Школьная энциклопедия. Кашмир — другая Индия Kashmir индия

На севере Индии и состоит из трех регионов, которые сильно различаются между собой не только рельефом, но и культурой.

Кашмир - это захватывающие дух долины, чистейшие озера и потрясающие пейзажи. Джамму - это многочисленные древние храмы и дикие леса. Ладакх, который часто называют «Малым Тибетом », - это уединение буддистских монастырей и в тоже время удивительные ландшафты Гималаев, которые идеальны для поклонников экстремального отдыха.

Столица штата - город Шринагар (или Сринагар) с населением около 900 тыс. человек.

Как добраться

Самолетом

Международный аэропорт Шринагара принимает прямые еженедельные рейсы из Дубая . Еженедельные рейсы в Шринагару из Дели и других крупных городов страны осуществляют почти все местные авиакомпании. Аэропорт Шринагара расположен в 14 км от города.

Авиакомпании Indian Airlines и Jet Airways осуществляют ежедневные регулярные рейсы по маршруту Дели - Лех, а также три раз в неделю по марштурам Дели - Шринагар и Дели - Джамму и два раза в неделю Дели - Чандигарх. Аэропорт Леха расположен в 6 км от центра города.

Авиакомпания Kingfishers летает из Дели в Джамму. Кроме того, авиакомпании Indian Airlines, Jet Airways и тот же Kingfishers связывают между собой Джамму, Шринагар и Лех. Аэропорт Джамму расположен в 8 км от центра города.

Поиск авиабилетов в город Дели (ближайший а/п к Джамму и Кашмиру)

Поездом

Джамму-Тави (Jammu Tawi) - один из важнейших железнодорожных узлов севера Индии. Ближайшая станция к Шринагару (регион Кашмир) расположена примерно в 200 км. В обозримом будущем планируется связать железнодорожными путями регионы Джамму и Кашмир. Пока же туристы, цель поездки которых - Кашмир, могут добраться туда лишь с пересадкой в Джамму.

Автомобилем/автобусом

  • Кашмир: В регион можно попасть по национальному шоссе (1-А) из Джамму, который в свою очередь связан автострадами со многими крупными городами Северной Индии, в том числе с Дели. Расстояние между Шринарагу и Джамму - 300 км. Кроме того, до Шринагару можно добраться на автобусе или такси от железнодорожного вокзала Джамму или из центра города.
  • Ладакх: Расстояние между Шринагаром и Лехом по основной трассе - около 430 км, шоссе открыто с мая-июня по октябрь и соединяет все основные города региона. Второй вариант трасса Манали - Лех (открыта с июля по сентябрь), расстояние между городами около 470 км. Кроме того, между Шринагаром и Лехом осуществляется автобусное сообщение.
  • Джамму: Национальная автомагистраль (1-А) связывает регион с основными городами северной части Индии. Расстояние от Дели - 586 км. Автобусные рейсы в Джамму ежедневно отправляются из Дели, Амритсара, Амбалы, Чандигарха, Манали, Харидвара и других крупных городов.

RideThePlanet: Кашмир

Кухня и рестораны

Традиционная кухня разных регионов штата сильно различается между собой, что обусловлено, их различными климатическими условиями и обычаями. Основной продукт питания - рис, также первостепенное значение имеют баранина, курица и рыба. Большинство ресторанов предлагает на выбор блюда континентальной, китайской или местной традиционной кухни.

Отели Джамму и Кашмира

В Шринагаре предлагается большой выбор отелей на любой вкус и кошелек. Наиболее предпочтительный вариант размещения - отели района Boulevard, откуда открывается великолепный вид на озеро Дал. Стоит отметить, что проживание в номерах с видом на озеро обходится, как правило, дороже. Более бюджетные вариант можно найти в районе Dalgate, который расположен в непосредственной близости к Туристическому информационному центру (Tourist Reception Centre) и отлично подойдет для шоппинга. Несколько неплохих гостиниц расположены в жилых районах города - Sonawar и Rajbagh.

В Лехе проблем с размещением также не будет. В основном предлагается два вариант - гостиницы и гостевые дома. Большая часть отелей - семейные. Местные гостиницы классифицируются в соответствии со следующими категориями: A, B, C и D(или эконом-класс). Гостевые дома также различаются по уровню комфорта, и бывают высокого, среднего и эконом-класса. Проживание в отелях категории А, как правило, включает питание с правом выбора одного или двух вариантов из нескольких кухонь - континентальной, китайской, индийской. Гостевые дома представляют собой более простой и бюджетный вариант размещения.

Это, как правило, номер (комната) в жилом доме или в пристройке. Можно найти различные варианты по уровню комфорта и по цене. Этот вариант больше подойдет тем, кто хочет познакомиться с местным укладом жизни так сказать изнутри.

