Стихотворение "Бородино" Лермонтова М. Ю

Стихотворение «Бородино».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонто­вым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современ­ник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В ос­нову стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произ­ведении М.Ю. Лермонтов «создал совершенно новый жанр на­родной оды, ничего общего не имеющий со старой одой».

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь муже­ством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Истоки этого сравнения – в романтизме, в тоске Поэта-ро­мантика по героическому прошлому, в идеализации старины, в Критической позиции лирического героя по отношению к свое­му поколению. Тот же самый мотив возникает в финале, кото­рый полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы мо­жем говорить о кольцевой композиции.

Основная часть – это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения – не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица рус­ского народа. Этим обусловлена особая стилистика этого произ­ведения, сочетающая в себе живую разговорную интонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом. В речи ветерана присутствует мягкий народный юмор:

Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Но вот заходит речь о самом сражении, и он становится серь­езным, в рассказе появляются торжественные, патетические ин­тонации:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Образ боя является центральным образом стихотворения:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гипербо­лы («Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Кар­тина эта во многом символична. ««Редут», за которым бился ге­рой, предстает центральной точкой, вокруг которой разворачи­ваются главные события не только Бородинского сражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смысл битвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй», «И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темной природы «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесь переданы события, происходящие на батарее Раевского и опи­санные Л.Н. Толстым в его романе-эпопее «Война и мир». Изве­стно, что писатель называл «Бородино» зерном своего великого романа.

Стихотворение написано с помощью чередования четырех­стопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтакси­ческий параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника. Тема Отечественной вой­ны 1812 года также звучит у поэта в стихотворениях «Два велика­на», «Поле Бородина». Последнее стихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное в двадцатипятилет­нюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

М. Ю Лермонтов «Бородино»

Работу над стихотворением «Бородино» в классе целесообразно провести по следующему плану:

  1. Краткое вступительное слово учителя о войне 1812 года и о Лермонтове - патриоте.
  2. Чтение стихотворения учителем (наизусть).
  3. Повторное чтение учащимися по частям с объяснением непонятных слов и выражений (лафет, чужие изорвать мундиры о русские штыки…).
  4. Анализ стихотворения;

а) Характеристика старого солдата как типичного представителя народа.

б) Идея стихотворения «Бородино».

в) Художественные особенности стихотворения.

г) Значение стихотворения «Бородино» для нашей современности, в период ВОВ.

5.Задания для самостоятельной работы по усмотрению учителя.

Тема стихотворения «Бородино» - тема о народе, как о главной движущей силе исторического процесса в ответственный исторический момент, когда решалась судьба русского народа.

Лермонтов описал Бородинское сражение в полном соответствии с действительными фактами, в согласии с воспоминаниями участников событий.

Чтобы придать описанию Бородинского сражения характер правдивого, безыскусственного, естественного рассказа, Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника этой битвы.

Рассказчик (старый солдат) выражает мысли и чувства всей армии. Он говорит не о себе, а обо всех сражавшихся и лишь, между прочим, о себе. В его лексике только три раза встречается местоимение «я». И это понятно: он рассказывает о героизме и величии духа русского солдата. Поэтому его личное «я» сливается с коллективным «мы» в стремлении постоять за свою родину:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!..

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Война 1812 года, начатая Наполеоном против России, была войной захватнической и, следовательно, несправедливой. Русский народ защищал свое отечество, свое право на жизнь и свое право на национальное независимое положение среди прочих народов мира. Поэтому понятно то торжественное воодушевление, с каким русский солдат рассказывает о Бородинском сражении:

Вам не видать таких сражений…

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел.

Участник Бородинской битвы, простой солдат- артиллерист воплощает в себе лучшие черты всего русского народа. У него высоко развито чувство патриотизма, он без раздумья готов положить за родину свою голову. Ему присуща отвага в бою и верность своему полковому командиру, о котором он хранит благодарную память.

В нем проявляется и богатырская удаль, и широкая русская натура, когда он говорит:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Идея стихотворения выражена в начальных и заключительных словах рассказчика:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы!

Особенности языка стихотворения «Бородино».

