей дворянства, католического духовенства и городской аристократии; в некоторых провинциях к участию допускались и старосты сельских общин (там, где не было городов).

Борьба с Испанией и становление новой государственности

К середине XVI в. утверждаемая испанской короной система управления и политика испанской монархии вошла в резкое противоречие с социально-политическими стремлениями населения Нидерландов. Страна, и особенно ее города, стала центром мировой морской торговли. Сложился значительный слой богатейших буржуа, связанных с торговлей и ремесленно-мануфактурным производством . Влиятельное, хотя и немногочисленное местное дворянство было недовольно военными авантюрами императора, для которых Нидерланды постоянно служили плацдармом, грабительской налоговой политикой. Общественное недовольство аккумулировалось в массовой поддержке городами и крестьянством распространившегося по Европе реформационного течения кальвинизма. Правительство усилило политическое и идеологическое давление на провинции. Был реорганизован епископат католической церкви, укреплены суды инквизиции. Однако кальвинистская проповедь свободы вероучения и покорности властям лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие со «словом Божиим», стала религиозным оправданием сложившейся оппозиции.

С 1562 г. поддержка нового кальвинистского вероучения приобрела характер вооруженного сопротивления властям. Тогда же оформились оппозиционный Союз дворян и близкая к ним Лига господ во главе с голландским принцем Оранским. В апреле 1566 г. дворянская оппозиция предъявила петицию наместнице с требованиями послабления кальвинистам, восстановления «вольностей и свобод», возобновления Генеральных штатов. Это было началом политической борьбы. В августе во Фландрии началось мощное Иконоборческое восстание, направленное против католичества.

Борьба с Испанией за независимость (1566-1618) и за государственное самоопределение растянулась почти на полвека. Поворотным моментом стало прямое вторжение испанских войск и налоговое давление на страну. Это вызвало широкое восстание городского населения и партизанскую борьбу, включая морскую. Начиная с 1572 г. собравшиеся Генеральные штаты стали формировать самостоятельную администрацию.

Вильгельм Оранский был признан Штатами законным единственным стадхаудером. За счет конфискованных церковных земель начато формирование новой армии. В 1574 г. установлено синодальное правление общей кальвинистской церкви. В ходе восстания на севере были ликвидированы прежние административные советы, на их место Генеральные штаты организовали Военный (1576) и Генеральный (1577) советы, которые стали играть роль правительства в формирующемся государстве .

В октябре 1576 г. Генеральные штаты, собравшиеся в Генте, объявили о взятии государственной власти в свои руки. По сути, была провозглашена республика . Однако это спровоцировало распад страны и нарастание социальных расхождений. Южные провинции откололись. Голландия и Зеландия объявили о своей автономии. Под их лидерством в январе 1579 г. семь северных провинций заключили Утрехтскую унию , которая оформила федеративное политическое единство их союза и создала основу будущей государственности. Новый подъем городского движения и борьбы с испанской армией завершился провозглашением независимости от Испании в 1581 г. (актом о низложении короля Филиппа).

Нарастание социальных противоречий, двойственная политика дворянско-католического блока во главе с принцем Оранским, вмешательство Франции привели в итоге к полному отделению южных провинций от Северной федерации (1585). Одновременно военные неудачи и ряд внешнеполитических обстоятельств, а также возрастание военной мощи морского флота Федерации вынудили Испанию заключить с Нидерландами в 1609 г. перемирие на 12 лет. Условиями перемирия были признание существующих границ, невмешательство в торговлю Нидерландов с колониями в Ост-Индии и в целом согласие с независимостью Провинций. Окончательное государственное самоопределение Соединенных провинций и международное его признание были установлены по Мюнстерскому мирному договору , ставшему частью Вестфальского мира 1648 г. Испания устанавливала мир с Республикой, признавала ее государственные и торговые интересы в колониях. Ликвидировалось номинальное подчинение Провинций Германской империи.

Государственное самоопределение провинций было неразрывно с формированием принципов нового конституционного строя .

Основы конституции

Конституционную роль для образовавшейся Республики Объединенных провинций играл акт о заключении Утрехтской унии 23 января 1579 г. (в 26 статьях). Им была заложена новая форма государственного единства, определены пределы государственных полномочий Республики и сохранявших автономию семи провинций.

Провинции образовывали конфедеративный союз, в котором объединенным властям принадлежали военно-политические и финансовые полномочия. Конфедерация провозглашалась неразделимой. Военно-политические основы союза предусматривали обязанность совместной защиты, а также помощи против государственных посягательств сеньоров, принцев и т. д. Основой для совместных действий становилась общая военная организация – в виде милиции на принципе всеобщей мужской воинской повинности (от 18 до 60 лет). Только с общего согласия всех провинций могли решаться главные политические вопросы: о войне и мире, перемирии, о заключении внешних союзов, повышении налогов. В финансово-хозяйственной сфере конфедерация предполагала общие налоги (на вино, пиво, зерно, животных, с засеянных земель и др.), согласованные меры о введении общей монеты. Объединенная армия должна была содержаться за счет общих субсидий. Провинции обязывались соблюдать заключенную унию (тем самым не выходить из нее).

Утрехтский акт разрешал на конституционном уровне общие вопросы гражданских прав. Запрещалось ограничивать свободу передвижения жителей. Устанавливалось самоопределение провинций в делах религии (Голландия и Зеландия – с полной автономией, прочие – по усмотрению Генеральных штатов).

Делами Объединенной республики должны были ведать Генеральные штаты, организуемые на основе пропорционального представительства (весьма своеобразного, отражавшего преимущественное значение финансовых вопросов в организации государства: провинции посылали депутатов соответственно квотам общих издержек на военные цели; тем самым принципы городского самоуправления были перенесены на строение государственности). Им поручались все дела, переданные в компетенцию конфедерации. Сохранение самоуправления, автономий, сословных корпораций входило неотъемлемой частью в новый конституционный порядок. Однако все корпорации обязывались принести присягу на верность конфедерации.

В ходе созидания новой государственности (которая по формам во многом еще повторяла организацию итальянских средневековых республик-коммун с доминированием городского патрициата) были выдвинуты принципиально новые государственно-политические идеи, в большей или меньшей степени положенные в основание конституционного строя. Одной из самых важных было провозглашение (в обращении городской оппозиции к Генеральным штатам 1576 г.) принципа народного суверенитета: «За отсутствием законного государя суверенитет принадлежит народу, а не вам, господа, ибо вы являетесь не кем иным, как слугами, должностными лицами и депутатами указанного народа. Вы обладаете всеми вашими полномочиями и инструкциями ограниченно не только во времени, но также и относительно дел...»

Идея народного суверенитета была дополнена идеей о политическом договоре, который народ заключает с государем на основе естественного права . Соответственно кальвинистской доктрине, представленной теорией И. Альтузия (нач. XVII в.), такой суверенитет преломлялся в договоре правителя с народом, представленным сословие-организованным корпусом власти. Поэтому формирующаяся «республика» строилась как сложное сочетание разных «этажей» сословных учреждений на основе традиционных Штатов.

Организация власти и управления Республики

Республиканское устройство было главнейшим формальным конституционным признаком организации власти в Объединенных провинциях. Реально республиканизм был весьма относительным, и значительные полномочия сохранялись за представителями параллельной военно-монархической власти. Тем более, что в период борьбы с Испанией и государственного становления Нидерландов в военных делах и в государственном управлении огромную роль играли бывшие стадхаудеры (штатгальтеры) из династии принцев Оранских.

Высшим органом конфедерации были Генеральные штаты . Важнейшие их полномочия были определены по акту Утрехтской унии. В компетенцию Штатов входило принятие общих для всех провинций законов, управление колониями и зависимыми от провинций землями, контроль за высшими судебными и административными учреждениями, утверждение в высших военных и административных должностях. Каждая из семи провинций располагала в Штатах только одним голосом – так обеспечивалось политическое равенство членов конфедерации. Однако на собрания съезжались делегации. С 1593 г. Генеральные штаты стали работать постоянно, заседали в них уже специальные советники. В полном составе Штаты собирались раз-два в год. В решении политических вопросов депутаты от провинций не обладали самостоятельностью, а голосовали на основе императивного мандата, т.е. соответственно предоставленным им полномочиям.