Если планируется поездка в пик туристического сезона (начало июня - середина сентября), о месте проживания лучше позаботиться заблаговременно и заранее забронировать гостиницы по всему маршруту следования. Несмотря на то, что с конца сентября поток туристов заметно уменьшается, в «низкий сезон» все же не стоит халатно относиться к поиску и бронированию отеля. Возможно даже зимой отель придется бронировать заранее, чтобы были обеспечены комфортные условия пребывания: отопление и т. д.

Занскар - затерянный мир, расположенный в самом сердце Гималаев. Путешествие в эти места - настоящее приключение для авантюристов.

Развлечения и достопримечательности Джамму и Кашмира

Столицы регионов штата - Шринагар (Кашмир), Лех (Ладакх), Джамму (Джамму) - интересны для пеших прогулок. Здесь можно осмотреть многочисленные храмы, мечети, церкви и традиционные местные рынки.

Также интересны для посещения:

  • Храм Рагхунатх (Raghunath Temple), который расположен в городе Джамму. Храм посвящен индуистскому богу Шри-Рама и интересен своим внутренним убранством: все его стены покрыты золотом.
  • Форт Баху (Bahu Fort) находится в 5 км от города Джамму и является одним из сатых старых сооружений штата.
  • Дворец Мубарак Манди (Mubarak Mandi Palace) интересен тем, что объединяет в себе три разных стиля: Раджастана, Великих Монголов и готику. Одна из известнейших частей дворца - Шиш-Махал (Sheesh Mahal), в которой в настоящее время расположен Художественный музей «Догра» (Dogra Art Museum).
  • Занскар - затерянный мир, расположенный в самом сердце Гималаев. Путешествие в эти места - это настоящее приключение для авантюристов, добраться сюда можно либо пешком, либо по дороге Каргил - Падум (зимой она закрыта). Кроме завораживающих видов и отличных возможностей для экстремальных пеших походов Занскар интересен большим количеством буддистских монастырей. В связи с тем, что большую часть года район практически не доступен для посещения, здесь сохранились самобытные культура и традиции. Организация пеших походов возможна с июня по октябрь, но самые смелые туристы могут посетить Занскар зимой, когда предоставляется уникальная возможность совершить удивительное путешествие по замерзшей реке Занскар.

Джа́мму и Кашми́р (догри जम्मू और कश्मीर, урду جموں اور کشمیر, ладакх. ཇ་མུ་དང་ཀ་ཤི་མིར།, англ. Jammu and Kashmir ) - штат на севере Индии. Крупнейший город и летняя столица штата - Сринагар, зимняя столица - Джамму. Население - 12 548 926 человек (19-е место среди штатов; данные 2011 г.).

Штат расположен в Гималайских горах. Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, штатами Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге, с Пакистаном на западе и на севере. Полная или частичная принадлежность территории бывшего княжества Джамму и Кашмир Индии оспаривается Пакистаном и Китаем. В Пакистане контролируемую Индией часть штата Джамму и Кашмир считают оккупированной территорией. Контролируемая Пакистаном часть Кашмира разделена на Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан. Китай, в свою очередь, оккупирует малонаселённый, но стратегически важный район Аксайчин, а также часть высокогорных территорий.

География и климат

На территории Джамму и Кашмира расположены Кашмирская долина, долина Тави, долина Ченаб, долина Пунч, Синдская и Лиддерская долины. Главная Кашмирская долина 100 км шириной и 15 520,3 км² площадью. Горы отделяют долину от Ладакха, в то время как хребет Пир-Панджал, охватывающий Кашмир с запада и юга, отделяет штат от равнин северной Индии. На северо-востоке долины примыкают к Гималаям. Средняя высота равна приблизительно 1850 метрам, а в районе Пир Панджал 5000 метрам.

Джелам является крупной гималайской рекой, которая протекает через Кашмирскую долину. Реки Инд, Тави, Рави и Ченаб являются основными реками, протекающими через штат. В Джамму и Кашмир расположены несколько гималайских ледников. При средней высоте 5753 м над уровнем моря, ледник Сиачен длиной 70 км является длиннейшим в Гималаях.

Климат в штате Джамму и Кашмир колеблется из-за наличия высотной поясности. На юге вокруг Джамму, климат обычно муссонный, несмотря на то, что регион является западным, выпадает в среднем от 40 до 50 мм дождя в месяц в период с января по март. В жаркий сезон, в Джамму очень жарко и может доходить до 40 °C , а в июле и августе начинаются дожди, проливающие по 650 мм влаги в месяц. В сентябре количество осадков снижается, а к октябрю наступает жаркая и очень сухая погода, с минимальным количеством осадков и температурой около 29 °С.