Следует обратить внимание учащихся на темп речи рассказчика. Герой рассказывает, а не декламирует. Тон же речи торжественный, величавый, приподнятый, эмоциональный, старый солдат воодушевлен чувством гордости за русский народ, проявивший чудеса храбрости в своем единоборстве с французами.

Словарь речи рассказчика обнаруживает в нем старого солдата-артиллериста Особенность его словаря - военно-артиллеристская терминология: забил снаряд, пушка, картечь, лафет, кивер, редут…

Построение речи героя соответствует патетическому высокоторжественному тону рассказа; она насыщена выразительными средствами языка: восклицаниями, риторическими вопросами и обращениями, т. е. такими оборотами речи, которые воздействуют на слушателя.

Чтобы создать впечатление грандиозности Бородинского сражения, рассказчик пользуется гиперболами («французы двинулись, как тучи», «рука бойцов колоть устала и ядрам пролететь мешала гора кровавых тел», «земля тряслась, как наши груди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…»).

Значение «Бородино» огромно. Оно впервые отразило в нашей литературе историческую роль русского народа. Из него, как из зерна, выросла величественная эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Идейное воздействие стихотворения «Бородино» на общественное сознание сказалось и в ВОВ.

Поэт Н. Рыленков писал:

Легендою и славой согрето

Старинное село Бородино.

Из школьных книг о нем мы с детства знали,

Мы в играх гнали галльскую орду,

И, повзрослев, «Войну и мир читали-

О грозной битве в памятном году.

Мы мысленно тогда врагов косили

И к родине любовь росла острей.

И навсегда в сердца свои вносили

Мы имена своих богатырей.

Романенко Ирина Леонидовна МБОУ гимназия №8 г. Новороссийска

Стихотворение "Бородино" М. Ю. Лермонтов посвятил событиям Отечественной войны 1812 года. Произведение было написано спустя 25 лет после знаменательного сражения. Впервые опубликовано в 1837 году в журнале "Современник".

История написания

В начале тридцатых годов Лермонтов написал стихотворение "Поле Бородина". Считается, что именно тогда у поэта возник замысел поэмы, посвященной Отечественной войне. "Бородино" Лермонтова вышло к юбилею битвы, произошедшей в сентябре 1812 года. Произведение не могло не привлечь широкого внимания. В те годы активно обсуждалось героическое сопротивление русского народа в короткий период антинаполеоновской кампании. Михаил Лермонтов, как многие в первой половине XIX века, любил размышлять о прошлом России и событиях, изменивших ход истории.

Особенности

Какова ключевая мысль в произведении «Бородино»? М. Ю. Лермонтов, по мнению Белинского, хотел подчеркнуть бездействие своих современников, их зависть к предкам, жившим во времена, отмеченные славой и великими делами. Тема героизма проходит красной нитью через многие произведения, созданные русским поэтом в первой половине тридцатых годов.

Незадолго до написания стихотворения «Бородино» Лермонтов познакомился с Афанасием Столыпиным. Этот человек был героем, ветераном Отечественной войны, артиллерийским штабс-капитаном. Словом, личностью легендарной в лермонтовские времена. И конечно, штабс-капитан участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов и Столыпин состояли в родственных связях. Последний приходился братом бабушке поэта.

Столыпин много рассказал поэту о Бородинском сражении. Но в произведении повествование ведется от лица безымянного солдата - человека малограмотного, но мудрого и проницательного. Но главное - от лица непосредственного участника освободительной войны. Эта особенность придает произведению эпичности и наполняет его фольклорным содержанием. В рассказе солдата-артиллериста присутствуют эпохальные настроения, которые часто встречались в кругу военных в те времена. Есть в произведении еще один интересный образ - безымянный полковник. Лермонтов не объективирует этого персонажа. Но есть версия, что прототип его - знаменитый генерал, главнокомандующий Второй Западной армией.

Бородинское сражение

Это была крупнейшая битва Отечественной войны. Она продолжалась двенадцать часов. В любом учебнике истории сказано, что русская армия в этой битве одержала победу. Однако Кутузов на следующий день после победы приказал отступать. Почему? Дело в том, что Наполеон обладал большими резервами. После видимой победы могло произойти и поражение.

