Анализ урока литературного чтения по С.Есенину "С Добрым Утром!". «С добрым утром!» С

Предмет: Литературное чтение.3 класс

Тема урока: Анализ лирического произведения

С. Есенин «С добрым утром!»

Форма урока: Изучение нового материала. Знакомство с анализом лирического стихотворения.

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с творчеством С.Есенина.

    Знакомство с анализом лирического произведения на примере стихотворения С.Есенина «С добрым утром!»

    Учить детей определять род литературы, жанр лирики.

    Развивать речь, логическое мышление, навыки выразительного чтения.

    Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края.

    Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: Мультимедийный видеопроектор, ноутбук, экран; авторская презентация «С.Есенин»

Ожидаемые результаты: Создание положительной мотивации, направленной на эмоциональное и осознанное восприятие лирического произведения.

Этапы урока : I . Организационный момент

II . Сообщение темы и цели урока.

Сведения из биографии С.Есенина.

III

IV . Итог урока.

V . Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

Доброе утро! –

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам –

Улыбчивым лицам.

    Сообщение темы и цели урока.

    Подготовительная работа.

1. Работа с таблицей. (Таблица у каждого ребёнка)

Дыхание

Дикция.

Скороговорка

2.Работа над логическим ударением.

Лучи солнышка осветили комнату.

Прочитай предложение тихо, громко, в пол- голоса, печально, радостно.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке нам выпала честь познакомиться с одним из произведений замечательного поэта - Сергея Есенина - волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам.

Откуда это у него?

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери, знатока церковных книг. Читать Серёжа научился в 5 лет, а стихи стал писать в 9 лет. Он окончил 4-классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

В 1912 году Есенин приехал в Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.

В 1915 г. поэт едет в Петроград. Знакомится с уже знакомым нам поэтом Александром Блоком.

- А. Блок сразу оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу.

В 1916 году вышел первый сборник его стихов “Радуница”, куда и вошло стихотворение “С добрым утром!”

У. –Что нового узнали о С. Есенине?

Ученик: С. Есенин в 1912 году приехал в г. Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно – музыкальный кружок. В 1915 году поэт переехал в Петроград. Познакомился с поэтом А. Блоком. А. Блок оценил талант поэта.

4.Работа над музыкальным произведением Эдварда Грига «Утро».

У. –Послушайте музыкальную композицию. Подумайте, какие картины можно нарисовать?

Ученик: Можно нарисовать рассвет. Ещё горят звёздочки, но ещё медленно понимается солнышко. Шелестят берёзки от лёгкого ветерка. На траве капельки росы переливаются ярким перламутром.

5.Работа над детскими иллюстрациями.

У. – Рассмотрите работы ребят. Какие из них можно отнести к теме «Утро»?

Ученики: Мне кажется, что рисунок Коли больше подходит к теме. т.к. он пытался передать восход солнышка, гладь озера, в котором отражаются его лучики, берёзки. Которые пробуждаются после долгого сна.

IV . Анализ стихотворения С Есенина «С добрым утром!»

1.Чтение учителем.

Учитель: -

Ученики: - С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.

Учитель: Что вам особенно запомнилось?

Ученики: Запомнилось, что автор вселил души во всё неживое. Все герои рады утру, вселит что –то новое, неизведанное. И в тоже время чувствует небольшую грусть, печаль, что этот день закончится и уйдёт в лету.

2.Чтение детьми.

Учитель: - Прочитайте стихотворение про себя, найди непонятные слова. (Работа с Толковым словарём В. Даля)

Объяснение непонятных слов:

затон - заводь, залив, входящий в берег;

заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным движением (объяснил учитель, пользуясь “Словарем” Ожегова);

плетень - забор из лозы (дети объяснили сами);

перламутр (ом) - цвет белый с переливом желтого, голубого, розового (учитель показал на примере бус).

3. Чтение стихотворения «цепочкой» по строке.

У. –Какие картины можно представить? (Ученик читает строку и описывает картину, представленную им)

Ученик: «Задремали звёзды золотые.»

Ученик: Я представляю раннее весеннее утро, когда звёзды на небе ещё не скрылись.

Ученик: «Задрожало зеркало затона.»

Ученик: Чуть – чуть дует ветерок, от этого вода на реке слегка дрожит.

Ученик: «Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.»

