Известные российские писатели 21 века. Новые классики: Главные писатели XXI века, которых нужно читать

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы. Постмодернизм – это то, что происходит с нами сейчас, это реалии современной культуры. Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. «Ситуация эта характеризуется все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений, утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности». (Карен Степанян «Кризис слова на пороге свободы»). Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров. Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность.


Доминирование прозы («Конец века лирики», М. Липовецкий): Утрата читательского внимания; Предельная усложненность языка; Элитарность и ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского; Постмодернистские тенденции и материализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии. Современные российские поэты: Тимур Кибиров: «Интимная лирика», «Три поэмы», «Кара-Барас», «Лада, или Радость»; Дмитрий Пригов: «Разнообразие всего», «Катя китайская (чужое повествование)», «Только моя Япония»; Лев Рубинштейн: «Скорее всего», «Регулярное письмо», «Случаи из языка», «От мая до мая»; Елена Шварц: «Стихотворения и поэмы», «Дикопись последнего времени», «Вино седьмого года»; Сергей Гандлевский: «Найти охотника», «Бездумное былое», «Опыты в прозе», «Опыты в стихах»; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века


Лев Семёнович Рубинштейн российский поэт, литературный критик, публицист и эссеист. Лауреат литературной премии «НОС-2012» за книгу «Знаки внимания». «Регулярное письмо» Книга представляет собой дополненное переиздание сборника 1996 года. С начала 1970-х гг. Лев Рубинштейн разрабатывает стилистику минимализма. Он создал уникальный жанр, соединяющий в себе черты поэзии, прозы, драматургии и перформанса. В его текстах разговорная речь соседствует с фрагментами классического стиха, а словесные штампы перемежаются философскими размышлениями. Стихи Рубинштейна переведены на многие европейские языки.


«Другая проза» Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. К «другой прозе» можно отнести писателей: Татьяна Толстая: «На золотом крыльце сидели», «Двое», «Кысь», «Не кысь», «Легкие миры»; Людмила Петрушевская: «Время ночь», «Книга принцесс», «Черная бабочка»; Людмила Улицкая: «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик», «Люди нашего царя»; Дина Рубина: «Синдикат», «На солнечной стороне улицы», Цикл «Русская канарейка»; Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», «Generation «П»», «S.N.U.F.F.»; Павел Санаев: «Нулевой километр», «На игре», «Похороните меня за плинтусом» РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века


Татьяна Никитична Толстая российская писательница, публицист и телеведущая Наиболее известен роман писательницы - «Кысь», получивший премию «Триумф». Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира. Постапокалиптическую антиутопию «Кысь» Татьяна Толстая писала 14 лет. Пока это единственный роман в ее творчестве, большей частью которого являются рассказы. Спустя двести лет после ядерного взрыва, поселение Федор-Кульмичск, некогда Москва, пытается жить в новом мутировавшем мире. Мутировали не только природа, человек, животные и растения, мутировали и сознание людей, и общество, и сам русский язык. Город населен уродами с различными «последствиями», которые в качестве скотины держат «Перерожденцев», едят мышей, «червырей», «грибы ши», «огнецы», пьют и курят «ржавь». В душах людей царит мрак, лишь проблески света вносят «Прежние», уцелевшие после взрыва, но переставшие стариться. Кысь – незримое существо, когтем вырывающее душу, после чего человек вроде как живой и неживой, так и не появляется на страницах романа, но каждую секунду смотрит в спину, заставляя сердца и героя и читателя биться чаще … РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века


Павел Владимирович Санаев российский писатель, актёр, сценарист, режиссер, переводчик. Эта повесть переведена на немецкий, финский, итальянский и французский языки. Повесть удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на Букеровскую премию. В мае 2013 года вышла первая часть романа-дилогии «Хроники Раздолбая». Сам писатель просил не называть его роман автобиографическим. Выход второй части «Хроник Раздолбая» ожидался в октябре Но 5 ноября 2014 года Павел Санаев на своей странице сообщил, что выход книги задерживается ещё на год. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века «Похороните меня за плинтусом» - повесть, впервые опубликованная в 1996 году в журнале «Октябрь» и написанная по воспоминаниям о бабушке, у которой он прожил несколько лет, в то время как его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым.


Условно-метафорическое направление: Писатели данного направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров; В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль; Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Писатели: Анатолий Ким: «Белка», «Поклон одуванчику», «Онлирия», «Отец-Лес», «Ивин А» Виктор Пелевин: «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», «Generation «П»», «S.N.U.F.F.»; Дмитрий Быков: «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс» РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века


Виктор Олегович Пелевин Виктор Олегович Пелевин русский писатель, автор романов «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation П» и «Empire V» Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер» (2004). «Омон Ра» – это история о том, как советская власть дурила свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на безымянной, призванной к гибели человеческой тяге, чтобы создать у жертвы впечатление, будто она побывала на Луне… «Омон Ра» – Омон Кривомазов вместе с другом Митькой решает связать свою судьбу с небом и поступает в краснознаменное летное училище имени Маресьева в городе Зарайске. Подростки тогда и не подозревали, что станут главными героями нового секретного космического проекта, в рамках которого им предстоит полет на Луну… РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века