Французская армия вторглась на территорию Российской империи в начале лета 1812 года. Русские войска отступали. Французы быстро продвигались вглубь страны. Наполеоновская армия была сильна, и, как казалось тогда многим, непобедима. Отступление русской армии, которое явно затянулась, у общественности вызывало крайнее недовольство. Тогда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова. Однако и тот предпочел путь отступления.

О том, сколько русских солдат погибло в битве, воспетой в стихотворении Лермонтова «Бородино», единого мнения нет. Численность потерь неоднократно пересматривалась историками. Однако известно, что погибло не менее тридцати тысяч человек.

Согласно французским энциклопедиям, в битве полегло около тридцати тысяч солдат и офицеров наполеоновской армии. Правда, от ран умерло две трети от общего числа погибших. Бородинское сражение - одно из самых кровопролитных в XIX столетии. И это самое масштабное сражение из тех, что продолжались всего один день. Но только до 1812 года (потери в последующих войнах куда большие).

Бородинскому сражению посвящено множество произведений литературы. Оно отражено в романе Толстого «Война и мир», в одном из стихотворений Пушкина и, конечно же, в «Бородино» М. Лермонтова.

Сюжет

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» - это своеобразный рассказ о событиях 1812 года. Как уже было сказано, повествование ведется от лица простого солдата. Имени своего героя автор не называет. Рассказ вызван вопросом, который задает представитель молодого поколения.

Первые строки стиха Лермонтова «Бородино» знает каждый. Собеседника рассказчика интересует, зачем сожженная Москва была отдана Наполеону. Строфу, начинающуюся со слов «Скажи-ка дядя…», наизусть знают многие. Но о чем поведал безымянный солдат? Сюжета в стихе «Бородино» Лермонтова как такового нет. Это воспоминания старого вояки, облеченные поэтом в стихотворную форму.

Солдат принимается вспоминать сражение. В его рассказе присутствуют нотки сожаления о прошедших героических временах. Нынешнее поколение («нынешнее племя»), по мнению рассказчика, уступает и в благородстве, и в отваге бравым военным.

История, рассказанная ветераном Отечественной войны, пронизана гордостью за смелость русского народа. Герой стихотворения «Бородино» Лермонтова восхищается отвагой своих однополчан. В повествовании рассказчик использует местоимения «я» и «мы». Он часть русского народа. Он неотделим от него. Рассказчик говорит от имени всех солдат. Герой произведения Лермонтова «Бородино» выражает истинный народный дух и любовь к Отечеству.

Композиция

Произведение начинается со строфы, которая являет собой вопрос представителя нового поколения. Это вступление. За ним следует основная часть. Рассказ главного героя в стихотворении «Бородино» Лермонтова имеет кольцевую композицию. Начинается повествование с того, что он выражает восхищение воинами, которые оказались в 1812 году в самом центре боевых событий. Среди них есть и выжившие, и павшие.

Далее начинается подробное описание сражения. Повествование солдат ведет не беспристрастно. Рассказчик выражает чувства, которые испытывал и он сам, и прочие солдаты. Завершается произведение словами о Москве, которую русские солдаты не отдали бы, если б не было на то божьей воли.

Художественно-выразительные средства

Лермонтовское произведение представляет собой монолог простого солдата, а потому в нем использованы элементы разговорной речи. Все стихотворение - это обращение представителей старого времени к молодым, на плечи которых отныне возлагается ответственность за Отечество. Однако рассказчик сомневается в своем собеседнике и ему подобных: «Богатыри - не вы!»

Лермонтов включил в повествование просторечные выражения и слова, например, «тут как тут», «ушки на макушке», «что толку в этакой безделке». Французов солдат называет «мусью».

Встречаются в произведении «Бородино» Лермонтова и элементы высокого стиля: «сверкнув очами», «ликовал». Таким образом автор подчеркнул величие, особую значимость сражения в истории России. В начале стихотворения есть несколько Они также выражают торжественность Бородинского сражения.

Образ полковника

Примечательно то, как говорит солдат об этом безымянном персонаже. Он называет полковника "слугой царю, отцом солдат". Благодаря нескольким словам создается образ благородного, честного, справедливого и великодушного военачальника, который, погибая на поле брани, оставляет в душе солдат только добрые воспоминания.