Ученик: Солнышко только – только встаёт, его ещё не видно, а лучи уже озарили небо и отразились в воде.

Ученик: Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.»

Ученики: На берегу стоят берёзки. От лёгкого ветерка шелестят их зелёные серёжки, молоденькая юная листва.

Ученики: «У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.»

Ученик: Вот забор из лозы – плетень, возле которого растёт крапива. На листиках блестят капельки росы.

Ученики: И, качаясь, шепчет шаловливо:

« С добрым утром!»

Ученики: А ветерок качает и деревья, и траву. Кажется, что он разговаривает с ними.

Учитель: Прочитайте строки, которые нравятся вам больше всего. (Дети зачитывают понравившиеся фрагменты)

Учитель: Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Ученики: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Настроение у поэта было, наверное, грустное, печальное.

Учитель: Скорее светлой печали. Изменяется ли поэтическое настроение?

Ученик: Настроение не меняется.

Словарь настроений.

спокойное

грустное

мирное

мечтательное

лирическое

нежное

просветлённое

чудесное

изумительное

восхитительное

прелестное

лучезарное

странное

тревожное

Учитель: Прочитайте слова из словаря настроений. Какие слова описывают чувства поэта?

Ученик: грустное, т.к. поэт – житель деревни, а он переехал в город и может быть грустит о своём доме, о своём любимом уголке природы.

Ученик: мечтательное – когда- может быть у С. Есенина появится возможность вырваться хоть на минуточку туда, где прошло его детство, где жили его родные и близкие.

Ученик: нежное – лирический герой с нежностью, теплом и любовью описывает родную природу.

Ученик: просветлённое – вспоминая любимую родину, поэт описывает её, передавая светлую печаль.

У учащихся памятки:

    Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    Все ли слова понятны?

    Каким настроением проникнуто?

    Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

    Изменяется ли поэтическое настроение?

    О ком (или о чем) оно?

    Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?

    При помощи каких художественных средств?

    Какие краски, цвета, запахи, звуки, шумы использует поэт?

    Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?

    Найдите основную мысль.

4. Работа над средствами художественной выразительности.

Учитель: - Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам этот уголок природы?

Средства художественной выразительности

    Эпитеты

    Метафоры

    Олицетворения

    Сравнения

    Повторы

    Аллитерация

    Гипербола

Учитель: - А для чего он это делает?

Ученик: для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.

Задремали звезды

Задрожало зеркало затона

Улыбнулись сонные березки

Растрепали шелковые косы

крапива обрядилась ярким перламутром.

Учитель: - Олицетворение - одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всем, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березке…. А к каким еще приемам прибегает поэт?

Ученик: - Метафора .

звезды золотые ” (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск.

свет … румянит сетку небосклона” (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым)

“… шелковые косы” (сравнение с шелком)

Горят серебряные росы” (росы блестят от лучей солнца).

Учитель: - Метафора - тоже любимый прием в поэзии Сергея Александровича. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А какой прием помогает автору изобразить реальную красоту?

Ученик: - Эпитеты : “ заводи речные” , “зеленые сережки”, “заросшая крапива”, “с добрым утром”.

Учитель: - Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?

Ученики: - Спокойно, размеренно, тихо.

5. Чтение вместе с учителем.

Учитель: - Кто услышал, какие звуки часто слышатся в произведении?

Ученик: - Мы слышим, как ветер шелестит листочками на деревьях и шуршит травой.

Ш елестят зеленые сере ж ки”

И, ка ч аясь , ш еп ч ет ш аловливо”.

Учитель: - Какие звуки чаще всего повторяются?

Ученики: - [ш], [ч], [л]. Учитель: Этот прием называется аллитерация. Аллитерация - это повторение в речи одинаковых согласных звуков.

V . Работа над выразительным чтением.

1.Вступительная беседа.

Учитель: - Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?

Дети: - С. Есенин любит родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.

2.Чтение стихотворения в пол- голоса, расставляя паузы.

3.Чтение стихотворения вслух, расставляя логическое ударение.

4.Работа в парах. Чтение стихотворения друг другу.

5.Чтение стихотворения на оценку.

6.Чтение стихотворения под музыку Э. Грига «Утро».