Литературный постмодернизм часто называют «цитатной литературой». Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Захар Прилепин (настоящее имя - Евгений Николаевич Прилепин) российский писатель Лауреат премии «Большая книга» (2014) за роман «Обитель». Главный герой романа, Артём, один из узников этого лагеря. Вместе с ним читатель знакомится с бытом и обычаями Соловецкого лагеря, пройдёт через все его круги, увидит сколь пёстрым и неоднородным были заключённые и представители лагерной администрации. Вместе с ним проживёт несколько месяцев, которые вместят в себя столько событий, сколько многим не выпадают за всю жизнь. Роман «Обитель» После победы в Гражданской войне необходимо было место, куда можно было собрать контрреволюционеров, опальных коммунистов, да и обычных преступников, так на месте Соловецкого монастыря возник Соловецкий лагерь особого назначения.


Борис Акунин (настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили) российский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века «Жанры» серия романов Бориса Акунина, в которых писателем была предпринята попытка своеобразного эксперимента жанровой литературы, где каждый из видов представлен отдельным произведением. В эту коллекцию вошли: Книги серии «Детская книга» «Шпионский роман» «Фантастика» «Квест» Борис Акунин так пояснил идею «Жанров»: «Если серия «Новый детективъ» - «Приключения Эраста Фандорина» представляет собой коллекцию разновидностей детективного романа: конспирологический, плутовской, великосветский, политический, уголовный и пр., то задача этой серии куда шире. Здесь будут представлены «чистые» образцы разных жанров беллетристики, причем каждая из книг носит название соответствующего жанра».


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив, этнографический детектив и т. д. Персонаж Фандорина воплотил в себе идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Дмитрий Быков русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист. Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского. Совместно с Михаилом Ефремовым регулярно издавал литературные видеовыпуски в рамках проектов «Гражданин поэт» и «Господин хороший». «Оправдание» «Оправдание» - первый роман российского писателя Дмитрия Быкова, опубликованный издательством Вагриус в 2001 году. Роман был номинирован на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на АБС-премию в 2002 году. «Оправдание» - первое сочинение в прозе Дмитрия Быкова, и в нем сказалась парадоксальность мышления автора. Писатель предлагает свою, фантастическую версию печальных событий российской истории минувшего столетия: жертвы сталинского террора (выстоявшие на допросах) были не расстреляны, а сосланы в особые лагеря, где выковывалась порода сверхлюдей - несгибаемых, неуязвимых, нечувствительных к жаре и холоду. И после смерти Сталина они начали возникать из небытия - в квартирах родных и близких раздаются странные телефонные звонки, назначаются тайные встречи. Один из «выживших» - знаменитый писатель Исаак Бабель...


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Эльчин Сафарли современный писатель, журналист Пишет на русском языке, рассказывая о восточных традициях, культуре и быте, любви. Обычно ракушки прохладны на ощупь. Подарок Зейнеп наполнял сжатую ладонь теплом, будто внутри него горит маленькое пламя. «Я вложила в эту частичку Босфора свою любовь. Когда загрустишь, сожми ракушку в ладони»… Эльчин Сафарли. Прошло много лет, а талисман Зейнеп по-прежнему спасает меня. От отчаяния, безверия. Моя бабушка часто повторяла: «Босфор - целитель. Помогает отпустить прошлое, принять настоящее. А если к нему приложится любовь, то чудеса будут случаться на каждом шагу!». В разноцветных закоулках детства бабушкины слова казались мне очередной восточной сказкой. Сейчас понимаю: на Востоке все легенды и сказки - сама жизнь», - Эльчин Сафарли. «Легенды Босфора» «Легенды Босфора» - «На первую годовщину нашего знакомства она подарила мне сердце своей любви. Перламутровую ракушку со дна Босфора. Причудливой формы, с въевшимися крупицами песка на шероховатой поверхности.


По словам Дмитрия Глуховского, в романе, помимо всего прочего, описывается современная российская политическая реальность. Дмитрий Алексеевич Глуховский российский корреспондент, журналист, радиоведущий, телеведущий и писатель. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века Дебютировал как сетевой писатель с постапокалиптическим романом «Метро 2033», главы которого регулярно выкладывались в Интернете на сайте m-e-t-r-o.ru, получив, таким образом, оценку у самого широкого круга читателей. Текст романа также был размещён в нескольких крупных сетевых библиотеках и в Живом журнале автора.


«Метро 2033» и «Метро 2034» «Метро 2033» и «Метро 2034» год. Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населенный чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро самом большом противоатомном бомбоубежище на земле. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала XXI века



Современные детские писатели России 21 века и их произведения, сменили давно знакомого Чуковского, с его Айболитом, и Носова, с любимым Незнайкой. Некоторые современные произведения весьма спорны. Ведь мы привыкли, что детские сказки, рассказы и стихи должны быть добрыми, в чём то поучительными и непременно добро должно побеждать.

Кроме того, существуют откровенные графоманы, с нестабильной психикой, но у них достаточно средств, чтобы выпускать свои сборники.

Поэтому, очень важно тщательно отсеивать ту литературу, которая попадёт к детям в руки. Ведь она формирует их психику, и подсказывает линию их поведения в различных ситуациях.