Кульминация

Главная часть произведения Лермонтова — та, в которой солдат рассказывает непосредственно о битве. Здесь автор не поскупился на выразительные средства. Стремительное нападение французов солдат описывает так: "двинулись, как тучи". Использует поэт и олицетворения, подчеркивая ожесточенность битвы, например "картечь визжала".

Стихотворение Лермонтова «Бородино» — одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы. Это первое в русской поэзии стихотворение, в котором изображён главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Это первое появившееся в печати произведение поэта, изданное по его воле.

Если бы Лермонтов был автором только одного этого стихотворения, — отмечает Бродский, — то и в этом случае он был бы назван народным поэтом, его стихотворение было бы признано одним из самых примечательных поэтических произведений по силе выражения идеи патриотизма, темы родины и её обороны народом в освободительной, справедливой войне с врагом».

Откликнувшись на события Отечественной войны 1812 года, в стихотворении «Бородино» Лермонтов запечатлел великое сражение, которое произошло недалеко от Москвы на Бородинском поле. Поэт исторически точно рассказал в стихотворении не только о генеральном сражении, которое состоялось 7 сентября 1812 года, но и о тех днях, которые предшествовали Бородинской битве и были подготовкой к сражению (5 и 6 сентября).

В тексте стихотворения Лермонтов проходит мимо точных хронологических рамок Бородинского боя, но он в полном согласии с исторической действительностью передаёт беспримерные проявления легендарной воинской доблести безымянных русских солдат, которые привели к крушению великой армии Наполеона.

Участник сражения Сергей Глинка отмечал в своих записках 1836 года: «Бой Бородинский — бой, небывалый на лице земли со времени изобретения пороха», Ему вторит Фёдор Глинка, называя сражение «беспримерным»: «Ничего подобного в жизнь мою не видел, ни о чём подобном не слыхал и едва ли читывал».

Одним из этапов анализа стихотворения станут наблюдения над его композицией.

После чтения стихотворения в классе внимание школьников сосредоточится на 1-й строфе стихотворения, которая воспроизводит слова молодого солдата, обращённые к «дяде», старому солдату, участнику Бородинского сражения.

Строфа, предваряющая основную часть стихотворения, состоит из трёх предложений: одного вопросительного и двух восклицательных. По сути дела, все стихотворение и представляет собой ответ ветерана на вопрос молодого солдата.

Но строфа, предваряющая основную часть стихотворения, помимо вопроса, включает в себя и невольные восклицания, обращённые к героическому прошлому и несущие утверждающее начало: «Ведь были ж схватки боевые, / Да, говорят, ещё какие! / Недаром помнит вся Россия / Про день Бородина».

Эти слова, вложенные в уста молодого солдата, свидетельствуют о том, что он проникнут гордостью за деяния отцов. Именно патриотическая идея, которой воодушевлён солдат «нынешнего» поколения, побуждает его
обратиться к ветерану.

Во 2-й строфе содержится ответ на вопрос, поставленный молодым солдатом. В ответе ветерана отмечена не только трудная доля людей того времени, не вернувшихся поля битвы, но и обозначена судьба Москвы.

И в словах молодого солдата, и в ответе старого солдата исторически точно подчёркивается, что Москва была «французу отдана». В свидетельствах современников отмечалось коренное различие между словами «отдали Москву» и «сдали Москву».

И Пушкин, и Белинский, и участник Отечественной войны Глинка выделяют то обстоятельство, что Москва была «отдана» неприятелю во имя сохранения русской армии («Москва не сдана была, а отдана в добычу нашествия», — свидетельствует Глинка).

Ученики без труда замечают, что вторая строфа с некоторыми изменениями повторяется в заключительной, 14-й строфе. Эти две строфы, начинающиеся строкой «Да, были люди в наше время … », обрамляют рассказ старого солдата, участника Бородинского боя.