Учитель: - Сергей Есенин воспевал в своем творчестве русскую природу. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. Вы это почувствовали? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину. Для того чтобы создать настроение приходящего утра, пусть фоном звучит музыка норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».

Звучит музыка Э.Грига

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V . Домашнее задание.

Учитель: - В ыучить наизусть стихотворение, нарисовать иллюстрации.

Прочитал:

1. Целым словом.

2. Соблюдал паузы.

3.Темп.

5.Без ошибок.

Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» - эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там - в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

«С добрым утром» - лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет - спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать - перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация : «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» - семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению - автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе - развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись» , «растрепали» , «шелестят» , «горят» . Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа - явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром» , далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо» , и наконец - прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка - четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом , хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма , наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению - спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые» , «серебряные» , «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали» , «берёзки улыбнулись» , «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона» , которую «румянит свет» - россыпь розовых перистых облачков на востоке.

После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!» , повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.

  • «Заметался пожар голубой…», анализ стихотворения Сергея Есенина

3 140 0

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение , написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка, наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы, которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи. К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

Это стихотворение Сергея Александровича Есенина относится к его ранней лирике, так как написано в самом начале его творческого пути. Юный автор сочинил его в четырнадцатом году прошлого столетия.

Поэт легко и непринуждённо мог писать о природе, ведь он вырос близко к земле. Он хорошо знал, быт и уклад сельской жизни, так как только несколько лет прошло с той поры, когда он впервые покину свою малую родину.

Произведение «С добрым утром» имеет оптимистическую направленность. Основа сюжета передана в виде жизненного утверждения. Следует отметить, что в строчках прослеживается особенное эмоциональное состояние автора, которое свойственно было ему именно с десятых годов прошлого столетия.

Первая книга, которую создал Сергей Есенин, называлась «Радуницей». В названии просматривается радость восприятия, а также полнота ощущения всех прелестей жизненного пути. Именно такие принципы были свойственны стихотворениям, которые создавались в дореволюционный период молодым автором.

Если стих прочитать поверхностно, то сразу же возникает ощущение того, что произведение имеет прямое отношение к лирике пейзажного плана. Есенин на главный сюжетный план вынес изображение постепенно пробуждающейся природы. Здесь наблюдаются явно выраженные чувства восхищения ее красотой.

Чтобы наиболее точно провести анализ стихотворения, потребуется рассмотреть особенности языковых уровней. Как показывает практика, именно эти особенности позволяют наиболее точно охарактеризовать сам текст, прийти к наиболее глубокому пониманию и восприятию мировоззренческих форм в поэзии.

Анализ стихотворения «С добрым утром!»

После прочтения первых строк произведения сразу же становится понятно, что поэт акцентирует внимание именно на красоте природы. Следует отметить, что в строках изобилует буква «з» - это своеобразное выделение определенных слов и фраз в тексте. Такой приём: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона» - называемый аллитерацией, говорит о профессионализме автора.

Если произвести анализ фонетического плана, читатель сможет установить, что сюжетная линия стихотворения весьма инструментирована. Вся ритмичная мелодика представляет собой два эксклюзивных ряда звукового сопровождения. Первый – это использование при создании рифм звонких согласных – «з», «д», «б», а также сонорных букв – «р», «л», «м», «н». Они придают шарм и выделяют стихотворение из многообразия аналогичных. Вышеописанные согласные, для достижения большего эффекта, поддерживаются различными ассонансами – «а», «э», «о».

Второй ряд звукового сопровождения отличается использованием глухих шипящих звуков – «с», «т», «п», «ш». Эти буквы предназначены для создания своеобразной затушёванности в произведениях, а также придания картине пастельности, туманность образов природы, которая еще полностью не пробудилась после ночной спячки.

Стоит отметить, что природа здесь показана весьма изысканно. В начале стихотворения, когда спать отправляются звёзды, вся остальная природа совсем сонная, только начинает пробуждаться. Она заявляет о своем существовании и в стихотворении начинают проявляться все новые и новые разнообразные голоса. Это достигается с помощью использования при создании рифм различных звонких букв, а также сонорных звуков, дополненных повторяющимися гласными.