Территории за хребтом Пир-Панджал получают влагу из облаков с Аравийского моря, Сринагар получает более 635 мм от дождя, за время влажных месяцев с марта по май примерно по 85 мм в месяц. Через главный Гималайских хребет облака не перелетают, поэтому климат Ладакха и Занскара чрезвычайно сухой и холодный. Ежегодные осадки всего лишь около 100 мм в год, а влажность воздуха очень низка. В этом регионе, почти везде выше 3000 метров над уровнем моря, а зимой очень холодно. В Занскаре, средняя температура января −20 °C , иногда до −40 °C . Все реки замерзают и местные жители используют их вместо дорог. Летом, в Ладаке и Занскаре, около 20 °С (днём), воздух сухой, а ночи холодные.

История

Карта Кашмира.

Район, известный как Джамму и Кашмир , возник, когда могольский император Акбар вторгся в Кашмир в 1586. Моголы, ведомые генералом Бхагвантом Дасом и его помощником Рамчандрой Аем, разгромили тюркского хана Юсуфа Кашмирского. Акбар назначил Рамчандру губернатором Гималайского королевства. Рамчандра основал город Джамму[источник не указан 391 день ].

В 1780 году Джамму и Кашмир был захвачен сикхами Ранджит Сингха из Лахора, и до 1846 сикхи правили областью. В 1845 году вспыхнула первая англо-сикхская война, и Гулаб Сингх держался в стороне до 1846, когда он выступил в качестве полезного посредника и доверенного советника сэра Генри Лоуренса. Были заключены два договора. Во-первых, государство Лахор (запад Пенджаба) было передано Великобритании при выплате компенсации; во-вторых, британцы передали Гулаб Сингху 75 кьят рупий за земли восточнее Инда и западнее Рави. Так образовалось княжество Джамму и Кашмир. Вскоре после смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх присоединил к эмирату Хунзу, Гилгит и Нагаре.

Ранбир Сингх взошёл на престол в 1925 году и царствовал до 1947 года. При разделе Британской Индии обе страны согласились с тем, что правителям княжеств будет предоставлено право выбора между Пакистаном или Индией или - в особых случаях - возможность оставить своё государство независимым. Правитель Кашмира Хари Сингх не захотел войти в состав ни одного из новообразуемых государств. Население княжества, в котором 90 % составляли мусульмане, было крайне недовольно деспотическим правлением, что привело к вооружённому восстанию. Обстановка осложнилась в октябре 1947 г. в связи с вторжением отрядов пуштунов из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. В этих условиях махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу. Лорд Маунтбеттен согласился ввести войска при условии, что Кашмир признает себя частью Индии. Махараджа подписал бумаги, и войска были введены, результатом чего была Первая индо-пакистанская война, окончившаяся разделом Кашмира.

Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были напряжёнными, в результате чего имели место ещё три войны в Кашмире: Вторая индо-пакистанская война, Третья индо-пакистанская война, Каргильская война. Около 60 % территории бывшего княжества Джамму и Кашмир контролирует Индия. Пакистан контролирует 30 % территории княжества, на этой территории образованы провинция Азад Кашмир и Северная Провинция. Китай оккупировал 10 % территории региона в 1962 году.

В восточной части бывшего княжества Кашмир также происходили пограничные конфликты. В конце XIX и начале XX веков между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией были подписаны пограничные соглашения о северной границе Кашмира, с которыми Китай был не согласен. Официальная китайская позиция не изменилась и с приходом к власти коммунистов в 1949 году. К середине 1950-х китайская армия вошла в северо-восточную часть Ладакха. В 1956-57 китайцы завершили военную дорогу через Аксай Чин для улучшения связи между Синьцзяном и западным Тибетом. Запоздалое открытие Индией факта постройки этой дороги привело к китайско-индийским пограничным военным столкновениям в октябре 1962. Китай полностью оккупировал Аксай Чин к 1962 году, а прилегающие районы Транс-Каракорумского тракта Пакистан передал Китаю в 1963 году.

В период между 1957 годом, когда штат принял свою собственную конституцию, и смертью шейха Абдуллы в 1982 году, штат колебался между стабильностью и недовольством. В 1987 в Кашмире произошло восстание, связанное с предполагаемой фальсификацией результатов выборов правительства Индии. После этого в регионе продолжался длительный кровавый конфликт между боевиками и индийской армией. И боевики, и армия были обвинены в широкомасштабных нарушениях прав человека и грабежах. Тем не менее с 1996 года и по настоящее время боевые действия прекратились и мирная жизнь постепенно восстанавливается.

Культура

Ладакх знаменит своей уникальной индо-тибетской культурой. Песнопения на санскрите и тибетском известны в Ладаке. Ежегодные фестивали танцев в масках, ткачество и стрельбы из лука являются важной составной частью традиционной жизни в Ладакхе. Ладакхская кухня имеет много общего с тибетской кухней, известен Тхукпа - суп из лапши, и Цампа, известная в Ладаке как нгампе - жаренная ячменная мука.