Таким образом, большая часть стихотворения представляет собой рассказ простого русского человека, рядового участника сражения. Школьники перечитают 2-14-ю строфы и примут участие в составлении плана рассказа старого солдата. В классной беседе последовательность его рассказа получит отражение в следующем плане:

1. «Да, были люди в наше время … » (2-я строфа).
2. «Мы долго молча отступали … э (3-я строфа).
3. «И вот нашли большое поле … » (4-5-я строфы).
4. «Два дня мы были в перестрелке … » Ночь перед сражением (6-7-я строфы).
5. «Ну ж был денёк». Описание сражения (8-12-я строфы).
6. «Вот затрещали барабаны — / И отступили басурманы» (13-я строфа).
7. «Да, были люди в наше время … » (14-я строфа).

К этому плану, представляющему собой цитатный план и сжато передающему рассказ «дяди», школьники будут обращаться в ходе разбора стихотворения, который целесообразно выстроить по пути «вслед за автором».

В 3-й строфе излагаются события, предшествовавшие Бородинскому бою, в ней говорится о длительном отступлении. Строфа начинается местоимением «мы», которое говорит о том, что рассказчик не отделяет себя от всего войска.

Поэт исторически точен в описании настроения русской армии, которая ожидала боя. Слова «ворчали старики» подчёркивают недовольство опытных воинов тактикой отступления: они были готовы «чужие изорвать мундиры о русские штыки».

Эти слова, которые потребуют комментария на уроке, заставляют вспомнить суворовские заветы, жившие в русской армии, особенно в устах ветеранов: «Пуля — дура, штык — молодец»: «Штык, быстрота, внезапность суть вожди россиян». Офицер Лермонтов не мог не помнить заветов гениального полководца и вложил их в уста опытных воинов, «стариков».

Весь рассказ старого солдата (и анализ стихотворения должен это убедительно показать!) включает в себя высказывания разных людей: и ворчание стариков, и размышления артиллериста, и речь солдат, и страстный призыв полковника.

В строфах 4-й и 5-й повествуется о событиях, которые произошли за два дня до генерального сражения, состоявшегося 7 сентября (26 августа) 1812 года. На смену разочарованию воинов, вызванному отступлением, приходит надежда встретиться с неприятелем в бою: «И вот нашли большое поле: / Есть разгуляться где на воле!», В восклицательном предложении находит выражение и готовность воинов постоять за отчизну, и стремление проявить воинскую отвагу, и широта души.

В комментарии к этим строфам необходимо отметить, что «большое поле» в стихотворении — это и есть Бородинское поле у деревни Бородино, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Пояснения потребует и слово «редут»: это полевое земляное укрепление с наружным рвом и валом.

Выбор героя, который вспоминает себя молодым во время войны, явился большим художественным открытием Лермонтова.

Поэт предпочёл рассказать о сражении устами артиллериста. Нельзя не вспомнить, что дед поэта Д.А.Столыпин, прославившийся теоретическими статьями о роли артиллерии в войне, был артиллеристом. Да и другой дед, А.А.Столыпин, тоже был офицером-артиллеристом. Русская артиллерия в Бородинском бою сыграла решающую роль. О её превосходстве над французской артиллерией свидетельствуют статистические данные: у Кутузова было 642 орудия, а у Наполеона- 587. Кроме того, русские стреляли более тяжёлыми ядрами: вес каждого составлял от 6 до 12 фунтов против 3-4-фунтовых ядер у французов.

Речевая организация стихотворения органически сочетает в себе рассказ старого солдата с авторским повествованием. Ираклий Андроников подчёркивает: «Искусство Лермонтова так велико, что мы и не замечаем, что сквозь речь солдата то и дело слышится голос поэта. «Леса синие верхушки» … Солдат не сказал бы так: это — Лермонтов. Но строчка: «Французы тут как тут»» — это солдат. «Звучал булат», «Носились знамена, как тени» — это опять речь поэта.

Но без возвышенной лексики Лермонтов не мог бы передать величие этого дня. А «изведал враг» — опять «дядя». Обе языковые струи сплавлены так органически, что мы и не замечаем, что «дядя», оставаясь всё время самим собой, говорит как поэт».

Суждения литературоведа дадут ключ для самостоятельного поиска учеников, которые, присматриваясь к художественному тексту, начинают отличать обычный разговорный язык ветерана с присущими ему житейскими нотками от авторской речи. Так, в 4-й и 5-й строфах они выделят прибаутку «У наших ушки на макушке!», которая имеет значение «внимательно прислушиваться», и насмешливое обращение к французу: «Постой-ка, брат мусью!», которые вложены в уста артиллериста.