К XVII в. Генеральные штаты сформировали собственную исполнительную структуру. Представительская и председательская роль принадлежала великому пенсионарию. Поначалу он только готовил заседания Штатов, вносил предложения по работе, а также ведал иностранными делами и текущими дипломатическими сношениями. Позднее пенсионарий стал как бы главой Республики, принимал иностранных послов, играл и роль канцлера государства. Рядом с ним в аппарате Штатов была и должность секретаря, ведавшего государственным делопроизводством.

Монархическое начало в новой государственности было представлено постом стадхаудера , наследственного в династии Оранских. Формально Объединенные провинции такого поста не знали, и стадхаудер был только в Голландии. Но поскольку это была крупнейшая провинция, роль ее правителя выросла до общегосударственной. Стадхаудеру принадлежало право участия в Генеральных штатах (без права голоса). В качестве «почетной привилегии» он занимал посты главнокомандующего, председателя Государственного совета, генерал-адмирала (с 1584 г.), считался председателем всех высших судов, назначал должностных лиц. Как «главный гарант соблюдения истинной веры» правитель имел полномочия регулировать столь важные тогда церковные дела. Стадхаудеры имели полномочия от своего имени вести внешнеполитические дела (и в XVII в. было не редкостью для Нидерландов, что внешнеполитические позиции правителя и Штатов не совпадали).

На место ликвидированных правительственных органов прежнего режима были созданы общеадминистративные советы. Формировали их Генеральные штаты. Военный совет осуществлял высшее военное руководство и некоторые дела, связанные с организацией армии. Более важную роль играл Государственный совет . Теоретически именно он был правительством конфедерации. Составлялся он по своеобразному принципу на основе квот по провинциям (соответствующих доли взносов на содержание общей армии): от Голландии – трое, от Зеландии, Фрисландии и Хелдера – по двое, от других провинций – по одному советнику. В отличие от требовавшегося в Генеральных штатах единогласия дела в Совете решались большинством голосов. Однако государственные полномочия Совета постепенно сужались: вначале Штаты отстранили его от вопросов внешней политики. Созданная в 1602 г. Счетная палата сосредоточила у себя финансовые дела, ранее контролировавшиеся Советом. Фактически у Совета остались только полномочия по организации армии и по соблюдению внутренней единой торговой политики. Особыми правительственными органами были и две палаты – Посланий и Налоговая .

Организации финансов уделялось особое внимание. Помимо Счетной палаты было еще несколько должностных лиц, ведавших только финансовые дела: главный казначей, главный сборщик налогов. У каждого был собственный чиновничий аппарат с принудительными полномочиями. Общими для Республики были поземельный, поочажный (с домов) налоги и акцизный сбор. В крупнейших провинциях по портам вводились сборы на ввоз и вывоз товаров. Чеканку общегосударственной монеты обеспечивала особая Монетная палата .

Конституционно армия Республики должна была основываться на всеобщей воинской повинности и гражданской милиции. Фактически же в армии большинство составляли иностранные наемники. «Главным капитаном» армии считался стадхаудер, но военно-политические решения принимались Генеральными штатами и великим пенсионарием. Флотом руководили особые пять коллегий, образованные из прежних адмиралтейств, в том числе три в Голландии, во главе с адмиралами. Военный и торговый флот был важнейшим инструментом государственной политики Республики, поэтому коллегии находились под текущим контролем непосредственно Генеральных и провинциальных штатов.

Высшие государственные и правительственные органы были, как правило, и верховными судебными инстанциями. Так, финансовые дела, в том числе финансовые преступления , разрешались в Государственном совете. Военное командование было и высшим военным судом.

Конфедеративное устройство

Вторым конституционным признаком конфедерации было сохранение государственной автономии провинций. Все провинции располагали самостоятельными органами власти и управления, построенными в равной степени по республиканскому и монархическому принципу. Большинство внутренних дел они решали вполне независимо от центра.

Органами власти в провинциях были представительные провинциальные штаты . Организованы они были на исторических началах по сословному принципу и по-разному в различных землях.

В Голландии (наиболее крупной провинции Республики, где жило до половины ее населения и которая обеспечивала до 60 % объединенного бюджета) штаты составлялись преимущественно из представительства дворянства и городов. Единственный «голос» от дворянства был закреплен за принцами Оранскими, а шесть других депутатов посылали магистраты больших городов. Иногда приглашались также делегаты сельских общин или небольших городов. С 1584 г. штаты разделились на южную и северную части. Но решения принимались единогласно. В следующей по размерам и по важности провинции – Зеландии – местные штаты были организованы аналогично. Реально здесь еще большее влияние принадлежало принцам Оранским, поскольку провинция была ранее их феодальным владением и даже города находились под сеньориальным главенством.

По-особому были организованы провинциальные штаты во Фрисландии (как и Зеландия, она обеспечивала 11,5 % общего бюджета). Земельный орган составляли 9 советников, избираемых от сельских округов (одновременно и дворянства, и крестьян) и от городов. Историческая слабость дворянства здесь предопределила то, что право голоса было связано со статусом землевладения, а не с сословием. Поэтому широко распространилась практика покупки голосов вместе с землевладением. Решения принимались также единогласно. Такое же устройство имели провинциальные штаты Хронингена .

В наибольшей степени традиционным сословным представительством были штаты провинции Утрехт (около 6% общего бюджета Республики). Они составлялись из делегатов соборных капитулов, от земского дворянства (рыцарства), от самого г. Утрехта и нескольких малых городов. В ходе политического переворота и снижения влияния католической церкви делегаты от капитулов стали выдвигаться на пропорциональной основе горожанами и дворянством. В XVII в. и в этих штатах утвердился принцип единогласного принятия решений.

Провинция Хелдер , сохранившая статус герцогства, была в государственно-политическом отношении ближе к монархии. Власть принадлежала местному стадхаудеру, а провинциальные штаты представляли преимущественно дворянство.

Провинциальные штаты все обладали примерно однотипными полномочиями. Они принимали решения о местном налогообложении, о делегировании депутатов в общереспубликанские органы, издавали местные законы, осуществляли контроль за исполнительной властью . Штаты решали споры между общинами и городами своей провинции.

Во всех провинциях исполнительная власть принадлежала стадхаудерам. В одних эти посты сохранились за историческими сеньорами, в других это был выборный провинциальными штатами. Стадхаудеры назначали других должностных лиц, председательствовали в судах, руководили деятельностью штатов. Двор стадхаудеров выполнял, по существу, функции правительств.

Помимо специальных налоговых ведомств, в провинциях формировались и особые, вызванные спецификой экономики или хозяйства правительственные учреждения. Так, в Голландии было централизовано управление водным хозяйством и строительством дамб. Существовало даже особое налогообложение для содержания таких сооружений.

Провинциальные города сохраняли и развили в условиях республики институты самоуправления: выборные магистраты, бургомистров, городские суды, городскую милицию. В составе Республики было еще шесть категорий союзных и полуавтономных земель, которые не имели представительства в Генеральных штатах, а управлялись под руководством какой-нибудь крупной провинции. Но свое общинное самоуправление в них сохранялось.

Установившийся в Республике Соединенных провинций в ходе политического самоопределения государственный уклад по своим принципам не был еще государственностью Нового времени. Он был во многом традиционным, построенным на сословно-корпоративных началах с подменой общенационального представительства представительством дворянства и городского патрициата. В этом отношении не было существенного различия с политическим устройством итальянских городских республик (см. § 30). Уклад не соответствовал и политическому идеалу эпохи о государстве, основанном на свободном волеизъявлении человека ; не было и речи о каком-то разделении законодательной и правительственной власти. Велико было реальное политическое значение полумонархической власти стадхаудеров. Обновление государственного уклада было значительным лишь постольку, поскольку оно было связано с «духом свободы», прежде всего религиозной, и постепенным распространением этого духа в реальной политике на другие сферы общественной жизни и гражданского права.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999


Нидерланды

Голландские Соединенные провинции объявили о своей независимости от Испании в 1579 году. В 17-го веке, голландцы стали ведущими мореплавателями, которые создавали поселения и колонии по всему миру.
После 20-летней французской оккупации, в 1815 году было создано Королевство Нидерландов. В 1830 году Бельгия отделилась от королевства и образовала отдельное государство. Нидерланды сохраняли нейтралитет в Первой мировой войне, но пережили оккупацию Германией в Великой Отечественной войне. Нидерланды являются современной, промышленно развитой страной, а также крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. Страна является одним из основателей НАТО и ЕЭС (ныне ЕС), принимала активное участие в процессе введения евро в 1999 году. В октябре 2010 года бывшие Нидерландские Антильские острова, как административная единица прекратили существование, а три острова: Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба - стали специальными муниципалитетами Нидерландов.
Крупные острова Синт-Маартен и Кюрасао присоединились к Нидерландам, Аруба в качестве составных стран, вошла в Королевство Нидерланды.