Современные детские писатели России отошли от классической советской детской литературы и не всегда ставят мораль на первое место. И, тем не менее, они умудряются в весёлой и доступной детям форме донести, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Современные детские писатели России, список:

  • Татьяна Бокова (Я влюбилась в четверг. Чудеса под Новый год. Мама, папа и я.)
  • Сергей Георгиев (Елки-палки: фельдмаршал Пулькин. Шарик из Австралии. Маленький зеленый лягушонок)
  • Артур Гиваргизов (Записки выдающегося двоечника. Про драконов и милиционеров.)
  • Тамара Крюкова (Блестящая калоша с правой ноги. Женька Москвичёв и его друзья)
  • Олег Кургузов (День рождения вверх ногами. По следам Почемучки)
  • Сергей Седов (Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца.)
  • Мария Бершадская (Большая маленькая девочка.)
  • Станислав Востоков (Не кормить, не дразнить...)
  • Артур Гиваргизов (С дедского на детский.)
  • Мария Аромштам (Когда отдыхают Ангелы.)
На самом деле, сейчас очень много детских писателей, и тут указаны лишь самые известные. Как люди становятся писателями? Большинство из них фантазёры и выдумщики, которые сами став родителями обнаружили, что их детям нечего почитать. Старые сказки давно прочитаны, а от некоторых их лучше оградить. Сложно приучить детей к чтению, когда вокруг вакуум, и это в лучшем случае. Хуже, если ребёнок застревает в компьютерных играх, где у него формируется не самый простой характер.

Современные детские писатели – это психологи, педагоги и просто родители, которые бесконечно любят детей, своих и чужих, и они растут вместе с детьми, рассказывая всё новые и новые сказки. Они знают детей, и порой, именно дети подсказывают сказочные сюжеты. Только тот человек, который ежедневно общается с детьми, может написать захватывающую историю и оторвать малыша от телевизора с мультиками.

И нельзя недооценивать влияние детской художественной литературы на детскую психику. Книги заставляют ребёнка думать и самостоятельно домысливать образы, чего не происходит при просмотре мультфильмов.

Родителям стоит отнестись внимательней к своему чаду, и выбрать сказки/рассказы, которые будут понятны ребёнку и понравятся именно ему. Он ведь просто не знает, что существует такой сказочный мир литературы и не умеет отделять хорошие книги от плохих.

С уходом Рэя Брэдбери мировой писательский Олимп стал заметно более опустевшим. Давайте вспомним наиболее выдающихся писателей из числа наших современников - тех, кто до сих пор живет и творит на радость своим читателям. Если кто-то в список не попал, то дополняйте в комментариях!

1. Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес (р. 6 марта 1927, Аракатака, Колумбия) — знаменитый колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель; лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года. Представитель литературного направления «магического реализма». Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967).

2. Умберто Эко (р. 5 января 1932, Алессандрия, Италия) — итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель. Наиболее известные романы - "Имя розы" и "Маятник Фуко".

3. Отфрид Пройслер (р. 20 октября 1923) — немецкий детский писатель, по национальности — лужичанин (лужицкий серб). Наиболее известные произведения: «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое привидение», «Маленький водяной» и «Крабат, или Легенды старой мельницы».


4. Борис Львович Васильев (род. 21.05.1924) — советский и российский писатель. Автор повести "А зори здесь тихие" (1969), романа "В списках не значился" (1974) и др.

5. Ион Друцэ (р. 03.09.1928) — молдавский и русский писатель и драматург.

6. Фазиль Абдулович Искандер (6.03.1929, Сухум, Абхазия, СССР) — выдающийся советский и российский прозаик и поэт абхазского происхождения.

7. Даниил Александрович Гранин (р. 1 января 1919, Вольск, Саратовская губерния, по другим сведениям — Волынь Курской области) — русский писатель и общественный деятель. Кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Герой Социалистического Труда (1989), Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва.

8. Милан Кундера (р. 1 апреля 1929) — современный чешский писатель-прозаик, с 1975 года живет во Франции. Пишет как на чешском, так и на французском языках.

9. Томас Транстрёмер (р. 15 апреля 1931 в Стокгольме) — крупнейший шведский поэт XX века. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2011 год «за то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновлённый взгляд на реальность».

10. Макс Галло (р. 7 января 1932, Ницца) — французский писатель, историк и политик. Член Французской Академии

11. Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (р. 28.03.1936) — перуано-испанский прозаик и драматург, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года.

12. Терри Пратчетт (р. 28 апреля 1948) — популярный английский писатель. Наибольшей популярностью пользуется его цикл сатирического фэнтези про Плоский мир (англ. Discworld). Суммарный тираж его книг составляет около 50 миллионов экземпляров.

13. Юрий Васильевич Бондарев (р. 15.03.1924) — русский советский писатель. Автор романа "Горячий снег", повести "Батальоны просят огня" и др.

14. Стивен Эдвин Кинг (р. 21 сентября 1947, Портленд, Мэн, США) — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастика, фэнтези, мистика, драма.

15. Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва) — русский писатель. Наиболее известные произведения: "Жизнь насекомых", "Чапаев и Пустота", "Generation «П»"

16. Джоан Ролинг (р. 31 июля 1965, Йейт, графство Глостершир, Англия) — британская писательница, автор серии романов о Гарри Поттере, переведённых более чем на 65 языков и проданных (на 2008 год) в количестве более чем 400 миллионов копий.

