Хиджра мухаммеда и его последователей из мекки в медину. Ночь Хиджры: из Мекки в Медину
В числе важнейших вех в истории ислама - переселение первых мусульман из Мекки в Медину, именуемое хиджрой.
О значимости этого события говорит хотя бы тот факт, что исламское летосчисление ведёт отсчёт именно с той даты, т.е. с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению (Милади).
Хиджра в Эфиопию
Переселению в Медину предшествовала первая хиджра в истории ислама - в Эфиопию. В самом начале пророческой миссии мусульмане начали претерпевать гонения и издевательства со стороны многобожников. Мекканцы подвергали верующих пыткам, стремясь заставить их отказаться от религии Аллаха и вернутся к джахилии. Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.), который был главным объектом нападок со стороны язычников, прекрасно видел это. Спустя некоторое время он посоветовал мусульманам в христианскую Эфиопию. Выбор пал на это государство, так как Пророк (с.г.в.) убедился, что им правит справедливый царь, который не занимается притеснениями людей по религиозному признаку.
В 615 году по Милади (спустя 5 лет с начала пророческой миссии) первая группа верующих отправилась в Эфиопию. Сам Пророк (с.г.в.) решил остаться в Мекке, а переселенцев возглавил его сподвижник Усман ибн Аффан (р.а.). Спустя три месяца мусульмане вернулись в Мекку. Однако, оказавшись в родных краях, они осознали, что за прошедшее время отношение многобожников к мусульманам не изменилось. Под гнётом пыток и издевательств верующие принимают решение повторно совершить хиджру в Эфиопию. На этот раз уже мусульман было в несколько раз больше и группу возглавил Джафар ибн Абу Талиб (р.а.).
Предпосылки переселения в Медину
В те годы давление на мусульман со стороны мекканских многобожников лишь возрастало. Язычники опасались распространения влияния ислама, так как это угрожало их интересам. Именно поэтому они всячески давили на верующих, чтобы сбить их с истинного пути и принудить вернуться к поклонению идолам.
Для мусульман этот период был очень тяжёлым, так как им в одиночку приходилось противостоять многобожникам, которые на тот момент были абсолютным большинством. В столь непростой ситуации Посланник Всевышнего (с.г.в.) принимает решение о совершении хиджры, то есть переселении в Йасриб (Медину). Выбор пал на этот город ввиду того, что местные жители пообещали приютить у себя мекканских братьев.
Хиджра
В 622 году начинается переселение первых мусульман из Мекки в Медину. Верующие совершали хиджру тайно и малыми группами с целью обезопасить себя от провокаций со стороны своих недругов. Однако один мусульманин сделал это открыто. Им был один из ближайших сподвижников Пророка (с.г.в.) - (р.а.), ставший впоследствии вторым праведным халифом. Дело в том, что до принятия ислама Умар пользовался большим авторитетом у мекканцев. Он был необычайно силён как физически, так и духовно. После перехода в лоно новой религии многие многобожники возненавидели его, но вступить с ним в схватку никто не осмеливался.
В те сложные времена верующие вынуждены были оставить свои жилища и имущество и отправиться в путь, как им посоветовал Пророк Мухаммад (с.г.в.), который одним из последних покинул Мекку. В пути его сопровождал наиболее близкий друг, сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), ставший впоследствии его преемником.
После прибытия в Медину мекканские мусульмане (мухаджиры) нашли тёплый приют среди своих единоверцев - ансаров.
Последствия
В результате переселения Пророка (с.г.в.) и его единомышленников в Медину стало возможным создание первого в мире мусульманского государства, в котором сожительствовали в мире и согласии как мусульмане, так и представители других авраамических религий - христиане и иудеи. Йасриб стал отправной точкой создания мусульманской уммы, сфера влияния которой с годами лишь разрасталась и впоследствии привела к созданию могущественной империи - .
Кроме того, в Медине верующие получили возможность свободно и без каких-либо опасений посещать мечети, выполнять намазы, поститься и совершать дуа. Тем самым, после тяжёлых лет угнетения и унижений мусульмане обрели спокойствие и гармонию, начав новую жизнь.