Шикары часто встречаются на озёрах и реках Кашмира

В Думхал знаменитый танец в Кашмирской долине, исполняемый мужчинами из области Ваттал. Женщины исполняют роуфф и другие традиционные народные танцы. Шикара , традиционная деревянная лодка, и Дом на воде часто встречается на различных озёрах и реках по всей долине. Согласно Конституции Индии людям из других штатов не позволяется приобретать землю Джамму и Кашмира в собственность. Как следствие, Дома на воде стали популярны среди тех, кто не может купить землю в долине, и в настоящее время стали неотъемлемой частью Кашмирской жизни. Кава , традиционный зелёный чай с пряностями и миндалем, потребляется в течение всего дня во время холодных кашмирских зим. Большинство зданий в долине Кашмира и Ладакхе изготавливаются из хвойных деревьев. Влияние индийской, Тибетской и исламской архитектуры.

Культура Джамму похожа на Пенджабе и Химачал-Прадеш. Традиционные фестивали Панджаби, такие как Лохри и Вайсакхи отмечается с большим рвением и энтузиазмом во всем регионе. После Доргав Гуджджары образуют вторую по величине этническую группу в Джамму. Известные своим полу-кочевым образ жизни, Гуджджары также живут в большом количестве в Кашмирской долине. Подобно Гуджджарам, Гаддисы главным образом пастухи, которые переселились из в Химачал-Прадеша. Гаддисы славятся своей игрой на флейте. Баккарвала кочуют по склонам Гималаев со стадами коз и овец.

Символика флага

Местный плуг на флаге - символ труда, а три полосы представляют три провинции штата.


Территория бывшего княжества Джамму и Кашмир, входившего в состав Британской Индии, в настоящее время разделена между тремя соседними странами – Индией, Пакистаном и КНР.
Разделяют их три квазиграницы:
Между Пакистаном и Индией до точки Эн-Джи 9842 на хребте Салторо пролегает "линия контроля", установленная Симлскими соглашениями 1972 года по итогам индо-пакистанской войны 1971 года.
От точки Эн-Джи 9842 две страны по гребню Салторо до перевала Индиры разделяет "линия фактических наземных позиций", установленная соглашением 2003 года, переведшим в стадию "замороженного".
Между Индией и КНР соглашениями 1993 и 1996 года установлена "линия фактического контроля".
Все эти линии не считаются границами в Индии и Пакистане, поэтому их охраняет армия. И только с китайской стороны стоят пограничники.

Индия официально считает своей территорией всё бывшеё княжество Джамму и Кашмир в границах 1947 года. Фактически она контролирует 45 % территории Кашмира, остальное в Индии официально именуется "Оккупированный Пакистаном Кашмир" и "Аксайчин (область, незаконно оккупированная Китаем)".

Индийская часть Кашмира является штатом Джамму и Кашмир, который является единственным в Индии штатом с особой автономией, закреплённой статьёй 370 Конституции Республики Индия.
Согласно ней, все индийские законы (кроме касающихся внешней политики, обороны и связи) вступают в силу в Кашмире только после ратификации их Законодательным собранием.
Джамму и Кашмир – единственный штат Индии, имеющий собственные конституцию и флаг.


Из 111 мест в Законодательном собрании штата 24 официально зарезервировано за "временно оккупированными" пакистанцами и китайцами частями Кашмира.

Штат состоит из трёх регионов – Джамму, Кашмир и Ладак.
Ладак имеет полуавтономный статус, с 1995 года избираются автономные советы в округах Ле и Каргил, в ведение которых находятся большинство вопросов внутренней жизни территорий. В компетенции штата в Ладаке остаются вопросы поддержания правопорядка, судебная система и высшее образование. При этом ладакские партии не снимают с повестки дня требования предоставления Ладаку статуса самостоятельной союзной территории.

Пакистан контролирует 38 % территории и считает своим то, что именуется официально исключительно "Оккупированный Индией Кашмир". То, что забрали китайцы, в Пакистане официально признано частью КНР.

Пакистанская часть Кашмира делится на две части – Азад (т.е. "Свободный") Джамму и Кашмир и Гилгит-Балтистан (до 2009 года – "Северные территории", созданы объединением в 1970-м племенного агентства Гилгит, региона Балтистан и княжеств Хунза и Нагар). Официально они не являются частью Пакистана (имея статус "самоуправляющихся государств"), но фактически контролируются пакистанскими военно-гражданскими администрациями.


В Азад Кашмире есть самоуправление, в северной части бывшего княжества, населённой малочисленными горными народностями, оно появилось только в 2009-м и с довольно урезанными полномочиями.


Местные политические организации в большинстве выступают за полную интеграцию территорий в состав Пакистана на правах полноправных провинций, но официальный Исламабад неизменно отвергает подобные предложения, считая, что они помешают урегулированию кашмирской проблемы.