Учащиеся поймут, что эти слова передают уверенность русских солдат в своих силах, готовность к предстоящему бою, который покажет, кто чего стоит. В речи солдата-артиллериста, который ведёт свой рассказ во множественном числе и который понимает величие события, ученики заметят и фразеологизмы: «Уж мы пойдём ломить стеною, / Уж постоим мы головою / За Родину свою!», которые выражают мужественную решительность воинов, их готовность защищать Родину не щадя своей жизни.

В 6-й и 7 -й строфах, которые необходимо перечитать в классе, исторически достоверно передаются события второго дня, предшествовавшего генеральному сражению («мы ждали третий день»). Слышны голоса солдат,
которые называют перестрелку «безделкой».

Учащиеся присмотрятся и к прямой речи, призывающей к действию: «Пора добраться до картечи» Далеко не случайно поэт обращается к изображению ночи накануне сражения, которая нашла отражение в многочисленных свидетельствах очевидцев.

В «Письмах русского офицера» Ф.Глинка вспоминает: «Всё безмолвствует! .. Русские с чистою безупречною совестью тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо вторит им. На облачном небе изредка искрятся звёзды. Так всё спокойно на нашей стороне … Напротив того: ярко блещут утренние огни в таборах неприятельских; музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся. Вот! слышны восклицания! Вот ещё другие! .. ».

Обращаясь к 7-й строфе стихотворения, учащиеся найдут в ней немало общего с воспоминаниями Ф.Глинки. Не вызывает сомнений, что Лермонтов был очень внимателен к разным источникам.

Не случайно поэт отмечает, как «ликовал француз» и как «тих был» русский лагерь. Значимы и некоторые совпадения в пейзажных деталях, которые заставят учеников обратиться к запоминающимся стихам: «И вот на поле грозной сечи / Ночная пала тень». Их лаконизм и художественная выразительность достигается искусным использованием эпитетов (слово «поле» поясняется определительным сочетанием «грозной сечи») и емкой метафоры («ночная пала тень»).

В стихотворении «Бородино» мало пейзажных описаний. Правомерно было бы говорить не об описаниях, а о пейзажных деталях, которые скупо сопровождают описание военных действий. Так, описание Бородинского боя открывается картиной: «И только небо засветилось … » и завершается короткой пейзажной ремаркой: «Вот смерклось». Пейзаж композиционно выделяет само описание генерального сражения, которое состоялось на третий день и последовательно развёрнуто в пяти центральных строфах стихотворения (8-12-я строфы).

Кульминацией стихотворения является изображение Бородинской битвы. В динамично развивающееся действие включены несколько картин: это и движение русских войск, и призыв полковника, и наступление французов, и огонь пушек, и рукопашный бой, и отступление неприятеля. Панорама битвы создаётся разнообразными художественными средствами. Учащиеся поймут, что стремительно развивающееся действие передаётся с помощью искусно подобранных глаголов, сопровождаемых повторами, звукописью.

В стихах «И только небо засветилось,/ Всё шумно вдруг зашевелилось, / Сверкнул за строем строй» ученики отметят не только выразительные глаголы с приставкой «за», обозначающей начало действия, но и созвучный приставкам предлог «за», подчёркивающий звуковую выразительность стихов. Художественная образность стихов подчёркнута и глаголом «сверкнул», который в сочетании с последующими существительными образует запоминающуюся метафору.

Школьники способны самостоятельно выделить в начале 8-й строфы повторяющиеся звуки и сочетания «с», «св», «стр», «ш», которые усиливают выразительность звучания стиха.

В стихотворении «Бородино» Лермонтов не упоминает ни одного имени. Среди героев стихотворения наиболее полно охарактеризован полковник. Учащиеся должны почувствовать, что в создании образа безымянного героя битвы слышится и голос рассказчика, и голос автора.

В рассказе артиллериста полковник предстаёт как «хват» (бойкий, удалой человек), «слуга царю, отец солдатам».