Эти и многие другие факторы оказали влияние на то, что именно это событие было выбрано вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.) как точка отсчёта нового мусульманского лунного календаря, принятого в 15 году хиджры.
переселение Пророка из Мекки в Медину
Хвала Аллаху, который отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. Мир и благословение избранному Аллахом в качестве доброго вестника и предостерегающего увещателя для миров, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Посланник Аллаха ﷺ является примером и светочем, указывающим путь всем людям. Его жизнь переполнена событиями, являющимися уроком для его последователей, вдохновляющими их к благим поступкам. Одним из таких событий является Хиджра (переселение) Пророка из Мекки в Медину.
Причины Хиджры
Для совершения Хиджры были причины. Среди них необходимость переселения в силу известных причин и обстоятельств, а также ряд причин упомянутых ниже. Самые главные из этих причин:
— Усиление вражды со стороны курайшитов и располагавшихся вокруг Мекки обществ против призыва Пророка ﷺ, которая проявлялась в его отвержении, а также идеологическом и экономическом противостоянии. Дело дошло до того, что они прибегли к преступному решению: покушению на жизнь Пророка ﷺ с тем, чтобы приостановить пророческую деятельность Мухаммада ﷺ. Это послужило поводом для поиска другого, более благополучного места, где будет принято небесное напутствие и будет свобода для его распространения среди людей.
— Потеря в Мекке самого дорогого помощника и защитника. Большая часть родственников Пророка ﷺ выступили против призыва к Исламу, и к нему на помощь пришли только несколько членов его семьи, самым главными из которых были его дядя Абу Талиб и жена Хадиджа. По воле Аллаха им суждено было покинуть этот мир в один и тот же год. Абу Талиб и Хадиджа были для Пророка ﷺ надежной опорой и помощью.
— Поиск подходящей среды для принятия призыва Пророка ﷺувенчался успехом, когда группа жителей Медины поспешили присягнуть Пророку ﷺ на принятие веры, предоставление убежища и оказание помощи (вторая присяга Акабы в Мине).
— Сохранение пророческого послания беспристрастным, чтобы честь и заслуга этого послание принадлежала только Аллаху и Его Посланнику, и никто не мог сказать, что мекканцы поддерживали Пророка ﷺ из-за национальной и племенной принадлежности. Воля Аллаха была в том, чтобы он и его призыв были приняты чужим обществом, а не его соотечественниками.
Краткое описание Хиджры
Когда со стороны курайшитов усилились вражда и козни против Пророка ﷺ, он решил совершить хиджру и начал тщательно готовиться к этому событию. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха пришел к Абу Бакру и сказал: Я получил разрешение переселиться. И тот воскликнул в ответ: Значит ли это, что я буду сопровождать тебя?l Аиша продолжает: Клянусь Аллахом, я никогда раньше не видела, как плачут от радости, пока не увидела в тот день плачущего Абу Бакра».
Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вышли из Мекки и направились в пещеру Саур, которая находилась к югу от Мекки, и укрылись в ней.
Абу Бакр отдал поручение своему сыну Абдуллаху прислушиваться в городе ко всему, что о них говорят, и приносить эту информацию вечером того же дня к ним в пещеру. А Асма дочь Абу Бакра каждый вечер должна была снабжать их продовольствием и всем необходимым в этих условиях.
Курайшиты объявили вознаграждение в сто верблюдов тому, кто приведет Пророка и его спутника и люди начали усердно искать. Преследователи добрались и до входа в пещеру. Абу Бакр рассказал: «Находясь в пещере вместе с Пророкомﷺ , я сказал ему: О Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас! Пророк ﷺ ответил: А что ты скажешь о двоих, третьим из которых является Аллах. Мы покинули пещеру, когда поиски все еще продолжались, и никто не смог обнаружить нас кроме Сураки ибн Малика бин Джу’шума, который преследовал нас верхом на коне. Тогда я воскликнул: Это погоня настигла нас, о Посланник Аллахаl Он же сказал мне: Не печалься, поистине Аллах с нами!» Всевышний Аллах спас Пророка ﷺ от козней курайшитов и они не смогли его победить. Он благополучно добрался до Медины, и жители города встретили Пророка ﷺ с любовью и радушием. Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда посланник Аллаха ﷺприехал к нам, и никогда не видел дня более мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха ﷺ умер».