» Джонатана Франзена, автора «Поправок» и «Свободы» - семейных саг, ставших событиями в мировой литературе. По этому случаю книжный критик Лиза Биргер составила краткий ликбез по главным прозаикам последних лет - от Тартт и Франзена до Уэльбека и Эггерса, - написавшим самые важные книги XXI века и заслуживающим права называться новыми классиками.

лиза биргер

Донна Тартт

Один роман в десять лет - такова производительность американской романистки Донны Тартт. Так что ее три романа - «Тайная история» в 1992-м, «Маленький друг» в 2002-м и «Щегол» в 2013-м - это целая библиография, к ней от силы добавится десяток статей в газетах и журналах. И это важно: Тартт - не просто один из главных авторов с тех пор, как роман «Щегол» получил Пулицеровскую премию и снес все верхние строчки всех в мире бестселлер-листов. Она еще и романист, хранящий исключительную верность классической форме.

Начиная со своего первого романа «Тайная история» о группе студентов-античников, чрезмерно увлекшихся литературными играми, Тартт вытаскивает неповоротливый жанр большого романа на свет современности. Но настоящее здесь отражается не в деталях, а в представлениях - нам, сегодняшним людям, уже не так важно знать имя убийцы или даже вознаградить невинных и наказать виновных. Мы просто хотим, открыв рот и замерев от удивления, следить за тем, как вращаются шестеренки.

Что читать в первую очередь

После успеха «Щегла» его героическая переводчица Анастасия Завозова заново перевела на русский и второй роман Донны Тартт «Маленький друг». Новый перевод, избавленный от ошибок прошлого, отдает наконец должное этому завораживающему роману, главная героиня которого заходит слишком далеко, расследуя убийство своего маленького брата, - это одновременно страшная сказка о тайнах Юга и предвестник будущего бума жанра young adult.

Донна Тарт «Маленький друг»,
Купить

Кто близок по духу

Донну Тартт часто ставят в один ряд с другим спасителем большого американского романа, Джонатаном Франзеном . При всей их очевидной разнице Франзен превращает свои тексты в настойчивый комментарий к состоянию современного общества, а Тартт именно к современности вполне себе равнодушна - оба они ощущают себя продолжателями классического большого романа, чувствуют связь веков и выстраивают ее для читателя.

Зэди Смит

Английская романистка, о которой в англоязычном мире шумят намного больше, чем в русскоязычном. В начале нового тысячелетия именно она считалась главной надеждой английской литературы. Как очень многие современные британские писатели, Смит принадлежит сразу двум культурам: ее мать с Ямайки, отец - англичанин, и именно поиск идентичности стал главной темой ее первого романа «Белые зубы» о трех поколениях трех британских смешанных семей. «Белые зубы» примечательны прежде всего способностью Смит отказаться от оценок, не видеть трагедию в неизбежном столкновении непримиримых культур и одновременно умением сочувствовать этой другой культуре, не презирать ее - хотя само это противостояние становится неиссякаемым источником ее едкого остроумия.

Точно так же непримиримо оказалось в ее втором романе «О красоте» столкновение двух профессоров: один либерал, другой консерватор, и оба изучают Рембрандта. Наверное, именно убежденность в том, что есть что-то, объединяющее нас всех, несмотря на различия, будь то любимые картины или земля, по которой мы ходим, и отличает романы Зэди Смит от сотен таких же искателей идентичности.

Что читать в первую очередь

К сожалению, последний роман Смит «Северо-Запад» («NW») так и не был переведен на русский язык, и неизвестно, что будет с новой книгой «Время свинга», которая выйдет на английском в ноябре. А между тем «Северо-Запад» - это, пожалуй, самая удачная и, может, даже самая понятная нам книга о столкновениях и различиях. В центре - история четырех друзей, выросших вместе в одном районе. Но кому-то удалось добиться денег и успеха, а кому-то -нет. И чем дальше, тем большим препятствием для их дружбы становятся социокультурные различия.

Зэди Смит «NW»

Кто близок по духу

Кто близок по духу

Рядом со Стоппардом так и тянет поставить какую-нибудь большую фигуру прошлого века вроде Томаса Бернхарда. В конце концов, его драматургия, конечно, очень сильно связана с ХХ веком и поисками ответов на сложные вопросы, поставленные его драматической историей. На самом деле самый близкий родственник Стоппарда в литературе - и не менее нам дорогой - это Джулиан Барнс , у которого точно так же через связи времен выстраивается жизнь вневременного духа. Тем не менее растерянная скороговорка стоппардовских персонажей, его любовь к абсурдизму и внимание к событиям и героям прошлого нашли свое отражение в современной драме, искать которую следует в пьесах Максима Курочкина, Михаила Угарова, Павла Пряжко.