Расположение Нидерланды:

Западная Европа, омывается Северным морем, между Бельгией и Германией

Географические координаты Нидерландов

:

Возрастная структура Нидерландии :

0-14 лет: 17,2% (мужчин 1 474 530/1 408 144 женщин)
15-64 лет: 66,2% (мужчин 5 569 934/5 505 269 женщин)
65 лет и старше: 16,6% (мужчин 1 231 914/1 540 841 женщин) (2012 г.)

Средний возраст в Нидерландии :

От общей численности населения: 41,5 лет
мужчины: 40,7 лет
женщины: 42,3 лет (2012 год)

0,452% (2012 г.)
Место страны в мире: 153

Рождаемость в Нидерландии :

10,89 рождений на 1000 населения (2012 г.)
Место страны в мире: 175

Смертность в Нидерландии :

8,39 смертей на 1000 населения (июль 2012 г.)
Место страны в мире: 85

Коэффициент чистой миграции в Нидерландии :

2,02 мигранта на 1000 населения (2012 г.)
Место страны в мире: 38

Урбанизация в Нидерландии :

Городское население: 83% от общей численности населения (2010)
прирост урбанизации: 0,8% в год (2010-15 г.)

Крупные города Нидерландии - население:

Амстердам (столица) 1 044 000;
Роттердам 1 008 тысяч;
Гаага (резиденция правительства) 629 000 (2009)

Соотношение полов в Нидерландии :

При рождении: 1.05 мужчин / женщину
до 15 лет: 1.05 мужчин / женщину
15-64 лет: 1,01 мужчин / женщину
65 лет и старше: 0,8 мужчин / женщину
от общей численности населения: 0,98 мужчин / женщину (2011 г.)

Материнская смертность Нидерландии :

6 смертельных случаев на 100 000 живорожденных (2010)
Место страны в мире: 170

Уровень младенческой смертности Нидерландии :

Всего: 3,73 смертей на 1000 живорожденных
Место страны в мире: 204
мужчины: 4.03 смертей на 1000 живорожденных
женщины: 3.41 смертей на 1000 живорожденных (2012 г.)

От общей численности населения: 80,91 лет
Место страны в мире: 21
мужчины: 78,84 лет
женщины: 83,08 лет (2012 г.)

Общий коэффициент рождаемости Нидерландии :

1,78 новорожденных на 1 женщину (2012 год)
Место страны в мире: 159

Расходы на здравоохранение Нидерландии :

10,8% от ВВП (2009)
Место страны в мире: 23

Плотность врачей Нидерландии :

Врачи 3,921 на 1000 населения (2007)

Плотность больничных коек в Нидерландии :

4,25 кроватей на 1000 человек (2008)

ВИЧ / СПИД - среди взрослого населения Нидерландии :

0,2% (2009 год)
Место страны в мире: 93

ВИЧ / СПИД - люди Нидерландии , живущие с ВИЧ / СПИД:

22 000 (2009 год)
Место страны в мире: 75

ВИЧ / СПИД - смертельные случаи в Нидерландии :

Менее 100 (2009 г.)
Место страны в мире: 124

Расходы на образование в Нидерландии :

5,3% ВВП (2007)
Место страны в мире: 50

Безработица Нидерландии , молодежь в возрасте 15-24 лет:

Всего: 6,6%
Место страны в мире: 119
мужчины: 7,1%
женщины: 6,2% (2009)

Государственное устройство Нидерландов

Название страны : Королевство Нидерландов

Государственное устройство Нидерландии :

Конституционная монархия

Столица : Амстердам
географические координаты: 52 21 N, 4 55 E

Примечание : Гаага является резиденцией правительства

Административное деление Нидерландов :

12 провинций

Зависимые территории Нидерландов :

Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен

Независимость Нидерландов :

23 января 1579 (в северных провинциях стран Бенилюкса заключен союз Утрехт об отделении от Испании;
26 июля 1581, союз объявил о своей независимости в Законном Отречении, однако до 30 января 1648 года и Вестфальского мира, Испания не признавала независимость)

Национальный праздник Нидерландов :

30 апреля (1909 и 1980) День Королевы (день рождения умершей королевы-матери Юлианы, восшествие на престол ее старшей дочери Беатрикс)

Конституция Нидерландов :

Принята в 1815; изменена много раз

Правовая система Нидерландов
:

Система гражданского права основана на французской системе;

Избирательное право Нидерландов :

С 18 лет, всеобщее

Исполнительная власть Нидерландов :

Глава государства Нидерландов : королева Беатрикс (с 30 апреля 1980 года); наследник Виллем-Александр (родился 27 апреля 1967), сын монарха
Глава правительства Нидерландов : премьер-министр Марк Рютте (с 14 октября 2010 года);
заместитель премьер-министра Людвик Ассшер (с 5 ноября 2012 года);

примечание - Марк Рютте подал в отставку 23 апреля 2012, после чего были проведены новые выборы 12 сентября 2012 года, в котором его партия получила большинство мест;
он был приведен к присяге 5 ноября 2012

кабинет министров Нидерландов : Совет Министров назначен монархом

выборы : монархия является наследственной; лидер партии большинства или лидер коалиции большинства обычно назначаются премьер-министром монархом, заместитель премьер-министра назначается монархом

примечание : есть также Государственный совет, который состоит из монарха, наследника, и советников. Совет предоставляет консультации в кабинете по вопросам законодательной и административной политики

Законодательная власть Нидерландов :

Двухпалатный парламент Генеральных Штатов или Staten Generaal состоит из первой палаты или Ерсте Камер (75 мест; депутаты избираются опосредованно на 12 провинциальных советах страны, на четырехлетние сроки)
и
Второй палаты или Твиде Камер (150 мест, депутаты избираются всенародным голосованием на срок не более четырех лет);

Выборы : Первая палата - последние состоялась в мае 2011 (следующие в мае 2015 года);
Вторая палата - последние проведенные 12 сентября 2012 (следующие в сентябре 2016 года)

Судебная власть Нидерландов :

Верховный суд или Hoge Raad (судьи назначаются пожизненно монархом)

Государственный герб Королевства Нидерландов:



Государственный гимн Королевства Нидерландов:


Название : "Het Wilhelmus" (William)
считается, что текст написан Филипом ван Марниксом, лорд Синт-Алдегодни.
Примечание : принят в 1932 году, используется в качестве гимна с 17-го века, что делает его старейшим национальным гимном в мире.

«Права человека», «свобода вероисповедания», «консенсус» и многие другие истинно демократические ценности приобретают в Нидерландах максимально концентрированное значение. Развитие демократии в Нидерландах всегда на полшага опережало Европу . Еще в 1848 году был совершен революционный акт - согласно новой Конституции исполнительная власть монарха во многом делегировалась кабинету министров, законодательные полномочия были переданы двухпалатному парламенту и того ранее - в 1815 году. Нидерланды стали первой конституционной монархией, отказавшейся от абсолютизма. Виллем ІІ, восседавший на троне в начале XIX века, преподал урок самоотречения от власти во благо своего народа. Урок был усвоен и в дальнейшем монархами и парламентариями.