Испо-ведовавших веру в единого Бога. Одним из них был Мухаммед (Мухаммад), жи-тель г. Мекки, который смог синтезировать древние аравийские ве-рования с некоторыми идеями иудаизма и христианства и создать на этой основе новую религию — ислам .
Древнего аравийского бога Аллаха Мухаммад называл единым богом-творцом, а себя — его пророком-проповедником. Своими предшественниками он называл иудейского пророка Моисея и даже самого Иисуса Христа. Мухам-мад осуждал ростовщичество, выступал за честность и социальную справедливость. Поэтому исламская религия нашла немало сторон-ников на Аравийском полуострове.
Город Мекка считался центром арабских языческих верований: здесь на-ходилась Кааба (святыня в виде кубиче-ской постройки), в восточный угол ко-торой вмурован священный Чёрный ка-мень — объект поклонения народов Ара-вии, привлекавший множество паломни-ков.
Мекканцы отнеслись к проповедям Мухаммеда враждебно, и в 622 г. он был вынужден переселиться в г. Ясриб (Насриб), где существовала значительная прослойка иудео-христианского населе-ния, благосклонно отнёсшаяся к новой, но вовсе не чуждой им религии. Вскоре Ясриб был переименован в честь Мухаммада в ал-Мадина (Медина), то есть «город Пророка». Материал с сайта
Переселение Мухаммеда из Мекки в Яс-риб стало переломным моментом в истории ислама. Это событие мусульмане (то есть люди, исповедующие ислам) называют хиджра и от него ведут своё летосчисление.
В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, а языческий храм Мекки, где хранилась Кааба, стал главной мусульманской ме-четью. Вскоре, в 632 году Мухаммед умер.
Картинки (фото, рисунки)
На этой странице материал по темам:
Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка ﷺ »). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави .
Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, сподвижники пожаловались Пророку ﷺ . Пророк ﷺ разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в город Ясриб. Получив разрешение Посланника Аллаха ﷺ , сподвижники группами стали готовиться к переселению. Поскольку Любимец Всевышнего ﷺ указал на Ясриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью.
‘Умар ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать , встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ , исполненному имана, не страшащемуся смерти ?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.
Все мухаджиры (1 ) переселились в Медину , Любимец Аллаха ﷺ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке .
Ангел Джибриль ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ прибыл к Пророку ﷺ , чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ . Он передал ему разрешение Аллаха на переселение (хиджру), велел отправиться к Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и готовиться к отъезду этой ночью.
Каждый хотел, чтобы Любимца Господа ﷺ остановился у него. Посланник ﷺ , никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал он. Верблюд с Ахмадом ﷺ на спине пошёл вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аюба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк ﷺ сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк ﷺ не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Любимец Всевышнего ﷺ отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.
Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк ﷺ , он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб ﷺ жил в доме Абу Аюба.
Главная > УрокХиджра Вы узнаете Как Пророк Мухаммад переселился из Мекки в Ясриб (Медину) Как Мекка стала религиозным центром мусульман Какой была судьба ислама после кончины Пророка Основные понятия Хиджра Халифы Хиджра Пророка в Медину. Хиджра – так называется переселение Пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в город Ясриб. Это событие произошло в 622 году. К этому времени значительная часть жителей Ясриба уже приняла ислам. Мусульмане-мекканцы стали тайно покидать свой родной город и перебираться в богатый оазис Ясриб, расположенный в 400 км от Мекки. В Мекке из мусульман остались только Абу Бакр, Али, Зайд и еще несколько семей мусульман. Сам Пророк Мухаммад вместе с верными ему людьми остался в ожидании разрешения Аллаха покинуть город. В это время вожди и старейшины курайшитов собрались, чтобы решить, как им быть дальше. Одни предложили изгнать его из Мекки, другие - заковать его в цепи. В конце концов они приняли решение: убить Пророка. Отобрали одиннадцать юношей