Том Вулф

Легенда американской журналистики - его «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка», вышедшая в 1965 году, считается началом жанра «новой журналистики». В своих первых статьях Вулф торжественно провозгласил, что право наблюдать за обществом и ставить ему диагноз отныне принадлежит журналистам, а не романистам. Через 20 лет он сам написал свой первый роман «Костры амбиций» - и сегодня 85-летний Вулф все еще бодр и с той же яростью кидается на американское общество, чтобы разодрать его в клочья. Впрочем, в 60-х он как раз этого не делал, тогда его еще завораживали чудаки, идущие против системы, - от Кена Кизи с его наркотическими экспериментами до парниши, придумавшего для себя и своего мотоцикла костюм гигантской ящерицы. Теперь сам Вулф превратился в этого антисистемного героя: джентльмен с Юга в белом костюме и с палочкой, презирающий всех и вся, нарочито игнорирующий интернет и голосующий за Буша. Его магистральная идея - все кругом настолько безумно и криво, что невозможно уже выбирать сторону и серьезно относиться к этой кривизне, - должна многим оказаться близкой.

Трудно пропустить «Костры амбиций» - большой роман о Нью-Йорке 80-х и столкновении черного и белого миров, самый приличный перевод Вулфа на русский (работа Инны Берштейн и Владимира Бошняка). Но простым чтением его не назовешь. Совсем не знакомому с Томом Вулфом читателю стоит прочитать «Битву за космос», рассказ о советско-американской космической гонке с ее драмами и человеческими жертвами, и последний роман «Голос крови» (2012) о жизни современного Майами. Когда-то книги Вулфа продавались миллионными экземплярами, но его последние романы такого успеха не имели. И все же на читателя, не отягощенного воспоминаниями о Вулфе лучших времен, эта критика всего должна производить ошеломляющее впечатление.

Кто близок по духу

«Новая журналистика», к сожалению, родила мышь - на поле, где когда-то неистовствовали Том Вулф, Трумен Капоте, Норман Мейлер и многие другие, остались только Джоан Дидион да журнал «Нью-Йоркер», все так же предпочитающий эмоциональные рассказы в настоящем времени от первого лица. Но настоящими продолжателями жанра стали комиксисты. Джо Сакко и его графические репортажи (на русский переведена пока только «Палестина ») - лучшее из того, чем литература сумела заменить вольный журналистский треп.

Леонид Юзефович

В сознании массового читателя Леонид Юзефович остается человеком, придумавшим жанр исторических детективов, так утешавший нас в последние десятилетия, - его книги о сыщике Путилине вышли еще раньше акунинских рассказов о Фандорине. Примечательно, впрочем, не то, что Юзефович был первым, а то, что, как и в других его романах, героем детективов становится реальный человек, первый глава сыскной полиции Петербурга сыщик Иван Путилин, рассказы о знаменитых делах которого (возможно, им самим и написанные) публиковались еще в начале XX века. Такая точность и внимательность к реальным персонажам - отличительная черта книг Юзефовича. Его исторические фантазии не терпят лжи, да и выдумку не ценят. Здесь всегда, начиная с первого успеха Юзефовича, романа «Самодержец пустыни» о бароне Унгерне, вышедшего в 1993 году, будет реальный герой в реальных обстоятельствах, домысленных только там, где в документах остались слепые пятна.

Впрочем, в Леониде Юзефовиче для нас важна не столько его верность истории, сколько представление о том, как эта история абсолютно всех нас перемалывает: белых, красных, вчерашних и позавчерашних, царей и самозванцев, всех. Чем дальше в наше время, тем отчетливее исторический ход России ощущается как неизбежность и тем популярнее и значительнее фигура Юзефовича, который вот уже лет 30 об этом твердит.

Что читать в первую очередь

Прежде всего - последний роман «Зимняя дорога» о противостоянии в Якутии начала 20-х годов белого генерала Анатолия Пепеляева и красного анархиста Ивана Строда. Столкновение армий не означает столкновение персонажей: их объединяет общее мужество, героизм, даже гуманизм, и в конечном счете -общая судьба. И вот Юзефович оказался первым, кто смог написать историю Гражданской войны, не занимая сторон.

Леонид Юзефович «Зимняя дорога»

Кто близок по духу

Исторический роман нашел сегодня в России благодатную почву, и на ней за последние лет десять выросло много хорошего - от Алексея Иванова до Евгения Чижова. И пусть Юзефович оказался вершиной, которую не взять, у него есть замечательные последователи: например, Сухбат Афлатуни (под этим псевдонимом скрывается писатель Евгений Абдуллаев). Его роман «Поклонение волхвов» о нескольких поколениях семейства Триярских - это и про сложные связи эпох российской истории, и про странную мистику, все эти эпохи объединяющую.

Майкл Чабон

Американский писатель, имя которого мы никогда уже не научимся произносить правильно (Шибон? Шейбон?), поэтому будем придерживаться ошибок первого перевода. Выросший в еврейской семье, Чабон с детства слышал идиш и наряду с тем, чем обычно напитываются нормальные мальчишки (комиксы, супергерои, приключения, нужное добавить), напитался печалью и обреченностью еврейской культуры. В итоге его романы - это взрывная смесь из всего, что мы любим. Тут есть и обаяние идиша, и историческая тяжесть еврейской культуры, но все это сочетается с развлечениями самого верного толка: от детективов в жанре нуар до эскапистских комиксов. Это сочетание оказалось вполне революционно для американской культуры, четко пилящей аудиторию на умных и дураков. В 2001 году автор получил Пулицеровскую премию за свой самый известный роман «Приключения Кавалера и Клея»,в 2008-м - премию Хьюго за «Союз еврейских полисменов» и с тех пор как-то затих, что обидно: кажется, главного слова Чабон в литературе еще не сказал. Его следующая книга «Лунное сияние» выйдет на английском уже в ноябре, но это не столько роман, сколько попытка задокументировать биографию всего века через историю деда писателя, рассказанную внуку на смертном одре.