Китайцы получили свою часть Кашмира, которая в КНР считается исконными тибетскими территориями, отторгнутыми британскими колонизаторами, в начале 60-х. По итогам пограничного конфликта с Индией в 1962 года КНР установил контроль над обширной высокогорной пустыней Аксайчин на востоке Ладака и небольшим сектором Демчок на юго-востоке Ладака (всего 15 % территории Кашмира). В 1963 году Пакистан передал КНР часть своего Кашмира – долину Шаксгам на востоке Балтистана (2 % территории Кашмира).


Все эти территории считаются частью КНР, Аксайчин и Шаксгам входят в состав Синьцзян-Уйгурского автономного района, первый в состав уезда Хотан, второй – в состав Ташкурган-Таджикского автономного уезда. Демчок является частью Тибетского автономного района (уезд Рутог).

Кашмир граничит с Афганистаном на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая на востоке, штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге и Пакистаном на западе.

Сегодня Кашмир разделён на индийский штат Джамму и Кашмир (включая провинцию Ладакх) общей площадью 101 387 км² и населением 10,1 миллионов жителей; самопровозглашенное непризнанное государство Азад Кашмир («свободный Кашмир») площадью 13 000 км² и населением 3,6 миллиона жителей, контролируемое Пакистаном; "северные территории" площадью 72 500 км² и населением 1 млн жителей, находящиеся под контролем Пакистана; и небольшую территорию под юрисдикцией Китая площадью 37 555 км² и несколькими тысячами жителей. Общая площадь Кашмира составляет 222 236 км².

Кашмир условно делится на несколько природных областей, каждая из которых характеризуется своими геологическими и климатическими особенностями.

Крайний юго-запад Кашмира занимает небольшая часть Пенджабской равнины, где преобладают неплодородные почвы, практически непригодные для земледелия.

На северо-востоке равнину сменяют отроги Предгималаев (Сиваликский хребет) высотой до 600-700 м над уровнем моря, а затем Малые Гималаи, представленные хребтом Пир-Панджал с самой высокой точкой - горой Татакути (4743 м).

Между Пир-Панджалом и Главным Гималайским хребтом (высшая точка - гора Нункун, 7135 м) простирается Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной около 200 км, шириной свыше 40 км и высотой днища около 1600 м над уровнем моря. Она является самой густонаселенная областью Кашмира. Долина богата озерами, крупнейшие из которых - Вулар и Дал. Там же протекает судоходная река Джелам, на берегу которой находится Сринагар - столица и крупнейший город индийского штата Джамму и Кашмир.

На востоке от Больших Гималаев тянется нагорье Ладакх - труднодоступная и малоизвестная область (также именуемая Малый Тибет), прорезаная долиной верхнего Инда. Ладакх связывает Гималаи с Каракорумом.

Каракорум - вторая по высоте горная система мира (средняя высота около 5500 м) - насчитывает восемь вершин выше 7500 м. Из них восьмитысячник Чогори, известный также как К-2 (8611 м), по высоте уступает только Эвересту.

Крайний восток Кашмира занимает плато Аксай Чин, находящееся во владении Китая.

Население

Перепись населения штата Джамму и Кашмир в 1901 г. во время британской колонизации Индии зафиксировала 2 905 578 жителей. Из них 2 154 695 (74,16 %) человек исповедовали ислам, 689 073 человека (23,72 %) - индуизм, 25 828 были сикхами и 35 047 - буддистами.

Согласно переписи населения Индии 2001 г., население индийской части штата Джамму и Кашмир составляло 10 143 700 человек. Из них: 6 793 240 чел. (66,97 %) - мусульмане, 3 005 349 чел. (29,63 %) - индуисты, 207 154 чел. (2,04 %) - сикхи, и 113 787 чел. (1,12 %) - буддисты.

""Истоки Кашмира идут от древнего торгового города Сринагар, расположенного в высокогорье передних Гималаев. В своей долгой и полной перемен истории город был перекрёстком караванных путей (в том числе исторического шёлкового пути) между Дальним Востоком, Средней Азией, Ближним Востоком и Южной Азией. Север Кашмира был заселён преимущественно приверженцами ислама, юг - индуистами, а восток - буддистами. Однако в целом, как считается, конфессиям удавалось соблюдать необходимый баланс в отношениях и выработать общую идентичность.

Между 1846 и 1947 годами Кашмир был большим полунезависимым государством, которое британская колониальная администрация формально продала индуистским махараджам, этническим догра. В 1949 году в результате военного конфликта между Индией и Пакистаном Кашмир был разделен между ними примерно поровну и остается в таком состоянии по сей день. Конфликтная ситуация вокруг штата привела к индо-пакистанской войне 1965 года и Каргильскому конфликту 1999 года.








Северо-Западная Индия – регион очень сложный в этнополитическом отношении. Если на северо-востоке страны, где десятилетиями продолжаются конфликты между сепаратистскими движениями национальных меньшинств и правительственными войсками, сталкиваются интересы Индии и Китая, то северо-запад – точка столкновения индийских и пакистанских интересов. Фактически столкновение индийских и пакистанских интересов в Северо-Западной Индии является одним из фронтов общего противостояния мусульманского и немусульманского мира. Наиболее проблемной территорией в регионе является штат Джамму и Кашмир. Этот горный регион примечателен тем, что вплоть до 1947 года здесь существовало полунезависимое княжество Джамму и Кашмир во главе с махараджей – индуистом, тогда как основная часть населения относилась к мусульманам.