из знатных горожан и дали им по мечу. Договорились убить Посланника Аллаха ночью одновременным ударом всех мечей. Когда стемнело, заговорщики собрались у дверей дома Пророка и стали ждать, пока он заснёт. Но Посланник Аллаха вышел из дома, прошёл мимо заговорщиков, посыпав на их головы песок и ослепил их. Затем они вдвоём с Абу Бакром покинули город. Курайшиты бросили все силы на поиски Пророка и его спутника, 3 дня и 3 ночи Мухаммад и Абу Бакр укрывались в пещере. Вход ее по преданию заткал паук своей паутиной,поэтому враги не заметили их. С тех пор мусульмане не трогали пауков, а курайшиты обещали выплатить вознаграждение сто верблюдов тому, кто доставит им любого из беглецов живым или мертвым. Но все это оказалось напрасным, а Пророк и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Медину. Путники добрались до местечка Куба в окрестностях Ясриба. В Кубе Пророк Мухаммад провёл четыре дня и построил свою первую мечеть. В пятницу он продолжил путь и верхом на своей верблюдице въехал в Ясриб. С тех пор этот город называется Мединой - Городом Пророка. Мусульмане были охвачены радостью по случаю прибытия Пророка, и каждый из них горел желанием принять его в собственном доме. Однако верблюдица продолжала идти, пока не дошла до квартала его родственников по материнской линии. Она остановилась на том самом месте, где ныне возвышается зеленый купол Мечети Пророка. Пророк приучал мусульман к взаимной помощи и поддержке. В результате мусульмане Медины с течением времени стали для человечества примером братства и единства. Кроме мусульман в Медине проживали язычники и иудеи. Большинство язычников приняли ислам, а с иудеями было заключено соглашение. Мусульмане и иудеи решили, что будут поддерживать добрые отношения и в случае нападения врагов на Медину, они будут вместе защищать город. Так в Медине стали мирно уживаться сторонники разных религий. Медина с ее окрестностями стала городом-государством, которым руководил Посланник Аллаха. Мухаммад стал судьей и духовным руководителем мусульманской уммы – общины верующих. Хиджра принесла великое благо исламу. В Медине они впервые почувствовали себя свободными и сильными. Они теперь могли не таясь поклоняться Аллаху. Возвращениев Мекку. В течение еще нескольких лет отношения между мусульманами-мединцами и язычниками-мекканцами были различные этапы: они воевали между собою и заключали перемирия. В 630 г. Мухаммад с войском выступил походом на Мекку. «Не убивайте детей, женщин, стариков, не разрушайте постройки» - так напутствовал Мухаммад мусульман перед походом. Город, где родился, вырос Пророк и откуда был вынужден переселиться, сдался без кровопролития. Мухаммад не стал мстить своим врагам и проявил к ним снисходительность, приказав простить всех, воевавших против мусульман и против него самого. Он проявил великодушие даже по отношению к самым лютым врагам. Теперь Мекка вновь стала религиозным центром ислама, священным городом, местом паломничества мусульман. Мухаммад лично показал, как нужно правильно проводить хадж. Этот обряд строго соблюдается на протяжении всех веков вплоть до сегодняшнего дня. Кончина Пророка. Пророк Мухаммад скончался после долгой болезни в июне 632 г. ему было 62 года. За день до кончины он раздал неимущим все, чем владел. Это были 7 динаров. Он подарил мусульманам свое оружие, а небольшой принадлежавший ему участок земли завещал отдать как пожертвование. Весть о смерти Пророка стала потрясением для мусульман, многие из них отказывались верить в нее. Пророк был похоронен в своем доме в Медине. После кончины Мухаммада руководили мусульманской общиной праведные халифы – его преемники. Праведные халифы отличались от царей. Они вели скромную жизнь, не имели охраны, и общались с простыми людьми. Двери их домов всегда были открыты для всех мусульман. Именно в их правление ислам распространился во многих странах на территории Ирака, Ирана и Средней Азии, Северного Кавказа именно тогда???, Ближнего Востока, Северной Африки. Мусульманское летосчисление и календарь. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчет времени по-новому. Первый год Хиджры, начавшийся 16 июля 622 г., стал первым годом мусульманского летосчисления. Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется появлением нового месяца. Год мусульманского календаря состоит из 354 или 355 дней, а сами месяца составляются из 29 и 30 дней. По сравнению с солнечным календарем, в мусульманском календаре ежегодно происходит сдвиг назад на 10 дней. Лунный календарь не связан со сменой времен года. Так, например, если в одном году начало года месяц мухаррам приходится на середину лета, то через пятнадцать лет оно придется на зиму. Благодаря этому такие религиозные обряды, как пост в рамадане или паломничество в Мекку, попадают на разные времена года. Из-за различной продолжительности года в мусульманском и григорианском?? календарях перевод дат из одного летоисчисления в другое труден. Чтобы установить, какому году нашей эры соответствует тот или иной год хиджры, пользуются либо различными формулами, либо справочными таблицами. Вопросы и задания Как относились мусульмане к Пророку Мухаммаду? Какие трудности выпали на долю Мухаммада? Чему Пророк Мухаммад учил людей? Благодаря каким своим поступкам он стал образцом для поведения? Каковы годы жизни Пророка Мухаммада? Урок 7 Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада Вы узнаете О чем говорится в Коране Как мусульмане относятся к Корану О чем рассказывает Сунна Основные понятия Суры Аяты Сунна Хадисы Коран. Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 114 сур, или глав, а каждая сура состоит аз аятов, или стихов. Самая короткая сура состоит их трех аятов, а самая длинная сура включает 286 аятов. Все суры Корана имеют свой номер и название. Например, первая сура называется «Фатиха», а ее название можно перевести как «Открывающая Книгу». Каждая сура открывается словами: «Бисмиллях иррахман иррахим» , что переводится, как «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» Когда цитируют Коран, то указывают номер суры и аята: «О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах – с терпеливыми!» (2:148) Ангел Джибрил передавал Священный Коран Пророку Мухаммаду в течение 23 лет. Коран был ниспослан с небес на арабском языке. Сначала аяты Корана мусульмане запоминали устно со слов самого Пророка, а потом стали записывать со слов посланника на листьях финиковых пальм, верблюжьих лопатках, камнях. Позже весь текст Корана записали в виде отдельной книги и стали читать его вслух. О чем говорится в Коране? Прежде всего о том, что всякий человек должен верить в Аллаха. В Коране говорится, что Бог один и един, и кроме Него нет никаких других божеств. В Коране говорится обо всем, во что должен верить мусульманин: и в ангелов, и в Священные Писания, и в Посланников Бога, и в наступление Судного дня и вечной жизни после смерти, и в то, что все происходит по воле Бога. Коран учит отличать добро от зла, мир от вражды. В Коране также говорится, как должен себя вести человек среди людей, устраивать свою жизнь в семье. Как он должен молиться, поститься. В Коране можно найти множество исторических рассказов, а также описания Рая и Ада. Но это не значит, что в Коране есть все. Коран это главная книга, которая определяет религиозную жизнь человека. Но ему нужно знать все остальные науки и предметы, поэтому каждый из нас должен читать много других книг. Когда мусульманин должен читать Коран? Коран читают во время молитв, поэтому каждый мусульманин обязан знать по-арабски хотя бы одну суру из Корана, например, «Фатиху». Коран читают еще и когда мусульмане собираются вместе за столом по случаю праздника, свадьбы или поминок. Коран читают, когда посещают могилы предков или отправляются в дальний путь. Если человек не знает арабского языка, но хочет узнать, что написано в Коране, то он может почитать эту книгу в переводе на русский или другой родной для него язык. Если человек не может понять смысл написанного в Коране, он должен обратиться к знающему человеку, к старшему или к имаму в мечети. Вот русский перевод первой суры «Аль-Фатиха»:
- Во имя Аллаха, милостливого, милосердного! Хвала – Аллаху, Господу миров. Милостливому, милосердному, Царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,-
- Навещайте больных. Желайте выздоровления им, а они будут молиться за вас. Больным прощаются грехи, а молитвы их обладают большой силой. Тот кто желает избавится от горя, пусть облегчает трудности тем, кто нуждается. Благотворительное пожертвование должно стать обязательным деянием каждого мусульманина. Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не подглядывайте друг за другом. Знай, что нет победы без терпения, находки- без потери, облегчения- без трудностей. Вера есть отказ от всякого насилия. Дела соответствуют намерению, и каждый приходит лишь к тому, к чему он стремился.