Самый заслуженно известный текст Чабона - «Приключения Кавалера и Клея» о двух кузенах-евреях, придумавших в 40-х годах прошлого века супергероя Эскаписта. Эскапист - это такой Гудини наоборот, спасающий не себя, а других. Но чудесное спасение может существовать только на бумаге.

Другой известный текст Чабона, «Союз еврейских полисменов», заходит еще дальше в жанр альтернативной истории - здесь евреи разговаривают на идише, живут на Аляске и мечтают вернуться в Землю обетованную, которая так и не стала государством Израиль. Когда-то по этому роману мечтали снять фильм Коэны, но для них в нем, наверное, слишком мало иронии - а для нас в самый раз.

Майкл Чабон «Приключения Кавалера и Клея»

Кто близок по духу

Возможно, именно Чабона и его сложные поиски правильной интонации для разговора об эскапизме, корнях и собственной идентичности стоит благодарить за появление двух блестящих американских романистов. Это Джонатан Сафран Фоер с его романами «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко» - о путешествии в Россию по следам еврейского дедушки и о девятилетнем мальчике, который ищет погибшего 11 сентября отца. И Джуно Диас с упоительным текстом «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вао» о нежном толстяке, мечтающем стать новым супергероем или хотя бы доминиканским Толкином. Ему не удастся это сделать из-за семейного проклятия, диктатора Трухильо и кровавой истории Доминиканской Республики. И Фоер, и Диас, кстати, в отличие от бедного Чабона, прекрасно переведены на русский язык - но, как и он, они исследуют мечты об эскапизме и поиски идентичности уже не второго, но, скажем, третьего поколения эмигрантов.

Мишель Уэльбек

Если не главный (французы бы поспорили), то самый известный французский писатель. Мы вроде как все про него знаем: ненавидит ислам, не боится сексуальных сцен и постоянно утверждает конец Европы. На самом деле способность Уэльбека конструировать антиутопии шлифуется от романа к роману. Было бы нечестно по отношению к автору видеть в его книгах только сиюминутную критику ислама или политики или даже Европы - общество, по Уэльбеку, обречено издавна, и причины кризиса гораздо страшнее любой внешней угрозы: это потеря личности и превращение человека из мыслящего тростника в набор желаний и функций.

Что читать в первую очередь

Если предположить, что читающий эти строки никогда не открывал Уэльбека, то начать стоит даже не со знаменитых антиутопий вроде «Платформы» или «Покорности», а с романа «Карта и территория», получившего в 2010 году Гонкуровскую премию, - идеального комментария к современной жизни, от ее потребительства до ее искусства.

Мишель Уэльбек «Карта и территория»

Кто близок по духу

В жанре антиутопии у Уэльбека есть замечательные соратники в среде, что называется, живых классиков - англичанин Мартин Эмис (также неоднократно выступавший против ислама, требующего от человека тотальной потери личности) и канадская писательница Маргарет Этвуд , мешающая жанры для убедительности своих антиутопий.

Замечательную рифму к Уэльбеку можно найти в романах Дэйва Эггерса , возглавившего новую волну американской прозы. Эггерс начал с огромных размеров и амбиций романом взросления и манифестом новой прозы «Душераздирающее творение ошеломляющего гения», основал несколько литературных школ и журналов, а в последнее время радует читателей хлесткими антиутопиями, такими как «Сфера » - роман об одной интернет-корпорации, захватившей мир до такой степени, что сами ее служащие ужаснулись содеянному.

Джонатан Коу

Британский писатель, блестяще продолжающий традиции английской сатиры, - никто лучше него не умеет точечными ударами разносить в клочья современность. Его первым большим успехом стал роман «Какое надувательство» (1994) о грязных секретах одного английского семейства времен Маргарет Тэтчер. С еще большим чувством мучительного узнавания мы читали дилогию «Клуб ракалий» и «Круг замкнулся» о трех десятилетиях британской истории, с 70-х по 90-е, и о том, как современное общество стало таким, каким оно стало.

Русский перевод романа «Номер 11», сиквела романа «Какое надувательство», действие которого происходит уже в наше время, выйдет в начале следующего года, но и пока нам есть что читать: романов у Коу много, на русский переведены почти все. Их объединяет крепкий сюжет, безупречный стиль и все, что принято называть писательским мастерством, что на читательском языке означает: возьмешься за первую страницу - и не отпустит до последней.

Что читать в первую очередь

. Если Коу сравнивают с Лоренсом Стерном, то Коу рядом с ним будет Джонатаном Свифтом, даже с его лилипутами. Среди самых известных книг Сэлфа - «Как живут мертвецы» о старушке, которая померла и попала в параллельный Лондон, и никогда не выходивший на русском языке роман «The Book of Dave », в котором дневник лондонского таксиста становится Библией для племен, населивших Земли спустя 500 лет после экологической катастрофы.