Речь героя-рассказчика порой близка устной поэзии: «сражён булатом, / Он спит в земле сырой». « … В каждом слове, — утверждал В.Г.Белинский, касаясь простоты и безыскусственности языка стихотворения, — слышите солдата, язык которого, не переставая быть простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии».

Голос поэта слышится в словах: «И молвил он, сверкнув очами … », где сочетается устаревшее «молвил» С традиционно-поэтическим «очи». В призыве полковника постоять за Москву повторяются слова, которые не раз звучали в обращениях командиров к солдатам.

В описании Бородинского боя велика роль восклицаний, которые без труда найдут школьники: «Ну ж был денёк» (1 О-я строфа); «Вам не видать таких сражений» (11-я строфа); «Изведал враг в тот день немало, / Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой!» (12-я строфа).

От строфы к строфе восклицательные предложения становятся всё более ёмкими: от полустишия в 10-й строфе — к восклицанию, обнимающему три стиха в 12-й строфе. Нельзя не отметить, что восклицательные предложения как бы «открывают» каждую строфу и задают тон поэтическому рассказу о сражении.

Какое же значение имеют эти восклицательные предложения в художественном тексте? В них содержится побуждающее, внушающее начало, открыто выражено эмоциональное отношение рассказчика к событиям Бородинского боя. «Поэт, — отмечает исследователь, — вложил в уста героя то чувство, которое было присуще рядовым участникам Бородинского сражения».

В 10-й строфе, начинающейся словами: «Ну ж был денёк!», исторически верно рассказано о штурме французами редута. «Вчитываясь в описания Бородинского сражения, — подчёркивает Ираклий Андроников, — мы понимаем, что Лермонтов изобразил в своём стихотворении самое важное место сражения — центральную батарею, или, как её называли ещё, «редут Раевского», — укрепление, которым французы пытались овладеть в течение целого дня («Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи, / И всё на наш редут»»).

Редут Раевского несколько раз переходил из рук в руки. Драгуны и уланы (офицеры и солдаты лёгкой кавалерии в русской и ряде европейских армий), побывавшие в схватке за редут, могли представлять как русскую, так и
французскую армию.

Учащиеся обратят внимание на средства создания картины битвы за редут: они выделят глаголы движения («двинулись», «промелькнули», «побывали»).

В завершающих строфу стихах, повторение предлога «с» в назывании воинской атрибутики, ёмкое сравнение «как тучи», которые в совокупности создают яркое впечатление масштабности сражения.

Эмоциональным зачином 11-й строфы являются слова: «Вам не видать таких сражений!», которые сменяются сложным повествовательным предложением, занимающим остальное пространство 11-й строфы.

Что стремился подчеркнуть поэт синтаксическим и интонационным строем этого развёрнутого предложения? Ученики обычно говорят о насыщенности предложения картинами битвы, которые быстро следуют друг за другом и
создают целостную картину развернувшегося сражения.

Безостановочное движение битвы подчёркнуто и рифмующимися глаголами, поставленными в конце стихов («блестел», «визжала», «устала», «мешала»), И сочетанием глаголов («колоть устала», «пролетать мешала»), и короткими предложениями («звучал булат, картечь визжала»).

Эта строфа заставляет вспомнить, какую роль сыграла артиллерия в Бородинском сражении.

В многочисленных свидетельствах участников сражения, кроме роли артиллерии, отмечалась и доблесть русских солдат в штыковом бою, в котором русские превосходил и французов. Рукопашный бой запечатлён и в
11-й, и в 12-й строфе:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата , простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» .

Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».

Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.

3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.

Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.

Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.

Музыкальность , пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.

Стихотворный размер произведения, разносложный ямб, вместе с другими конструктивными особенностями сочинения вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.

Стилистически стихотворение неоднородно:

  • Просторечные высказывания: «Ушки на макушке» , «Полковник наш рожден был хватом» , «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами» , «Носились знамена, как тени» , «…сражен булатом» .
  • Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?» ) сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. » ).
  • Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…» , «…кивер… избитый…» , «…конскими хвостами…» .

Некоторые строчки стали крылатыми выражениями . И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время» . Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.

Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.

Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».

Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин , принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «...в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
error: Content is protected !!