Использование в тексте различных взаимоисключающих звуков придает исключительную особенность стихотворным строкам. Звуковые ряды в данном случае не диспонируются, а создают эксклюзивную мелодику самого стихотворения, позволяя автору произведения передать читателю все внутренние мысли, созданные на основе гармонии природы и человеческой натуры. Явно выражено соединение смыкающихся звуковых рядов в первой строке стихотворения:

«…С добрым утром!...»

Особенная структура стихотворных строк

Произведение имеет в своем составе большое количество всевозможных форм. Это и разнообразные олицетворения, которые представлены постоянно дремлющими звездами, улыбками и растрепанными косами милых берёз, нарядной крапивой и шепотом натуральной природы.

В стихотворении имеются и эксклюзивные эпитеты, придающие произведению отличительную пикантность. Они представлены в виде золотых звезд, сонных берез, шелковых кос, серебристой росы, ярко-перламутровой природой, а также шаловливым шепотом рассвета.

В творении Сергея Есенина имеются и метафоры, которые придают произведениям некий шарм. Они представлены в виде зеркального затона, сетей небосклона, пылания росы, а также перламутровыми каплями росы в виде жемчуга.

Следует отметить, что автор смог написать стихотворение так, как будто природа в нем выступает в роли живого существа. Даже сережки на березе воспринимаются не в качестве семян, а как особенное украшение, отдельный предмет бижутерии. Значение его переносно, и относится к женственности самого природного ландшафта.

Использование тропов в стихотворении придает произведению красочность, пластично передвигая сюжет от начала до конца. Сергей Есенин сумел передать читателю всю полноту жизни, происходящую при формировании натуральной природы. Все до мелочей в строках приобретает живой, очеловеченный характер.

Стоит отметить, что пробуждающая природа выражается и с использованием разнообразных фигур стилистики. В произведении присутствуют разнообразные инверсии. К примеру, золотые звезды, брезжание света. Такие особенности позволяют отражать необычность природного ландшафта, придавая ему свежесть.

Присутствуют в строках и сквозные приемы, которые автор использовал максимально искусно. Наиболее распространенный прием – это синтаксический параллелизм. На главном месте здесь выступает глагол, который несет мысли о движении, имитируя жизнь как форму существующей материи.

Следует особое внимание уделить первой строфе. Здесь присутствует глагол, подлежащее, а также второстепенный член предложения. Однотипной является и следующая строфа, которая имеет слегка смещенные акценты. В первом случае ключевая роль отведена глаголу, а во второй строфе – трехчленной структуре самого прилагательного. Это связано с тем, что во второй строчке особенное внимание уделяется жизни самой природы, и она здесь наиболее проявлена. Природа здесь уже проснулась и каждое ее проявление, каждая отдельная частица представлена читателю в своем изысканном и натуральном виде.

Особенности строения стихотворных строк


Если посмотреть на произведение, с точки зрения строения, наиболее выделяется именно последняя строфа. Здесь присутствует лишь одно подлежащее, а именно - крапива. Данный образ является живым и сопровождается дополнением в виде четырех слов-глаголов. Каждая отдельная фраза содержит в себе определенное действие, даже наречие – шаловливо – подразумевает в своем смысле глагол «шалит». Именно благодаря этой живучести у автора получилось передать мысль, которая присутствует в заглавии.

Следует отметить, что строка «С добрым утром!» заметно выбивается из общего ритма стихотворения. Она, если сравнивать с остальными словосочетаниями, имеет структуру пятистопного хорея, совмещенного с двустопным. «Усеченность» данного словосочетания прибавляет дополнительной энергетики во все стихотворение.


Интонационно выделяются последние строки, придавая особое звучание произведению. И это создано автором совершенно неслучайно. Он старается передать читателю мысли, переходящие от доброты к силе и благодати. Это придает произведению особую поэтичность.

Стихотворение «С добрым утром!», созданное Сергеем Есениным, представлено в виде кольцевой композиции. Главная цель такой формы – это отражение целостности жизненного пути, а также гармония природы и человека, с элементами, указывающими на вечность её существования.

«С добрым утром!» Есенина С.А.

Стихотворение « » было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация : «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись» , «растрепали» , «шелестят» , «горят» . Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром» , далее следует олицетворение«качаясь, шепчет шаловливо» , и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом , хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма , наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые» , «серебряные» , «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали» , «берёзки улыбнулись» , «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона» , которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.

После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!» , повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.

error: Content is protected !!