Джамму и Кашмир – древняя красивая земля, испокон веков являвшаяся мостом между Индией, Китаем и ирано-мусульманским миром. С глубокой древности здесь существовали города с высокоразвитой культурой и, вплоть до недавнего времени, удавалось относительно мирно сосуществовать последователям нескольких религий – мусульманам, индуистам, буддистам. Конечно, противоречия и войны, в том числе и на религиозной основе, имели место на протяжении всей Кашмира, но характер глобального противостояния они приняли лишь после освобождения Индии от британского колониального владычества.

Во многом здесь, безусловно, постарались колонизаторы, начертившие искусственные границы для двух постколониальных государств – Индии и Пакистана. Именно англичане несут львиную долю ответственности за продолжающееся геополитическое противостояние Индии и Пакистана, в котором, прежде всего, и заинтересован западный мир. Для США и Великобритании независимая сильная Индия представляет значительную угрозу, поэтому с самого начала было решено, во-первых, разделить ее на два государства (затем добавилось третье – Бангладеш), а во-вторых – стравить государства Индостана в непрекращающемся противостоянии. Одним из инструментов этого стравливания и является кашмирский конфликт.

До того, как была провозглашена независимость Индии и Пакистана, мусульманское население княжества Джамму и Кашмир прекрасно уживалось с индуистскими махараджами и соседние мусульманские правители не выражали по этому поводу особых претензий. Напомним, что в Джамму и Кашмире индуисты населяют южную территорию – это, в основном, представители индоарийских народов.


Солдат патрулирует во время комендантского часа на безлюдной улице. За ним на стене надпись: «Индийские собаки, убирайтесь домой»

Мусульмане сосредоточены на севере и включают не только индийские народности, но и пуштунов, тибето-бирманскую народность балти и уникальную народность буриши, говорящую на изолированном языке бурушаски, над загадкой происхождения и родства которого до сих пор до сих пор ломают голову ученые всей планеты. Помимо индуистов и мусульман, в Джамму и Кашмире проживает также достаточно многочисленная буддистская община, представленная, в первую очередь, тибетоязычным населением бывших княжеств Ладакх и Заскар. Ладакх исторически тяготеет к Тибету и, по понятным причинам, является зоной повышенного интереса со стороны соседнего Китая.

В современном индийском штате Джамму и Кашмир этноконфессиональная ситуация выглядит следующим образом: большая часть населения (67%) исповедует ислам, 30% - индуизм, 2% - сикхизм и 1% - буддизм. При этом существуют сильные различия между отдельными территориями штата. Так, в северной части – Кашмире - мусульмане составляют до 97% населения. На юге штата – в Джамму, наоборот, 65 % населения составляют индуисты, мусульман лишь 31%, сикхов – 4%. В Ладакхе 46% составляют буддисты. То есть, мы видим, что этноконфессиональный расклад в штате отличается неравномерностью распределения этнических и конфессиональных групп по его территории, но в то же время существует очевидное преобладание в численности мусульманского населения.

Что касается этнической картины, то население Кашмира представлено следующими группами: 1) дардские народы, промежуточные между индийскими и иранскими – кашмирцы, шина, калаши и другие этносы. 92% кашмирцев – мусульмане, остальные – индуисты; 2) индоарийские народы – пенджабцы, догры, хиндустанцы и другие этносы, преимущественно населяющие южную часть штата и исповедующие индуизм, сикхизм или ислам; 3) тибето-бирманские народы – ладакхи, балти, тибетцы – населяют северо-восточную часть штата и исповедуют преимущественно буддизм ламаистского толка, а также тибетскую религию бон (за исключением балти, которые едва ли не единственная тибето-бирманская народность, исповедующая ислам шиитского толка); 4) буриши, говорящие на языке бурушаски и населяющие область Хунза, в настоящее время контролируемую Пакистаном. Эта народность также исповедует ислам; 5) пуштуны (афганцы), относящиеся к иранским народам и поддерживающие тесные связи с соплеменниками в Пакистане и Афганистане.


Один из кашмирских подростков бросает камни в военных

Махараджи Джамму и Кашмира по национальности были дограми. Догры возводят свой род к выходцам из Раджпутаны (современный штат Раджастхан), гордятся своими воинскими подвигами и в большинстве своем сохраняют индуистскую религию, хотя небольшая часть догров также исповедует сикхизм и ислам. Формально в состав их государства с правившей сикхской династией, которая остальными сикхами рассматривалась как изменники сикхизма, входили земли собственно Джамму и Кашмира, а также буддистские княжества Ладакх и Заскар и эмираты Хунза, Гилгит и Нагар. В настоящее время Гилгит-Балтистан и Хунза контролируются Пакистаном. Британские власти в обмен на лояльность позволили махараджам Джамму и Кашмира сохранить свой престол и не особо вмешивались во внутренние дела этого региона.