Король Нидерландов Виллем-Александр

30 апреля 2013 года, в очередной День Королевы, королева Беатрикс официально передала трон Виллему-Александру, своему сыну. До этого более 123 лет с 1890 года (на протяжении трех династий) королевский трон Нидерландов беспрерывно принадлежал только женщинам. На данный момент Виллем-Александр - самый молодой среди коронованных особ Европы. Голландцы достаточно доброжелательно восприняли появление нового правителя. Власть монарха в Нидерландах является номинальной, король исполняет преимущественно представительские функции. Наследницей голландского престола является первая дочь короля Виллема-Александра - принцесса Катарина-Амалия.


К полномочиям короля Нидерландов относятся :

Назначение главы парламента (им становится лидер партии, завоевавшей большинство голосов на выборах);
. провозглашение тронной речи, определяющей вектор развития политической жизни Голландии на ближайшие годы;
. утверждение законопроектов;
. консультации с премьер-министром и другими высокопоставленными особами по вопросам экономики и культуры;
. представительские функции на мировой арене.

Парламент, кабинет министров и премьер-министр

Законодательная власть в Нидерландах принадлежит Генеральным штатам (двухпалатному парламенту) и в значительно меньшей степени - правительству. Первая или верхняя палата парламента состоит из 75 депутатов и избирается на основе пропорционального представительства провинциальными парламентами сроком на шесть лет.

Вторая палата, насчитывающая 150 депутатов, избирается прямым голосованием сроком на четыре года. Вторая палата является более значимой, именно в ее полномочия входит утверждение законопроектов и внесение поправок в конституцию. Первая палата ратифицирует принятые Второй палатой законопроекты. Любой законопроект должен быть одобрен обеими палатами, после чего он утверждается королевой.

Исполнительная власть Нидерландов находится в ведении кабинета министров. Премьер-министр формирует правительство на основе парламентского большинства. Практически ни одна партия не имела большинства голосов в парламенте, по этой причине правительство формируется на основе коалиционных соглашений.

Премьер-министр координирует работу правительства, отвечает за обороноспособность, исполняет представительские функции. Правительство Нидерландов состоит из 16 министров, контролирующих исполнение законопроектов и деятельность муниципальных и провинциальных властей. Действующим премьер-министром Нидерландов является лидер либеральной Народной партии за свободу и демократию - Марк Рютте .

К Высшим коллегиям Нидерландов относится Государственный Совет, Счетная палата и Национальный омбудсман (контролирующий взаимодействие органов власти и граждан государства).

Партийное разнообразие

Разнообразие взглядов нидерландцев представлено множеством политических партий. Низкий избирательный барьер дает возможность многим партиям получить места в парламенте. Основными партиями Нидерландов является Христианско-демократический призыв, Партия труда, Социалистическая партия, Партия за свободу и демократию. Отличительной чертой партийной системы Нидерландов является высокий уровень консенсуса.

Демократия по-голландски обеспечила гражданам страны тюльпанов и мельниц высочайший уровень жизни. Нидерланды являются либерально-демократическим флагманом Евросоюза .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Специальность 0305010.65 «Юриспруденция»

Курсовая работа

Конституционное право зарубежных стран

на тему: « Основы конституционного права Нидерландов»

Иркутск 2012 г.

1.Конституция Нидерландов и её характеристика

2. Форма правления

3.Форма государственно-территориального устройства

4.Правовой статус личности

5. Законодательная власть

6. Исполнительная власть

7. Судебная власть

8. Политические партии

9. Местное самоуправление

Список используемой литературы

1. Конституция Нидерландов и её характеристика

Конституция Нидерландов - является основным законом европейской территории Нидерландов; правовой статус Арубы и Нидерландских Антильских островов регулируется особой Хартией.

Конституция, к которой восходит современный текст, принята в 1815 году и установила конституционную монархию; в дальнейшем в неё вносились поправки.

Текст Конституции не имеет преамбулы с изложением некой правовой доктрины, однако включает каталог прав человека. Нидерланды, в отличие от большинства современных государств Европы, лишены возможности оспаривать конституционность законов и отменять неконституционные акты по суду; отсутствует конституционный суд, а Верховный суд Нидерландов таких полномочий не имеет.

Первой конституцией Нидерландов считаются договорные статьи Утрехтской унии 1579 года; эти статьи заложили конституционный строй федеративной Республики Соединённых провинций, просуществовавшей до 1795 года.

После изгнания французов 29 марта 1814 года принц Вильгельм VI Оранский издал «Конституцию объединённых Нидерландов», а в следующем году, уже провозглашённый королём Виллемом I -- первую версию современной Конституции Королевства Нидерланды. Эта конституция была отклонена большинством депутатов Южных Нидерландов (современной Бельгии), однако голоса тех, кто проголосовал против только из - за ограничений на свободу религии, были учтены как голоса «за». Конституционный режим 1815-1848 гг. позволял королю пожизненно назначать сенаторов и давал ему широкие полномочия.

Первая конституция Нидерландов 1815 года наделяла основной властью короля, но давала законодательные полномочия двухпалатному парламенту (Генеральным штатам). Современная конституция страны была принята в 1848 году по инициативе короля Виллема II и известного либерала Йохана Рудольфа Торбеке. Эту конституцию можно считать «мирной революцией», потому что она резко ограничила власть короля и передала исполнительную власть кабинету министров. Парламент отныне избирался на прямых выборах, и он получил большое влияние на решения правительства. Таким образом, Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

В 1917 году изменение в конституции дало избирательные права всем мужчинам, достигшим 23 лет; в 1919 году право голоса получили все женщины. С 1971 года право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет. Крупнейший пересмотр конституции произошёл в 1983 году. Отныне населению гарантировались не только политические, но и социальные права: защита от дискриминации (на основании религии, политических убеждений, расы, пола и другим причинам), запрет на смертную казнь и право на прожиточный минимум. Правительство получило обязанность защищать население от безработицы и охранять окружающую среду. Несколько изменений в конституции после 1983 года отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооружённые силы для миротворческих операций за границей.

Ныне действующая Конституция состоит из восьми глав, включающих 142 статьи, Дополнительных статей и целого ряда норм прежней Конституции в редакции 1972 г. Отличается тщательной проработкой норм. К актам конституционного значения относится также Хартия Королевства Нидерландов от 15 декабря 1954 г., согласно которой в Королевство Нидераландов были включены на правах самоуправляющихся территорий Нидерландские Антильские острова и остров Аруба.

По форме Конституция Нидерландов является писанной.

По структуре Конституция Нидерландов - не кодифицированная.

По политическому режиму Конституция Нидерландов - демократическая.

По субъекту принятия Конституция Нидерландов - парламентская.

По форме правления Конституция Нидерландов - конституция монархии.

По форме территориального устройства Конституция Нидерландов - конституция децентрализованного унитарного государства.

По времени действия Конституция Нидерландов - постоянная конституция.

2. Форма правления

Королевство Нидерландов - конституционная монархия с демократической парламентской системой. Ныне действующая конституция принята парламентом 17 февраля 1983 года, и заменила конституцию 1814 года.

Нидерланды разделены на 12 провинций (Дренте, Флеволанд, Фрисландия, Гелдерланд, Гронинген, Лимбург, Северный Брабант, Северная Голландия, Овер-Эйссел, Утрехт, Зеландия, Южная Голландия). Провинции имеют выборный орган самоуправления - Провинциальные Штаты, избираемые на четыре года (выборы проводились в марте 1999 г.). Во главе Провинциальных Штатов стоит королевский комиссар. Жители общин избирают на четыре года Совет. Его исполнительный орган - коллегия бургомистра и муниципальных советников, возглавляемая бургомистром, который назначается королевой.

Главой государства является королева Беатрикс (династия Оранских - Нассау), вступившая на престол 30 апреля 1980. Королевское звание передается по наследству. Наследником Короля считается старший сын. Если окажется, что прямых наследников нет, глава государства может быть назначен актом парламента. Подобное решение принимается на объединенной сессии обеих палат.

Хотя власть монарха ограничена, и он должен совещаться с правительством, все же его мнение играет решающую роль при назначении премьер-министра. Кроме того, монарх утверждает законопроекты, руководит внешними сношениями, обладает правом помилования. Все политические акты совершаются от имени королевы.