Антония Байетт

Филологическая гранд-дама, получившая за свои романы орден Британской империи, - казалось, Антония Байетт существовала всегда. На самом деле роман «Обладать» вышел всего лишь в 1990 году, а сегодня его изучают в университетах. Главное умение Байетт - это способность говорить со всеми обо всем. Все сюжеты, все темы, все эпохи связаны, роман может быть одновременно романтическим, любовным, детективным, рыцарским и филологическим, и по Байетт действительно можно изучать состояние умов вообще - в ее романах так или иначе отразилась всякая тема, интересовавшая человечество в последние пару сотен столетий.

В 2009 году «Детская книга» Антонии Байетт уступила Букеровскую премию «Волчьему залу» Хилари Мэнтел, но это тот самый случай, когда история запомнит не победителей. В некотором роде «Детская книга» - это ответ на бум детской литературы в XIX и ХХ веках. Байетт обратила внимание, что все дети, для которых писались эти книги, либо плохо кончили, либо прожили несчастливую жизнь, как Криcтофер Милн, который до конца своих дней слышать не мог про Винни Пуха. Она придумала историю про детей, живущих себе в викторианском поместье и окруженных сказками, которые придумывает им писательница-мать, а потом бац - и наступает Первая мировая война. Но если бы ее книги описывались так просто, то Байетт не была бы собой - здесь тысяча персонажей, сотня микросюжетов, а сказочные мотивы переплетаются с главными идеями века.

Сары Уотерс . Уотерс начала с эротических викторианских романов с лесбийским уклоном, но в итоге пришла к историческим книгам о любви вообще - нет, не к любовным романам, но к попытке разгадать тайну человеческих отношений. Ее лучшая книга на сегодня, «Ночной дозор», показывала людей, нашедших себя под лондонскими бомбежками Второй мировой войны и сразу после потерявших. Иначе любимую Байетт тему связи человека и времени исследует Кейт Аткинсон - автор отличных детективов, чьи романы «Жизнь после жизни» и «Боги среди людей» пытаются разом объять весь британский ХХ век.

Обложка: Beowulf Sheehan/Roulette

Человечество XXI века падко на следование глобальным тенденциям. Даже литература не избежала участи устремления к массовому употреблению.

С появлением интернет технологий писатели получили шанс в кратчайшие сроки снискать всемирное признание. Работам их предшественников потребовалось гораздо больше времени, чтобы распространиться по планете. К примеру, роман Маргарет Митчел «Унесенные ветром» по уровню продаж стоит на одной ступени с «50-ю оттенками серого».

За 17 лет, прошедших с момента наступления миллениума, на литературном небосклоне зажглись новые звезды. Произведения классиков XXI века выпускают в промышленных масштабах и распространяют, словно горячие пирожки. Представляю вашему вниманию ТОП самых продаваемых книг в порядке увеличения реализованного тиража.

20. «Бегущий за ветром», Халед Хоссени

2003 год
10 млн. копий

Многие считают книгу «Бегущий за ветром» пронзительным рассказом о дружбе двух ребят, принадлежащих к различным социальным группам, но сакральный смысл произведения заключается совершенно в ином. В дебютном романе американского писателя афганского происхождения затронута тема сексуального насилия над несовершеннолетними в исламских странах.

В Афганистане до сих пор распространена традиция с названием «бача-бази», которая является разновидностью детской проституции. Мальчиков в возрасте от 9-12 лет переодевают в женскую одежду и заставляют удовлетворять сексуальные желания взрослых мужчин.

Халед Хоссени часть своего творения отвел под описание отношений Амира и Хасана. Однако, на мой взгляд, истинный главный персонаж это Сохраб, отданный на потеху обидчику своего отца. Роман «Бегущий за ветром» по сей день входит в рейтинг самых читаемых книг.

19. «Диета Дюкана», Пьер Дюкан

2000 год
10.4 млн. копий

Кто не мечтает быстро похудеть и надолго удержать результат? В 2000 году впервые мир познакомился с новым подходом к избавлению от лишнего веса. Известный врач-диетолог Пьер Дюкан снял сливки со своего 40-летнего опыта и сформулировал авторскую методику, получившей название «Диета Дюкана».

В книге, разошедшейся 10-миллионным тиражом, описаны 4 этапа моделирования идеального тела. На первом - вы атакуете жировую прослойку и запускаете механизм потери килограммов. По мере выполнения предписаний второй стадии вы достигаете поставленных целей. Третий и четвертый этап предназначены для закрепления и стабилизации результата.

18. «Жизнь Пи», Янн Мартел

2001 год
10.5 млн. копий

Благодаря созданию романа «Жизнь Пи» Янн Мартел был удостоен наивысшей награды литературного мира. В 2002 году автор получил Букеровскую премию. Книгу считали честью опубликовать крупнейшие издательские дома планеты. Критики сравнивали ее с произведениями Хемингуэя и Маркеса.

Автор-рассказчик встретил старика индуса, который поведал ему о незабываемых приключениях, испытанных в юности. При рождении главному герою дали имя Писин, но он предпочитал зваться просто Пи (в честь известного математического числа). По воле судьбы он оказался в открытом море на одной лодке с тигром. Ему не только удалось выжить, но и превратить историю своей жизни в настоящую притчу с метафорическим финалом.