Когда в 1947 г. произошел раздел Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира Хари Сингх, стремившийся сохранить свое единовластное правление на подконтрольной ему территории, не пожелал войти в состав ни одного из новообразованных государств. Однако мусульмане, недовольные этим решением и не стремившиеся и впредь оставаться под властью индуиста, тем более, что рядом их соплеменники оказались в составе собственного суверенного мусульманского государства, подняли вооруженное восстание. Махарадже не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью к Индии. Так территория Джамму и Кашмира вошла в состав индийского государства, при этом наследник Хари Сингха Каран Сингх, занимающий пост губернатора штата, до сих пор формально является махараджей Джамму и Кашмира.

На помощь мусульманскому населению штата прибыли пуштунские племенные ополчения афридиев и юсуфзаев – племен, проживавших в пограничных районах Пакистана и отличающихся большой воинственностью и ревностным отношением к религии. После того, как индийской армии удалось отбить их атаки, вмешались пакистанские вооруженные силы. Так началась Первая Индо-пакистанская война, длившаяся с 21 октября 1947 по 1 января 1949 гг. и закончившаяся разделом территории Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном. Примерно 60 % территории княжества оказалось в составе Индии, тогда как остальная северная часть, населенная мусульманами, отошла по факту к Пакистану.


Сопротивление кашмирских протестующих и индийских военных на улицах Шринагара

С тех пор индо-пакистанский конфликт вокруг Кашмира продолжается фактически непрерывно. Около семидесяти лет два соседних государства не могут решить миром вопрос о границах между ними. За это время последовало еще три индо-пакистанские войны – Вторая – в августе-сентябре 1965 года, Третья – в декабре 1971 года, Каргильская – в 1999 году, а также бесчисленное количество мелких вооруженных конфликтов. И Индия, и Пакистан вынуждены держать в регионе значительные вооруженные силы, вкладывать огромные деньги в совершенствование вооружения и оснащения армейских и полицейских подразделений.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Пакистан активно спонсирует мусульманские радикальные организации, базирующиеся в подконтрольном ему районе Кашмира и совершающие террористические вылазки против индийских правительственных войск. Территория пакистанского Кашмира за последние десятилетия превратилась фактически в базу международных террористических организаций, использующих труднодоступные горные местности как прекрасное укрытие для своих тренировочных лагерей. Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых иностранцев – немусульман.

На подконтрольной Пакистану территории Кашмира образованы провинции Северная и Азад Кашмир, тогда как индийская территория входит в состав штата Джамму и Кашмир. Помимо того, примерно 10% территории Кашмира в 1962 году было оккупировано китайскими войсками и до сих пор эта территория, носящая название Аксай Чин, входит в состав КНР, как и часть Транс-Каракорумского тракта, присоединенная к Китаю в 1963 году с согласия пакистанской стороны.


Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира

Однако, раздел территории бывшего княжества между Индией, Пакистаном и КНР не означал прекращения вооруженных конфликтов в регионе. Мусульманские организации, базирующиеся в пакистанском Кашмире, не собираются мириться с тем, что значительная часть их единоверцев остается в составе индийского штата Джамму и Кашмир – в том числе, в районе кашмирской долины, где мусульмане составляют около 97 % населения.
Естественно, что штат Джамму и Кашмир стал постоянной мишенью атак террористов. На территории штата базируется значительный по численности индийский военный контингент, призванный обезопасить регион от возможного риска пакистанского или китайского вторжения. В 1990 году в штате Джамму и Кашмир, в виду постоянной угрозы террористических атак со стороны радикальных организаций, были расквартированы двадцать индийских дивизий.

Им противостоят боевики радикальных организаций, общая численность которых также исчисляется тысячами человек. При этом, если следовать индийским источникам, в последние годы происходит снижение удельного веса собственно кашмирских мусульман в рядах радикальных организаций – их сменяют выходцы из соседних Пакистана и Афганистана, отступающие талибы, а также уйгурские сепаратисты из соседнего Китая и радикалы из бывших советских среднеазиатских республик. Вся эта многонациональная публика находит свое пристанище в тренировочных лагерях на территории пакистанского Кашмира.

Опасность радикализации индийских мусульман усугубляется и тем, что в социальном плане мусульмане существенно уступают индуистам. Как правило, представители мусульманской общины хуже образованны, среди них меньше предпринимателей и представителей интеллигенции. Это связано, в том числе, и с тем, что изначально в ислам переходили представители низших каст, стремившиеся тем самым вырваться за пределы кастовой системы. После образования суверенного Пакистана значительная часть мусульман, прежде всего из верхних слоев общества, покинула Индию, предпочтя делать карьеру в собственном мусульманском государстве. Остались в Индии как раз менее обеспеченные и менее образованные представители городских низов, ну а в случае Кашмира – представители местных коренных этносов, также занятые преимущественно в традиционных сферах хозяйствования.