Высшим совещательным органом страны, на рассмотрение которого предлагаются законопроекты, является Государственный совет. Председателем Совета является глава государства. В состав Совета входят также заместитель председателя и 28 членов, назначаемых пожизненно.

Контроль за правильностью поступлений и расходов государственных средств осуществляет Счетная палата. Государственные служащие должны быть политически нейтральны и обладать высоким профессиональным уровнем. При изменениях в составе правительства даже высшие административные чины остаются на своих местах.

3. Форма государственно-территориального устройства

По форме государственно-территориального устройства Нидерланды -децентрализованное унитарное государство. Власть распределена по трем административным уровням: государство, провинции и муниципалитеты. Государство выполняет работу на национальном уровне. Провинции и муниципалитеты являются децентрализованными субъектами власти. Кроме того, существуют советы по управлению водным хозяйством, обладающие функциональной компетенцией. Провинции и муниципалитеты могут самостоятельно принимать постановления по делам, которые относятся к их компетенции. Эти постановления не должны противоречить существующему законодательству на центральном уровне, или, если речь идет о муниципалитетах, не должны противоречить постановлениям, действующим в соответствующей провинции. Провинции и муниципалитеты обязаны сотрудничать при выполнении постановлений национальных государственных органов.

Источниками доходов для провинций и муниципалитетов являются собственные доходы и выплаты со стороны государства. Как правило, денежные средства поступают от центральных властей в виде специальных выплат, которые сопровождаются предписаниями относительно того, как они должны быть израсходованы. Кроме того, провинции и муниципалитеты получают общие средства из провинциального и, соответственно, муниципального фонда. Муниципалитеты получают собственные доходы, в частности, в виде налогов на недвижимость, (канцелярских) сборов и пошлин. Они имеют также право сами вводить налоговое обложение, например, туристский налог и налог на собак.

Нидерланды делятся на 12 провинций: Дренте, Флеволанд, Фрисландия, Гелдерланд, Гронинген, Лимбург, Северный Брабант, Северная Голландия, Овер-Эйссел, Утрехт, Зеландия, Южная Голландия. В функции провинциальных властей входит охрана окружающей среды, планировка пространства, энергетическое обеспечение, социальное обеспечение, спорт и культура.

Руководство в каждой провинции осуществляется провинциальными штатами, коллегией депутатов провинциальных штатов и королевским комиссаром. Депутаты провинциальных штатов выбираются прямым голосованием граждан-жителей данной провинции, имеющих право голоса. Срок полномочий депутатов - четыре года. Провинциальные штаты назначают из числа своих членов правление провинции, так называемую коллегию депутатов, срок полномочий которой также четыре года. Королевский комиссар, назначаемый правительством на срок шесть лет, является одновременно председателем как коллегии депутатов, так и провинциальных штатов. По вопросу о назначении Королевских комиссаров к Нидерландам выдвигается много претензий со стороны международных организаций, в частности, Совета Европы, который считает такой порядок недемократичным и призывают голландцев перейти к выборной системе.

В Нидерландах насчитывается 478 муниципалитетов. Их число уменьшается, так как государство стремится повысить эффективность административного управления посредством реорганизации муниципалитетов, чаще всего простого объединения. На муниципалитеты возлагаются обязанности в области водного хозяйства и транспорта, жилищного обеспечения, руководства общеобразовательными учреждениями, в области общественного благосостояния и здравоохранения, культуры, спорта и отдыха.

Муниципалитетом управляет муниципальный совет, магистрат (коллегией бургомистра и советников) и бургомистр. Муниципальный совет избирается на четыре года прямым голосованием, в котором могут принимать участие все имеющие право голоса жители, относящиеся к данному муниципалитету. В этих выборах имеют право участвовать также и иностранцы, легально проживающие в Нидерландах не менее пяти лет.

Лица, имеющие гражданство одной из стран-членов Европейского Союза, могут участвовать в муниципальных выборах сразу же после своего переезда на жительство в Нидерланды.

Муниципальный совет назначает из своего состава нескольких членов в качестве советников (членов магистрата). Бургомистр назначается на должность на срок в шесть лет правительством по предложению Королевского комиссара. Бургомистр и советники совместно формируют правление муниципалитета. Магистрат выполняет решения центральных и провинциальных органов власти, которые имеют отношение к данному муниципалитету.

4 . Правовой статус личности

В конституции нет нормативной иерархии прав. В принципе все основные права равны. Некоторые права не подлежат ограничению, многие права могут быть ограничены парламентским актом или процессуальным законодательством, многие могут быть ограничены уполномоченным государственным органом.

Они включают в себя:

Равенство перед законом и защита от дискриминации (статья 1).

Эта статья запрещает любую дискриминацию на любой территории, но разрешает компенсационную дискриминацию, а именно прием на работу с намеренным предоставлением преимуществ традиционно дискриминируемым группам. Это право является абсолютным и не может быть ограничено законом.

Статья 3 гласит, что любой гражданин может быть избран на любую государственную должность. Вопросы гражданства регламентируются статьей 2.

Избирательное право (статья 4).

Это право может быть ограничено процессуальным законодательством.

Право петиций (право обращения в государственные органы) (статья 5). Это древнее право абсолютно и не может быть ограничено законом. Право обращения в государственные органы имеет в Голландии длинную историю. На самом деле война Голландии за независимость началась после того, как властями Габсбурга была отклонена петиция. К подателям петиции благородного происхождения презрительно отнеслись как к «нищим». Конституция 1815 года ограничила древнее право подачи письменных петиций чтобы свести на нетипичный в таких случаях беспорядок, который возникает при подаче петиций большими делегациями. Тем не менее, подача массовых общественных петиций остается очень популярной.

Свобода вероисповедания (статья 6). Это право может быть ограничено процессуальным законодательством.

Свобода мысли и слова (статья 7). В эту статью в 1983 году были внесены изменения, так как имелся очень сложный судебный прецедент. Подпункт 1 статьи 7 регламентирует классическую свободу печати. Любая цензура запрещена. Тем не менее, процессуальный закон может другим способом ограничить это право, например, закон, определяет точное содержание печати, которое является преступлением в соответствии с действующим уголовным законодательством.

Свобода объединений (статья 8). Данное право может быть ограничено процессуальным законом, но только с целью охраны общественного порядка.

Свобода собраний и свобода демонстраций (статья 9).

В 1983 году старая редакция статьи «Свобода собраний и объединений» была разделена на две, а также в статью «Свобода собраний» была добавлена новая редакция «Свобода демонстраций». Это право может быть ограничено процессуальным законом.

Право на неприкосновенность частной жизни (статья 10). Это право было включено в Конституцию в 1983 году. Это общее право, которое должно быть защищено всякий раз, когда право неприкосновенности частной жизни под угрозой. Это право может быть ограничено процессуальным законом. Эта статья возлагает на Правительство обязанность защищать граждан в случае угрозы нарушения неприкосновенности частной жизни путем использования баз данных не по назначению.

Право на личную неприкосновенность (статья 11). Это право было включено в Конституцию в 1983 году. Право может быть ограничено процессуальным законом. Это право является подвидом общего права на неприкосновенность частной жизни, предусмотренного статьей 10. Данное право защищает граждан от таких нарушений как принудительные медицинские эксперименты, телесные наказания, пытки, нанесение вреда здоровью. Действие данной статьи не прекращается после смерти гражданина и для донорства органов требуется юридическое разрешение. Запрещено проникновение в жилое помещение при отсутствии согласия лица проживающего в нем (статья 12). Хотя это право часто называется как «право на жилище», эта статья фактически основана на принципе. Что представители властей имеют преимущественное право входить в жилище, но при этом у них должно быть юридическое основание. В законодательстве должно быть указано в каких случаях и служащие каких органов могут входить в жилище на законных основания. Суды Голландии предоставляют такое право сотрудникам полиции при проведении полицейского расследования.

Тайна переписки (статья 13). Подпункт 1 статьи 13 устанавливает тайну переписки. Это право может быть нарушено только на основании решения суда и только в случаях, установленных процессуальным законодательством. Уголовный кодекс Голландии предлагает дальнейшую защиту этого права и деяния, его нарушающие, разделяет на несколько видов правонарушений, которые являются уголовно-наказуемыми. Подпункт 2 статьи 13 устанавливает тайну телефонных и телеграфных сообщений. Это право может быть ограничено законом. При этом в законе должно быть указано служащие каких органов имеют право прослушивать телефонные и телеграфные сообщения.