17. «Милые кости», Элис Сиболд

2002 год
10.9 млн. копий

Автор романа «Милые кости» сама стала жертвой насильника. Как посмели выразиться полицейские «девушку можно считать счастливицей, ведь она жива». Элис Сиболд помогла найти преступника, заметив нападавшего в толпе. Произошедшее подтолкнуло написать ее целых две книги. Первая представляла собой биографию, которая помогла ей выбраться из депрессии. Второе произведение стало всемирно известным бестселлером.

Рассказ ведется от первого лица. Девочку Сюзи заманил в безлюдное место, изнасиловал и убил маньяк. Тело жертвы поддонок расчленил и спрятал. Душа покойной попадает в собственный рай, откуда наблюдает за жизнью близких людей и по мере возможности взаимодействует с ними. Целых 10 лет потребовалось семье Сюзи, чтобы оправится от последствий трагедии.

16. «Тень ветра», Карлос Руис Сафон

2001 год
15 млн. копий

10-летнему Даниэлю на роду было написано связать с вою жизнь с увесистыми томиками. Его отец продавал фолианты и однажды привел сына в удивительное место. В старинном особняке хранились тысячи экземпляров забытых книг. Пареньку предстояло выбрать одну из них и быть верным ей до конца своих дней.

Взор мальчика обратился на потрепанную обложку, на которой значилось имя автора «Хулиан Карракас». Целых 20 лет потратит Даниэль на разгадку секрета проклятой книги. Он встретится с эксцентричными людьми и попадет в хитросплетение интриг.

15. «Виноваты звезды», Джон Грин

2012 год
18.5 млн. копий

В 2012 году почетное место в рейтинге продаж книг занял роман Джона Грина, повествующий о двух подростах, противостоящих несправедливости судьбы. У Хэйзел рак щитовидной железы, пустивший метастазы в легкие. Каждый вздох причиняет девушке боль, за каждый глоток воздуха ей приходится бороться. Огастус потерял ногу, его заболевание не давало о себе знать уже 14 месяцев.

Главные герои знакомятся в группе поддержки, которую посещают нехотя. Они обмениваются книгами и влюбляются друг в друга. Дальнейшие события крутятся вокруг романа «Царский недуг». Хэйзел мечтает поговорить с автором и узнать о дальнейшей судьбе персонажей. Огастус связывается с писателем и организует для любимой поездку в Амстердам. Путешествие в Свободный город окончательно добьет парня.

14. «Волчий тотем», Цзян Жун

2004 год
20.2 млн. копий

На Земле сохранились уголки, где человек продолжает следовать заветам предков и живет в гармонии с природой. Центральный персонаж книги «Волчий тотем» родился в Пекине, его с детства тянуло к познанию окружающего мира. Чень Чжень приходил в восторг от созерцания красот малонаселенных регионов, таких как Сибирь или Внутренняя Монголия.

Вследствие череды обстоятельств главный герой из оплота цивилизации перенесся в степь Элунь. Там он познакомился с группой кочевников, противостоящих с одной стороны натиску технологий, а с другой – нападением волчих стай.

13. «Секрет», Ронда Берн

2006 год
20.7 млн. копий

Сейчас я раскрою вам Великую Тайну бытия – ваши мысли материализуются. Позитивное мышление притягивает хорошие события, а негатив неминуемо ведет к финансовому, социальному и моральному упадку. В двух предложениях я полностью раскрыла суть книги «Секрет».

На мой взгляд, псевдонаучный опус Ронды Берн и ее коллег по монетизации пустых обещаний не стоит выеденного яйца. Однако миллионы читателей со мной не согласны.

12. «Хижина», Уильям Пол Янг

2007 год
21 млн. копий

Какие чувства возникают у отца, чей ребенок предположительно стал жертвой маньяка? Способен ли он уверовать в Бога? Может ли безутешный родитель вновь обрести счастье? На эти вопросы нам попытается ответить Уильям Янг.

Вылазка в лес обернулась трагическими событиями. У Мака пропала маленькая дочь. Поисковая команда в заброшенной хижине обнаружила неоспоримые доказательства смерти малышки. Прошло 4 года, а семья главного героя так и не сумела унять горе. Неожиданно Маку приходит письмо от самого Господа, в котором Отец настоятельно рекомендует мужчине вернуться на место происшествия.

11. «Голодные игры», Сьюзен Коллинз

2008 год
23 млн. копий

Уже который год подростковая литература снимает жирные вершки популярности. Причем возрастные рамки целевой аудитории непрерывно расширяются. Например, трилогия «Голодные игры» изначально предназначалась для ребят от 14 до 18-ти. Сегодня имя Китнисс Эвердин знает и стар, и мал.

На создание романа автора вдохновила совокупность, казалось бы, разрозненных сюжетов. Начнем с того, что Сьюзен Коллинз увлекалась древнегреческими мифами и негодовала по поводу жестокости жителей Афин, посылающих своих детей к Минотавру на растерзание. Ее отец, бывший военный, познакомил дочь с историей сражений и много рассказывал о гладиаторских боях. Все это вылилось в бестселлер, распроданный общим тиражом в 23 миллиона экземпляров.

error: Content is protected !!