То есть, у радикальных исламских организаций в Индии существуют достаточно широкие возможности в плане пополнения и обновления кадрового ресурса, прежде всего за счет безработной молодежи. Антиамериканская риторика, активно используемая радикальными исламскими организациями, также содействует поднятию их авторитета. Имеет значение и роль Пакистана, Саудовской Аравии, других мусульманских государств, которые оказывают финансовую и организационную помощь индийским мусульманским организациям.


Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон

В настоящее время ключевыми акторами военно-политической ситуации в Кашмире являются следующие религиозно-политические организации:

1. Джамиат уль-улама-и ислам – Общество исламских богословов. Именно эта пакистанская организация осуществляет вербовку и подготовку боевиков для кашмирских военизированных формирований.

2. Лашкар и-Джангви – Армия Джангви, вторая по значимости религиозно-политическая организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков для вооруженных формирований и непосредственно руководящая последними.

3. Хизб-и муджахидин – Партия борцов за веру. Является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающих за независимость Кашмира.

Следует отметить, что все перечисленные организации относятся к радикальному крылу ортодоксального суннитского ислама. Это объясняется тем, что именно сунниты в современном мире представляют собой наиболее активную исламскую силу. Пакистан и афганские талибы оказывают поддержку именно суннитским организациям. Однако в Кашмире проживает и значительное количество мусульман-шиитов, прежде всего – исмаилиты. Для радикальных суннитов они выступают вторыми после индуистов и буддистов идеологическими врагами, предусматривается или обращение их в суннизм, или «очищение» будущего исламского Кашмира от исмаилитов.

Позиции исмаилитов сильны в горных районах, прежде всего среди небольших этнических групп вроде балти и буришей. Своим главой исмаилиты считают имама Ага-хана IV. Этот духовный лидер исмаилитских общин Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана и других стран постоянно проживает в Великобритании, но пользуется большим влиянием в регионе. Мы можем предполагать, что в силу глубоких связей с британской короной исмаилитский имам является и важнейшим проводником английского влияния в Северо-Западной Индии. Ведь Ага-хан мало того, что проживает и ведет бизнес в Великобритании, сам является наполовину (по матери) англичанином. Естественно, что решение кашмирской проблемы невозможно без учета интересов исмаилитской общины, которая также не удовлетворена растущим влиянием ортодоксальных суннитских организаций, угрожающих самому существованию шиитского ислама в Северо-Западной Индии.

Индо-пакистанские конфликты и атаки повстанцев к началу XXI века унесли жизни не менее чем 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей. Пакистанские источники уверяют, что количество погибших в боевых действиях мусульман гораздо выше и достигает 70 тысяч человек. Фактически Джамму и Кашмир является незатихающей горячей точкой, эскалация насилия в которой значительно превосходит другие проблемные индийские штаты, включая и Северо-Восточную Индию, где также действуют сепаратистские вооруженные организации.


Индийский военнослужащий с вершины горы следит за порядком на вверенном ему участке. Тысячи военных и военизированных полицейских размещены вдоль маршрута паломников: с 1990-х годов в штате Кашмир продолжается борьба с мусульманскими сепаратистами

Поскольку кашмирских мусульман активно поддерживает Пакистан и афганские талибы, с , пропагандистской литературой, организационным обеспечением у них проблем не наблюдается. И это в значительной степени усложняет эффект действий правительственных войск и спецслужб, которым оказывается не под силу преодолеть вооруженное сопротивление в Джамму и Кашмире. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами и в случае обострения положения в регионе Кашмира последствия не только для этих стран, но и для всего человечества, могут быть самыми непредсказуемыми.

Для Индии Кашмир остается одной из первостепенных проблем, причем не существует хоть сколько-нибудь правдоподобных надежд на решение сложившейся в этом регионе ситуации. Перед индийским правительством остается два пути – либо согласиться с территориальными претензиями Пакистана и освободиться от территории с преимущественно мусульманским населением, либо вести непрекращающуюся войну с радикальными организациями, которые поддерживаются тем же Пакистаном и, косвенно, большей частью исламского мира.

Однако, уступить территории Кашмира Пакистану означает не только потерпеть поражение и потерять стратегически важные районы, но и согласиться с тем, что Кашмир в еще большей степени превратится в очаг распространения религиозного экстремизма и терроризма в Южной Азии. Поэтому вряд ли индийское правительство когда-либо пойдет на предоставление суверенитета Кашмиру. А это значит, что конфликт в регионе так и будет тлеть, во многом при внешней поддержке заинтересованных государств.

error: Content is protected !!