Запрещение незаконной экспроприации (статья 14). Конституция Голландии не содержит общих правил, регулирующих право собственности. Правительство это аргументирует тем, что право собственности является фундаментальным в Голландии и детальное описание его излишне. Экспроприация возможна только в интересах общества и при условии предварительной гарантии конечного возмещения убытков, что означает то, что должна быть определена приблизительная сумма экспроприируемого имущества. Эта норма предусматривается законодательством.

Подпункт 2 устанавливает, что, несмотря на требования законодательства, в случае чрезвычайной ситуации предварительная гарантия не должна представляться тот час же. В этом случае величина компенсации будет установлена позже.

Подпункт 3 устанавливает, что компенсация выплачивается в случае уничтожения, частичного повреждения, полной утраты и ограничения права собственности, вызванными действиями компетентных государственных органов, предпринятых в интересах общества. Вопросы возмещения ущерба регулируются Гражданским кодексом.

Право на свободу (статья 15). Это право может быть ограничено формальным законом. Подпункт 2 гарантирует право любого задержанного на обращение в суд. Судья имеет полномочия освободить задержанного, находящегося под стражей, в соответствии с общепринятой доктриной «Хабеас Корпус». Это право не может быть ограничено законом. Фактически все основные постановления властей получают санкцию суда в течение определенного промежутка времени. Фактически Уголовный кодекс Голландии содержит лазейки, позволяющие отсрочить судебный процесс на неопределенный срок.

Подпункт 4 устанавливает, что все основные права могут быть ограничены в интересах следствия. Право на юридическую помощь (статья 18).

Подпункт 1 статьи 18 содержит самостоятельное право: каждый имеет право на юридическую помощь и представление его интересов на судебном заседании или административной апелляции. Это право абсолютно и не может быть ограничено законом. Тем не менее, закон может установить необходимые условия для юридических представителей, например, только адвокаты могут представлять интересы граждан в суде.

Подпункт 2 устанавливает право на юридическую помощь малообеспеченным лицам. Это право может быть ограничено процессуальным законом. Тем не менее, юридическая доктрина придерживается мнения, что государство имеет абсолютную обязанность предоставить необходимый минимум юридической помощи.

Право на труд (статья 19). Подпункт 1 устанавливает обязанность правительства обеспечить достаточное количество рабочих мест. Однако это не подразумевает, что указанное право применяется индивидуально.

Подпункт 2 статьи 19 устанавливает право свободного выбора места работы. Это право может быть ограничено процессуальным законом. Например, это право ограничивается нормой закона о гражданстве Голландии. Так, в принципе, иностранный гражданин может быть не допущен на рынок труда. Закон фактически запрещает такой доступ нелегальным иммигрантам и беженцам, ищущим политического убежища.

Благосостояние людей (статья 20). Подпункт 1 устанавливает обязанность Правительства обеспечить население средствами к существованию и справедливое распределение богатства.

Подпункт 2 устанавливает, что нормы, касающиеся социального обеспечения, устанавливаются действующим законодательством.

Подпункт 3 гласит, что малоимущие граждане имеют право на материальную помощь. На Правительство возложена обязанность обеспечить это право.

Защита окружающей среды (статья 21). Данная статья устанавливает обязанность Правительства в обеспечении сохранения населения страны, включая общую инфраструктуру, а также обязанность по защите и улучшению окружающей среды.

Под термином «улучшение» правовая доктрина подразумевает, что Правительству не разрешено принимать законы, регулирующие охрану окружающей среды менее строгие, чем существующие.

Право на достойный жизненный уровень, охрану здоровья, культурное развитие и отдых (статья 22). Эта статья представляет собой «электронную мусорную корзину», объединяющая права. Эти права слишком важны и они обязательно должны быть упомянуты и не такие важные, чтобы их выделять в отдельную статью. Подпункт 1 устанавливает обязанность Правительства по совершенствованию системы здравоохранения.

Подпункт 2 также устанавливает обязанность Правительства по обеспечению жизненного уровня населения, а подпункт 3 закрепляет право граждан на «культурную самореализацию» и право на отдых.

Получение ВНЖ, ПМЖ и гражданства Нидерландов

Временный вид на жительство

Постоянным жителем (резидентом) страны не считается лицо, которое находится в Голландии на лечении или пребывает в стране в качестве студента. В этих случаях иммиграционные власти выдают временное разрешение на пребывание в Голландии, которое не засчитывается в общий стаж жизни в стране для подачи просьбы о гражданстве.

Временный вид на жительство предоставляется студентам и тем, кто работает в Голландии по контракту. Кроме того, легитимной причиной для получения временного вида на жительство может считаться лечение или уход за родственниками с ограниченными возможностями. Соответственно случаю иммиграционные власти требуют предоставления соответствующих официальных документов, подтверждающих необходимость пребывания в стране.

Существует ли у обладателя студенческой визы шанс получить статус постоянного жителя Голландии? Да, существует. Согласно иммиграционному законодательству Нидерландов, по получению диплома обладатель студенческой визы вправе получить временный вид на жительство сроком на полгода или год, на усмотрение чиновников иммиграционной службы, с тем, чтобы найти постоянную работу в Голландии. Постоянной считается работа, на которой соискатель задействован полный рабочий день четыре дня в неделю как минимум.

Постоянный вид на жительство

Постоянный вид на жительство предоставляется супругам граждан Голландии, как по заключению официального брака, так и без него. В случае заключения официального брака голландские власти охотно признают свидетельства о браке, выданные в большинстве стран мира. В отдельных, к чести голландских властей очень редких случаях, некоторое время займет проверка подлинности предоставленных документов.

Условиями предоставления постоянного вида на жительство является совместное проживание супругов, ведение совместного хозяйства, а также финансовое состояние гражданина Голландии, позволяющее прокормить супруга - иностранца.

Особенность требования голландских иммиграционных правил для получения вида на жительство и его продления: соискатель не должен иметь не только судимостей, здесь голландские власти требуют отсутствие записей об уголовных преследованиях согласно европейским законам; кандидат на получение вида на жительство в Голландии не должен также иметь штрафов более чем в 450 евро.

Это правило продиктовано стремлением властей привить потенциальным гражданам страны привычки соблюдать административные законы. Поскольку подавляющее большинство соискателей вида на жительство пребывает из стран Африки и Азии, где административные законы большей частью не работают или работают частично, такие требования не кажутся излишней строгостью.

Получение гражданства Нидерландов

Для того, чтобы претендовать на получение гражданства, требуется прожить на территории Нидерландов полных пять лет.

Условием, при котором засчитывается непрерывное проживание на территории страны, считается непрерывное продление вида на жительство.

Основной момент, который может вызвать неудобства, состоит в том, что вид на жительство в Голландии продлевается раз в год, ровно в канун предыдущего продления вида на жительство.

В случае, если вид на жительство не продлить в срок, претенденту придется покинуть страну, отправиться на родину и там заново подавать просьбу о предоставлении вида на жительство.

Поскольку Консульство Голландии выдает разрешения на предоставление вида на жительство только через полгода, положение о непрерывном официальном нахождении на территории страны будет нарушено автоматически, и подача прошения о предоставлении гражданства Голландии отложится еще на пять лет.

Причем такое досадное недоразумение вполне может случиться и с теми, кто методично продлял вид на жительство на протяжении трех-четырех лет.

5 . Законодательная власть

Законодательную власть совместно с Королевой осуществляет парламент - Генеральные штаты, состоящий из 2 палат (Первой и Второй). В составе Первой (верхней) палаты - 75 депутатов, избираемых провинциальными штатами (советами) на основе пропорционального представительства на 4 года. Вторая палата (150 депутатов) избирается путем прямых выборов по партийным спискам при всеобщем, равном и тайном голосовании на основе пропорционального представительства на четыре года.

Парламент собирается на очередные сессии не реже одного раза в год. В случае необходимости Король может созвать чрезвычайную сессию. Заседания палат проводятся публично, однако по требованию депутатов может быть объявлено закрытое заседание. Все решения принимаются абсолютным большинством голосов депутатов, участвующих в голосовании. Полномочия палат неодинаковы: Вторая палата играет более важную политическую роль в государственном механизме. Премьер-министр (глава правительства) должен получить поддержку большинства ее членов. Cформировав правительств, Премьер-министр представляет во Вторую палату декларацию правительства. Она выносит декларацию на голосование. И если кабинет получает доверие палаты, то он может приступать к своей деятельности. Министры располагают доверием парламента до тех пор, пока палата не принимает предложение о вынесении вотума недоверия.

Вторая палата может вносить поправки в конституцию и утверждать законы. Первая палата может только принять или отклонить законопроект. Любой законопроект, внесенный правительством или депутатом парламента, должен быть принят обеими палатами. Затем он направляется на утверждение Королю. Законопроект, получивший королевское утверждение, вступает в силу через 20 дней после опубликования. Обе палаты могут вести рассмотрение каких-либо вопросов независимо от правительства.

Кроме того, обе палаты имеют право: утверждения всех доходов и расходов государства согласно внесенному правительством бюджету. Каждый год в правительство представляет парламенту государственный бюджет на предстоящий год; право запроса, т.е. любой член палаты, который хочет провести обсуждение с тем или иным министром по интересующему его вопросу, должен запрашивать согласие на это со стороны палаты. Кроме того, право задавать вопросы министрам и государственным секретарям. В Первой палате вопросы и ответы представляются в письменном виде. Право задавать вопросы для членов Второй палаты предусматривает, наряду с письменной формой, также и очный вариант, дающий возможность проведения кратких дебатов. На поставленные вопросы должен быть представлен ответ. Министр может отказаться предоставить запрошенную информацию только, если это связано с национальными интересами; также парламент может по определенным делам проводить независимое от правительства расследование. Он может поручить его проведение парламентской следственной комиссии.

6 . Исполнительная власть

Исполнительная власть осуществляется кабинетом во главе с премьер-министром, который формирует правительство, руководит его деятельностью и несёт за неё ответственность. Премьер-министр обеспечивает выполнение законов, отвечает за обороноспособность страны, представляет Нидерланды на международной арене. Обычно каждый министр получает свой портфель (в Нидерландах функционируют 14 министерств) или отдел правительства, который находится в его ведении. Министр по сотрудничеству с развивающимися странами, Министр по административным реформам и Королевскому Дому и Министр по делам иностранцев и интеграции являются министрами без портфеля, то есть, в их ведении нет министерств. Первый из них связан по роду своей деятельности с министерством Иностранных Дел, второй - с министерством Внутренних Дел и Королевского Дома, а третий - с министерством Юстиции.

Также существует должность Государственный Министр, но он является не должностным лицом, а носителем почетного титула, в исключительных случаях присваиваемого Королевой, как правило, бывшим министрам. конституция нидерланды правовой власть

Министры имеют право присутствовать на заседаниях палат и принимать участие в дискуссиях.

В 1982 году в Нидерландах введена должность национального омбудсмана. Независимый орган, контролирующий отношения между органами власти и гражданами. Каждый может обратиться непосредственно к омбудсману с просьбой о проведении расследования действий того или иного органа власти. Омбудсман может проводить расследования и по собственной инициативе. Отчет о результатах расследования он придает гласности, сопровождая его своим заключением о действиях властей. Отчет может также содержать определенные рекомендации. Омбудсман назначается Второй палатой парламента на срок шесть лет. Он действует совершенно независимо и отчитывается перед палатой.

Контроль за использованием государственных финансовых средств осуществляет всеобщая Счетная палата. Палата ведет контроль поступлений и расходов правительства, министерств, предприятий полугосударственного сектора и юридических лиц, в финансовой деятельности которых участвует государство. Критериями при осуществлении контроля являются правомерность и целесообразность финансовой деятельности. Счетная палата состоит из трех членов, одного из которых правительство назначает ее президентом. Эти назначения являются пожизненными. Годовой отчет Счетной палаты представляется на рассмотрение правительства и парламента, а затем публикуется.

7 . Судебная власть

Судебная система Нидерландов основана на Конституции и Законе о судебной организации 1827 г. (с изменениями 1911 и 1971 гг.).

Во главе судебной системы находится Верховный суд (учрежден в 1838 г.), обеспечивающий единообразное толкование и применение законов на всей территории страны, а также играющий значительную роль в развитии права. В состав Верховного суда входят председатель, 2 или 3 его заместителя и 16 членов; он имеет палату по гражданским делам, промышленную палату, палату, рассматривающую налоговые дела и вопросы, связанные с экспроприацией, палату по уголовным делам, палату, разрешающую дисциплинарные дела в отношении судей. Юрисдикция Верховного суда ограничена вопросами права. Верховный суд рассматривает в качестве высшей и последней инстанции кассационные жалобы обвиняемого и Публичного обвинителя на решения нижестоящих судов (после рассмотрения дела апелляционным судом) и верховных судов Нидерландских Антил и Арубы, а также заявления генерального прокурора при Верховном суде о кассации в интересах права на решения, по которым применены ненадлежащие нормы права или нарушен процесс. В качестве первой и последней инстанции Верховный суд разрешает дела по обвинению парламентариев, министров и других высших должностных лиц в преступлениях, совершаемых по службе.

Апелляционные суды (их 5 - в Амстердаме, Арнеме и других больших городах) рассматривают (в коллегиях из 3 судей) апелляции на решения и приговоры окружных судов по гражданским и уголовным делам. Соответствующие отделения апелляционных судов разбирают жалобы на решения административных органов по вопросам налогового обложения. В апелляционном суде Арнема имеются также отделения, где разбираются жалобы на решения кантональных судов по вопросам земельной аренды и на отказы в выдаче лицензий (коллегия в составе 3 судей и 2 экспертов-заседателей). Одно из отделений апелляционного суда Амстердама рассматривает споры, связанные с деятельностью компаний (коллегия в таком же составе).

Окружные суды (их 19 во всей стране) рассматривают по первой инстанции все гражданские и уголовные дела, кроме наименее значительных, а также жалобы на постановления кантональных (субокружных) судей (приговоры к штрафу на сумму до 250 гульденов обжалованию не подлежат). Такие жалобы, а также наиболее серьезные и сложные дела по первой инстанции слушают коллегии из 3 судей, большинство же дел (в том числе о преступлениях, наказываемых штрафом или лишением свободы на срок до 6 месяцев) разбираются судьями единолично. Дела о правонарушениях несовершеннолетних рассматривают специализирующиеся на них судьи.

Широко распространены внесудебные институты разрешения споров (арбитраж). Арбитры могут быть избраны по желанию сторон; часто они являются экспертами в определенной области. Профсоюзы организуют комиссии по разрешению жалоб потребителей; средства массовой информации учреждают омбудсманов по "коллективным делам потребителей". Функционирует множество институтов - посредников развода. Судьи назначаются на свои должности Королем (министр юстиции называет кандидатуры судей). Чтобы стать судьей, требуется иметь юридическое образование, закончить Академию магистратуры или же проработать в судебной канцелярии, адвокатуре, Службе публичного обвинения 7-8 лет. Судья Верховного суда назначается из 3 кандидатур, представляемых Второй палатой Генеральных штатов (обычно это лица, возглавляющие список из 6 имен, рекомендованных Верховным судом). Судьи должны уйти в отставку по достижении 70 лет и могут быть отстранены от должности Верховным судом "на основании явной непригодности". Публичные обвинители обучаются в том же порядке. За исключением служащих дорожной полиции, они должны иметь юридическое образование.

8 . Политические партии

В Нидерландах насчитывается большое число политических партий, что отражает длительную историю политических и религиозных конфликтов. Среди депутатов парламента в 1998 были представители 9 партий. Тем не менее традиционно наибольшее влияние имеют пять партий, три из них в 1977 объединились и составляют единый блок. Большинство мест во Второй палате после парламентских выборов в мае 1998 получила Партия труда (ПТ) - умеренно социалистическое движение, призывающее к постепенному прогрессу и конституционным методам политической борьбы. Эта партия отстаивает государственное планирование экономики, национализацию некоторых базовых отраслей промышленности с выплатой компенсаций и расширение социальных программ. Партия труда получает широкую поддержку со стороны как католиков, так и протестантов, за ее кандидатов голосуют рабочие, фермеры, рыбаки, торговцы и интеллигенция. Народная партия за свободу и демократию (НПСД), созданная в 1948, заняла второе место в парламенте. Консервативная программа НПСД придает большое значение частной инициативе, свободному предпринимательству, соблюдению закона и порядка, а также требует снижения затрат на оборону и проведения социальных реформ. НПСД отражает интересы средних и высших слоев городского населения. Третье место занял крупный блок Христианско-демократического призыва (ХДП). Он возник в 1977 на базе объединения двух протестантских партий - Антиреволюционной и Христианско-исторического союза - с Католической народной партией. Католическая народная партия лидировала в Нидерландах с конца Второй мировой войны до 1971; ее поддерживали мелкие и средние предприниматели и фермеры преимущественно в католических провинциях Северный Брабант и Лимбург. С присоединением обеих протестантских партий блок ХДП заручился поддержкой протестантских избирателей из среднего и высшего классов. ХДП сложился как широкий центристский альянс, отстаивающий умеренные социальные реформы с опорой на свободное предпринимательство, частную собственность и традиционные моральные ценности. Разногласия с Партией труда в основном касаются масштабов государственного планирования и контроля в экономике. Наиболее важной из малых партий является созданная в 1966 партия "Демократы-66". Она выдвигает требования отмены пропорционального представительства, непосредственного избрания премьер-министра, перегруппировки партий по социально-экономическому, а не религиозному принципу и установления более тесных связей со странами Восточной Европы. Эти требования встречают одобрение в основном среди представителей интеллигенции и городской молодежи, многие из которых поддерживают также партию зеленых, выступающую за оздоровление окружающей среды (т.н. партия "Зеленые левые"). В основе политической системы Нидерландов лежит взаимодействие между правительством и Генеральными Штатами. Министры предпочитают идти на действенные политические компромиссы, иногда вопреки интересам своих партий. В то же время депутаты Генеральных Штатов стремятся соблюдать свои партийные принципы. Такие различия мотиваций нередко вызывают конфликты между ветвями власти. Достижение согласия осложняется из-за нарушений партийной дисциплины. Любой депутат Генеральных Штатов может проголосовать вопреки мнению партии, не опасаясь каких-либо санкций. Иногда такие депутаты создают новые политические партии.

9 . Местное самоуправление

В Нидерландах существует 11 провинций, каждая из которых имеет право осуществлять собственное подзаконное правотворчество для проведения в жизнь своей местной политики. Администрацию в каждой провинции составляют провинциальный Совет и провинциальный исполнительный орган. Оба этих органа действуют под руководством Королевского комиссионера, назначаемого короной.

Провинциальные Советы избираются населением и назначают из своих членов провинциальные исполнительные органы, отвечающие за ежедневное управление в провинции. Провинциальный исполнительный аппарат выполняет задачу подготовки и исполнения решений провинциальных Советов и центрального правительства. Сейчас обсуждается реформа провинциальной структуры, ориентированная на увеличения числа провинций.

Как и провинции, муниципалитеты обладают автономией в осуществлении местного правотворчества и проведении местной политики. Администрация в каждом из более чем 700 муниципалитетов состоит из избираемого народом муниципального Совета и его исполнительного аппарата. Оба органа действуют под руководством бургомистра, назначаемого по рекомендации Короны комиссионером провинции после консультаций с советом. Бургомистр назначается на 6 лет (после истечения срока полномочий он может быть назначен на следующий срок).

Каждый муниципальный Совет назначает из числа своих членов олдерменов (старейшин), число которых варьируется в зависимости от численности населения муниципалитета. Бургомистр и олдермены отвечают за ежедневное управление и за подготовку и проведение в жизнь решений Совета, центрального правительства или провинциальной администрации.

Все более возрастает число общественных задач, решаемых муниципалитетами, таких как локальные индустриальные проекты, жилье, общественный транспорт и охрана природы. Соответственно, муниципалитеты призываются формировать региональные органы, ведающие этими вопросами.

Концепция децентрализованного унитарного государства в Нидерландах, заложенная еще в конституции начала восемнадцатого века, предоставила действительно автономный статус местному управлению лишь на очень короткий срок. В последние четыре десятилетия усиление влияния исполнительной власти привело к такой ситуации, что местные власти функционируют в значительной степени как службы центрального правительства в местном сообществе.

Департаменты и министерства в Гааге принимают большинство важных политических решений, давая инструкции и финансовые ресурсы своим местным подразделениям. И только маленькая часть реальных полномочий проведения собственной политики сосредоточена в руках городских советов. В качестве главной причины существования такой опеки со стороны центральной власти можно назвать множественность системы муниципалитетов в Голландии, имеющих существенные различия в размерах, местных особенностях, объемах и сложности стоящих перед ними задач.

Тем не менее, некоторые важные изменения, касающиеся как центрального, так и местного звена управления, наблюдаются в Голландии в последнее время. Так, в местном управлении возрастают тенденции самоуправления, которое, как предполагается, может быть достигнуто не только путем пересмотра характера взаимоотношений с центральным уровнем, но также поиском новых форм сотрудничества с другими местными и региональными партнерами, равно как и с общественным и частным секторами, в решении вопросов местного значения.

Муниципалитеты имеют новые возможности выступать не в классической роли монопольных поставщиков услуг, но как координаторы и стимуляторы развития сети местных фирм, организаций, социальных групп и частных инициатив, т.е. играть новую роль в определении направлений социального развития.

Список используемой литературы

1. Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.

2. Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева - М.: Финансы и статистика, 1998г.

3. Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991.

4. Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABNAMRO

5. Электронное приложение журнала «Эксперт»

6. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина - М.: МГИМО МИД РФ,1995.

7.Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. М.: Юрид. литература, 1994

8. Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире. Понятие, сущность, тенденции развития. М.: Юрист, 1993.

9. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. литература, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Конституция Нидерландов как основной закон европейской территории Нидерландов. Конституционная монархия с демократической парламентской системой. Государственно-территориальное устройство. Законодательная и исполнительная власть, судебная система.

    реферат , добавлен 18.06.2011

    История развития судебной системы Швейцарии и Нидерландов, их подробная характеристика и отличительные черты. Анализ конституционных основ швейцарского и нидерландского правосудия на федеральном и кантональном уровнях, конституционный статус судей.

    курсовая работа , добавлен 01.01.2012

    Изучение государственного устройства Дании - наследственной конституционной монархии. Анализ некоторых положений конституции. Система государственного устройства. Функции и задачи исполнительной, законодательной и судебной власти. Избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Действующая Конституция Венгерской Республики, история ее принятия, основные положения. Венгрия - унитарное государство по форме государственно-территориального устройства. Правовой статус личности. Органы законодательной власти и местного самоуправления.

    реферат , добавлен 16.03.2017

    Конституция Беларуси разделила государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Отцовство устанавливается в судебном порядке согласно Кодексу Беларуси о браке и семье. Конституционные права и свободы - ядро правового статуса личности.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Характеристика правового статуса личности и его основные виды. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в структуре правового статуса личности. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе конституционных гарантий правового статуса личности.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2016

    Изучение политического устройства Канады, которое является комбинацией английской и американской систем. Основные положения конституции, описание исполнительной, законодательной и судебной власти государства. Избирательная система и политические партии.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Изучение истории форм правления и конституционного развития Японии. Определение статуса и полномочий главы государства в Японии. Порядок формирования и компетенция законодательной власти страны. Конституционно-правовые основы деятельности правительства.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Форма государственного устройства как способ распределения государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Предметы ведения субъектов РФ, закрепление системы региональных органов власти субъектов.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2010

    Особенности и принципы правового государства. Соотношение права и закона по Конституции Республики Казахстан. Реализация принципа разделения властей, сущность законодательной, исполнительной и судебной власти. Формирование правосознания общества.

error: Content is protected !!